СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
М.В. Бикеева,
доцент кафедры статистики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (г. Саранск), кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассмотрены проблемы реструктуризации предприятий. Трудности проведения реструктуризации предприятий связаны с дефицитом знаний в этой области. Отмечена недостаточность теоретической проработки проблемы с учетом особенностей российских условий.
Ключевые слова: реструктуризация, факторы внешней и внутренней среды, концепции реструктуризации предприятий, реформирование, реорганизация.
УДК 658.5:005.12 ББК У29
В условиях рынка предприятие должно само определять и прогнозировать свои долгосрочные цели и стратегию развития. Быстрые изменения во внешней среде диктуют необходимость использования новых методов и подходов к управлению предприятиями. У руководителей российских предприятий растет понимание важности формирования стратегических целей развития. Однако решение этой задачи осложняется тем, что многие из них оказались в информационном вакууме. С одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, с другой — отсутствие четких ориентиров для выбора направлений развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации стратегии развития существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и в практической деятельности многих отечественных предприятий они используются крайне редко. В рыночных условиях хозяйствования предприятие должно обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, проводить адекватные стратегические, тактические и оперативные изменения. Одним из современных подходов к осуществлению структурных преобразований является реструктуризация предприятия.
В переводе с английского «реструктуризация» — это перестройка структуры чего-либо. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину «реструктуризация компании» можно дать следующее определение: Реструктуризация компании — это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее составляющих), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Характеристика факторов, оказывающих влияние на поведение компании, представлена в табл. 1.
Реструктуризация является высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий, так как позволяет добиться существенного повышения эффективности. Поэтому необходимость реструктуризации хозяйствующего субъекта не является специфической задачей только для российской экономики. В промышленно развитых странах, реструктуризация является естественным и, по сути, систематическим процессом, что обусловлено рядом факторов, характеризующих глобальные тенденции развития постиндустриального общества.
В российской экономике наблюдаются процессы, обусловленные глубокими трансформационными изменениями. Переход к рыночной экономике привел к спаду объемов производства и потребления. При любом варианте развития макроэкономики преобразования внутри предприятий неизбежны в связи с необходимостью активного приспособления к изменениям внешних условий. Зависимость между макроэкономическими реформами, реструктуризацией предприятий и восстановлением экономики представлена на рис. 1.
Попытки радикально реструктурировать предприятия часто не приводят к желаемым результатам. Исследование показало, что почти половина опрошенных руководителей предприятий признали свою неспособность не только реструктурировать, но и обеспечить эффективное управление предприятиями с учетом новых реальностей [1].
Таблица 1
Характеристика факторов, влияющих на позицию компании
Факторы Характеристика
Политические факторы — законодательство — политическая стабильность — формы собственности
Экономические факторы — уровень жизни — капитал — поставщики — потребители — конъюнктура — цены
Правовые факторы — законодательные требования к организации бизнеса, к налогообложению
Социальные факторы — нормы поведения — уровень образованности
Ресурсные факторы — люди — природные ресурсы — территория — инфраструктура
Технологические факторы — развитие науки — развитие технологии
Стратегические цели — экономичность — конкурентоспособность — внедрение нововведений
Миссия — предлагаемые товары (услуги) — группы потребителей — место и роль на рынке — технология (процессы, инновации) — философия (ценности, мотивация) — имидж (ответственность)
Структурные факторы — структура и функции — организационные характеристики (управленческий персонал, методы решения проблем) — человеческий фактор, неформальная структура организации
Трудности в проведении эффективной реструктуризации предприятий связаны с дефицитом необходимых знаний и компетенций в этой области с учетом особенностей российских условий. В настоящее время существуют концепции, в которых формулируются механизмы и правила для осуществления процесса реструктуризации. Большинство из них основываются на зарубежном опыте.
В научной литературе реструктуризация предприятия стала широко исследоваться, начиная с 80-х гг. прошлого столетия и работах М. Хэммера, Д. Чампи, М. Портера, А. Томсона, Т. Питерса и др.
За последние десятилетия XX в. практически ни одна ведущая корпорация мира не смогла избежать рискованной и болезненной процедуры радикального реструктурирования.
Рис. 1. Взаимосвязь экономических реформ с реструктуризацией предприятии
Промедление и попытки обойтись без серьезных изменений привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка 500 ведущих мировых корпораций. Выбор той или иной концепции определяется спецификой предприятия и условиями конкуренции.
Можно выделить следующие наиболее актуальные концепции реструктуризации предприятий, сложившиеся в зарубежной практике (см. табл. 2).
Таблица 2
Современные концепции реструктуризации предприятий
Год, этап развития Концепция реструктуризации Разработчики
60-70-е годы XX в. Реструктуризация на основе концепции маркетинга П. Друкер, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен
70-е годы XX в. Реструктуризация на основе концепции «совершенного предприятия» Б. Ричардсон
70-е годы XX в. Реструктуризация на основе концепции «минимализма» Гарвардская школа бизнеса и консалтинговая фирма «Артур Д. Литтл»
1975 г. Реструктуризация на основе концепции организационного развития Ф. Хьюз, Д. О’Шонесси, Международная ассоциация консультантов при участии членов Портсмаус Консалтинг Груп
80-е годы XX в. Реструктуризация на основе концепции создания бизнес-единиц Специалисты консультационной компании МакКинзи
90-е годы XX в. Реструктуризация на основе ресурсной концепции Г. Хамелл, К. Прахалад, С. Дежу, Ж. Морэн, Ж.-Л. Арегль
1993 г. Реструктуризация на основе концепции «реинжиниринга бизнес-процессов» М. Хэммер, Дж. Чам-пи
Для российской экономической науки процесс реструктуризации относительно новое явление и многие отечественные ученые отождествляют данное понятие с более известными терминами как «реформирование», «реорганизация». Возникает необходимость разобраться в этих понятиях.
Реформирование предприятий — это комплексный и системный процесс изменений, результатом которого является создание внутренних условий дня эффективного управления ресурсами и на этой основе привлечения инвестиций. Реформирование может осуществляться с помощью реструктуризации и реинжиниринга предприятия, а также просто касаться реорганизационных преобразований (см. рис. 2.)
ш х І §і И О ^ е£ ш Р Формы реформирования
Реструктуризация предприятия — изменение организационной стратегии — изменение структуры и системы управления — изменение структуры собственности, активов
Реинжиниринг — бизнес-процессов предприятия — функций менеджмента
Реорганизация — слияние, присоединение, разделение, выделение — преобразование организационно-правовой формы
Рис. 2. Формы осуществления реформирования предприятия
Отождествление реструктуризации и реформирования происходит вследствие единства цели — приведение предприятия в соответствие с изменениями внешней среды, но понятие реформирования гораздо шире. Реструктуризацию в данном контексте можно рассматривать как определенную концепцию с набором конкретных инструментов и методов, используемых предприятием при реформировании.
Следует различать понятия «реструктуризация» и «реорганизация» предприятия. В экономическом словаре понятие «реструктуризация» рассматривается как «изменение структуры активов и затрат, проводимое либо предприятиями, объявившими себя банкротом и осуществляющими установленную законом процедуру выхода из такого состояния, либо фирмами, пытающимися повысить цену своих акций с целью предотвращения перехвата акций» [2]. Данное определение близко по смыслу к понятию реорганизации предприятия, вследствие чего и происходит отождествление этих двух понятий.
Реорганизация предприятия означает прекращение его деятельности с переходом его имущественных прав и обязанностей к другим юридическим лицам и его структурное преобразование. Порядок реорганизации предприятия определен Гражданским кодексом РФ, Законом об акционерных обществах, Законом «О конкуренции и ограничении монополис-
— реструктуризации могут подвергнуться благополучные, быстрорастущие предприятия в целях отрыва от ближайших конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ.
В научной литературе XXI в. появляются более обобщенные подходы к пониманию сущности процесса реструктуризации предприятий [3]. Ценность данного подхода состоит в том, что в нем увязываются такие базовые элементы, как «оптимизация системы функционирования предприятия», «требования внешнего окружения», «стратегия развития», «повышение эффективности и конкурентоспособности». Такой подход наиболее полно раскрывает сущность реструктуризации, дает системное и комплексное представление об этом процессе.
Единого подхода к проблемам реструктуризации предприятий не существует. Реструктуризация промышленного предприятия представляет собой комплексный процесс структурных преобразований и нововведений, базирующийся на основополагающих принципах маркетинга, направленного на обеспечение устойчивого, эффективного развития предприятия и наращивание стоимости его бизнеса. Систематизация научных взглядов на сущность и содержание реструктуризации промышленного предприятия представлена в табл.3.
Таблица 3
Сущность и понимание реструктуризации промышленного предприятия
Авторы Понятие
Соотношение понятий«реструктуризация» и «реформирование»
Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. Реструктуризация — это структурное реформирование
Серкина Н.А. Реструктуризация — это один из методов реформирования посредством проведения преобразований в организационной, финансово-экономичекой, производственно-технической и социальных подсистемах с целью адаптации к быстро меняющимся условиям поведения внешней среды.
Бузановский С.С., Горелов Н.А., Титков А.С. Реструктуризация — это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования ресурсов.
Соотношение понятий «реструктуризация» и«реорганизация»
Ильдеменов С.В., Леонтьев С.В. Реструктуризация — это структурная реорганизация предприятия, а также комплекс работ по активизации внутреннего потенциала.
Жигунова О.А., Чернявский Ю.М. Реструктуризация — это структурная реорганизация предприятия, сопровождающаяся в ряде случаев институциональными изменениями.
Тренев В.Н., Ириков В.А. Реструктуризация — это реорганизация и комплексное изменение структуры предприятия и системы управления.
Евсеев А.И. Реструктуризация — это любые изменения в производстве, структуре капитала или собственности, не являющиеся частью делового повседневного цикла компании.
Крыжановский В.Г., Перелы-гина А.В. Реструктуризация — это структурная перестройка в целях обеспечения и использования всех ресурсов предприятия, заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих в организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий и т.д.
Реструктуризация в условиях кризиса
Бессмертный С.П. Реструктуризация предприятия — комплекс мер, направленных на создание исходных условий для его финансового оздоровления. Реструктуризация не является самоцелью, а становится для многих предприятий основополагающим условием выхода из кризисного финансового состояния.
Бычков В.А. Реструктуризация предприятия является основным элементом антикризисного управления, в каких бы формах оно не проводилось.
Грановский Б.С. Реструктуризация — работа по оздоровлению проблемных компаний с целью повышения их стоимости в интересах всех заинтересованных сторон.
Щеголев И.Н. Реструктуризация предприятия является тем фундаментом, на котором проводится весь комплекс работ по финансовому оздоровлению.
Функциональная реструктуризация
Бажуткина Л.П. Реструктуризация — это структурные преобразования внутри организации, зависящие от выбора объекта реструктурирования и направленные на достижение оптимального баланса между эффективностью деятельности организации и стабильностью ее положения.
Горбачев В.Л., Макаров В.В. Реструктуризация — это структурные изменения в финансовой и производственной деятельности предприятия, направленные на снижение издержек, увеличение прибыльности, наиболее рациональное использование ресурсов.
Ильин А.И. Реструктуризация — это преобразования в организационной и производственной структуре, финансах, технике, технологии и т.д., которые позволили бы предприятию адаптироваться к рыночной экономике, стать привлекательным для инвестора.
тической деятельности на товарных рынках» и др. правовыми актами. Целью реорганизации является получение эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства и др. Формами реорганизации согласно Гражданскому кодексу РФ являются: слияние и присоединение, выделение и преобразование.
Понятие реорганизации предприятия, на наш взгляд, гораздо уже, чем его реструктуризация. Отождествление предмета реструктуризации с предметом реорганизации не позволяет раскрыть смысл реструктуризации как комплексного явления, внешнее проявление которого не ограничиваются установленными формами. Необходимость реструктуризации возникает не только у предприятий, находящихся в неблагоприятном или кризисном состоянии. Значительный интерес к реструктуризацион-ным преобразованиям проявляют руководители процветающих предприятий с целью расширения сферы деятельности.
Реструктуризация необходима в ситуациях, когда:
— предприятие находится в состоянии глубокого кризиса;
— текущее положение предприятия можно признать удовлетворительным, но прогнозы его деятельности являются неблагоприятными;
Шопенко В.Д. Реструктуризация — это преобразование маркетинговой, производственной, организационной, финансовой структуры фирм в соответствии с условиями мирового рынка.
Стратегическая реструктуризация
Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Реструктуризация предприятия — процесс, связанный с изменением стратегических концепций и принципиально важных стратегических факторов деятельности (выбор новой организационной структуры управления; изменение системы управления; радикальный пересмотр состава и процентных соотношений в деловом портфеле корпорации).
Кадыров М.С. Реструктуризация неэффективного бизнеса — системные действия, опирающиеся на стратегический план развития (в рамках корпоративной стратегии), на формирование конкурентных преимуществ.
Карлик А.Н., Гришпун Е.Г. Реструктуризация является составляющей частью стратегии и представляет лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия.
Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Под реструктуризацией понимается процесс, связанный с объективной оценкой возникших проблем, делающих невозможным дальнейшее эффективное функционирование предприятия и активное взвешенное проведение необходимых стратегических изменений, направленных на повышение его конкурентоспособности.
Системный подход
Безделов С.А. Реструктуризация — это процесс внедрения структурных изменений в деятельность предприятия с целью сохранения или увеличения прибыльности под влиянием изменяющихся внешних экономических условий.
Грязнова А.Г., Федотов М.А. Реструктуризация — это комплекс мероприятий, направленных на повышение стоимости бизнеса действующего предприятия.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация — это комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции.
При этом под реструктуризацией средствами маркетинга следует понимать процесс функциональной перестройки системы взаимодействия между коммерческой и производственной структурами предприятия в целях преодоления противоречий между внешней и внутренней средой его деятельности [4].
Планируя проведение реструктуризации, как и любого мероприятия по изменению и преобразованию, необходимо определить методологическую основу данного процесса, выявив систему целей, задач, методов его реализации.
Реструктуризация предприятия, базирующаяся на основополагающих принципах маркетинга, улучшает механизм
сочетания производства и потребления посредством мониторинга влияния принимаемых решений на развитие как производственной, так и коммерческой деятельности предприятия. Выявленный платежеспособный спрос потенциальных потребителей и маркетинговые каналы реализации продукции приводятся в соответствие с аналогичными рыночными ориентирами пред-приятий-изготовителей.
В результате формируется база для составления ориентированной маркетинговой программы поддержки любого рода мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия на рынке.
Литература
1. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др.; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егор-шина; ООН РАН, НИМБ. — 2-е изд., доп. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. — 603 с.
2. Жучкова Ю.А. Реструктуризация промышленного предприятия на принципах маркетинга: Автореф. дисс. канд. экон. наук. — Саранск, 2006. — 18 с.
3. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.
4. Водопьянов А.В. Реструктуризация промышленного предприятия с использованием средств маркетинга // Экономические науки. — 2008. — № 7(44). — С. 242-245.
5. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижения сопротивления преобразованием. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 288 с.
6.Карлина Т. Реструктуризация компаний в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — № 4. — С. 106-114.
7. Короткова Т. Маркетинговая методология реструктуризации бизнеса // Маркетинг. — 2006. — № 5. — С. 90-98.