Научная статья на тему 'Систематизация архитектуры школьных зданий Новосибирска (1900-2015 гг. )'

Систематизация архитектуры школьных зданий Новосибирска (1900-2015 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
170
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / SCHOOL BUILDING / АРХИТЕКТУРА НОВОСИБИРСКА / NOVOSIBIRSK ARCHITECTURE / ТИПОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / STANDARD CONSTRUCTION / ТИПОЛОГИЯ ШКОЛ / SCHOOL TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лукашова Надежда Владимировна, Туманик Артемий Геннадьевич

Статья посвящена выявлению особенностей школьной архитектуры Новосибирска на всем протяжении развития города через систематизацию этой архитектуры. Данная систематизация основывается на анализе изменения нормативной базы, архитектурной стилистики школ, конструктивных особенностей рассматриваемых объектов. Фиксация этих изменений и их сопоставление друг с другом позволяют выявить основные этапы развития школьной архитектуры города. В результате проведенного исследования зафиксировано семь таких этапов, приводится краткая характеристика каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of Novosibirsk School Architecture (1900-2015)

The article is devoted to systematization Novosibirsk school architecture used during the city development. This systematization is based on the analysis of regulations, changes in the architectural stylistics, design of objects under review. These changes and their comparison with each other allow identifying major stages of school architecture in Novosibirsk. As a result of this research seven stages are determined and described.

Текст научной работы на тему «Систематизация архитектуры школьных зданий Новосибирска (1900-2015 гг. )»

УДК 72.03

ЛУКАШОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА, магистрант, nwllook@gmail. com

ТУМАНИК АРТЕМИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, докт.ист. наук, канд. архитектуры, профессор, colonel2@mail. ru

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств,

630099, г. Новосибирск, Красный пр., 38

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ

ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ НОВОСИБИРСКА (1900-2015 ГГ.)

Статья посвящена выявлению особенностей школьной архитектуры Новосибирска на всем протяжении развития города через систематизацию этой архитектуры. Данная систематизация основывается на анализе изменения нормативной базы, архитектурной стилистики школ, конструктивных особенностей рассматриваемых объектов. Фиксация этих изменений и их сопоставление друг с другом позволяют выявить основные этапы развития школьной архитектуры города. В результате проведенного исследования зафиксировано семь таких этапов, приводится краткая характеристика каждого из них.

Ключевые слова: школьное строительство; архитектура Новосибирска; типовое строительство; типология школ.

NADEZHDA V. LUKASHOVA, Undergraduate Student, nwllook@gmail.com

ARTEMIY G. TUMANIK, DSc, Professor, colonel2@mail.ru

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, 38, Krasnyi Ave., 630099, Novosibirsk, Russia

SYSTEMATIZATION OF NOVOSIBIRSK SCHOOL ARCHITECTURE (1900-2015)

The article is devoted to systematization Novosibirsk school architecture used during the city development. This systematization is based on the analysis of regulations, changes in the architectural stylistics, design of objects under review. These changes and their comparison with each other allow identifying major stages of school architecture in Novosibirsk. As a result of this research seven stages are determined and described.

Keywords: school building; Novosibirsk architecture; standard construction; school typology.

Архитектура школьных зданий занимает особое место в истории Новосибирска: в начале прошлого века - в первые десятилетия существования города -возведенные по проектам гражданского инженера А.Д. Крячкова каменные здания двенадцати начальных школ и реального училища закрепили планировочную основу нового города, на уровне высокого профессионального мастерства сформировали его исходный архитектурно-художественный облик.

© Лукашова Н.В., Туманик А.Г., 2017

Исследование комплекса объектов школьной архитектуры Новосибирска, созданных на протяжении его исторического развития, не может быть эффективно без предварительной систематизации всего многообразия изучаемых образцов. Предполагается, что множество школ Новосибирска неоднородно и может быть представлено в виде последовательно сменяющихся этапов, каждый из которых отражает специфические условия, существовавшие на тот момент в обществе, и имеет уникальные характеристики. Таким образом, для эффективного исследования архитектуры школ Новосибирска необходимо понимание того, какие из рассматриваемых образцов школьной архитектуры максимально соответствуют особенностям соответствующих этапов, а какие носят переходный характер. Проблема состоит в том, что общепринятая классификация школ Новосибирска для рассматриваемого периода отсутствует, а существующие классификации школьной архитектуры либо относятся к другому периоду [1], либо к другому городу [2, 3].

Таким образом, настоящая статья имеет своей целью создание и обоснование такой систематизации комплекса объектов школьной архитектуры Новосибирска, которая могла бы лечь в основу дальнейших исследований архитектуры школ города.

Объектом исследования выступает все многообразие образцов школьной архитектуры Новосибирска на всей протяженности исторического развития города с учетом изменения его административных границ. Предметом же этого исследования являются те аспекты изучаемых объектов, которые могут выступать в качестве классификационного принципа.

Классификация - это не просто структура, навязанная комплексу рассматриваемых объектов извне, но систематизированное отображение того, что происходит внутри. То есть существует та или иная группа объектов, -в нашем случае это школы, - менявшихся с течением времени в силу каких-либо объективных процессов, политических, экономических или социальных, суть и причины этих процессов в данной работе не рассматриваются.

Таким образом, первой задачей настоящего исследования является примерная локализация тех моментов, когда происходили значительные изменения в школьном строительстве г. Новосибирска, т. е. определение границ основных этапов развития школьной архитектуры города. Второй задачей является описание сформулированных этапов с выявлением их особенностей. Решения первой задачи предполагается достичь через изучение косвенных признаков - различных аспектов архитектуры, которые бы отражали ее изменения. Например, это те аспекты, которые различные авторы используют для построения типологии школ.

На основании знакомства с такого рода типологиями был сформулирован следующий список аспектов, характеризующих изменения школьной архитектуры Новосибирска:

- Изменения нормативной базы, актуальной на момент проектирования и строительства здания. Следует отметить, что этот аспект именно в такой формулировке ни в одной из рассматриваемых классификаций не представлен. Однако существует классификация по площади учебных помещений в расчете на одного ученика [1], по площади помещений, предназначенных

для внеклассных занятий в отношении к количеству учащихся [Там же], по вместимости [2]. Все перечисленные классификационные принципы являются непосредственным отражением изменений нормативной базы. Поэтому представляется более логичным исследовать изменение нормативной базы как таковой, чем отдельные, прописанные в ней параметры рассматриваемых архитектурных объектов.

- Конструктивная система здания. Конструктивная система как классификационный принцип, лежащий именно в основе систематизации школ, обычно не используется, однако это распространенный принцип, лежащий в основе классификации архитектурных объектов вообще [4].

- Стилистика архитектурных деталей. Принадлежность к тому или иному архитектурному стилю как значимый классификационный принцип в сфере истории архитектуры учитывается весьма часто [5].

В границах изучаемого исторического периода нормативное законодательство, касающееся строительства и проектирования школ, существенно менялось шесть раз (рис. 1) [6].

1427 1954 1971 19Е5 2009

Рис. 1. Изменение нормативной базы

Применительно к школам Новосибирска, создававшимся на всем протяжении развития города, конструктивную систему зданий как классификационный принцип предлагается реализовать, подразделив школы на следующие группы:

- деревянные школы;

- школы с кирпичными несущими стенами и деревянными перекрытиями;

- кирпичные школы с железобетонными перекрытиями (дерево + кирпич);

- полностью железобетонные школы. (При попытке локализовать данный тип школ на временной оси стало ясно, что период, когда данная конструктивная система была бы единственной, отсутствует. Однако существует достаточно продолжительный период, когда такая конструктивная система являлась наиболее распространенной.) (рис. 2).

За рассматриваемый период отечественная архитектура представляла собой последовательную смену следующих стилей: эклектика (неорусский стиль, неовизантийский стиль и т. д.); модерн; авангард (или конструктивизм); советский классицизм (или сталинский ампир); модернизм (или типовое индустриальное домостроение). При рассмотрении конкретных образцов

школьной архитектуры г. Новосибирска с позиции их стилистики данная классификация приобретет вид, представленный на рис. 3.

Кирпич Преимущественно Большое

+ железобетон разнообразие

железобетон используемых

конструкций

Рис. 2. Изменение конструктивной системы школ

Деревянные Кирпич

конструкции +

дерево

1912 1930 1935 1954 2000 год

Эклектика Модерн | Сталинский Модернизм

ампир

Авангард

Рис. 3. Изменение стилистики школ

Следует отметить, что при анализе стилистики и конструктивной системы школ Новосибирска предлагаемая датировка периодов носит приблизительный характер.

Теперь пришло время сопоставить то, как менялась архитектура школ Новосибирска в процессе его исторического развития по трем рассмотренным выше параметрам. Подобное сопоставление позволит локализовать те моменты, когда подход к проектированию и строительству школьных зданий претерпевал существенные изменения, т. е. определить примерные временные границы основных этапов школьного строительства в Новосибирске (рис. 4).

Предположительно, год, который был отмечен как переломный с позиции сразу двух аспектов, соответствует существующим изменениям и может быть включен в итоговую систематизацию рассматриваемых образцов школьной архитектуры. Такими датами, без сомнения, являются 1912, 1930, 1954, 2000 гг. Помня об изначальной приблизительности датировки изменений каждого из рассматриваемых аспектов, расхождениями в два-три года можно пренебречь. Таким образом, 1970 г. также можно выделить как ключевой. После изучения множества образцов школьной архитектуры города к ключевым был так же отнесен 1935 г. - в силу особенной специфичности стилистики авангарда, о чем еще будет сказано ниже. Итак, примерная датировка основных этапов развития школьной архитектуры г. Новосибирска выглядит следующим образом: до 1912 г.; 1912-1930 гг.; 1930-1935 гг.; 1935-1954 гг.; 1954-1971 гг.; 1971-2000 гг.; с 2000 г. по настоящий момент. Теперь надлежит разобраться, чем характеризуется каждый из этапов; каковы их отличия. Основанием для формулируемых характеристик служит посвященная школам

города литература [7]; изучение фотоматериалов [8] и непосредственное знакомство с исследуемыми образцами.

1912 1930 1935

1954

Z000

год

эклектика ^ модерн ^

191!;

деревянньк консгрукцир

1930

¡сталинским ампир

I

I \ авангард!

I

мрд|

197^

.е рнизм

zdoo

кирпич

I дерево '

I

1927

кирпич

железобетон I I

1954

1 I I

преимущественно! I железобетон ^

Изменение стилистики

Изменение конструктивной

большое разнообразие используемых конструкций

Урочное положение

I I Здиные I (нормы строительно го | г| p^eipn ровани^

1971 1985

| 2009

I

I

СНиП П

I 'Норны I строительного.

lipulirHpObdMHl/

-1-:-Н

I

I

П 2.<JB1O2-BJ ! гШнц№в^нн^ . I ЗДАНИЯ И I нииружеЛим1 -

Г.ПиП 1[-Л.13-71 'Средни« ьпецил.чьные учебны«

JdlMifltMHH.

Нйриь] ■I ооекг ийДрДнияг

СП 118.1333С,гП1 "Общественные здания и сосруг+гечия"

ГОП

Изменение нормативной базы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоговая классификация

1912

19301935

1954

1971

Z000

Рис. 4. Формирование итоговой классификации

1-й этап школьного строительства г. Новосибирска - деревянные школы (до 1912 г.). Школы этого типа, существовавшие на начальном этапе развития Ново-Николаевска, имели в своей основе преимущественно деревянную сто-ечно-балочную конструктивную систему (исключая женскую гимназию П.И. Смирновой, которая, впрочем, изначально строилась не как школа, и городское реальное училище), прямоугольную форму плана, скатную кровлю, один или два этажа [7]. Планировки зданий этого этапа характеризуются сложностью и отсутствием легко прослеживающейся структуры. Все образцы школьной архитектуры города этого типа несли в себе отпечаток авторского решения, характеризовались, несмотря на очевидное сходство, выраженной индивидуальностью. Школы данного типа располагались в структуре города таким образом, чтобы была возможность выделить здания из окружающей застройки. Это достигалось большей, чем у окружающей застройки, этажностью (первая и вторая Железнодорожные школы по ул. Владимировской даже обладали башенками), обилием декоративных деталей, ориентированностью главных фасадов зданий на крупные улицы. Декоративное оформление школ данного типа характеризовалось известным стилистическим разнообразием. Можно обнаружить элементы сибирского барокко, классицизма, отдельные мотивы декора, характерные для народного зодчества, которые в тех или

иных пропорциях были представлены в виде деревянной резьбы, украшавшей карнизы зданий, наличники окон и т. д. [7].

2-й этап школьного строительства г. Новосибирска - школы А.Д. Кряч-кова (1912-1930 гг.). Школы этого этапа по ряду признаков принципиально отличаются от прошлых и последующих образцов школьной архитектуры. Среди отличий в первую очередь следует выделить конструктивную систему, характеризующуюся применением кирпича как основного материала для возведения несущих стен в сочетании с деревянными перекрытиями; наличием внутреннего водопровода и системы центрального водяного отопления; скатной кровлей, покрытой металлическими листами; двухэтажным объемом [7]. Другой отличительной чертой школ Крячкова от рассматриваемых объектов школьной архитектуры любого другого этапа является специфическое оформление их архитектурных деталей в стилистике модерна, и только в этой стилистике. Эклектичность, свойственная прошлому этапу и некоторым из последующих, отсутствует. По ряду признаков данный тип школ, однако, все еще имеет ряд сходных черт с прошлым этапом, - в первую очередь, это нормативная база, в рамках которой осуществлялось строительство школ. Помимо этого стоит отметить, что желание выделить здание из окружающей застройки проявилось даже более ярко, чем в прошлом этапе. Кроме средств, уже перечисленных при описании прошлого этапа, теперь для этой цели здания школ преимущественно располагаются на пересечении крупных улиц. Данный этап представлен 12 объектами, большая часть которых сохранилась пусть и в несколько измененном состоянии. Лишь городская начальная школа по ул. Ленина, 22, была снесена в послевоенные годы.

3-й этап школьного строительства г. Новосибирска - школы периода авангарда (1930-1933 гг.). Этот этап, несмотря на свою непродолжительность и то, что он представлен лишь несколькими образцами (среди которых школа комбината «Кузбассуголь» и химико-технологическое училище на пересечении улиц Сакко и Ванцетти), отличается от остальных этапов по нескольким важнейшим параметрам. В первую очередь, это стилистика; принципиальное отличие принципов, лежащих в основе формирования планировочной структуры. Затем стоит обратить внимание на использование новой, по отношению к предыдущим этапам, конструктивной системы, где теперь вместо дерева используется железобетон; повышается этажность. И наконец, от последующих этапов школы этого типа отличаются ярко выраженной индивидуальностью каждого из образцов, всего через несколько лет уже практически не встречающейся среди объектов школьной архитектуры.

4-й этап - школы сталинского классицизма (1935-1954 гг.). При рассмотрении этого стиля в контексте истории отечественной архитектуры принято делить его на классицизм довоенный и послевоенный. Однако при анализе архитектуры школ Новосибирска приходится отметить относительную незначительность различий между этими двумя направлениями. Соответственно, предполагается рассматривать их вместе; тем более что по другим признакам, помимо незначительных отличий в стилистике, этот этап довольно однороден. В городе существует более двух десятков зданий, относящихся к данному этапу.

Отличие от предыдущих этапов - переход на типовые проекты вместо авторских. Отличиями от всех остальных этапов вообще является преимущественное использование симметрии как приоритета при формировании объемно-планировочной структуры, а также использование сильно упрощенных ордерных форм в основном в декоративных целях. Этажность варьируется от двух этажей (например, школа № 54 им. Мичурина по ул. Крылова) до пяти (например, школа № 83 по ул. Кропоткина). Расположение школ в структуре города по-прежнему остается знаковым, хотя по мере повышения средней этажности окружающей застройки и улучшения ее качества контраст перестает быть таким существенным.

5-й этап - школы раннего модернизма (1954-1970 гг.). Школы данного этапа характеризуются устранением «архитектурных излишеств», к коим относились любые элементы архитектурного декора; усложнением планировочной структуры; увеличением количества реализуемых в здании функций; изменением подхода к их расположению в структуре города, что было закреплено в СНиП, часть II «Нормы строительного проектирования». Последнее нуждается в пояснении - теперь школа рассматривается в комплексе с пришкольной территорией, и здание школы, его главный фасад и вход ориентированы на наилучшее восприятие именно со двора. Даже если здание располагается по красной линии крупной улицы, оно воспринимается для внешнего наблюдателя совершенно нейтрально, что хорошо видно на примере школы № 74 по ул. Кропоткина, 119. Однако конструктивная система здания и его этажность пока остаются прежними: теми же, что и в предыдущем этапе. Все школы данного типа построены по типовым проектам; в городе присутствует около пятидесяти образцов.

6-й этап - школы зрелого модернизма (1970-2000 гг.). Стилистически школы данного типа не отличаются от школ предыдущего этапа, однако отличаются по конструктивной системе (теперь это преимущественно сборные железобетонные конструкции) и особенностям расположения в структуре города. Последнее объясняется ужесточением норм, касающихся пришкольной территории, минимальных расстояний здания от магистралей и т. д. Можно сказать, что произошел поворот в сторону максимальной безопасности здания для школьников. Увеличились также нормы, связанные с освещенностью помещения, площадью на одного ученика. Все это в целом вылилось в обособления зданий школ от окружающей застройки, их независимый характер. Это хорошо видно на примере школ № 163, 190, 204 Советского района и многих других. В остальном школы данного этапа похожи на школы предыдущего; их число превышает пять десятков.

7-й этап - современные школы (с 2000 г.). На настоящий момент данный этап представлен всего двумя образцами - школами № 210 и 211. Однако даже на основании подробного изучения этих двух экземпляров можно сделать вывод о некоторых особенностях данного типа в сравнении с остальными. Конструктивно и стилистически школьные здания этого этапа отличаются от всех предыдущих, в первую очередь - отсутствием применения универсальных проектных разработок. Для современных школ возможно использование очень различных конструктивных систем, а также комбинирования этих

систем в рамках одного проектного решения. Нормами закреплена этажность здания - теперь она не должна превышать четырех этажей. Стилистика эклектична, хотя и не отличается богатством и разнообразием, однако об аскетич-ности прошлых двух этапов здесь говорить также не приходится. Происходит отход от преобладания типовых проектов. Подход к расположению здания школы в городском пространстве сохраняется неизменным, таким же, как и в предшествующем этапе.

Подводя итог, стоит отметить, что комплекс объектов школьной архитектуры г. Новосибирска, сформировавшийся в процессе его исторического развития, носит неоднородный характер, причем изменения происходили во времени достаточно локально. Промежутки между этими изменениями соответствуют основным семи этапам развития (типам) школьной архитектуры города, различающимся стилистически, конструктивно, планировочно, по принципу расположения в структуре города и по подходу к строительству. Данная систематизация может лечь в основу дальнейшего исследования архитектуры школьных зданий Новосибирска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Степанов, В.И. Проблемы архитектуры школьных зданий. Т. 1 : дис. ... докт. архитектуры. - М, 1983. - Условия доступа : http://www.dissercat.com/content/problemy-arkhitektury-shkolnykh-zdanii-tom-1 (дата обращения: 04.04.16 г.).

2. Пименова, Е.В. Методические основы архитектурно-планировочной реконструкции школьного фонда: Исследования и рекомендации на примере города Ростова-на-Дону : автореф. дис. . канд. архитектуры. - СПб., 2003. - Условия доступа : http://www.dissercat.com/ content/metodicheskie-osnovy-arkhitekturno-planirovochnoi-rekonstruktsii-shkolnogo-fonda-issledovani (дата обращения: 04.04.16 г.).

3. Славинский, С.П. Особенности архитектурной композиции при формировании типов зданий общеобразовательных школ Великого Новгорода / С.П. Славинский // Вестник Новгородского государственного университета - 2QQ7. - № 42.

4. Благовещенский, Ф.А. Архитектурные конструкции / Ф.А. Благовещенский, Е.Ф. Букина. - М. : Архитектура-С, 2Q11. - 232 с.

5. Архитектурно-историческая среда / сост. Б.Е. Сотников. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. -208 с.

6. Блиндер, А.Е. Анализ трансформации нормативных документов по общественным зданиям / А.Е. Блиндер. - Условия доступа : http://www.steps.ru/article/analiz_transformatsii_ normativnyh_dokumentov_po_obschestvennym_zdaniyam (дата обращения: 21.03.16 г.).

7. Баландин, С.Н. Новосибирск / С.Н. Баландин. - Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. - 203 с.

8. Альбом видов города Ново-Николаевска. 1-е десятилетие. - Ново-Николаевск : Типография И.П. Литвинова, 19Q4. - 41 c.

REFERENCES

1. Stepanov V.I. Problemy arkhitektury shkol'nykh zdanii [Problems of school architecture. DSc Thesis]. Available at: www.dissercat.com/content/problemy-arkhitektury-shkolnykh-zdanii-tom-1/ Last visited Apr. 2016. (rus)

2. Pimenova E.V. Metodicheskie osnovy arkhitekturno-planirovochnoi rekonstruktsii shkol'nogo fonda: Issledovaniya i rekomendatsii na primere goroda Rostova-na-Donu [Methodological basis of architectural and planning reconstruction of schools fund: the Rostov-on-Don case study. PhD Abstract]. Available at: www.dissercat.com/content/metodicheskie-osnovy-arkhitekturno-planirovochnoi-rekonstruktsii-shkolnogo-fonda-issledovani/ Last visited Apr. 2016. (rus)

3. Slavinskii S.P. Osobennosti arkhitekturnoi kompozitsii pri formirovanii tipov zdanii obshcheo-brazovatel'nykh shkol velikogo Novgoroda [Architectural composition during the formation of school buildings in Velikii Novgorod]. Vestnik Novgorodskogo Gosudarstvennogo Universi-teta. 2007. No. 42. (rus)

4. Blagoveshhenskii F.A., Bukina E.F. Arkhitekturnye konstruktsii [Architectural structures]. Arhitektura-S Publ., 2011. 232 p. (rus)

5. Sotnikov B.E. Arkhitekturno-istoricheskaya sreda [Architectural and historical context]. Ulyanovsk: UlGTU Publ., 2010. 208 p. (rus)

6. Blinder A.E. Analiz transformatsii normativnykh dokumentov po obshchestvennym zdaniyam [Analysis of public building regulatory document transformation]. Available at: www.steps.ru/article/analiz_transformatsii_normativnyh_dokumentov_po_obschestvennym_z daniyam/ Last visited March 2016. (rus)

7. Balandin S.N. Novosibirsk [Novosibirsk]. Novosibirsk: Zap.-Sib. kn. izd-vo, 1978. 203 p. (rus)

8. Al'bom vidov goroda Novo-Nikolaevska. 1-e desyatiletie [Album of Novosibirsk. The first decade]. Novo-Nikolaevsk: Tipografiya I.P. Litvinova, 1904. 41 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.