Научная статья на тему 'Системная диагностика регионального спортивного комплекса: теория и инструментарий (на примере Удмуртской республики)'

Системная диагностика регионального спортивного комплекса: теория и инструментарий (на примере Удмуртской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / СПОРТ / ПОТЕНЦИАЛ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвин А.В.

В статье анализируются проблемы организации и управления региональным спортивным комплексом дотационного региона России. Показано, что основными причинами проблем является отсутствие доступной, своевременной и полной информации об имеющихся ресурсах, а также четкой, продуманной спортивной политики со стороны местных властей. Для преодоления данных явлений предложена методика системной диагностики регионального спортивного комплекса как инструментария поиска дополнительных возможностей его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная диагностика регионального спортивного комплекса: теория и инструментарий (на примере Удмуртской республики)»

УДК 330.352

СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА: ТЕОРИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ (на примере Удмуртской Республики)

А. В. ЛИТВИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, руководитель научно-образовательного центра «Управление инфраструктурой объектов недвижимости» E-mail: litvin-andrey@mail. ru Удмуртский государственный университет

В статье анализируются проблемы организации и управления региональным спортивным комплексом дотационного региона России. Показано, что основной причиной проблем является отсутствие доступной, своевременной и полной информации об имеющихся ресурсах, а также четкой, продуманной спортивной политики со стороны местных властей. Для преодоления данных явлений предложена методика системной диагностики регионального спортивного комплекса как инструментария поиска дополнительных возможностей его развития.

Ключевые слова: системная диагностика, региональный спортивный комплекс, спорт, потенциал, инструментарий, эффективность.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Правительством РФ, указывается на то, что за последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Однако уровень развития физической культуры и спорта, особенно в провинциальных дотационных регионах, не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в стране. Нерешенные проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового

обеспечения сдерживают развитие как массового, так и профессионального спорта. Значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене. И наиболее ярко это проявляется в утрате лидирующих позиций на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать всю экономическую и политическую мощь для успешного выступления спортсменов. Для достижения поставленных целей в российском спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал [8].

Сегодня достаточно широко распространена ситуация, когда ухудшение состояния какой-либо сферы, в том числе спортивной, остается незамеченным до тех пор, пока не проявятся его последствия. По этой причине возникает необходимость выявления симптомов, вызывающих ухудшение ее функционирования на ранней стадии для своевременного и должного реагирования на изменения во внешней и внутренней среде, обеспечивая устойчивое развитие физической культуры и спорта как сегмента экономики. При разработке и принятии оптимальных управленческих решений необходимы новые научные методы и инструментарий, позволяющие комплексно оценивать имеющийся потенциал спортивной сферы. Следовательно,

использование методов и моделей экономической диагностики регионального спортивного комплекса представляется актуальным.

Термины «диагноз», «диагностика» находят довольно широкое распространение в медицине, технике, а в последнее время и в экономике в силу чрезвычайной важности процедур распознавания, определения и преобразований различных состояний систем, значимых для их собственного существования и функционирования. Диагностика отдельных видов экономической деятельности позволяет четко и недвусмысленно выявлять их позитивные и негативные стороны. А диагностика системы в целом предполагает синтез, т. е. соединение, сочетание, обобщение и сопоставление данных об отдельных видах деятельности, позволяющих определить состояние всей системы с выделением проблемных участков. Возникающие при этом медицинские или технические ассоциации имеют под собой вполне определенные основания. Ведь любая экономическая система и, в частности, конкретное предприятие или организация являются сложнейшим организмом, состоящим из большого количества взаимосвязанных элементов, каждый из которых характеризуется своим специфическим набором показателей или индикаторов.

Традиционно в экономической литературе рассматривают общую диагностику, которая, как правило, ограничивается уровнем отдельно взятого предприятия, хотя большинство ее положений, безусловно, можно отнести и к более масштабным объектам. Общая диагностика включает в себя следующие составляющие:

— экономическую диагностику;

— функциональную диагностику;

— диагностику внешней среды;

— стратегическую диагностику.

Таким образом, видно, что экономическая диагностика — более узкое понятие, чем общая диагностика. Экономическая диагностика распознает характер нарушения в одной из областей хозяйствующего субъекта — экономической области [5]. В данном случае хозяйствующий субъект рассматривается как сложная система, состоящая из взаимосвязанных между собой элементов, которые не функционируют автономно. Под углубленной или глобальной диагностикой М. М. Глазов понимает «учение о методах и принципах распознавания дисфункций и постановку диагноза анализируемому объекту в целях повышения эффективности

его функционирования, его жизнеспособности в условиях свободной конкуренции свободного, нерегулируемого рынка» [1]. Данное определение раскрывает сущность диагностики с одной оговоркой — применительно к спортивному комплексу дисфункция может относиться не только к основному объекту рассмотрения, но и к объектам из внешнего окружения (например, когда успешно развивающийся вид спорта не получает финансовой поддержки).

Авторы коллективной монографии «Экономическая диагностика: теория и методы» [9] различают понятия диагностики и анализа, исходя из их функций. Эти различия сформулированы следующим образом:

— функция диагностики — установление факта;

— функция анализа — установление причины.

В узком смысле диагностика определяется как

выявление проблем, а в широком — как оценка, различение и распознавание проблем. Это является основой для разграничения понятий «оценка», «анализ» и «диагностика» применительно к экономической среде. При этом диагностика трактуется как более широкое понятие, чем оценка или анализ, которые в свою очередь являются инструментальными средствами при проведении экономической диагностики.

Сущность экономической диагностики в соответствии с концепцией А. И. Муравьева можно определить через ее задачи [7]:

— качественное описание экономического содержания показателей, необходимых для характеристики сложных хозяйственных систем;

— построение симптоматических справочников, ориентированных на алгоритмы управления так называемых автоматизированных офисов;

— разрешение противоречий между необходимостью сокращения числа директивно устанавливаемых показателей и, как следствие этого, ростом их агрегированности, а также потребностью иметь детальные показатели уровня и динамики;

— предупреждение о перерастании хозяйственных ситуаций в проблемные, а из проблемных — в конфликтные;

— своевременное выявление проблемных ситуаций и определение способов их преодоления.

Подход, делающий акцент на качественной характеристике проблем объекта диагностирования, изложен в работе О. Г. Дмитриевой [3]. Под диа-

гностикой автор понимает определение состояния региона, обнаружение «региональных» болезней, «патологий», болевых точек и узких мест, выделяя 3 типа диагноза:

— 1-й тип, устанавливающий отклонение от нормы;

— 2-й тип, определяющий принадлежность объекта к тому или иному классификационному типу или группе;

— 3-й тип, описывающий объект как уникальное сочетание признаков.

Рассмотренные точки зрения подтверждают необходимость более тщательного исследования специфических признаков экономической диагностики спортивного комплекса. А сама проблема экономической диагностики становится все более актуальной по мере развития рыночных отношений, усложнения экономического механизма, а значит, и усиления его уязвимости, расширения внутрипроизводственных и внешних связей, возрастания коммерческого риска. Говоря в дальнейшем об экономической диагностике, автор будет ориентироваться на учет специфики рассматриваемого предмета, а именно: экономики спорта или рассматриваемого объекта — регионального спортивного комплекса, хотя многие полученные выводы и положения, по-видимому, могут иметь и более широкое применение.

Таким образом, сущность системной экономической диагностики спортивного комплекса региона заключается в следующем. Это определение, регистрация и анализ информации, позволяющие выявить (распознать) недостатки и неиспользуемые возможности спортивной отрасли без радикального вмешательства в объект диагностирования. Сам же процесс диагностирования достаточно сложен и поэтому распадается на отдельные составляющие или процедуры, которые могут изменяться и совершенствоваться.

Диагностическая деятельность спортивного комплекса ближе всего к информационной или мониторинговой деятельности, но комплексный характер диагностики сближает ее и с научной деятельностью, и с финансово-хозяйственной, понимаемой в широком смысле (включая планирование на основе анализа и управление на основе диагностики) [4]. Как правило, проведение любых спортивных мероприятий требует определенных затрат — материальных, финансовых, людских. С другой стороны, каждое спортивное событие, про-

шедшее или предстоящее, оказывает существенное влияние на развитие всего региона в целом. При этом последствия могут быть положительными, отрицательными или нейтральными и касаться самых различных аспектов жизни региона. Поэтому тщательная классификация возможных последствий спортивных мероприятий и их оценка с точки зрения имеющегося потенциала также важны для экономической диагностики.

Предметом экономической диагностики спортивного комплекса являются количественная характеристика и качественная идентификация его состояния на конкретный момент времени. При этом задача диагностики заключается не только в том, чтобы оценить состояние, но и в том, чтобы спрогнозировать поведение всего спортивного комплекса как в случае внедрения организационно-управленческих мероприятий, так и в случае недостаточной активности по устранению выявленных диспропорций. Системная экономическая диагностика как процесс включает ряд последовательных этапов и действий:

— сбор и анализ первичной информации;

— получение на этой основе количественных оценок;

— установление предварительного диагноза (т. е. определение масштабов и степени отклонений, сравнение с нормативными показателями);

— разработку мероприятий и рекомендаций по устранению несоответствий и по улучшению (стабилизации) состояния отрасли;

— мониторинг текущего состояния спортивной отрасли;

— выработку корректирующих воздействий.

Состав и структура этапов экономической диагностики спорта могут варьироваться в зависимости от уровня социально-экономического развития региона, национальных традиций, возможностей государственно-частного партнерства и многих других факторов.

Удмуртская Республика—типичный дотационный регион России с населением около 1,5 млн чел. Перестроечные процессы в политическом устройстве, в экономических отношениях и в социальной сфере болезненно отразились на состоянии как массовой физической культуры, так и спорта высших достижений республики. Профессиональные союзы фактически исключили спорт из круга своих интересов. Как следствие, произошли практически полная ликвидация ведомственных спортивных ор-

ганизаций — спортклубов и коллективов физкультуры на промышленных предприятиях, закрытие огромного количества детско-юношеских спортивных школ, перепрофилирование материальной базы в спортивной сфере. Спад сопровождался также существенным недофинансированием, последствия которого приходится преодолевать до сих пор. Между тем спортивному комплексу республики, несмотря на значительные трудности, многое удалось сохранить. Ведущие спортивные школы, специалисты, отдельные ведомственные спортсооружения были переданы на баланс республиканских и муниципальных органов управления. Сегодня в Удмуртской Республике культивируется более 70 видов спорта, в одной только столице Ижевске их насчитывается 67 [2]. Основными показателями развития республиканского спортивного комплекса являются:

— число спортивных школ, спортивных сооружений и их структура;

— обеспеченность населения спортивными объектами;

— число занимающихся физической культурой и спортом;

— наличие профессиональных кадров и их качественный состав;

— единовременная пропускная способность спортсооружений;

— величина выделяемых бюджетных средств;

— внебюджетные источники финансирования и т. д.

Проанализируем некоторые из них. Так, например, данные о количестве населения, систематически занимающегося физической культурой и

Чел, 250 000 200 000 150 000 100 000

204 913 170 128

50 000 Н 0

2007

2008

2009

2010

2011

Общее количество занимающихся физкультурой и спортом

Количество занимающихся в секциях по видам спорта

Д Количество занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью неорганизованно

Численность населения, занимающегося спортом в Удмуртской Республике

спортом (см. рисунок), показывают, что процент горожан, занимающихся спортом, по отношению к общей численности населения ниже, чем по России, и составляет 10,3 % (12,7 % общероссийский показатель). При этом численность населения, занимающегося физической культурой и спортом, в республике неуклонно растет. Если в 2007 г. этот показатель составил 132 738 чел., то к концу 2011 г. — 204 913 чел. В 2011 г. численность увеличилась по сравнению с 2007 г. на 72 175 чел., или на 54,4 %, причем практически по всем категориям учреждений, предоставивших информацию о своей работе.

Состав и структура спортивных сооружений в Удмуртской Республике представлены в табл. 1. Анализ функционирующей в настоящее время сети спортивных сооружений, проведенный на основании имеющихся официальных статистических данных, позволяет сделать следующие выводы.

Таблица 1

Состав и структура спортивных сооружений в Удмуртской Республике в 2007—2011 гг.

наименование спортивного сооружения 2007 2008 2009 2010 2011

Всего, ед. Уд. вес, % Всего, ед. Уд. вес, % Всего, ед. Уд. вес, % Всего, ед. Уд. вес, % Всего, ед. Уд. вес, %

Всего спортивных сооружений 1 850 100 1 913 100 2 156 100 2 710 100 2 812 100

В том числе:

— плоскостные сооружения 795 43 823 43 887 41,1 1 161 42,8 1 180 42

— спортивные залы 704 38 712 37,2 820 38,0 1 044 38,5 1 079 38,4

— легкоатлетические манежи 1 0,0 1 0,0 1 0,0 2 0,0 3 0,0

— плавательные бассейны 36 2 38 2 40 1,9 66 2,6 71 2,5

— сооружения для стрелковых 98 5,3 102 5,3 110 5,2 104 3,8 108 3,8

видов спорта

— другие спортивные 216 11,7 237 12,5 298 13,8 333 12,3 371 13,3

сооружения

В 2011 г. по сравнению с 2007 г. произошло увеличение количества спортивных сооружений на 962 ед., или на 52 %. Прирост количества спортивных сооружений наблюдался по всем типам. При этом наибольший удельный вес в общем количестве спортивных сооружений за последний год занимают плоскостные спортивные сооружения (42 %), на втором месте — спортивные залы (38,4 %). Наименьший удельный вес имеют манежи (0,01 %) и плавательные бассейны (2,5 %). Ключевой здесь является проблема доступности всех типов спортивных сооружений для различных групп населения, так как подавляющее большинство из них принадлежит образовательным учреждениям.

Однако рассмотренные отдельные показатели характеризуют в большей степени лишь количественную сторону потенциала спортивного комплекса региона. Не менее важными являются его качественные показатели, ведь именно они наилучшим образом отражают содержательную сторону развития регионального спорта. Реализованность потенциала спортивного комплекса может быть выражена следующими критериями:

— количеством мастеров спорта;

— количеством спортсменов-разрядников;

— количеством присвоенных почетных званий и государственных наград.

В табл. 2 представлена динамика изменения этих качественных показателей. Анализ данных табл. 2 показывает, что в 2011 г. по сравнению с 2007 г. произошло увеличение числа спортсменов с массовыми спортивными разрядами (на 7 413 чел.) и мастеров спорта России (на 13 чел.).

Общее же количество всех присвоенных званий спортсменам, тренерам, спортивным функционерам в 2011 г. составило 232.

Рост количественных и качественных показателей потенциала спортивного комплекса региона во многом зависит от возможностей финансирования физической культуры и спорта и его источников. Динамика процесса финансирования физической культуры и спорта в Удмуртской Республике представлена в табл. 3. В 2007—2011 гг. бюджетные средства в общей сумме выделенных финансовых ресурсов составляют значительно больший удельный вес, нежели внебюджетные источники финансирования.

Так, например, в 2007 г. фактически выделенные бюджетные средства составили 78,5 %, в то время как внебюджетные средства — 21,5 %.

Таблица 2

Оценка показателей спортивного мастерства спортсменов в Удмуртской Республике в 2007—2011 гг., чел.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011

Присвоено званий/разрядов, всего 17 862 18 389 19 433 22 131 25 329

Из них:

— «мастер спорта» 51 41 34 67 64

— «мастер спорта международного класса», «гроссмейстер России» 3 2 4 7 7

— «заслуженный мастер спорта» 1 — 2 1 2

— массовый спортивный разряд 17 694 18 214 19 392 21 901 25 107

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «заслуженный тренер России» 1 — 1 — 2

— «заслуженный работник физической культуры» 2 1 — 1 3

— другие государственные почетные звания и награды 27 35 — 39 37

— почетные звания и награды субъекта РФ 83 96 — 115 107

Таблица 3

Финансирование физической культуры и спорта в Удмуртской Республике в 2007—2011 гг.

источник финансирования 2007 2008 2009 2010 2011

Всего, Уд. Всего, Уд. Всего, Уд. Всего, Уд. Всего, Уд.

тыс. руб. вес, % тыс. руб. вес, °% тыс. руб. вес, % тыс. руб. вес, % тыс. руб. вес, %

Бюджетные средства 108 713,7 78,5 111 820,4 75,8 126 811,2 77,0 748 745,6 81,6 621 128,5 82,8

(выделено)

Внебюджетные средс- 29 834,6 21,5 35 716,2 24,2 37 833,6 23,0 169 325,0 18,4 128 671,3 17,2

тва (получено)

Всего 138 548,3 100 147 536,6 100 164 644,8 100 918 070,6 100 749 799,8 100

В 2011 г. наблюдается аналогичная ситуация, при этом бюджетные средства составляют еще больший удельный вес — 82,8 %.

Одной из основных причин неэффективного управления региональным спортивным комплексом Удмуртской Республики является отсутствие экономически обоснованных критериев рационального использования имеющихся ресурсов, прежде всего финансовых. Одновременно развивать и финансировать в требуемом объеме несколько десятков видов спорта в дотационном регионе очень сложно. К сожалению, приоритетность отдельного вида спорта в республике сегодня определяется не объективными факторами, а диктуемыми сверху директивами. Отсутствие количественных показателей развития отдельных видов спорта и возможностей сравнения их между собой затрудняет прогнозирование и планирование всего регионального спортивного бюджета.

Формализованный и в то же время наглядный способ, призванный облегчить выполнение поставленных задач при помощи коэффициента эффективности расходования средств Е и чистой эффективности е, предложенный автором [4], показал достаточно хорошую работоспособность. Не вдаваясь детально в его описание, можно отметить, что основная задача, решаемая данным методом, — сравнение двух и нескольких видов спорта с точки зрения успешности их развития и эффективности расходования выделенных на это бюджетных средств. В качестве примера в табл. 4 приведен расчет показателей эффективности для отдельных, наиболее знаковых и популярных видов спорта в Удмуртской Республике за 2011 г.

Анализ данных табл. 4 показывает, что самая низкая эффективность — у футбола, имеющего

при этом наибольшее бюджетное финансирование. Примечательно, что биатлон, демонстрирующий лучшие показатели в 2011 г., рискует в дальнейшем оказаться в числе аутсайдеров, так как результат достигнут за счет не массовости, а мастерства отдельно взятых спортсменов. Виды спорта, которые имеют неплохую эффективность (например, шашки, настольный теннис, аэробика), тем не менее не получают адекватной компенсации для своего дальнейшего развития.

Проблема развития региональных спортивных комплексов заключается также в том, что информация об истинном положении дел становится доступной даже узкому кругу заинтересованных лиц лишь спустя некоторый промежуток времени (широкой общественности — практически никогда!), после опубликования данных государственной статистической отчетности. Точнее говоря, диагноз установлен, но в каком состоянии будет находиться «пациент» (региональный спорт) через год или два, остается только догадываться. Выход из сложившейся ситуации видится в изменении самой системы критериев, а также в широком применении алгоритмов и инструментов экспресс-диагностики. Это поможет избежать большинства кризисных явлений и ситуаций не только в региональном спортивном комплексе, но и в российском спорте вообще.

Как уже отмечалось, диагностирование регионального спортивного комплекса осуществляется в целях дальнейшего использования полученных результатов в оперативном управлении и стратегическом планировании, в ситуации постоянно изменяющихся условий функционирования самого комплекса. Все это говорит о необходимости придания технологичности в выработке конкретных

Таблица 4

Эффективность использования бюджетных средств по видам спорта в Удмуртской Республике в 2011 г.

Показатель Вид спорта

Футбол Биатлон Настольный теннис Аэробика Шашки

Общее число спортсменов, чел. 15 324 1 298 6 123 4 387 3 440

Число спортсменов-разрядников, чел. 2 545 862 3 429 1 676 1 864

Число мастеров спорта, чел. — 54 5 7 3

Число призеров (российские соревнования), чел. 24 18 2 7 9

Число призеров (международные соревнования), чел. 0 11 0 0 5

Число штатных тренеров, чел. 50 25 15 27 13

Бюджетное финансирование, тыс. руб. 21 640 14 300 2 349 1 260 1 468

Коэффициент эффективности расходования средств Е, руб. /чел. 79 2 437 6 4 7

Чистая эффективность е (10-6), 1/руб. 0,011 0,34 0,14 1,04 0,18

процедур — инструментов диагностики. Региональные спортивные чиновники должны научиться выбирать из всего многообразия адекватные и приемлемые процедуры, которые отвечали бы поставленным целям и задачам диагностирования. Выполнение каждой процедуры, вероятно, можно довести до совершенства, однако такие алгоритмы существуют только для сбора и обработки первичной информации.

Перечень некоторых базовых инструментов системной экономической диагностики регионального спортивного комплекса приведен автором ранее [10] и включает в себя:

— определение численности и структуры спортивно активного населения региона (причины пассивности другой части населения);

— определение загруженности имеющихся спортивных сооружений и потребности в новых сооружениях;

— определение необходимого количества квалифицированных спортивных кадров;

— оценку эффективности затрат на физическую культуру и спорт;

— оценку степени развитости спортивной инфраструктуры региона;

— комплексное описание положения конкретных видов спорта;

— установление приоритетов в региональной спортивной политике.

Отдельные инструменты могут быть представлены в виде подробных блок-схем, подкреплены конкретными формулами, расчетами и уже используются в практической деятельности республиканских и муниципальных спортивных структур Удмуртской Республики. К примеру, алгоритм процесса планирования строительства новых и загрузки уже имеющихся региональных спортивных сооружений может быть достаточно просто формализован. Действующие сегодня социальные нормативы количества спортивных сооружений на определенной территории — это общие показатели, которые не указывают на нехватку какого-либо их конкретного типа. На самом деле гораздо важнее знать, какое количество спортивных сооружений необходимо построить вновь или, наоборот, имеется ли избыток таких сооружений. Традиционный подход предполагает определение потребности из расчета общей площади спортсооружений, приходящейся на одного человека. Наиболее удобным является представление информации непосредственно о

количестве недостающих спортивных объектов того или иного типа. Анализ этой информации позволит судить о приоритетах политики в области управления и развития региональными (муниципальными) объектами спортивной инфраструктуры, необходимости их строительства и эксплуатации [6].

Расчет величины затрат на развитие сети региональных спортивных сооружений может быть проведен по следующей формуле:

п т

3 = 1 АС? +Х В. Ссм,

1=1 ]=\

где: 3 — величина затрат;

п — число типов избыточных спортивных сооружений;

]—порядковые номера избыточных/недостающих спортивных сооружений;

A. — количество избыточных спортивных сооружений 7-го типа;

С® — фактическая стоимость строительства избыточных спортивных сооружений 7-го типа;

т — число типов недостающих спортивных сооружений;

B. — количество недостающих спортивных сооружений . -го типа;

С™ — сметная стоимость строительства недостающих спортивных сооружений .-го типа. Мониторинг изменения данного показателя по времени позволит получать информацию о степени влияния управляющих воздействий на данную составляющую регионального спортивного комплекса.

Таким образом, в разных субъектах, отличающихся по уровню своего социально-экономического развития и финансовым возможностям, действия местных властей по рациональному развитию сети спортивных сооружений будут определяться имеющимися ресурсами и сдерживаться соответствующими негативными факторами. Следует подчеркнуть, что отдельные процедуры системной диагностики регионального спортивного комплекса, например, оценка степени развитости инфраструктуры региона, комплексное описание положения конкретных видов спорта и ряд других, носят пока еще чисто теоретический характер.

В заключение можно отметить, что широкое применение системной экономической диагностики позволит региональным властям существенно повысить обоснованность и качество принимаемых решений, определить направления и перспективы

социально-экономического развития региона в целом и поступательного динамичного развития его спортивной составляющей в частности.

Список литературы

1. Глазов М. М. Функциональная диагностика предприятий в управлении деятельностью предприятия. СПб.: СПбГУЭФ. 1999. 326 с.

2. Города и районы Удмуртской Республики. Статистический сборник. Ижевск. 2011. 217 с.

3. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.: СПбГУЭФ. 2002. 274 с.

4. Казаков А. Н., Литвин А. В. Экономическая диагностика регионального спорта // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №№ 37 (130). С. 58—61.

5. Крепкий Л. М. Экономическая диагностика предприятия. Методология, методика, организация,

диагнозы, пути совершенствования. М.: Экономика. 2006. 215 с.

6. Литвин А. В. Сколько спортивных сооружений нужно муниципалитету? // Вестник УГТУ-УПИ. 2006. №10 (81). С. 25—31.

7. Муравьев А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. М.: Финансы и статистика. 1988. 248 с.

8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: постановление Правительства РФ № 1101-р от 07.08.2009 г.

9. Экономическая диагностика: теория и методы. Нальчик: Эльбрус. 2000. 320 с.

10. Litvin A. Wirtschaftliche Diagnostik des regionalen Sports / Saarbrücken: LAP LAMBERT Akademie Publishing GmbH & Co. KG. 2011. 149 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.