Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческий учёт / стейкхолдеры / принятие решений / автоматизация учёта / критерии управленческих решений / management accounting / stakeholders / decision-making / accounting automation / criteria of management decisions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Котельникова

В статье представлена взаимосвязь между данными управленческого учёта и решениями различных групп заинтересованных сторон. Предметом исследования явились данные управленческого учёта, необходимые для принятия инвестиционных, стратегических, маркетинговых и производственных решений. Систематизация данных управленческого учёта, представленных в статье, даёт методическую основу для настройки и автоматизации учётных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF MANAGEMENT ACCOUNTING DATA FOR DECISION-MAKING BY STAKEHOLDERS

The article presents the relationship between management accounting data and decisions of various groups of stakeholders. The subject of the research is management accounting data necessary for making investment, strategic, marketing and production decisions. The systematization of management accounting data presented in the article provides a methodological basis for setting up and automating accounting systems.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ»

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ

Н.В. Котельникова, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-221-225

Аннотация. В статье представлена взаимосвязь между данными управленческого учёта и решениями различных групп заинтересованных сторон. Предметом исследования явились данные управленческого учёта, необходимые для принятия инвестиционных, стратегических, маркетинговых и производственных решений. Систематизация данных управленческого учёта, представленных в статье, даёт методическую основу для настройки и автоматизации учётных систем.

Ключевые слова: управленческий учёт, стейкхолдеры, принятие решений, автоматизация учёта, критерии управленческих решений.

Вступление и актуальность темы. Взаимосвязь управленческих решений, стейкхолде-ров и данных управленческого учёта является основой эффективного управления, обеспечивая согласованность стратегических, операционных и финансовых аспектов бизнеса. Эта взаимосвязь создаёт структурированное информационное пространство, которое позволяет стейкхолдерам принимать обоснованные решения на основе актуальных данных, минимизировать риски и повышать результативность управленческих действий. Понимание взаимосвязи на основе какие данных, кто из стейкхолдеров принимает решение, особенно важно при подготовке технического задания для разработки и настройки программного обеспечения, автоматизирующего управленческий учёт и отчётность. При отсутствии системной связи между управленческими решениями, стейкхолдерами и учётными данными бизнес сталкивается с рядом проблем: искажением информации, неэффективным распределением ресурсов, недостоверной оценкой финансовых показателей, неоптимальным

управлением затратами и возрастанием рисков финансовых потерь. Также затрудняет адаптацию учётной системы к потребностям конкретного бизнеса, снижает аналитическую эффективность и усложняет реализацию стратегии, определённой собственниками и топ-менеджментом. Целью данной статьи является представление взаимосвязи между данными управленческого учёта и управленческими решениями стейкхолдеров. Объект - информация управленческого учёта, необходимая для принятия решений заинтересованным сторонам. Предмет - данные управленческого учёта, необходимые для принятия инвестиционных, стратегических, маркетинговых и производственных решений. Статья является логическим продолжением исследования автора, начатого в [1].

В таблицах 1-4 представлены данные управленческого учёта, необходимые для обоснования управленческих решений. При принятии инвестиционных решений требуется анализ капитальных вложений и оценка будущих денежных потоков проекта.

Таблица 1. Пример определения данных управленческого учёта для финансового обоснования

инвестиционных решений

Инвестиционные решения Критерии принятия решений Финансовые данные управленческого учёта

Оценка и запуск нового инвестиционного проекта Ожидаемая доходность, срок окупаемости, уровень риска, возврат на вложенный капитал Капитальные и операционные затраты, прогнозы по выручке и рентабельности, NPV, IRR, срок окупаемости

Расширение или модернизация производственных мощностей Прогноз прироста производительности, соответствие целям бизнеса, экономическая эффективность Прогнозные данные по производительности, данные по увеличению затрат и возможной прибыли

Приобретение нового оборудования или технологий Снижение себестоимости, технологические преимущества, окупаемость вложений Стоимость оборудования, оценка влияния на себестоимость, прогноз затрат на обслуживание

Продажа или ликвидация активов Рентабельность активов, возврат инвестиций, влияние на оборотные средства Балансовая стоимость активов, ожидаемая прибыль от продажи, влияние на оборотные и капитальные средства

Стейкхолдерам, владельцам собственного и заёмного капитал, необходима комплексная информации о планируемых затратах и прогнозах по прибыли проекта, чтобы взвесить все риски и определить ожидаемую отдачу на вложенные средства. Прогнозы строятся на основе ряда макро и микроэкономических факторов, подробно данный аспект был исследования автором в [2]. Прогнозы должны опираться на анализ данных управленческого учёта, поскольку будущие доходы и затраты по проекту базируются не только на вновь создаваемых, но и на уже имеющихся ресурсах. Без управленческих данных, отражающих экономическую целесообразность и финансовую нагрузку проектов, инвестиционные решения становятся менее обоснованными, что повышает риск неэффективного использования капитала и снижает долгосрочную устойчивость и инвестиционную привлекательность бизнеса.

Стратегические решения, принимаемые собственниками и топ-менеджерами, задают вектор долгосрочного развития бизнеса и требуют системного подхода к управлению финансовыми и операционными ресурсами.,

табл. 2. Для принятия стратегических решений система управленческого учёта должна генерировать данные о сложившейся структуре затрат и доходов, рентабельности подразделений/направлений бизнеса. Например, данные управленческого учёта показывают, что направление бизнеса генерирует убытки и «выживает» только за счёт «вливания» денежных средств от других направлений. Закрытие направления обосновано, если нет перспектив выхода на безубыточность и улучшения рентабельности даже при оптимизации затрат. Когда спрос падает или направление сталкивается с высокой конкуренцией и низким ростом, дальнейшее финансирование становится финансовым «бременем», и ресурсы бизнеса стоит перенаправить в более перспективные проекты. Если же рынок и спрос имеют потенциал роста, а направление можно адаптировать (через новые продукты, снижение затрат или освоение других сегментов), его сохранение оправдано. В этом случае данные управленческого учёта позволят оценить потребность в инвестициях и спрогнозировать их окупаемость.

Таблица 2. Пример определения данных управленческого учёта для финансового обоснования

стратегических решений

Стратегические решения Критерии принятия решений Финансовые данные управленческого учёта

Разработка и утверждение долгосрочного бюджета Соответствие долгосрочным целям, оптимизация распределения ресурсов, контроль затрат Прогнозы доходов и расходов, капитальные и операционные затраты, стратегические показатели

Корректировка бизнес-процессов и организационной структуры Оптимизация затрат, повышение эффективности процессов, структурная устойчивость Затраты по процессам и подразделениям, производительность, временные затраты на операции

Оценка рентабельности отдельных подразделений Достижение целей по прибыли, рентабельность подразделений, финансовая устойчивость Прибыльность, маржинальная прибыль, данные о доходах и затратах по подразделениям

Вывод продукции с низкой рентабельностью Рентабельность продукции, влияние на финансовые результаты, оптимизация товарного портфеля Рентабельность, выручка и валовая прибыль по каждому продукту

Маркетинговые решения, принимаемые менеджерами, требуют данных управленческого учёта для анализа затрат на рекламу, формирования ценовой политики и оценки рентабельности. Коммерческому директору и менеджерам по продажам важно иметь данные о структуре затрат, приходящихся на продукт/работу/услугу. Данные управленческого учёта, структурированные в формате отчётов о маржинальной прибыли по каждому виду товаров, позволят оценить, как изменения в маркетинговой политике могут повлиять на финансовые результаты компании, табл. 3 Если анализ данных управленческого

учёта указывает на низкий уровень маржинальности для определённого продукта, менеджеры могут скорректировать ценовую политику, чтобы повысить рентабельность. Например, если реклама для нового продукта приводит к росту продаж, но по данным учёта видно затраты на неё не окупаются, то именно критерий позволит принять решение. Если критерий «рост выручки и увеличение рынков сбыта», решение стоит принять. Если критерий «рост прибыли», то следует либо снизить затраты на рекламу, либо не принимать решение.

Таблица 3. Пример определения данных управленческого учёта для финансового обоснования

маркетинговых решений

Маркетинговые решения Критерии принятия решений Финансовые данные управленческого учёта

Формирование стратегии ценообразования Уровень рентабельности, конкурентоспособность, чувствительность цены к спросу Себестоимость продукции, маржинальная прибыль, анализ безубыточности, показатели чувствительности

Планирование и оценка эффективности рекламных кампаний Ожидаемая рентабельность, возврат на инвестиции в маркетинг, приток новых клиентов Данные о затратах на рекламу, показатели рентабельности рекламы, данные по выручке от новых клиентов

Оценка и выбор поставщиков Качество материалов, стоимость закупок, логистические затраты, надёжность поставщика Анализ структуры и динамики затрат на закупки, затраты на логистику и качество материалов

Продвижение новых товаров и оценка спроса Потенциал роста выручки, рентабельность нового продукта, реакция рынка Прогноз продаж, расходы на маркетинг, данные по рентабельности нового продукта

Производственные решения базируются на детальном учёте прямых и косвенных производственных затрат. Стейкхолдеры производственных решений - это менеджеры производства и логистики, им необходимы данные управленческого учёта, связанные с себестоимостью продукции, оборачиваемостью запасов, производительностью труда и т.д.

(табл. 4). Решения в таблице 4, основаны на тщательном контроле затрат и использовании производственных и складских мощностей. Критерии принятия решений, такие как оптимизация себестоимости, производительность и качество, помогают минимизировать издержки и повысить эффективность производственных и логистических процессов. Напри-

мер, если данные управленческого учёта по- ным в каком именно направлении проводить казывают рост оборачиваемости определён- внутренне расследование для устранения ной категории запасов, то становиться понят- причин.

Таблица 4. Пример определения данных управленческого учёта для финансового обоснования

производственных решений

Производственные решения Критерии принятия решений Финансовые данные управленческого учёта

Оптимизация затрат на производство Соотношение затрат и производительности, коэффициенты использования мощностей Переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции, коэффициенты использования мощностей

Управление запасами Оптимальная скорость оборачиваемости, минимизация затрат на хранение, обеспечение стабильности поставок Стоимость запасов, скорость оборачиваемости, уровень хранения, сезонность

Повышение производительности и эффективности Снижение затрат на труд, повышение производительности, минимизация текучести кадров Затраты на оплату труда, производительность труда, коэффициенты текучести кадров

Контроль качества продукции Минимизация брака, соблюдение стандартов, снижение затрат на корректирующие меры Данные о браке и отходах, затраты на контроль качества, стоимость корректирующих мер

В статье структурирована информация управленческого учёта, необходимых для принятия решений различными группами стейкхолдеров, включая владельцев, топ-менеджеров и функциональных руководителей. Представлена взаимосвязь между критериями, на основе которых принимаются инвестиционные, стратегические, маркетинговые и производственные решения и данными управленческого учёта. Научная значимость материала заключается в разработке методи-

ленческого учёта, ориентированной на интересы стейкхолдеров. Такой подход позволяет формализовать информационные потребности каждой группы, улучшая эффективность управленческого учёта и снижая риски ошибок при принятии решений. Практическая значимость статьи заключает в возможности использования предложенных таблиц для формирования технического задания при внедрении учётных и аналитических систем бизнеса.

ческого подхода к структуре данных управ-

Библиографический список

1. Котельникова, Н.В. Выявление информационных запросов заинтересованных сторон для определения необходимых видов отчётности бизнеса / Н.В. Котельникова // Финансовый менеджмент. - 2024. - № 6. - С. 54-63.

2. Котельникова, Н.В. Комплексный учёт макроэкономических и микроэкономических факторов при прогнозировании финансовой отчётности бизнеса / Н.В. Котельникова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2024. - № 2(76). - С. 41-49.

SYSTEMATIZATION OF MANAGEMENT ACCOUNTING DATA FOR DECISION-MAKING

BY STAKEHOLDERS

N.V. Kotelnikova, Candidate of Economic Sciences, Associated Professor Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents the relationship between management accounting data and decisions of various groups of stakeholders. The subject of the research is management accounting data necessary for making investment, strategic, marketing and production decisions. The systematization of management accounting data presented in the article provides a methodological basis for setting up and automating accounting systems.

Keywords: management accounting, stakeholders, decision-making, accounting automation, criteria of management decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.