СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОТБОРА НА СКЛАДАХ Д.А. Громилова, магистрант
Научный руководитель: Д.П. Иванова, канд. экон. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
Б01:10.24412/2500-1000-2021-5-2-138-142
Аннотация. Вследствие сложной экономической ситуации, наступившей из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в мире, объемы рынка транспортно-логистических услуг в России значительно сократились. Транспортно-экспедиторские компании в условиях сильной турбулентности внешней среды вынуждены искать новые пути совершенствования логистической деятельности. Одним из таких направлений стала модернизация складских операций, а именно процесса комплектации товара. Внедрение особых методов отбора заказа с использованием современных 1Т-технологий значительно сокращает уровень логистических затрат.
Ключевые слова: транспортно-логистические услуги, складские операции, методы отбора на складе, р^к-Ъу-ЯРЮ, р1ск-Ъу-у1$1оп, клиентоориентированность.
Изменения в социальной и экономической сфере общества в начале 2020 года оказали сильное влияние на российский рынок транспортно-логистических услуг. Его объемы впервые сократились со времен экономического кризиса 2008-2010 гг. и составили 3667,5 млрд руб., что на 2,2% меньше по сравнению с показателем 2019 г. [4] Причиной спада стали пандемия COVID-19, а также несостоявшаяся сделка «ОПЕК+», что привело к кризису на рынке энергоресурсов и падению курса рубля. Меры, которые были направлены на стабилизацию неблагоприятной эпидемиологической обстановки, затронули налаженные процессы управления цепями поставок. Транспортно-логистические компании столкнулись с проблемами из-за закрытия границ и транспортных коридоров, ухода компаний-партнеров на карантин, снижения потребительского спроса, банкротства фирм-клиентов и др.
Рост уровня экономической неопределенности заставил многие транспортно-экспедиторские компании пересмотреть свой подход к управлению логистической деятельностью и активно искать способы сокращения операционных издержек. Одним из таких решений стала стратегия ориентации на клиента - подход, при котором центральным звеном в деятельности компании становится именно клиент.
Главная задача заключается не в поиске новых клиентов, а в увеличении лояльности и степени доверия уже имеющихся. Основой клиентоориентированного подхода является постоянное совершенствование перечня оказываемых транспортно-логистических услуг и стремление к наивысшему уровню их качества для удовлетворения потребностей заказчика.
Складские услуги на рынке транспортно-логистических услуг - один из самых популярных видов сервиса. Комплектация товаров является неотъемлемой складской операцией, на которую приходится большая часть складских затрат. Рост онлайн-продаж в ритейле, переход к современным концепциям в управлении производством (Just-in-Time, Demand-driven
Techniques/Logistics, Effective Customer Response), появление новых IT-инструментов являются драйвером модернизации складских операций, а именно методов отбора на складе.
История развития методов отбора начинается в VII веке до н.э. в Древнем Египте. Египтяне активно занимались земледелием, а собранный урожай в больших запасах хранили на государственных складах. Для учета возделываемых культур использовался папирус - так зародился метод отбора pick-by-paper.
В новейшей истории только в начале 70-х гг. XX века начали уделять пристальное внимание складским операциям, а именно процессу сбора заказов. В 1987 году был изобретен новый метод - pick-by-RFID - технология, позволяющая присваивать каждому отдельному товару свою уникальную метку радиочастотной идентификации и считывать ее с помощью сканирующего прибора [5].
Прорывом в 1990-х стало изобретение механизма, позволяющего работнику склада освободить свои руки и при этом не задействовать лишних устройств - pick-to-light. Загорающаяся лампочка у каждой складской единицы показывает очередность комплектации заказа.
Другим методом, освобождающим руки работника, стал pick-by-voice. С помощью
аудиогарнитуры работнику поступают сигналы, какой груз необходимо взять и где он находится.
В 2014 году компания DHL стала форвардом на рынке транспортно-складских услуг, благодаря внедрению нового метода отбора pick-by-vision [6]. Интерактивные очки указывают работнику склада маршрут до необходимого стеллажа с нужной частью собираемого заказа.
Однако изобретение нового метода отбора не означают полную замену предыдущего. До сих пор на российских складах можно встретить каждый из вышеперечисленных методов, в особенности pick-by-paper. На рисунке 1 показаны этапы внедрения каждой технологии отбора и период их активного использования.
1987 1994 2014
1990
Рис. 1. Эволюция методов отбора товаров на складах
Каждый из методов отбора уникален и имеет свои преимущества и недостатки. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика технологий отбора по ряду важных критериев.
Таблица 1. Сравнительная характеристика методов отбора товаров на складах
№ п/п Наименование метода Время на 1 операцию, сек. Вероятность ошибок, % Hands Free Скорость обучения персонала Производительность при высокой плотности укладки Возможность построения маршрута
1. Pick-by-paper 60-120 0,96 Нет Высокая Низкая Нет
2. Pick-by-RFID 30-40 0,52 Нет Средняя Низкая Нет
3. Pick-to-light 10-20 0,40 Да Высокая Высокая Нет
4. Pick-by-voice 60-90 0,08 Да Высокая Низкая Да
5. Pick-by-vision 5-10 0,05 Да Средняя Высокая Да
Из информации, представленной в таблице 1, можно сделать вывод о том, что минимальное количество времени, затрачиваемого на выполнение одной операции, достигается при использовании очков виртуальной реальности (без учета передвижения по складу). При использовании методов Рюк-1о-^Ы; и Pick-by-vision становится возможным оперативно найти ячейку с необходимой складской единицей благодаря визуальному представлению. Особенно эффективны данные методы при высокой степени укладки грузов на складе. РюЫо-^Ь^ Рюк-Ьу-уоюе и Рюк-Ьу-у1вюп имеют преимущество в виде свободных рук у комплектовщика, что ускоряет рабочий процесс. Самым предпочтительным по многим показателям является метод Рюк-by-vision с минимальной вероятностью совершения ошибки, но при этом для него
характерна высокая сложность внедрения для сотрудников.
На выбор того или иного метода отбора на складе влияет ряд факторов:
1. Специфика товара: внешний вид груза, его габариты и вес, качественные характеристики.
2. Функциональное предназначения склада: склад готовой продукции, производственный склад, склад сырья, материалов и топлива.
3. Площадь склада:
- до 1 тыс. кв.м. - малые склады;
- 1-10 тыс. кв.м. - средние склады;
- от 10 тыс. кв.м. - крупные склады.
4. Плотность укладки товара или количество ячеек: низкая, средняя, высокая.
С учетом указанных выше факторов разработан алгоритм выбора определенного метода отбора заказов на складе (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм выбора метода отбора заказа на складах
Как видно на рисунке 2, на малом складе с низкой плотностью товаров следует использовать бумажный метод, поскольку он не требует высоких вложений. На небольших площадях комплектовщик легко ориентируется и не тратит время на поиски нужного груза. При условии увеличения степени плотности товара на стеллажах, необходимо внедрять автоматизированные системы Рю^у-ЕРГО или РюЫ»-
Н^.
Склад средней площади с низкой плотностью раскладки груза предполагает внедрение метода Рюк^у^оюе. Сотруднику подается звуковое описание маршрута до необходимого стеллажа. При низкой плотности товаров на полках ему не придется долго искать необходимую единицу.
На крупных складах ситуация аналогична выбору методов на складах средней площади. Однако при условии большой
площади и степени плотности выше средней метод Pick-by-voice нецелесообразен. При больших объемах заказов восприятие и запоминание информации на слух замедляет процесс сбора заказа и приводит к ошибкам и сбоям.
Таким образом, универсального метода отбора заказа на складе не существует. Необходимо делать выбор в пользу одного из них только после проведения тщательного анализа и оценки складского комплекса по ряду факторов. Комбинация нескольких методов отбора на одном складе также возможно. Применение подобных методов с использованием современных IT-технологий позволяет значительно ускорить процессы комплектации заказа на складе и сократить количество ошибок, возникающих вследствие человеческого фактора, и, следовательно, улучшить качество оказываемых логистических услуг.
Библиографический список
1. Демин В. Как безошибочно внедрить систему управления складом (WMS)? // Логистика. - 2018. - №8. - С. 46-48.
2. Комиссаров М. Оценка эффективности системы складирования и грузопереработки с использованием условных единиц отбора // Логистика. - 2018. - №6. - С. 12-14.
3. Маликова Т.Е. Склады и складская логистика: учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 157 с.
4. В 2020 г. рынок логистического аутсорсинга ушел в минус // Исследовательское агентство M.A. RESEARCH. - СПб., 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ma-research.ru/stati/item/263-v-2020-g-rynok-tlu-poteryaet-5-7.html (дата обращения: 10.05.2021).
5. Dukic G. Order-picking Methods and Technologies for Greener Warehousing / G. Dukic, O. Tihomir // Strojarstvo. - 2010. - Vol. 1 № 52. - P. 23-31.
6. Ong J. A review of order picking improvement methods // J TI UNDIP JURNAL TEKNIK INDUSTRI. - 2014. - Vol. 9, № 3 - P. 135-138.
SYSTEMATIZATION OF ORDER-PICKING METHODS METHODS
IN WAREHOUSES
D.A. Gromilova, Graduate Student
Supervisor: D.P. Ivanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Saint Petersburg State University of Economics (Russia, St. Petersburg)
Abstract. Due to the difficult economic situation that has occurred due to the unfavorable epidemiological situation in the world, the volume of the transport and logistics services market in Russia has significantly decreased. In the conditions of strong turbulence of the external environment, freight forwarders have to look for new ways of improving logistics activities. One of these areas was the modernization of warehouse operations, namely the process of picking goods. The implementation of the special order-picking methods using modern IT technologies significantly reduces the size of logistics costs.
Keywords: logistics services, warehouse operations, order-picking methods, pick-by-RFID, pick-by-vision, customer-focused strategy.