Научная статья на тему 'Система внутреннего контроля в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью компании'

Система внутреннего контроля в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1075
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голованова К.Е., Кузьмичев Д.И.

Данная статья посвящена вопросам создания и роли системы внутреннего контроля в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью субъектов хозяйствования, оказывающих влияние на платежеспособность и финансовую устойчивость организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система внутреннего контроля в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью компании»

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

17

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. - М.: Дело, 2014. - 501 с.

5. Порядок ведения кассовых операций на территории Российской Федерации: Указания Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

6. Об осуществлении наличных расчетов: Указания Центробанка РФ от 07.10.2013 г. № 3073-У [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

7. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.11.2000 г. № 94н [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ

© Голованова К.Е.*, Кузьмичев Д.И.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Данная статья посвящена вопросам создания и роли системы внутреннего контроля в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью субъектов хозяйствования, оказывающих влияние на платежеспособность и финансовую устойчивость организации.

Ключевые слова дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, внутренний контроль, контрольная среда, процедуры контроля.

Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с покупателями и поставщиками. Любое предприятие постоянно взаимодействует со множеством контрагентов -поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвуют в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного капитала, вступает в взаимоотношения с банками, бюджетом, внебюджетными фондами.

Необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, за-

* Студент кафедры Экономики и менеджмента.

* Студент кафедры Международного бизнеса и финансов.

18

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

трагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) - сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами [1]. Это соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.

Дебиторская задолженность в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности определяется как сумма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).

Кредиторская задолженность - (англ. Accounts payable (A/P)) задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, возникает в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т.д.) не совпадает с датой их фактической оплаты и которую этот субъект обязан погасить [1].

Актуальность исследования вопросов бухгалтерского учета расчетов с покупателями обусловлена тем, что предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями за купленные ими товары, работы, услуги. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к образованию дебиторской и кредиторской задолженности, которая в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.

Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствует о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что важнейшей составной частью работы бухгалтерской службы является учет расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Немаловажное, а иногда и первостепенное значение при этом имеет осуществление контроля за ходом выполнения долговых обязательств сторон, возникающих при расчетах, ведь состояние расчетов по операциям существенно влияет на финансовое положение предприятий (организаций), а также на использование денежных средств в обороте, величину прибыли и платежеспособность любой организации [2].

От того, насколько своевременно и полностью производятся расчеты с поставщиками, а также от состояния расчетов с покупателями во многом зависит платежеспособность предприятия, ее финансовое состояние, а также дальнейшее налаживание партнерских связей.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

19

Кроме того платежи, осуществляемые несвоевременно приводят к возникновению штрафов, пеней, неустоек и иных санкций как со стороны коммерческих партнеров, так и со стороны органов государственного регулирования. Это, в свою очередь, не только ухудшает финансовое состояние предприятия, но и порождает негативное отношение со стороны всех групп контрагентов и влияет на формирование негативного имиджа компании. С юридической же точки зрения ответственность за злостное уклонение от возврата кредиторской задолженности предусмотрена статьей 177 УК РФ.

Таким образом возникает реальная необходимость не просто качественного, своевременного и грамотного ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и поставщиками, но и организации эффективного контроля за возникшей в результате таких расчетов дебиторской и кредиторской задолженностью.

Для этого необходим постоянный, действенный и своевременный контроль за деятельностью компании в целом, её подразделений и сотрудников посредством правильно поставленной экономию-правовой составляющей ее деятельности, бухгалтерского учета и отчетности и одним из наиболее действенных методов такого контроля является внутренний контроль[2].

Внутренний контроль - понятие не новое, однако как самостоятельная система он привлек к себе особое внимание лишь недавно и является одним из немногих доступных на данный момент и в то же время недооцененных ресурсов [3]. Особенно актуален он в тех организациях, деятельность которых не подвергается внешней проверке, например, внешнему аудиту.

По данным консалтинговой фирмы CRA International, в последнее десятилетие затраты компаний на оплату аудиторов снизились более чем на треть (Речь, конечно, идет о компаниях, не подлежащих обязательному аудиту).

Внутренний контроль на современном этапе его развития не может существовать и эффективно функционировать вне связи с системой бухгалтерского учета, финансовой и налоговой политики субъекта хозяйствования, а задачи его, безусловно, должны зависеть от его целей, типа организации и особенностей деятельности проверяемого подразделения [4].

Однако какие бы цели не преследовались, какие бы задачи не ставились перед системой внутреннего контроля, организация его в любом субъекте хозяйствования должна базироваться на ряде принципов, сформулированных Т.В. Варкулевич в работе «Внутренний аудит как инструмент обеспечения экономической эффективности субъектов бизнеса» и описанных ниже [5].

1. Принцип рациональности означает, что затраты на создание и функционирование системы внутреннего контроля не должны превышать экономического эффекта, полученного от его реализации. При выполнении этого принципа необходимо принимать во внимание риски, свойственные каждому направлению деятельности компании.

20

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

2. Принцип адекватного отношения к внутреннему контролю означает, что руководство компании, ее менеджмент и сотрудники функциональных подразделений должны способствовать повышению результативности внутренней проверки, участвуя в опросах и предоставляя необходимую информацию. Внутренний контроль должен рассматриваться сотрудниками организации как один из способов повышения эффективности ее деятельности по всем направлениям.

3. Принцип компетенции персонала подразумевает, что руководитель и персонал, занятый в осуществлении контрольных функций должны иметь профессиональную подготовку и знания, достаточные для эффективного выполнения своих обязанностей.

Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Рис. 1. Основные задачи контроля расчетов с поставщиками и покупателями

На наш взгляд, рациональность подхода к формированию и эффективность функционирования внутреннего контроля, помимо вышеизложенных

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

21

принципов должны соответствовать принципу комплексности, который реализуется посредством целостности системы, регламентированной внутренними документами организации для осуществления деятельности по контролю за всеми звеньями управления и различными аспектами функционирования организации, содержащую комплекс целей и задач, а так же методов и средств их достижения. Основные задачи контроля дебиторской и кредиторской задолженности представлены на рис. 1.

Эффективная система внутреннего контроля, дебиторской задолженности, на наш взгляд должна основываться на классификации ее по признаку непросроченной и просроченной.

В соответствии с общепризнанными определениями непросроченная дебиторская задолженность - это долги любых третьих лиц по обязательствам, сроки исполнения которых на момент составления баланса не наступили, и по которым существует реальная возможность их получения при условии надлежащего исполнения должником своих обязанностей. Такая задолженность квалифицируется как реальная к взысканию.

Под просроченной дебиторской задолженностью принято понимать долги контрагентов по обязательствам, сроки исполнения которых на момент составления баланса наступили или нарушены дебиторами и при отсутствии каких либо гарантий их уплаты.

Система внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности должна содержать, как минимум, два элемента - контрольную среду и процедуры контроля.

Первый представляет собой общую осведомленность и отношение руководства субъекта хозяйствования и его сотрудников к контролю в целом и их заинтересованность в нем, направленную на решение задач и формирование целевых мероприятия направленных на оценку различных показателей дебиторской и кредиторской задолженности для эффективного управления ими.

Процедуры контроля представляют собой конкретные действия, направленные на контроль и анализ, как один их его методов, созданные и реализуемые для достижения конечной цели - управления задолженностью, недопущения негативных фактов хозяйственной деятельности компании и последствий, способных снизить эффективность деятельности в целом.

На наш взгляд, выбор процедур и алгоритм их действия должен выглядеть следующим образом:

1. назначение ответственного за контроль дебиторской и кредиторской задолженности (при необходимости ввести в штат специалиста - внутреннего аудитора, соблюдая принцип компетентности, описанный выше);

2. сформировать локальный нормативный акт, закрепляющий функциональную направленность деятельности специалиста внутренне-

22

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

го контроля, его права, обязанности и ответственность и подчиненность (как, правило, с целью реализации основополагающего принципа контроля, в том числе внутреннего - принципа независимости, специалист должен напрямую подчиняться собственнику субъекта, его совету директоров или общему собранию акционеров);

3. установить контрольные точки, обозначив даты фактического контроля задолженности и периодов отчетности по результатам контроля;

4. организовать подготовку бюджета дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе контрагентов и направлений их деятельности. Бюджетирование может стать действенным инструментом прогнозирования уровня дебиторской и кредиторской задолженности на будущий период, а при необходимости своевременной их корректировки;

5. периодически производить анализ дебиторской и кредиторской задолженности целью выявления их соотношения, оказывающего влияние на платежеспособность и финансовую устойчивость субъекта хозяйствования.

6. сформировать систему мотивации персонала, ответственного за состояние расчетов с покупателями и поставщиками и возникающих в их следствии дебиторской и кредиторской задолженности.

Итак, рыночные отношения повышают ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений, в том числе по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами, и вопрос о контроле дебиторской и кредиторской задолженности на современном этапе развития экономики стоит достаточно остро. И система внутреннего контроля сегодня может стать одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность, выявлять просроченную или невозможную к взысканию, проводить ее анализ и принимать на его основе взвешенные и эффективные управленческие решения с целью обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности компании.

Список литературы:

1. Варкулевич Т.В. Внутренний аудит как инструмент обеспечения экономической эффективности субъектов бизнеса // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. - № 7.

2. Полисюк Г.Б., Чистопашина С.С. Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля // «Все для бухгалтера». - 2010. - № 7.

3. Грищенко А.В. Почему необходимо создавать службу внутреннего аудита? // «Справочник экономиста». - 2008. - № 8.

4. Варкулевич Т.В., Василенко М.Е. Система внутрихозяйственного контроля как инструмент повышения эффекьтвности деятельности компании // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 2 (50). - С. 148-510.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.