Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
УДК 332.81 (575.1) https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/48
JEL classification: H20; H71; H21; M 11
СИСТЕМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
©Нуримбетов Р. И., д-р экон. наук, Ташкентский архитектурно-строительный институт,
г. Ташкент, Узбекистан, [email protected] ©Хасанов Т. А., Ташкентский архитектурно-строительный институт,
г. Ташкент, Узбекистан, ©Зикриеев А. С., Ташкентский архитектурно-строительный институт, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]
SYSTEM OF HOUSING AND UTILITY SERVICE IN UZBEKISTAN
©Nurimbetov R., Sc.D., Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute, Tashkent, Uzbekistan, [email protected] ©Khasanov T., Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute,
Tashkent, Uzbekistan, ©Zikriyoev A., Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются особенности жилищно-коммунального хозяйства Узбекистана. Это важная часть территориальной инфраструктуры, которая влияет на качество жизни населения и уровень общества. Также авторами были проанализированы проведенные реформы в жилищном хозяйстве Узбекистана. Представлены данные по современному состоянию жилищного хозяйствования. В заключении авторы дают рекомендации по дальнейшему направлению работ в данной сфере.
Abstract. The features of housing and communal services of Uzbekistan are considered. This is an important part of the territorial infrastructure, which affects the quality of life of the population and the level of society. Also, the authors analyzed the reforms carried out in the housing sector of Uzbekistan. This is the current state of housing. In conclusion, the authors give recommendations on the further direction of work in this area.
Ключевые слова: жилищно-коммунальная сфера, жилищный фонд, управление жилищным хозяйством.
Keywords: housing and communal services, housing, housing management.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) состоит из ряда компонентов, входящих в многоотраслевой комплекс, который включает в себя содержание жилищного фонда и многопрофильную инженерную инфраструктуру, поставку услуг, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, уборку, вывоз и утилизацию бытовых отходов, благоустройство и озеленение территорий [1-2].
Важнейшей особенностью жилищно-коммунальной сферы является высокая социальная значимость, от ее эффективного функционирования зависят качество жизни всех слоев населения и социальный климат в обществе [3].
За годы независимости в Республике Узбекистан осуществлены значительные преобразования, направленные на формирование полноценного рынка коммунальных услуг.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Последовательная реализация структурных реформ в соответствии с созданной прочной нормативно-правовой базой позволила обеспечить принципиально новую систему управления жилищным фондом и его эксплуатации [4].
Во времена бывшего советского союза расходы на ЖКХ осуществлялись созданием благоприятных условий для развития отраслей производственной сферы. Основная часть расходов жилого фонда и коммунальной инфраструктуры покрывались промышленными предприятиями и финансировались за счет государственного бюджета [5].
Это позволяло устанавливать низкие тарифы для населения, которые покрывались не более 5% расходов на содержание ЖКХ. В том числе расходы по обеспечению содержания, сохранности и ремонта жилищного фонда, которые осуществлялись жилищно-эксплуатационными конторами (ЖЭК).
После распада союза в силу сложностей переходного периода бюджетных средств на поддержание и развитие ЖКХ выдержалось мало. Это привело к замедлению обновления основных фондов, росту аварийности, снижению качества услуг. А также, система по обеспечению содержания, сохранности и ремонта жилищного фонда перешло к полномочиям вновь созданной, в 1999 г. в Узбекистане, товариществам собственников жилья (ТСЖ) (с 2006 г. товариществам частных собственников жилья — ТЧСЖ) [1].
В соответствии принятым законом, ТЧСЖ представляет собой объединение частных собственников жилых помещений в одном или нескольких компактно расположенных многоквартирных домах, объединенных общим земельным участком с элементами благоустройства, которые создается по инициативе частных собственников жилых помещений, является некоммерческой организацией и действует на основе самоуправления в соответствии со своим уставом [3].
В настоящее время жилищный фонд Узбекистана составляет 507,5 млн м2 (по состоянию на 1 января 2018 г.), из них частный жилищный фонд — 504,1 млн м2 (99,3%), государственный жилищный фонд — 3,4 млн м2 (0,7%) (Рисунок 1).
2011 г 2012 г 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г 2017 г.
• Частный ■ Государственный
Рисунок 1. Динамика роста жилищного фонда в Узбекистане (млн м2) https://stat.uz/ru.
Расширяются масштабы строительства и реконструкции жилья, прежде всего на основе ипотечного кредитования, что способствовало доведению уровня обеспеченности жильем на душу населения в среднем до 15,8 м2 против 12,4 м2 в 1991 г. при существенном демографическом росте за этот период (Рисунок 2).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Рисунок 2. Средняя площадь жилья на одного человека (м2) https://stat.uz/ru.
А также, в республике функционируют 4787 ТЧСЖ и 352 управляющих компаний (по состоянию на 1 января 2018 г.) по управлению более 32400 частных жилых зданий. Кроме этого, каждое товарищество обслуживает в среднем по 6 многоквартирных домов (Таблица 1).
Таблица 1.
КОЛИЧЕСТВО ТЧСЖ И УПРАВЛЯЮЩИМИ ИМИ ДОМОВ (http: //tashteplocentral.uz/)
Количество ТЧСЖ Годы
2006 2010 2017
Количество ТЧСЖ 2188 4751 4787
Количество домов, управляющими ими 26548 28792 более 32400
Для повышения уровня обеспеченности населения коммунальными услугами принимаются меры по развитию и модернизации систем водоснабжения, канализации и теплоснабжения путем направления государственных централизованных капитальных вложений и привлечения иностранных инвестиций, предоставляемых международными финансовыми организациями [5-6].
Вместе с тем анализ состояния жилищно-коммунальной сферы выявил ряд проблемных вопросов, которые требуют безотлагательного решения.
Органы исполнительной власти на местах слабо координируют деятельность организаций сферы жилищно-коммунального обслуживания. Отсутствует комплексный подход в управлении и эксплуатации жилищным фондом, что сдерживает совершенствование системы гарантированного обеспечения населения качественными коммунальными услугами и вызывает справедливые нарекания собственников жилья.
Не налажен действенный контроль за обеспечением сохранности жилищного фонда, зачастую нарушаются установленные требования по его технической эксплуатации и безопасного проживания в нем населения.
Остается недостаточным уровень обеспечения населения качественной питьевой водой и централизованным теплоснабжением.
Кроме того, существующие проблемы, такие как низкая эффективность использования имеющихся в инфраструктуре мощностей и ресурсов, недостаточные стимулы к эффективной работе и слабый менеджмент деятельности ЖКХ требуют принятия существующих мер. В противном случае, данные проблемы могут негативно влиять к экономическому росту, обеспечению благосостояния населения, а также улучшению предпринимательского и инвестиционного климата и достижения макроэкономической стабильности страны.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
В целях совершенствования системы управления и эксплуатации жилищным фондом на основе четко сопряженной технологической цепочки взаимодействия с организациями сферы жилищно-коммунального обслуживания, формирования эффективной системы технического контроля сохранности домов, кардинального улучшения обеспеченности населения качественными жилищно-коммунальными услугами, а также обеспечения устойчивой деятельности товариществ частных собственников жилья, приняты Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию управления системой жилищно-коммунального обслуживания» и постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан».
Указом образовано Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан с созданием в его структуре Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Каракалпакстан, управлений жилищно-коммунального обслуживания областей, Главного управления жилищно-коммунального обслуживания города Ташкента с отделами в районах (городах).
Основными задачами и направлениями деятельности министерства как органа государственного управления определены:
-проведение единой государственной политики и межотраслевой координации в сфере жилищно-коммунального обслуживания;
-обеспечение реализации государственных программ по строительству доступных домов, осуществление функций заказчика по строительству указанных домов и объектов водоснабжения, канализации, теплоснабжения, организация сноса ветхого и аварийного жилья;
-координация деятельности товариществ частных собственников жилья, осуществление контроля за соблюдением требований по содержанию, эксплуатации и определению эксплуатационных затрат жилищного фонда, правил и норм технической эксплуатации многоквартирных домов, содержание прилегающей территории многоквартирных домов в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
-разработка и организация качественного выполнения программ по развитию, модернизации и реконструкции объектов водоснабжения и канализации, систем теплоснабжения в увязке со схемами развития и генеральными планами населенных пунктов, обеспечение координации и управления деятельностью организаций данной сферы;
-внедрение в систему жилищно-коммунального обслуживания ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования, включая оснащение объектов жилищно-коммунального хозяйства современными измерительными приборами учета, широкое применение современных и качественных отечественных строительных материалов, изделий, обеспечивающих снижение себестоимости строительно-монтажных работ;
-выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального обслуживания, разработка и внедрение с учетом передового опыта развитых зарубежных стран современных форм и методов жилищно-коммунального обслуживания;
-формирование по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан тарифной политики на оказание услуг по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, реализацию комплексных мероприятий по укреплению экономической устойчивости организаций сферы жилищно-коммунального обслуживания;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
-внесение предложений по подготовке кадров для сферы жилищно-коммунального обслуживания, организация переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе путем проведения учебных стажировок за рубежом, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, программных продуктов, ведомственных информационных систем и баз данных.
А также, в структуре министерства образована Инспекция по контролю в сфере эксплуатации жилищного фонда с территориальными инспекциями в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.
Важно отметить, что указом предусмотрено создание в министерстве Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства с целевым направлением его средств, в первую очередь, на строительство, капитальный и текущий ремонт доступного многоквартирного жилищного фонда, объектов водоснабжения, канализации и теплоснабжения, оснащение специальной техникой, оборудованием, машинами и механизмами, а также другие цели. Источниками фонда являются кредиты, привлекаемые на развитие жилищно-коммунального хозяйства, в том числе льготные кредиты международных финансовых институтов и банков, средства, поступающие от штрафов, налагаемых Инспекцией по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда, специальную надбавку к тарифам на услуги питьевого водоснабжения, устанавливаемую Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с территориальными финансовыми органами, а также другие источники, не запрещенные законодательством.
Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить открытие в обслуживающих банках организациям водоснабжения специального счета для аккумулирования средств специальной надбавки к тарифам на услуги питьевого водоснабжения, с направлением средств в Фонд развития жилищно-коммунального обслуживания Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.
Вместе с тем указом предусмотрено создание при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Каракалпакстан, управлений жилищно-коммунального обслуживания хокимиятов областей и Главного управления жилищно-коммунального обслуживания города Ташкента государственных унитарных предприятий «Ремонтно-восстановительная служба» с городскими и районными филиалами. На создаваемые унитарные предприятия возложены задачи системной организации эксплуатации и содержания многоквартирного жилищного фонда и прилегающих территорий на договорной основе с товариществами частных собственников жилья или с собственниками жилых и нежилых помещений, своевременная и качественная подготовка многоквартирного жилищного фонда к сезонной эксплуатации, проведение капитального и текущего ремонта многоквартирного жилищного фонда и благоустройства прилегающей территории.
В заключении необходимо отметить, что реализация указа и постановления Президента Республики Узбекистан позволит обеспечить:
-проведение необходимых структурных преобразований в целях формирования единой системы государственного управления жилищно-коммунальной сферой для кардинального повышения доступности и качества жилищно-коммунальных услуг;
-повышение ответственности всех звеньев управления на республиканском и местном уровне за эффективное взаимодействие в вопросах управления и эксплуатации объектами
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
жилищно-коммунального обслуживания и инженерной инфраструктуры в целях гарантированного обеспечения потребителей качественными коммунальными услугами;
-осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих целенаправленное и надежное инвестирование финансовых средств в реализацию государственных целевых программ в сфере строительства доступного жилья, реконструкции многоквартирных домов, строительства и реконструкции объектов водоснабжения, канализации и теплоснабжения;
-осуществление контроля за соблюдением правил содержания и эксплуатации многоквартирного жилищного фонда и недопущением самовольной перепланировки помещений собственниками недвижимого имущества;
-обеспечение качественной эксплуатации и проведения ремонтно-восстановительных работ в многоквартирном жилищном фонде;
-внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферу управления системой жилищно-коммунального обслуживания;
-повышение уровня обеспеченности населения своевременными качественными коммунальными услугами.
Кроме того, для решения вопросов, связанных с улучшением деятельности ТЧСЖ, оказания услуг со стороны управляющих организаций и увеличения их количества для создания конкурирующей среды необходимо уделять внимание правительства по привлечению частных средств в качестве внутренних инвестиции в данную сферу.
В свою очередь, это требуют совершенствования законодательства и разработка действенных механизмов (организационных, финансовых и т. п.) способствующих привлечению внутренних инвестиций.
Источники:
(1). Закон Республики Узбекистан «О товариществах частных собственников жилья». 12.04.2006. www.lex.uz.
(2). Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию управления системой жилищно-коммунального обслуживания». 18.04.2017. www.lex.uz.
(3). Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан». 24.04.2017. www.lex.uz.
(4). Статистические данные Государственного Статистического комитета Республики Узбекистан. 2018. https://stat.uz/ru.
(5). Информация Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан. 2018. http://tashteplocentral.uz/.
Список литературы:
1. Nurimbetov R. I., Davletov I. K., Khasanov, T. A. Improvement of the housing construction management system in Uzbekistan // Theoretical & Applied Science. 2018. V. 65. №09. P. 70-74. DOI: 10.15863/tas.2018.09.65.12.
2. Nurimbetov R. I., Khasanov T. A., Sultanov A. S. Improvement of the management system of housing and communal services in Uzbekistan // Theoretical & Applied Science. 2019. V. 71. №03. P. 66-71. DOI: 10.15863/TAS.2019.03.71.9.
3. Poteete A. R., Janssen M. A., Ostrom E. Working together: collective action, the commons, and multiple methods in practice. Princeton University Press, 2010.
4. Khasanov T. A. Housing fund as an object of management. Tashkent, 2017.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
5. Paris D. Action publique et projet métropolitain. Editions L'Harmattan, 2006.
6. Nahrath S. et al. Le rôle des institutions de gestion communautaire de ressources dans les politiques environnementales et d'aménagement du territoire en Suisse // Nature, Science, Société (NSS). 2012. V. 20. №1. P. 39-51.
References:
1. Nurimbetov, R. I., Davletov, I. K., & Khasanov, T. A. (2018). Improvement of the housing construction management system in Uzbekistan. Theoretical & Applied Science, 65(09), 70-74. doi:10.15863/tas.2018.09.65.12.
2. Nurimbetov, R. I., Khasanov, T. A., & Sultanov, A. S. (2019). Improvement of the Management System of Housing and Communal Services in Uzbekistan. Theoretical & Applied Science, 71(03), 66-71. doi:10.15863/tas.2019.03.71.9.
3. Poteete, A. R., Janssen, M. A., & Ostrom, E. (2010). Working together: collective action, the commons, and multiple methods in practice. Princeton University Press.
4. Khasanov, T. A. (2017). Housing fund as an object of management. Tashkent.
5. Paris, D. (2006). Action publique et projet métropolitain. Editions L'Harmattan.
6. Nahrath, S., Gerber, J. D., Knoepfel, P., & Bréthaut, C. (2012). Le rôle des institutions de gestion communautaire de ressources dans les politiques environnementales et d'aménagement du territoire en Suisse. Nature, Science, Société (NSS), 20(1), 39-51.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 11.04.2019 г. 16.04.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Нуримбетов Р. И., Хасанов Т. А., Зикриеев А. С. Система жилищно-коммунального обслуживания в Узбекистане // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 358-364. https://doi .org/10.33619/2414-2948/42/48.
Cite as (APA):
Nurimbetov, R., Khasanov, T., & Zikriyoev, A., (2019). System of Housing and Utility
Service in Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 358-364. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/48. (in Russian).