Научная статья на тему 'Систематизация туристских таксонов'

Систематизация туристских таксонов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
592
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТАКСОНОМИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА / GEOGRAPHICAL TAXONOMY / ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР / TOURIST CENTER / ТУРИСТСКИЙ ПОЯС / TOURIST BELT / ТУРИСТСКИЙ УЗЕЛ / TOURIST NODE / ТУРИСТСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TOURISM DESIGN / TERRITORIAL ORGANIZATION OF TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянов А. И.

Предпринята попытка систематизации туристско-географической таксономии. Объяснены туристско-географические понятия: местечко, место, центр, зона, пояс, узел, регион. Рассмотрены особенности формирования туристских поясов. Туристские узлы предстают как ключевые элементы территориальной организации туризма. Описаны туристские узлы в России и за рубежом. Предлагается подход к формированию туристских узлов в местах крупнейших городов. Рассмотрены направления использования предлагаемой таксономической системы для туристского проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of tourist classification units

The article deals with an attempt to systematize tourist-geographical classification units. Tourist-geographical terms, such as small place, place, center, zone, belt, node and region, are commented. Specific features of the tourist belts formation are discussed. Tourist nodes are described as key elements of the territorial organization of tourism both for Russia and foreign countries. Principles of tourist nodes formation in large towns are suggested. Possible applications of the classification system under discussion for tourism design are analyzed.

Текст научной работы на тему «Систематизация туристских таксонов»

МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 796.5 : 338.48 А.И. Зырянов1

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ТАКСОНОВ

Предпринята попытка систематизации туристско-географической таксономии. Объяснены туристско-географические понятия: местечко, место, центр, зона, пояс, узел, регион. Рассмотрены особенности формирования туристских поясов. Туристские узлы предстают как ключевые элементы территориальной организации туризма. Описаны туристские узлы в России и за рубежом. Предлагается подход к формированию туристских узлов в местах крупнейших городов. Рассмотрены направления использования предлагаемой таксономической системы для туристского проектирования.

Ключевые слова: географическая таксономия территориальная организация туризма, туристский центр, туристский пояс, туристский узел, туристское проектирование.

Введение. Территориальная таксономия входит в основы географической науки. В практической туристской деятельности географическая таксономия применяется очень широко, но бессистемно, содержание многих соответствующих понятий размыто.

Географы — специалисты по туристским вопросам объясняют значение отдельных туристско-географи-ческих таксонов, таких, как центр, зона, район [1—4]. Содержание ряда подобных терминов раскрыто в пятиязычном словаре В.М. Котлякова и А.И. Комаровой [9].

Представить территориальную организацию современного туризма во всем его многообразии невозможно без относительно ясной системы географических таксонов. Систематизация туристско-географической таксономии особенно необходима при туристском проектировании, планировании туристских потоков, инфраструктурном развитии, формировании туристского сервиса.

Постановка проблемы. Среди общих географических терминов, которые употребляются для обозначения территорий, где активно протекают туристские процессы, в разной степени применяются следующие: "туристское место" ("местечко"), "туристская деревня", "туристский город", "туристский центр", "туристская зона", "туристский район" ("регион") и др. Каждое из них употребляется чаще всего без связи с другими родственными понятиями, в их содержание вкладывается, как правило, общегеографический смысл. Именно отсутствие или слабость специально-туристского наполнения содержания понятий создает бессистемность их использования. На наш взгляд, требуется более строгий подход к классификации туристско-географических таксонов с учетом туристской технологии.

Цель статьи — представление нового подхода к систематизации туристских территорий и его применения для задач туристского проектирования.

Материалы и методы исследований. Рассмотрим известные и новые понятия, выстроив их в некую систему. В основу классификации территорий, кроме собственно географического содержания, должны входить ключевые представления о туристских процессах, с учетом продолжительности пребывания посетителя в данном месте, процессов формирования дестина-ции, конфигурации маршрутов и их востребованности и пр. Такой подход позволит создать классификацию, пригодную для прикладных задач разнообразного туристского проектирования. Опишем элементарные категории.

Туристское местечко — это конкретный объект туристского интереса (например, водопад Жигалан на Северном Урале), объект экскурсионного показа и посещения (Кунгурская ледяная пещера), объект туристской инфраструктуры (горнолыжный комплекс "Такман" на Среднем Урале). Туристское местечко — небольшая территория, привлекающая туристов или экскурсантов. Эту территорию можно увидеть всю с одного места или в условиях закрытого или сильнопересеченного ландшафта обойти пешком в течение одного дня или даже одного-двух часов. Пребывание на этой территории, как правило, непродолжительно. Таким образом, туристское местечко — это такая туристская территория, которая требует для знакомства с ней времени, измеряемого несколькими часами, если речь идет о маршрутном путешествии. При стационарной рекреации (сельский или событийный туризм и т.д.) здесь возможно и более длительное пребывание. К туристским местечкам можно отнести туристские деревни и туристские села. Туристское местечко (своеобразный синоним или территориаль-

1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, географический факультет, кафедра туризма, декан, заведующий каф., докт. геогр. н., доцент; e-mail: [email protected]

ная проекция туристского объекта) занимает небольшую территорию, чаще до 1 км2, имеет узкий туристский профиль. Как правило, речь идет об одном или двух видах туризма, если трактовать термин "вид туризма" расширенно (активный, деловой и т.д.). Так, урочище "Каменный Город" специализируется на природно-экскурсионном, экологическом туризме, а комплекс "Такман" — на зимней рекреации.

Поскольку туристские местечки представляют собой географические объекты, часто посещаемые с туристскими и экскурсионными целями, их можно найти почти в каждом муниципальном районе.

Туристское место — это территория с туристской специализацией, включающая несколько объектов туристского интереса, где пребывание логично в течение одного или двух дней. Туристским местом можно считать малый исторический город, активно посещаемый приезжими (например, Чердынь). К туристским местам можно отнести и средний по размерам привлекательный город (например, Кунгур), и даже большой город (Соликамск), если не предусматривается длительное пребывание. Этот принцип действует для туров в форме путешествий. Таким образом, курортный городок попадет в категорию туристского места, несмотря на то что отдыхающие проводят там много дней, сам же курортный городок для путешествия интересен на один-два дня. Если же число объектов туристского интереса в городе и его ближайшем окружении настолько велико и они так известны, что требуют более длительного пребывания, то такие территории должны попасть в более крупную категорию и считаться туристскими центрами. Туристское место может служить дестинацией для путешествий выходного дня. Таким образом, туристским местом может быть небольшой исторический или курортный городок или иной географический объект. Одним из основных критериев при отнесении к этой категории следует считать длительность среднего пребывания посетителя. Туристское место на порядок (или 2 порядка) масштабнее туристского местечка. Здесь развито не менее трех видов туризма. Туристское место — территория концентрации туристских объектов, примеры туристских мест можно найти в каждом субъекте РФ.

Туристский центр — это крупный город с большим туристским движением или город с туристско-рекреационной специализацией мирового масштаба, с особенно привлекательными природными ресурсами или плотным культурно-событийным рядом. Туристскими центрами можно, например, считать Рим, Париж, Прагу, Москву, Великий Новгород, Венецию, Сочи. Пермь можно отнести к туристским центрам только в период проведения фестиваля "Белые ночи". Таким образом, этот уровень может достигаться временно теми городами, которые относятся к обычным промышленным, и лишь в короткие периоды их посещают не только с деловыми целями, но и в связи с уникальным культурным мероприятием.

Туристский центр — место, на которое можно потратить несколько дней путешествия. Туристский центр может служить дальней дестинацией для недельного путешествия. Туристский центр имеет размеры, на порядок превышающие размеры туристского места, а его туристская специализация гораздо шире и включает не менее пяти видов туризма.

Туристский центр наполнен туристскими объектами и даже туристскими местами, которые сопутствуют им и входят в их состав. Так, Рига со множеством туристских объектов как туристский центр включает и Юрмалу как туристское место.

Поскольку туристский центр — это крупный город с хорошо выраженной туристской функцией, а также значительный город с мировой экскурсионной известностью или рекреационной ценностью, то он есть далеко не в каждом субъекте РФ. В пределах же федерального округа хотя бы один туристский центр есть. В Северо-Западном округе это Санкт-Петербург, в Приволжском — Казань, в Уральском — Екатеринбург, в Сибирском — Иркутск и т.д.

Чтобы подчеркнуть различия в категориях туристских территорий, приведем некоторые примеры. Так, в Эстонии к категории туристского местечка следует отнести водопад Ягала, к туристскому месту — г. Пярну, к туристскому центру — Таллин, в Латвии к туристскому местечку можно отнести замок Турайда на Гауйе, к туристскому месту — г. Цесис, а к туристскому центру — Ригу.

Категории туристское местечко, туристское место и туристский центр разномасштабны, тем не менее они характеризуются одним формальным свойством: картографически они компактны, часто обозначаются на картах точечными знаками. Следующие категории еще крупнее, при этом картографически не точечные, а площадные. Они чаще всего некомпактны, могут быть вытянуты, иметь сложную форму.

Туристская зона — территория, включающая многие туристские местечки, места или центры с относительно общей туристско-рекреационной специализацией, имеющая значительную площадь, представляющая собой географически единое целое и отличающаяся интенсивным туристским движением. В туристской зоне ярко проявлен туристский профиль на фоне крупного региона или даже всей страны. Внутри зоны почти нет значительных вкраплений ареалов с нетуристской специализацией. Это турист-ско-рекреационный ареал высокого (межрегионального, международного) значения. Туристские зоны, как и рассмотренные ранее туристские территории, по-видимому, могут иметь разное значение и туристскую посещаемость. Яркими примерами туристских зон можно считать испанские Коста-Браво, Коста-дель-Соль и др. На Южном берегу Крыма выделяются Ялтинско-Алуштинская и Судакско-Коктебельская зоны. На Урале среди других туристских зон можно выделить зону р. Чусовая с ее сплавными притоками Усьвой и Койвой [8]. Туристские зоны, как правило, —

места длительного туристского пребывания, районы, где проходит основная часть туристского маршрута.

Туристский пояс — это крупная и вытянутая территория, где туристская специализация совмещена с другим хозяйственным профилированием; состоит из совокупности туристских зон и других туристских территорий, образующих единую географическую линию, имеет большие размеры, хорошо заметные на карте мира. Туристский пояс часто имеет глобальное значение, охватывает территории многих регионов или стран. К туристским поясам можно отнести Альпы, Большой Кавказ, долину Дуная, побережье Испании от Барселоны до Кадиса, хр. Сьерра-Невада в Калифорнии. Туристский пояс, в отличие от зоны, представляет собой чередование туристских и нетуристских территорий, но благодаря сходным природными условиям, единой туристской видовой специализации и маршрутной связанности выделяется как единая туристская территория.

Туристские пояса формируются, когда туристские зоны выстраиваются в одну ленту. Эта лента соответствует какому-либо географическому линейному или поясному объекту или популярному туристскому маршруту. Пояса формируются при единой географической определенности, инфраструктурной системности и сохранении многих общих условий. Туристские пояса можно выделить вдоль морских побережий (побережье Черного и Азовского морей), на группах морских островов (острова Эгейского моря), вдоль судоходных рек (по Волге), в горах (Карпаты). По-видимому, можно выделять пояса и вдоль известных туристских маршрутов, например Золотое кольцо.

Туристские пояса могут находиться в пределах одной страны. Так, можно выделить пояс побережий Италии, пояс Канарских островов, пояс Балеарских островов, пояс норвежских фиордов. Чаще пояса формируются на территориях разных стран, например пояса Пиренеев и Альп.

Туристские пояса гор охватывают те горные системы, части которых хорошо посещаемы туристами. Туристские зоны горного пояса, как правило, пространственно дисперсны и связаны между собой опосредованно, но единство горной страны, ее известность в туристском мире и привлекательность "нехоженых" частей позволяют рассматривать пояс как единую туристскую территорию.

Туристским поясом, сложившимся в горах, можно считать хр. Сьерра-Невада в Калифорнии. Пояс следующих один за другим национальных парков и прочих разнообразных типов охраняемых природных территорий — яркое свидетельство туристского использования. Туристским поясом можно считать и Скандинавские горы в Южной и Центральной Норвегии от Ставангера до Тронхейма. Этот пояс сложился на основе и фиордов и гор.

Если попытаться определить, какие физико-географические или социально-географические критерии лежат в основе тех или иных туристских территорий,

то это можно сделать лишь условно, поскольку для туризма интересна "любая география". Так, туристское местечко и туристское место могут иметь как при-родно-географическое, так и экономико-географическое содержание. Туристский центр — это прежде всего социально-географический объект. В выделении туристской зоны действуют и те и другие факторы. Туристский пояс в подавляющем большинстве случаев имеет физико-географическую определенность.

Туристский пояс — наибольшая по размерам туристская территория мира. При этом можно, по-видимому, выделять как небольшие пояса, так и большие, составленные из нескольких меньших. Например, побережья Средиземного, Черного и Азовского морей можно в некотором смысле рассматривать как единый большой пояс, состоящий из меньших туристских поясов, побережий отдельных морей.

Понятие о туристском поясе как обширной территории страны или группы стран важно при планировании территориальной организации туризма страны. Это позволяет выделить главные перспективные туристские пространства и выработать туристскую политику в масштабах страны. Так как туристский пояс — крупная территория, ее туристские ресурсы и возможности логичнее продвигать на международном уровне. Они лучше других территорий заметны в туристской среде как единые географические объекты и туристские дестинации.

Например, Уральский туристский пояс сложился вдоль Уральских гор в России. В Казахстане он не выражен, несмотря на то что горные хребты протягиваются и по территории этой страны. Пояс представляет собой последовательную серию сформировавшихся туристских зон, между которыми находятся нетуристские участки [8]. К туристским зонам Уральского пояса можно отнести на Полярном Урале зону озер Хадата—Юган—Лор, на Приполярном Урале зону г. Манарага и р. Косья, на Северном Урале зону г. Кон-жаковский Камень, на Среднем Урале зону р. Серьга и мест, связанных с творчеством Бажова, на Южном Урале зону хр. Таганай, а также другие территории. Уральский туристский пояс имеет разнообразную туристскую специализацию, но горный характер местности задает активный вектор туризму (спортивный, самодеятельный, экологический). Развитая система расселения, крупные промышленные города, разнообразие национальностей — факторы развития видов туризма культурной направленности (познавательного, этнического, делового, событийного).

Туристский пояс гор Южной Сибири сформировался на пространстве от Алтая до Забайкалья. В пределах пояса сложилось много туристских зон. Так, на Алтае можно выделить зону Телецкого озера, на Западном Саяне — зону хр. Ергаки, на Восточном Сая-не — зону Тункинских гольцов, на Хамар-Дабане — зону р. Слюдянка, на Байкале — зону р. Листвянка и бухты Песчаной, в Северном Забайкалье — зону хр. Кодар. Горы Южной Сибири, по-видимому, сле-

дует рассматривать как сложный туристский пояс, состоящий из меньших по размеру поясов. Так, Восточный Саян можно считать поясом.

Туристские пояса отражают туристскую географию в глобальном ракурсе. Благодаря выделению поясов можно понять территориальную организацию туризма крупной страны в целом, определить перспективные участки межрегионального туристского сотрудничества.

Области, расположенные на стыках поясов, можно назвать туристскими узлами. Это самостоятельная категория туристских территорий.

Туристский узел — место стыка, наложения, сближения туристских поясов. Это наиболее потенциалоемкие туристские территории мира. Туристские узлы — доминанты всей системы мирового туризма, ключевые элементы географии туризма, напряженные точки мирового туристского движения, наиболее яркие де-стинации среди большой территории, отмеченные выдающимися туристскими событиями, интереснейшими туристскими проектами:

— туристскими узлами можно считать места стыка приморских и горных туристских поясов в том случае, когда горная система касается побережья. К таким узлам относятся район Сочи, где горы Большого Кавказа выходят к берегу Черного моря; район Французской и Итальянской Ривьер, где Альпы доходят до Средиземного моря; район Барселоны и Коста Браво, где туристский пояс Пиренеев смыкается с туристским поясом испанского и французского побережий;

— туристские узлы можно выделить внутри материка в местах стыка разных по туристским ресурсам и специализации поясов: район Иркутска и южной оконечности Байкала, где туристский пояс оз. Байкал смыкается с поясами Хамар-Дабана и Восточного Саяна;

— туристские узлы формируются на стыке пояса побережья и пояса островов, например район Майами, где близко расположены туристский пояс приатлан-тических побережий и пояса Антильских и Багамских островов;

— узлом можно считать то место, где рядом расположены привлекательные горы и судоходная река,

например Вена и Зальцбург, где Дунай течет вблизи Альп;

— узлы могут формироваться на туристски освоенной территории, сложной по характеру береговой линии, с островами и полуостровами, например Афины, где стыкуются туристские пояса эгейского побережья Балкан, коринфско-ионического побережья Балкан, Пелопоннеса и островов Эгейского моря;

— к узлам, кроме того, можно отнести места схождения приморских туристских поясов с внутри-континентальными, озерными и возвышенными территориями, прежде всего с культурно-историческим профилем, например Санкт-Петербург находится на сложном стыке приморского пояса восточного побережья Балтийского моря, пояса Карельского перешейка и Южной Финляндии, пояса Карелии, а также примыкающей с юга туристски значимой территории Пскова—Новгорода и Валдая.

Таким образом, туристский пояс — это территория, имеющая линейное простирание, выраженная физико-географически и задающая линейный сюжет маршрутного планирования. Пример с Псковом, Новгородом и Валдаем свидетельствует о том, что можно выделять и иной тип туристской территории, имеющей большие размеры, но не обладающей линейностью и физико-географическим единством. Вероятно, такую территорию следует назвать туристским пространством или туристским регионом.

Туристский регион — область с компактной формой и элементами туристской специализации, способная быть самостоятельной туристской дестинацией. Размеры туристского региона достигают нескольких сотен тысяч квадратных километров. Туристский регион может проявляться вблизи крупного города — генератора больших туристских потоков. Вокруг Москвы, как центра туристского узла, расположены следующие крупные туристские территории: туристский пояс Золотого кольца, туристский регион Валдая и Верхневолжья, туристский Среднерусский регион.

Таким образом, туристским узлом можно считать территорию крупнейшего города с сильной туристской функцией, вокруг которого выделяются явные туристские регионы и сложились туристские пояса

Характеристики туристско-географических таксонов

Характеристика, таксон Картируемая форма Размеры, км2 Минимальное число комплексных видов туризма Продолжительность пребывания

Туристское местечко Точечная <1 1—2 До 24 ч

Туристское место — и — 1—100 3—4 1—2 дня

Туристский центр — и — 100—1000 >5 До недели

Туристская зона Линейно-площадная 1000—10 000 >5 Более недели

Туристский пояс То же >10 000 >5 - ! ! -

Туристский узел Компактно-площадная >10 000 >5 - ! ! -

Туристский регион То же >100 000 >5 - ! ! -

культурно-исторического значения на основании известнейшего туристского маршрута.

В таблице систематизированы некоторые характеристики туристско-географических таксонов по формальным и содержательным критериям. Разделение туристских территорий на типы, с одной стороны, позволяет лучше понять складывающуюся территориальную организацию туризма в разных странах, а с другой — полезно для туристского проектирования.

Результаты исследований и их обсуждения. Крупный город расположен обычно на ключевой позиции с точки зрения территориальной организации туризма. Сам крупный город, будучи туристским местом, находится обычно в туристской зоне, в туристстком поясе или даже в узле, положение в туристском узле является ключевым и выгодным в контексте туристского трафика. Поэтому формирование узла — это та задача, которая может стоять перед крупным городом. Рассмотрим это на примере Перми.

Пермь не имеет стабильного круглогодичного туристского посещения, ее можно считать туристским местом лишь в некоторые периоды в связи с большими туристскими событийными мероприятиями. Положение в Уральском туристском поясе дает этому городу ряд преимуществ, которые заключаются в природных туристских ресурсах, близости к динамичным городам Большого Урала и наследию горнозаводской цивилизации. Положение в пределах туристского пояса будет иметь ключевое значение, если сформируется туристский узел.

В Перми есть зачатки туристского узла, что, по-видимому, определяется ее положением на стыке Волжского бассейна и Урала — полноводная и судоходная Кама и Уральские горы с их богатыми недрами. Кама и Волга многие годы были популярными туристскими путями, сейчас это менее активные маршруты. Речное направление на юго-запад от Перми с промышленными и историческими городами можно будет считать туристским поясом, если целенаправленно развивать это направление как дестинацию. Кроме того, можно обратить внимание на северо-западное, но пока неактивное направление от Перми — это Коми-Пермяцкий округ, север Удмуртии, Кировская область и Республика Коми. Происходящее улучшение транспортной доступности в этом направлении позволяет предположить увеличение туристского потока и возможности формирования туристского региона на северо-западе от Перми. Коми-Пермяцкий округ уже сейчас выделяется в регионе туристской специализацией на гастрономическом профиле. Таким образом, чтобы Пермь оказалась в туристском узле и заняла выигрышную позицию в территориальной организации туризма, следует работать в таких направлениях:

— прилагать усилия к тому, чтобы Урал проявлялся как единый туристский пояс, т.е. появились общеуральские популярные туристские маршруты, воз-

росло межрегиональное туристское взаимодействие, чтобы в осевой части Уральских гор лучше позиционировалось природное наследие через систему заповедников, национальных и природных парков; создать Большую уральскую тропу и т.д.;

— работать по формированию Волго-Камского или Камского туристского пояса, т.е. увеличить круизно-речной туристский поток, сделать туристскими города на Каме и Волге, способствовать развитию речного транспорта, любых транспортных путей в юго-западном направлении, создавать систему туристских маршрутов в направлении Нижнекамья, Удмуртии, Татарстана, городов Поволжья, это же касается и развития транспортных и туристских связей с местностями вверх по Каме от Перми;

— способствовать формированию привлекательной для туризма территории на северо-востоке от Перми, выявлять новые туристские объекты, развивать инфраструктуру, создавать новые турпродукты, особое внимание уделять развитию этнического, событийного, экологического, природно ориентированного туризма.

Рассмотрим возможности формирования туристского узла на примере Самары. Город является туристским центром, но как на его основе сформировать Самарский туристский узел, поскольку самая предпочтительная позиция города с точки зрения туристских потоков — его положение в туристском узле. Определим, в каких туристских поясах расположена Самара. Единственный туристский пояс, в который она вписывается, — пояс Волги с речным круизным движением и автомобильно-железнодорожными связями между волжскими городами. Этот пояс четко проявлялся как туристский до конца XX в. Его роль стала уменьшаться в связи с сокращением речных перевозок, но пространство вдоль Волги пока можно характеризовать как туристский пояс.

Положение в пределах пояса еще не означает положение в узле, нужно, чтобы город был расположен на пересечении поясов или в окружении сформировавшихся туристских районов. Явный туристский район в окружении Самары — Башкирия и почти весь Южный Урал. Все больше развивается и претендует на роль туристского района Татарстан. Других сложившихся туристских районов на относительно близком расстоянии от Самары нет. Туристский район может оформиться в Саратовской области, а также в Приволжском и Среднерусском регионах.

Таким образом, чтобы сформировать собственный туристский узел вокруг Самары, необходимо целенаправленно развивать Поволжский туристский пояс и несколько самобытных туристских районов в мезо-окружении Самары. Кроме того, в этом случае синхронное туристское развитие соседних регионов не будет создавать конкуренцию с Самарой, а, наоборот, будет способствовать ее выходу на центральные позиции в территориальной организации туризма.

Таким образом, можно сделать вывод, что соседние регионы не должны конкурировать в туризме, им нужно дополнять друг друга. Это особенно ясно при рассмотрении формирования туристского узла на основе крупного города: он должен находиться в окружении самобытных и полноценно развитых туристских районов.

Туристско-географическая таксономия дает лучшие ориентиры при стратегическом планировании туристского развития малых и средних городов. Рассмотрим это на примере Пермского края. На рисунке показана оценка городов края как туристских точек роста по базовым факторам. К таким факторам отнесены те, которые действуют длительное время и способствуют туристскому развитию города [5]. Наибольшие баллы имеют те города, которые обладают наилучшими возможностями туристского развития. Если нет сомнений в том, что города Кунгур и Соликамск относятся к категории туристского места, то следующие по возможностям города Чердынь и Чайковский к туристским местам можно отнести с определенными оговорками. Это свидетельствует о том, что при целенаправленной работе города могут вполне закрепиться в региональной организации туризма края на уровне туристских мест. Следующие по возможностям города (Красновишерск, Березники, Чусовой и Очер) попасть в категорию туристского места могут, но для этого нужно приложить большие усилия. При этом Кунгур и Соликамск могут поставить стратегическую цель — выйти на уровень туристских центров и работать в этом направлении.

Изучение видов туристских территорий, их классификации, своеобразной иерархии, географии и процессов обновления дает новые возможности в развитии теории туризма, в ведении туристского бизнеса и в территориальном планировании.

Выводы:

— без системы географических таксонов невозможно понять современную территориальную организацию туризма, эта система должна быть сформирована с учетом туристской технологии;

— критериями туристско-географической таксономии служат размеры и конфигурация территории, туристская видовая специализация и продолжительность пребывания посетителей;

— предлагаемый ряд туристско-географических таксонов иерархичен, при этом "туристское местечко" отражает начальный уровень, а "туристский узел" —

ы

J

> \

Чердынь"

1 Кудымкар!

А ЛКрасновишерск

Т /

7 I I J

а^. ! L J

Соликамск •

Ь-Л^/7 ' С

{ / К/ 1

t р V 5 rS ^Уусовой J \ 4 |!еРмь влысьза

рЩЫ iUv \

> [ '.Оса Ш .

v с i .Жл

А

ГтЧаЙковский V-; .

ч

-¿.л V-

i УС

?

v^Ai >

\ У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка факторов туристского развития городов Пермского края

верхний и выполняет главную роль в территориальной организации туризма;

— знание таксономического уровня конкретной туристской территории позволит проектировать ее развитие таким образом, чтобы выйти на новое качество, на более высокий таксономический уровень, например, туристское местечко можно преобразовать в туристское место, а последнее — в туристский центр;

— центральные позиции в территориальной организации туризма занимают туристские узлы, поэтому одной из задач туристского развития крупного города может быть выход на этот таксономический уровень.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бредихин А.В. Рекреационно-геоморфологические системы. Смоленск; М.: Ойкумена, 2010. 329 с.

2. География туризма: Учебник / Под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2009. 592 с.

3. Дунец А.Н. Туристско-рекреационные комплексы горного региона. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. 201 с.

4. Ердавлетов С.Р. География туризма: история, теория, методы, практика. Алматы, 2000. 336 с.

5. Зырянов А.И. Теоретические аспекты географии туризма. Пермь, 2013. 158 с.

6. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Туристское районирование горных территорий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2009. С. 19-25.

7. Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э. Технология развития туризма в новом районе // Региональные исследования. 2011. № 4 (34). С. 49-56.

8. Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э. Туристские кластеры и доминанты (на примере Пермского края) // Изв. РАН. Сер. геогр. 2012. № 2. С. 15—22.

9. Котляков В.М., Комарова А.И. Туризм: природа — культура — путешествия. Русский (с краткими дефиниция-

ми), английский, французский, испанский, немецкий. М.: Изд. дом "Кодекс", 2013. 672 с.

Поступила в редакцию 06.12.2012

A.I. Zyryanov

SYSTEMATIZATION OF TOURIST CLASSIFICATION UNITS

The article deals with an attempt to systematize tourist-geographical classification units. Tourist-geographical terms, such as small place, place, center, zone, belt, node and region, are commented. Specific features of the tourist belts formation are discussed. Tourist nodes are described as key elements of the territorial organization of tourism both for Russia and foreign countries. Principles of tourist nodes formation in large towns are suggested. Possible applications of the classification system under discussion for tourism design are analyzed.

Key words: geographical taxonomy, territorial organization of tourism, tourist center, tourist belt, tourist node, tourism design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.