Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / НАДЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Карпинский Антон Анатольевич

В статье излагаются результаты исследований по обоснованию систематизации двигательных ошибок в игровых видах спорта, особенностью которой является отражение большинства признаков для обеспечения надежности выполнения спортивных двигательный действий. Практическая значимость предлагаемой систематизации состоит в том, чтобы, опираясь на разработанную схему, при изучении двигательных ошибок в игровой спортивной деятельности выявлять и преодолевать их для повышения результативности спортивного совершенствования учащейся молодежи высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Карпинский Антон Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF MOTOR ERRORS IN GAME SPORTS

The article presents the results of research on the justification of the systematization of motor errors in game sports, the feature of which is the reflection of most of the signs to ensure the reliability of performing sports motor actions. The practical significance of the proposed systematization is that, based on the developed scheme, when studying motor errors in game sports activities, to identify and overcome them to increase the effectiveness of sports improvement of students of higher school.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА»

ванием стадиона Street Workout / А.Н. Аксенова, Р.А. Филипьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 3-7.

2. Роль физической активности на открытом воздухе в повышении умственной работоспособности студентов / Т.А. Андреенко, Л.М. Лукьянова, А.П. Попов, Д.С. Борисов, И.С. Тамаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 15-17.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 736 с.

REFERENCES

1. Aksenova, A.N. and Filipyev R.A. (2020), "Features of conducting physical training classes for cadets and students of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia using the Street Workout stadium", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.11 (189), рр. 3-7.

2. Andreenko, T.A., Lukyanova, L.M., Popov, A.P., Borisov, D.S. and Tamarov, I.S. (2019), "The role of physical activity in the open air in improving the mental performance of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), рp. 15-17.

3. Stolyarenko, L. D. (1996), Fundamentals of psychology, Phonics, Rostov-on-Don.

Контактная информация: aksen-anna71@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

УДК 796.2+796.3

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК В ИГРОВЫХ ВИДАХ

СПОРТА

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Анатольевич Карпинский, преподаватель, Российский университет транспорта, Москва

Аннотация

В статье излагаются результаты исследований по обоснованию систематизации двигательных ошибок в игровых видах спорта, особенностью которой является отражение большинства признаков для обеспечения надежности выполнения спортивных двигательный действий. Практическая значимость предлагаемой систематизации состоит в том, чтобы, опираясь на разработанную схему, при изучении двигательных ошибок в игровой спортивной деятельности выявлять и преодолевать их для повышения результативности спортивного совершенствования учащейся молодежи высшей школы.

Ключевые слова: двигательные ошибки, игровые виды спорта, двигательные действия, надежность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p21-24

SYSTEMATIZATION OF MOTOR ERRORS IN GAME SPORTS

Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anton Anatolyevich Karpinsky, the teacher, Russian University of transport, Moscow

Abstract

The article presents the results of research on the justification of the systematization of motor errors in game sports, the feature of which is the reflection of most of the signs to ensure the reliability of performing sports motor actions. The practical significance of the proposed systematization is that, based on the developed scheme, when studying motor errors in game sports activities, to identify and overcome them to increase the effectiveness of sports improvement of students of higher school.

Keywords: motor errors, game sports, motor actions, reliability.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе особенно остро встают вопросы обеспечения степени успешности реализации двигательных задач в игровой спортивной деятельности, связан-

ных с условиями непрерывного воздействия внешних и внутренних сбивающих факторов. Необходимость разработки систематизации двигательных ошибок в игровых видах спорта обусловливается поиском новых возможностей спортивного совершенствования и способов повышения надежности выполнения двигательный действий, в том числе путем выявления причин возникновения ошибок и вариантов их преодоления в процессе двигательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время значительно увеличивается объем двигательной активности студентов, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, что связано с ростом комплексной подготовленности спортсменов, возрастании скорости и темпа игры. Результативность деятельности в таких условиях определяется не только проявлением быстроты реакции, способности к концентрации и быстрому переключению внимания, точности движений и их биомеханической рациональности [3, 4, 6], а в значительной степени - эффективному перестроению спортивных действий по ходу решения двигательных задач в частых сменах игровых ситуаций и соответствии ответных двигательных действий внезапно изменяющимся внешним условиям. [5, 8].

Занимающийся в вероятностных условиях испытывает три вида неопределенности: временная неопределённость, когда не известно время предъявления сигнала на начало движения; альтернативная неопределенность, когда не известно какой из сигналов появиться в данный момент; полная неопределенность, когда не известно ни время появления сигнала, ни сам сигнал [10].

Проявление двигательных ошибок в игровой спортивной деятельности имеет определенные закономерности, знание которых и соответствующее методическое преломление может существенно повысить надежность выполнения двигательных действий.

Правильный подход к сбору данных об ошибках в двигательной деятельности, к выявлению их источников и последствий является важным условием разработки систематизированных методических приемов по устранению и предупреждению ошибок в двигательных действиях, а также успешно реализовать свои потенциальные возможности, и как результат стабильно выступать на соревнованиях. Данный подход должен основываться, прежде всего, на систематизации двигательных ошибок. Обучаемый должен знать и уметь применять программу распознавания двигательных ошибок и своевременно их устранять. В связи с этим, рассматривать двигательные ошибки нужно системно, с учетом характерных особенностей двигательной деятельности, поскольку каждому виду деятельности присущи свои ошибки, со своей спецификой [1, 2, 7, 9].

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана систематизация двигательных ошибок в игровых видах спорта, которая представлена в таблице.

Основной путь предупреждения и исправления двигательных ошибок в игровой деятельности лежит через обнаружение причины ошибки, которая связанна с недостаточностью физической, технической, психической и образовательной подготовленности. Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении двигательного действия, может быть отнесена к каждой из выше указанных видов подготовленностей.

Приведенная систематизация отражает, с нашей точки зрения, большинство признаков, от которых может зависеть появление двигательных ошибок в игровой спортивной деятельности, а вероятностные ситуации способствуют пониманию двигательной задачи.

Практическая значимость предлагаемой систематизации состоит в том, чтобы, опираясь на данную схему, при изучении конкретных ошибок в игровой двигательной деятельности исправлять их для достижения поставленной цели.

Таблица - Систематизация двигательных ошибок в игровых видах спорта

№ Вероятностные ситуации Причины появления Результат Производные от ошибки

Недостаточная техническая подготовленность 1. Нарушение связи в действии 2. Изменение структуры движения 3.Отклонение от двигательной программы A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: - грубая - значительная - мелькая Нарушение темпа и ритма Изменение скорости движения Не реализация двигательного потенциала Ненадежная координация межмышечных напряжений Не точность исполнения ДД

2 2. Недостаточная физическая подготовленность 1. Недостаточно УФК 2. Недостаточно скорости 3. Особенности телосложения

3. Недостаточная психологическая подготовленность 1. Опасение, страх 2.Нерешительность 3.Психическая напряженность A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: - закономерная - вероятная - случайная Особенности состояния организма Неожиданные Ошибки из-за особенностей внешней и внутренней ситуации Необъяснимые систематические Несогласованность ДД

4. Недостаточная образовательная подготовленность 1.Непонимание моторной задачи 2. Отрицательный перенос ДН 3.Плохое понимание корректирующих указаний

Обозначения: УФК - уровень развития физических качеств; ДН - двигательный навык; ДД - двигательное действие.

ВЫВОД

Систематизация двигательных ошибок в игровых видах спорта предоставит возможность повысить надежность выполнения соревновательных действий, раскрыть потенциальные возможности игрока на новом уровне, позволит поднять их результативность в состязаниях, и в том числе обеспечить высокую эффективность процесса спортивного совершенствования учащейся молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиходжин Р.Р. Обучение двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) с использованием критериев трудности/ А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 19-22.

2. Алиходжин Р.Р. Систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ) / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 18-21.

3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн ; под ред. О. Г. Газенко. - Москва : Наука, 1990. - 494 с.

4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

5. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 276 с.

6. Донской, Д.Д.: очерки по теории структурности движений / Д. Д. Донской. - Москва : Советский спорт, 2013. - 176 с.

7. Туревский, И.М. Зигзаги ловкости : науч.-практ. изд. для преподавателей физ. культуры / И.М. Туревский, В.П. Филин, Л.Б. Кофман. - Тула : Приокское книжное изд-во, 1993. - 206 с.

REFERENCES

1. Alikhodzhin, R.R. (2018), "Learning motor actions of students of Russian university of transport (MIIT) using criteria of difficulties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No 5, pp. 19-22.

2. Alikhodzhin, R.R. (2019), "Systematization of errors in motor actions students' Russian university of transport (MIIT)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No 10, pp. 18-21.

3. Bernstein, N. A. (1990), Physiology of movements and activity, Nauka, Moscow.

4. Bogen, M.M. (1985), Training in motor actions, Physical Culture and Sport, Moscow.

5. Guba, V.P. (2009), Individualization of training of young athletes, Physical Culture and sport, Moscow.

6. Donskoy, D.D. (2013), Essays on the theory of structural movements, Soviet sport, Moscow.

7. Turevski, I.M., Filin, V.P. and Kofman, L.B. (1993), Zigzags of dexterity, Scientific and practical ed. for teachers of physical culture, Priokskoe book publishing house, Tula.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2021

УДК 793.3

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СЕКЦИИ

ЧИР СПОРТА

Ксения Олеговна Борисова, старший преподаватель, Московский государственный лингвистический университет, Москва; Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

Чир спорт в последние годы стремительно развивается, становится всё более популярным. Российские вузы активно включают данный вид спорта в число спортивных секций для студентов. Количество и массовость соревнований среди студенческих команд увеличивается. В то же время существует потребность в совершенствовании систем спортивной подготовки по чир спорту. Данная проблема на сегодняшний день является ещё недостаточно изученной и требует научного подхода в решении. Целью исследования является определение динамики уровня спортивной подготовленности студентов, занимающихся в секции чир спорта в вузе. В период с сентября 2015 года по май 2016 года была разработана и впервые представлена программа спортивной подготовки по чир спорту в вузе, проведён педагогический эксперимент. В роли испытуемых выступили студенты от 18 до 20 лет (n=20), зачисленные в секцию чир спорта, на базе кафедры физического воспитания Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Программа подготовки была рассчитана на 378 часов и включала в себя практические занятия, теоретические занятия, самостоятельные занятия по заданию, просмотр учебных кинофильмов и видеоанализ соревнований, участие в соревнованиях. С использованием специальных контрольных упражнений, которые использовались в ходе педагогического эксперимента, был произведён анализ уровня спортивной подготовленности студентов. Результаты эксперимента подтвердили эффективность применяемой программы спортивной подготовки.

Ключевые слова: чир спорт, спортивная подготовка, подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p24-26

PROGRAM OF SPORTS TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE EXAMPLE OF THE SECTION OF CHEERLEADING (CHEER SPORT)

Ksenia Olegovna Borisova, the senior teacher, Moscow State Linguistic University, Moscow; Mikhail Maksimovich Solovev, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Rosti-slav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Marat Valeryevich Kupreev, the senior teacher, Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

Cheer sports in recent years are rapidly developing, becoming more and more popular. Russian universities actively include this sport in the number of sports sections for students. The number and mass of competitions among student teams is increasing. At the same time, there is a need to improve the systems of sports training in cheer sports. This problem today is still insufficiently studied and requires a scientific approach in solving. The purpose of the study is to determine the dynamics of the level of sports readiness of students engaged in the cheer section of sports at the university. In the period from September 2015 to May 2016, a sports training program in cheer sports at the university was developed and first pre-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.