Научная статья на тему 'Систематизация и аналитический обзор классификационных характеристик категорий научно – инновационной сферы'

Систематизация и аналитический обзор классификационных характеристик категорий научно – инновационной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / НАУКА / ИННОВАЦИИ / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АНАЛИЗ / ОЦЕНИВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ» / "ECONOMY OF KNOWLEDGE" / HUMAN CAPITAL / INTELLECTUAL CAPITAL / SCIENCE / INNOVATIONS / OBJECT OF RESEARCH / STATISTICAL APPROACH / ANALYSIS / ESTIMATION / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иващенко Юлия Ивановна

В статье в рамках исследовательского подхода рассматриваются классификационные характеристики категорий научно – инновационной сферы. Осуществлена их систематизация и аналитический обзор для обоснования объекта статистического исследования. Особое значение уделено роли информационно – статистической составляющей, которая отражена в сущности каждой из категорий. Это позволило включить информацию как пятый фактор производства в модель воспроизводственного процесса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article within the research approach classification characteristics of categories scientifically – the innovative sphere are considered. the ordering and the analytical review for justification of the object of statistical research are carried out. special value is given to a role of information – a statistical component which is reflected in the effect by each of categories. it allowed to include information as the fifth factor of production in the model of reproduction process.

Текст научной работы на тему «Систематизация и аналитический обзор классификационных характеристик категорий научно – инновационной сферы»

Иващенко Ю.И.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КАТЕГОРИЙ НАУЧНО - ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

В настоящее время важнейшая составляющая социально - экономического развития, отражающая показатели уровня жизни населения, во многом определяется качественными параметрами совокупного потенциала общества и, в первую очередь, состоянием, условиями воспроизводства и параметрами человеческих, интеллектуальных, научных и инновационных ресурсов.

В данном контексте следует говорить об интеллектуализации экономики, то есть о фазе социально - экономического развития, основанной на знаниях, о фазе, в которой высокую рыночную стоимость приобретает информация, воплощенная в сведения о закономерностях развития природы и общества, навыках и способностях индивидов, о различных фактах. Исходя из этого, экономика, основанная на знаниях, все в большей степени характеризуется не материальным наполнением, а своим функциональным назначением и информационно - познавательным содержанием.

Следовательно, актуальным в рамках системно - эволюционного подхода является обобщение, систематизация и анализ категорий научно - инновационной сферы общества для выявления, с одной стороны, их роли в современный период развития, а с другой - для выделения границ и объекта статистического исследования данной сферы деятельности.

В рамках системного подхода к изучению сложных социально-экономических процессов, автор считает целесообразным и необходимым совместное рассмотрение количественно-качественных характеристик человеческого, интеллектуального, научного и

инновационного капиталов, с точки зрения их значимости для процесса модернизации, так как перечисленные категории имеют между собой неразрывную логическую информационную, сущностную и функциональную взаимозависимость.

Теория «новой экономики», справедливо занимающая в обществе в настоящее время все более значимую нишу, в своей основе опирается на концептуальные положения о человеческом капитале и его составляющих, активно вовлеченных в виды деятельности, обеспечивающие позитивные направления развития, к которым относятся: образование, информационно - коммуникационная, научная сфера деятельности, разработка и внедрение инноваций.

Теоретические и методологические аспекты исследования человеческого капитала, условий его формирования и развития, степени его влияния на экономический рост были изложены в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, М. Фридмена и Я. Минсера. В частности, базовая модель человеческого капитала была разработана лауреатом Нобелевской премии 1992 г. Г. Беккером в его фундаментальном труде «Человеческий капитал»(1961 г.)[6, с. 94].

Аналитический обзор различных теоретических подходов к сущности человеческого капитала позволяет сделать вывод о том, что данная социально -экономическая категория представляет структурированный набор приобретенных индивидом способностей, в составе которых: образовательный статус, знания, профессиональный опыт и навыки, мобильность, здоровье и личные качества.

Приведенные компоненты человеческого капитала дают основу для констатации: современный индивид - это ключевой фактор общественного развития, обладающий интеллектуальным и научным капиталом, позволяющим разрабатывать и внедрять инновации в различные сферы жизнедеятельности.

Понятие интеллектуального капитала в научный оборот 1969г. ввел Дж. Гэлбрейт, а его природу одним из первых исследовал Т. Стюарт, отмечающий, что объединенные знания в виде патентов, процессов, управленческих навыков, технологий, опыта и информации о потребителях и поставщиках составляют интеллектуальный капитал.

Поэтому целесообразным представляется рассмотрение социально-экономических, информационных и структурных аспектов интеллектуального капитала, которые изучались рядом ученых: К.Свейблом, Г.Клейном,

A.Смитом, У.Буковичем, Дж.Мицером, Р.Уильямсом, В.Иноземцевым,

B.Ефремовым, Э.Брукингом, В.Леонтьевым, А.Маршалом, Е.Селезневым, И.Фишером, М.Эскиндаровым.

В целом на основе обобщения различных методических подходов, представленных в экономической литературе, [7, с.306] интеллектуальный капитал имеет значительный спектр составляющих, представленных на рисунке 1.

Интеллектуальный капитал

Экономические с выделением:

материальные 1 диагностики —►

и состояния и

нематериальныеак определения

степени

эффективности

Рис.

1. Составляющие интеллектуального капитала (Разработано автором)

Составляющие интеллектуального капитала основаны на параметрах человеческого капитала и ориентированы на их достаточно полную реализацию, что является адекватным для инновационного развития, именно, в плане широкого использования научного знания в теоретическом и прикладном аспектах.

В настоящее время достаточно активно разрабатываются и обосновываются концептуальные положения интеллектуального бизнеса, развитие которого исследователи увязывают с инновационными волнами теории экономических циклов Й.Шумпетера, каждая

из которых ведет к «новой экономической эпохе» [3, с. 627]. В частности, как отмечает в своей монографии Т. Графо-ва [2, с.24], если продолжить динамический ряд Й. Шумпетера, то согласно его расчетам примерно с 1959 г. началась пятая волна, которая характеризуется развитием Интернета, программного обеспечения, мультимедиа и телекоммуникаций, и которая должна завершиться в 2010-2015 годы новым технологическим скачком. Надо отметить, что, наряду с перечисленными составляющими, для периода «пятой волны» характерно дальнейшее развитие и ши-

рокое использование арсенала инструментов статистического анализа и оценивания происходящих процессов.

Особо надо подчеркнуть позицию, которая совпадает с позицией Т.Графовой [2, с.25] в том, что «экономика знаний» в целом основана на трех составляющих: информации, как воплощении знаний и как важнейшем ресурсе; сетевой экономике, как факторе повышения эффективности капитала, и инновациях, как фактор емодернизации социально-экономического развития в территориально-пространственном аспекте.

Исходя из вышеизложенного, для интеллектуального капитала характерным является перенос предпринимательского интереса в сферу науки и инноваций. Наука является специфической сферой деятельности, в которой создаются новые знания о законах общественного развития. Как социальный институт наука возникла в Европе, в Новое время на рубеже 16-17 веков в процессе её выделения из общей системы знаний в отдельное научное направление.

Наука в начальный период формируется в виде математического естествознания, то есть изучения реальных фактов, так как большинство из них на этот промежуток времени было накоплено в области астрономии, математики и механики. Посредством познания объективных законов природы наука позволяет осуществлять их практическую реализацию. Однако только во второй половине 20 века её достижения стали планомерно и систематически применяться в технологии и организации производства. Этому во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследованиям и конструкторским разработкам

(НИОКР), основной задачей которых являлось доведение научных проектов до их непосредственного использования в производстве. Установление такого

промежуточного звена содействовало превращению науки в новую, современную производительную силу.

Исследованию экономических проблем науки во второй половине 20 века было посвящено множество работ зарубежных и отечественных авторов. К основополагающим из них следует отнести труды упомянутого ранее Й.Шумпетера, который изучал вклад научно - технического прогресса в экономический рост. В 1956 году в печати вышла статья американского ученого М. Абрамовича, в которой впервые отмечалось влияние на прирост валового внутреннего продукта, помимо вещественного капитала и труда, еще одного фактора - невещественного, воплощающего научно - технический прогресс. За этой работой последовали труды других широко известных ныне экономистов - Р.Солоу, Д. Кендрика, Э. Мэнсфилда, Ц. Грилехеса. В 1962 году была издана монография Ф. Махлупа, в которой автором рассматривались проблемы производства и распространения знаний в США. В СССР первыми работами по вопросам экономики науки и эффективной организации НИОКР являлись работы ученых А.И. Анчишкина, Д.С. Львова, А.И. Щербакова, С.Ю. Глазьева.

Современные реалии общественного развития показывают, что наука в настоящее время представляет специфический и при этом самостоятельный вид экономической деятельности, логично структурированный в целостную социально - экономическую систему общества, целью которого является производство нового знания.

Как вид экономической деятельности наука в своей основе опирается на теорию факторов производства, то есть потребляет все виды ресурсов (труд, землю, капитал, предпринимательство), поступающие из экономики, и при этом использует накопленный потенциал имеющихся знаний, производя на их

общей основе научные идеи, новые знания и открытия. Однако данные виды научных продуктов носят нематериальный характер и для их превращения в товар они должны иметь, согласно постулатам экономической теории, стоимость и потребительную стоимость. Специфика данных товаров заключается в том, что они могут быть реализованы в двух вариантах: в нематериальном виде - в виде научных идей, открытий, и в материальном - в виде новых изделий, услуг, научной документации. Особо надо выделить специфичные товарные формы науки в виде социально - экономической информации, включая статистические информационные ресурсы, позволяющие развивать методические подходы, осуществлять анализ оцени-

вания, моделирование и прогноз развития научной и инновационной сферы на разных уровнях территориальной агрегации.

В процессе функционирования социально - экономической системы потребление результатов науки, для которой они являются ресурсом поступательного развития, происходят качественные изменения параметров процесса воспроизводства и его результата - продукта или услуги. Данный процесс отражен в модели производства продукта (услуги) с учетом факторов воспроизводственного процесса и факторов науки и информации (статистики) (рис.2), предложенной исследователем Е.А. Серпером [4, с. 8] и дополненной автором.

= /о; >= [с, (¥а), ze (¥д)ав(Га), ия(Гв)],

Рис. 2. Модель производства продукта (услуги) с учетом факторов воспроизводственного процессами фактора информации (статистика)

и продукта науки

(Дополнена автором в части включения фактора «информационно - статистические ресурсы»)

где - продукт, услуга социально-экономической системы; у

- факторы производства;

- основные средства; -■ - затраты труда;

V

- продукт науки;

- организационно - хозяйственные факторы;

- информация (статистика).

Введение автором в приведенную модель фактора «информационно - статистические ресурсы» обусловлено тем, что продукты науки всегда имеют в своей природе достаточно широкую информационно-статистическую основу, независимо от вида деятельности. Реалии общественной жизни позволяют констатировать, что в настоящее время

имеет место выраженный переход от материальных ресурсов к ресурсам информационным и интеллектуальным. Информация начинает играть основополагающую роль, что обусловливает её вполне законное выделение в виде пятого фактора процесса воспроизводства продукции и его отражение в моделях экономического роста.

Человеческий капитал остается основным производителем нового знания, обладающим интеллектом и памятью и, исходя из этого, продукт научной сферы, переходя в экономику, оставляет в науке его копию, что позволяет утверждать о наличии в науке внутренней обратной связи, которая выражена в представленной выше модели в виде

«^а». Наличие обозначенной связи является важной особенностью, присущей именно научной деятельности. Кроме

этого, как отмечает Е.А. Серпер в своем исследовании[4, с. 12], в силу общественного разделения труда генеральной задачей науки является познание объективных законов развития природы и общества, а не достижение сиюминутных практических целей. Поэтому, в отличие от рутинных и повторяющихся процессов в экономике, наука постоянно имеет дело с новыми задачами и проблемами, сложность которых не поддается априорной оценке, и здесь можно говорить о внутренней неопределенности, обусловленной имманентными свойствами самого творчества. Вся история науки подтверждает, что любая научная теория, научное открытие в конечном итоге находят свое применение на практике и дают экономический эффект, хотя разрыв во времени (лаг) от момента научного открытия до его практического использования достигает нескольких лет. Однако при этом необходимо учитывать эвристический, поисковый характер развития науки, оправданность её затрат на те виды исследований, которые либо не дают экономического эффекта, либо не рассчитаны на его получение [1, с. 152], как отмечает упомянутый ранее Е. А. Сер-пер.

Специфика научной продукции заключается и в том, что в последующий период её объём зависит как от известных факторов производства, так и непосредственно, от его интегральной величины, полученной на момент завершения предыдущего цикла производства. Данный процесс характерен именно для научной деятельности и свидетельствует о постоянном приращении научного знания и разработки инноваций.

Таким образом, научная и инновационная деятельность тесно взаимосвязаны и их целесообразно объединять как в исследовательских, так и в прикладных целях в единое целое - научно - инновационную сферу, которая в сво-

ей основе базируется на состоянии, условиях воспроизводства и уровне развития человеческого и интеллектуального капитала.

Понятие категории «инновации» ввел австрийский ученый Й.Шумпетер, который трактовал инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Следовательно, инновация -конечный результат внедрения новшества, вносящий изменения в объект управления для получения экономического, социального, экологического, научно-технического, управленческого или другого вида эффекта. Таким образом, инновация охватывает весь сектор видов деятельности - от исследований и разработок до реализации стратегии маркетинга.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как полный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к производству социальных услуг.

Значительный вклад в формирование научного представления об инновациях внесли зарубежные исследователи: П. Друкер, К. Эрроу, Б.Сальто, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Г. Менни; к российским ученым следует отнести: А. И. Анчиш-кину, С.Ю. Глазьева, В.М. Белоусову, Т.В. Овчаренко, Б.М. Рапорта.

Родоначальник теории инноваций Й. Шумпетер отмечает [5, с. 159], что непосредственно развитие происходит посредством осуществления следующих типов «новых хозяйственных комбинаций»: создания нового блага или нового качества блага, создания нового способа производства, освоения нового рынка

сбыта, получения нового источника сырья или полуфабрикатов, проведения реорганизации.

Таким образом, в настоящее время неценовые факторы выходят на первый план в вопросах общественного развития. Экономически развитые страны, а также значительная часть стран с развивающимися экономиками обеспечивают повышение уровня конкурентоспособности товаров и услуг за счет реализации инноваций, создание которых основано на развитии научной сферы и повышении уровня интеллектуальности. В частности, оценки деятельности научно - инновационной сферы включают, наряду с другими, и показатель величины затрат на инновации, что вновь подтверждает их тесную взаимообусловленность.

Из вышеизложенного следует, что к непременным свойствам инноваций относятся: научно - техническая новизна и производственная применимость. Исходя из этого, инновации могут рассматриваться в двух аспектах: динамическом и статическом, в последнем случае инновация представляет конечный результат научно-производственного цикла.

Учитывая интеграционный характер процессов социально - экономического развития надо отметить, что стимулирующее воздействие на спрос на новую продукцию оказывает транснациональный уровень вида экономической деятельности, и чем он выше, тем шире внешняя интеграция и тем большее количество рынков осваивают новую продукцию. В этом случае спрос определяется факторами изменения и распределения доходов, подвижностью относительных цен, структурой инвестиционного и личного потребления. По мере насыщения спроса центр инновационной активности смещается от приращения функциональных характеристик продукции к технологическим и организационно - управленческим из-

менениям, которые позволяют за счет экономии на издержках снижать удельную цену полезного эффекта уже не в результате роста потребительских свойств, а путем снижения цен. По мере насыщения потребностей различных групп потребителей наступает период вялого роста спроса, а затем и его снижение, и, следовательно, дальнейшее тиражирование нововведения становится невозможным без внесения в него существенных изменений. Поэтому применение гибкости в процессе ценообразования способствует продвижению продукта на рынок.

Значительную роль для распространения новой инновационной продукции играют коммуникационные факторы: реклама, уровень профессиональной подготовки персонала предприятия - производителя, новые методы продаж.

Наряду с этим, если наука и научное обслуживание, производство и вложение средств в техническое перевооружение субъектов рыночной экономики пользуются налоговыми льготами, это также служит мощным фактором, стимулирующим разработку и внедрение научно - технических нововведений.

Таким образом, прямой эффект инноваций на уровне хозяйствующего субъекта проявляется в повышении его технико-экономического и конкурентного уровней, и на этой основе - в получении дополнительного дохода; на уровне отрасли - в повышении эффективности производственной деятельности и увеличении социального эффекта; на уровне региона и страны в целом в повышении рейтинга страны в мире и уровня её конкурентоспособности, а следовательно, в повышении качества жизни населения.

В результате изложенного можно сделать вывод о том, что рассмотренные выше социально-экономические категории: человеческий, интеллектуальный

капитал, сфера науки и инноваций имеют тесную взаимосвязь и должны рассматриваться в рамках системного подхода, то есть осуществлять исследование названных категорий и их проявлений на базе симбиоза анализа и синтеза, что является реализацией одной из важнейших задач системного мышления.

Наряду с этим, переход к новому, более высокому типу социально - экономического развития, базируется на создании условий для воспроизводства и развития человеческого, интеллектуального, научного и инновационного капитала, ибо новые сферы экономической и социальной деятельности обусловливают и новое качество требований, предъявляемых, с одной стороны, к уровню знаний, компетенций и профессиональным навыкам, а с другой - к наполнению экономического роста качественными составляющими.

Библиографический список

1.Алейник А.З. «Наука в системе общественного воспроизводства: вопросы

методологии» Ленинград, изд. Ленинградского университета, 1991г.-с. 152

2.Графова Т. Система ресурсным управлением интеллектуальным капиталом. ЮФУ, Ростов-на-Дону, 2010г. - с.24

3.Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: Инфра-М, 2006г. -с. 627

4.Серпер Е.А. «Совершенствование организационно - экономических механизмов развития научной сферы в рыночных условиях», диссертация на соискание ученой степени канд. эконом, наук, С/Пб, 2006г .- с.8

5.Шумпетер И. «Теория экономического развития» М.: Прогресс, 1982г. -с.159

6.Human Capital and the Personal Distribution of Income: An Analitical Approach. In: Becker G. Human Capital (2nd ed.). Chicago, 1975, - p. 94-144.

7. Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N.Y.-L., Doubleday / Currency, 1997. Copyright -T.A.Stewart 1997 - p. 306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.