СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О МУЛЬТИДЕТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ШВЕЙНЫХ ПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Лунина Е.В.
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва
Доцент Макаревич М.В.
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва
Аспирант
SYSTEMATISATION OF KNOWLEDGE ABOUT MULTIDETAILS UPPER CLOTHES DESIGN
Lunina E. V.
Russian State University named after Kosygin A.N., Moscow
associate Professor Makarevich M. V.
Russian State University named after Kosygin A.N., Moscow
Aspirant
АННОТАЦИЯ
В статье приведен анализ существующих мультидетальных моделей одежды выполненных в разных техниках. Дана характеристика конструктивных и технологических особенностей мультидетальных швейных изделий. Выявлена взаимосвязь между способами формообразования, свойствами материалов и способами технологической обработки, применяемыми для создания данных изделий. ABSTRACT
The article describes analysis of modern multidetails clothes which are made in various techniques. The constructive and technological features of multidetails apparel goods were considered. Links between form-creation methods, materials and technological methods were determined for multidetails goods.
Ключевые слова: методика конструирования, мультидетальные конструкции, женская одежда, формообразование.
Keywords: method of garment patterns design, multi-details pattern, women's garments, form shaping.
Постоянное стремление человека к совершенству и новизне, богатство идей, разнообразие инновационных материалов привели к развитию новых креативных решений в моде. Специфическое оформление одежды, при котором подчеркивается сложность конструкций и замысловатость формы моделей, сегодня является трендом.
Многие дизайнеры вдохновляются строгими геометрическими формами и используют их везде - в принтах, силуэтах и даже фактуре. Многочисленные квадраты, круги, треугольники и полоски украшают модели одежды, как ведущих мировых домов мод, так и модели одежды малоизвестных дизайнеров [1,2].
1. Анализ существующих аналогов муль-тидетальной одежды
Мультидетальная одежда состоит из относительно мелких деталей, соединение которых явля-
ется как конструктивным, так и декоративным членением. К мультидетальной одежде можно отнести изделия, выполненные в стиле пэчворк и оригами, в технике винтового кроя, конструкции с подвижным соединением деталей, а также модели, мелкие детали которых настрачиваются на основу из ткани. Рассмотрим существующие аналоги мульти-детальной одежды, выполненные в разных техниках [3].
Характерной особенностью техники пэчворк является то, что для изготовления одежды используются различные отрезы ткани. Перед тем как сшить вместе, лоскутам придают геометрическую фигуру и из полученных заготовок составляют задуманный узор, получая таким образом мозаику из кусочков ткани (рис. 1).
Рисунок 1. Модели одежды в стиле пэчворк
Основная особенность стиля оригами в одежде - это визуализация бумажных конструкций. Достичь этого эффекта можно с помощью причудливого на первый взгляд кроя, который присутствует в кокетках, рукавах, воротниках которые укладывают складками или так, чтобы создавалось впечатление, что используемым материалом является бумага (рис.2-а).
Поиск конструктивных решений для создания новых форм в одежде, часто приводит к необычным вариантам, полученным инновационными методами конструирования. Одним из таких методов является «винтовой крой», разработанный японским дизайнером Шинго Сато (Shingo Sato), работы которого настолько оригинальны, что заставляют задуматься над тем, как они сделаны (рис.2-б).
а б
Рисунок 2. Техника оригами в одежде (а); винтовой крой в одежде (б)
Каждый известный модный дом может похвастаться одной или даже несколькими футуристическими коллекциями. Такая одежда узнаваема и выглядит очень привлекательно. При этом одежда в футуристическом стиле отличается оригинальностью форм и нестандартными конструктивными и технологическими решениями.
Самым креативным авангардистом из плеяды дизайнеров-футуристов 60-х был Пако Рабанн (Paco Rabanne). Для его уникального стиля характерна мультидетальная одежда из разноцветных цепей, металлических кружев, пластмассовых пластин или кусочков кожи, скреплённых между собой металлическими кольцами. Сегодня, модный дом
Пако Рабанн продолжает создавать коллекции одежды в футуристическим стиле, используя металлические цепи и пластины из инновационных материалов (рис. 3-а).
Модели одежды коллекции осень-зима 2011 дизайнера Гарета Пью ^атеШ Р^К) выполнены в футуристическом стиле, особенностью коллекции является мультидетальность и геометричность кроя. Кожаные вещи сшиты по типу пластинчатых доспехов, то есть кожаные детали крепятся на более простую, эластичную основу, позволяя посадить модель по фигуре без лишних складок и создать наибольший комфорт при движении (рис.3-б).
а б
Рисунок 3. Мультидетальные модели одежды от Paco Rabanne (а); коллекция Gareth Pugh осень-зима
2011 (б)
Мультидетальные конструкции из кожи и меха. Самыми широко распространенными муль-тидетальными изделиями являются предметы одежды из меха и кожи. Так линия кожаных предметов одежды бренда Кабан Романтик (Caban Romantic), представляет собой конструкции, выполненные из небольших кусочков кожи. Получают такие изделия путем настрачивания элементов из кожи различной формы на основу из сетки или кружева, при этом конструктивные элементы располагают в местах прямолинейных линий членений. На протяжении нескольких лет дизайнер создает мо-
дели одежды с различными узорами в виде гармоничных сочетаний геометрических фигур, полос и цветочных аппликаций (рис. 4-а).
Известная скандинавская аукционная компания Saga Furs, специализируется на производстве меховой пушнины высокого качества. Художественные техники и стили, разработанные модельерами компании, включают в себя комбинации различных видов пушнины и текстильных материалов. Дизайнеры, используя свою креативность, создают трехмерную визуализацию образов путем смешения техник, структур, текстур и цветов при создании мультидетальных заготовок и целых изделий (рис 4-б).
а б
Рис. 4. Мультидетальные модели одежды из кожи от Caban Romantic (а); образцы техник от Saga Furs
(б)
Одной из особенностей мультидетальной одежды, является зрительная иллюзия, которая достигается за счет применения контрастных и разно-фактурных лоскутов материала, сложного кроя, и множества членений.
С помощью расположения членений в разных направлениях, можно создать различные визуальные эффекты, которые существенно влияют на восприятие костюма. Оптические искажения (зрительные иллюзии) являются мощным инструментом, с помощью которого можно подчеркнуть достоин-
ства и скрыть недостатки фигуры, расставить акценты на той или иной части тела, а также изменить представления об истинных объёмах и пропорциях фигуры, грамотно располагая членения в тех или иных направлениях.
Стоит отметить, что сегодня современные модельеры все чаще прибегают к принципу безотходного производства, который позволяет свести к минимуму количество отходов, получаемых в процессе раскроя изделия, и уменьшить количество операций при пошиве. Принцип заключается в том, что конструкция изделия вписывается в отрезок
ткани заданного размера, то есть при стандартном методе проектирования, конструкция определяет расход материала. Такой принцип производства дает меньшую потерю ткани на начальном этапе производства и позволяет сократить количество межлекальных отходов или вовсе свести их к нулю [4]. Проектирование мультидетальных конструкций не только дает возможность работать по принципу безотходного производства, но и использовать межлекальные выпады, которые остаются после раскроя при стандартном методе проектирования. Данное преимущество мультиде-тальных изделий, делает их особенно актуальными при разработке конструкций из дорогостоящих материалов.
Для внедрения мультидетальных изделий в массовое производство требуется систематизация знаний о видах мультидетальных конструкций и методах их конструирования. Стоит отметить, что на сегодняшний день в широкой печати нет опубликованной информации на эту тему, поскольку методы конструирования и проектирования муль-тидетальных изделий являются собственными разработками брендов и дизайнеров и относятся к промышленным ноу-хау.
2. Разработка классификации мультидетальных швейных изделий
На основе приведенного анализа мультиде-тальных моделей одежды, выполненных в разных техниках разделим конструкции таких швейных изделий на группы по следующим признакам:
• по форме деталей конструкции (круг, овал, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, треугольник, многоугольник);
• по расположению членений относительно фигуры человека (горизонтальные, вертикальные, наклонные, ломаные, криволинейные);
• по способу соединения деталей (с помощью швов, с помощью металлической фурнитуры или соединительных колец);
• по виду обработки швов (соединительный, накладной с открытым срезом, встык) (рис..
• по способу формообразования (за счет свойств материалов, за счет конструктивных методов, за счет подвижных соединений деталей кроя).
В одной модели могут использоваться детали как одного геометрического вида, так и нескольких видов. Форма деталей кроя определяется способом формообразования и расположением линий конструктивных членений. Форма деталей и их размер, а также материал, определяют технологию изготовления, а именно способ соединения деталей.
Членения мультидетальной конструкции могут располагаться в различных плоскостях и по различным траекториям относительно фигуры человека. Соединение деталей выше рассмотренных конструкций выполняют, применяя различные швейные и не швейные способы.
По результатам проведенного анализа существующих моделей-аналогов мультидетальной одежды нами разработана схема взаимовлияния признаков деталей кроя, способов формообразования, расположений членений и способов соединения при создании мультидетальных конструкций, которая представлена на рисунке 5.
ФОРМА
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ШОВ
способ соединения ^^^^^ деталей
накладной шов
РАСПОЛОЖЕ НИЕОТНОСИ
ТЕЛЬНО ФОРМЫ ТЕЛА
ЧЛЕНЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ
РАСПОЛОЖЕ НИЕСУЧЕТОМ ДИНАМИЧЕС КОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ 1
Рисунок 5. Схема взаимовлияния признаков мультидетальных конструкций
3. Анализ эргономичности мультидетальных конструкций на примере моделей-аналогов
Наибольший интерес, среди выше рассмотренных мультидетальных моделей выполненных в разных техниках, представляют модели бренда Гарэт Пью коллекции 2011 года (см. рис.3-б). Практически вся его коллекция состоит из моделей прилегающей мультидетальной одежды, которые имеют основу из трикотажного материала, с настроченными многочисленными деталями из кожи различной геометрической формы.
Для исследования были выбраны модели женских прилегающих жакетов (рис.6), в основе которых лежит один принцип проектирования. На наш взгляд именно эти модели являются наиболее интересными в исследовании с эргономической точки зрения. А учитывая тот факт, что на сегодняшний день нет известных методов проектирования подобных конструкций и изученных данных о влиянии расположения швов и членений в мультиде-тальных прилегающих конструкциях на эргономику, разработка эргономичных конструкций женской прилегающей мультидетальной одежды является актуальной задачей.
Рисунок 6. Мультидетальные модели женских жакетов бренда Гарет Пью осень-зима 2011:
а) модель1; б) модель 2
На представленных фотографиях хорошо просматривается то, что модели бренда Гарет Пью, имеют различное количество членений, пересечение которых образуют множество неправильных многоугольников.
В результате проведенного анализа фотографий и изображений моделей-аналогов бренда Гарет Пью в разных ракурсах установлено, что:
- в моделях, представленных на рисунке 6, в конструкции основы из трикотажного материала отсутствуют нагрудные и талиевые вытачки;
- модели имеют различное расположение и количество членений связанное и несвязанное с расположением конструктивных линий;
- модель 1 имеет большее количество членений стана, чем модель 2, но при этом на рукавах в области локтя обеих моделей просматривается множество членений с различным расположением;
- мультидетальные жакеты выполнены из достаточно плотного, эластичного трикотажа и толстой кожи.
Для проектирования конструкции был взят манекен с обхватом груди третьим равным 89 см. Методом наколки получена конструкция основы из трикотажного материала [5]. На чертеж модельной конструкции трикотажной основы нанесены модельные линии членений согласно фотоизображениям, расстояния между элементами составляет семь миллиметров. На рисунке 7, представлены чертежи модельных конструкций женских мульти-детальных жакетов.
б
Рисунок 7. Чертеж модельной конструкции женского прилегающего жакета: а) модель 1; б) модель 2 в
масштабе 1:4
Согласно разработанным чертежам изготовлены экспериментальные образцы мультидеталь-ных жакетов, внешний вид которых представлен на рисунке 8.
б
Рисунок 8- внешний вид готового изделия: а) модель 1; б) модель 2
По внешнему виду получившихся изделий сделаны следующие выводы:
- внешний вид изделий максимально приближен к внешнему виду моделей-аналогов бренда Га-рет Пью;
- расстояние между элементами определено верно;
- расположение членений и размер деталей соответствует фотоизображению.
Стоит отметить, что для воспроизведения копий моделей-аналогов бренда Гарета Пью, были подобраны материалы соответствующие фотоизображениям, что позволило нам получить эргономические характеристики экспериментальных образцов аналогичные моделям-аналогам данного бренда.
В процессе примерки установлено, что модель 1 эргономичнее, чем модель 2, что обусловлено большим количеством членений расположенных в разных направлениях, а соответственно и большим количеством эластичных участков между элемен-
тами из кожи. Наибольший дискомфорт и концентрация напряжения возникает на участках рукава при выполнении движений рукой, а именно в области локтевого сустава.
На основе данных об эргономичности экспериментальных образцов мультидетальных жакетов, полученных в результате примерки, установлено, что при проектировании мест расположения членений и их количества, необходимо учитывать значения динамических приростов [6]. Для получения данных об изменчивости антропометрических участков в динамике необходимо произвести следующее:
• выполнить анализ движений женщин характерных для повседневной жизни;
• определить антропометрические участки тела человека, подверженные наибольшим изменениям в динамике;
• провести антроподинамическое исследование и получить данные об изменчивости статистических размерных признаков в динамике;
• изготовить макеты узлов мультидетальных конструкций с различным количеством и расположением членений, которые соответствуют местам наибольшей концентрации напряжений в одежде.
Выводы
1. Анализ современной одежды, состоящей из множества деталей, показал, что мультидетальная одежда является одним из популярных направлений современной моды.
2. Выполнен анализ существующих мультиде-тальных моделей одежды, выполненных в разных техниках, таких как пэчворк, оригами, винтовой крой, а также конструкции с подвижным соединением деталей и модели, мелкие детали которых настрачиваются на основу из ткани. Определена взаимосвязь между способами формообразования, свойствами материалов и способами технологической обработки, применяемыми для создания данных изделий.
3. Установлено, что мультидетальные изделия можно классифицировать на группы по следующим признакам:
• по форме деталей конструкции (круг, овал, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, треугольник, многоугольник);
• по расположению членений относительно фигуры человека (горизонтальные, вертикальные, наклонные, ломаные, криволинейные);
• по способу соединения деталей (с помощью швов, с помощью металлической фурнитуры или соединительных колец);
• по виду обработки швов (соединительный, накладной с открытым срезом, встык).
• по способу формообразования (за счет свойств материалов, за счет конструктивных методов, за счет подвижных соединений деталей кроя).
4. Разработана схема взаимовлияния признаков мультидетальных изделий, которая наглядно демонстрирует сложность и многофакторность устройства мультидетальных изделий, что необходимо учитывать при проектировании таких предметов одежды.
5. В качестве моделей - аналогов для исследования эргономичности мультидетальных изделий прилегающего силуэта выбраны модели дизайнера
Гарета Пью, которые представляют собой основу из трикотажного материала, с настроченными многочисленными деталями из кожи различной геометрической формы. На основе тщательного анализа фотоизображений моделей-аналогов Гарета Пью в разных ракурсах, построено и изготовлено два экспериментальных образца мультидедетальных жакетов в точном соответствии с фотоизображениями моделей-аналогов.
6. В результате примерки экспериментальных образцов установлено, что наибольшей эргономич-ностью обладает модель с наибольшим количеством членений. Определены конструктивные участки, на которых возникает наибольшая концентрация напряжений. С целью повышения эргоно-мичности прилегающих мультидетальных изделий, при проектировании мест расположения членений и их количества, необходимо учитывать значения динамических приростов, для определения которых необходимо провести ряд исследований.
Литература
1. Геометрические конструкции одежды [Электронный ресурс] // Abcfashion.ru - февраль, 2016. - Режим доступа: http://abcfashion.ru/articles/geometricheskie-konstrukcii-odezhdv-charlza-vusefa.html.
2. Необыкновенные конструктивные решения в одежде [Электронный ресурс] // Fashiony.ru -апрель, 2011. - Режим доступа: http://fashionv.ru/page.php?id n=47676.
3. Лунина Е. В., Макаревич М. В. «Экспресс-методика построения многодетальных конструкций женских платьев» // Научный журнал КубГАУ», № 129(05), май, 2017 с. 854-865
4. Конык, О. А. Методология и практика чистого производства : учебное пособие / О. А. Конык, В.В. Жиделаева, В.С. Пунгина. - Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар: СЛИ, 2015. - 196 с.
5. Стебельский М.В. Макетно-модельный метод проектирования одежды/М.В. Стебельский. Москва: Легкая индустрия, 1979. 160 с.
6. Размерная типология населения стран -членов СЭВ/ Ю. С. Куршакова, П.И. Зинкевич, Т.Н. Дунаевская и др. М.: Легкая индустрия, 1974. 440 с.