Научная статья на тему 'Систематизация, классификация и методы компенсации рисков в жизненном цикле сложных наукоемких проектов на примере ракетно-космической техники'

Систематизация, классификация и методы компенсации рисков в жизненном цикле сложных наукоемких проектов на примере ракетно-космической техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / РИСКИ / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / PERFORMANCE EVALUATION / RISKS / ROCKET AND SPACE INDUSTRY / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С., Хрусталёв О.Е.

Предмет. Научно-производственная деятельность в современных условиях сопряжена с различными угрозами и опасностями, которые оказывают серьезное влияние на осуществление инновационно ориентированных проектов. Поэтому проблема снижения ущерба при реализации этих угроз представляется актуальной и значимой для ускорения научно-технического и технологического прогресса. Цели. Основной целью проведенного исследования является создание условий для эффективного и поступательного развития наукоемкой и высокотехнологичной промышленности, реализующей инновационные проекты создания новых товаров и услуг, в основе которых лежат результаты фундаментальных научно-исследовательских работ. Методология. Исследования проводились с использованием методов и подходов, основанных на общей теории экономического анализа и базирующихся на аппарате теории вероятностей, теории управления проектами. Результаты. С помощью системных методов анализа рассмотрены различные определения рисков, присущих современному научно-техническому прогрессу, изучены и обобщены существующие подходы к определению и оценке рисковых ситуаций, выявлена специфика и составлен перечень рисков проектов ракетно-космической техники на разных стадиях их реализации, систематизированы причины наиболее серьезных аварий отечественных космических аппаратов за последние 10 лет, предложены методы компенсации рисков. Область применения. Полученные результаты будут полезны для практического использования на предприятиях, производящих современную дорогостоящую наукоемкую и высокотехнологичную продукцию с длительным жизненным циклом. Выводы. Проведенный анализ и научное обобщение имеющегося методического и организационного обеспечения оценки и управления риском показали, что наибольшее развитие указанные методы получили при обосновании инвестиционных проектов, базирующихся в основном на концепции приемлемого риска. В качестве основных методов управления риском при планировании развития наукоемкой и высокотехнологичной ракетно-космической промышленности целесообразно применять конкурсное проектирование, метод многовариантного планирования и корректировки планов, метод резервирования финансовых ресурсов, метод уклонения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of risk systematization, classification and compensation in the life cycle of complex high-tech projects: The rocket and space technology case

Importance In modern conditions, research and production activities are associated with various threats and dangers impacting the implementation of innovation-oriented projects. Therefore, reducing the damage caused by these threats is important for scientific and technological progress acceleration. Objectives The main objective of the study is to create conditions for effective and sustainable development of high technology and high-tech industry. Methods The study employs methods and approaches that are based on the general theory of economic analysis, the tools of the probability theory and the project management theory. Results Using a systems analysis, we considered various definitions of risks inherent in the modern scientific and technological progress, studied and summarized existing approaches to identification and assessment of risk situations, revealed specifics and made a list of risks associated with space projects at various stages of their implementation. We also systematized causes of the most serious accidents of Russian spacecraft over the recent 10 years, and proposed methods to mitigate risks. Conclusions The analysis and synthesis of available scientific, methodological and organizational support to risk assessment and management showed that these methods were mainly developed when underpinning investment projects, which are based on the acceptable risk concept. It is advisable to apply the method of contingency planning, plan adjustment, financial resource reservation, and reservation as major risk management techniques in planning the development of high technology and high-tech space industry.

Текст научной работы на тему «Систематизация, классификация и методы компенсации рисков в жизненном цикле сложных наукоемких проектов на примере ракетно-космической техники»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Экономическое развитие

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ КОМПЕНСАЦИИ РИСКОВ В ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ СЛОЖНЫХ НАУКОЕМКИХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ*

Евгений Юрьевич ХРУСТАЛЁВ^, Андрей Станиславович СЛАВЯНОВь, Олег Евгеньевич ХРУСТАЛЁВ0

а доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией,

Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация

stalev@cemi.rssi.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства,

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация

aslavianov@mail.ru

с кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,

Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация stalev777@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 29.03.2016 Одобрена 05.04.2016

УДК 330.47 JEL: 012, 021, 033

Ключевые слова: инновации, оценка эффективности, риски, ракетно-космическая промышленность, научно-техническая деятельность

Аннотация

Предмет. Научно-производственная деятельность в современных условиях сопряжена с различными угрозами и опасностями, которые оказывают серьезное влияние на осуществление инновационно ориентированных проектов. Поэтому проблема снижения ущерба при реализации этих угроз представляется актуальной и значимой для ускорения научно-технического и технологического прогресса.

Цели. Основной целью проведенного исследования является создание условий для эффективного и поступательного развития наукоемкой и высокотехнологичной промышленности, реализующей инновационные проекты создания новых товаров и услуг, в основе которых лежат результаты фундаментальных научно-исследовательских работ. Методология. Исследования проводились с использованием методов и подходов, основанных на общей теории экономического анализа и базирующихся на аппарате теории вероятностей, теории управления проектами.

Результаты. С помощью системных методов анализа рассмотрены различные определения рисков, присущих современному научно-техническому прогрессу, изучены и обобщены существующие подходы к определению и оценке рисковых ситуаций, выявлена специфика и составлен перечень рисков проектов ракетно-космической техники на разных стадиях их реализации, систематизированы причины наиболее серьезных аварий отечественных космических аппаратов за последние 10 лет, предложены методы компенсации рисков. Область применения. Полученные результаты будут полезны для практического использования на предприятиях, производящих современную дорогостоящую наукоемкую и высокотехнологичную продукцию с длительным жизненным циклом.

Выводы. Проведенный анализ и научное обобщение имеющегося методического и организационного обеспечения оценки и управления риском показали, что наибольшее развитие указанные методы получили при обосновании инвестиционных проектов, базирующихся в основном на концепции приемлемого риска. В качестве основных методов управления риском при планировании развития наукоемкой и высокотехнологичной ракетно-космической промышленности целесообразно применять конкурсное проектирование, метод многовариантного планирования и корректировки планов, метод резервирования финансовых ресурсов, метод уклонения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

В условиях возможного сокращения объемов финансирования, вызванного введением

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 16-06-00018 «Математическое и логико-лингвистическое моделирование организационно-экономических механизмов снижения и компенсации рисков инновационных проектов создания наукоемкой продукции с длительным жизненным циклом (на примере ракетно-космической техники)».

антироссийиских санкций, большое значение приобретает проблема экономической защиты наукоемких и высокотехнологичных проектов ракетно-космической техники [1-4], в рамках которой необходимо разработать концептуальный подход, позволяющий с единых методологических позиций решать задачи по выбору и отбору методов защиты проектов, оценке и анализу приоритетности научно-исследовательских работ и однозначно воспринимать результаты их

реализации, а также обмениваться информацией в едином формате. Это особенно важно при комплексных исследованиях с участием большого количества исполнителей и с учетом финансовых ограничений и приоритетности работ, для практического использования их инновационных результатов в опытно-конструкторских работах и для успешного выхода на рынки высоких технологий (объектов интеллектуальной деятельности).

Получив возможность войти на мировой наукоемкий рынок ракетно-космической техники и услуг, российская промышленность, сохраняя и развивая свои ключевые технологии, используя все передовые методики и подходы к оценке результатов интеллектуальной деятельности (нематериальных активов), их востребованность в новых рыночных отношениях в этой сфере российской экономики, требует проведения организационных изменений, совершенствования государственной промышленной и научно-образовательной политики.

В динамично меняющейся современной экономике технологическое и инновационное развитие формируют международный статус страны и основы ее национальной безопасности.

Прогрессивные изменения в научно-техническом и технологическом развитии происходят вследствие ускорения темпов разработки, производства и распространения инноваций, а также за счет наращивания потенциала наукоемких и высокотехнологичных

производственных отраслей, которые, активно интегрируясь в существующую структуру экономики, являются главной движущей силой ее прогрессивного роста за счет ресурсосберегающих и интенсивных факторов.

Методы и модели оценки рисков позволяют рассчитать их показатели как для каждого отдельного проекта ракетно-космической техники, который потенциально может быть включен в формируемый вариант плана развития наукоемкой и высокотехнологичной продукции различного назначения, так и для варианта плана в целом.

Важнейшей задачей разработчиков и координаторов планов создания и совершенствования ракетно-

космической техники является учет рисков, управление ими и их снижение (компенсация) в процессе формирования вариантов плана и реализации принятого варианта.

Существующие подходы к определению и оценке рисковых ситуаций

Ведение хозяйственной деятельности в условиях практически любой общественно-экономической формации сопряжено с различными угрозами и опасностями, которые существовали даже в самом начале развития товарно-денежных отношений - неблагоприятные природно-климатические явления, политическая

нестабильность, войны, эпидемии и пр. [5, 6]. Все это могло повлиять на осуществление какого-либо проекта, и поэтому проблема снижения ущерба при реализации этих угроз была весьма актуальной на всем протяжении развития человеческой цивилизации.

В ХХ в. в связи с развитием страхования появилось понятие экономического риска, который понимается как возможность потерь вследствие случайного характера результатов принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий. В инвестиционной сфере экономический риск - это вероятность возникновения убытков в результате вложения капитала [7].

Имеются и иные заслуживающие внимания определения, например, что риск - это угроза, опасность ущерба или убытка, то есть вероятность успеха или ошибки того или иного выбора в ситуации с альтернативами, уровень неопределенности в предсказании результата [8]. В свою очередь П.Г. Грабовый дает определение риску как событию или группе родственных случайных событий, которые наносят ущерб объекту [9].

Как считает М.Г. Лапуста, риск - это опасность недополучения доходов или потери ресурсов по сравнению с оптимальным вариантом в данном виде экономической деятельности [10].

Два вида экономических рисков выделяет Й. Шумпетер [11]:

• потери, вызванные авариями на производстве;

• потери, связанные с коммерческими просчетами.

Необходимо отметить, что для различных категорий управленцев, ученых,

предпринимателей понятие риска будет разным. Так, для бизнесменов риск является неотъемлемой составляющей предпринимательского процесса, позволяющей извлекать прибыль. Для чиновников и управленцев риск - это нежелательное явление,

которое может негативно повлиять на развитие социальной инфраструктуры. Для ученых риск выражается в угрозе неполучения желаемого результата научных исследований [12] и т.д.

Объектом исследования являются инновационные риски, которые возникают в процессе разработки, освоения, производства и эксплуатации прогрессивных видов техники, технологии, материалов.

Инновационный риск является разновидностью экономического риска, и в это понятие входят все риски, проявляющиеся в ходе создания новой продукции или при внедрении новой технологии на предприятии. Как считает Д.М. Степаненко, инновационный риск может быть определен как вероятность разрыва существующих или возникновения новых инновационных отношений (связей) между субъектами, субъектом и объектом данных отношений в пространстве и времени [13].

Достаточно подробная классификация рисков представлена в трудах Л.Ф. Догиля [14]. Им разработаны основные признаки классификации рисков по видам экономической деятельности, возможности их диверсификации, уровню принятия решения, длительности воздействия, отношению субъекта к риску, ситуации, в которой возможно возникновение риска. Также он разделяет риски на систематические и специфические, производственные

и коммерческие, инвестиционные и страховые. С точки зрения ущерба, возникающего при реализации рисков, их можно определить как глобальные, локальные, чистые и условные.

Для выработки наиболее эффективных методов экономической защиты наукоемких проектов следует учитывать риски, которые имеют место на разных стадиях реализации инновационных проектов. Наиболее важными этапами в инновационном процессе являются [15]:

• проведение поисковых научно-исследовательских работ;

• выполнение прикладных научно-исследовательских работ;

• выполнение проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ;

• освоение в производстве новой продукции и коммерциализация инноваций.

Исследование рисковых ситуаций, методы оценки и управления рисками рассмотрены во многих работах российских и зарубежных ученых и практиков1 [16-18].

Риски проектов ракетно-космической техники

Предложенная схема определения и оценки рисков современного инновационного процесса применительно к проектам ракетно-космической техники может быть дополнена следующими составляющими:

• маркетинговые исследования, выявляющие потребности общества в космических услугах;

• научные исследования и разработки;

• конструкторская подготовка производства;

• технологическая подготовка производства;

• освоение новой ракетно-космической техники;

• производство ракетно-космической техники;

• транспортировка; эксплуатация ракетно-космической техники и сбыт космических услуг;

• утилизация ракетно-космической техники

[19, 20].

На разных стадиях реализации проекта ракетно-космической техники возникают соответствующие риски. Перечень рисков, характерных для каждого этапа инновационного проекта, представлен в табл. 1.

Анализ последствий реализации рисков ракетно-космической техники позволяет выбрать наиболее эффективный метод экономической защиты для каждой стадии инновационного процесса.

Особенности рисков ракетно-космической техники

Спецификой космической деятельности являются регулярные катастрофы и огромные размеры связанных с ними убытков, которые обусловлены не только утратой дорогостоящей ракетно-

1 Вайсблат Б.И., Любушин Н.П. Оценка риска несостоятельности организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 42. С. 2-10; Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Козлова Л.В. Учет фактора риска в анализе кредитоспособности заемщика // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 10. С. 2-7; Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. М.: Поли Принт Сервис, 2015. 1300 с.

космической техники и средств вывода ее на орбиту, но и возможностью масштабных разрушений на космодромах. Неудачный запуск может нанести ущерб населенным пунктам, над которыми произошла авария, их инфраструктуре, а также экологии не только в государстве, осуществляющем запуски ракет, но и в других странах.

Изучение происшествий, которые за последние пять лет (табл. 2) наблюдались в области космической деятельности, даст возможность выявить многие причины аварий и наметить основные направления экономической защиты инвестиций в космическую деятельность.

Аварии космических аппаратов за последние десять лет вызывались различными причинами, которые можно классифицировать как заводские дефекты, человеческий фактор и непреодолимая сила (внешнее воздействие, например, столкновение с другим объектом).

Заводские дефекты. Чаще всего причиной аварий, приводящих к потерям космических аппаратов, являются заводские дефекты (табл. 2). Как правило, они обнаруживаются на технических, стартовых или испытательных комплексах и устраняются предприятиями - производителями ракетно-космической техники.

Особо опасными являются скрытые дефекты, проявляющиеся после запуска ракеты и приводящие, как правило, к потере космического аппарата.

Дефекты, которые выявляются во время работы ракетно-космической техники на орбите, способны привести к полной или частичной потере ее работоспособности. В некоторых ситуациях вышедший из строя элемент может быть заменен резервным, начинающим функционировать после отказа основного. Такой метод приводит к удорожанию и увеличению массы космического аппарата, но дает возможность избежать более значительных затрат, которые потребуются для запуска в космос нового спутника.

Большое значение для повышения надежности спутника и увеличения срока его нахождения и работы на орбите имеют импортные поставки для производства комплектующих и материалов, которые в настоящее время осуществляются из зарубежных стран. Нередко причиной аварий отечественных спутников становится отказ электронных устройств, которые создаются на

основе импортных комплектующих компонентов. Например, в 2008 г. был потерян космический аппарат «Космос-2441», в котором применялась некачественная импортная электроника.

Заводские дефекты являются причиной частичной или полной потери функциональности ракетно-космической техники и значительного уменьшения ее орбитального срока службы.

Так, спутники связи и вещания «Ямал-200» и «Ямал-201», «Экспресс-АМ22» и «Экспресс-МД1» имеют неисправности некоторых отдельных бортовых агрегатов и систем, не оказывающих влияния на выполнение основной целевой функции, но снижающих ее качество. Из-за отказа устройства блока поворота солнечных батарей спутник «Экспресс-АМ2» может использоваться по целевому назначению менее 10 ч в сутки. У спутника «Экспресс-АМ1» вышла из строя система, которая должна корректировать его орбитальное положение.

Неустранимые неисправности имеет спутник «Экспресс-А1Р», поэтому он эксплуатируется со значительными ограничениями.

Резюмируя, можно отметить, что почти треть отечественных спутников гражданского назначения, находящихся в настоящее время на космических орбитах, имеют заводские дефекты, которые реально снижают их функциональные возможности и срок активного существования.

Человеческий фактор. Многие аварии космических аппаратов объясняются ошибками в проведенных специалистами расчетах, нечетким выполнением правил техники безопасности при изготовлении, перевозке и заправке ракеты. В последнее десятилетие наиболее крупной аварией считается потеря в 2010 г. четырех спутников ГЛОНАСС, которая произошла при заправке ракеты топливом из-за ошибки персонала.

В России в этот временной период космическая индустрия испытывает ощутимый дефицит квалифицированных управленческих, научно-технических и рабочих кадров, которые были потеряны в годы правления либеральных реформаторов и подготовить которые в ближайшем будущем не представляется возможным. Обобщая отмеченное обстоятельство на все наукоемкие и высокотехнологичные виды деятельности в российском производственном секторе экономики, можно отметить, что кадровые

проблемы для них практически одинаковы, и негативное влияние человеческого фактора на инновационное развитие в обозримой перспективе будет усиливаться.

Воздействие непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства). В космическом пространстве на находящуюся в нем технику и аппаратуру оказывают воздействие различные силы, среди которых имеются еще не изученные и поэтому имеющие пока неизвестную природу. К таким силам можно отнести столкновение или сближение с другими космическими объектами (астероиды, космический мусор, другие космические аппараты). Этой силой может стать всплеск излучения, возникшего в результате внезапного повышения солнечной активности. Так, в 2006 г. спутник вещания и связи «Экспресс-АМ11» был потерян в результате столкновения с космическим мусором, в 2009 г. на орбите столкнулись американский Iridium 33

и потерявший управление отечественный «Космос-2251».

В связи с постоянным увеличением количества запускаемых космических аппаратов вероятность их столкновений с различными орбитальными объектами и космическим мусором будет возрастать.

Методы компенсации рисков

Небольшой ущерб, связанный с реализацией некоторых производственных рисков, имеет смысл погасить из собственных средств. Риски, реализация которых наносит значительный ущерб предприятию и окружающей среде, следует передавать страховым организациям.

Эффективность экономической защиты инновационной деятельности будет зависеть от выбора методов защиты для каждой стадии инновационного цикла проекта ракетно-космической техники. На начальной стадии проекта ракетно-космической техники

(исследования и разработки) наибольшие риски сосредоточены в процессе выбора направления исследований.

Неверно выбранное направление отвлекает значительные трудовые, финансовые

и материальные ресурсы научно-исследовательской организации. Выбор того или иного направления во многом зависит от компетенции руководителей и ученых (человеческий фактор) и от уровня организации исследований.

Низкий уровень профессиональной компетенции специалистов и руководителей научно-исследовательской организации может привести к тому, что решение о выборе того или иного направления исследования может быть принято на основании непроверенных данных и ложных предположений.

Риски, связанные с некачественной работой научно-исследовательского персонала на начальных стадиях инновационного процесса, можно снизить путем набора более опытных работников и проведения мероприятий по повышению квалификации персонала.

Затраты на проведение исследований могут быть компенсированы страховыми выплатами по договору страхования ответственности. Страховой тариф будет зависеть от квалификации специалистов, проводящих исследования, наличия в исследовательской организации ученого совета и уровня его компетенции, степени проработанности темы, ожидаемых результатов.

Заключению договора страхования может предшествовать независимая экспертиза темы исследования, которая назначается страховой организацией. Выплаты по данному договору производятся в размере фактически понесенных затрат на проведение исследований и не должны превышать максимальную сумму возмещения ущерба, оговоренную в договоре страхования. Важным является и то, что страховой случай наступает вследствие ошибочных расчетов или ложных предположений, произошедших из-за недостаточной квалификации специалистов, а не по иным причинам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страхование ответственности позволяет снизить издержки, связанные с некачественным оформлением документации, направляемой в патентные ведомства. Возмещению подлежит ущерб, возникающий вследствие отказа в выдаче патента или в приеме заявки на изобретение, полезную для практики модель, новый промышленный образец.

Выход на рынок удачного нового продукта или появление новой технологии вызывают интерес не только у потребителей, но и у конкурентов, которые попытаются получить возможность производить аналогичный продукт с похожими или лучшими характеристиками - так называемый спилловер-эффект [21]. Защитой от этого риска может служить регистрация объекта инновации в национальных и зарубежных патентных ведомствах. Качество защиты определяется

квалификацией специалистов, которые готовили документацию для регистрации объекта инноваций в патентном ведомстве.

Научно-исследовательская организация,

выполняющая работы по проекту ракетно-космической техники, несет убытки, связанные с переоформлением документации, недополучением доходов, которые организация могла бы получить при продаже инновационного объекта в срок.

Риски повреждения оборудования лаборатории, а также жизнь и здоровье сотрудников могут быть застрахованы в обычном порядке имущественного страхования и страхования жизни.

Освоение новых видов продукции и внедрение новых технологий связаны с проблемами затягивания сроков работ, с опасностью морального старения объекта инноваций.

Подготовка производства к освоению новой ракетно-космической техники - ракет-носителей, космических аппаратов - представляет собой сочетание сложных инженерных

и организационно-экономических работ и сопряжена с такими проблемами, как демонтаж старого оборудования, обучение персонала, приобретение нового оборудования и его монтаж, наладка, закупка материалов, комплектующих у новых, зачастую непроверенных поставщиков.

Несогласованность планов строительно-монтажных и пусконаладочных работ может привести к существенному затягиванию сроков выхода новой продукции, а это может привести к вытеснению предприятия с рынка. Для данного риска в качестве меры защиты следует предусмотреть страхование ответственности руководителей и специалистов, отвечающих за реализацию проекта.

Заключение

Наукоемкая и высокотехнологичная космическая деятельность характерна высоким уровнем применения инновационных технологий, значительными инвестиционными расходами и существенным ущербом в случае неблагоприятных исходов рисковых ситуаций. В связи с этим проекты в этой области деятельности нуждаются в защите как от

негативного воздействия внешней среды, так и от внутренних сбоев в программах их реализации.

Для России наукоемкая и высокотехнологичная ракетно-космическая промышленность имеет особое значение, так как она способствует налаживанию международных отношений и сокращению разрыва с индустриально развитыми странами мира, кроме того, это тот вид деятельности, в котором Россия еще сохраняет свои конкурентные преимущества. Данный вид научно-технической и производственной деятельности способствует развитию

информационных технологий и других услуг, которые не имеют альтернативы.

Риски - неотъемлемая часть инвестиционных наукоемких и высокотехнологичных программ и проектов, спецификой которых являются частые неудачи и связанные с ними финансовые убытки. Уровень и характер рисков зависит от фазы жизненного цикла и типа проекта.

Большое влияние на стабильное и предсказуемое развитие наукоемкого и высокотехнологичного проекта оказывают среда, в которой реализуется проект, и глобальная стратегия, принятая предприятиями - участниками проекта.

Проведенный анализ и научное обобщение имеющегося в нашей стране и за рубежом методического и организационного обеспечения оценки и управления риском показали, что наибольшее развитие указанные методы получили при обосновании инвестиционных проектов, базирующихся в основном на концепции приемлемого риска, зависящего от отношения субъекта (инвестора) к риску.

В качестве основных методов управления риском при планировании развития наукоемкой и высокотехнологичной ракетно-космической промышленности используются организация конкурсного проектирования, метод

многовариантного планирования и корректировки планов, метод резервирования финансовых ресурсов, метод уклонения. Однако комплексный подход к применению всей совокупности рассмотренных методов при формировании и реализации планов развития ракетно-космической техники отсутствует.

Таблица 1

Перечень рисков, характерных для каждого этапа проекта ракетно-космической техники

Стадия проекта ракетно-космической техники Риск Вероятный ущерб

1. Научные исследования и разработки

Техническое задание на разработку проекта ракетно-космической техники Невозможность выхода на заданные технические требования Ущерб в размере стоимости опытного образца, стоимости оплаты труда исследователей и разработчиков

Заниженная предельная цена Разница между фактической стоимостью изделия и согласованной предельной ценой

Не выдержаны требования к патентной чистоте Расходы на возможные судебные издержки и покупку дополнительных лицензий

Техническое предложение Ошибочно согласованный вариант для дальнейшей разработки Расходы на конструкторскую разработку принятого варианта

2. Конструкторские работы

Эскизный проект Несогласованные кинематические, гидравлические, электрические и др. схемы, общие чертежи и эскизы Расходы на зарплату разработчиков и возможные штрафные санкции за увеличение сроков проектирования

Ошибочно проведены предварительные технико-экономические расчеты Расходы на зарплату экономистов, проводивших расчет

Технический проект Ошибки в прочностных расчетах, а также в расчетах надежности, срока службы отдельных узлов и деталей Стоимость опытного образца, зарплата разработчиков и штрафные санкции за увеличение сроков проектирования. Необоснованное удорожание проекта

Разработка рабочей проектной документации Ошибки в документации, обусловленные низкой технологичностью конструкции, узлов, агрегатов, деталей Зарплата разработчиков и возможные штрафные санкции за увеличение сроков проектирования

3. Опытное производство

Изготовление моделей, макетов, опытных образцов Брак в изготовлении опытного образца Стоимость всего опытного образца или стоимость устранения брака и возможные штрафные санкции за увеличение сроков проектирования

Испытания Нарушение режима испытания образца Возможные штрафные санкции за увеличение сроков проектирования

Разрушение образца Стоимость опытного образца

Разрушение образца и оборудования во время испытаний Стоимость опытного образца, испытательных стендов, оборудования, стоимость ремонта и восстановления поврежденных зданий и сооружений

4. Технологические работыг

Техническое задание на технологическое проектирование Некорректно составлены планы мероприятий по повышению технологического уровня Возможные штрафные санкции за увеличение сроков проектирования

Технологический проект Недостаточный уровень унификации технологических процессов Удорожание изделия

Низкая производственная технологичность конструкции Удорожание изделия

5. Освоение выпуска нового изделия

Подготовка производственных площадей Аварии при демонтаже оборудования и ремонте помещений Стоимость ликвидации последствий аварии

Монтаж оборудования Аварии при монтаже оборудования Стоимость ликвидации последствий аварии

Отладка технологии производства нового изделия Техническая реализации новой технологии на данном предприятии невозможна Стоимость переработки технологического процесса

Аварии в процессе отладки новой технологии Стоимость ликвидации последствий аварии

6. Производство

Производство базовой модели Аварии, поломка технологического оборудования Стоимость ликвидации последствий аварии

Срыв контрактов на продажу готовой продукции Потери времени на заключение новых контрактов

Срыв контрактов на поставку материалов и комплектующих Потери времени на заключение нового контракта и поставку материалов и комплектующих

Расширение Моральное старение изделий Стоимость расширения морально устаревшей продукции

Модернизация Модернизация не соответствует запросам потребителя Затраты на модернизацию. Стоимость конструкторских и технологических работ

7. Эксплуатация

Транспортировка к месту начала эксплуатации (запуск) Транспортные риски - аварии, повреждения при перевозке, хранении, погрузочно-разгрузочных работах Стоимость восстановления или полная стоимость изделия

Подготовка к запуску Ошибки в сборке, заправке, подключении к сетям, которые приводят к выходу из строя космической техники Стоимость восстановления или полная стоимость изделия

Запуск Невыход на расчётную орбиту, авария при запуске, повреждение стартового комплекса Стоимость ракеты-носителя, космического аппарата, стартового комплекса

Эксплуатация Аварии, вызванные скрытыми дефектами конструкции Стоимость восстановления или полная стоимость изделия и смежного оборудования, затраты на конструкторскую и технологическую доработку изделия

8. Утилизация

Утилизация Аварии при демонтаже конструкции Стоимость работ по устранению последствий аварии

Загрязнение окружающей среды, вызванное нарушением правил утилизации изделия Стоимость работ по устранению последствий загрязнения окружающей среды, вызванное нарушением правил утилизации

Источник: авторская разработка

Таблица 2

Наиболее серьезные аварии отечественной ракетно-космической техники в 2006-2015 гг.

Дата Космический аппарат Вид аварии Причины аварий

28.02.2006 Арабский спутник связи «Арабсат-4А», ракета-носитель «Протон-М» Невыход на расчетную орбиту Человеческий фактор

29.03.2006 Спутник связи и вещания «Экспресс-АМ11» Внезапное внешнее воздействие Непреодолимая сила

27.07.2006 Ракета-носитель «Днепр», 18 спутников Отказ двигателей ракеты-носителя Заводской дефект

30.01.2007 Ракета-носитель «Зенит 3SL», спутник NSS-8 Отказ двигателей, взрыв на старте Заводской дефект

05.09.2007 Ракета-носитель «Протон-М», спутник КАТ-11 Отказ двигателей ракеты-носителя Заводской дефект

10.07.2008 Спутник «Космос-2441» Отказ электроники спутника Заводской дефект

02.03.2009 Спутник связи «Экспресс АМ-1» Отказ систем ориентации спутника, восстановлен Заводской дефект

11.12.2009 Научный спутник «Кронос-Фотон» Отказ энергосистемы спутника Заводской дефект

18.07.2010 Ракета-носитель «Протон-М» Повреждение при перевозке Человеческий фактор

01.08.2010 Спутник связи «Экспресс АМ-2» Отказ систем ориентации Заводской дефект

06.10.2010 Союз ТМА-20 Повреждение при перевозке Человеческий фактор

05.12.2010 Ракета-носитель «Протон-М», три спутника ГЛОНАСС Ошибка персонала при заправке топливом Человеческий фактор

01.02.2011 Ракета-носитель «РОКОТ», спутник «Гео-ИК-2» Отказ электроники спутника Заводской дефект

18.08.2011 Ракета-носитель «Протон-М», спутник связи «Экспресс АМ-4» Сбой программы Человеческий фактор

24.08.2011 Ракета-носитель «Союз-У», грузовой корабль «Прогресс М-12М» Отказ двигателей Заводской дефект

20.10.2011 Спутник «Глонасс-М № 718» Отказ оборудования Заводской дефект

09.11.2011 Спутник «Фобос-Грунт» Отказ электроники Заводской дефект

26.12.2011 Спутник «Меридиан» Отказ двигателя Заводской дефект

06.08.2012 Спутники «Экспресс-МД2», «Телком-3» Сгиб магистрального кабеля подачи топлива Заводской дефект

01.02.2013 Спутник «Интелсат-27», ракета-носитель «Зенит» Нештатное отключение двигателя ракеты-носителя «Зенит» Заводской дефект

02.07. 2013 Три спутника «Глонасс-М», ракета-носитель «Протон-М» Отказ в разгонном блоке Заводской дефект

22.08.2014 Два спутника «Галилео», ракета-носитель «Союз-СТБ» Авария двигателя Заводской дефект

28.04.2015 «Прогресс-М-27М» Отказ двигателя Заводской дефект

Источник: данные публикаций в открытых источниках информации

Список литературы

1. Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю. Организационно-экономические механизмы реализации программ и планов развития наукоемких сфер деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С.378-385.

2. Славянов А.С. Оценка эффективности методов экономической защиты инвестиций в инновационные проекты космической деятельности // Контроллинг. 2013. № 2. С. 35-47.

3. Miorando R.F., Ribeiro J.L.D., Cortimiglia M.N. An Economic-Probabilistic Model for Risk Analysis in Technological Innovation Projects // Technovation. 2014. Vol. 34. Iss. 8. P. 485-498.

4. Gruntman M. Advanced Degrees in Astronautical Engineering for the Space Industry // Acta Astronautica. 2014. Vol. 103. P. 92-105.

5. Миндели Л.Е., Черных С.И. Проведение модернизации - веление времени // Новая экономика. Инновационный портрет России. 2011. № 5. С. 43-54.

6. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М.: Анкил, 2010. 279 с.

7. Демкин И.В. Управление инновационным риском на основе имитационного моделирования. Основные подходы к оценке инновационного риска // Проблемы анализа риска. 2005. Т. 2. № 3. С.19-28.

8. Platon V., Frone S., Constantinescu A. Financial and Economic Risks to Public Projects // Procedia -Economics and Finance. 2014. Vol. 8. P. 204-210.

9. Грабовый П.Г., Петрова С.Н. и др. Риски в современном бизнесе. М.: Аланс, 1994. 247 с.

10. ЛапустаМ.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1996. 358 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. ШумпетерЙ. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 400 с.

12. Акулов А.Я. Современные инновационные риски и методы их снижения // Инновационное развитие экономики России: новый этап. М.: Институт экономики и антикризисного управления. 2012. С. 35-46.

13. Степаненко Д.М. Классификация инновационных рисков: теоретико-методологические и практические аспекты // Известия Калининградского государственного технического университета. 2010. № 19. С. 58-67.

14. Догиль Л.Ф. Хозяйственный риск и финансовая устойчивость предприятий АПК: методологические и практические аспекты. Минск: БГЭУ, 1999. 369 с.

15. Мосин А.В. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 99. С. 72-83.

16. Качалов Р.М. Управление экономическим риском: теоретические основы и приложения. М., СПб.: Нестор-История, 2012. 248 с.

17. Bohnert A., Gatzert N., J0rgensen P.L. On the Management of Life Insurance Company Risk by Strategic Choice of Product Mix, Investment Strategy and Surplus Appropriation Schemes // Insurance: Mathematics and Economics. 2015. Vol. 60. Р. 83-97.

18. Ebert S. On Skewed Risks in Economic Models and Experiments // Journal of Economic Behavior & Organization. 2015. Vol. 112. P. 85-97.

19. Дадалко В.А., Питулько С.Ю. Экономическая безопасность аэрокосмической отрасли России. Минск: ИВЦ Минфина, 2010. 325 с.

20. Котов А.Н., Пайсон Д.Б. и др. Перспективы развития ракетно-космической промышленности с учетом проводимой инновационной политики в стране и международной космической деятельности России. М.: НИИ «ЭНЦИТЕХ», 2008. 451 с.

21. Федорова Е.А., Коркмазова Б.К., Муратов М.А. Спилловер-эффекты в российской экономике: региональная специфика // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 139-149.

Экономический анализ: Economic Analysis:

теория и практика 5 (2016) 29-40 Theory and Practice

ISSN 2311-8725 (Online) Economic Advancement

ISSN 2073-039X (Print)

METHODS OF RISK SYSTEMATIZATION, CLASSIFICATION AND COMPENSATION IN THE LIFE CYCLE OF COMPLEX HIGH-TECH PROJECTS: THE ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY CASE

Evgenii Yu. KHRUSTALEVa', Andrei S. SLAVYANOVb, Oleg E. KHRUSTALEVc

a Central Economics and Mathematics Institute of RAS, Moscow, Russian Federation stalev@cemi.rssi.ru

b Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation aslavianov@mail.ru

c Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation stalev777@yandex.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 29 March 2016 Accepted 5 April 2016

JEL classification: O12, O21, O33

Keywords: innovation, performance evaluation, risks, rocket and space industry, scientific and technological activities

Abstract

Importance In modern conditions, research and production activities are associated with various threats and dangers impacting the implementation of innovation-oriented projects. Therefore, reducing the damage caused by these threats is important for scientific and technological progress acceleration.

Objectives The main objective of the study is to create conditions for effective and sustainable development of high technology and high-tech industry.

Methods The study employs methods and approaches that are based on the general theory of economic analysis, the tools of the probability theory and the project management theory. Results Using a systems analysis, we considered various definitions of risks inherent in the modern scientific and technological progress, studied and summarized existing approaches to identification and assessment of risk situations, revealed specifics and made a list of risks associated with space projects at various stages of their implementation. We also systematized causes of the most serious accidents of Russian spacecraft over the recent 10 years, and proposed methods to mitigate risks. Conclusions The analysis and synthesis of available scientific, methodological and organizational support to risk assessment and management showed that these methods were mainly developed when underpinning investment projects, which are based on the acceptable risk concept. It is advisable to apply the method of contingency planning, plan adjustment, financial resource reservation, and reservation as major risk management techniques in planning the development of high technology and high-tech space industry.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 16-06-00018 Mathematical

and Logical-Linguistic Modeling of Organizational and Economic Mechanisms to Reduce and Compensate

Risks of Innovative Projects for Creating High-Tech Products with a Long Life Cycle (the Rocket and Space

Technology Case).

References

1. Makarov Yu.N., Khrustalev E.Yu. [Organizational and economic mechanisms to implement programs and plans for science-intensive sectors' development]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2011, no. 1, pp. 378-385. (In Russ.)

2. Slavyanov A.S. [Evaluating the efficiency of methods of economic protection of investment in innovative space projects]. Kontrolling = Controlling, 2013, no. 2, pp. 35-47. (In Russ.)

3. Miorando R.F., Ribeiro J.L.D., Cortimiglia M.N. An Economic-Probabilistic Model for Risk Analysis in Technological Innovation Projects. Technovation, 2014, vol. 34, iss. 8, pp. 485-498.

4. Gruntman M. Advanced Degrees in Astronautical Engineering for the Space Industry. Acta Astronautica, 2014, vol. 103, pp. 92-105.

5. Mindeli L.E., Chernykh S.I. [Modernization as the imperative of our time]. Novaya ekonomika. Innovatsionnyi portret Rossii = New Economy. Innovation Portrait of Russia, 2011, no. 5, pp. 43-54. (In Russ.)

6. Senchagov V.K. Ekonomika, finansy, tseny: evolyutsiya, transformatsiya, bezopasnost' [Economics, finance, prices: evolution, transformation, security]. Moscow, Ankil Publ., 2010, 279 p.

7. Demkin I.V. [Innovative risk management based on simulation. Basic approaches to innovative risk assessment]. Problemy analiza riska = Problems of Risk Analysis, 2005, vol. 2, no. 3, pp. 19-28. (In Russ.)

8. Platon V., Frone S., Constantinescu A. Financial and Economic Risks to Public Projects. Procedia -Economics and Finance, 2014, vol. 8, pp. 204-210.

9. Grabovyi P.G., Petrova S.N. et al. Risk v sovremennom biznese [Risks in modern business]. Moscow, Alans Publ., 1994, 247 p.

10. Lapusta M.G. Risk v predprinimatel'skoi deyatel'nosti [Risks in business]. Moscow, INFRA-M Publ., 1996, 358 p.

11. Shumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle]. Moscow, Progress Publ., 1982, 400 p.

12. Akulov A.Ya. Sovremennye innovatsionnye risk i metody ikh snizheniya. V kn.: Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii: novyi etap [Modern innovative risks and methods of their mitigation. In: Innovative development of Russian economy: a new stage]. Moscow, Institute of Economics and Crisis Management Publ., 2012, pp. 35-46.

13. Stepanenko D.M. [Classification of innovation risks: theoretical, methodological and practical aspects].

Izvestiya Kaliningradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = KSTU News, 2010, no. 19, pp. 58-67. (In Russ.)

14. Dogil' L.F. Khozyaistvennyi risk i finansovaya ustoichivost' predpriyatii APK: metodologicheskie i prakticheskie aspekty [The economic risk and financial sustainability of agricultural enterprises: methodological and practical aspects]. Minsk, Belarus State Economic University Publ., 1999, 369 p.

15. Mosin A.V. [Main stages of innovation process and phases of product's life cycle (technology)]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2009, no. 99, pp. 72-83. (In Russ.)

16. Kachalov R.M. Upravlenie ekonomicheskim riskom: teoreticheskie osnovy i prilozheniya [Managing the economic risk: theoretical foundations and applications]. Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2012, 248 p.

17. Bohnert A., Gatzert N., J0rgensen P.L. On the Management of Life Insurance Company Risk by Strategic Choice of Product Mix, Investment Strategy and Surplus Appropriation Schemes. Insurance: Mathematics and Economics, 2015, vol. 60, pp. 83-97.

18. Ebert S. On Skewed Risks in Economic Models and Experiments. Journal of Economic Behavior & Organization, 2015, vol. 112(4), pp. 85-97.

19. Dadalko VA., Pitul'ko S.Yu. Ekonomicheskaya bezopasnost' aerokosmicheskoi otrasli Rossii [The economic security of the Russian aerospace industry]. Minsk, IVTs Minfina Publ., 2010, 325 p.

20. Kotov A.N., Paison D.B. et al. Perspektivy razvitiya raketno-kosmicheskoi promyshlennosti s uchetom provodimoi innovatsionnoi politiki v strane i mezhdunarodnoi kosmicheskoi deyatel'nosti Rossii [Prospects for the space industry development subject to the pursued innovation policy and international space activities of Russia]. Moscow, NII ENTsITEKh Publ., 2008, 451 p.

21. Fedorova E.A., Korkmazova B.K., Muratov M.A. [Spillover effects in the Russian economy: regional specificity]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, vol. 12, no. 1, pp. 139-149. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.