Научная статья на тему 'Систематизация, исследование причин невыполнения графика движения грузовых поездов и оценка их влияния на участковую скорость'

Систематизация, исследование причин невыполнения графика движения грузовых поездов и оценка их влияния на участковую скорость Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1587
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ / ГРАФИКИ НОРМАТИВНЫЙ ПРОГНОЗНЫЙ / ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ / УЧАСТКОВАЯ СКОРОСТЬ / ПУТИ УСТРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гоголева А. В., Грошев Г. М., Ковалёв В. И., Котенко А. Г.

Изложены основные положения исследований причин отклонений в движении грузовых поездов от графиковых расписаний и их влияния на участковую скорость. Сформулированы меры по повышению надёжности нормативного графика движения поездов и уровня его выполнения в условиях структурной реформы железных дорог и рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гоголева А. В., Грошев Г. М., Ковалёв В. И., Котенко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization and Investigation of the Causes of the Scheduled Freight Train Operation Failures and Assessment of their Effect on a Section Train Speed

The authors have presented the main results of the conducted investigations of the causes of deviations of freight train movement from schedules and their effect on the section train speed and have formulated the measures for improving the reliability of the normative train operation schedule and the extent of its fulfi llment in the conditions of developing the railway structural reform and market relations.

Текст научной работы на тему «Систематизация, исследование причин невыполнения графика движения грузовых поездов и оценка их влияния на участковую скорость»

Проблематика транспортных систем

5

^ ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

УДК 656.22: 656.2.08: 656.25-52

А. В. Гоголева, Г. М. Грошев, В. И. Ковалёв, А. Г. Котенко

Петербургский государственный университет путей сообщения

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН НЕВЫПОЛНЕНИЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА УЧАСТКОВУЮ СКОРОСТЬ

Изложены основные положения исследований причин отклонений в движении грузовых поездов от графиковых расписаний и их влияния на участковую скорость. Сформулированы меры по повышению надёжности нормативного графика движения поездов и уровня его выполнения в условиях структурной реформы железных дорог и рыночных отношений.

движение грузовых поездов; графики нормативный прогнозный, исполненного движения; причины отклонений; участковая скорость; пути устранения.

Введение

Выполнение основных показателей перевозочной работы, договорных обязательств по доставке грузов в условиях дефицита пропускной способности железнодорожных линий приобрело особое значение. Поэтому руководством ОАО РЖД уделяется большое внимание решению проблемы организации движения грузовых поездов по графику [1].

В решении заседания научно-технического совета ОАО РЖД «Об обеспечении выполнения графика движения грузовых поездов» (протокол № 10 от 26.11.2010 г.) впервые за многие годы сформулирован целый набор мероприятий по внедрению в 2011-2013 гг. информационных технологий организации движения грузовых поездов по графиковым расписаниям [2].

Исследование организационных и технических причин отклонений в пропуске поездов от графика и разработка научно обоснованных предложений и мероприятий по

их устранению с целью снижения рисков невыполнения графика, повышения уровня отправления и следования грузовых поездов по графиковым расписаниям в полной мере соответствуют этим решениям.

1 Анализ причин отклонений движения грузовых поездов от графиковых расписаний

На кафедре «Управление эксплуатационной работой» ФГБОУ ВПО ПГУПС выполнены анализ и систематизация факторов, не позволяющих сделать нормативный график движения грузовых поездов реально выполнимым, и факторов, препятствующих практическому выполнению графиковых расписаний пропуска грузовых поездов по станциям и участкам [3].

В современных условиях пропуску поездов по графиковым расписаниям препятствуют многие причины.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

6

Проблематика транспортных систем

1. Нормативный график движения грузовых поездов представляет собой идеализированную модель по возможности равномерного их пропуска в течение суток, которая не учитывает многие факторы, реально препятствующие реализации графиковых расписаний и других нормативов графика и не имеет достаточных резервов в перегонных временах хода, межпоездных и станционных интервалах для погашения негативного влияния этих факторов [4].

Об этом свидетельствует наличие значительного разрыва между графиковой и фактически достигнутой участковой скоростью движения грузовых поездов по участкам, особенно напряженным и однопутным, и невыполнение плановых заданий (рис. 1).

2. Тяговые расчеты по определению перегонных времен хода грузовых поездов, разгонов и замедлений выполняются на основе паспортных тяговых характеристик новых поездных локомотивов.

Высокий уровень физического износа большой части поездных локомотивов грузового движения не обеспечивает фактического достижения ими паспортных тяговых характеристик, а значит, и графиковых перегонных времен хода поездов. Однако понижающие коэффициенты в связи с этим не применяются.

Как видно из рис. 1, неудовлетворительное содержание парка поездных локомотивов является причиной 30-40 % потерь участковой скорости движения грузовых поездов по участкам дороги.

3. Инфраструктура железных дорог ОАО РЖД (устройства пути, электроснабжения, системы железнодорожной автоматики и телемеханики станций и перегонов (СЖАТ), связи) также характеризуется высокой степенью износа. Это приводит к большому числу выходов из строя и сбоев в работе устройств с задержками поездов и многочисленных неграфиковых (не предусмотренных

Рис. 1. Выполненные и плановые показатели участковой скорости по направлениям

Октябрьской ж. д. за месяц

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

7

графиком) предупреждений о снижении скоростей движения поездов практически на каждом поездоучастке ежесуточно. Число «временных» предупреждений зачастую многократно превышает число графиковых, что неизбежно приводит к невыполнимости перегонных времён хода на таких участках.

С этим же связано и значительное коли -чество неплановых перерывов в движении поездов для ремонтно-восстановительных работ с отклонениями поездов от графиковых расписаний. Например, результаты анализа нарушений эксплуатационной работы на участках Санкт-Петербург - Кошта, Санкт-Петербург - Выборг, Беломорск - Ма-ленга Октябрьской железной дороги за один из месяцев показали, что по техническим причинам был задержан 1251 поезд (из них 93 пассажирских) с общим простоем 514,3 поездо-часа. Всего допущено 263 нарушения; экономически потери - 1397,72 тыс. руб. (рис. 2).

Указанные причины также не позволяют локомотивным бригадам выдерживать графиковые перегонные времена хода и техническую скорость движения грузовых поездов.

2 Анализ уровня текущего контроля за выполнением технической скорости и показателей эксплуатационной работы

Текущий контроль за выполнением графиковых перегонных времен хода и технической скорости движения грузовых поездов по поездоучасткам на железных дорогах находится на весьма низком уровне.

1. В локомотивных депо выполнение технической скорости движения грузовых поездов оценивается ежемесячно по депо в целом.

Локомотивные бригады грузового поездного движения получают премии существенных размеров за экономию топлива или электроэнергии на тягу поездов. Заметный контроль уровня выполнения перегонных времен хода и технической скорости движения грузовых поездов при этом не просматривается.

На рис. 3 показано, что невыполнение технической скорости движения грузовых поездов на 0,4 км/ч по Октябрьской железной дороге в анализируемом месяце повлекло за собой снижение участковой скорости на 0,24 км/ч.

всего задержано поездов потери в тыс. руб. » из них пассажирских

Рис. 2. Анализ нарушения эксплуатационной работы участков Санкт-Петербург - Кошта, Выборг - Санкт-Петербург, Беломорск - Маленга за один месяц

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

8

Проблематика транспортных систем

Рис. 3. Анализ выполнения участковой скорости за один месяц

2. В АСУ «ГИД-Урал» на АРМ поездных диспетчеров ДЦУП не действует процедура автоматического сравнения фактических времен хода каждого грузового поезда по каждому перегону с графиковыми с учетом фактического пропуска поезда по промежуточным станциям и отображения результатов сравнения на ГИД (рис. 4). До внедрения АРМ поездные диспетчеры вели такие записи на графиках вручную.

Отсутствие таких пометок, безусловно, ослабляет диспетчерский контроль за соблюдением перегонных времён хода и, как следствие, за выполнением технической скорости движения поездов.

3. В системе оперативного учета и анализа выполнения графика основное внимание уделяется фиксации величины и причин отклонений от нормативного графика движения грузовых поездов по отправлению с технических станций и проследованию по поездоучасткам учета, а также хозяйства (дирекции, службы) - виновника сбоя.

Из данных рис. 5 следует, что львиная доля потерь в продвижении грузовых поездов и снижении участковой скорости на Октябрьской железной дороге приходится на хозяйства локомотивное, вагонное и пути.

При этом уровень выполнения графика движения грузовых поездов по проследованию по участкам, определенный согласно отраслевой инструкции по учету графика, вовсе не равнозначен уровню следования этих поездов по графиковым расписаниям [5].

Например, перенос скрещения пары поездов № 2627 и 2654 со станции 9 на станцию 10 (рис. 6) приводит к тому, что восемь грузовых поездов в течение нескольких часов будут следовать с существенными отклонениями от графиковых расписаний. Однако семь поездов (кроме поезда № 2654, который прибудет на конечную станцию К позже графика), будут учтены как проследовавшие по графику. Уровень проследования по графику этой группы поездов по учету составит около 88 %.

4. Необходимость выполнения показателей эксплуатационной работы и использования подвижного состава (прием-сдача поездов и вагонов по стыковым пунктам, содержание общего рабочего парка вагонов, оборот грузового вагона, показатели работы локомотивов и др.) на основе данных оперативно-статистического учета на отчетный час (18 ч) создает большую искусственную внутрисуточную неравномерность

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

9

Рис. 4. Фрагмент ГИД на АРМ ДНЦ

в пропуске поездов на сдаточных участках железных дорог (и не только на них) и отклонения в следовании поездов от графиковых расписаний.

Современный уровень автоматизации ведения ГИД, его учёта и анализа, а также наличие функционирующей в режиме ре-

ального времени обобщённой модели перевозочного процесса (и частных моделей -поездной, локомотивной, вагонной и др.) на сетевом и дорожном уровнях, по нашему мнению, позволяют перейти к расчётам среднечасовых показателей по трех-четырех-часовым периодам и за сутки в целом.

о w <

р а.[

5 ft

2о Б s s 5^0 ш ш"1= s < О

тО> £1=2 5 р О

о. Р-

Q. S -

m >s с о 2! -

СО ;

£2-

1 & Q-’S

S °

О- I

ш fe

Рис. 5. Причины потерь участковой скорости по хозяйствам за месяц

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

10

Проблематика транспортных систем

Рис. 6. Влияние переноса скрещения поездов № 2627 и 2654 со станции 9 на станцию 10 на пропуск поездов по участку К - Е

3 Анализ качества систем

поддержки безопасной деятельности оперативного персонала

На АРМ поездных диспетчеров и дежурных по станциям (не говоря уже об АРМ функциональных диспетчеров ДЦУП) отсутствуют объектно-ориентированные системы поддержки принятия решений в условиях неисправности технических средств, нестандартных, сбойных и аварийных ситуаций, а также различных регулировочных приемов и мер оперативного диспетчерского регулирования по вводу поездов в график, продвижению поездо- и вагонопотоков, эффективного использования поездных локомотивов и локомотивных бригад и др. [6].

Создание и широкое применение таких систем на АРМ оперативного персонала железных дорог несомненно позволило бы существенно снизить отрицательное влияние

человеческого фактора на уровень безопасности движения, ведь согласно [7] причиной почти 80 % всех крушений, аварий, сходов и столкновений пассажирских и грузовых поездов является не отказ в работе технического средства, а действия персонала.

Заключение

1. В результате комплексного воздействия многих технических и организационных факторов пропуск большей части грузовых поездов по участкам железных дорог осуществляется поездными диспетчерами на основе нормативов действующего графика с прогнозированием выполнения расписаний следования поездов в соответствии с принципами регулирования по отклонениям, с решением конфликтных ситуаций по их пропуску путём организации скрещений и обгонов [8].

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

2. Организация движения грузовых поездов по графиковым расписаниям является сложной комплексной задачей: с одной стороны, нужно, наконец, разработать и осуществить комплекс мер по созданию нормативных графиков, которые возможно реализовать не только на бумаге; с другой - суметь организовать все причастные к обеспечению движения поездов структуры для выполнения реального нормативного графика движения.

Библиографический список

1. К твёрдым ниткам / В. Гапанович // Гудок. -2011. - № 113 (24833), 4 июля. -С. 1, 4.

2. Об обеспечении выполнения графика дви-

жения грузовых поездов : протокол заседания НТС ОАО РЖД 10 от 26.11.2010 г. - М. : ОАО

РЖД, 2010.

3. О создании информационных технологий организации движения грузовых поездов по графиковым расписаниям / А. Г. Котенко, Г. М. Гро -шев // Интеллектуальные системы на транспорте : материалы Первой Международной научнопрактической конференции «Интеллекттранс-2011». - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2011. - С. 183-191.

4. Инструкция по составлению графика движения поездов на сети железных дорог РФ. ЦД/215 : утв. М-вом путей сообщения Рос. Федерации 15.12.93. - М., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Инструкция по учёту выполнения графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов. ЦЧУ/919 : утв. М-вом путей сообщения Рос. Федерации 30.09.02. - М., 2002.

6. Интеллектуальная система поддержки принятия решений для дежурных по станциям как дополнительный фактор обеспечения безопасности движения / Г. М. Грошев, И. В. Кашицкий // Труды Всероссийской научнопрактической конференции «Транспорт-2011» (май 2011 г.) : в 3 ч. Ч. 1. Естественные и технические науки. - Ростов н/Д. : Ростовский гос. ун-т путей сообщения, 2011. - С. 231-233.

7. Цикл безопасности / О. Копысов // Гудок. - 2011. - № 196 (24916), 27 окт. - С. 5.

8. Типовые требования к регистрации, отображению, прогнозированию, учёту и анализу движения поездов в автоматизированных системах диспетчерского контроля и управления (ДК, ДЦ) на диспетчерских участках и в железнодорожных узлах : руководящий документ / Г. М. Грошев, А. С. Башилов, В. В. Ипатов : утв. М-вом путей сообщения Рос. Федерации 25.06.99. - М. : МПС РФ, 1999. - 78 с.

УДК 656.21

Ю. И. Ефименко, В. Л. Белозёров, М. В. Четчуев

Петербургский государственный университет путей сообщения

ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ЭТАПНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

Рассмотрены вопросы теории и практики, связанные с этапностью развития железнодорожных станций в условиях рыночной экономики.

железнодорожная станция, техническое состояние, этапность изменения технического состояния.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.