Научная статья на тему 'Система зачетных единиц: предложения по внедрению в технических вузах'

Система зачетных единиц: предложения по внедрению в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система зачетных единиц: предложения по внедрению в технических вузах»

рынок. Нужна ясность с источниками ресурсов: достаточно ли собственных ресурсов или же подразделение постоянно нуждается в дотациях из централизованных источников.

В университетах к числу подразделений, претендующих на децентрализованное управление, можно отнести факультеты, кафедры, научные лаборатории, временные творческие коллективы, команды проектов. Должны быть максимально децентрализованы технопарки и образовательные учреждения среднего профессионального образования, вливающиеся в структуру университета. И здесь мы вновь возвращаемся к модели проектно-ориентированного университета, обеспечивающей эффективность процесса децентрализации.

Решение многих проблем эффективного менеджмента состоит в его диверсификации - совмещении и комбинации различных типов управления, построенных на основе разнообразных форм, подходов, целей, ориентированных на различные объекты управления и используемых в одной социально-экономической системе. Диверсификация менеджмента объективно вызвана разнообразием видов деятельности университета, сложностью его внутренней структуры, разнообразием подразделений университета.

Повышение эффективности управления российскими университетами следует искать в разнообразии методов управления, в применении их сообразно ситуации и особенностям конкретного вуза. Стратегическое управление университетом требует перехода от функционального мышления к проектному мышлению и управлению. Если функциональное мышление направлено лишь на улучшение уже сформировавшихся процессов, то при проектной ориентации все функции организации становятся звеньями одной цепи и служат конечной цели - созданию нового. Только так возможны позитивные изменения. Участие университетов в масштабных инновационных образовательных программах, обеспеченное мощной финансовой поддержкой государства, дает толчок к их инновационному развитию и повод к переосмыслению основ университетского менеджмента.

Литература

1. Грудзинский А.О. Проектно-ориентиро-

ванный университет. — Н. Новгород, 2004.

2. Пименов Е.В. Вятский государственный

университет: концепция развития // Высшее образование в России. — 2006. — № 3.

3. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. / Под ред. В.А. Спивака. — СПб., 2002.

Г. ДЕГТЯРЕВ, ректор И. НАСЫРОВ, проректор В. КРЮКОВ, профессор Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

Введение

Система кредитов и связанная с ней бал-льно-рейтинговая система (БРС) внедрены в зарубежной высшей школе уже несколько десятилетий назад, и со стороны советской, а затем и российской высшей школы к

Система зачетных единиц: предложения по внедрению в технических вузах

ним проявлялся постоянный интерес. В связи с подписанием Болонской декларации возникла проблема их практического внедрения, и в настоящее время в ряде отечественных вузов проводится эксперимент по переходу на систему зачетных единиц.

Головным вузом по этой инновационной деятельности является Российский университет дружбы народов (РУДН), где был достигнут наибольший прогресс по внедрению системы зачетных единиц в образовательный процесс [1, 2]. Однако некоторые аспекты внедрения системы кредитов и БРС, особенно в технических вузах, остаются еще недостаточно проработанными. Настоящая статья посвящена этой проблематике, и в ней рассматриваются следующие вопросы:

■ свойства кредита и его конкретизация;

■ техника перевода учебного плана из часов в кредиты;

■ экзаменационно-зачетная (ЭЗС) и балльно-рейтинговая системы;

■ учебный план при бессессионной БРС.

1. Свойства кредита и его конкретизация

Известно, что система кредитов для формирования учебных планов, определения нагрузки студентов и преподавателей имеет ряд преимуществ по сравнению с часовой формой сопровождения учебного процесса, и было бы целесообразно ввести ее в практику российских вузов значительно раньше, а не только в связи с развитием Болонского процесса. Кредит - это единица измерения, соответствующая некоторому количеству часов и имеющая следующие важные (атрибутивные) свойства:

■ количество часов в одном кредите должно быть кратно числу рабочих недель в семестре;

■ внутри кредита, когда он применяется к аудиторным занятиям, устанавливается соотношение (Ыа / ^)междуобъемом Ыа аудиторной нагрузки (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и объемом Nc самостоятельной работы студента (СРС).

Например, рассчитаем кредит для 15-недельного семестра и соотношения

N / N = 1 : 1, что является характерным для европейских вузов:

1 кредит = (1 ауд. час + 1 час СРС) х 15= = 30 часов. (1)

Для российских вузов размер кредита (1 кредит = 36 часов) определен другим способом [3], но это же число может быть получено и из атрибутивных свойств кредита, считая:

а1) N / N = 1:1 (что характерно для российских вузов);

61) семестр состоящим из 18 недель (17 недель занятий и 1 неделя зачетов).

Отсюда получаем, что:

1 кредит = (1 ауд. час + 1 час СРС) Г 18 = = 36 часов. (2)

Однако для освоения ряда дисциплин требуется объем СРС больший, чем объем аудиторных занятий. Для таких дисциплин в учебный план вводятся курсовые проекты и работы или другие виды заданий. Обычно объем этой дополнительной СРС в традиционном учебном плане не отражается, но в кредитной системе эту работу необходимо учитывать, модифицируя каким-либо образом этот план.

2. Перевод учебного плана в кредиты методом «сохранения нагрузки»

В положении [3] представлены основные параметры для перевода учебного плана из часов в кредиты, а именно: для подготовки и сдачи одного экзамена студенту требуется 1 кредит; одна неделя практики требует от него 1,5 кредита времени; студенту в течение года необходимо набрать 60 кредитов. На базе этих данных в работе [4] был предложен «долевой» метод перевода, заключающийся в нормировке учебного плана к заданному числу кредитов (например, к 240 кредитам для 4-летнего обучения). Затем полученные значения объемов учебных дисциплин, курсовых заданий и т.д. корректируются (округляются) так, чтобы сохранить общее заданное число кре-

дитов. Этот метод можно применять, когда сохранение аудиторной нагрузки не является основным условием преобразования учебного плана.

В настоящей статье предлагается другой метод, когда на первом шаге перевода плана предполагается сохранение аудиторной нагрузки, а затем в случае необходимости - ее коррекция. При этом используются все директивные данные методики [3] и, кроме того, постулируются свойства а1 и 61. Предполагается также, что:

■ индивидуальные занятия не требуют СРС, а факультативные дисциплины, даже если они приведены в учебном плане, не учитываются в общей сумме кредитов;

■ курсовые работы, проекты, практики переводятся из часов в кредиты (К) по формуле:

к.=N / зб, (3)

где N. - число часов, необходимое студенту для выполнения .-го вида работы.

Тогда получается, что 1 час аудиторной нагрузки в неделю приводит к 36 часовой нагрузке студента в семестре. Действительно, т.к. семестр длится 18 недель, то, например, 1 час лекций в неделю приводит к

18 часам занятий в семестр. Кроме того, на каждый лекционный час приходится 1 час самостоятельной работы, т.е. еще 18 часов в семестр. В итоге одному часу аудиторных занятий в неделю соответствует 36 часов в семестре (т.е. 1 кредит). Это и есть замечательное свойство кредита, которое позволяет легко переводить учебные планы в зачетные единицы и составлять новые учебные планы. Следует отметить, что для индивидуальных занятий типа «Физическое воспитание » СРС не требуется, и тогда одному часу аудиторных занятий в неделю соответствует 0,5 кредита в семестре.

В результате можно сформировать схему соответствия часов кредитам (табл. 1),

с помощью которой выполняется перевод учебного плана.

В табл. 2 представлен фрагмент учебного плана в часах (план Р0) для специальности 190603 - «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования, автомобильный транспорт» (5 лет обучения). Этот план предусматривает экзамена-ционно-зачетную систему контроля, и при переводе его в кредиты будем предполагать сохранение этой системы. В колонках [Лекции], [Лаб. работы], [Практика, Семинар]

Таблица 1

Перевод единиц нагрузок для студентов

Тип нагрузки Единица нагрузки Обоснование Соответствие

Лекция, лаб. работа, практика (семестр) 1 часАЗ нед. 1С ( часАЗ , часСРС ^ _ 18нед.| 1-+1-1 = 36час нед. нед. ) 1 кред. семестр

Индивидуальные занятия (семестр) 1 часАЗ нед. 1С ( часАЗ п часСРС ^ 1С 18нед.| 1-+0-1=18час нед. нед. ) 0,5 кред. семестр

Курсовой проект (КП) час 72- КП „„ час /„ ^ час „ кред. 72-/36-= КП/ кред. КП 2 кред. КП

Курсовая работа (КР) 36 КР 36 час/36 час =1кред. КР/ кред. КР 1 кред. КР

Практика, дипломный проект 1 нед. Директивно [10] 15 кред. нед.

Экзамен 1 экз. Директивно [10] 1 кред. экз.

*

АЗ - аудиторное занятие.

Таблица 2

Фрагмент учебного плана специальности 190603 (план P0)

Наименование дисциплин Экзамен Курс. проект Курс. работа ГОС часов Лекции Лаб. работа Практика Семинар СРС Инд. занятия

Философия 2 136 34 0 34 68

Иностранный язык 3 340 0 0 204 136

Физическая культура зач 408 0 0 0 0 408

Информатика зач 204 17 85 0 102

Общая физика 2 425 68 68 51 238

Химия зач 136 34 34 0 68

Теория механизмов и машин зач 4 130 34 17 0 79

Детали машин и основы конструир. 5 6 140 51 34 0 55

Материаловедение 3 146 51 17 0 78

Эксплуатац. свойства автомобилей 7 8 210 102 34 0 74

Экспл. матер. и экономия ресурсов зач 100 34 17 0 49

Производст. технич. инфраструктура 7 7 150 34 17 0 99

показано количество часов в семестре, отведенное на каждый тип занятия. Эти числа N. кратны 17, т.к. в плане предполагается, что семестр длится 17 недель (зачетная неделя обособлена от семестра). Отсюда по формуле:

К = N / 17 (4)

определяется число часов занятий в неделю, которое равно (согласно табл. 1) числу кредитов в семестре для каждой дисциплины и каждого типа занятий. Для «Физического воспитания» используется другая формула: К. = N. / 34. Приведенные в столбцах [Экзамен], [Курс. проект], [Курс. работа] цифры указывают номер семестра, в котором студент реализует эти виды деятельности.

Этот же фрагмент, переведенный в кредиты, показан в табл. 3 (план Р1). Колон-

ки [Лекции], [Лаб. работы], [Практика, Семинар] показывают виды аудиторных занятий в кредитах. В колонке [Экз. Курс. Инд.] показана сумма кредитов, затрачиваемая студентом на эти виды деятельности (экзамен + курсовое задание + индивидуальные занятия). Колонка [Итого] показывает общий объем кредитов, отводимый на дисциплину, а колонка [Итого часов] -эти же кредиты, переведенные в часы (для сравнения с данными ГОСа). Отдельная колонка для СРС не предусмотрена, т.к. ее объем строго зафиксирован для каждого вида работы студента и легко вычисляется по имеющимся для дисциплины данным. Например, для дисциплины «Детали машин и основы конструирования» (табл. 3)пре-дусмотрено:

■ 3 кредита лекций (следовательно 3 х х 18 часов СРС);

Таблица 3

Фрагмент учебного плана специальности 190603 в кредитах при экзаменационно-зачетной системе контроля (план Р1)

Наименование дисциплин Экзамен Курс. проект Курс. работа ГОС часов Лекции Лаб. работа Практика Семинар Экз. Курс. Инд. Итого кредитов Итого часов

Философия 2 136 2 0 2 1 5 180

Иностранный язык 3 340 0 0 12 1 13 468

Физическая культура зач 408 0 0 0 12 12 432

Информатика зач 204 1 5 0 0 6 216

Общая физика 2 425 4 4 3 1 12 432

Химия зач 136 2 2 0 0 4 144

Теория механизмов и машин зач 4 130 2 1 0 1 4 144

Детали машин и основы конструир. 5 6 140 3 2 0 3 8 288

Материаловедение 3 146 3 1 0 1 5 180

Эксплуатац. свойства автомобилей 7 8 210 6 1 0 2 9 324

Экспл. матер. и экономия ресурсов зач 100 2 1 0 0 3 108

Производст. технич. инфраструктура 7 7 150 2 1 0 3 6 216

■ 2 кредита лабораторных работ (следовательно, 2 х 18 часов СРС);

■ экзамен (1 кредит = 36 часов СРС);

■ курсовой проект (2 кредита = 72 часа СРС).

Отсюда получим для этой дисциплины следующий объем СРС: 3 х 18 + 2 х 18 + 36 + 72 = 198 часов СРС.

В табл. 4 показаны суммарные данные

по всем блокам дисциплин (факультативные дисциплины не включены).

В табл. 5 показаны объемы практик, дипломного проектирования и суммарный объем учебного плана в кредитах.

Анализируя таблицы 3, 4 и 5, можно отметить, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ аудиторная нагрузка в переведенном учебном плане сохранилась;

■ СРС для аудиторных занятий рас-

Таблица 4

Итоговая таблица по блокам дисциплин специальности 190603 (план Р1)

Блок дисциплин Экзамен Курс. проект Курс. работа ГОС часов Лекции Лаб. работа Практика Семинар Экз. Курс. Инд. Итого кредитов Итого часов

Гуманитарные и экономические 6 0 0 1800 19 0 23 18 60 2160

Естестественно-научные 7 0 1 1717 24 14 14 8 60 2160

Общепрофессиональные 10 1 3 1780 33 17 8 15 73 2628

Специальные и специализации 14 3 2 2589 50 16 5 22 93 3348

Итого: 37 4 6 7886 126 47 50 63 286 10296

Таблица 5

Объемы учебных планов (Р0 и Р1) специальности 190603 с практиками и дипломным проектом (ДП)

Наименование работы Семестр Кредиты Часы

Учебная практика 1 2 3 108

Учебная практика 2 4 3 108

Производ. практика 1 6 6 216

Производ. практика 2 8 6 216

Преддиплом. практика 10 6 216

Дипломный проект 10 21 756

Итого по практикам + ДП: 45 1620

Р0 Р1 Р1

Часы Кредиты Часы

Объем дисциплин 7886 286,0 10296

Итого по практикам + ДП: 1620 45 1620

Всего: 9506 331,0 11916

пределена строго пропорционально объему этих занятий;

■ учтено время для сдачи зачетов и экзаменов, а также курсовых заданий;

■ общий объем нагрузки студентов представляется большим (на 31 кредит), чем предусмотрено директивными документами за счет учета всех видов деятельности студентов и строгой структуризации СРС.

Однако в системе кредитов рекомендуется перейти набалльно-рейтинговую систему контроля, и ее внедрение может скорректировать общий объем нагрузки студентов.

3. Технологии контроля знаний

В настоящее время в российской высшей школе используются экзаменационно-зачетная система (ЭЗС) контроля и экзаменационная БРС. Однако за рубежом широко применяется бессессионная БРС, она же используется и в РУДН. Ниже рассмотрены основные свойства этих систем контроля.

Экзаменационно-зачетная система. Все

дисциплины делятся на зачетные и экзаменационные, а контроль знаний в течение семестра не является обязательным. Зачет-

ные дисциплины, составляющие примерно 50% семестрового объема, оцениваются по 2-балльной шкале в течение одной недели, а экзаменационные дисциплины сдаются в сессию; студенту отводятся 3-4 дня на подготовку к каждому экзамену. В типичном техническом вузе в течение семестра изучаются 9-12 дисциплин, по 4 из них проводятся экзамены, которые оцениваются по 4-балльной шкале. Рейтинг студента определяется только по экзаменационным дисциплинам. Эта система хорошо зарекомендовала себя в советское время, когда обучение было бесплатным, студенты учились с энтузиазмом и было меньше дисциплин в семестре. Однако в современных условиях, когда мотивы обучения изменились, значительно увеличилось число дисциплин и проявились недостатки ЭЗС:

■ деление дисциплин на зачетные и экзаменационные приводит к тому, что зачетные дисциплины изучаются неглубоко (на уровне, необходимом для получения оценки «удовлетворительно»);

■ студенты практически не используют предусмотренные в семестре часы на СРС и с заметной отдачей учатся только в сессию;

■ действует устойчивая тенденция к увеличению числа дисциплин в семестре, т.к. время, отведенное преподавателю на контроль, не зависит от объема дисциплины.

Для устранения этих недостатков в последние годы в российских вузах стали использовать балльно-рейтинговые системы.

Балльно-рейтинговая система с экзаменами. Эта технология контроля[5] применяется уже в течение нескольких лет и является в современных условиях более при-

емлемой. Она побуждает студента использовать часы СРС, предусмотренные в семестре, по назначению, т.к. в ходе семестра по каждой дисциплине проводятся 3 аттестации с оцениванием знаний по 100-балльной шкале. Результаты этих аттестаций учитываются в итоговой оценке за дисциплину. Этой системе, которая является комбинацией фрагментов БРС и ЭЗС, также свойственны определенные недостатки:

■ зачетные дисциплины приближаются по степени важности к экзаменационным (т.к. оцениваются по 100-балльной шкале), однако на их сдачу отводится только одна неделя, в то время как на экзаменационные дисциплины отводится 3 недели;

■ рейтинг студента оценивается только по экзаменационным дисциплинам, что неполно характеризует уровень его знаний;

■ по-прежнему существует тенденция к увеличению числа дисциплин в семестре, т.к. нагрузка преподавателя для контроля знаний планируется как в ЭЗС;

■ время, затрачиваемое преподавателем на внутрисеместровые аттестации, не учитывается в его нагрузке, что не вполне справедливо.

Бессессионная балльно-рейтинговая система [1, 2]. Она еще мало применяется в российских вузах, хотя является более совершенной и естественной для кредитной системы. Отсутствует деление дисциплин на зачетные и экзаменационные, все дисциплины (за исключением «Физического воспитания») оцениваются по 100-балльной шкале (от которой при необходимости можно перейти к традиционной 4-балльной). Экзаменационная сессия в этой системе не планируется, и знания оценивают-

ся в течение семестра на аттестациях (обычно проводится 3 аттестации). Таким образом, их роль увеличивается, и студент вынужден более эффективно использовать семестровую СРС. Бессессионная БРС имеет следующие достоинства:

■ все дисциплины являются равноправными, на изучение каждой дисциплины и контроль по ней дается время, пропорциональное ее объему, поэтому исчезает тенденция к дроблению дисциплин;

■ рейтинг определяется по всем дисциплинам, т.е. является более корректным.

При всех преимуществах бессессионной БРС применять ее надо с осторожностью, предварительно выполнив некоторые условия, в частности: а) желательно для каждой дисциплины подготовить раздаточный материал (например, электронный курс лекций), который следует заранее предоставить студентам, с тем чтобы более эффективно использовать аудиторное время; б) так как в семестре одновременно изучаются 9-12 дисциплин, то студенту трудно в течение одной недели аттестоваться по всем дисциплинам. Поэтому аттестации целесообразно проводить в течение 2-х недель, заранее распределив их по четным и нечетным неделям (например, 1-я аттестация проводится на 6-й и 7-й неделях). В этом случае семестр следует увеличить на одну неделю, и вместо 18 его регулярная часть будет длиться 19 недель. При этом остаются еще 2 недели, которые можно отвести на проверку знаний студентов, отсутствовавших на аттестациях, или на доработку и сдачу курсовых заданий. В табл. 6 показан учебный график в семестре, составленный с учетом этих соображений.

Схема семестрового графика для бессессионной БРС

Недели семестра

Таблица 6

2 3

8 9

10

11

12 13

14

15

16

17

18

19 20 21

4

5

6

7

I I - Проведение аттестаций, пропущенных по уважительным причинам; доработка и сдача курсовых

_ заданий.

- Периоды проведения регулярных аттестаций.

В бессессионной БРС для дисциплин, по которым ранее был предусмотрен экзамен, сокращается время СРС. Например, для дисциплины объемом 3 кредита с экзаменом в варианте ЭЗС было предусмотрено: 18 х 3 (семестровая СРС) + 36 (экзамен) = 90 часов СРС, а в варианте бессессионной БРС (в связи с ликвидацией экзамена) на ее изучение отводится 54 часа. Однако это время будет использовано студентом эффективно, что вполне может компенсировать образовавшееся сокращение СРС. Если же выяснится, что для некоторого предмета необходим дополнительный объем СРС, то его можно запланировать, отразив это в графе «Индивидуальные занятия» (табл. 3). Надо ожидать, что при внедрении бессессионной БРС могут встретиться и другие непредвиденные ситуации, поэтому целесообразно всячески поощрять экспериментальную апробацию этой системы в российской высшей школе.

4. Коррекция учебного плана при использовании бессессионной БРС

Приведенный в п. 2 план в кредитах (план P1, таблицы 3, 4,5) был скорректирован для варианта бессессионной БРС, и результаты представлены в табл. 7, 8, 9 (план P2). Для дисциплины, по которой ранее предусматривался экзамен, время на СРС было увеличено на 0,3 кредита, если эта дисциплина не сопровождалась курсовым заданием. Это приращение является предварительным, и оно будет уточняться в ходе эксперимента. Например, для дисциплины «Философия » в варианте ЭЗС было предусмотрено 5 кредитов, а в варианте бессессионной БРС стало 4,3 кредита (табл. 7).

Суммарные характеристики по блокам дисциплин приведены в табл. 8. Как видно, за счет исключения экзаменов (остался только государственный междисципли-

Таблица 7

Фрагмент учебного плана специальности 190603 в кредитах (план Р2)

Наименование дисциплин Курс. проект Курс. работа ГОС часов Лекции Лаб. работа Практика Семинар Экз. Курс. Инд. Итого кредитов Итого часов

Философия 136 2 0 2 0,3 4,3 155

Иностранный язык 340 0 0 12 0,3 12,3 443

Физическая культура 408 0 0 0 12 12 432

Информатика 204 1 5 0 0 6 216

Общая физика 425 4 4 3 0,3 11,3 407

Химия 136 2 2 0 0 4 144

Теория механизмов и машин 4 130 2 1 0 1 4 144

Детали машин и основы конструир. 6 140 3 2 0 2 7 252

Материаловедение 146 3 1 0 0,3 4,3 155

Эксплуатац. свойства автомобилей 8 210 6 1 0 1 8 288

Экспл. матер. и экономия ресурсов 100 2 1 0 0 3 108

Производст. технич. инфраструктура 7 150 2 1 0 2 5 180

Таблица 8

Итоговая таблица по блокам дисциплин в кредитах (план Р2)

Блок дисциплин Курс. проект Курс. работа ГОС часов Лекции Лаб. работа Практика Семинар Экз. Курс. Инд. Итого кредитов Итого часов

Гуманитарные и экономические 0 0 1800 19 0 23 13,8 55,8 2009

Естестественно-научные 0 1 1717 24 14 14 2,8 54,8 1973

Общепрофессиональные 1 3 1780 33 17 8 7,1 65,1 2344

Специальные и специализации 3 2 2589 50 16 5 11,7 82,7 2977

Итого: 4 6 7886 126 47 50 35,4 258,4 9302

нарный экзамен) общий объем кредитов по дисциплинам сократился с 286 до 258,4.

Отметим, что число кредитов, планируемое для практик и дипломного проекта, не изменилось, т.к. технология контроля знаний не влияет на ихобъем. В итоге объем учебного плана Р2 (табл. 9) значительно

приблизился к директивно установленному показателю (303,4 и 300 кредитов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что планы Р1 и Р2, представляемые в кредитах, являются более наглядными и простыми. Кроме того, эти планы имеют еще одно положительное свойство. Дело в том, что объем кредита окончательно еще не установлен, и имеются мнения (см., например, [4]), что один кредит может быть определен в 34, 32 часа и даже в 30 часов (как в европейских университетах). Однако если план в кредитах уже составлен, это не приведет к его существенной корректировке, т.к. достаточно будет изменить число рабочих недель в семестре только в учебном графике. Например, для варианта «1 кредит = 32 часа» следует сократить семестр на 2 недели (с 18 до 16 недель).

Однако необходимо отметить, что объем 1 кредит = 36 часов был определен на основе существующей в настоящее время ситуации, когда опыт преподавателей, уровень методического обеспечения учебного процесса соответствуют объему установившихся аудиторных занятий. Сокраще-

ние же кредитной единицы, например до 32 часов при общем объеме плана в 300 кредитов, означает уменьшение аудиторных занятий примерно на 10% : (36 - 32)/ 36. При сохранении объема передаваемых знаний это означает, что необходимо рационализировать методику преподавания и, самое главное, улучшить методическое обеспечение. Представляется, что основной составляющей этого улучшения является создание электронных курсов лекций высокого качества. Наличие такихкурсов при некоторой корректировке методики обучения повышает эффективность аудиторных занятий, что позволяет сократить установленный в настоящее время объем кредита. Поэтому в принципе необходимо стремиться к его сокращению, но это следует про-

Таблица 9

Объемы учебных планов Р0, Р1 и Р2 с учетом практик и дипломного проектирования (ДП) для специальности 190603

Учебный план Р0 Р1 Р2

Часы Кредиты Часы Кредиты Часы

Объем дисциплин 7886 286,0 10296 258,4 9302

Итого по практикам + ДП: 1620 45 1620 45 1620

Всего: 9506 331,0 11916 303,4 10922

водить по мере улучшения методического обеспечения.

Заключение

1. Система кредитов и БРС имеют много достоинств, и в связи с подписанием Болон-ской декларации во многих российских вузах они внедряются в учебный процесс. Однако, учитывая особенности российской высшей школы, потребуется, вероятно, их модификация при внедрении. При этом желательно сохранить основные свойства и достоинства кредитной системы и БРС, из-за которых их, собственно, и целесообразно использовать. Этими основными свойствами являются:

а) кратность числа часов в кредите числу рабочих недель в семестре;

б) установление строгого соответствия внутри кредита между аудиторной нагрузкой и СРС;

в) равноправность всех изучаемых дисциплин;

г) оценка всех дисциплин по единой шкале и внутрисеместровые аттестации.

2. На базе методики [3] для перевода учеб-ныхпланов в кредиты был разработан метод «сохранения нагрузки», учитывающий достоинства кредитной системы (при 18 недельном семестре и соотношении N / N =1 : 1). Метод весьма прост и легко осваивается преподавателями. Все учебные планы очныхспе-циальностей нашего университета были переведены в форму кредитов. Такие планы значительно более удобны для понимания, и для их модификации (или разработки) требуется значительно меньше времени, чем для планов, выраженных в часах. Отметим, что объем планов в кредитах зависит не только от количества аудиторных занятий, числа курсовых заданий, но и от применяемой системы контроля. Для ЭЗС и экзаменационной БРС объемы переведенных учебных планов (типа Р1), как правило, превышают ограничения, определенные в методике [3], что обусловлено в основном наличием экзаменов и учетом курсовых заданий.

3. Рассмотрены различные технологии

контроля знаний студентов. Отмечено, что ЭЗС и экзаменационная БРС в современных условиях имеют ряд недостатков. Широко известная за рубежом бессессионная БРС может быть использована в российской высшей школе, но с некоторой осторожностью, учитывая, что в семестре читается много дисциплин и студенты пока не имеют навыков интенсивной работы в течение семестра. Преимуществами бессессионной БРС являются: возможность объективного определения рейтинга студентов; появление тенденции к сокращению числа учебных дисциплин; равноправность всех дисциплин, что способствует более гармоничному формированию специалиста. Кроме того, ликвидация экзаменов уменьшает суммарный объем учебного плана, приближая его к директивно заданному показателю.

4. Определенная в [6] величина кредита (1 кредит = 36 часов) является некоторой «равновесной » величиной, соответствующей существующему объему аудиторных занятий, уровню методического обеспечения, менталитету и опыту преподавательского корпуса российской высшей школы. Сокращать это значение, устремляя его к европейскому уровню (1 кредит = 30 часов), следует с осторожностью - при наличии достаточных оснований и по мере актуализации методического обеспечения.

Литература

1. Ефремов А.П. Об организации учебного

процесса в системе зачетных единиц — www.rudn.ru/files/org.htm

2. Введение системы зачетных единиц (креди-

тов) в образовательные программы РУДН. (2005/2006 учебный год) — М., 2005.

3. Методика расчета трудоемкости основ-

ных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах: Приложение к письму Министерства образования и науки РФ, №14-52-988 ин/13 от 28.11.2002.

4. Сазонов Б., Максимов Н, Караваева Е. Зачетные единицы в ГОС нового поко-

ления // Высшее образование в России. - 2006. - №10.

5. Фролов Н.Н, Сундуков К.В., Жигунов В.В., Голтвин В.А. Организация вузовской системы образовательных кредитов. — Тула, 2003.

B. ПЕРЕВЕРЗЕВ, профессор

C. ФОМИН, доцент Федеральный институт развития образования

Современный отечественный и зарубежный опыт формирования системы менеджмента качества (СМК) в области образования представлен известными моделями [1—10], построенными на процессно-ориен-тированном подходе. Все модели, в определенной степени перекрываясь по своим критериям и подкритериям, скоррелированы между собой, взаимно дополняют друг друга и отличаются полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов образовательного учреждения. По мнению В.С. Соболева, С.А. Степанова и др., специфика качества в высшем образовании на настоящий момент наиболее полно отражена в бельгийско-нидерландской модели, основанной на модели Европейского фонда по менеджментука-чества (EFQM) и во многом совпадающей с моделью конкурса МО России «Внутриву-зовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» [11].

Следует отметить, что в настоящее время основной тенденцией в области обеспечения качества образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки (самообследования) на основе тех или иных моделей СМК образования, что приводит к существенной экономии материальных и вре-

6. Примерное Положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц: Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004, №15 - 55 - 357 ин/15.

менных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы. Сегодня СМК ОУ следует рассматривать как один из важнейших рычагов формирования критериев обеспечения и гарантии оценки качества предоставляемых образовательным учреждением услуг [12], выработки соответствующей методологии,укрепления статуса на рынке научно-исследовательских и образовательных услуг посредством:

• расширения возможностей потребителей услуг по приобретению профессиональных знаний и навыков;

• содействия непрерывному улучшению качества подготовки специалистов;

• совершенствования системы управления учебным процессом;

• снижения непроизводительных затрат и потерь, вызванных несовершенной организацией учебного процесса;

• содействия профессиональному росту профессорско-преподавательского состава;

• повышения престижа образовательного учреждения в стране (регионе) и за ее пределами.

Особое место занимает модель построения СМК в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), ориентированных на процессный подход [2], предупреждение и преодо-

Формирование СМК вуза на основе концепции сбалансированных показателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.