научно-методический электронный журнал
Молодцова Т. Д. Система воспитательной работы по преодолению дезадаптации подростков // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13062. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13062.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13062 УДК 37.015.31:159.922.8 Молодцова Татьяна Даниловна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова, г. Таганрог [email protected]
Система воспитательной работы по преодолению дезадаптации подростков
Аннотация. В статье рассматриваются система воспитательной работы с дезадаптированними подростками, предполагающая сочетание группового и индивидуального подходов и основанная на применении «смыслообразующих» и «сопутствующих» стимулов. Цель такой системы - превратить внешние стимулы во внутренние, которые обладают высоким положительным потенциалом. Ключевые слова: дезадаптация, подростки, система, стимулы, симптомокомплекс.
Целью нашего исследования явилось построение системы работы педагогов по предупреждению и преодолению дезадаптации подростков массовой школы, которая содержит как групповую (профилактически-коррекционную), так индивидуальную (коррекционно-реабилитационную) работу. Каждый из указанных видов работы имеет присущие только ему цели, содержание, способы реализации, но все они составляют нерасторжимое единство, гармонично между собой связаны и взаимообусловлены. Цель групповой профилактически-коррекционной работы, с одной стороны, -создать «нравственный иммунитет» у школьников, развив у них стойкость к отрицательным как субъективным, так и объективным факторам (она проводится со всеми категориями учеников), с другой - откорректировать поведение группы учеников, имеющих признаки дезадаптации, так как, если она и имеет место, при умелой профилактике и своевременной коррекции необходимо не позволять ей стать более глубокой и устойчивой, а в ряде случаев и вообще способствовать её исчезновению. Задачи такой работы, как правило, преследуют превентивный, то есть предупредительный характер. Это тот вид деятельности, который наиболее плотно увязан с общепедагогическими воспитательными концепциями, так как любая из них, помимо множества созидательных целей, носит еще и предупредительный характер.
Индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа имеет несколько иную цель. Она связана, в основном, с исправлением или блокировкой каких-либо нравственных, познавательных, волевых и других недостатков отдельной личности, а в конечном счете, её симптомокомплексов, а также отрицательно влияющих на личность факторов. Причем если первая предполагает некоторое более или менее глубокое изменение личности, то вторая, то есть реабилитационная, - практически полную перестройку личностно-мотивационной сферы, «возвращение» личности к приемлемым обществом нормам поведения, создает условия для начала её адаптации, а затем и самоактуализации. По сравнению с групповой профилактически-коррекционной она имеет чаще всего более камерный, дифференцированный характер. Сначала идёт проникновение в суть явлений, их причин и психологических механизмов, а затем вырабатывается индивидуальная стратегия в каждом отдельном случае дезадаптации или опасности её развития, т.е. когда речь идёт о преддезадаптации.
Главное условие сосуществования групповой и индивидуальной видов деятельности - слитность и гармоничность их влияния на личность. Необходимо, чтобы индивидуальная работа с учеником была гармонична с групповой. Мы считаем, что достигнуть данных целей можно, с одной стороны, посредством тщательной диагно-
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13062.htm
научно-методический электронный журнал
Молодцова Т. Д. Система воспитательной работы по преодолению дезадаптации подростков // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13062. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13062.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13062 УДК 37.015.31:159.922.8
стики, а с другой - посредством системы педагогического стимулирования соответствующей деятельности. Обратились к проблеме стимулов внутренних и внешних, реализуемых в деятельности субъектов.
Понятия «стимул» и «стимулирование» в науке известны давно. Существуют различные подходы, предлагаемые исследователями для работы с подростками. Но надо заметить, что ни одна из концепций не обходит стороной вопрос о возбуждении активности учеников, побуждении их к деятельности. Вот эту объединяющую всех идею и надо, на наш взгляд, брать на вооружение при создании системы стимулирования. Педагогическая сторона такой ситуации выражается в конкретных воспитательных возможностях школы, тех, кто в ней работает с подростками, а также их семьи. Есть школы, пронизанные творческим духом, с дружным, согласованно работающим коллективом, использующие самые новейшие достижения науки, в том числе и педагогики. А есть рутинные, работающие по-старинке, с авторитарной направленностью, а в худшем своём варианте, наполненные склоками, нездоровым соперничеством, «подсиживанием», выслуживанием, лестью, завистью. Это не тот климат, где создается «нравственный иммунитет», а соответственные внутренние стимулы развития. В построении системы стимулирования огромную роль играет личность взрослых, которые работая с учениками, являются для них объектом подражания, идентификации, ориентировки. В основном это педагоги и родители. Важно, чтобы из субъектов воздействия на объекты (учеников) они становились субъектами продуктивного взаимодействия, что должно придавать дополнительный импульс системе стимулирования. Мы солидарны с мнением представителей теории личностно-развивающего взаимодействия, что надо прекращать порочную практику изучения личности и корректировки только ученика, рассмотрения его психологии (интересов, мотивов, стремлений), а обратиться и к тем, кто с ними взаимодействует, в частности педагогам и родителям. Совершенно справедливо они подчеркивают: «Взрослый для ребёнка - не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект» [1, с. 13]. Диагностика, а иногда и корректировка развития способностей, умений, знаний, характерологических параметров взаимодействующих взрослых - должны стать обязательным условием успешности построения работы с детьми. Причём большая нагрузка при этом должна падать на процесс самоизучения, самодиагностики и самоактуализации. Значительную роль играет «... индивидуальноличностный аспект деятельности воспитателя...» [2, с. 12], т. к. в воспитании очень важно сопереживание, соустремление, сочувствие и т. д. Одно дело, когда профилактической и коррекционной деятельностью занимаются личности достаточно нравственно устойчивые, стабильные, целеустремленные, без внутренних стрессов и невротизации и другое - когда за дело воспитания берутся агрессивные, невротичные, сами плохо адаптированные педагоги и родители, к тому же не владеющие должным «инструментарием» взаимодействия. Отсюда, как мы считаем, в деле профилактики и коррекции подростков, на повестке дня должен постоянно стоять вопрос о диагностике, воспитании и самовоспитании тех, кто с этими подростками работает. Можно сказать, что строя смыслообразующую систему стимулов, надо учитывать возможности социума, микросоциума, педагогическую ситуацию, возраст школьников и их особенности, что чрезвычайно важно, нравственные психологические, духовные резервы реализаторов профилактической и коррекционной работы. Причём важно определить, есть ли перед учениками поставлены определенные идеи, цели, перспективы, интересы и т. д. Если есть, надо их, на наш взгляд, активизировать и из общественно-значимых превращать в референтно-значимые, а затем в личностно-
http://e-koncept.ru/2013/13062.htm
научно-методический электронный журнал
Молодцова Т. Д. Система воспитательной работы по преодолению дезадаптации подростков // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13062. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13062.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13062 УДК 37.015.31:159.922.8
значимые внутренние стимулы. А если и это произошло, тогда умело подключать сопутствующие стимулы или стимулы-средства. Это стимулы-приёмы, технологические методы, которые активизируют и усиливают стимулы «смыслообразующие», а также вызывают стимулы-мотивы (по А. Н. Леонтьеву), которые не несут смыслообразующей нагрузки [3]. Это такие «сопутствующие» стимулы, как: создание ситуации успеха, доверия, здорового соперничества, подражания, убеждения, заражения, переубеждения, перспективы, правильно построенного поощрения и наказания, предоставление самостоятельности, возбуждение сопереживания, вызов интереса и др.
Мы предположили, что стимулировать положительные компоненты симптомо-комплексов, особенно центральных, с целью создания таких положительных внутренних стимулов-отношений, вытесняющих, тормозящих «пусковые» механизмы дезадаптации, ведущих личность к гармонизации с собой и социумом, адаптирующих личность, должны стремиться исполнители системы.
Рассматривая систему стимулирования, через которую «красной нитью» должна проходить основная идея или группа важных идей, являющихся смыслообразующими стимулами, мы прежде всего имели в виду создание, перестройку, активизацию образований, которые мы обозначили как «внутренние стимулы» развития личности, если они положительные, обеспечивая её стойкости к отрицательным и открытости к положительным влияниям. Такую работу мы обозначили как профилактическую. Но мы принимаем во внимание наличие у многих учеников других, более или менее устойчивых образований, которые были нами обозначены как «пусковые психологические механизмы» дезадаптации и которые, как уже неоднократно указывалось, тормозят развитие личности, способствуют нарушению её деятельности, отношений, поведения. Они не всегда исчезают под влиянием профилактических мер. Это влечет за собой необходимость подключения как групповой, так и индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы. К проблеме коррекции существуют различные подходы. Есть мнение, что она идёт или «сверху вниз», т. е. от коллектива к личности или «снизу вверх», от индивидуальности к группе. Помимо этого, можно встретить различный подход к факторам и проявлениям дезадаптации. В одних случаях утверждают, что бесполезно бороться со следствием проявления дезадаптации, важно выявить и искоренить причину, т. е. фактор, в других - предлагается искоренение самого поведенческого или деятельностного проявления.
С нашей точки зрения, предлагаемая нами система предполагает наличие каждого из этих подходов, но в зависимости от того проявления дезадаптации, которое имеет место. Мы постарались в этом вопросе решать проблему комплексно, но для этого надо проводить тщательное изучение многих сторон личности и социума, что отражает диагностический компонент системы. Он включает не только диагностику дезадаптации ученика и группы, факторы и механизмы, способствующие этому, но одновременно всё положительное, что может использоваться в системе стимулирования, в том числе потенциальные возможности исполнителей модели.
Итак, диагностическая часть работы с группой должна включать такие компоненты.
1. Проведение диагностики дезадаптированности учеников в группе, классе, определение «пиков» дезадаптации группы.
2. Выявление основных факторов, вызвавших дезадаптацию группы.
3. Определение потенциала коллектива и входящих в него учеников.
4. Выявление возможностей социально-педагогической ситуации.
5. Изучение возможностей исполнителей систем.
http://e-koncept.ru/2013/13062.htm
научно-методический электронный журнал
Молодцова Т. Д. Система воспитательной работы по преодолению дезадаптации подростков // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13062. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13062.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13062 УДК 37.015.31:159.922.8
Очень многое в построении системы предупреждения и преодоления дезадаптации, зависит от того, как ведёт себя дезадаптированный подросток, в чём проявляется его дезадаптация, является ли ученик закомплексованным, отчужденным или обладает отрицательной направленностью и т. д. Важно раскрыть, проявляется ли дезадаптация в рамках только школы, семьи, друзей, или она носит комплексный характер, а также выявить, насколько она «затронула» личностные образования, стала ли устойчивой, открыто ли проявляется. Наконец, как подросток относится к своей дезадаптации, видит ли её, стремится ли исправить - всё это должно влиять на построение системы стимулов. Помимо этого, важно учитывать состояние макро-, мезо- и микросреды, которое способствует появлению дезадаптации, особенно важно близкое окружение (школа, педагоги, семья, группа друзей, знакомые и т. д.). В частности, школа сама нередко становится для ребенка или подростка источником дезадаптации, в связи с тем, что порой в ней проявляется некомпетентность, самоуверенность, бестактность учителей, педагогические ошибки. Но дезадаптация, связанная со школой, может исходить не только от учителей, но и от самих учеников, их неудач в учебной деятельности, нежелания трудиться, отсутствия привычки к умственной деятельности, наконец, не сложившихся отношений с товарищами по классу и т. д. Самым распространенным источником детской и подростковой дезадаптации являются неблагополучные семьи, появлению которых способствует множество причин: миграция, бедность, безработица родителей, разводы, алкоголизм, насилие в семье, а это, в свою очередь, порождает цепочку последствий: безнадзорность, сиротство, бродяжничество, правонарушения, неуспеваемость, недисциплинированность и т. д. Среди всех этих факторов важно выявить тот, который «спровоцировал» развитие дезадаптации подростка, но одновременно и те, которые несут положительный «заряд» и могут использоваться для создания системы стимулирования.
Кроме этого, необходимо изучать положительный потенциал, который есть у каждой личности, но часто не только не замечается ею самой и окружающими, но и не используется (выдающаяся роль психологов-гуманистов в том, что они поняли и постарались обратить внимание учёных и практиков на данное внутреннее потенциальное «Я», его огромные нереализованные возможности). Это должно стать одной из важнейших задач в построении модели предупреждения и преодоления дезадаптации. Итак, диагностика, связанная с индивидуальностью конкретного ученика, должна быть такой.
1. Изучение нарушения поведения, деятельности взаимоотношений ученика и факторов, его вызывающих (раскрытие вида, подвида, типа дезадаптации, уровня дезадаптации, психологических механизмов, области проявления и характера субъективных и объективных факторов, ставших её причиной).
2. Изучение личности ученика, её положительных черт и потенциальных возможностей, наличие положительных смыслообразующих внутренних стимулов.
3. Рассмотрение факторов, которые могут войти в систему индивидуального стимулирования (возможностей коллектива, социума, школы, возможностей педагога, творческого потенциала исполнителей системы и т. д.).
Таким образом, диагностика проявления дезадаптации у подростков механизмов и факторов её вызвавших, должна идти одновременно с изучением личности в целом, её положительных сторон и тех факторов, которые их стимулируют. Подобная диагностика дает возможность построения более эффективной системы воспитательной работы. Работа должна идти в следующих направлениях:
- устранение, торможение, нейтрализация реализатором систем отрицательных факторов, вызывающих дезадаптацию, а именно: состояние здоровья, нарушения поведения, деятельности, взаимоотношений ученика или группы и факторов, их вызывающих
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13062.htm
научно-методический электронный журнал
Молодцова Т. Д. Система воспитательной работы по преодолению дезадаптации подростков // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13062. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13062.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13062 УДК 37.015.31:159.922.8
(цель - раскрытие области проявления дезадаптации и характера субъективных и объективных факторов, ставших её причиной, по возможности их устранение или торможение);
- активизация положительных факторов, влияющих на личность, которые становятся часто стимулами развития личности, использование положительных черт самого ученика (цель - раскрытие потенциальных возможностей и наличия положительных смыслообразующих внутренних стимулов);
- рассмотрение факторов, которые могут войти в систему стимулирования (цель - найти возможности коллектива, социума, школы, педагогов, творческого потенциала исполнителей системы);
- создание, усиление, восстановление, активизация системы стимулирования, включающей «смыслообразующий» стимул или группу стимулов и подкрепляемую стимулами сопутствующими: создание ситуации успеха, расширение диапазона возможностей, воспитание уверенности, повышение самооценки (цель - активизация, переориентация или создание положительных внутренних стимулов-отношений, которые, реализуясь в деятельности, корректируют личность, делают её более адаптированной в обществе и одновременно вытесняют внутренние отрицательные образования, которые являются «пусковыми» психологическими механизмами дезадаптации. Как уже писалось выше, подобные стимулы, чтобы стать внутренними регуляторами поведения, должны стать для подростка личностно-значимыми. Чаще всего, они связаны с желанием быть уважаемым, принятым товарищами, участвовать в интересных делах, чувствовать себя взрослым и т. д.
«Смыслообразующий» стимул, проходящий через сознание и мотивационную сферу и усиленный стимулами сопутствующими, становится сначала референтно, а потом личностно-значимым внутренним стимулом, и обеспечивает, с одной стороны, общее развитие личности, снижение или «снятие» дезадаптации, а с другой - реализацию в деятельности, а значит, взаимоотношениях и поведении. Одновременно отрицательное влияние факторов можно снимать напрямую, а иногда через систему сопутствующих стимулов, тормозящих отрицательные проявления личности и активизирующих положительные.
Результат функционирования систем - адаптированная личность подростка, гармонично вписывающаяся в положительную среду, реализующая себя в деятельности, стремящаяся к самореализации и самоусовершенствованию.
Ссылки на источники
1. Петров В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону: РИОАО, 1995. - 88 с.
2. Там же.
3. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. - 316 с.
Molodtsova Tatiana,
Doctor of Education, Professor, Head of the Department of Social Pedagogy and Psychology of Taganrog State Pedagogical Institute named after Anton Chekhov, Taganrog [email protected]
System of educational work to overcome the exclusion of adolescents Abstract. A system of educational work with disadvantaged young people, involving the combination of group and individual approaches, and based on the use of "semantic" and "collateral" incentives. The purpose of such a system - to turn the external stimuli into internal, which have a high positive potential.
Keywords: maladjustment, teenagers, the system, the incentives, simptomokompleks.
Рекомендовано к публикации:
Зиновкиной М. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации
9 772304 120135
(V Г /V
977230412013503
http://e-koncept.ru/2013/13062.htm