Научная статья на тему 'Систематизация задач сетевого администрирования образовательных ресурсов'

Систематизация задач сетевого администрирования образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
246
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТОР / ADMINISTRATOR / ДОСТУП / ACCESS / ЗАДАЧА / TASK / ПОЛИТИКА / POLICY / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Цибизов Павел Николаевич

Рассматриваются вопросы, связанные с администрированием информационных ресурсов подразделений образовательных учреждений. Особое внимание уделяется систематизации задач, необходимых к решению системными администраторами кафедральных компьютерных лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Цибизов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF THE TASKS OF NETWORK MANAGEMENT EDUCATIONAL RESOURCES

The issues related to the administration of information resources departments of educational institutions. Particular attention is paid to organize the tasks necessary to solve the system administrators cathedral computer labs.

Текст научной работы на тему «Систематизация задач сетевого администрирования образовательных ресурсов»

УДК 681.3

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАДАЧ СЕТЕВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

П. Н. Цибизов

SYSTEMATIZATION OF THE TASKS OF NETWORK MANAGEMENT EDUCATIONAL RESOURCES

P. N. Tsibizov

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с администрированием информационных ресурсов подразделений образовательных учреждений. Особое внимание уделяется систематизации задач, необходимых к решению системными администраторами кафедральных компьютерных лабораторий.

Ключевые слова: администратор, доступ, задача, политика, безопасность.

Abstract. The issues related to the administration of information resources departments of educational institutions. Particular attention is paid to organize the tasks necessary to solve the system administrators cathedral computer labs.

Key words: administrator, access, task, policy, security.

В настоящее время образовательные учреждения широко используют сетевые информационные технологии как для проведения аудиторных занятий, индивидуального и дистанционного обучения, так и для других мероприятий учебного характера.

Анализируя вопросы, возникающие при использовании таких технологий в контексте работы образовательных учреждений, можно видеть, что круг задач, связанный с их обслуживанием, достаточно широк, и администрирование, к примеру, локальных сетей учебных подразделений представляет собой работу, требующую множества действий и подразумевающую контроль многих факторов.

Поэтому основная задача системных администраторов таких сетей состоит в том, чтобы обеспечить управление потоками информации, циркулирующими между клиентами сетевого обмена (учащимися, студентами, учителями, преподавателями) и позволить им принимать своевременные и рациональные решения для обеспечения нормального протекания учебного процесса.

Однако не все образовательные учреждения могут ввести в штат должность системного администратора или заключить договор с обслуживающей организацией.

К примеру, ввиду отсутствия должности системного администратора в вузах в подразделениях образовательных учреждений функции системных администраторов выполняют преподаватели или инженеры (программисты), а также студенты старших курсов.

Основные функциональные обязанности системного администратора зависят от масштабов и специфики работы кафедры, отдела, центра, а также от задач, поставленных перед этим сотрудником. Среди основных обязанностей можно выделить следующие:

- добавление и конфигурация новых рабочих станций и периферии;

- настройка общего доступа к ресурсам в сети, разграничение прав доступа (создание пользовательских учетных записей студентов и сотрудников);

- настройка общего доступа к сети Internet;

- настройка маршрутизации и оптимизация локальной сети;

- выявление и устранение неисправностей в локальной сети и сетевом оборудовании;

- организация защиты от несанкционированного доступа (установка и настройка антивирусного программного обеспечения, брандмауэров и т.д.);

- установка системного и пользовательского программного обеспечения;

- выполнение процедур для предотвращения распространения вирусов;

- выделение дисковой квоты;

- мониторинг локальной и сетевой активности студентов, преподавателей и сотрудников;

- постоянное улучшение и оптимизация существующей сетевой конфигурации;

- консультирование и техническая поддержка пользователей по работе штатной конфигурации сети и рабочих станций, решение нетиповых вопросов, относящихся к работе подразделения: работа мобильной телефонной связи, функционирование личных аккаунтов на сторонних почтовых серверах, тематических сайтах и пр.;

- резервное копирование данных, их проверка, архивация или уничтожение в случае надобности;

- создание и поддержание кафедральных баз данных (база данных дипломных работ и проектов, курсовых работ, тестовых заданий и т.д.);

- проработка технического задания и составление плана технического обслуживания при плановой замене вычислительной и оргтехники.

Как видно из вышеперечисленного, круг должностных обязанностей администраторов достаточно широк, и при создании и администрировании сети учебной лаборатории (или кафедры в целом) возможны различные варианты выполнения обязанностей.

При организации локальной сети учебного подразделения исходят из следующих образовательных задач:

- обеспечение различных способов обмена данными (файлов упражнений, учебных программ) между рабочими станциями, необходимыми для организации учебного процесса;

- обеспечение контроля за ходом выполнения работ студентами во время занятий;

- осуществление диалога между преподавателем и студентом на занятии;

- освоение студентами навыков работы с рабочей станцией, имеющей выход в глобальную сеть;

- освоение навыков работы с программами, обслуживающими конечные рабочие станции и сетевые коммутационные устройства [1];

- знакомство с принципами построения сети и простейшими приемами ее администрирования;

- приобретение навыка корректной работы с информацией, передаваемой по сети.

Одним из возможных путей разрешения этих задач может быть следующая организация управления работой сети в лаборатории кафедры на базе серверного программного обеспечения:

1. На каждого пользователя сети заводится учетная запись.

2. Каждому пользователю назначаются права в соответствии с поставленными перед ним задачами (время входа, доступ к соответствующим информационным ресурсам, к глобальной сети и т.д.).

3. Выделяются сетевые подключаемые ресурсы, а также загружаемые после авторизации пользователя программные ресурсы.

4. Для удобства администрирования пользователям присваивается членство в локальных/глобальных группах.

5. Выделяется квота на использование объема дискового пространства. Здесь следует учитывать задачи, выполняемые студентами. К примеру, студентам, которые выполняют дипломные проекты и работы, необходимо выделять больше места, т.к. в ходе дипломной работы они используют различное программное обеспечение, что увеличивает количество файлов и, соответственно, объем занимаемого доступного пространства, особенно при сохранении большого объема данных из сети Internet.

В некоторых случаях при квотировании следует использовать индивидуальный подход для каждого студента. Здесь следует учитывать возможность установки двух типов квот - жесткой (квота, которую пользователи не имеют права превысить) или мягкой (квота, как правило, используется для целей мониторинга и фактически не соблюдается).

Если администрирование сети происходит, к примеру, на базе Windows Server (2000, 2003, 2008 (R2), 2012 (R2)), то хороший инструментарий для работы дает развертывание инфраструктуры Active Directory, доменные службы и протоколы которой обеспечивают высокую масштабируемость и отказоустойчивость обслуживаемой сетевой конфигурации.

Однако даже при работе с такой сетью существует ряд трудностей, связанных с человеческим фактором:

- накопление в сетевых каталогах информации, не связанной с образовательной деятельностью студентов;

- попытки осуществления доступа в сетевой каталог преподавателя или присвоение прав администратора в сессии пользователя на рабочей станции;

- внедрение вирусов из различных источников, в большинстве случаев это происходит неосознанно (как через £/Ж-накопители, так и через просмотр сайтов, содержащих в скриптах вирусный код);

- копирование уже выполненного другими студентами материала и представление его как своего;

- несанкционированная установка различного рода программ, не связанных с учебной деятельностью.

Стоит также отметить, что для многих обучаемых компьютер, подключенный к сети Internet, остается игровым (развлекательным) средством или средством общения в социальных сетях, что порой можно наблюдать и при проведении занятий, когда вместо выполнения лабораторных/практических работ студенты стремятся проверить свои аккаунты на сторонних e-mail-серверах или в социальных сетях [2].

В связи с этим необходимо проводить следующие мероприятия по решению этих проблем:

1. Администратор совместно с преподавателями должен регулярно просматривать и фильтровать содержание всех студенческих каталогов лаборатории как локальных (на рабочих станциях), так и сетевых (на сервере).

2. Наряду с основным серверным пакетом и стандартным набором служб установить сканеры сетевых обращений и антивирусную защиту, способную работать с сетью.

3. Установить ограниченный доступ для сессий студентов (невозможность инсталляции программ, изменения настроек системы и т.д.).

4. Отключить возможность отображения других информационных ресурсов в сети.

5. Копировать для проверки задания сразу после выполнения их студентами или с последующим удалением с клиентской машины файла работы (только когда данные сохраняются не на сервере).

6. Снабдить файлы упражнений (заданий) уникальными цифровыми кодами либо другими метками, сформированными случайным образом.

7. Отслеживать деятельность студента на занятиях с помощью визуального контроля за машиной с помощью программ удаленного администрирования (к примеру, RAdmin, SymantecpcAnywhere и др.).

Необходимо довести до всех занимающихся в компьютерной лаборатории студентов основные правила работ:

- в сетевом пространстве класса рекомендуется использовать только те программы, которые установлены преподавателем для работы либо санкционированы на установку и использование в лаборатории;

- использование программ взлома паролей влечет исключение рабочей станции из сетевого пространства и наказание студента;

- не использовать посторонние программы во время занятий (если они не являются инструментом выполнения поставленных преподавателем задач);

- файлы программ, документов должны именоваться фамилией выполнявшего их студента с указанием номера задания.

Все эти меры не будут эффективными, если преподаватель на занятиях с применением вычислительной техники не воспитывает чувство ответственности, не формирует культуру работы учащихся, игнорирует и не делает замечания по нарушению установленных правил.

Таким образом, такая расширенная номенклатура задач, безусловно, требует наличия должности системного администратора кафедральной сети, работающего в постоянной связке с преподавателями, ведущими занятия, либо организации курсов по переподготовке сотрудников и преподавателей, фактически выполняющих данные обязанности. Однако в последнем случае компетенция знаний будет низкой.

Список литературы

1. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам» : приказ № 679н от 18.11.2013 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

2. Цибизов, П. Н. Аспекты использования инновационных информационных технологий при информатизации образовательного процесса / П. Н. Цибизов,

Т. В. Астахова // Инновационные информационные технологии : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. I2T. - М. : МИЭМ, 2012. - С. 163-165.

УДК 681.3 Цибизов, П. Н.

Систематизация задач сетевого администрирования образовательных ресурсов / П. Н. Цибизов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - С. 205-209.

Цибизов Павел Николаевич

кандидат технических наук, доцент, руководитель группы научно-образовательной деятельности, ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М. В. Проценко» E-mail: Paul-startatom@yandex.ru

Tsibizov Pavel Nikolaevich candidate of technical sciences, associate professor,

head of research and education activities, Federal State Unitary Enterprise Federal Research and Production Center Production Complex Start named after M. V. Protsenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.