Научная статья на тему 'Систематизация видов современного маркетинга'

Систематизация видов современного маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / МАРКЕТОЛОГ / ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА / MODERN MARKETING / TYPES / INTEGRATED APPROACH / MANAGEMENT / SYSTEMATIZATION / MARKETER / MARKET RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столярова А.Н., Лочан С.А., Федюнин Д.В., Петросян Д.С., Машин Д.В.

В настоящее время отсутствует комплексный подход к рассмотрению различных видов маркетинга. Поэтому в статье были отобраны, систематизированы и описаны основные положения по 120 видам современного маркетинга, охватывающим большинство функциональных обязанностей маркетологов в их реальной трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of modern marketing

Currently, there was a lack of an integrated approach to the consideration of different types of marketing. Therefore, the article selected, systematized and described the basic provisions for 120 types of modern marketing, covering most of the functional responsibilities of marketers in their real working life.

Текст научной работы на тему «Систематизация видов современного маркетинга»

Систематизация видов современного маркетинга

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Столярова Алла Николаевна

д.э.н., доцент, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», stolyarova2011@mail.ru

Лочан Сергей Александрович

д.э.н., профессор, ФГбОу ВО «Российский университет имени Г.В. Плеханова», lochansa@yandex.ru

Федюнин Дмитрий Валерьевич

д.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Российский университет имени Г.В. Плеханова», fedunine@mail.ru

Петросян Давид Семенович

д.э.н., профессор, АО «Институт региональных экономических исследований», pet_dav@mail.ru

Машин Дмитрий Васильевич

к.э.н., ЗАО «Москва-Макдоналдс», dmashin@ya.ru

В настоящее время отсутствует комплексный подход к рассмотрению различных видов маркетинга. Поэтому в статье были отобраны, систематизированы и описаны основные положения по 120 видам современного маркетинга, охватывающим большинство функциональных обязанностей маркетологов в их реальной трудовой деятельности. Ключевые слова: современный маркетинг, комплексный подход, управление, систематизация, маркетолог, исследование рынка.

Всякая экономическая деятельность в условиях рыночных отношений немыслима без применения эффективных методов маркетинга. Перечень специализаций маркетологов чрезвычайно широк. При этом хорошо известны многоуровневый (сетевой), банковский, глобальный, интегрированный, кадровый, комплексный (маркетинг-микс) и международный маркетинг и т.д. Однако, не по каждой области маркетинга издана соответствующая учебная литература, что отрицательно влияет на квалификационный потенциал как студентов вузов - будущих маркетологов, так и действующих маркетологов и руководителей предприятий - слушателей системы бизнес- образования.

Нами исходя из анализа публикаций [1-9], а также других публикаций отобраны, систематизированы и описаны основные положения по 120 видам маркетинга, как общеизвестных, так и малоисследованных, охватывающих функциональные обязанности маркетологов. Такой систематизации видов маркетинга в научной и учебной литературы нет. Указанные виды маркетинга являются своеобразными управленческими инструментами - то есть конкретными методами и приемами, которые применяются при сборе, обработке и анализе информации и при выработке управленческих решений, основанных на этой информации. Ниже краткое описание видов маркетинга приведено в алфавитном порядке. Авторы придерживаются традиционного понимания маркетинга, сформулированного Ф. Котлером: маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. При этом в рамках каждого определения приводят сутевую характеристику и/или отличительную особенность инструментов маркетинга.

Аграрный маркетинг учитывает сезонность агробизнеса и сильную зависимость его результатов от природных условий. Продукты агробизнеса являются продуктами первой жизненной необходимости, влияют на здоровье потребителей и являются скоропортящимися, поэтому нужны оперативность их поставки, специальная упаковка и сервис.

Адаптивный маркетинг подстраивается под ситуацию на рынке. Он соответствует формуле «спрос рождает предложение» и направлен на поиск актуальных потребностей, создание для них соответствующего спроса и системы продвижения на рынок товаров и услуг.

Активный маркетинг направлен на создание новых потребностей покупателей или новых потребителей с новыми потребностями, направлен на постоянный поиск и освоение новых возможностей рынка.

Американский маркетинг основан на изучении потребностей личности, реального и потенциального потребителя, его мотиваций, интересов и стимулов покупки. Он включает научные исследования по созданию и внедрению новой продукции; разработке технологий системы управления маркетингом; организации

производства продукции, ее распределения и сбыта с помощью рекламы.

Антикризисный маркетинг - комплекс мероприятий в рамках стратегии по антикризисному управлению, которые осуществляются при наступлении кризиса, позволяют преодолеть и минимизировать его последствия.

Банковский маркетинг связан с предоставлением клиенту банковских услуг. Это не только традиционные услуги по кредитованию, безналичным счетам, выдаче наличных денег, но и факторинговые, лизинговые, трастовые, консультационные, информационные и иные услуги.

Благотворительный маркетинг связан с реализацией мероприятий по продвижению продукции с помощью благотворительных организаций, которые передают часть своих прибылей на благотворительность.

Буз-маркетинг - маркетинг, основанный на использовании слухов для продвижения продуктов и услуг, прежде всего с помощью «испорченного телефона». На восприятии слухов строятся маркетинговые кампании, а сами слухи становятся объектом исследования потребительской заинтересованности.

Вертикальный маркетинг - подход, когда функционирует единая система сбыта продукции, состоящая из производителя, продавцов, закупающих товар оптом и розничных торговых компаний, реализующих продукцию конечному клиенту. В такой системе только один из участников владеет правом собственности на все средства, обращающиеся в системе, а вся система представляет собой максимально короткий и прямой канал сбыта продукции.

Виртуальный маркетинг реализуется в сети Интернет. Преимущества: деятельность вне привязки к конкретной территории; сокращение время на поиск партнеров и проведение сделок; снижение трансакци-онных издержек; оптимизация структуры товарного ассортимента, сокращение затрат на разработку и внедрение новой продукции, уменьшение затрат на сбыт и т.д.

Вирусный маркетинг. Скоростные интернет-каналы способствуют популярности всевозможных он-лайн-сообществ, блог-хостингов, социальных сетей и пр. Подобно вирусам технологии вирусного маркетинга используют самих людей, «заражая» их идеей распространения определенного контента.

Геомаркетинг основан на использовании географических информационных систем и пространственных данных, применяемых для маркетингового анализа территорий.

Глобальный маркетинг воспринимает мир как большой интегрированный рынок, в рамках которого происходит учет и нивелируются все возможные национальные и культурные особенности различных стран.

Государственный маркетинг ориентирован на убеждение граждан в том, что государственные проекты (например, социальная и ценовая политика, выпуск государственных краткосрочных облигаций или военные операции) соответствуют коренным потребностям населения, поддержку «реноме» государственных структур, обеспечение «надлежащего» общественного мнения.

Детский маркетинг заключается в применении персонажей детских мультфильмов производителями

в рекламных целях для налаживания отношении с потребителями и получения успеха у покупателей, а также выделения товаров используемых персонажами из множества товаров повседневного спроса.

Демаркетинг схож со значением термина «сдерживающий» и показывает процесс отвлечения покупателей от покупки или потребления какого-то продукта. Такой тактический ход может использоваться в социальной рекламе.

Дифференцированный маркетинг используется когда предприятие разрабатывает товар для каждого сегмента рынка индивидуально, при этом к каждому товару прилагается собственный комплекс маркетинговых мероприятий. Это позволяет достичь большого объема продаж и завоевать более сильную позицию по сравнению с конкурентами в каждом рыночном сегменте.

Импортный маркетинг - особая форма исследований всех внутренних региональных товарных рынков в рамках реализации целей по созданию благоприятных условий, которые способствуют обеспечению поставок продукции точно во время из зарубежных стран для социального и экономического развития отдельных регионов и отраслей, для достижения максимально возможного уровня потребительской удовлетворенности товарами.

Инвестиционный маркетинг предполагает процедуры научно обоснованного принятия решений в области инвестиций, оценки инвестиционных рисков и путей их предотвращения или снижения, формирования оптимального портфеля инвестиций, экономического обоснования капитальных вложений, планирования инвестиций.

Инновационный маркетинг связан с рынком инновационных разработок, направлен на формирование и выявление спроса для реализации целей по максимальному удовлетворению потребностей и запросов целевых аудиторий.

Институциональный маркетинг обеспечивает своевременное удовлетворение спроса экономических агентов на институты, а маркетинг институтов предполагает активное воздействие на существующий спрос в институтах, а также на формирование новых потребностей в институтах и предпочтений экономических агентов.

Интегрированный прямой маркетинг связан с решением задач по объединению и эффективному использованию широкого спектра средств коммуникаций применительно к каждому потенциальному потребителю в рамках условий по разработке программ, связанных с последовательным воздействием на покупателей. Идеи основываются на учете поведенческих моделей целевых аудиторий и разной реакции потребителей на обращения.

Интерактивный маркетинг основывается на технологиях, использующих возможности Интернет, SMS-игр и чатов, интерактивных конкурсов, прочих связанных сервисов. Этим он отличается от инструментов ATL - продвижения в сети Интернет.

Интернет-маркетинг использует в качестве инструментов E-mail рассылки, SEO-оптимизацию, социальные сети, видеоролики, арбитраж трафика, контекстную, баннерную и медийную рекламу. Его преимущества: информативность; высокая результативность в сравнении с традиционной рекламой; большой

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

ничем не ограниченный охват целевой аудитории. Близок к электронному маркетингу.

Информационный маркетинг использует в качестве объектов аппаратные средства и компьютеры, офисное и сетевое оборудование, различные средства коммуникаций, программные средства, информационные услуги в виде учебных, консалтинговых, внедренческих, интерактивных телекоммуникационных услуг, информационно-поисковые технологии.

Исламский маркетинг связан с тем, что в мусульманском мире существуют запреты в рекламе, обусловленные национальными и религиозными особенностями исламских стран.

Кадровый маркетинг связан с изучением требований и системы запросов кандидатов на получение работы, а также с формированием списка потенциальных кандидатов на получение работы.

Кастомизированный маркетинг - тактика мотивации покупателей к приобретению различного вида продукции, которая включает в себя инструменты и средства продуктового маркетинга, консьюмер сервис и инструменты торгового маркетинга.

Когнитивный маркетинг - стык маркетинга и когнитивной психологии по исследованию познавательных механизмов потребителей, разработке комплекса инструментов маркетинга, связанных с осуществлением воздействий на клиентский опыт, с созданием моделей по управлению восприятием, с разработкой когнитивной карты для различных групп потребителей, с выбором методов научения потребителей и повышением потребительской культуры целевых аудиторий.

Коммуникационный маркетинг - построение интерактивного диалога между брендами и потребителями. Коммуникационный маркетинг в интернете включает: раскрутку и продвижение в социальных сетях; партизанский и репутационный маркетинг; тарге-тированную рекламу в социальных сетях; управление поисковой выдачей.

Комплексный маркетинг - множество контролируемых переменных факторов, которые компания применяет, чтобы вызвать нужную ответную реакцию целевого рынка, при этом удовлетворяются потребности потенциальных клиентов и максимизируется рентабельность.

Конверсионный маркетинг помогает привлечь внимание покупателей к конкретной продукции и связан с решением проблем низкой конверсии посредством оптимизации процессов обслуживания клиентов.

Концентрированный маркетинг предполагает сосредоточение усилий на ряде рынков, связан с концентрацией усилий маркетинга на значительной доле одного или нескольких субрынков с точки зрения противовеса концентрации их на относительной небольшой доле в рамках большого рынка.

Креативный маркетинг - система нестандартных подходов к решению комплекса задач маркетинга, посредством разработки неординарных, новых идей, а также посредством выдвижения креативных эффективных решений, ведущих к реализации инноваций в сфере маркетинга.

Кросскультурный маркетинг предполагает учет, а иногда и изменение стереотипов мировосприятия, мышления и поведения целевого рынка для преодоления культурных барьеров.

Коммерческий маркетинг предполагает активное применение инструментов маркетинга для сферы торговли и других направлений предпринимательской деятельности (сюда можно отнести производственную, инвестиционную, инновационную деятельность).

Латеральный маркетинг представляет собой метод творческого (нестандартного) подхода к решению основных маркетинговых задач и связан с поиском новых возможностей, которые он находит, ориентируясь на нестандартные подходы к построению коммуникаций, на нестандартные способы и методы продаж, на выявление неучтенных желаний потребителей продукции.

Логистический маркетинг основан на объединении идей маркетинга и логистики и решает задачи ассортиментной загрузки производства на основе сформированного маркетинговыми службами портфеля заказов, оптимального перемещения ресурсов и продуктов, выявления центров возникновения нерационального использования временных, материальных и трудовых ресурсов.

Малобюджетный маркетинг - маркетинг «практически без затрат», требует нестандартного мышления, креатива и умения видеть возможности там, где их не видят другие. Использует социальные сети и близок партизанскому маркетингу.

Макромаркетинг - вид маркетинга, задачей которого является разработка государственной политики в определенных сферах деятельности общества. Он выполняет функции, аналогичные государственному маркетингу.

Маркетинг баз данных создает предпосылки для эффективной координации и контроля результатов медиа-кампании и является важнейшим вспомогательным средством при управлении продажами.

Маркетинг в малом бизнесе связан с особенностями малого бизнеса, незначительной величиной кадровых и финансовых ресурсов, зависимостью от клиентов и основных партнеров, пр.

Маркетинг в сфере труда рассматривается как система деятельности, которая позволяет субъектам маркетинга давать оценку состоянию рынка труда, тенденциям его изменения, обосновывать и принимать управленческие решения по найму (трудоустройству), содействию занятости, рациональному применению на благо государства и общества человеческого капитала страны.

Маркетинг в сфере внешнеэкономической деятельности связан с вопросами подготовки конкурентной продукции для зарубежных рынков, сбора информации о конъюнктуре рынков различных стран, изучения требований международных рынков к отечественной продукции.

Маркетинг высокотехнологичных продуктов связан с поддержкой высоких технологий, которые используют магазины-лаборатории в виде интернет-кафе с наличием всевозможных гаджетов, подключенных к сети Интернет со всеми необходимыми приложениями и офисными инструментами. Клиент может провести время за любым гаджетом и затем принять решение о его покупке.

Маркетинг жилья предполагает оценку объема и емкости рынка жилья на основе анализа тенденций продаж, сегментирование рынка по потребностям в жилье и возможностям жилья путем опроса покупателей и анализа данных.

Маркетинг личности - способ самореализации человека в социуме, когда он, при наличии конкуренции, определяет свое положение на рынке труда и в обществе для мобилизации инициативы, своих способностей, знаний и умений, предприимчивости и активной жизненной позиции.

Маркетинг - менеджмент направлен на формирование комплекса стратегических (долгосрочных) и оперативных (краткосрочных) управленческих решений, воздействий на подразделения и сотрудников предприятия, которые взаимодействуют в сфере маркетинга.

Маркетинг на рынке ценных бумаг состоит в привлечении денежных средств из различных источников и в эффективном их вложении в один из видов финансового рынка через систему интернет-трейдинга без вступления в физический контакт с покупателями ценных бумаг. Различают два вида - маркетинг эмитента и маркетинг инвестора.

Маркетинг партнерских отношений - большой спектр процессов по созданию новых ценностей совместно с индивидуальными покупателями и их группами, а также в ходе совместного получения и распределения выгод от маркетинговой деятельности между всеми участниками маркетинговых отношений.

Маркетинг по каталогу использует каталоги инструмент продажи продукции с возможнотью предварительно ознакомиться с ней и заказать по почте.

Маркетинг проекта связан с тем, что маркетинговые мероприятия присутствуют на каждом этапе проекта, причем значение, объемы и содержание работ на разных фазах проекта существенно отличаются друг от друга.

Маркетинг религиозных организаций связан с выстраиванием коммуникации с верующими и неопределившейся массой населения, служит воплощением миссионерских задач религиозной организации и залогом ее процветания.

Маркетинг розничной торговли - персонификация и возможность управления взаимоотношениями с покупателями; мерчандайзинг, близость контактов с покупателями и их долговременный характер; комплекс возможностей влияния на процессы принятия решения применительно к местам продаж, определение целевого рынка и ассортиментной политики, выбор месторасположения и атмосферы розничной точки.

Маркетинг транснациональной корпорации связан с обширным исследованием рынков; обеспечением глубокого понимания стран, культур, моделей поведения потребителей; выявлением тенденций социально-культурных воздействий на уровень потребительских расходов и привычки потребителей.

Маркетинг сферы услуг ориентирован на: непрерывное увеличение ассортимента предоставляемых услуг, что дает возможность повышать рыночное влияние; постоянный рост качества обслуживания, что способствует увеличению конкурентоспособности предприятия; динамичный рост рентабельности производства услуг, что обуславливает экономическую выгодность при данном виде предпринимательской деятельности.

Массовый маркетинг- рыночная стратегия одновременного удовлетворения потребностей в товарах и услугах большого числа потребителей и обобщенное представление о потребностях в этих товарах и услугах, а также решение о массовом производстве и распространении товаров и услуг.

Мегамаркетинг - стратегически скоординированное применение комплекса экономических, законодательных, общественных, политических и психологических факторов для реализации целей по выходу и/или работе на целевых рынках.

Медицинский маркетинг применяется для диагностики потребности людей в медицинских препаратах и услугах организаций здравоохранения, оказывает влияние на указанные потребности и пытается предсказать возможное развитие ситуаций с лечением в будущем.

Международный маркетинг предполагает продажу товаров и услуг компании за пределами той страны, где зарегистрирована компания на основе изучения экономической среды других стран.

Микромаркетинг - процесс выявления нужд потребителей, а также способов их удовлетворения посредством выбора нужной стратегии. Микромаркетинг является важной частью деятельности не только фирмы, стремящейся получить прибыль, но и госучреждений и некоммерческих организаций.

Миссионерский маркетинг в большей мере основан на приверженности какой-то идее, чем благотворительный маркетинг, и отражает долгосрочную перспективу создания бренда с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций, так как миссия становится центром интеграции всех используемых компанией маркетинговых коммуникаций.

Многоканальный маркетинг связан с применением ряда каналов для выстраивания контактов с целевыми аудиториями. На основе данной маркетинговой практики компании используют разные средства для выстраивания контактов с потенциальными клиентами, что упрощает процедуры конвертации самых удобных каналов.

Многоуровневый маркетинг или сетевой маркетинг - система продвижения продукции (услуг) все большему количеству клиентов с применением все большего количества задействуемых в продвижении информаторов-продавцов, Потребитель продукции становится ее распространителем, т.е. информатором о продукции компании, а также продавцом.

Мобильный маркетинг - комплекс маркетинговых мероприятий, направленный на продвижение продукции (услуг) с помощью средств сотовой связи.

Муниципальный маркетинг направлен на совокупность отношений, складывающихся между участниками рыночных процессов на территории муниципального образования. Он предназначен обеспечить согласование локальных экономических целей предприятий и организаций с муниципальными целями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговый маркетинг - комплекс услуг налоговой службы на федеральном и региональном уровнях в пределах компетенций налоговой службы, который ориентирован на стимулирование активности налогоплательщиков для реализации целей по максимизации поступлений налогов в бюджет, по обеспечению роста числа налогоплательщиков, по снижению уровня налоговой задолженности плательщиков перед бюджетом и т.п.

Национальный маркетинг определяется комплексом объективно-субъективных условий, формирующих экономическую, политическую и социальную жизнь страны: размеры территории, население, при-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

родные ресурсы, экономический, духовный и культурный потенциал, национальные интересы, духовные ценности, социальные достижения.

Недифференцированный маркетинг использует в качестве основы применение массовых систем продвижения товара, а также проведение масштабных рекламных компаний. При этом компания специально игнорирует различия в рыночных сегментах и продвигает какой-либо один продукт на крупном сегменте рынка или на всем рынке в целом.

Нейромаркетинг проникает в глубины потребительской бессознательной психики и позволяет получить ряд объективных данных о процессах, которые происходят в голове покупателя в рамках принятия им решений о покупках, позволяет измерить все возможные потребительские бессознательные реакции на сигналы маркетинга в виде рекламы, вербальных и невербальных символов продукта, его упаковки и цены.

Нейролингвистический маркетинг использует приемы и инструменты нейролингвистического программирования, которые применяются по таким направлениям, как реклама, связи с общественностью, маркетинговые исследования, копирайтинг. Чаще всего в рекламе.

Некоммерческий маркетинг используеся когда компании или отдельные лица действуют в общественных интересах без цели получить прибыль, а преимущества не связаны, как правило, с оплатой товаров и услуг потребителями.

Образовательный маркетинг связан с рынком образовательных услуг и выявлением наиболее перспективных из них. Важную роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность обучающегося как единственного конечного потребителя услуг.

Операционный маркетинг ориентирован на процесс, который осуществляется в краткосрочном или среднесрочном временном отрезке и который направлен на существующие для компании рынки посредством реализации тактических средств, которые связаны с товарами, дистрибьюцией, ценами и продвижением (коммуникациями).

Партизанский маркетинг - малобюджетные способы, позволяющие использовать «второстипенные инструменты» для продвижения продукции, привлечения новых клиентов и увеличения прибыли не имея большого рекламного бюджета. Близок к малобюджетному маркетингу.

Педагогический маркетинг включает два самостоятельных процесса: аналитическую и рекламную деятельность. Аналитическая направлена на изучение образовательных спросов учащегося, родителей, общества; молодого специалиста, работодателя. Рекламная - на распространение инновационных технологий обучения, воспитания (на основе регионального, федерального, зарубежного опыта); рекламу деятельности (рейтинг) образовательных учреждений, специалиста.

Поддерживающий маркетинг решает задачу по обеспечению стабильности размеров сбыта, величины рентабельности, чистой прибыли при одновременном учете стратегии развития конкурентов, а также трансформаций предпочтений покупателей.

Политический маркетинг: исследование политического рынка, анализ специфики «политического то-

вара», разработка всевозможных проектов и технологий по регулированию политического рынка, планирование, реализация и контроль за осуществлением политических мероприятий на базе политических эмпирических исследований.

Потребительский маркетинг - комплекс действий, направленных на непосредственный контакт с покупателем, который включает выделение целевого сегмента на потребительском рынке и приспособление к различным моделям поведения потребителей.

Пробный маркетинг связан с проведением экспериментов, чьей целью выступает пробная, как правило, проводимая до запуска массового производства, реализации продукции для последующей апробации компонентов маркетинга, а также для достижения определенной уверенности в подготовленных прогнозах продаж. Исползует процессы имитационного тестирования рынка и изучения реакций целевых аудиторий на новые продукты в реальных условиях.

Промышленный маркетинг - деятельность по повышению эффективности производства, результативности сбыта продукции промышленного назначения, посредством проведения исследований, удовлетворения спроса в отношении промышленной продукции.

Просвещенный маркетинг появился в связи с повышением социального статуса человека и ориентирован на использование инновационного, социально-этического и ценностного маркетинга для повышения ценностной значимости продукта и осознания общественной миссии фирмы.

Противодействующий маркетинг связан с деб-рендированием конкурентов и их продукции, снижением ее потребительской полезности, а также стоимости человеческого, организационного и потребительского капиталов конкурентов, прекращением выпуска их товаров.

Прямой маркетинг - процессы интерактивных взаимодействий продавцов (производителей) и потребителей в рамках продажи конкретных товаров, средство налаживания планируемых взаимоотношений с покупателем, непосредственное осуществление сбытовых операции, а также обеспечение предпродажного обслуживания.

Развивающий маркетинг связан с формированием спроса на товары и созданием конкретного предложения на основе проведения оценки размеров потенциальных объемов рынка и разработки таких продуктов, которые максимально эффективно трансформировали бы потенциальный спрос в реальный.

Региональный маркетинг - определенная последовательность, а также обоснованность и согласованность процедур, которые связаны с решением проблем исследования рынка и продвижения продукции для нужд развития региональной экономики.

Рекламный маркетинг - комплекс социально-управленческих процессов, при помощи которых обеспечивается удовлетворение всех возможных потребностей субъектов рекламы, потребителей, государства, общества применительно к целевым установкам рекламного продвижения.

Ремаркетинг - повторный маркетинг, маркетинговый прием персонализации и продолжения коммуникации с целевой аудиторией, посредством которого целевая аудитория напоминают о ранее произошедшей коммуникации.

Репутационный маркетинг формирует положительный имидж компании в сети Интернет и борется с негативными отзывами, разрушающими репутацию.

Российский маркетинг позволяет перейти в конкретных маркетинговых действиях от «принятия всего зарубежного» к «осмыслению всего российского», в частности при определении положений маркетинга, формирующих образ мышления в управлении предприятием и образ действия на рынке.

Самомаркетинг - пути повышения конкурентоспособности, успешности и карьерного роста специалиста на основе таких взаимодополняющих друг друга понятий как самоимиджирование, самокоррекция, самомониторинг, саммопрезентация, самопродвижение, саморегуляция и самореклама.

Сенсорный маркетинг воздействует на зрение, слух, обоняние, вкусовое восприятие и осязание человека и через стимулирование чувственного восприятия доставляет эстетическое наслаждение при принятии решения о покупке.

Сетевой маркетинг - тоже что и многоуровневый маркетинг.

Синхромаркетинг позволяет синхронизировать внутреннюю маркетинговую деятельность с меняющейся хаотично или циклично конъюнктурой рынка. Предусматривает действия по упреждению, компенсации изменяющегося рынка.

Событийный маркетинг - эффективный маркетинговый инструмент, ряд специальных мероприятий, акций, которые проводятся для манипулирования поведением, мнением клиентов, которые специально приглашены на событие.

Социально-этический маркетинг позволяет удовлетворить не только физические, но и духовные запросы потребителя, что приводит к повышению объемов продаж и обеспечивает большую лояльность клиентов. С другой стороны - повышает ценность компании в глазах сотрудников, становится дополнительным стимулом к саморазвитию и повышению эффективности труда.

Социальный маркетинг предполагает реализацию действий по изучению и повышению уровня восприятия определенных социальных идей применительно к определенным слоям общества посредством реализации проектов и программ социальный рекламы. Социальный маркетинг ориентирован на улучшение жизни отдельных людей и в целом общества.

Спортивный маркетинг ставит своей целью: предоставить драматическое зрелище и спровоцировать зрителя на эмоциональное сопереживание, вовлечь в процесс спонсора и создать ассоциативную связь между ним и брендом спортивного клуба, создавать новостные поводы о клубе, извлечь из спортивного события прибыль для спонсора и клуба.

Стимулирующий маркетинг обусловлен наблюдающейся пассивностью покупателя, его слабой заинтересованностью в товаре, практически отсутствующим спросов. Он предопределен безынициативностью потребителя, слабым интересом к продукции, а также почти полным отсутствием спроса.

Стратегический маркетинг направлен на установление позиции компании на рынке и на определение наиболее оптимальной стратегии продвижения группы товаров, услуг от компании к потребителям.

Страховой маркетинг направлен на создание и сбыт страховых продуктов посредством комплексного

изучения страхового рынка, а также реальных запросов потребителей для реализации целей по получению прибыли путем устранения противоречий между страховщиками и страхователями и предоставления страхователям услуг высокого качества, в рамках требуемого ассортимента без возможного ущерба для уровня прибыли страховщика.

Тайм маркетинг предлагает конечному потребителю именно тот товар и в тот момент, который больше всего актуален для него.

Тактический маркетинг включает размещение заказов на материалы; распределение всех видов работ (выясняется и планируется время и место выполнения операций по производству деталей, по сборке продукции), проведение контроля их осуществления; маневрирование запасами; диспетчеризацию.

Телефонный маркетинг использует телефон как инструмент прямой продажи товара и включает функции: прием звонков и заказов, классификация запросов и ответ на них, изучение клиентов и продукта, рассмотрение жалоб, распространение информации, продажа более широкой гаммы товаров, установление отношений, контроль за результатами, послепродажный контакт с клиентами.

Территориальный маркетинг предполагает улучшение территории исходя из требований, что территория - это место жительства, отдыха и хозяйствования.

Технологический маркетинг концентрируется на маркетинговых проблемах высокотехнологичных предприятий и направлен на прогресс технологий и увеличение их технологического потенциала.

Торговый маркетинг - это система действий по стимулированию сбыта в торговых сетях и в среде торговых посредников. Он направлен на повышение эффективности взаимодействия компании с участниками цепи дистрибьюции.

Туристический маркетинг определяется отличительными характеристиками туристического продукта, а также особенностями производителей и потребителей туристических товаров (услуг).

Финансовый маркетинг направлен на приспособление финансовой деятельности инвестора-продавца к меняющимся условиям финансового рынка и создание новых финансовых активов, а также на формирование новых финансовых рынков и расширение (удержание) своей доли рынка.

Холистический маркетинг - подход, при котором все компоненты процесса рассматриваются как единое целое и основываются на внедрении различных маркетинговых программ с учетом их взаимной зависимости и наличием интегрированного подхода.

Целевой маркетинг используется, когда продавец разграничивает сегменты рынка и осуществляет разработку приемов маркетинга применительно к каждому сегменту, целенаправленно, при учете выбора позиций продукции, которые наиболее эффективны для данных сегментов.

Цифровой маркетинг - термин, который применяется при обозначении интерактивного и таргетивного маркетинга, которые используют комплекс цифровых технологий применительно к привлечению потенциальных клиентов и последующему удержанию их как потребителей.

Электронный маркетинг связан с использованием сетевых информационных систем и технологий на электронном рынке. Близок к Интернет-маркетингу.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

Экологический маркетинг связанн с удовлетворением потребностей покупателя, который ориентирован на разумность использования ресурсов, сохранение экологии и потребление экологичной продукции.

Экспомаркетинг - инструмент продвижения товаров и брендов на рынок на основе презентаций, выставок и ярмарок, который объединяет лучшие идеи ди-рект-маркетинга. Развернутый план экспомаркетинга включает в себя предвыставочный (подготовительный), выставочный и поствыставочный период.

Экспортный маркетинг предусматривает реализацию продукции в другой стране, имеющей иные условия сбыта, деловую культуру, финансовую систему и социокультурные традиции на основе перевода за пределы национальных границ своей торговой политики и практической деятельности.

«Экстравагантный» маркетинг связан с получением удовольствия и прибыли посредством нахождения потребителя на виду у общества, позволяет выделить потребителя из толпы и повысить его популярность.

Энергетический маркетинг связан с изучением: возможных затрат потребителей по подключению к питающим сетям, платежеспособного спроса на электроэнергию и эластичности спроса, имиджа энергетических предприятий.

Юридический маркетинг направлен на продвижение юридических (правовых) услуг от исполнителя (юриста) к клиентам, изучение потребительских предпочтений, степени удовлетворенности и ожиданий потребителей.

Японский маркетинг: рассматривает вкусы и желания покупателя как врожденные черты, которые надо удовлетворять без рассуждений; воспринимает клиента как Бога; следует принципу «пусть товары и услуги говорят сами за себя». Миссия японских компаний предельно социально ответственная.

В целом, предлагаемая систематизация видов маркетинга позволяет: ознакомить маркетологов и студентов вузов, с содержанием его многочисленных направлений; помочь выбирать адекватный управленческий инструмент исследования рынка и продвижения на нем продукции из своеобразного «портфеля» современных подходов, методов и инструментов маркетолога, в зависимости от потребности и актуальности хозяйственной ситуации; выполнить функции «рекламного проспекта» как для студентов, так и уже работающих маркетологов, привлекающего их к занятию новыми видами деятельности в сфере маркетинга; показать как будущим, так и действующих научным работникам новые области научных исследований, в частности в слабо изученных и мало распространенных направлениях маркетинга.

Литература

1. Азарова С.П. Маркетинг и современность: монография / [С.П. Азарова и др.] ; под общ. ред. С.В. Карповой.

- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 266 с.

2. Артеменкова А.О. Роль холистического маркетинга как инструмента развития компаний сферы услуг // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 4б

- 52.

3. Бакун Т.В. Маркетинг взаимоотношений вуза : монография. - Омск : ОмЭИ, 2013. -155 с.

4. Браверман А. А. Макромаркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика : автореф. дис. ... доктора экон. наук : - М.:АНХ, 1997. - 58 с.

5. Бугаев Л. Мобильный маркетинг: как зарядить свой бизнес в мобильном мире. - М. : Альпина Паблишер, 2012. -214 с.

6. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. -320 с.

7. Вертайм К., Фенвик Я. Цифровой маркетинг: как увеличить продажи с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных технологий. пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2013. -377 с.

8. Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 с.

9. Глоссарий по маркетингу: / Ред. С.В. Карпова. Учебное пособие для бакалавров [Электронный ресурс]. - М.: Палеотип, 2013. - 336 с.

Systematization of modern marketing

Stolyarova A.N., Lochan S.A., Fedyunin D.V., Petrosyan D.S. Mashin D.V.

Pleanov Russian University, JSC «Institute of Regional Economic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Research», CJSC Moscow McDonald'smashi Currently, there was a lack of an integrated approach to the consideration of different types of marketing. Therefore, the article selected, systematized and described the basic provisions for 120 types of modern marketing, covering most of the functional responsibilities of marketers in their real working life.

Keywords: modern marketing, types, integrated approach,

management, systematization, marketer, market research. References

1. Azarov S.P. Marketing and modernity: monograph / [S.P. Azarov et al.] edited by S.V. Karpova M.: High school textbook: INFRA-M, 2014. - 266 p.

2. Artemenkova A.O. The role of holistic marketing as a tool for

the development of service companies //Service in Russia and abroad. - 2011. - № 4. - P. 46 - 52.

3. Bakun T.V. Marketing of university relations: monograph. -

Omsk: OmEl, 2013. - 155 p.

4. Braverman A. A. Macromarketing in the Russian transition

economy: methodology and practice: Abstract of thesis... Dr. Econ. Sci.: - Moscow: APH, 1997. -98 p.

5. Bugayev L. Mobile marketing: how to charge your business in

the mobile world. - M.: Alpine Publischer, 2012. -214 p.

6. Weber L. Effective online marketing: social media, blogs,

Twitter and other web promotion tools; Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2010. -320 p.

7. Vertaim K., Fenwick J. Digital Marketing: How to Increase Sales

with Social Media, Blogs, Wiki Resources, Mobile Phones and Other Modern Technologies. Translation from English. - 2nd ed. - M.: Alpine Publisers, 2013. -377 p.

8. Galitsky E.B., Galitskaya E.G.Marketing studies. Theory and

practice 2nd ed., per. and additional textbook for universities. - Lubertsy: Jurayt, 2016. -570 p.

9. Glossary on Marketing:/Editor S.V. Karpova. Training Manual

for Bachelors' Degrees [Electronic Resource]. - Moscow: Palaeotype, 2013.- 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.