Научная статья на тему 'Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия'

Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реструктуризация / факторы внешней и внутренней среды / концепции реструктуризации предприятий / реформирование / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / restructurization / factors of external and internal milieu / conceptions of restructurization of enterprises / reforming / Reorganization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикеева М. В.

В статье рассмотрены проблемы реструктуризации предприятий. Трудности проведения реструктуризации предприятий связаны с дефицитом знаний в этой области. Отмечена недостаточность теоретической проработки проблемы с учетом особенностей российских условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problem of restructurization of enterprises related to the shortage of knowledge in this sphere. The author stresses the insufficiency of the theoretical elaboration of the problem with regards to specific Russian conditions.

Текст научной работы на тему «Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия»

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

М.В. Бикеева,

доцент кафедры статистики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (г. Саранск), кандидат экономических наук mbikeeva@yandex.ru

В статье рассмотрены проблемы реструктуризации предприятий. Трудности проведения реструктуризации предприятий связаны с дефицитом знаний в этой области. Отмечена недостаточность теоретической проработки проблемы с учетом особенностей российских условий.

Ключевые слова: реструктуризация, факторы внешней и внутренней среды, концепции реструктуризации предприятий, реформирование, реорганизация.

УДК 658.5:005.12 ББК У29

В условиях рынка предприятие должно само определять и прогнозировать свои долгосрочные цели и стратегию развития. Быстрые изменения во внешней среде диктуют необходимость использования новых методов и подходов к управлению предприятиями. У руководителей российских предприятий растет понимание важности формирования стратегических целей развития. Однако решение этой задачи осложняется тем, что многие из них оказались в информационном вакууме. С одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, с другой — отсутствие четких ориентиров для выбора направлений развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации стратегии развития существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и в практической деятельности многих отечественных предприятий они используются крайне редко. В рыночных условиях хозяйствования предприятие должно обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, проводить адекватные стратегические, тактические и оперативные изменения. Одним из современных подходов к осуществлению структурных преобразований является реструктуризация предприятия.

В переводе с английского «реструктуризация» — это перестройка структуры чего-либо. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину «реструктуризация компании» можно дать следующее определение: Реструктуризация компании — это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее составляющих), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Характеристика факторов, оказывающих влияние на поведение компании, представлена в табл. 1.

Реструктуризация является высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий, так как позволяет добиться существенного повышения эффективности. Поэтому необходимость реструктуризации хозяйствующего субъекта не является специфической задачей только для российской экономики. В промышленно развитых странах, реструктуризация является естественным и, по сути, систематическим процессом, что обусловлено рядом факторов, характеризующих глобальные тенденции развития постиндустриального общества.

В российской экономике наблюдаются процессы, обусловленные глубокими трансформационными изменениями. Переход к рыночной экономике привел к спаду объемов производства и потребления. При любом варианте развития макроэкономики преобразования внутри предприятий неизбежны в связи с необходимостью активного приспособления к изменениям внешних условий. Зависимость между макроэкономическими реформами, реструктуризацией предприятий и восстановлением экономики представлена на рис. 1.

Попытки радикально реструктурировать предприятия часто не приводят к желаемым результатам. Исследование показало, что почти половина опрошенных руководителей предприятий признали свою неспособность не только реструктурировать, но и обеспечить эффективное управление предприятиями с учетом новых реальностей [1].

Таблица 1

Характеристика факторов, влияющих на позицию компании

Факторы Характеристика

Политические факторы — законодательство — политическая стабильность — формы собственности

Экономические факторы — уровень жизни — капитал — поставщики — потребители — конъюнктура — цены

Правовые факторы — законодательные требования к организации бизнеса, к налогообложению

Социальные факторы — нормы поведения — уровень образованности

Ресурсные факторы — люди — природные ресурсы — территория — инфраструктура

Технологические факторы — развитие науки — развитие технологии

Стратегические цели — экономичность — конкурентоспособность — внедрение нововведений

Миссия — предлагаемые товары (услуги) — группы потребителей — место и роль на рынке — технология (процессы, инновации) — философия (ценности, мотивация) — имидж (ответственность)

Структурные факторы — структура и функции — организационные характеристики (управленческий персонал, методы решения проблем) — человеческий фактор, неформальная структура организации

Трудности в проведении эффективной реструктуризации предприятий связаны с дефицитом необходимых знаний и компетенций в этой области с учетом особенностей российских условий. В настоящее время существуют концепции, в которых формулируются механизмы и правила для осуществления процесса реструктуризации. Большинство из них основываются на зарубежном опыте.

В научной литературе реструктуризация предприятия стала широко исследоваться, начиная с 80-х гг. прошлого столетия и работах М. Хэммера, Д. Чампи, М. Портера, А. Томсона, Т. Питерса и др.

За последние десятилетия XX в. практически ни одна ведущая корпорация мира не смогла избежать рискованной и болезненной процедуры радикального реструктурирования.

Рис. 1. Взаимосвязь экономических реформ с реструктуризацией предприятии

Промедление и попытки обойтись без серьезных изменений привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка 500 ведущих мировых корпораций. Выбор той или иной концепции определяется спецификой предприятия и условиями конкуренции.

Можно выделить следующие наиболее актуальные концепции реструктуризации предприятий, сложившиеся в зарубежной практике (см. табл. 2).

Таблица 2

Современные концепции реструктуризации предприятий

Год, этап развития Концепция реструктуризации Разработчики

60-70-е годы XX в. Реструктуризация на основе концепции маркетинга П. Друкер, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен

70-е годы XX в. Реструктуризация на основе концепции «совершенного предприятия» Б. Ричардсон

70-е годы XX в. Реструктуризация на основе концепции «минимализма» Гарвардская школа бизнеса и консалтинговая фирма «Артур Д. Литтл»

1975 г. Реструктуризация на основе концепции организационного развития Ф. Хьюз, Д. О’Шонесси, Международная ассоциация консультантов при участии членов Портсмаус Консалтинг Груп

80-е годы XX в. Реструктуризация на основе концепции создания бизнес-единиц Специалисты консультационной компании МакКинзи

90-е годы XX в. Реструктуризация на основе ресурсной концепции Г. Хамелл, К. Прахалад, С. Дежу, Ж. Морэн, Ж.-Л. Арегль

1993 г. Реструктуризация на основе концепции «реинжиниринга бизнес-процессов» М. Хэммер, Дж. Чам-пи

Для российской экономической науки процесс реструктуризации относительно новое явление и многие отечественные ученые отождествляют данное понятие с более известными терминами как «реформирование», «реорганизация». Возникает необходимость разобраться в этих понятиях.

Реформирование предприятий — это комплексный и системный процесс изменений, результатом которого является создание внутренних условий дня эффективного управления ресурсами и на этой основе привлечения инвестиций. Реформирование может осуществляться с помощью реструктуризации и реинжиниринга предприятия, а также просто касаться реорганизационных преобразований (см. рис. 2.)

ш х І §і И О ^ е£ ш Р Формы реформирования

Реструктуризация предприятия — изменение организационной стратегии — изменение структуры и системы управления — изменение структуры собственности, активов

Реинжиниринг — бизнес-процессов предприятия — функций менеджмента

Реорганизация — слияние, присоединение, разделение, выделение — преобразование организационно-правовой формы

Рис. 2. Формы осуществления реформирования предприятия

Отождествление реструктуризации и реформирования происходит вследствие единства цели — приведение предприятия в соответствие с изменениями внешней среды, но понятие реформирования гораздо шире. Реструктуризацию в данном контексте можно рассматривать как определенную концепцию с набором конкретных инструментов и методов, используемых предприятием при реформировании.

Следует различать понятия «реструктуризация» и «реорганизация» предприятия. В экономическом словаре понятие «реструктуризация» рассматривается как «изменение структуры активов и затрат, проводимое либо предприятиями, объявившими себя банкротом и осуществляющими установленную законом процедуру выхода из такого состояния, либо фирмами, пытающимися повысить цену своих акций с целью предотвращения перехвата акций» [2]. Данное определение близко по смыслу к понятию реорганизации предприятия, вследствие чего и происходит отождествление этих двух понятий.

Реорганизация предприятия означает прекращение его деятельности с переходом его имущественных прав и обязанностей к другим юридическим лицам и его структурное преобразование. Порядок реорганизации предприятия определен Гражданским кодексом РФ, Законом об акционерных обществах, Законом «О конкуренции и ограничении монополис-

— реструктуризации могут подвергнуться благополучные, быстрорастущие предприятия в целях отрыва от ближайших конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ.

В научной литературе XXI в. появляются более обобщенные подходы к пониманию сущности процесса реструктуризации предприятий [3]. Ценность данного подхода состоит в том, что в нем увязываются такие базовые элементы, как «оптимизация системы функционирования предприятия», «требования внешнего окружения», «стратегия развития», «повышение эффективности и конкурентоспособности». Такой подход наиболее полно раскрывает сущность реструктуризации, дает системное и комплексное представление об этом процессе.

Единого подхода к проблемам реструктуризации предприятий не существует. Реструктуризация промышленного предприятия представляет собой комплексный процесс структурных преобразований и нововведений, базирующийся на основополагающих принципах маркетинга, направленного на обеспечение устойчивого, эффективного развития предприятия и наращивание стоимости его бизнеса. Систематизация научных взглядов на сущность и содержание реструктуризации промышленного предприятия представлена в табл.3.

Таблица 3

Сущность и понимание реструктуризации промышленного предприятия

Авторы Понятие

Соотношение понятий«реструктуризация» и «реформирование»

Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. Реструктуризация — это структурное реформирование

Серкина Н.А. Реструктуризация — это один из методов реформирования посредством проведения преобразований в организационной, финансово-экономичекой, производственно-технической и социальных подсистемах с целью адаптации к быстро меняющимся условиям поведения внешней среды.

Бузановский С.С., Горелов Н.А., Титков А.С. Реструктуризация — это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования ресурсов.

Соотношение понятий «реструктуризация» и«реорганизация»

Ильдеменов С.В., Леонтьев С.В. Реструктуризация — это структурная реорганизация предприятия, а также комплекс работ по активизации внутреннего потенциала.

Жигунова О.А., Чернявский Ю.М. Реструктуризация — это структурная реорганизация предприятия, сопровождающаяся в ряде случаев институциональными изменениями.

Тренев В.Н., Ириков В.А. Реструктуризация — это реорганизация и комплексное изменение структуры предприятия и системы управления.

Евсеев А.И. Реструктуризация — это любые изменения в производстве, структуре капитала или собственности, не являющиеся частью делового повседневного цикла компании.

Крыжановский В.Г., Перелы-гина А.В. Реструктуризация — это структурная перестройка в целях обеспечения и использования всех ресурсов предприятия, заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих в организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий и т.д.

Реструктуризация в условиях кризиса

Бессмертный С.П. Реструктуризация предприятия — комплекс мер, направленных на создание исходных условий для его финансового оздоровления. Реструктуризация не является самоцелью, а становится для многих предприятий основополагающим условием выхода из кризисного финансового состояния.

Бычков В.А. Реструктуризация предприятия является основным элементом антикризисного управления, в каких бы формах оно не проводилось.

Грановский Б.С. Реструктуризация — работа по оздоровлению проблемных компаний с целью повышения их стоимости в интересах всех заинтересованных сторон.

Щеголев И.Н. Реструктуризация предприятия является тем фундаментом, на котором проводится весь комплекс работ по финансовому оздоровлению.

Функциональная реструктуризация

Бажуткина Л.П. Реструктуризация — это структурные преобразования внутри организации, зависящие от выбора объекта реструктурирования и направленные на достижение оптимального баланса между эффективностью деятельности организации и стабильностью ее положения.

Горбачев В.Л., Макаров В.В. Реструктуризация — это структурные изменения в финансовой и производственной деятельности предприятия, направленные на снижение издержек, увеличение прибыльности, наиболее рациональное использование ресурсов.

Ильин А.И. Реструктуризация — это преобразования в организационной и производственной структуре, финансах, технике, технологии и т.д., которые позволили бы предприятию адаптироваться к рыночной экономике, стать привлекательным для инвестора.

тической деятельности на товарных рынках» и др. правовыми актами. Целью реорганизации является получение эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства и др. Формами реорганизации согласно Гражданскому кодексу РФ являются: слияние и присоединение, выделение и преобразование.

Понятие реорганизации предприятия, на наш взгляд, гораздо уже, чем его реструктуризация. Отождествление предмета реструктуризации с предметом реорганизации не позволяет раскрыть смысл реструктуризации как комплексного явления, внешнее проявление которого не ограничиваются установленными формами. Необходимость реструктуризации возникает не только у предприятий, находящихся в неблагоприятном или кризисном состоянии. Значительный интерес к реструктуризацион-ным преобразованиям проявляют руководители процветающих предприятий с целью расширения сферы деятельности.

Реструктуризация необходима в ситуациях, когда:

— предприятие находится в состоянии глубокого кризиса;

— текущее положение предприятия можно признать удовлетворительным, но прогнозы его деятельности являются неблагоприятными;

Шопенко В.Д. Реструктуризация — это преобразование маркетинговой, производственной, организационной, финансовой структуры фирм в соответствии с условиями мирового рынка.

Стратегическая реструктуризация

Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Реструктуризация предприятия — процесс, связанный с изменением стратегических концепций и принципиально важных стратегических факторов деятельности (выбор новой организационной структуры управления; изменение системы управления; радикальный пересмотр состава и процентных соотношений в деловом портфеле корпорации).

Кадыров М.С. Реструктуризация неэффективного бизнеса — системные действия, опирающиеся на стратегический план развития (в рамках корпоративной стратегии), на формирование конкурентных преимуществ.

Карлик А.Н., Гришпун Е.Г. Реструктуризация является составляющей частью стратегии и представляет лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия.

Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Под реструктуризацией понимается процесс, связанный с объективной оценкой возникших проблем, делающих невозможным дальнейшее эффективное функционирование предприятия и активное взвешенное проведение необходимых стратегических изменений, направленных на повышение его конкурентоспособности.

Системный подход

Безделов С.А. Реструктуризация — это процесс внедрения структурных изменений в деятельность предприятия с целью сохранения или увеличения прибыльности под влиянием изменяющихся внешних экономических условий.

Грязнова А.Г., Федотов М.А. Реструктуризация — это комплекс мероприятий, направленных на повышение стоимости бизнеса действующего предприятия.

Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация — это комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции.

При этом под реструктуризацией средствами маркетинга следует понимать процесс функциональной перестройки системы взаимодействия между коммерческой и производственной структурами предприятия в целях преодоления противоречий между внешней и внутренней средой его деятельности [4].

Планируя проведение реструктуризации, как и любого мероприятия по изменению и преобразованию, необходимо определить методологическую основу данного процесса, выявив систему целей, задач, методов его реализации.

Реструктуризация предприятия, базирующаяся на основополагающих принципах маркетинга, улучшает механизм

сочетания производства и потребления посредством мониторинга влияния принимаемых решений на развитие как производственной, так и коммерческой деятельности предприятия. Выявленный платежеспособный спрос потенциальных потребителей и маркетинговые каналы реализации продукции приводятся в соответствие с аналогичными рыночными ориентирами пред-приятий-изготовителей.

В результате формируется база для составления ориентированной маркетинговой программы поддержки любого рода мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия на рынке.

Литература

1. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др.; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егор-шина; ООН РАН, НИМБ. — 2-е изд., доп. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. — 603 с.

2. Жучкова Ю.А. Реструктуризация промышленного предприятия на принципах маркетинга: Автореф. дисс. канд. экон. наук. — Саранск, 2006. — 18 с.

3. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.

4. Водопьянов А.В. Реструктуризация промышленного предприятия с использованием средств маркетинга // Экономические науки. — 2008. — № 7(44). — С. 242-245.

5. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижения сопротивления преобразованием. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 288 с.

6.Карлина Т. Реструктуризация компаний в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — № 4. — С. 106-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Короткова Т. Маркетинговая методология реструктуризации бизнеса // Маркетинг. — 2006. — № 5. — С. 90-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.