УДК 629.7.048 Белянин М.Е., Соколов О.А.
Белянин М.Е.
студент 3 курса Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург, Россия)
Научный руководитель:
Соколов О.А.
к.т.н., заведующий кафедры «Систем автоматизированного управления» Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург, Россия)
СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ЛАЙНЕРАХ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Аннотация: в данной статье рассматривается система обеспечения на лайнерах. Изучаются основные плюсы и минусы системы жизнеобеспечения на современных самолетах.
Ключевые слова: система жизнеобеспечения, лайнер, кондиционирование воздуха, кабина, повреждения.
Как известно, система жизнеобеспечения - это полноценный комплекс, которая помогает создать комфортные, сбалансированные, приемлемые условия для жизнедеятельности, работы экипажа и пассажиров лайнеров.
Системой жизнеобеспечения на лайнерах может считаться комплекс разного рода устройств и запасов веществ, которые обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности экипажа и пассажиров лайнера на всем протяжении
полета. К системам жизнеобеспечения современных лайнеров принято относить систему кондиционирования воздуха (СКВ), а также систему регулирования давления в гермокабине самолета.
Исходя из того, что организм абсолютно любого человека может нормально функционировать исключительно в рамках небольших отклонений от земных параметров, то ключевая задача системы жизнеобеспечения (СЖО) заключается в обеспечении на любой высоте всех необходимых условий функционирования и жизнедеятельности, которые максимально приближены к условиям на Земле.
Среди важнейших функций СЖО причисляют такие, как:
- поддержание в кабинах и салоне нормальных значений давления и скорости его изменения,
- поддержание нормальных значений температуры, влажности, скорости движения и расхода людьми воздуха, а также парциального давления кислорода, углекислого и иных газов,
- очистка воздуха от вредных микропримесей, и так далее.
По сути, комплекс СЖО направлен на обеспечение функционирования всех систем человеческого организма пассажиров, условий поддержания нормальной работоспособности членов экипажа [1].
Исходя из всего вышеобозначенного следует, что экипаж, пассажиры и часть оборудования воздушного судна должны располагаться изолированно от окружающей их среды, то есть в герметической кабине самолета [3].
На работоспособность СЖО, СКВ и системы автоматического регулирования давления (САРД) в ходе их работы оказывают активно воздействие разного рода факторы. В процессе эксплуатации параметры режимов регулирования давления в кабинах могут находиться в рамках допусков или же быть выше них. В иных случаях отклонения параметров от стандартного режима объясняются неисправностью САРД или ее определенных элементов. При рассмотрении причин возможных отклонений
следует отслеживать характерные особенности работы САРД с учетом влияния на него внешних эксплуатационных факторов.
Как известно, рабочим телом в СЖО является кабинный воздух, который практически постоянно загрязнен разного рода элементами, включая пыль, смолистые вещества, волокна тепло-звукоизоляции, ворсинки тканей ковров и так далее.
При перемещении загрязненного воздуха через агрегаты САРД засоряются дозы, разнообразные калиброванные отверстия агрегатов, трубопроводы. Также постепенно осуществляется закупорка воздушных трактов, образование большого числа слоев пыли и грязи в местах, где прилегают тарелки клапанов к посадочным местам, что, в последствии, приводит к возникновению разного рода отказов и повреждений в работе всей системы жизнеобеспечения.
Перечисленные причины могут приводить к постоянным отказам и повреждениям, которые оказывают свое влияние в течение достаточно продолжительного периода времени, а также нестабильные отказы, которые имеют временный характер [2].
Таким образом, можно отметить, что система жизнеобеспечения на современных лайнерах - это целые комплексы, способные создать приемлемые для жизнедеятельности человека. СЖО на современных лайнерах имеют свои плюсы и минусы. К очевидным плюсам относят: поддержание нормальных значений давления, поддержание нормальных значений температуры, влажности, парциального давления кислорода, углекислого и иных газов, очистка воздуха от вредных веществ, защита экипажа и пассажиров от вредного воздействия шумов, и так далее. К очевидным минусам СЖО относят стабильные отказы и повреждения, вызванные загрязнениями, перепады между температурой внутренней стенки кабины и воздухом, неравномерность распределения охлаждающего воздуха по кабине и салону, из-за которого температура воздуха может отклонятся от нормальной, утяжеление конструкции воздушного судна и так далее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдулбарова, Ю. Система жизнеобеспечения: описание, устройство, назначение и функции, 2018. URL: https://fb.ru/article/428598/sistema-j izneobespecheniya-opisanie-ustroystvo-naznachenie-i-funktsii (дата обращения: 28.11.2023);
2. Системы жизнеобеспечения, 2016. URL: https://poznayka.org/s66418t1.html (дата обращения: 28.11.2023);
3. Шилова, А. К. Обзор системы жизнеобеспечения самолета АН-30 / А. К. Шилова, А. Г. Кравченко, Викториен Парфэт Тамба-Тамба, А. И. Озерский // Молодой ученый. - 2017. - № 21 (155). - С. 158-160.
Belyanin M.E., Sokolov O.A.
Belyanin M.E.
Saint Petersburg State University of Civil Aviation (Saint Petersburg, Russia)
Scientific advisor: Sokolov O.A.
St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)
LIFE SUPPORT SYSTEM ON MODERN AIRLINERS: PROS AND CONS
Abstract: this article discusses the support system on airliners. The main pros and cons of the life support system on modern aircraft are studied.
Keywords: life support system, liner, air conditioning, cabin, damage.