R • 7universum.com
^UNIVERSUM:
/жУЧ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО МЕТОДУ ПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЛОСКОГО КРОЯ
В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА
Зуева Алена Владимировна
магистр, факультет дизайна, Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
РФ, г. Екатеринбург E-mail: zueva-alena@mail. ru
THE SYSTEMATIZATION OF THE MATERIAL ACCORDING TO THE METHOD OF PLASTIC MODELLING OF PLANE CUT
IN THE SUIT DESIGN
Zueva Alyona
Master of the Design Department, Ural State Academy of Architecture and Arts, Russia, Yekaterinburg
АННОТАЦИЯ
В статье обобщен материал по методам проектирования моделей одежды, обозначены методы пластического моделирования, их определения и краткая характеристика, при этом целью является классификация метода плоского кроя, выявление его особенностей и преимуществ.
ABSTRACT
In the article the material of the fashion design methods is summarized; the plastic modeling methods, their definitions and brief characteristics are specified. However, the goal is to give the classification of a plane cut method and to identify its peculiarities and benefits.
Зуева А.В. Систематизация материала по методу платического моделирования плоского кроя в дизайне костюма // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 4 (6) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1244
Ключевые слова: пластическое моделирование костюма, метод плоского кроя, классификация.
Keywords: plastic modeling of a suit, the method of plain cut, classification.
Метод — это определенный способ достижения поставленной цели, состоящий из совокупности теоретических и практических приемов с использованием необходимых средств. Способы проектирования моделей одежды можно разделить на группы методов: расчетно-графический метод (разработка конструктивной основы), метод конструктивного моделирования (преобразование конструктивной основы), пластическое моделирование, метод проектирования одежды в интерактивном режиме [4, с. 241]. Все методы направлены на преобразование плоского листа ткани, который выступает средством проектирования, при этом объектом является проектирование моделей одежды заданного назначения. Выбор метода моделирования определяется совокупностью факторов: пластическими свойствами материала, степенью сложности проектируемой модели, способом производства и модными тенденции.
Пластическое моделирование занимается проектированием одежды определенного силуэта с конструктивными особенностями из плоского куска материала посредством различных приемов. Выделяют следующие методы пластического моделирования: метод наколки, трансформация существующей детали гардероба в новую, метод плоского кроя.
Метод наколки — метод пластического моделирования одежды, проектирование силуэта и конструктивных линий на манекене или на фигуре человека, учитывая ее уникальные особенности, без использования лекал, создание как простых форм одежды, так и сложных форм авангардного направления. Метод дает возможность использовать сложные драпировки, валики, складки и т. д., учитывая особенности используемого материала и фигуры. Данный метод применяют также при проектировании одежды на корпулентную фигуру. Метод наколки и метод муляжа — близкие понятия.
Муляжный метод — метод, при котором идет процесс уточнения и корректировки посадки изделия на фигуре или манекене, при проведении примерок. Силуэт и конструктивные линии одежды могут быть получены любым методом: наколки, расчетно-графическим, методом конструктивного моделирования или спроектированном в интерактивном режиме.
В процессе проектирования одежды методом наколки используются плоские листы ткани, размеры которых вычисляются приблизительно, с учетом расхода на предполагаемые трансформации листа. Возможно использование отдельных листов ткани для переда, спинки, рукава и т. д. или наколка целого куска макетной ткани для создания больших и сложных форм одежды [2, с. 111]. Плоский лист ткани накалывают на манекен или прикладывают к фигуре, с предварительно отмеченными границами деталей, учитывая направление нити основы, закладывают вытачки, складки, драпировки, намечают линии соединения деталей и ставят необходимые отметки на деталях, оформляют линию горловины, проймы, моделируют необходимые детали. Полученные заготовки снимают с манекена и изготавливают бумажные лекала. Пластические свойства плоского куска ткани являются основополагающими при проектировании объемного изделия, они обуславливают стиль изделия и его композиционный строй. Расположение масс ткани должно подчиняться функциональным требованиям изделия, тектонике фигуры, ее движениям. В процессе проведения наколки изделия макет постоянно просматривается и анализируется спереди, сбоку и сзади, с разных сторон объем фигуры человека по—разному взаимодействует с пластикой ткани, это обеспечивают развитие формы изделия, его композиционной организации. Эстетически привлекательный костюм привлекает образом в целом и вызывает желание рассмотреть его детально.
Среди приемов метода наколки различают следующие: прием складывания; образование складок, фалд и драпировок; создание различных валиков, жгутов; создание фактуры. В результате свободного падения ткани получаются складки и фалды, которые могут образовываться от всех опорных
конструктивных поясов: плеч, груди, талии, бедер, коленей и т. д. Драпировки образуются, если закреплены оба ниспадающих края. Складывание — прием метода наколки, при котором ткань закладывается по объемной фигуре (в качестве примера приведем использование приемов техники оригами, перенос пластических свойств бумаги на ткань, учитывая ее характеристики).
Метод трансформации существующей детали гардероба в новую — метод пластического моделирования костюма, характеризующийся изменением формы и функции детали гардероба при помощи приемов моделирования (складывания, наложения, образования вытачек, складок, защипов, драпировок, использование подрезов и т. д.), с возможным добавлением новых деталей.
Метод плоского кроя — метод пластического моделирования костюма, разработан и внедрен японским дизайнером Иссеем Мияке в 80-е гг. XX в. Синтез универсальной европейской культуры с традиционной культурой Японии, в сочетании с творческим мировоззрением дизайнера, определил сущность разработанного им метода. Его изделия дают абсолютную свободу для тела и соответствуют представлениям модельера о красоте и практичности. Характерной особенностью такой одежды является то, что она не прилегает к телу, а свободно оборачивается вокруг него.
Главный принцип плоского кроя заключается в том, что процесс проектирования одежды начинается от первичной плоской заготовки произвольного размера, конфигурации и характера резов, данные характеристики могут быть определены произвольно или благодаря творческому источнику. На заготовке предполагается наличие одного или нескольких резов, обеспечивающих функцию. Также возможно использование подвязок и поясов. Форма костюма получается из одного или нескольких плоских листов ткани путем обертывания вокруг фигуры манекена (человека). В плоском крое вытачки отсутствуют, костюм свободно оборачивается вокруг тела или спадает от опорных точек. Также могут быть использованы дополнительные панели ткани. Пластические свойства материала определяют характер изделия. Используя одну и ту же заготовку плоского
листа ткани, можно получить различные варианты ее трансформации в разных ассортиментных группах. Процесс проектирования одежды, используя метод плоского кроя, является актуальным и перспективным, но и сложным одновременно, т. к. менее прогнозируем и зависит от пластических свойств ткани. К положительным особенностям можно добавить факт, что при изготовлении одежды, полученной методом плоского кроя, остается минимальное количество отходного материала, а этап изготовления и обработки готового изделия менее трудоемок. Поиск формы при помощи метода плоского кроя основан на методе проб и ошибок, поэтому проходит этап поиска на масштабном манекене. Важной задачей является проектирование привлекательной и комфортной для потребителя одежды.
Метод подвержен классификации: 1) по конфигурации плоского листа; 2) по особенностям взаимодействия резов с плоским листом; 3) по характеру резов; 4) по наличию отверстий в пластине; 5) по количеству используемых пластин; 6) по способам использования дополнительных панелей; 7) по наличию подвязок.
1. Конфигурация плоского листа:
• простая геометрия,
• сложная геометрия (от творческого источника),
• ленточные площади.
2. Особенности взаимодействия резов с плоским листом:
• внутренние, не нарушая целостность формы,
• внешние, нарушая целостность формы,
• комбинирование внешних и внутренних резов,
• отсутствие резов.
3. Характер резов:
• простые (прямые),
• сложные (угловатые, округлые).
4. Наличие отверстий в пластине:
• простые (круглые, квадратные),
• фигурные,
• отверстия, полученные в соединительных швах пластин.
5. Количество используемых пластин:
• одна,
• две и более пластины одинаковой формы.
6. Способы использования дополнительных панелей:
• в качестве рукавов,
• в качестве воротника,
• детали карманов.
7. Наличие подвязок:
• декоративные (пояс, кулиска),
• функциональные (внутренние, для закрепления на фигуре, обеспечение посадки).
Интересные эффекты в готовом изделии можно получить, используя разные по текстуре, фактуре, цвету и рисунку ткани: двухсторонние, с каймой, ажуром по краю, кружева, с купоном, гофрированные, с клеткой и полосой. Также в зависимости от характера резов, их количества и способу обертывания вокруг фигуры и свисания с опорных точек можно получить оригинальные фактуры.
Метод плоского кроя дает широкие возможности получения множества вариантов форм одного и разного ассортимента из одной заготовки.
Актуальность применения метода плоского кроя объясняется рядом преимуществ: является продуктивным способом создания новых форм и фактур, оригинального кроя, сложных фантазийных изделий; приводит к изобретению собственных авторских моделей одежды, созданию креативных моделей авангардного направления, предоставляет неограниченные возможности в реализации творческих идей.
Список литературы:
1. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (Сер. «Учебники XXI века»). — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 320 с.
2. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. — 184 с.: ил.
3. Куракина И.И. Пластическое моделирование на основе трансформации плоского листа: учебно-метод. пособие. — Екатеринбург: Архитектон, 2013. — 32 с.
4. Матвеева Т.В. Художественное конструирование одежды: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. — 480 с.