Научная статья на тему 'Система высшего образования в контексте международных концепций непрерывного образования'

Система высшего образования в контексте международных концепций непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования в контексте международных концепций непрерывного образования»

идущий процесс ее реализации. Это касается таких приоритетных ее сфер, как создание новой системы воспитания, стратегия и методика формирования базовых компетенций, определение условий и механизмов перехода на личностноориентированное обучение и др. Кроме того, содержание, методика и качество результатов ЕГЭ не прошли необходимой экспериментальной проверки и обсуждения, следовательно, не ясна его целесообразность и эффективность. Для выполнения столь серьезных целей модернизации общего и профессионально-педагогического образования, для их соответствия новым реалиям и ценностным установкам не созданы необходимых условий и, прежде всего, нет достаточного финансового и материальнотехнического обеспечения. Скорейшее решение этих вопросов приведет к реальному повышению качества и эффективности образования.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНЦЕПЦИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭВА Куля

В настоящем докладе представлены две главные идеи современного этапа развития образования, касающиеся участия высшего образования в процессе непрерывною образования.

Сущность непрерывного образования лучше всего отражает концепция, согласно которой оно охватывает всю жизнь человека и служит его развитию. Главная задача непрерывного образования — воспитание человека нового типа, характерной чертой которого является творческое и активное отношение к жизни и культуре, т. е. человека, способного совершенствовать самого себя, изменять условия окружающей его жизни и улучшать их на благо общества. Такое концептуальное понимание непрерывного образования было принято ЮНЕСКО и признается европейскими и американскими учеными. ЮНЕСКО, как

172

один из основных инициаторов непрерывного образования, с начала 70-х годов проводит активную деятельность по распространению этой концепции во всем мире. Под его патронажем, а также при поддержке Института педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге группа известных ученых занята исследованием широкого круга проблем, касающихся сущности непрерывного образования. Например, на конференции (1977 г.) подчеркивалось, что правительства должны содействовать образованию взрос-лых1.

Специальная роль в процессе непрерывного образования отводится учителю, который должен быть организатором работы, соучеником, примером интеллектуальной активности, а также должен знать и применять различные методы обучения, творчески разрабатывать новые решения. Поэтому значение системы высшего образования для развития непрерывного обучения является как бы двуединой: давая образование интеллектуальной элите общества, оно должно одновременно ориентировать ее на процесс непрерывного обучения и приобщать к нему; давая образование учителям, формировать у них предпосылки непрерывного обучения как целостной системы просвещения и воспитания.

Одними из первых докладов, касающихся значения высшего образования и процесса непрерывного обучения, были: известный рапорт Е. Faure «Учиться, чтобы быть», а также рапорт J. W. Botkin-a, М. Elmandjr-a, М. Malitz-a « Учиться без границ. Как сомкнуть “человеческий пробел”». Первый из них пропагандирует современное образование для всех. Уже его название говорит о значении образования и воспитания в жизни и развитии каждою человека. Обучение людей должно быть не привилегией, но правом, а образование человека — не украшением, а подготовкой к широкому и компетентному участию в общественной жизни. В докладе рекомендовалось, чтобы в

JF.Mayor. Un monde nouveau, UNESCO 1999, перевод на иольск. яз.: Рпу$2юн>ж hbwiata (pod red.naukow№ W.Rabczuka), Warszawa 2001, s.388

173

ближайшие годы непрерывное образование стало высшей идеей политики просвещения. С этой целью, по мнению автора, необходимы изменения в традиционном отношении к системе высшего образования2. Доклад же «Учиться - без границ» содержит углубленный анализ состояния просвещения и образования в современном мире. Его главной идеей является тезис о неограниченных возможностях обучения человека. В нем высказывается пожелание о ликвидации каких-либо барьеров в сфере образования человека и целых народов. В этом рапорте имеется постулат, касающийся сближения университетского образования с реальными социальными проблемами общества3.

Очередным докладом, ориентированным на разработку концепции образования, соответствующей основным изменениям наступающего времени, был доклад Совета Римского клуба4, разработанный Aleksandr-ом King-ом и Bertrand-ом Schneider-ом, под названием «Первая глобальная революция»5. Целью образования, отмечалось в докладе, должен стать поиск рациональных ответов на социальные вызовы времени и, тем самым, создание новой общей, но имеющей разные облики, цивилизации.

2 Faure Е., Apprendre a Ktre, UNESCO 1972, польский перевод Faure Е., Uczyc si%, aby bye , Warszawa 1975, s.366

3 Botkin J. W., Elmandjra M., Malitza M., No Limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome,польск перевод Botkin JAV., Elmandjra M., Malitza M Uczyotc siK- bez granic.Jak zewrzeotc “1икк ludzkNf*? Raport Klubu Rzymskiego, Warszawa 1982, s.183-184.

4 Римский Клуб - это по началу неформальная ассоциация выдающихся ученых, которая возникла в 1968 г. В него входит около 100 независимых человек из 53 стран. Ему чужды любые политические амбиции. Его члены являются представителями самых разнообразных культур, идеологий, профессий и отраслей знания, но их связывает общая забота о будущем. Главным предметом своей заинтересованности Клуб сделал «критическую ситуацию человечества».

5 King A., Schneider В., The First Global Revolution. A Report by The Council of The Club of Rome, перевод на польск. яз. King A., Schneider

В., Pierwsza rewolueja globalna, Warszawa 1992.

174

Больше всего внимания системе высшего образования уделено в докладе для ЮНЕСКО Международной комиссии по делам образования для XXI в. {{Образование. В нем скрыто сокровище.», подготовленном под руководством J. Delors-a. По мнению ЮНЕСКО, на пороге XXI в. университет должен стать центром не только обучения, но и широко понимаемой культуры. В докладе обращено внимание на неизбежность эволюции университета, обусловленную изменениями рынка труда и будущей структуры занятости специалистов с высшим образованием. Каждый человек, стремящийся получить высшее образование, понимает, что оно откроет ему доступ к общим познавательным достижениям национальной и мировой цивилизации6. Международная комиссия по делам образования для XXI в. рассматривает университет как центр культуры и науки, открытый для всех, приписывая ему главную роль в осуществлении концепции {образование в течение всей жизни». В докладе подчеркивается, что одной из основных функций университетов является удовлетворение разнообразных потребностей непрерывного образования в самом широком значении этого слова.

В опубликованной Европейской Комиссией Белой книге образования и развития «Обучение и учеба: На пути к обучающемуся обществу» выделено три больших фактора, вызывающих общественные и образовательные перемены7: (а) развитие информационного общества, (б) процессы глобализации, (в) достижения научно-технического развития. В результате формируется новая модель получения знаний, сочетающая высо-

6 J.Delors, L’flducation: Un trusor est cachit dedans, UNESCO 1996, польск. перевод J.Delors, Edukacja Jest w niej ukryiy skarb. Raport dla UNESCO Mi^dzynarodowej Komisji do spraw Edukacji dla XXI wieku, Warszawa 1998, s. 138-139

7 The White Paper on education and training Teaching and learning

- Towards the learning society, Luxembourg 1995, польск. перевод: Biala Ksiega Ksztalcenia i Doskonalenia Nauczanie i uczenie sie. Na drodze do uczqcego si$ spoleczehstwa, Warszawa 1997, s.21-25.

175

кую специализацию с хорошей общеобразовательной подготовкой и творческим мышлением. Белая книга, предлагая реализацию новой модели общества, обучающегося на протяжен™ всей жизни, указывает два пути достижения этой цели: формирование общей культуры и готовности к самостоятельной работе, а также способности к активной экономической деятельности8.

В докладе Европейской Комиссии, озаглавленном «Образование для Европы», придается большое значение образованию взрослых, которые не смогли в полной мере реализовать свои возможности, или тех, кому необходимо приспосабливать свои профессиональные знания к изменениям, происходящим на протяжении их жизни. По мнению этой Комиссии, опыт разных систем образования взрослых в Германии, Франции и в Скандинавских странах показывает, что люди, разочарованные традиционной системой образования, могут достичь высоких результатов после начальных уровней университетского обучения, а некоторые имеют результаты даже выше этого уровня9.

В докладе Ф. Мейо 10 «Будущее мира» говорится, что университет XXI в. будет гражданским университетом, основной задачей которого станет углубление демократии. Университет должен быть открытым для мира труда и учитывать реальные потребности общества. Существует много университетов, которые предлагают в рамках непрерывного обучения курсы для взрослых, желающих совершенствовать свои знания или при-

8 Там же, с.26-41.

9 Accomplishing Europe through education and training. Report by Study group on education and training, Luxembourg 1997, польс. перевод: Edukacja dla Europy. Raport Komisji Europejskiej w tlum. I.Wojnar i J.Kubina, Warszawa 1999, s.39

10Federico Mayor Zaragoza, рожд. 27.01.1934, в течение 12 лет был генеральным директором ЮНЕСКО (1987-1999), кроме того, выполнял функции министра образования и науки Испании, ректора Университета Гренады, а также делегата в Европейском Парламенте.

176

обретать новые компетенции. Непрерывное обучение является, по мнению Ф. Мейо, конкретизацией концепции «Образование в течение всей жизни». Этой возможностью, как отмечается в рапорте, должны пользоваться все, согласно статье 21.1 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится: «Высшее образование должно быть доступным всем по принципам полного равенства согласно заслугам»11.

Начиная с 2000 г. было предпринято много действий в направлении воплощения в жизнь идеи обучения в течение всей жизни (непрерывного обучения). Эти действия уже дали первые результаты в странах Евросоюза, например в сфере мобильности, доступа к науке и высшему образованию, первичному обучению и профессиональному совершенствованию. Эти действия прокладывают путь к достижению общих целей.

Представленные выше некоторые концептуальные положения отдельных между народных докладов в области образования могут быть реализованы при условии, если будут поддержаны соответствующими государственными актами в отношении системы высшего образования.

Кроме того, организация всеобщего и непрерывного обучения нуждается в специальном международно-правовом регулировании. Однако уже сейчас заинтересованность международных учреждений и организаций в непрерывным обучением свидетельствует о понимании ими значения принципа, провозглашенного Сократом: образование — это дело всей жизни.

11 F. Mayor, Un monde nouveau, UNESCO 1999, польск. перевод Przyszlosc swiata (pod red.naukow^ W.Rabczuka), Warszawa 2001, s.389.

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.