Научная статья на тему 'Система воспитательной деятельности в негосударственном образовательном учреждении (на примере Северной гимназии)'

Система воспитательной деятельности в негосударственном образовательном учреждении (на примере Северной гимназии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная работа / негосударственное образовательное учреждение / воспитательная деятельность в негосударственном образовательном учреждении / гимназия / северная гимназия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короваева Лариса Евгеньевна

Статья посвящена описанию системы воспитательной деятельности образовательного учрежедения нового типа и ее социально-педагогической роли в образовательном пространстве гимназии. В ней говорится о педагогических технологиях, применяемых при реализации данной воспитательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the educational activity system of an educational institution of the new type and its social and pedagogical role in a gymnasium"s educational space. The author talks about pedagogical technologies, features and ways of realisation of the given programme.

Текст научной работы на тему «Система воспитательной деятельности в негосударственном образовательном учреждении (на примере Северной гимназии)»

Л. Е. Короваева

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ СЕВЕРНОЙ ГИМНАЗИИ)

Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. И. Коновалова

Статья посвящена описанию системы воспитательной деятельности образовательного учреждения нового типа и ее социально-педагогической роли в образовательном пространстве

370

гимназии. В ней говорится о педагогических технологиях, применяемых при реализации данной воспитательной программы.

The article describes the educational activity system of an educational institution of the new type and its social and pedagogical role in a gymnasium's educational space. The author talks about pedagogical technologies, features and ways of realisation of the given programme.

В настоящее время сфера образования динамично развивается, остро реагируя на изменения социально-экономической среды, адаптируется и вместе с тем активно влияет на нее. Задачи, стоящие перед современным российским обществом, вступившим в новое тысячелетие, достаточно сложны. Они требуют неординарных решений и смелых, принципиально новых подходов, которые под силу людям, способным творчески мыслить и действовать в этих условиях.

Основой для подготовки высокообразованных, творческих людей должна стать школа с новыми учебно-воспитательными и гуманитарными целями и возможностями.

Общеобразовательная система многие годы ориентировалась на »среднего» ученика. Вместе с тем несомненно, что у некоторых учащихся обнаруживаются благоприятные предпосылки незаурядных интеллектуальных и творческих способностей и они не укладываются в рамки общепринятых стандартов воспитательной системы общеобразовательной школы. Изменившаяся социально-экономическая среда требует системы воспитания, направленной на развитие нового содержания образования вместе с интенсификацией и дифференциацией учебно-воспитательного процесса в школе. В своей деятельности мы ориентированы на психолого-педагогическое сопровождение каждого ученика, изучаем его особенности, выстраиваем индивидуальную траекторию его развития, целенаправленно координируем всех участников образовательного процесса (ученика, родителей, педагогов). При выстраивании индивидуального маршрута учащихся учитываются уровень сформированное™ учебно-познавательной деятельности гимназистов,

интересы, склонности, нравственные принципы, уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, состояние здоровья, участие родителей в воспитании ребенка и другие влияющие факторы.

Все это нацелено на сохранение и развитие общего, среднего и дополнительного образования, совершенствование содержания образования, форм и методов обучения, в конечном итоге на создание условий для поддержки и развития творческих способностей личности, что направлено на сохранение интеллектуальной элиты и интеллектуального генофонда России.

Воспитательная работа в гимназии организована как целенаправленная, продуманная деятельность в непрерывном педагогическом процессе, пронизывающем все ступени роста ребенка - от поступления в школу до получения высшего обра -зования. Каждый учащийся в течение учебного года в зависимости от своих склонностей и индивидуальности участвует в работе направлений, по которым выстраивается учебно-воспитательный процесс в гимназии: психо лого-педагогическое, культурно-образовательное, спортивно-оздоровительное, профориентационное.

Невозможно разделить учебно-образовательную и воспитательную деятельности, особенно в условиях пансиона, когда любая деятельность учащегося может быть проанализирована, проконтролирована и нацелена на необходимый результат, когда гимназисты проводят в стенах школы гораздо больше времени, чем учащиеся обычных классов. При этом демократический подход к вопросам образования и воспитания предусматривает обязательность равенства возможностей для самореализации каждого учащегося, независимо от ба-

37 1

зового уровня его образования, его культурного поля и его интересов, сложившихся еще до прихода в гимназию.

Принцип непрерывности, повышение социального статуса и роли образования, трансляция из поколения в поколение ценностей духовных, культурных, нравственных в их национальном и общечеловеческом понимании, значительное расширение комплекса научных дисциплин, создание мотивационного компонента являются основополагающими в практической деятельности гимназии.

Воспитательная деятельность неотрывна от образовательной деятельности гимназии и основывается на закономерностях становления творческой индивидуальности учащихся, их возрастных особенностях, что диктует выбор методов, средств и форм организации учебно-воспитательной деятельности - прямо ориентированной на личность ребенка. Для создания целостной системы, постановки целей и определения задач при формировании детского коллектива учащихся из различных регионов России проводится комплексная информационная деятельность. При поступлении в Северную гимназию нами исследуются не только уровень знаний, но и личностные качества (мотивация, уровень развития мыслительных процессов, уровень воспитанности) и другие характеристики, обеспечивающие успешность и компетентность в дальнейшей деятельности.

В гимназии создаются все условия для выявления и всестороннего развития способностей и наклонностей каждого ученика, установление связи формируемого действия с мотивом значимой деятельности через погружение в творчество, формирование творчески мыслящей, духовно богатой и физически здоровой личности.

Специфика негосударственного образовательного учреждения, работающего в условиях полного пансиона, определяет цели, содержание и формы образовательной деятельности в единстве ее обучаю -щих, воспитательных и развивающих функ-

ций применительно к такому контингенту детей.

Педагогический коллектив за семь лет работы достиг определенных результатов. Совместно с учителями разрабатываются и апробируются различные педагогические и методические приемы, направленные на формирование умений применять стандартные знания в нестандартных ситуациях, рациональные приемы работы и навыки самоконтроля, умения самостоятельно приобретать знания, в том числе и выходящие за рамки школьного курса. В воспитательном процессе используются следующие педагогические технологии и приемы:

• работа в группах постоянного и переменного состава;

• компьютерные технологии при выполнении коллективных и творческих заданий, при проведении психологического и про-фориентационного тестирования;

• осуществление педагогических проектов, направленных на формирование умений школьников осуществить деятельность на всех стадиях от постановки цели до анализа результатов;

• игровые формы ( деловые игры);

• тренинги;

• беседы и дебаты;

• экскурсии;

• дни учебного самоопределения (участие в организации и проведении учебных занятий в предметных неделях).

Новаторская деятельность педагогов, сотрудничество практиков приводят к высоким показателям обученности и воспитанности. В гимназии высок процент выпускников, поступивших и успешно осваивающих программы высшего профессионального образования, из года в год растет число медалистов, победителей международных и университетских олимпиад и конкурсов.

Формирование интереса и способностей в школе осуществляется в ходе изучения учебных предметов, воспитательной, внеурочной, школьной и внешкольной работы и посредством включения учащихся

во все виды творческой деятельности. Соответствие содержания, форм и характера воспитательной работы, скоординирован-ность всех школьных и внешкольных мероприятий, связь учебной и внеучебной деятельности школьников, которые требуют к себе особых подходов и внимания, привели к тому, что возникла необходимость создания единой воспитательной системы. Знания, полученные на уроке, готовят к внеурочной деятельности, которая, в свою очередь, является предметом обсуждения и подготовкой к следующему уроку. Это можно продемонстрировать на следующем примере: изучение творчества Ф. М. Достоевского на уроке литературы, посещение во внеурочное время спектакля «Двойник», посещение музея-квартиры, обсуждение театральных приемов при изучении курса «История искусств», создание учащимися собственных интерпретаций произведений Ф. М. Достоевского в различных жанрах.

Воспитательная работа направлена на поддержание и укрепление ученического коллектива в тесном сотрудничестве с учителями, создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка, развитие гражданских, интеллектуальных, нравственных и духовных качеств учащихся, соответствующих общечеловеческим ценностям.

Формирование общегимназических традиционных мероприятий является составной частью воспитательной системы гимназии. Наряду с мероприятиями, которые стали частью образовательного процесса, проводятся и другие мероприятия, организованные по инициативе учащихся («Последний звонок», «Выпускной вечер», «Посвящение в гимназисты», КВН, «Осенний Пушкинский бал» и др.). Это входит в традицию, но не стало стандартом, и каждый год учащиеся при проведении мероприятия меняют форму, жанр, содержание. Такие творческие дела способствуют развитию креативного потенциала учащихся, совершенствованию личностных возмож-

ностей, приобщению к культурным и образовательным ценностям, воплощению собственных планов, удовлетворению индивидуальных интересов в различных сферах деятельности.

Особое внимание уделяется внеклассным мероприятиям познавательного и развивающего характера. Это конкурсы, олимпиады, диспуты, общение с интересными людьми, научно-практические конференции. Воспитательный характер такого рода мероприятий состоит в том, что они не только позволяют расширить кругозор, научиться самостоятельно получать знания, но и сформировать и развивать такие качества, как целеустремленность, умение работать в команде, системность восприятия окружающего мира, нестандартное мышление и творческий анализ.

Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательной системы гимназии. Тесно связанное с интеллектуальным развитием физическое воспитание способствует укреплению здоровья учащихся, формированию физической культуры и волевых качеств личности. В гимназии действуют секции по волейболу, футболу, баскетболу, тренажерный зал. Особой популярностью среди учащихся и педагогов пользуются турнир по настоль -ному теннису, игры в пейнтбол, турнир по волейболу и спортивное ориентирование. Основная задача этого направления воспитательной работы: сформировать у учащихся не только потребность к ведению здорового образа жизни, но и отношение к занятием спортом как ценности.

Совместное участие в планировании и проведении мероприятий учителями и учащимися, доверительный стиль отношений, доброжелательность и искренность максимально сближают детей и взрослых, способствуют взаимному обогащению. Каждое мероприятие, проводимое в ходе работы, имеет свое значение и результат, который откладывается в памяти учащихся, играет воспитательную, поучительную роль. Об этом свидетельствует анкетирование,

проводимое среди гимназистов и родителей. Среди причин, по которым они выбирают Северную гимназию как приоритетное образовательное учреждения, они называют доверительное и уважительное отношение к личности ребенка, его индивидуальным особенностям, изменение его культурных потребностей. При первичном анкетировании учащиеся чаще отдают предпочтения таким видам досуга, как дискотека, просмотр фильмов, при завершении процесса значительно расширяется набор способов проведения свободного времени, и предпочтения отдаются познавательным видам воспитательной деятельности.

Особое место в системе воспитательной деятельности гимназии уделяется профориентации, так как правильный выбор своей будущей профессии - главный фактор успешности личности. Под руководством психолога учащиеся имеют возможность составить характеристику своей готовности к выбору той или иной профессии. Экскурсии, встречи с представителями ведущих вузов значительно расширяют их информационные возможности. Деловые игры, тренинги и другие формы позволяют правильно определить пути получения профессионального образования.

В результате реализации данной воспитательной программы выявляются творче-

ские дети, создаются условий для дальнейшего развития учащихся путем их мониторинга в различных видах деятельности и управления процессом этого развития через учебные занятия и внешкольные мероприятия. При этом создается детский коллектив единомышленников, каждый член которого умеет разрешать проблемные ситуации в поведении и общении со сверстниками и взрослыми, ориентирован на любовь и заботу о своем городе, стране, месте, в котором живет, где сложился круг его интересов, в том числе и профессиональный выбор. На основе организации самоуправления в ходе воспитательной программы развиваются навыки общения в разновозрастном коллективе, умения работать в паре, в команде, быть успешным, формируется модель жизни на принципах свободного общения, соблюдения интересов, уважения к личности другого человека, независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания.

Таким образом, воспитательная деятельность в негосударственном образовательном учреждении представляет собой комплекс взаимосвязанных с учебным процессом мероприятий, направленных на формирование социальной, коммуникативной и предметной компетенции учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.