Научная статья на тему 'Систематизация стратегий российских бизнес-школ на международных рынках'

Систематизация стратегий российских бизнес-школ на международных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / международная стратегия / бизнес-образование / бизнес-школы в России / strategy / international strategy / business education / business schools in Russia.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуреев Булат Равилевич

Цель статьи – проанализировать теоретические модели, служащие для описания международной стратегии. Сначала автор рассматривает развитие бизнес-образования в России. Приведены две основные перспективы его эволюции. Исторический анализ показывает, что значительные образовательные реформы конца XIX и начала XX веков заложили основу для появления российского управленческого образования. В статье подчеркивается влияние крупных исторических событий на развитие бизнес-образования в России. Сравнение глобального и российского развития бизнес-школ выявляет сходство в процессах несмотря на местные особенности. Далее автор проводит литературный обзор – анализирует и обобщает основные концепции, используемые для определения стратегии и, в особенности, международной стратегии. Отмечено, что появление международного измерения стратегии стало результатом влияния процесса глобализации, а также накопление опыта о стратегическом управлении за рубежом благодаря попыткам различных компаний выйти на рынки за пределами домашнего. Автор приходит к выводу о необходимости создания собственной модели интерпретации международной стратегии, основанной на опыте и результатах отечественных и зарубежных ученых-классиков стратегической дисциплины, с целью выполнения исследования в рамках диссертационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF STRATEGIES OF RUSSIAN BUSINESS SCHOOLS WITHIN INTERNATIONAL MARKETS

The purpose of this article is to analyze theoretical models used to describe international strategy. First, the author examines the development of business education in Russia. Two main perspectives of its evolution are given. Historical analysis shows that significant educational reforms of the late 19th and early 20th centuries laid the foundation for the emergence of Russian management education. The article emphasizes the influence of major historical events on the development of business education in Russia. A comparison of global and Russian business school development reveals similarities in processes despite local peculiarities. Then the author conducts a literature review – analyzes and summarizes the main concepts used to define strategy and, in particular, international strategy. It is marked that international dimension appearance of strategy was the result of globalization process impact, as well as the accumulation of experience about strategic management abroad due to attempts of various companies to enter markets outside the domestic country. The author concludes that it is necessary to create own author’s model of international strategy’s components interpretation based on experience of domestic and foreign scientists in order to fulfill research within author’s thesis.

Текст научной работы на тему «Систематизация стратегий российских бизнес-школ на международных рынках»

Систематизация стратегий российских бизнес-школ на международных рынках

е

"Я1

см о см

Нуреев Булат Равилевич,

аспирант, Всероссийская академия внешней торговли E-mail: bulat.r.nureev@gmail.com

Цель статьи - проанализировать теоретические модели, служащие для описания международной стратегии. Сначала автор рассматривает развитие бизнес-образования в России. Приведены две основные перспективы его эволюции. Исторический анализ показывает, что значительные образовательные реформы конца XIX и начала XX веков заложили основу для появления российского управленческого образования. В статье подчеркивается влияние крупных исторических событий на развитие бизнес-образования в России. Сравнение глобального и российского развития бизнес-школ выявляет сходство в процессах несмотря на местные особенности. Далее автор проводит литературный обзор - анализирует и обобщает основные концепции, используемые для определения стратегии и, в особенности, международной стратегии. Отмечено, что появление международного измерения стратегии стало результатом влияния процесса глобализации, а также накопление опыта о стратегическом управлении за рубежом благодаря попыткам различных компаний выйти на рынки за пределами домашнего. Автор приходит к выводу о необходимости создания собственной модели интерпретации международной стратегии, основанной на опыте и результатах отечественных и зарубежных ученых-классиков стратегической дисциплины, с целью выполнения исследования в рамках диссертационной работы.

Ключевые слова: стратегия, международная бизнес-образование, бизнес-школы в России.

стратегия,

Последние десятки лет глобализация была центральным элементом, определяющим мировой экономический ландшафт - разнообразие отраслей, рынок труда, источники информации, научно-технологический прогресс, мобильность ресурсов и т.д. Это обогатило и одновременно усложнило внешнюю среду компаний, сформировав вызовы к научно-понятийному аппарату, позволяющему описывать, понимать и прогнозировать поведение агентов на международных рынках. Один из таких вызовов - необходимость уточнения термина «международная стратегия» как фундаментального понятия управленческой науки. Отдельным вызовом является необходимость соотнести историю понятия «международная стратегия» и исторический контекст существования бизнес-школ.

В процессе изучения научных статей и литературы, посвященных теме становления бизнес-образования в России, автор отметил ограниченное количество исследовательских материалов. В статье «Бизнес-образование в России: этапы развития» исследователи Е.С. Баразгова и Т.А. Жеребцова также упоминают «...фактическое отсутствие работ, исследующих историю его [бизнес-образования] складывания и развития» [1] способствовало формированию представления о том, что появление такого типа образования связано исключительно с переходом страны на рыночную экономику в конце ХХ-го века. По вопросу эволюции бизнес-образования в России существует две основные точки зрения:

1. Бизнес-образование в России появилось в 1990-х годах. Это был новый тип образования, не имеющий аналога в стране. Его появление связывается с распадом СССР, налаживанием отношений с Западом, то есть российское бизнес-образование - это полное заимствование западных моделей, догоняющий подход.

2. Бизнес-образование в России развивалось поэтапно, как в США и Европе, где оно выросло из ремесленных и коммерческих гильдий, а позднее - инженерных школ, предоставлявших практическое обучение по торговле, ремеслам и управлению предприятием.

В целом эти понятия не противоречат друг другу. Российские бизнес-школы - молодой феномен, по сравнению с более чем столетней историей бизнес-школ в США или Европе, его история только недавно достигла рубежа в четверть века. Тем не менее, представляется логичным коротко рассмотреть в рамках данной статьи предысторию развития бизнес-школ в России.

Вторая промышленная революция, а также комплекс реформ, проводившихся в России с середины XIX до начала XX века, стали основой для развития новой образовательной сферы, а именно - управленческого образования. Среди прочих результатов реформ можно выделить следующие значимые изменения: прекращение монополизации системы образования церковью и, соответственно, автономия университетов, которые могли самостоятельно решать вопросы, связанные с подбором преподавательского состава, содержанием образовательных программ и учебных планов, а также финансированием; доступ к образованию получили люди из разных социальных слоев (об этом свидетельствует увеличение количества студентов на программах высшего образования, что также подчеркивает востребованность образовательных программ данного типа); политика государственного протекционизма привела к росту национальной экономики.

Помимо экономического подъема страны и независимости университетов, появился и ресурс -люди, готовые получать высшее образование. Сфера образования работала с задачей подготовки квалифицированных специалистов для обрабатывающей промышленности, финансов и торговли. Развитие этих отраслей напрямую поддерживалось государством. Здесь важно отметить, что причина востребованности бизнес-образования была одинаковой как в России, так и в США и Европе. Этот исторический период был отмечен стремлением теоретизировать, систематизировать и научно обосновать практику управления в условиях индустриальных изменений.

В первом десятилетии XX века появляются коммерческие институты. Сейчас мы подразумеваем под этим термином образование, которое осуществляется на платной основе, но тогда трактовка термина прослеживалась от заказчика - коммерческих структур. Исследователи отмечают уникальный аспект этой системы - заказчики, такие как торгово-промышленные конгрессы, куда, в свою очередь, входили представители государственных учреждений, научной элиты, участвовали в процессах управления учебным заведением и мониторинга результатов его деятельности, что подтверждается повесткой дня, которая рассматривалась на национальных конгрессах.

Новая экономическая политика, введенная в Советской России после Гражданской войны (19171922 гг.) для восстановления народного хозяйства, содержала в своих принципах некоторые элементы рыночной экономики, в том числе свободу предпринимательства и торговли, была ориентирована на поддержку частной и кооперативной инициативы, а также стимулировала развитие внутренней торговли и экономики. Она оказала положительное влияние на сферу образования и науки и привела к созданию двух институтов - Центрального института труда и Центра научной организации труда.

С 1930-х годов в сфере управленческого образования наблюдается упадок. Однако важно отме-

тить, что он не был резким и одномоментным. Например, в 1931 году была основана Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития. Однако советской власти стало неактуальным существование института труда и организаций, связанных с повышением его эффективности, по нескольким факторам:

1. Идеологический: был провозглашен переход к коллективизации.

2. Политический: в этот период происходили массовые репрессии против интеллектуалов, научных исследователей и образованных слоев общества.

В связи с этим научная деятельность в области управленческого образования практически полностью сократилась, проводились лишь единичные исследования. Это еще больше повлияло на глубину разрыва между российской и мировой практикой управления. В период послевоенного восстановления 1950-1960-х годов запрет на исследования в области менеджмента постепенно снимался, важность и актуальность этой дисциплины были признаны на государственном уровне. Потребности государства стимулировали новую волну развития теоретических и практических знаний в области менеджмента, были инициированы изменения в учебных программах управленческого образования.

В промышленных академиях и партийных школах, нацеленных на повышение квалификации руководящей элиты, большую часть учебного плана занимала такая дисциплина, как научный коммунизм, включавшая в себя историю партии, марксистско-ленинскую философию, политэкономию и т.д. Вскоре акцент на дисциплинах, связанных с экономикой, сменился на преподавание идеологии. До 1980-х годов была предпринята попытка закрыть потребность в управленческих кадрах за счет специализированного (в основном инженерного) и партийно-политического образования. В дополнение к высшей партийной школе были созданы институты повышения квалификации [2].

В конце 1980-х годов в России начали усиливаться инициативы по развитию бизнес-образования. В это время стали организовываться первые курсы по менеджменту и предпринимательству. Первой бизнес-школой России можно назвать Институт бизнеса и делового администрирования при РАНХиГС, дата его основания - 1988 год. Первые программы MBA (Магистр делового администрирования) в России начали реализовываться в начале 1990-х годов (конкретные даты разнятся). Проникновение в Россию такого типа программ объясняется налаживанием и укреплением ее связей с миром, полноценное вхождение в международный контекст. На этом этапе российское бизнес-образование также активно адаптировалось к новой реальности рынка, поскольку произошел распад Советского Союза и плановая экономика сменилась рыночными механизмами. В 1991 году благодаря инициативе трех руководителей только появившихся тогда бизнес-школ России В.А. Буренина

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

(ВКШ МВЭС), Л.И. Евенко (ВШМБ АНХ) и А.Б. Ма-нуковского (МШБ МГИМО) была создана Российская ассоциация бизнес-школ (РАБО).

В 1995 году произошел запуск Высшей школы бизнеса при НИУ ВШЭ. В 2000-е годы российская экономика начала стабилизироваться, что привело к увеличению спроса на качественное бизнес-образование. В этот период многие бизнес-школы начали устанавливать партнерские отношения с западными учебными заведениями, вводить англоязычные программы и приглашать иностранных преподавателей. В 2006 году была основана школа управления СКОЛКОВО. В период с 2000-х по 2010-е развивался тренд на сотрудничество с зарубежными бизнес-школами, внедрение передовых методик обучения и привлечение иностранных преподавателей. МВА-программы становились все более популярными, и происходило обновление курсов и подходов к обучению.

В 2012 году произошло подписание декларации, в которой объявлялось о создании НАСДОБР - Национального аккредитационного Совета делового образования, цель которого состоит в разработке стандартов качества для программ в сфере бизнес-образования, их мониторинг и проведение аккредитаций по программа ДПО (программы уровня

MBA российским законодательством в сфере образования отнесена именно в этот сектор). В середине 2010-х годов бизнес-школы начали активно внедрять инновации и цифровые технологии в образовательный процесс. Пандемия COVID-19 значительно ускорила этот процесс, заставив весь мир перейти на онлайн- и гибридные форматы за несколько месяцев. Бизнес-школы были вынуждены быстро адаптироваться к новым условиям, переходя на дистанционное обучение. Это потребовало значительных инвестиций в технологии и изменения учебных планов.

Российские бизнес-школы, несмотря на трудности, продолжают развиваться и адаптироваться к изменяющимся условиям. С конца 1980-х по 2020-е годы российские бизнес-школы прошли путь от первых фундаментальных инициатив в области бизнес-образования, от выделения этой ветви образования и оформления ее в самостоятельную до создания конкурентоспособных программ, соответствующих мировым стандартам.

Завершая исторический обзор, автор составил таблицу, в которой отразил влияние глобальных событий на развитие российских бизнес-школ и бизнес-школ США и Западной Европы, выделив общие и особенные черты (табл 1).

Таблица 1. Сравнение процесса развития бизнес-школ и бизнес-образования в США и Западной Европе и в России

Общее Особенное

Россия США и Западная Европа

Влияние второй промышленной революции, первая волна глобализации (конец XIX века, с 1870-х) Социальные реформы Массовизация производства

Рост промышленности, достижения в транспортной сфере, снижение торговых барьеров (1880-1890-е годы) Политика протекционизма Появление крупных компаний

Первые образовательные учреждения для управленцев (1880-1910-е годы) Коммерческие училища Бизнес-школы (управленческие институции в рамках университетов)

Рост и развитие нового типа институций (1910-1930-е годы) Развитие исследовательской деятельности, становление управленческой дисциплины - Центральный институт труда (ЦИТ) и центр научной организации труда (НОТ) Первая аккредитационная структура, обучение методам работы с кризисными ситуациями, появление кейс-метода

Стагнация или рост сферы (19301950-е годы) Угасание сферы управленческого образования, запрет на исследования в данной сфере Господство и расцвет американской модели бизнес-школы

Восстановление после II мировой войны, международная кооперация на всех уровнях (1950-е-1960-е годы), вторая волна глобализации Возрождение исследований по вопросам организации и управления предприятиями, изучение запрещенных трудов советских исследователей 20-х годов и актуальных зарубежных исследований Расхождение фокусов различных типов бизнес-школ: проведение исследований - приоритет бизнес-школ в составе университетов, автономные бизнес-школы решают задачи индустрии

Новые модели образовательных учреждений для управленцев (1960-е-1980-е годы) Сочетание партийно-политического образования и специализированного образования (инженерное) - высшие партийные школы и институты повышения квалификации Европейские и азиатские модели бизнес-школ и создание аккредитационных структур

Начало третьей волны глобализации, фокус на новую сферу - информационные технологии; адаптация бизнес-программ к изменяющимся экономическим условиям (1980-е-1990-е) Переход от плановой экономики к рыночной (распад СССР в 1991 году), ее изучение, в конце периода - появление первых бизнес-школ в России, ориентация на западные модели образования Рост числа программ MBA; внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, запуск первой онлайн MBA; диверсификация курсов с акцентом на инновации и глобализацию.

Окончание

Общее Особенное

Россия США и Западная Европа

Рост и развитие интеграционных процессов в сфере производстве, появление Интернета, развитие онлайн-бизнесов (1990-е-2000-е) Экономический рост в период «нулевых» и восстановление после экономического кризиса конца 90-х; расширение числа бизнес-школ и программ MBA, введение кейс-метода, расширение программ MBA, начало международного сотрудничества, появление западных преподавателей и учебных планов, создание Российской ассоциации бизнес-школ Внедрение курсов по онлайн-бизнесу и интернет-маркетингу, усиление акцента на предпринимательство и стартапы, интеграция европейской образовательной системы благодаря Болонскому процессу, европейская система аккредитации бизнес-школ (EQUIS - 1997)

Глобальный финансовый кризис 2008 года, рост важности устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (CSR) (2000-е-2010-е) Дальнейшее развитие рыночной экономики, усиление интеграции с мировыми рынками, в конце периода - санкционные ограничения, усиление акцента на международные стандарты, рост числа программ на английском языке, большее внимание к практикоориентированному обучению Расширение ЕС, усиление миграционных потоков, рост популярности двойных дипломов, междисциплинарные программы, больше внимания к инновациям и предпринимательству

Цифровая трансформация, искусственный интеллект, рост числа аккредитованных программ и школ по международным стандартам, усиление интернационализации (Global Network Week by GNAM), пандемия COVID-19, геополитические конфликты (2010-е-2020-е) Развитие онлайн- и гибридных программ, увеличение фокуса на устойчивое развитие, этику и социальную ответственность в бизнесе, создание российской аккредитационной структуры, с 2022 года -адаптация к новым экономическим и политическим реалиям в связи с принятыми решениями в сфере международной политики, ориентация на внутренний рынок и сотрудничество с азиатскими странами Переход на онлайн-обучение, гибридные форматы, акцент на цифровые навыки и аналитические компетенции, межкультурную коммуникацию, увеличение фокуса на устойчивое развитие, этику и социальную ответственность в бизнесе

Информация из этой таблицы иллюстрирует схожесть происходящих изменений на глобальном уровне - влияние таких крупных событий, как волны глобализации и мировая война, стали стимулами, запустившими идентичные процессы как в мире, так и в России, где местная специфика, конечно, влияла на форму событийных явлений (например, в один из периодов управленческая дисциплина была запрещена в силу политической идеологии), но суть и содержание оставались схожими с мировыми изменениями. Сейчас в российских

программах бизнес-образования уже есть все элементы, присущие развитым программам бизнес-образования, такие как ключевые критерии отбора студентов на программы бизнес-образования (процесс приема), поиск и подбор профессоров для программ (как для преподавания, так и для исследований), структура образовательных программ и их содержание, поддержка со стороны бизнеса, структура аккредитации (НАСДОБР), рейтинг (народный рейтинг MBA.su), профессиональные сообщества (РАБО).

Таблица 2. Систематизация рассмотренных классических определений термина «стратегия»

Авторы Суть понимания термина «стратегия»

А. Томпсон и А. Стрикленд [4] Стратегия как шаблон или план управления фирмой

Р. Акофф [5] Стратегия как процесс принятия и оценки ... ряда взаимозависимых решений

Г. Минцберг [6] Стратегия как сочетание плана, конкурентного преимущества, поведенческого шаблона, позиции относительно конкурентов, перспективы

И. Ансофф [7] Стратегия - это набор правил

М. Портер [8] Стратегия как уникальная и содержательная позиция, включающая отличный от других набор действий

М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури [9] Стратегия как план достижения целей компании

О.С. Виханский [10] Стратегия как долгосрочное, качественно определенное направление развития организации/ конкретизация пути развития предприятия

А.П. Градов [11] Стратегия как динамическая система взаимоувязанных правил и приемов, направленных на удержание конкурентного преимущества на внешних и внутренних рынках

Другим базовым понятием статьи, помимо бизнес-школы и бизнес-образования, является стратегия, а именно - международная стратегия. Однако автору видится логичным рассмотреть как базовое понятие «стратегия», так и производные от него термины «международная стратегия» и «стратегия экспансии». Долгое время международное измерение не было отдельным аспектом

стратегии организации. Самое первое определение стратегии в области науки управления, данное американским профессором истории Альфредом Чандлером [3], звучало следующим образом: «установление долгосрочных целей и ориентиров, внедрение определенного курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения целей». В дальнейшем появлялись и другие

трактовки, концепция дополнялась и расширялась исследователями и учеными в области менеджмента. Автор рассмотрел основные из них в таблице 2.

По приведенным в таблице определениям можно проследить не только то, как уточнялось и дополнялось понимание термина «стратегия», но и то, что долгое время международное измерение стратегии не являлось специально выделенным и отрефлексированным аспектом и измере-

нием стратегии организации. Общее понимание международного измерения как качественной характеристики стратегии является результатом осмысления процесса глобализации, в том числе изучения практик выхода на зарубежные рынки, которая была накоплена различными компаниями по всему миру. Ниже, в итоговой таблице, собраны определения и модели российских и зарубежных авторов в краткой форме (табл. 3).

Таблица 3. Систематизация рассмотренных определений термина «международная стратегия» или «стратегия экспансии»

Авторы Суть понимания термина «международная стратегия» или «стратегия экспансии»

Р.А. Фатхутдинов [12] Деятельность по экспорту и импорту товаров, капиталов, технологий, услуг, осуществление совместных с другими странами проектов, интеграционные процессы в различных сферах.

Зайцев Л.Г., Соколова М.И. [13] Укрупненное описание скоординированных действий по реализации всего комплекса ее международных целей.

Дж. Даннинг, OLI-парадигма [14] Поиск материального и/или нематериального преимущества - в технологии, в расположении, в самостоятельном производстве - за рубежом.

Матрица К. Бартлетта, С. Гоша-ла [15] Стратегия расширения определяется фокусом на сокращении затрат и повышении эффективности или на предпочтениях клиентов на выбранном внешнем рынке, или на том и другом, или ни на чем из этого.

Я. Йохансон, Я.-Э. Вальне, модель Uppsala [16] Результат достижения пика зрелости компании на локальном рынке, приобретения компетенций и, в то же время, нехватки возможностей для дальнейшего роста на домашнем рынке.

П. Гемават, CAGE-дистанции [17], модель AAA [18], модель ADDING [19] 1. Дистанции - культурная, административная, географическая, экономическая - различия между странами, которые компании должны учитывать при создании международной стратегии; 2. Стратегия экспансии зависит от цели - адаптация, централизация, игра на особенностях зарубежного рынка (посредничество) - на которую влияют требования выбранного рынка или стремление снизить издержки; 3. Увеличение или уменьшение стоимости бизнеса на зарубежном рынке через: увеличение объема, снижение затрат, дифференциацию или повышение готовности аудитории платить; повышение привлекательности отрасли/ее возможности диктовать условия; нормализацию риска; генерирование и обновление ресурсов.

Ф. Р. Рут [20] Стратегия экспансии - это зависимость от величины инвестиций и рисков, с одной стороны, с другой - от уровня имеющегося контроля и правообладания у компании.

Подводя итоги статьи, автор приходит к заключению о необходимости формирования собственной, авторской модели, которая, с одной стороны, будет содержать в себе компоненты на основе классических определений терминов «стратегия» и «международная стратегия», как действия и принятые решения (операционная деятельность за рубежом), репутация, клиенты и продукция, ресурсы (сотрудники), правила (контроль качества как регу-ляторный аспект), а с другой стороны - содержать в себе пространство для классификации стратегий, то есть не содержать в себе уже изначального распределения на основе того или иного основания, как модели Братлетта-Гошала, Ф. Рута и т.д., чтобы оставить автору возможность дополнительной работы а разрезе эмпирического исследования по выбранной теме.

Литература

1. Баразгова Е. С., Жеребцова Т.А. Бизнес-образование в России: этапы развития // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Поли-

тология. 2011. № 1 (13). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/biznes-obrazovanie-v-rossii-etapy-razvitiya (дата обращения: 27.12.2023).

2. Хлевнюк О., Горлицкий Й. Секретари: Региональные сети в СССР от Сталина до Брежнева. - Москва: НЛО, 2024. - 432 с.

3. Book Review: Strategy and Structure by Alfred Chandler // Sergio Carreda URL: https://ser-giocaredda.eu/inspiration/books/book-review-strategy-and-structure-by-alfred-chandler/ (дата обращения: 13.06.2023).

4. Томпсон, А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии / А. Томпсон, А. Стрикленд. - М.: Банки и биржи, 1998. - С. 11.

5. Акофф, Р. Акофф о менеджменте / Р. Акофф; пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой - СПб.: Питер, 2002. - с. 128, 131.

6. Mintzberg's 5 Ps of Strategy // EconPosts URL: https://www.econposts.com/business-management/mintzbergs-5-ps-of-strategy/ (дата обращения: 14.06.2023).

7. Игорь Ансофф: Стратегическое управление. часть II. планирование выбора стратегической позиции. Глава 2.1. стоит ли обнаруживать свою стратегию? // Гуманитарный портал URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4155/4158 (дата обращения: 15.06.2023).

8. Article Summary "What is a Strategy?" By Michael E Porter // Academia URL: https://www.academ-ia.edu/43185960/Article_Summary_What_is_a_ Strategy_By_Michael_E_Porter (дата обращения: 01.07.2023)

9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - 3-е изд. - М.: Дело, 1997. -С. 180.

10. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

11. Градов, А.П. и др. Экономическая стратегия фирмы / под ред. проф. Градова А.П. - СПб.: Специальная литература, 2003. - С. 26.

12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов - Москва: Дело, 2005. - 448 с.

13. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - Москва: Экономист, 2002. - 416 с.

14. Dunning J.H. Multinationals, Technology and Competitiveness, Union Human. 1988.

15. Tallman, S. B. (1990). [Review of Managing across Borders: The Transnational Solution, by C.A. Bart-lett & S. Ghoshal]. Journal of International Business Studies, 21(1), 156-159. http://www.jstor. org/stable/155010 (дата обращения: 03.12.2023)

16. Arvidsson, H.G.S & Arvidsson, R. (2019). The Uppsala Model of internationalization and beyond. International Journal of Finance and Administration. 42(2), 221-239.

17. Ghemawat, P. (2001). 'Distance Still Matters: The Hard Reality of Global Expansion,' Harvard Business Review, September 2001.

18. Thakur, R. R. (2008). Redefining Global Strategy: Crossing Borders in a World Where Differences Still Matter Pankaj Ghemawat. Paradigm, 12(1), 106-108.

19. Globalization is an option not an imperative. or, why the world is not flat by Pankaj Ghemawat // Ivey Business Journal. URL: https://iveybusiness-journal.com/publication/globalization-is-an-option-not-an-imperative-or-why-the-world-is-not-flat/ (дата обращения: 03.12.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Franklin R. Root Entry Strategies for International Markets. 2 edition, Lexington Books, 1998.

SYSTEMATIZATION OF STRATEGIES OF RUSSIAN BUSINESS SCHOOLS WITHIN INTERNATIONAL MARKETS

Nureev B.R.

All-Russian Academy of Foreign Trade

The purpose of this article is to analyze theoretical models used to describe international strategy. First, the author examines the development of business education in Russia. Two main perspectives of its evolution are given. Historical analysis shows that significant educational reforms of the late 19th and early 20th centuries laid the foundation for the emergence of Russian management education. The article emphasizes the influence of major historical events on

the development of business education in Russia. A comparison of global and Russian business school development reveals similarities in processes despite local peculiarities. Then the author conducts a literature review - analyzes and summarizes the main concepts used to define strategy and, in particular, international strategy. It is marked that international dimension appearance of strategy was the result of globalization process impact, as well as the accumulation of experience about strategic management abroad due to attempts of various companies to enter markets outside the domestic country. The author concludes that it is necessary to create own author's model of international strategy's components interpretation based on experience of domestic and foreign scientists in order to fulfill research within author's thesis.

Keywords: strategy, international strategy, business education, business schools in Russia.

References

1. Barazgova E. S., Zherebtsova T.A. Business education in Russia: stages of development // Vestn. Tomsk. state University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2011. No. 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-obrazovanie-v-rossii-etapy-razvitiya (date of access: 12/27/2023).

2. Khlevnyuk O., Gorlitsky Y. Secretaries: Regional networks in the USSR from Stalin to Brezhnev. - Moscow: NLO, 2024. - 432 p.

3. Book Review: Strategy and Structure by Alfred Chandler // Sergio Carreda URL: https://sergiocaredda.eu/inspiration/books/ book-review-strategy-and-structure-by-alfred-chandler/ (date of access: 13.06.2023).

4. Thompson, A. Strategic Management: The Art of Developing and Implementing Strategy / A. Thompson, A. Strickland. - M.: Banks and Exchanges, 1998. - P. 11.

5. Ackoff, R. Ackoff on Management / R. Ackoff; trans. from English. edited by L.A. Volkova - St. Petersburg: Piter, 2002. - p. 128, 131.

6. Mintzberg's 5 Ps of Strategy // EconPosts URL: https://www.econ-posts.com/business-management/mintzbergs-5-ps-of-strategy/ (date of access: 14.06.2023).

7. Igor Ansoff: Strategic management. Part II. Planning the choice of a strategic position. Chapter 2.1. Is it worth discovering your strategy? // Humanitarian portal URL: https://gtmarket.ru/library/ basis/4155/4158 (date of access: 15.06.2023).

8. Article Summary "What is a Strategy?" By Michael E Porter // Academia URL: https://www.academia.edu/43185960/Article_ Summary_What_is_a_Strategy_By_Michael_E_Porter (date accessed: 01.07.2023)

9. Mescon M., Albert M., Khedouri F. Fundamentals of Management. - 3rd ed. - Moscow: Delo, 1997. - P. 180.

10. Strategic Management: Textbook. - 2nd ed., revised. and additional - Moscow: Gardarika, 1998. - 296 p.

11. Gradov, A.P. et al. Economic Strategy of the Firm / edited by prof. Gradov A.P. - St. Petersburg: Special Literature, 2003. - P. 26.

12. Fatkhutdinov R.A. Strategic Management / R.A. Fatkhutdinov -Moscow: Delo, 2005. - 448 p.

13. Zaitsev, L.G. Strategic Management / L.G. Zaitsev, M.I. Sokolo-va. - Moscow: Economist, 2002. - 416 p.

14. Dunning J.H. Multinationals, Technology and Competitiveness, Union Human. 1988.

15. Tallman, S. B. (1990). [Review of Managing across Borders: The Transnational Solution, by C.A. Bartlett & S. Ghoshal]. Journal of International Business Studies, 21(1), 156-159. http://www. jstor.org/stable/155010 (accessed 12/03/2023)

16. Arvidsson, H. G. S. & Arvidsson, R. (2019). The Uppsala Model of internationalization and beyond. International Journal of Finance and Administration. 42(2), 221-239.

17. Ghemawat, P. (2001). 'Distance Still Matters: The Hard Reality of Global Expansion,' Harvard Business Review, September 2001.

18. Thakur, R. R. (2008). Redefining Global Strategy: Crossing Borders in a World Where Differences Still Matter Pankaj Ghemawat. Paradigm, 12(1), 106-108.

19. Globalization is an option not an imperative. or, why the world is not flat by Pankaj Ghemawat // Ivey Business Journal. URL: https://iveybusinessjournal.com/publication/globalization-is-an-option-not-an-imperative-or-why-the-world-is-not-flat/ (accessed 12/03/2023).

20. Franklin R. Root Entry Strategies for International Markets. 2 edition, Lexington Books, 1998.

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.