Научная статья на тему 'Системная кибернетизация учебных планов подготовки менеджеров'

Системная кибернетизация учебных планов подготовки менеджеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / экономическая кибернетика / управленческий контур с отрицательной обратной связью / направления подготовки / блоки учебных дисциплин
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная кибернетизация учебных планов подготовки менеджеров»

Дрогобыцкий И.Н.

д.э.н., профессор, профессор кафедры системного анализа в экономике Финансового университета

[email protected]

СИСТЕМНАЯ КИБЕРНЕТИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

Ключевые слова: менеджмент, экономическая кибернетика, управленческий контур с отрицательной обратной связью, направления подготовки, блоки учебных дисциплин.

Введение

В настоящее время организационный менеджмент является самым слабым звеном в национальной экономике. По существу в стране утрачена способность быстрой генерации надёжных моделей деловой активности под оперативно открывающиеся возможности и трансформирования их в масштабные инновационные проекты. Многие успешно складывающиеся события рыночной конъюнктуры не находят должного отклика у отечественных бизнесменов и топ-менеджеров.

Для глобального успеха России нужны эффективные модели организации деятельности хозяйствующих субъектов и квалифицированные менеджеры, способные обеспечить их практическое воплощение, технологическое сопровождение и дальнейшее развитие. К сожалению, в рамках сложившегося перечня направлений подготовки менеджеров в отечественной системе высшего образования отмеченную задачу не решить. Закрепленная образовательными стандартами структура учебных планов, «отшлифованные» программы учебных дисциплин и устоявшиеся традиции передачи знаний не оставляют места для сколь-либо серьезного обновления образовательного процесса и, тем самым, обрекают общество на массовое воспроизводство управленцев, не отвечающих требованиям инновационной экономики.

Необходимо коренным образом изменить содержание учебных планов менеджериальной подготовки профессиональных экономистов в национальных вузах, чтобы обеспечить гармоничное соответствие квалификации выпускаемых специалистов требованиям современного рынка. Менеджер новый генерации должен обладать высокой управленческой культурой, хорошим системным мышлением, глубокими математическими знаниями и всесторонней информационно-технологической подготовкой. В рамках сложившихся методик и традиций экономического образования такого специалиста подготовить нельзя.

Любой новый профиль подготовки менеджеров, попадая в «силовое поле» действующих образовательных стандартов, нивелируется до уровня подготовки среднестатистического специалиста. Чтобы преодолеть это стандартно-бюрократическое тяготение необходимо выйти в новое образовательное измерение, т.е. начать обучение менеджеров в рамках нового направления подготовки.

Направление поиска решения

Наиболее приемлемым в этом плане представляется возрождение в отечественном образовательном пространстве направления подготовки «Экономическая кибернетика» как на бакалаврском, так и на магистерском уровнях. Такой ход никак не нарушит сложившегося «статус-кво», но обеспечит включение в соответствующие учебные планы всех значимых (в контексте организационного управления) достижений экономики, математики культурологии и информационной технологии.

Следует подчеркнуть особую важность культурологических знаний в отмеченном ряду значимых научных направлений для подготовки современных менеджеров. Дело в том, что определяющие связи между элементами экономических систем, которыми призваны управлять менеджеры, имеют культурную природу. Они существуют только в головах (воображении) людей-участников управленческого процесса. Но от того что они там «засели» и время от времени активизируются, люди совершают реальные поступки - вырабатывают, принимают и реализуют управленческие решения - что моментально сказывается на текущем состоянии управляемой системы и несомненно отразится на её будущем.

Очевидно, что для успешного управления экономическими системами менеджеры новой генерации наряду с природой должны изучать культуру. Анализ зарубежного опыта показывает, что порядка 50 процентов активного менеджерского контингента составляют специалисты с гуманитарным и психологическим образованием [1]. В национальной экономике «правят бал» преимущественно специалисты с техническим образованием, что никак не соответствует требованиям современности и не способствует системизации и организованности управляемых систем.

Идея развития организационных способностей является одной из ключевых в современном менеджменте. Считается, что хорошая организационная структура экономической системы обеспечивает три четверти ее эффективности и конкурентоспособности [10, с. 499-503]. Организационные способности, встроенные в бизнес-процессы и корпора-

тивную культуру системы, более значимы для успеха чем ресурсное обеспечение. Успешная компания, производя востребованные продукцию и/или услуги, использует те же факторы производства, что и ее конкуренты, но благодаря большим организационным способностям делает это быстрее, качественнее и экономнее.

Современный организационный менеджмент следует уподобить инженерному делу, которое представляет собой искусство, опирающееся на хорошую научную теорию, адекватную методологию и надежную инструментальную поддержку. В его основе должны лежать модели предметной области управления, которые призваны играть такую же роль как и чертежи в управлении техническими системами. Это не экономические бизнес-модели или инвестиционные бизнес-кейсы, позволяющие подсчитать экономическую выгоду от развития бизнеса в относительно предсказуемой долговременной перспективе, а модели организационные (!), в рамках которых идет проектирование новых бизнес-процессов и структур под новые стратегические задачи.

Такие модели позволяют менеджеру увидеть все существенные связи между элементами экономической системы, определить комплементарную команду проекта, очертить объемы ресурсов и перечень технологических средств, необходимых для его реализации, оценить возможные последствия управленческих действий и решить много других организационных вопросов, сопровождающих всякое новое дело. К особенностям организационных моделей управления следует отнести всемерное использование качественной информации и новейших технологий управления знаниями. Собственно они и определяют инновационный характер организационного менеджмента.

В основу управления любой экономической системой надо положить классический управленческий контур с уравновешивающей (отрицательной) обратной связью, составляющий теоретическую платформу всего кибернетического учения [3]. На рис.1 показано, как на базе этого контура предполагается выстроить учебный план подготовки бакалавров по направлению «Экономическая кибернетика». Заметим, что фигурирующие на схеме обозначения имеют следующее смысловое содержание: - ожидаемое (планируемое) состояние хозяйствующего субъекта в момент 8(1) - фактическое состояние хозяйствующего субъекта в момент /; ЬЩ) - расхождение между плановым и фактическим состояниями объекта на момент /; и((+1) - управляющее воздействие, призванное согласовать фактическую и плановую траектории развития хозяйствующего субъекта в течение следующего $+1)-го управленческого периода.

К учетно-аналитическому блоку следует причислить дисциплины всех видов учета (бухгалтерского, управленческого и налогового), контрольно-мониторинговые дисциплины (финансовый контроль, контроль исполнительской дисциплины, мониторинг текущего состояния) и дисциплины аналитического характера (экономический анализ, внутренний аудит, конкурентный анализ). Это устоявшиеся дисциплины. Их содержание и методика преподавания хорошо отработаны и успешно развиваются, следуя за изменениями в экономической жизни. Учебные программы отмеченных дисциплин время от времени подвергается незначительным коррективам по причине совершенствования нормативного законодательства в области контроля, учета и аудита.

Дисциплины прогнозно-планового блока - прогнозирование экономического развития, методология и инструментарий разработки планов, технико-экономическое планирование и др. - также накопили значительный потенциал методологической прочности, корни которого уходят в далекое социалистическое прошлое. Нередко это прошлое

Первое приближение к решению проблемы

Рисунок 1.

входит в серьезное противоречие с реалиями современной жизни, однако его носители не желают считаться с последними и всячески приспосабливают старые знания под новые условия. Более того, методики традиционного планирования деятельности хозяйствующих субъектов являются ручными, исповедуют принцип «от достигнутого» и дублируют методы следующего экономико-математического блока в их упрощенном варианте. В учебных планах подготовки менеджеров новой генерации дисциплины этого блока надо сократить до минимума.

Как отмечалось, экономико-математический блок представляют дисциплины, поддерживающие преимущественно функции прогнозирования и планирования. Несмотря на то, что экономико-математические модели встречаются в экономических трактатах с середины позапрошлого века, их серьезное практическое применение следует увязывать с появлением и промышленным использованием вычислительной техники. К настоящему времени этот блок существенно расширил границы своей экспансии за счет серьезного наращения методологического арсенала. Помимо классических методов математического моделирования, он охватывает методы информационного, имитационного и интерактивного моделирования экономических систем [6, 7, 9]. Надо отметить, что все перечисленные методы довольно успешно спроецированы в учебные программы подготовки бакалавров и магистров для экономики. Тем не менее, последние из года в год должны пересматриваться, следуя за новыми достижениями науки.

Информационно-технологический блок в настоящее время представляет целый спектр учебных дисциплин -архитектура информационных систем, программирование, бизнес-информатика и др. - что дает все основания говорить о наступлении эры информационного общества [5, 8]. Однако именно на ИТ-специалистов сыплются нарекания о недостаточной информатизации и автоматизации управленческого труда. Несмотря на то, что те формализовали и перевели в программные коды все известные модели и алгоритмы организационного управления, практикующие управленцы не прекращают высказывать свою неудовлетворенность. Нам кажется, что источник проблем информационно-технологической поддержки управления кроется не в ИТ, а в области организационного менеджмента. В виду того, что информационные технологии бурно развиваются, образовательные программы соответствующих учебных дисциплин все время пересматриваются.

Что касается учебных программ управленческих дисциплин, то необходимо констатировать, что несмотря на наличие федеральных образовательных стандартов, они отличаются большим разнообразием и меняются от вуза к вузу. Это означает, что специалисты в области менеджмента находятся в состоянии творческого поиска, и каждый автор стремится привнести что-то свое в подготовку профессиональных менеджеров. Нынешнее изобилие концепций, теорий и методологий организационного менеджмента не может поместиться ни в один учебный план подготовки бакалавра и/или магистра. Более того, между различными теоретическими подходами к организационному управлению зачастую отсутствует эволюционная преемственность и не просматриваются логические связи. Невозможность свести различные теоретические направления организационного менеджмента к «единому знаменателю» позволяет усомниться в том, что в современной управленческой науки существует надёжная теоретическая база. Полагаю, что для нужд направления «Экономическая кибернетика» учебные планы традиционных управленческих дисциплин - общий менеджмент, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент и др. - надо коренным образом переработать.

Необходимость включения в учебный план экономо-физического блока объясняется тем, что организационное управление имеет энергетическую природу. Способность одного субъекта влиять на поведение другого субъекта или целого коллектива ничем другим как энергетическим воздействием объяснить невозможно. Мы пока не знаем природы этой энергии и не умеем её измерять, тем не менее, уже давно и довольно успешно пользуемся ею. Обсуждаемые на страницах научных изданий энергетические императивы - воля, полномочия, принуждение и влияние - представляют собой не что иное как отдельные виды управленческой энергии [1, 6]. Для успешной реализации любого принятого управленческого решения требуется определенное количество энергии каждого вида и их гармоничное сочетание. Умение концентрировать нужную управленческую энергию в необходимом объеме, в нужном месте и в нужное время является признаком высокого менеджериального мастерства, заслуживающего всяческого поощрения и требующего надлежащего отражения в соответствующих учебных дисциплинах.

Социо-психологический блок дисциплин призван «заземлить» новую энергетическую субстанцию в духовно-психологический мир социума как единственный источник энергообеспечения управленческой деятельности. Исходя из того, что основная цель организационного менеджмента заключается в обеспечении результативности и эффективности хозяйствующего субъекта в текущий момент и в обозримой перспективе [1], практикующий менеджер должен постоянно держать в поле зрения четыре группы задач, призванных обеспечить: краткосрочную результативность, краткосрочную эффективность, долгосрочную результативность и долгосрочную эффективность системы управления. Естественно, что решение отмеченных задач должна обеспечить некая комплементарная управленческая команда, состоящая из профессионалов. К сожалению, в учебных планах подготовки современных менеджеров отсутствует дисциплины, «покрывающие» проблематику данного блока. Их состав и методическое обеспечение необходимо разрабатывать «с нуля».

Блоку системных дисциплин - основы кибернетики, общая теория систем, теория организации, организационные структуры управления, системный анализ в экономике - отведены диспетчерская и координирующая функции организационного менеджмента. Их надлежащее освоение позволит менеджерам объединять индивидов с разными стилями управления, разными интересами, разными должностными полномочиями и, следовательно, разными сферами влияния. Поскольку существующие учебные программы большинства перечисленных дисциплин разрабатывались с ориентацией на другие области человеческой деятельности их адаптация к предметной области экономики потребует значительных усилий.

Ожидаемая результативность нового направления подготовки менеджеров

Пока экономическая кибернетика существовала как направление подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием она «стягивала» все перечисленные блоки дисциплин в единое целое и обеспечивала более-менее гармоничное развитие методологии организационного управления, алгоритмов управленческих процедур и средств их инструментальной поддержки. С упразднением отмеченного направления действие стягивающей силы прекратилось, и каждый блок стал развиваться сам по себе. В настоящее время блоки учебных дисциплин настолько удалились друг от друга, что их носители (преподаватели) не всегда находят общее понимание насущных проблем.

С целью восстановления гармонии в кадровом обеспечении отечественной экономики настало время вернуть экономическую кибернетику в образовательную сферу. Кроме воссоздания естественного баланса в экономическом образовании такой шаг придаст новый импульс развитию организационного менеджмента как наиболее слабому звену в созвездии экономических наук.

В бакалавриате направления «Экономическая кибернетика» предполагается готовить организационных модельеров и дизайнеров. Опираясь на знание основных положений экономической теории, общей теории систем и теории организационного управления, с одной стороны, вооруженные методологией итерационного, архитектурного и экономико-математического моделирования - с другой, и умело используя огромный потенциал новейших информационных технологий - с третьей, выпускники бакалавриата «Экономическая кибернетика» призваны строить организационные модели различных экономических систем, составляющие исходное начало целенаправленного организационного управления их развитием. Поскольку в настоящее время пока отсутствуют функциональные подразделения, занимающиеся организационным совершенствованием экономических систем, необходимо всячески инициировать их учреждение. Открытие направления подготовки «Экономическая кибернетика» должно «подтолкнуть» хозяйствующие субъекты, органы государственной власти и местного самоуправления к формированию соответствующего заказа.

Выпускников магистратуры направления «Экономическая кибернетика» следует ориентировать на работу в качестве менеджеров-интеграторов, в должностные обязанности которых будет вменено поддержание гармонии между миссией, функционалом, организационной структурой, бизнес-процессами, ИТ-системой и внешней средой хозяйствующего субъекта. Эта должностная позиция уже предполагает официальные властные полномочия на уровне советника первого руководителя и соответствующую организационную единицу. Собственно эта организационная единица и должна ведать вопросами организационного развития объекта управления.

Главная задача службы менеджера-интегратора будет заключаться в мониторинге текущей ситуации и обеспечении соответствия между ключевыми системообразующими параметрами хозяйствующего субъекта. В случае обнаружения признаков дисгармонии он должен выработать превентивные меры, направленные на устранение нежелательных дисбалансов, а также обеспечить их реализацию. При этом менеджер-интегратор должен больше пользоваться дипломатическими методами и умением убеждать, чем правом влиять на решения, используя свои служебные полномочия и близость к первому руководителю.

Кроме того, служба менеджера-интегратора призвана обеспечить оперативное предупреждение нежелательного развития событий на управляемом объекте. Для этого она должна располагать средствами раннего обнаружения и диагностирования несоответствий в текущих значениях основных параметров управляемого объекта, которые впоследствии могут привести к большим функциональным, структурным или технологическим проблемам. К сожалению, пока экономическая наука не располагает такими средствами, а их разработка находится в стадии лабораторных исследований.

Заключение

На кафедре системного анализа в экономике Финансового университета при Правительстве Российской Федерации разработаны базовые учебные планы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Экономическая кибернетика», сформулированы технические задания на разработку учебных программ новых и ревизию существующих дисциплин отмеченных планов и очерчен круг специалистов, способных воплотить в жизнь изложенную здесь идею. Дело осталось за малым - найти экспериментальную площадку, на базе которой можно будет отрабатывать учебные программы новых дисциплин и начать планомерную подготовку управленцев новой генерации.

Список литературы

1. Адизес И. Управляя изменениями. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

2. Белков Б.Б. Опыт российских компаний по разработке и использованию профессиональных стандартов и моделей компетенций в сравнении с зарубежной практикой // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2012. - № 3. - С. 2428.

3. Виннер Н. Кибернетика. - М.: Наука, 1974. - 158 с.

4. Гараедаги Дж. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. -480 с.

5. Дрогобыцкий А.И. Корпоративное управление в знаниевой экономике. - М.: Экономика, 2008. - 151 с.

6. Дрогобыцкий И.Н. Системная кибернетизация организационного управления. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. -333 с.

7. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 272 с.

8. Иванус А.И. Гармоничный инновационный менеджмент. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 248 с.

9. Клейнер Г.Б. Системная организация экономики и системный менеджмент // XII Международная конференция по проблемам развития экономики и общества. Т. 2. - М.: ВШЭ, 2012. - С. 3-31.

10. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

11. Общая психология: учебник. - Саратов: Научная книга, 2003. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.