обращения: 15.08.2014). 3. Гринин Л.Е., Гринин А.Л. Кибернетическая революция и
шестой уклад // Историческая психология и социология истории. 2015. № 1. с. 177.
4. Лаговский Владимир. Исаак Ньютон назначил конец света на 2060 г. // Комсомольская правда. 19.06.2007.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. М. 1970. 520 с.
6. Панов А.Д. Завершение планетарного цикла эволюции // Философские науки 2005. №4 сс.31-50.
7. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. №184.
8. Романова М. И. Выступление на круглом столе «саммит АТЭС 2012 в оценках зарубежных средств массовой информации 28.02.2012 - Вестник изучения международных отношений в Азиатско-тихоокеанском регионе. 2013г. №1. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ
9. Становление китайской философии. Культура Дао. Реставрация ... [Электронный ресурс] http:www.bibliotekar.ru/filosofiya/13.htm (дата обращения:10.10.2015).
10. ФИЛОСОФИЯ. Раздел II. Тема 4. [Электронный ресурс] http:/ web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/11/ph4.htm. (дата обращения:10.10.2015).
11. Южная Корея и Япония могут вступить в Таможенный союз URL: finance.nur.kz/news/macroeconomics/286925.html. (дата обращения: 15.08.2014).
УДК 157
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ
«ПРОПОРЦИИ»
Скрипко М.И., 2016, учитель математики, ГБОУ школа № 93 г. Санкт-Петербург
Аннотация: В статье обобщается опыт работы по преподаванию математики в общеобразовательных организациях, в частности, раскрывается методическая составляющая при преподавании темы «пропорции».
Ключевые слова: Математика, методика, виды заданий, пропорции
В настоящее время перед всеми участниками образовательного процесса ставиться большое количество задач, решение которых направлено на формирование базовых компетенций учащихся. В соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами формирование универсальных учебных действий является важнейшей задачей, приоритетными становиться развитие мышления, способность к развитию и самосовершенствованию. Но насколько эти задачи новы, как и системно-деятельный подход, нацеленный на развитие личности?
Будучи еще начинающим учителем при анализе «неудачно» или «удачно» проведенного урока я выявила для себя одну закономерность. Все «удачные» уроки, вне зависимости от сложности изучаемого материала были интересны не только мне самой, но и учащимся. Каждый из нас
прекрасно понимает, что интерес - синоним учебной мотивации, а что он представляет с точки зрения учащегося? Результатом серии тестов проведенных в тех классах, где я преподавала, стала цепочка: люблю - то, что знаю, а знаю - то, что понимаю. Эврика! Понимание на определенный период времени стало для меня краеугольным камнем при подготовке уроков, которые строились на подробном разборе материала. Хотя общая успеваемость в классах повысилась, после первой - же олимпиады, с участием моих учеников меня ждало глубокое разочарование - более чем с двумя заданиями не смог справиться никто. Информационно-
объяснительный метод в достаточной степени способствовал развитию таких мыслительных процессов как сравнение, аналогия и тормозил развитие гибкости мыслительных процессов, абстрагирования, нестандартности. Наш разум легко попадает в западни, если
ориентироваться на так называемые стандартные решения. Выход из тупиковой ситуации, как это часто бывает, нашелся совершенно неожиданно при подготовке и проведении математического вечера (в это время я преподавала только в старших классах) и сложился из трех моментов:
^ На примере интересных моментов из жизни великих ученых нужно было доказать или опровергнуть
высказывание «математика - наука для ленивых» . Одним из доводов за был случай из жизни К.Ф.Гаусса , который при выполнении задания по
нахождению суммы чисел от 1 до 100 поленился считать 1 +2+3 + ..., но выполнил задание первым. Вывод: тот, кто сначала всесторонне обдумывает ситуацию, а потом начинает действовать, наполовину приближает свой успех. ^ Игра «Великий почемучка». Вывод : «Почему?» цепляются друг за друга и вскрываю слой за слоем разные аспекты проблемы, пока пути ее решения не станут очевидны, всегда полезно знать ответ на два вопроса - «Почему?» и «Зачем?».
> Лист Мебиуса - невероятно, но факт. Вывод: столкнувшись с непонятной на первый взгляд задачей, важно не отчаиваться, а присмотреться внимательнее - наверняка найдутся наглядные указания для ее решения. В процессе анализа сделанных выводов был «сформирован» следующий алгоритм для решения любой задачи, поставленной перед учащимися:
1. Проанализировать, что и какое нам дано (используя обобщения и конкретизацию).
2. Идея. Если идеи нет, определить что мы можем практически сделать с тем, что нам дано.
3. Выполнение задуманного, вычисления и преобразования.
4. Оцениваем, что у нас получилось и нужно ли это нам? (В случаях получения дополнительных данных)
Повторяем наш алгоритм действий до получения требуемого результата. Таким образом, был сформирован некоторый способ организации действий,
охватывающий любой род деятельности,
выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования, являющийся ничем иным, как системным подходом к поставленной задаче, который невозможен без развития системного мышления, которое
вырабатывается многолетними мозговыми усилиями.
Когда речь заходит о систематизации знаний учащихся, мозг услужливо подсказывает об уроках обобщающего повторения на которых наиболее эффективно осуществляется обобщение и систематизация изученного материала по пройденной теме. Но в средней школе эти уроки уже не решают основной задачи -целостной систематизации знаний, как некоторой формы приложения теории для исследования процессов происходящих в окружающей нас действительности, при этом безусловно остаются важной составляющей учебного процесса и вопрос систематизации знаний автоматически переходит в задачу формирования системного мышления. К шестому классу учащиеся уже обладают достаточно большим объемом знаний, относительно развитой механической памятью, у них активно (с помощью взрослых) развивается аналоговое и логическое мышление и как следствие способность работать на сопоставление.
На мой взгляд разбор новой темы всегда лучше начинать с заданий прикладного характера. Я хочу сварить клубничное варенье. Что мне нужно? Правильно, ягоды и сахарный песок. В три килограмма ягод я положила два килограмма сахарного песка. Что будет
3 2
означать запись - , -? Что я записала? Что
обозначает дробная черта? Что я могу узнать действием деления? Как иначе можно назвать частное? Если учащиеся не дают ответ «отношение», исходя из бытового опыта, ввожу этот термин сама. ( На протяжении 5 - 7 первых минут урока постоянно идут вопросы.) Как вы думаете, может ли отношение быть выражено в процентах? Как тогда оно будет называться? Что оно будет показывать?
Что можно заметить в двух отношениях:^ и какое из арифметических действий
легче всего выполнить? Почему? Это взаимно обратные числа. Давайте сформулируем определение. Я работаю по учебнику Н.Я.Виленкина, но понятия масштаба даю на этом же уроке. На каких уроках и при выполнении каких заданий нам пригодятся отношения? А что такое масштаб? Давайте сформулируем определение. Затем предлагаю учащимся решить две заранее подготовленные задачи. Одну на нахождение части, другую на нахождение процентов и предлагаю придумать задания по теме самостоятельно. На протяжении всего урока учебник не использую. На втором уроке идет отработка навыков. Третий урок начинаю с того, что предлагаю оценить
18 30
несколько записей на доске: — = — ; 15:18 = 27 : 9 Как можно назвать левую часть каждого выражения, правую часть? Как можно назвать все выражение? Только после ответа - равенство двух отношений ввожу термин пропорция, и предлагаю сформулировать определение. Через
систему вопросы - ответы вводиться весь теоретический материал ( верная -неверная пропорция, прямая и обратная пропорциональные зависимости) и обязательное творческое задание - эссе или презентация на тему «Пропорции вокруг нас». Непосредственно систематизация всех ранее полученных знаний происходит в процессе решения заданий по данной теме. В большей мере это касается решения уравнений и задач. Так, при решении уравнений, происходи систематизация знаний об арифметических действиях с дробями, смешанными числами, основным свойством дроби. При решении задач происходи систематизация знаний об оформлении условий задач, выборе наиболее рационального способа решения, решения задач с помощью составления уравнений и т.д., и главное подчеркивается прикладная значимость ранее полученных знаний, за счет прикладной направленности задач.
Список литературы
1 .В.Н.Садовский «Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития» Москва: Наука1980 г.
2. И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин «Системный подход в современной науке». Москва. Мысль 1970 г.