Научная статья на тему 'Систематизация факторов, оказывающих влияние на развитие внутреннего туризма в России'

Систематизация факторов, оказывающих влияние на развитие внутреннего туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / RURAL TOURISM / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ / FACTORS / РОССИЯ / RUSSIA / TOURISM IN ATTRACTING CATALINOTTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болодурина М.П., Мишурова А.И.

В статье проведен анализ факторов, влияющих на развитие внутреннего туризма России, в частности, на такой вид отдыха, как сельский туризм, и систематизированы факторы, определяющие уровень состояния и перспективы процветания данного сегмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF THE FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA

In the article the analysis of factors affecting the development of domestic tourism of Russia, in particular, for such activities as rural tourism, and systematic factors that determine the level of the status and prospects of prosperity in this segment.

Текст научной работы на тему «Систематизация факторов, оказывающих влияние на развитие внутреннего туризма в России»

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

М.П. Болодурина, канд. экон. наук, доцент А.И. Мишурова, студент (Россия, г. Оренбург)

Аннотация. В статье проведен анализ факторов, влияющих на развитие внутреннего туризма России, в частности, на такой вид отдыха, как сельский туризм, и систематизированы факторы, определяющие уровень состояния и перспективы процветания данного сегмента.

Ключевые слова: внутренний туризм, сельский туризм, туристическая привлекательность, факторы, Россия.

Одной из самых быстро растущих и доходных отраслей экономики современных стран считается туризм. Доходы от туризма развитых стран составляют до 30% бюджета и до 80% бюджетов государств, не имеющих иных важных источников [1]. Кроме того, развитие туризма оказывает влияние на увеличение, как доходов граждан, так и бюджетов всех уровней, процветание туристической отрасли позитивно воздействует на другие сектора экономики - транспорт, торговлю, строительство, связь и другие.

В настоящее время в структуре потребительских расходов российского населения статья «Путешествия, туризм» занимает одно из последних мест (в среднем 7% от расходов одного гражданина на 2014 г. по данным Росстата).

Такому положению дел способствует ряд причин:

1. Высокие цены на туры. В России высокая стоимость туристического продукта обусловлена затратами на проживание (в крупных городах проживание в 3-х звез-дочной гостинице без питания обходится около 170 долл. за сутки, в то время, как проживание в гостинице подобного класса в странах ЕС составит около 90 долл., а в США - 60 долл.) и транспортировку [2].

2. Невысокий уровень жизни населения. По данным Минэкономразвития РФ, из-за размера реальных располагаемых доходов 50% российского населения остается в период отпусков дома. Размер дохода также влияет на выбор туристических баз и мест отдыха, а также их отдаленности от места проживания каждого отдельного лица или семьи [1].

■ находятся дома ■ проводят отпуск на даче

■ путешествуют самостоятельно ■ покупают туры

■ выезжают за рубеж

3%%

5%% 7%

50%%

35%%

Рис. ¡.Структура организации отпуска российских граждан

Источник: составлено по данным Департамента туризма Минэкономразвития РФ

3. Возраст. Если для Франции характерно, что 23% от общего потока туристов составляют пожилые люди, то в РФ такого не наблюдается, поскольку российские пенсионеры - ущемленные в денежных средствах и возможностях свободного передвижения граждане.

4. Образование человека и профессия также оказывает влияние на спрос туристских услуг: от привязанности человека к своей работе зависит частота путешествий, а от наличия и уровня образования - выбор вида отдыха и места его проведения.

5. Экология региона.

Учитывая перечисленные причины, оказывающие влияние на выбор туристического продукта, можно сказать, что важным и подходящим направлением для большинства населения является внутренний туризм, а одним из самых перспективных его направлений - сельский туризм. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где всю организацию проживания и досуга туристов берет на себя принимающая семья. По экспертным оценкам, потенциальный размер спроса на сельский туризм составляет 600 тыс. чел. в год [3].

В современном мире сельский туризм развивается быстрыми темпами в ряде развитых стран (Испания, Франция, Польша, Италия, Скандинавские страны), привлекая как отечественных, так и иностранных туристов. Аграрная направленность туристической отрасли находит отражение в концепциях развития туризма многих стран. Например, во Франции сельский туризм представлен Национальной организацией домов отдыха и туризма, которая организует досуг туристов по высоким национальным стандартам сервиса. Ежегодно отдых в селах Франции привлекает около 7 млн. туристов, которым предоставляется возможность изучения и ознакомления с национальными особенностями (фольклора, художественных промыслов, иностранных языков и т.д.) с учетом возрастной дифференциации отдыхающих. Качество отдыха сертифицируется и контролируется Министерством охра-

ны здоровья и социального обеспечения и Министерством молодежи и спорта [2, 3].

Для России данное направление может стать одним из ключевых в качестве получения доходов для развития сельской местности и для поддержания природных и культурно-исторических памятников в надлежащем состоянии, а также поможет решить проблему трудовой занятости сельского населения и привлечет поток иностранных туристов. Для создания комплексной стратегии развития сельского туризма на территории России необходимо достоверно определить уровень состояния и перспективы развития данного сегмента, поскольку существует ряд проблем, которые можно классифицировать следующим образом:

а) в зависимости от характера возникновения выделим факторы:

- объективные, к которым можно отнести факторы, которые не зависят от деятельности субъекта экономики, а именно: низкий уровень развития инфраструктуры большинства регионов РФ (особенно сельских территорий), недостаточная информированность целевых групп потребителей о возможности подобного вида времяпровождения, недостаток бизнес-идей и низкий уровень инвестиционной активности потенциальных участников данного направления туризма; растущая конкуренция на международном рынке туристических услуг;

- субъективные, которые полностью зависят от деятельности государства и отдельных субъектов хозяйствования. К таким факторам можно отнести: отсутствие контроля и ведения туристической статистики; отсутствие специальных федеральных и региональных программ поддержки предпринимательской активности в сфере сельского туризма; несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристическую отрасль.

б) в зависимости от масштаба влияния:

- микроэкономические, такие, как привлекательность внутреннего туризма в России, ценовая политика туристических компаний;

макроэкономические, такие, как сокращение доходов населения из-за нестабильной экономической ситуации; введение санкций европейскими государствами и США, вследствие чего произошло ужесточение условий въезда в данные страны.

в) в зависимости от туристической привлекательности территории:

- факторы, влияющие на уровень туристического потенциала территории, такие как наличие природных и культурно-исторических памятников, их состояние; удаленность от административного центра; опыт работы в данной сфере и квалификация обслуживающего персонала; поддержка местных органов власти и меры по стимулированию предпринимательской активности;

- факторы, определяющие степень риска посещения данной местности для туристов (геополитические, техногенные, социальные, экономические, экологические, криминальный риски). К таким факторам можно отнести криминогенную обстановку в регионах страны; ухудшение экологической ситуации.

г) в зависимости от источника влияния:

- внутренние, например, низкий уровень компетентности кадров туристических компаний, недостаток бизнес идей, в связи с чем, наблюдается низкая конку-

ренция среди инициаторов инвестиционных проектов в данной сфере;

- внешние, например, доступ к источникам финансирования инвестиционных проектов в сфере аграрного туризма; социально-экономическая и политическая дестабилизация в стране; слабое продвижение российских турпродуктов на внутреннем и международном рынках.

Систематизация и анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию сельского туризма в России, позволит выявить существующие проблемы в данной и сопутствующих сферах, разработать методики оценки туристического потенциала территории, предложить меры по повышению инвестиционной привлекательности внутреннего туризма.

Сравнивая слабые стороны сегмента сельского туризма и имеющиеся возможности российской туристической отрасли, можно отметить, что состояние существующей системы управления, законодательной базы, маркетинговой системы продвижения сельского туристического продукта, кадрового потенциала и инфраструктуры туристической отрасли на селе не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся у субъектов российской экономики для развития сельского внутрирегионального туризма.

Библиографический список

1. Зелетдинова Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]

2. Ковальчук А.П. Анализ направлений развития внутреннего туризма в России // Экономика, предпринимательство и право. - 2014. - №3. - С. 24-29. - http://www.creativecono-my.ru/articles/60343/

3. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - №6. - С. 30-38. - http://www.creativecono-my.ru/articles/26919/

SYSTEMATIZATION OF THE FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF

DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA

M.P. Bolodurina, candidate of economic sciences, associate professor A.I. Mishurova, student (Russia, Orenburg)

Abstract. In the article the analysis of factors affecting the development of domestic tourism of Russia, in particular, for such activities as rural tourism, and systematic factors that determine the level of the status and prospects of prosperity in this segment.

Keywords: domestic tourism, rural tourism, tourism in attracting catalinotto, factors, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.