Научная статья на тему 'Системная диагностика уровня развития художественной культуры личности ребенка'

Системная диагностика уровня развития художественной культуры личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF ARTISTIC CULTURE DEVELOPMENT IN THE PERSONALITY / ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ / PRINCIPLES OF DIAGNOSIS / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ / CRITERIA AND INDICATORS OF DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Эльмира Габдулловна

В статье рассматриваются вопросы осуществления системной педагогической диагностики уровня художественной культуры личности ребенка в процессе его развития. В основу определения критериев оценивания и выявления уровня творческого развития положена многокомпонентная структура понятия «художественная культура личности», включающего в себя художественно-эстетическое сознание (восприятие, мышление, воображение, чувства, эмоции, предпочтения, идеалы) и потребность к художественной деятельности (творческие способности, умения, навыки, креативность). В ходе анализа результатов имеющихся исследований по теме определяются наиболее важные принципы диагностики: принцип соответствия методического материала специфике художественного творчества, принцип независимости от специальных технических навыков. В общей структуре системной диагностики определены три основных направления, по которым она может осуществляться: выявление уровня сформированности художественного сознания, определение характеристик процесса творческой деятельности, оценивание результативности и качества творческого продукта. Автором выделяются и обосновываются критерии и показатели уровня развития художественной культуры личности. Данная классификация может быть положена в основу методики, на основании которой педагог не только диагностирует обучающихся, выявляя их уровень творческого развития на данный момент времени, но и прогнозирует дальнейшую траекторию развития каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Эльмира Габдулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC DIAGNOSTICS OF THE DEVELOPMENT LEVEL OF ARTISTIC CULTURE IN CHILDREN’S PERSONALITY

The article considers the implementation of the system of pedagogical diagnostics, determining the level of children’s personality artistic culture in the process of its development. The criteria for evaluating and identifying the level of creative development is based on the notion “the culture of a personality”, which consists of many components, including the artistic-aesthetic consciousness (perception, thinking, imagination, feelings, emotions, preferences and ideals) and the need for artistic activity (creative abilities, skills and creativity). The research results identify the most important principles of the diagnosis: correspondence of methodological materials to the specificity of artistic creativity and independence from special technical skills. In the general structure of systemic diagnostics, there are three main directions of its implementation: identifying the level of the artistic consciousness development; defining the features of the creative activity process; evaluating the effectiveness and quality of the creative product. The article distinguishes and substantiates the criteria and indicators of the level of the artistic culture development in the personality. This classification can form the basis of the methodology, which enables the teacher not only to diagnose the learners, identifying their creative development level in a given period of time, but also to predict the future trajectory of each child’s development.

Текст научной работы на тему «Системная диагностика уровня развития художественной культуры личности ребенка»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2018. №1(51)

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.036

СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

© Эльмира Ахметшина

SYSTEMIC DIAGNOSTICS OF THE DEVELOPMENT LEVEL OF ARTISTIC CULTURE IN CHILDREN'S PERSONALITY

Elmira Akhmetshina

The article considers the implementation of the system of pedagogical diagnostics, determining the level of children's personality artistic culture in the process of its development. The criteria for evaluating and identifying the level of creative development is based on the notion "the culture of a personality", which consists of many components, including the artistic-aesthetic consciousness (perception, thinking, imagination, feelings, emotions, preferences and ideals) and the need for artistic activity (creative abilities, skills and creativity). The research results identify the most important principles of the diagnosis: correspondence of methodological materials to the specificity of artistic creativity and independence from special technical skills. In the general structure of systemic diagnostics, there are three main directions of its implementation: identifying the level of the artistic consciousness development; defining the features of the creative activity process; evaluating the effectiveness and quality of the creative product. The article distinguishes and substantiates the criteria and indicators of the level of the artistic culture development in the personality. This classification can form the basis of the methodology, which enables the teacher not only to diagnose the learners, identifying their creative development level in a given period of time, but also to predict the future trajectory of each child's development.

Keywords: pedagogical system, diagnostics of the level of artistic culture development in the personality, principles of diagnosis, criteria and indicators of diagnosis.

В статье рассматриваются вопросы осуществления системной педагогической диагностики уровня художественной культуры личности ребенка в процессе его развития. В основу определения критериев оценивания и выявления уровня творческого развития положена многокомпонентная структура понятия «художественная культура личности», включающего в себя художественно-эстетическое сознание (восприятие, мышление, воображение, чувства, эмоции, предпочтения, идеалы) и потребность к художественной деятельности (творческие способности, умения, навыки, креативность). В ходе анализа результатов имеющихся исследований по теме определяются наиболее важные принципы диагностики: принцип соответствия методического материала специфике художественного творчества, принцип независимости от специальных технических навыков. В общей структуре системной диагностики определены три основных направления, по которым она может осуществляться: выявление уровня сформированности художественного сознания, определение характеристик процесса творческой деятельности, оценивание результативности и качества творческого продукта. Автором выделяются и обосновываются критерии и показатели уровня развития художественной культуры личности. Данная классификация может быть положена в основу методики, на основании которой педагог не только диагностирует обучающихся, выявляя их уровень творческого развития на данный момент времени, но и прогнозирует дальнейшую траекторию развития каждого ребенка.

Ключевые слова: педагогическая система, диагностика уровня развития художественной культуры личности, принципы диагностики, критерии и показатели диагностики.

Одной из значимых задач любого развитого общества является формирование художественной культуры личности, способной к освоению и созданию мира ценностей искусства. Любой вид искусства - это универсальное средство развития

эмоциональной сферы, образного мышления, художественно-эстетического сознания личности на всех возрастных этапах ее взросления [Ка-дыйрова, с. 222]. Что же мы подразумеваем, когда говорим, например, о развитии интересов и

потребностей? Мы имеем в виду устойчивость внутренней установки каждой личности на приобщение к миру прекрасного, миру изысканной красоты. Развитое художественное восприятие -это умение избирательно воспринимать явления, объекты, процессы как материального мира, так и духовной жизни общества, связанной с изобразительным искусством, на основе уже имеющихся предпочтений и вкуса.

В структуре художественной культуры личности еще одной важной составляющей является творческая деятельность. Это продуктивная деятельность, осуществляемая по законам красоты и направленная на создание художественно-эстетических ценностей и произведений искусств. Ее обязательной составляющей являются художественные способности, которые позволяют личности привносить прекрасное в быт, труд, поведение и подразумевают наличие образного мышления, любознательности и наблюдательности, умения аналитически перерабатывать полученную информацию. Также важной составляющей художественной деятельности является креативность - способность видеть необычное, новое в обыденном.

Выделение стержневых компонентов художественной культуры достаточно условно, поскольку все они взаимосвязаны. Но их определение ложится в основу диагностического процесса, направленного на выявление результативности функционирования педагогической системы развития художественной культуры личности. Взаимосвязь цели и результатов возможно осуществлять через реализацию поуровневого диагностирования (определяются исходный, промежуточный, итоговый уровни). Чем чаще происходят так называемые «замеры», тем эффективнее будет функционировать разработанная нами система.

Попытка постичь условия успешности развития художественной культуры личности, определить критерии и показатели эффективности потребовала от нас осмысления принципов, на основании которых должны разрабатываться методики диагностики. Первый выделенный нами принцип - принцип соответствия методического материала специфике художественного творчества. Не важно, какого возраста художник, они решают одинаковые задачи, поэтому и относиться к каждому нужно как к творцу. Второй мы назвали принципом независимости от специальных технических навыков. Поставленная перед ребенком задача не должна быть в прямой зависимости от того, насколько ребенок технически владеет художественным материалом (если только не стоит задача диагностики именно этого аспекта творческого развития).

Необходимо отметить, что в художественном творчестве нельзя опираться только на формализованные и объективные оценки и критерии. А. А. Мелик-Пашаев отмечает: «Диагностика художественной одаренности - это в первую очередь „понимающая" (а не „измеряющая") диагностика» [Мелик-Пашаев, с. 17]. Поэтому трудность ее проведения заключается в том, что необходимо улавливать пока еще не актуализированный творческий потенциал (намерения) ребенка, способность его сознания генерировать художественный замысел. Диагностика - это не только выявление критериев, показателей, но и коррекционно-развивающая работа, которая важна на всех ступенях образования и эффективность которой будет наиболее очевидна в условиях непрерывной педагогической системы.

Итак, определяя критерии и показатели диагностики, мы обратимся к компонентам, которые были раскрыты в начале статьи. Оценивается уровень сформированности художественного сознания и умений, способностей художественно-творческой деятельности (учитывая как процесс, так и результат), остальные критерии являются их компонентами. Говоря о сознании, мы имеем в виду уровень развития эмоциональности, креативности (воображения), интереса, мышления, вкуса, предпочтений, восприятия. Рассматривая процесс (характер линий, нажим, регуляция силы нажима, уровень самостоятельности и т. д.), регуляцию деятельности (отношение к оценке взрослого, оценка ребенком созданного им изображения, эмоциональное отношение к своей деятельности) и результаты художественно-творческой деятельности (содержание изображения, передача формы и объема, пропорций, композиции, движения, цвета), мы выявляем художественные особенности и уровень творчества личности.

На сегодняшний день исследователями детского рисунка и художественного процесса Т. С. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, Л. П. Бла-щук, Т. Г. Казаковой, И. А. Лыквой и др. разработаны различные методики диагностики. Один из методов оценивания - это «метод экспертной оценки», или, как его еще называют, «метод компетентных судей» [Казакова, с. 113]. Так как не всегда есть возможность привлечения опытных экспертов, авторы методик, как правило, раскрывают содержание критериев через определенные показатели, что, несомненно, облегчает задачу диагноста. Н. А. Ветлугина показателями процесса и качества результатов творчества, продукции художественного образа определяет: в отношении интересов -искренность, увлеченность, эмоциональность,

ЭЛЬМИРА АХМЕТШИНА

непосредственность, интерес к изобразительной деятельности; в отношении способов творческих действий - наличие дополнений, преобразований хорошо знакомого материала, изменений, поиска и нахождения достаточно оригинальных приемов изображения, а также самостоятельного нахождения новых способов, быстроты реакции, ориентировка в абсолютно новых условиях; в отношении качества результатов творчества -умение находить адекватные выразительно-изобразительные средства с целью воплощения художественного образа, соответствие творческих результатов базовым художественным требованиям (цветовая гармония, характер линий, ритм пятен, форм, своеобразие композиционного решения). Отдельно выделяется «индивидуальный почерк» или особая манера выражения ребенком собственного эмоционального отношения к изображаемому образу. Имеются методики, которые диагностируют один критерий по нескольким параметрам, такой методикой является творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Т. С. Комарова) [Казакова, с. 128]. Данная методика направлена на диагностирование продуктивности, оригинальности, которые стали критериями выявления уровня творческого развития ребенка. Исследователь Л. П. Блащук [Блащук, Казакова, с. 46] предлагает еще более тщательную диагностику, при которой определяется не просто наличие и уровень интереса, но и его глубина: поверхностный, углубленный, устойчивый.

Исходя из вышесказанного, мы приходим к следующим выводам:

Общую структуру системной диагностики мы можем разделить на 3 основных направления (критерия):

1) выявление уровня сформированности художественного сознания;

2) определение характеристик процесса творческой деятельности;

3) оценивание результативности и качества творческого продукта.

Определяя показатели развития художественной культуры личности с целью осуществления диагностики по первому критерию, можно опираться на структуру художественно-эстетического сознания, выделяя наиболее важные и существенные ее компоненты, такие как интерес, восприятие, чувства и эмоции, вкус и предпочтение, художественно-образное мышление, креативность (воображение, замысел). Нельзя не подчеркнуть, что одним из показателей развитого художественного сознания становится уровень теоретических знаний в области искусствоведения.

Характеристиками процесса творческой деятельности можно определить уровень самостоятельности, эмоционально-оценочную регуляцию деятельности (самим ребенком, а также отношение к оценке окружающих), техническую составляющую (характер линий, выбор композиции, передача движения, ритма), творческую составляющую (нахождение креативных способов и приемов передачи и раскрытия замысла).

Для оценивания результативности творческой деятельности мы выделяем 2 группы показателей: содержательные (образность, полнота передачи художественного замысла), технические (композиционные приемы, передача формы, объема, пропорций и масштабов, движения, колористическое решение).

Педагогам необходимо иметь в преподавательском арсенале диагностический инструментарий, который позволяет намного глубже понять ребенка, его душевное состояние, его актуальные и потенциальные возможности. Имея достаточно полную информацию, необходимо целенаправленно планировать и реализовывать воспитательный и образовательный процесс, выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития для каждого ребенка, добиваться высоких результатов педагогической деятельности.

Список литературы

Блащук Л. А., Казакова Т. Г. Развивать интерес к изобразительной деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1985. № 1. С. 4547.

Кадыйрова Л. Х. Роль художественной культуры и эстетического воспитания как факторов развития общества // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 221-225.

Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос, 2006. 256 с.

Мелик-Пашаев А. А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 15-21.

References

Blaschuk, L. A., Kazakova, T. (1985). Razvivat' ínteres k izobrazitel'noi deiatel'nosti (starshii doshkol'nyy vozrast) [Developing Interest in Pictorial Activities (senior preschool age)]. Doshkol'noye vospitanie, pp. 4547. (In Russian)

Kadyirova, L. Kh. (2015). Rol' khudozhestvennoi kul'tury i esteticheskogo vospitaniia kak faktorov razvitiia obshchestva. [The Role of Artistic Culture and Aesthetic

Education as Factors of the Development of Society]. Iskusstvo i khudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodeistviia. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 221-225. (In Russian)

Kazakova, T. G. (2006). Teoriia i metodika razvitiia detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva [Theory and

Methods of the Development of Children's Fine Arts]. Moscow, Vlados. 256 p. (In Russian)

Melik-Pashaev, A. A. (2014). Proiavlenie odarennosti как norma razvitiia [Manifestations of Giftedness as a Norm of Development]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie. T. 19. No. 4, pp. 15-21. (In Russian)

The article was submitted on 17.03.2018 Поступила в редакцию 17.03.2018

Ахметшина Эльмира Габдулловна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. Gumerik69@mail.ru

Akhmetshina Elmira Gabdullovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. Gumerik69@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.