Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕФОРМЫ'

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2068
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ И РЕФОРМЫ / КОНЦЕПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICINE / HEALTH CARE SYSTEM / PROBLEMS AND REFORMS / CONCEPT / INTERNATIONAL PRACTICE / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хужаназаров Абсалом Зиядуллаевич, Алламуратов Шухрат Ашурович

Статья посвящена истории медицины в Узбекистане, а также вопросам и решениям. Анализ, например, как система здравоохранения учитывает последствия реформ за последние четыре года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHCARE SYSTEM IN UZBEKISTAN: PROBLEMS AND REFORMS

The article is devoted to the history of medicine in our country, as well as to questions and solutions. Analyzing, for example, how the health care system has taken into account the impact of reforms over the past four years.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕФОРМЫ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

УДК 94 (575.1)/61 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/46

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕФОРМЫ

©Хужаназаров А. З., Термезский государственный университет, г. Термез, Узбекистан ©Алламуратов Ш. А., Термезский государственный университет, г. Термез, Узбекистан, allamuratovs@tersu.uz

HEALTHCARE SYSTEM IN UZBEKISTAN: PROBLEMS AND REFORMS

©Khujanazarov A., Termez State University, Termez, Uzbekistan

©Allamuratov Sh., Termez State University, Termez, Uzbekistan, allamuratovs@tersu.uz

Аннотация. Статья посвящена истории медицины в Узбекистане, а также вопросам и решениям. Анализ, например, как система здравоохранения учитывает последствия реформ за последние четыре года.

Abstract. The article is devoted to the history of medicine in our country, as well as to questions and solutions. Analyzing, for example, how the health care system has taken into account the impact of reforms over the past four years.

Ключевые слова: медицина, система здравоохранения, проблемы и реформы, концепция, международная практика, медицинская помощь.

Keywords: medicine, health care system, problems and reforms, concept, international practice, medical care.

В Узбекистане осуществляются комплексные меры по коренному улучшению качества оказания медицинских услуг населению, укреплению кадрового потенциала в системе государственного здравоохранения, которая направлена на повышение ресурсного потенциала медицинских учреждений, реформирование системы здравоохранения.

В обращении руководителя нашего государства в Послании парламенту уделено внимание непосредственному взаимоотношению с народом, вопросам последовательного и эффективного решения хлопот, чаяний людей, по которым определены конкретные задачи. В Послании Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева, направленного в 2018 г. в Олий Мажлис — парламент нашей страны отмечено, в целях сохранения генофонда нации в системе здравоохранения особое внимание уделено вопросам улучшения качества медицинского обслуживания и расширению его масштаба [1].

Для системной и качественной организации и ускоренного развития национальной системы здравоохранения, вопросы врачей общей практики, патронаж медицинских сестер, сельские врачебные пункты, службы скорой медицинской помощи, а также в необходимых случаях, когда систему здравоохранения надо поднять на новую ступень и другие актуальные вопросы и задачи по внедрению инновационной модели в управлении медицинской отрасли стоят в центре внимания государства. По осуществлению мер реформы системы здравоохранения в Республике, формированию современной системы оказания медицинской помощи населению достигнуты определенные успехи.

Наряду с имеющимися достижениями в системе здравоохранения за прошлые периоды

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

недостатки и проблемы, ожидающие свое решение оказывает большое отрицательное влияние на развитие этой отрасли. В частности: во-первых, в результате отсутствия концепции и стратегических целей по управлению и планированию системы здравоохранения. Реформы в этой области осуществляются не в полной форме, а это не полностью отвечает желаниям и требованиям, касающегося качества медицинского обслуживания населения; во-вторых, устаревшая сметная система финансирования в области здравоохранения, которая не соответствует современным международным требованиям и механизмам, приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов, а также беспрерывному нефинансированию этой отрасли; в-третьих, пассивность эффективности работ по своевременному выявлению и профилактике болезней, также пассивность патронажа и формирования здорового образа жизни стала причиной увеличения обращений за специализированной медицинской помощью; в-четвертых, слабо развиты различные степени и этапы оказания медицинской помощи населению, особенно в вопросе лечения и восстановления здоровья; в-пятых, действующая кадровая политика во всех степенях оказания медицинской помощи, особенно в обеспечении специалистами в первичном звене, не дают возможности прогнозирования и перспективы подготовки организаторов и управленческих сотрудников в системе здравоохранения; в-шестых, слабое развитие интеграции медицинской практики с образованием и наукой, наряду с низким уровнем инновационного потенциала специализированных центров отрицательно влияет на внедрение лечебно-диагностического процесса современной медицины; в-седьмых, в системе электронного здравоохранения не существует единого стандарта, не внедрены современные программные продукции, обеспечивающие интеграции медицинской службы и эффективного его управления, существующие информационные системы и технологии имели расплывчатый цвет и рассчитаны на узкие направления [1].

Кстати, за последние четыре года, как и в других сферах общества нашей страны, так и в системе здравоохранения были проведены коренные реформы, в системе здравоохранения были приняты и утверждены более 170 правовых актов. В процессе оказания нашему народу медицинской профилактики, дальнейшего улучшения патронажной помощи, повышения качества скорой медицинской и специализированной медицинской помощи, обеспечение населения дешевыми и качественными лекарствами и развития частной медицины осуществляются важные проекты.

В частности, не будет преувеличением, что Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» было предпосылкой начала нового периода в развитии медицины нашей страны.

Этим Постановлением была утверждена программа мероприятий по осуществлению концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы. Основные цели концепции развития системы здравоохранения в Республике Узбекистан в 2019-2025 годы:

1. Предотвращение болезней, и во многих случаях, которые могут привести к преждевременной смерти или инвалидности, а также повышение периода жизни, путем улучшения результатов их лечения.

2. Для равного использования медицинской помощи, защиты населения с финансовой точки зрения и справедливого распределения ресурсов необходимо реформировать систему финансирования здравоохранения.

3. Для выполнения задач концепции и улучшения качества медицинской помощи,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

которая оказывается населению Республики усиление компетенции управленческих органов здравоохранения, повышение роли и ответственности руководителей [1].

Основное внимание, начиная с организации трудовой деятельности первичной медицинской санитарии и звена скорой медицинской помощи до высших структур, направлено на человеческий фактор, который способствует созданию новых возможностей в расширении новых видов медицинских услуг и доведение их качества до уровня мировых стандартов.

В отношении данной реформы наш Президент Ш. Мирзиеев говорил так: «Неспроста, коренные обновления в стране, прежде всего, в общественной жизни, мы начали с важных направлений как сохранение мира и спокойствия, а также защиты здоровья населения. Потому что мир и здоровье для каждого человека и всего населения ни с чем не сравнимое великое благо. Мы все хорошо осознаем, что только здоровый человек и здоровый народ способен на несравненные, великие дела».

В соответствии Указа Президента Ш. Мирзиеева от 7 декабря 2018 г. «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан», в целях создания системы здравоохранения, которая обеспечит коренное повышение качества, эффективности, популярность оказания медицинской помощи населению, с концептуальной точки зрения формирование новой модели финансирования, внедрения современных достижений медицины и технологий, а также в соответствии задачам Стратегических действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. определены самые важные направления реформы системы здравоохранения Республики Узбекистан.

В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 г «О мерах организации деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан» определены основные задачи и направления деятельности Министерства Здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных органов.

В частности, к таковым относятся: обеспечение своевременной качественной медицинской услуги; в гарантированном объеме государственном повышение роли и ответственности руководителей органов и организации Министерства Здравоохранения; осуществление единой государственной политики в области здравоохранения граждан страны; прогнозирование перспективы развития демографических изменений и здравоохранения, комплексный анализ состояния здоровья и заболеваемости населения; профилактика и предотвращение болезней, охраны здоровья населения; служба патронажа и обследование граждан на дому, призывать население к здоровому образу жизни, повышение их медицинской грамотности, прежде всего, обеспечение воспитания в духе ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих; рождение здорового поколения их воспитание, повышение качества и уровня и продолжительности жизни, создание для них благоприятных условий; разработать основные направления государственной политики в области здравоохранения населения и санитарно-эпидемиологического спокойствия; сближение медицинских услуг к населению, в широком аспекте внедрение информационных технологий (телемедицины), медицинских стандартов, протоколов и рекомендаций, а также посредством предоставления и передачи опытов ведущих зарубежных и отечественных специалистов сотрудникам территориальных медицинских учреждений повышение качества популярности и оперативности первичной медико-санитарной, скорой и специализированной медицинской помощи; определены меры по осуществлению упорядочивания государством обращения лекарственных средств, медицинских оборудований и медицинской техники [1, с.72].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

Также стандартизация и сертификация оборудования, разрешенные для использования на территории Республики Узбекистан; совершенствование социальной защиты одиноких стариков, пенсионеров и людей с инвалидностью, организация системного их лечения, расширение профилактических мероприятий путем охвата и применения современных методов лечения повышение уровня и качества оказания медико-социальной помощи; посредством обеспечения методического руководства над повышением квалификации и переподготовки специалистов здравоохранения после учебы в высшем учебном заведении, медицинских образовательных учреждениях и высших учебных заведениях в области подготовки медицинских кадров осуществление государственной политики, совершенствование нормативно-правовой базы; на основе гармонизации местного опыта и самых лучших мировых достижений разработка и прогнозирование стратегии развития медицины, повышение эффективности научных медицинских исследований, внедрение в практику здравоохранения достижения науки, техники и передовые опыты; в системе здравоохранения запланировано внедрение методов управления системы здравоохранения, испытанные в современной международной практике, обеспечивающие контролирование организационно-методическое руководство и качество оказываемых медицинских услуг [2].

К примеру, сегодня эффективность осуществляемых реформ, объем финансирования отрасли повысился в несколько раз. Если в 2017 г. в отрасль медицины было выделено 7,1 триллиона сумов, то в 2019 г. было направлено 12,1 триллиона сумов. Также объем средств, выделяемых для лекарства и медицинских оборудований и строительства медицинских объектов повысился в три раза. В последнее время большое внимание уделяется в нашей стране медицинской профилактике. В настоящее время в этом направлении на службе у народа 1793 амбулаторных поликлиник, из которых 817 сельских врачебных пунктов, 798 сельских семейных поликлиник, 178 городских семейных поликлиник [3, с. 168-172].

В результате упорядочивания первичной системы медицины организовано 798 сельских семейных поликлиник, где функционируют консультативные пункты для женщин, комнаты здоровья девушек, пункты скорой помощи и общественные аптеки, самое главное налажена деятельность 5 отраслей узкой специальности. Медицинская патронажная служба совершенствуется исходя из современных требований [4, с. 176-180].

В связи с этим необходимо отметить, что по оказанию специализированной медицинской помощи осуществляются широкомасштабные мероприятия. В результате, за последние четыре года, за счет организации медицинских центров в направлениях аллергологии, онкологии, нефрологии, трансплантации почек, неврологии и инсульта, травматологии и ортопедии и нейрохирургии число медицинских центров, оказывающие специализированную медицинскую помощь населению достигло 16. В регионах организованы 310 специализированных отделений, 14 филиалов специализированных, научно-практических медицинских центров [5, с. 232-242].

Конечно, проведенные за последние четыре года строительно-ремонтных работ в более 1300 лечебных учреждениях и привлечение к ним в 2019 году инвестиций в объеме 130 миллионов долларов, оснащение медицинских учреждений современными медицинскими оборудованиями на 100 миллионов долларов, и другие работы говорят о том, что для сохранения здоровья нашего народа ведутся очень большие значимые работы.

Для развития в нашей республике частной медицины создаются широкие возможности. В настоящее время в этом направлении осуществляют свою деятельность более 5300 лечебниц. Также в нашей стране функционируют более 100 современных медицинских клиник США, России, Германии, Индии, Турции и других зарубежных стран [6].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

Великие реформы в этой отрасли направлены на дальнейшее развитие здравоохранения нашего народа, которые и в будущем будут развиваться последовательно.

В заключении можно сказать, что направленные на оздоровление, сохранение генофонда, повышение качества медицинских услуг реформы и преобразования, осуществляемые в области сохранения здравоохранения в нашей стране будут служить прочным фундаментом в осуществлении нормативно-правовых актов. Об этом свидетельствуют реформы, внедренные в социальную жизнь, которые нашли свое отражение в отрасли медицинских услуг и сохранения здоровья нашего народа.

Список литературы:

1. Мирзиеев Ш. М. Работникам здравоохранения Узбекистана // Газета «Халк сузи», 10.11.2019. №233.

2. Khuzhanazarov A. Z., Allamuratov S. A. Look at medicine attention: problems and solutions // Утмишга назар журнали. 2019. Т. 24. №2. https://doi.org/10.26739/2181-9599-2019-24-10

3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан» // Национальная база данных законодательства, 08.12.2018, № 07/18/4055/2286.

4. Маджидов И. Ю., Ходиев Б. Ю., Бекмуродов А. Ш., Мустафокулов Ш. И. Научно-популярное пособие, посвященное изучению и популяризации в широких кругах общественности Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису. Ташкент, 2019. С. 168-172.

5. Касимов Р. С. Научно-популярное пособие, посвященное изучению и популяризации в широких кругах общественности Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису. Ташкент, 2018. С. 232-242.

6. О проведении в жизнь государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 20172021 годы в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». №ПФ-5308. 22.01.2018 // Национальная база данных законодательства,

25.05.2018, №06/18/5447/1269.

References:

1. Mirziyoyev Sh. M. Health care workers of Uzbekistan // Newspaper "Khalk Suzi",

10.11.2019. No. 233.

2. Khuzhanazarov, A. Z., & Allamuratov, S. A. (2019). Look at medicine attention: problems and solutions. Utmishga nazar zhurnali, 24(2). https://doi.org/10.26739/2181-9599-2019-24-10

3. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan "On measures to organize the activities of the Ministry of Health of the Republic of Uzbekistan" // National database of legislation, 08.12.2018, No. 07/18/4055/2286.

4. Madzhidov, I. Yu., Khodiev, B. Yu., Bekmurodov, A. Sh., & Mustafokulov, Sh. I. (2019). Nauchno-populyarnoe posobie, posvyashchennoe izucheniyu i populyarizatsii v shirokikh krugakh obshchestvennosti Poslaniya Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirzieeva Olii Mazhlisu. Tashkent, 168-172.

5. Kasimov, R. S. (2018). Nauchno-populyarnoe posobie, posvyashchennoe izucheniyu i populyarizatsii v shirokikh krugakh obshchestvennosti Poslaniya Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirzieeva Olii Mazhlisu. Tashkent, 232-242.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №2. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

6. On the implementation of the state program for the implementation of the Action Strategy in five priority areas of development of the Republic of Uzbekistan for 2017-2021 in the "Year of Support for Active Entrepreneurship, Innovative Ideas and Technologies." No.PF-5308. 01/22/2018 // National database of legislation, 05/25/2018, No. 06/18/5447/1269.

Работа поступила в редакцию 07.01.2021 г.

Принята к публикации 12.01.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Хужаназаров А. З., Алламуратов Ш. А. Система здравоохранения в Узбекистане: проблемы и реформы // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №2. С. 405-410. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/46

Cite as (APA):

Khujanazarov, A., & Allamuratov, Sh. (2021). Healthcare System in Uzbekistan: Problems and Reforms. Bulletin of Science and Practice, 7(2), 405-410. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/46

£1 ® |

caHS^B Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.