Научная статья на тему 'Система языковой подготовки к XXII зимним олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи'

Система языковой подготовки к XXII зимним олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЕДОЛИМПИЙСКОМ СОЧИ / CONCEPT OF LANGUAGE TRAINING IN PRE-OLYMPIC SOCHI / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / ИНОЯЗЫЧНАЯ ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE INTERCULTURAL COMPETENCE / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE EXPERTISE / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / DIFFERENTIAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / AUTO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / INTENSIVE METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / ПРОБЛЕМАТИКА ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ И ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР / PROBLEMS OF THE WINTER OLYMPIC AND PARALYMPIC WINTER GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Александра Александровна

В статье рассматриваются важнейшие вопросы языковой политики на период подготовки к XXII Зимним олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи. Раскрываются основные положения концепции языковой подготовки в предолимпийском Сочи. Методическая система языковой подготовки к зимним олимпийским и паралимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи ориентирована на обучение иностранному языку (языкам) в сжатые сроки. В статье тщательно прописана системно-структурная организация языковой подготовки к Зимней Олимпиаде и Паралимпиаде 2014 г. в городе Сочи. Разработанная концепция языковой подготовки в предолимпийском Сочи может быть реализована в планировании языковой политики при проведении мероприятий международного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE FACILITIES FOR THE XXII WINTER OLYMPIC GAMES AND XI PARALYMPIC WINTER GAMES 2014 IN SOCHI

This article considers the most important issues of language policy in the period of preparation for the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi. The article reveals the basic concept of language training in pre-Olympic Sochi. Methodical system of language training for the Winter Olympic and Paralympic Winter Games 2014 in Sochi is aimed at teaching a foreign language (s) in a short time. The article thoroughly describes the system-structural organization of language training for the Winter Olympics and Paralympics in 2014 in Sochi. The developed concept of language training in pre-Olympic Sochi can be implemented in the planning of language policies during international events.

Текст научной работы на тему «Система языковой подготовки к XXII зимним олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи»

УДК 37.022 ББК П-54

СИСТЕМА ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ К XXII ЗИМНИМ ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ И XI ПАРАЛИМПИЙСКИМ ЗИМНИМ ИГРАМ 2014 ГОДА В Г. СОЧИ

А.А. Полякова

Аннотация. В статье рассматриваются важнейшие вопросы языковой политики на период подготовки к XXII Зимним олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи. Раскрываются основные положения концепции языковой подготовки в предолимпийском Сочи. Методическая система языковой подготовки к зимним олимпийским и паралимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи ориентирована на обучение иностранному языку (языкам) в сжатые сроки. В статье тщательно прописана системно-структурная организация языковой подготовки к Зимней Олимпиаде и Паралимпиаде 2014 г. в городе Сочи. Разработанная концепция языковой подготовки в предолимпийском Сочи может быть реализована в планировании языковой политики при проведении мероприятий международного уровня.

Ключевые слова: концепция языковой подготовки в предолимпийском Сочи, иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычная интеркультурная компетенция, иноязычная профессиональная компетенция, дифференциально-психологическая компетенция, аутопсихологическая компетенция, интенсивные методы обучения иностранным языкам, проблематика зимних олимпийских и паралимпийских зимних игр.

LANGUAGE FACILITIES FOR THE XXII WINTER OLYMPIC GAMES AND XI PARALYMPIC WINTER GAMES 2014 IN SOCHI

A.A. Polyakova

Abstract. This article considers the most important issues of language policy in the period of preparation for the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi. The article reveals the basic concept of language training in pre-Olympic Sochi. Methodical system of language training for the Winter Olympic and Paralympic Winter Games 2014 in Sochi is aimed at teaching a foreign language (s) in a short time. The

article thoroughly describes the system-structural organization of language training for the Winter Olympics and Paralympics in 2014 in Sochi. The developed concept of language training in pre-Olympic Sochi can be implemented in the planning of language policies during international events.

Keywords: concept of language training in pre-Olympic Sochi, foreign language communicative competence, foreign language intercultural competence, foreign language expertise, differential-psychological competence, auto-psychological competence, intensive methods of teaching foreign languages, problems of the Winter Olympic and Paralympic Winter Games.

Усиление в последние годы XX столетия процессов интеграции России в мировое социально-экономическое, политическое пространство обусловили необходимость модернизации отечественной системы образования, в том числе высшего профессионального образования.

Приоритет языкового образования в системе образования очевиден и связан с ролью языка в жизни общества. Язык является средством познания и общения, развития и воспитания, воздействия и самореализации. Обучение иностранным языкам признается приоритетным направлением во всех доку-100 ментах Совета Европы и в новых российских документах об образовании.

Языковое образование представляет собой сложное полифункциональное социально-педагогическое явление, тесно связанное с социально-политической, экономической, правовой, этической и другими сферами жизни общества, которое обеспечивает толерантное межкультурное общение; способствует развитию функциональной грамотности, образованности, культуры, развитию интеллектуальных, творческих способностей личности, профессиональному росту и повышению уровня самообразования личности, приобщению личности к достижениям

отечественной культуры и культурам народов мира, а также развитию таких личностных качеств, как открытость, любознательность, способность к эмпа-тии, воспитанию уважения к представителям другим наций, народов, культур; способствует усилению мотивации обучения и повышению интереса к образованию в целом; обеспечивает социальную адаптированность личности к жизни в условиях многоязычия и многообразия культур.

Языковая политика планируется и реализовывается на разных уровнях: федеральном, региональном, уровне общеобразовательного учреждения. Все эти уровни взаимосвязаны, но имеют свою специфику. Региональная языковая политика регулируется федеральным законом «Об образовании»; национальной доктриной образования в Российской Федерации.

Востребованность на современном рынке труда высококвалифицированных кадров, непременно владеющих иностранным языком, ставит перед отечественной системой образования новые задачи, касающиеся и языковой подготовки. Одной из приоритетных задач отечественной педагогики в таких условиях становится поиск стратегий обучения, обеспечивающих вхождение личности в мир новых социально-эко-

номических отношении с учетом мировых тенденций к открытости, законосообразности общества, а значит, с учетом фактора многонациональной, многоязычной, поликультурной среды.

Как показывает анализ мировых систем языковой подготовки в системно-структурном аспекте, языковая подготовка является достаточно подвижной частью языкового образования и представляет собой совокупность типологически вариативных моделей, которые отличаются по национально-культурным основаниям, профессиональным требованиям, а также организационно-управленческим и учебно-методическим обеспечением. Здесь следует выделить следующие виды: американскую модель языковой подготовки (требования к владению иностранными языками не являются нормативными для выпускников средних школ и вузов, отсутствуют национальные стандарты и преемственность в их изучении между разными уровнями образования; в целом, языковую подготовку отличает высокий уровень произвольности; в университетах США изучение иностранных языков не является обязательным и их преподавание осуществляется в качестве дополнительного образования); европейскую модель языковой подготовки (в ее основу заложена реализация многоуровневых требований в системе общего среднего образования по овладению одним (двумя) иностранными языками в соответствии с общеевропейскими стандартами; преобладает раннее обучение иностранным языкам — детский сад / начальная школа; все уровни языкового образования, как правило, являются преемственными и носят узко практическую коммуникативную направленность; изучение иностран-

ных языков студентами неязыковых специальностей в университетах осуществляется в рамках элективных курсов по выбору самих студентов); российскую модель языковой подготовки (характеризуется нормативным, преемственным и обязательным характером языковой подготовки в школе и вузе, ориентированной на изучение одного иностранного языка, начиная с начальных классов школы; в последние годы в российской модели реализуются отдельные тенденции европейской модели — осуществляется переход от общего языкового образования, имевшего общетеоретическую, страноведческую и идеологическую направленность, к языковой подготовке, носящей практико-ориентированную коммуникативную направленность; в условиях вузовской подготовки акцент делается на овладение иностранным языком на уровне, достаточном для повседневного и профессионального общения).

В период 2008—2009 гг. нами была разработана Концепция языковой подготовки в предолимпийском Сочи, включающая:

1) важнейшие вопросы языковой политики на период подготовки и проведения XXII Зимних олимпийских игр и XI Паралимпийских зими них игр 2014 г.;

2) систему языковой подготовки в г. Сочи к Зимней Олимпиаде и Паралимпиаде 2014 г.;

3) предмет языковой подготовки к XXII Зимним олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г.;

4) приоритетные задачи языковой подготовки к Зимней Олимпиаде и Паралимпиаде 2014 г.;

5) принципы обеспечения качества языковой подготовки к XXII Зим-

187

ним олимпийским играм и XI Пара-лимпийским зимним играм 2014 г.;

6) методическое обеспечение процесса языковой подготовки.

За основу разработки ведущих концептуальных положений языковой подготовки в предолимпийском Сочи объективно взята отечественная модель языковой подготовки с учетом достижений европейской и мировых педагогических систем в этой области.

Генеральной целью языковой подготовки г. Сочи к XXII Зимним олимпийским играм и XI Паралим-пийским зимним играм 2014 г. стали обучение населения г. Сочи английскому языку как языку международного общения.

На период до 2014 г. языковая подготовка охватывала все сферы жизнедеятельности г. Сочи. Объектами языковой подготовки стали:

1. Организации и предприятии г. Сочи, в том числе Администрация г. Сочи, Центр занятости населения, таможня, строительные, спортивные и др. организации, банковские структуры;

100 силовые структуры; предприятия быто-1°0 вого обслуживания населения (пункты общественного питания (столовые, бары, рестораны), парикмахерские, химчистки, пункты проката автомобилей, магазины и торговые центры).

2. Учреждения г. Сочи, такие, как: детские сады, школы, учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования; научно-исследовательские учреждения; больницы, поликлиники, аптеки; санатории, базы отдыха; музеи, кинотеатры; гостиницы, оздоровительно-развлекательные комплексы и т.д.

3. Зарубежные организации и предприятия, функционирующие на

территории г. Сочи — строительные, транспортные, проектно-изыскатель-ские, спортивные.

Предметом языковой подготовки персонала и работников вышеуказанных сфер жизнедеятельности г. Сочи на период подготовки к Зимней Олимпиаде и Паралимпиаде 2014 г. стало формирование иноязычных компетенций:

1. Иноязычной коммуникативной компетенции (для персонала из зарубежных стран в области русского языка как иностранного).

2. Иноязычной интеркультурной компетенции (для персонала из зарубежных стран в области российской культуры как мировой).

3. Иноязычной профессиональной (для обучающих в том числе методической, дифференциально-психологической и аутопсихологической) компетенции.

4. Иноязычной специальной компетенции в сфере проблематики XXII Зимних олимпийских игр и XI Пара-лимпийскимх зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Приоритетными задачами языковой подготовки населения г. Сочи в преддверии Зимней Олимпиады и Паралимпиады 2014 г. являлись:

1. Создание единой Городской программы обучения населения г. Сочи иностранным языкам.

2. Создание единого Координационного центра по реализации единой Городской программы обучения населения г. Сочи иностранным языкам.

3. Создание безбарьерной языкоз вой среды посредством мотивации населения г. Сочи к изучению английского языка в контексте проблематики XXII Зимних олимпийских игр и XI Па-ралимпийских зимних игр 2014 г.

4. Экспертная оценка готовности образовательных учреждений г. Сочи к осуществлению лингво-коммуника-тивно ориентированной, лингво-про-фессионально ориентированной образовательной деятельности, линг-во-специально ориентированной образовательной деятельности в сфере проблематики XXII Зимних олимпийских игр и XI Паралимпийскимх зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

5. Повышение квалификации и переподготовка преподавателей иностранных языков (в том числе русского как иностранного) для осуществления лингво-коммуникативно ориентированной, лингво-профессионально ориентированной, лингво-специально ориентированной образовательной деятельности на период подготовки и проведения XXII Зимних олимпийских игр и XI Паралимпийских зими них игр 2014 г. в Сочи.

6. Разработка и внедрение в образовательный процесс научно-педагогическими коллективами государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования г. Сочи в рамках концепции языковой подготовки в предолимпийском Сочи обучающих, развивающих программ по долгосрочной и краткосрочной языковой подготовке персонала и работников организаций, предприятий и учреждений г. Сочи (в том числе без отрыва от производства), учебно-методических, справочных пособий по иностранным языкам (русскому языку как иностранному в том числе), дидактических материалов по социально-бытовой, профессиональной сферам деятельности, по специальной сфере деятельности, актуализирующей проблематику XXII Зимних олимпийских

игр и XI Паралимпийскимх зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

7. Усиление языковой подготовки в средних общеобразовательных учебных заведениях, в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, в неязыковых вузах посредством увеличения количества часов на иностранный язык с учетом федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта при построении учебных планов; введение в образовательный процесс «вторых иностранных языков» (за основу обучения берутся рабочие языки ООН).

8. Мониторинг качества языковой подготовки.

Основными принципами обеспечения качества языковой подготовки, согласно основным положениям концепции языковой подготовки в предолимпийском Сочи, стали: развет-вленность и дифференцированность учебных программ; тематическая вариативность; прагмалингвистиче-ская ориентация, креативность обучения; многовариантность заданий и их форматов; многосторонняя актуализация материала; использование аутентичных материалов, несколько превышающих уровень доступной сложности; принцип интегративно-сти и взаимосвязанности в обучении видамречевой деятельности и др.

Методическое обеспечение процесса языковой подготовки в рамках концепции языковой подготовки в предолимпийском Сочи предполагало создание креативно-ценностной развивающей среды в образовательном процессе путем применения следующих форм и методов актуализации педагогических функций лингво-коммуникативно ориентированного, лингво-профессионально

189

190

Рис. 1. Системно-структурная организация языковой подготовки в г. Сочи к Зимней Олимпиаде и Паралимпиаде 2014 г. в г Сочи

ВЕК

ориентированного, лингво-специаль-но ориентированного учебных материалов: учебного диалога, «метода погружения», коммуникативных, проективных, механизмов оценки и др. В качестве дидактических средств реализации педагогических функций учебных материалов выступали: информационно-коммуникативные средства, экранно-звуковые пособия (в том числе в цифровом виде), технические средства обучения.

В связи с возросшей в последние годы потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки в лингводи-дактике сформировалось новое направление исследований — методика интенсивного обучения. Функционируют различные направления обучения иностранным языкам — интенсивное, ускоренное. Стали активно разрабатываться различные технологии обучения: игровые технологии, проблемное обучение, проектные технологии, интерактивные технологии и др.

В контексте подготовки г. Сочи к предстоящим XXII Зимним олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. во исполнение поручения Главы г. Сочи А.Н. Па-хомова об организации и проведении курсов английского языка для населения на базе учреждений профобразования от 22.08.2011 г. № 1541 коллективом сотрудников кафедры иностранных языков, факультета иностранных языков и культуроведения факультет дополнительного языкового образования) Сочинского (института (филиала) Российского университета дружбы народов в практику работы учреждений среднего общего образования и высшего профессионального образования г. Сочи была внедрена Программа учебного модуля

языковой подготовки населения г. Сочи в области английского языка (начальный уровень), которая является адаптированной разработкой Программы профессионального модуля «Профессиональный / специальный иностранный язык (английский, испанский, французский, немецкий) для работников сферы гостиничного бизнеса» / А.А. Полякова, И.К. Ярцева, Н.Я. Лендьел; Под ред. А.А. Поляковой.

В рамках повышения квалификации работников предприятий бытового обслуживания населения г. Сочи была внедрена Программа модульного курса повышения квалификации / переподготовки кадров в области профессионального иностранного языка «Профессиональный английский язык для работников сферы общественного питания (метрдотелей, официантов, барменов)» / А.А. Полякова, В.И. Гревцова; Под ред. А.А. Поляковой.

Разработанное в соответствии с Программой учебного модуля языковой подготовки населения г. Сочи в области английского языка 191 (начальный уровень) / Под ред. А.А. Поляковой и внедренное в практику работы организаций и предприятий г. Сочи, Учебное пособие «Навстречу Олимпиаде!» является продолжением серии учебно-методических материалов, подготовленных коллективом сотрудников кафедры иностранных языков Сочинского института (филиала) Российского университета дружбы народов в рамках Концепции языковой подготовки в предолимпийском Сочи (автор доктор педагогических наук, профессор А.А. Полякова), актуализирующим интенсивные методы обучения ино-

192

странным языкам, то есть обеспечивающие овладение иностранным языком (английским) в сжатые сроки и ориентированные преимущественно на обучение общению, предполагающие использование психических резервов личности обучаемых и различных способов активизации учебной деятельности в образовательном процессе.

В период подготовки к XXII Зимним олимпийским играм и XI Пара-лимпийским зимним играм 2014 г. в г. Сочи были разработаны и осуществлялись приоритетные языковые социально-значимые образовательные проекты «Обучение населения города английскому языку», «Слово дня»; были организованы «языковые школы воскресного дня» для сочинцев, желающих улучшить свою языковую подготовку или приобрести начальные навыки говорения на английском языке.

Результатом языковой подготовки персонала, работников организаций и предприятий, учреждений г. Сочи к XXII Зимним олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи стало практическое владение иностранным языком (для персонала из зарубежных стран — русским языком как иностранным) как средством общения в социально-бытовой, профессиональной сферах деятельности, специальной сфере деятельности в контексте проблематики XXII Зимних олим-

пийских игр и XI Паралимпийских

зимних игр 2014 года в г. Сочи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Полякова, А.А. Концепция языковой подготовки в предолимпийском Сочи [Текст] / А.А. Полякова // Уровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза: Материалы II Междунар. науч.-практ. интернет-конф. -Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2010. - С. 173-179.

2. Сафроненко, О.И. Система и качество языковой подготовки студентов в условиях многоуровневого образования в неязыковых вузах России [Текст] / О.И. Сафроненко: Автореф. дис... д-ра пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2006.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

REFERENCES

1. Federalnyj zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ (red. ot 07.05.2013 s izmenenijami, vstupiv-shimi v silu s 19.05.2013) "Ob obrazovanii v RossijskojFederacii". (in Russian)

2. Poljakova A.A., "Koncepcija jazykovoj pod-gotovki v predolimpijskom Sochi Urovne-voe obrazovanie kak prostranstvo profes-sionalno-lichnostnogo stanovlenija vy-pusknika vuza", in: Proceedings of the Ilrd International internet-Conference, Rostov-na-Donu, 2010, pp. 173-179. (in Russian)

3. Safronenko O.I., Sistema i kachestvo jazyko-voj podgotovki studentov v uslovijah mno-gourovnevogo obrazovanija v nejazykovyh vuzah Rossii, Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy), Rostov-na-Donu, 2006. (in Russian)

Полякова Александра Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра иностранных языков, руководитель факультета иностранных языков и культуроведения, факультет дополнительного языкового образования, Российский университет дружбы народов, Сочинский институт (филиал), alpol@rambler.ru Polyakova A.A., ScD in Education, Professor, Chairperson, Foreign Languages Department, Head of Faculty of Foreign Languages and Cultural Studies, Faculty of Language Education, Peoples' Friendship University of Russia, Sochi Institute (branch), alpol@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.