Научная статья на тему 'Система визуальной ориентировки парашютиста в воздухе'

Система визуальной ориентировки парашютиста в воздухе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР / A VISUAL GUIDE / ПАРАШЮТИСТ / SKYDIVER / ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ / ORIENTATION IN SPACE / ПРЫЖОК С ПАРАШЮТОМ / PARACHUTE JUMP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горин Андрей Владимирович, Токмаков Никита Владимирович, Горина Мария Андреевна

В статье представлен краткий анализ происшествий при выполнении прыжков с парашютом. Систематизированы различные визуальные ориентиры. Предложены практические способы визуальной ориентировки парашютиста в воздушном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горин Андрей Владимирович, Токмаков Никита Владимирович, Горина Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM VISUAL ORIENTATION OF THE SKYDIVER IN THE AIR

The article presents a brief analysis of the accidents when performing jumps with a parachute. The different visual landmarks. The proposed practical ways visual orientation of the parachutist in the air.

Текст научной работы на тему «Система визуальной ориентировки парашютиста в воздухе»

УДК 797.5

СИСТЕМА ВИЗУАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ПАРАШЮТИСТА В ВОЗДУХЕ SYSTEM VISUAL ORIENTATION OF THE SKYDIVER IN THE AIR

Горин Андрей Владимирович

кандидат технических наук, доцент кафедра «Мехатроника, механика и робототехника» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Gorin Andrei Vladimirovich Ph.D., associate professor department« Mechatronics, mechanics and robotics.» Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Токмаков Никита Владимирович

студент

Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Tokmakov Nikita Vladimirovich

Student

Orel State University named after I.S. Turgenev

Orel, Russia

Горина Мария Андреевна

студент

Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Gorina Maria Andreevna Student

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье представлен краткий анализ происшествий при выполнении прыжков с парашютом. Систематизированы различные визуальные ориентиры. Предложены практические способы визуальной ориентировки парашютиста в воздушном пространстве.

Abstract. The article presents a brief analysis of the accidents when performing jumps with a parachute. The different visual landmarks. The proposed practical ways visual orientation of the parachutist in the air.

Ключевые слова: визуальный ориентир, парашютист, ориентация в пространстве, прыжок с парашютом.

Keywords: a visual guide, skydiver, orientation in space, the parachute jump.

За прошедший период с 1998 по 2016 год наблюдается рост количества выполняемых прыжков с парашютом. Прыжки с парашютом стали выполнять различные слои населения: дети, пенсионеры, инвалиды, зажиточные и малоимущие граждане. Однако с ростом прыжковой активности возросло количество получаемых парашютистами травм.

Как показывает анализ предпосылок и происшествий, при выполнении прыжков с парашютом в России и за рубежом [1,2,3] 80-85% несчастных случаев происходят по причине неполной подготовленности парашютиста - спортсмена. Указанные происшествия происходят вследствие неправильной или форсированной подготовки парашютиста. Указанные происшествия происходят вследствие неправильного расчета захода или совершения парашютистом ошибок при пилотировании купола и приземлении [4,5]. Эти причины могут привести к негативным, а иногда к фатальным последствиям для здоровья парашютиста.

Одним из фундаментальных навыков обеспечивающих безопасность выполнения прыжков с парашютом является умение визуально ориентироваться в воздушном пространстве [6,7].

Визуальной ориентировкой называется определение местонахождения парашютиста по опознанным ориентирам. Под ориентирами понимается естественный или искусственный объект, выделяющийся на общем ландшафте местности (населенный пункт, река, дорога, мыс, гора, заводская труба и т.д.), с известными координатами и положением, который может быть использован для определения местонахождения парашютиста по визуальным ориентирам.

Положительными свойствами визуальной ориентировки являются ее надежность, простота и быстрота.

Визуальная ориентировка применяется для контроля пути, выхода в заданные зоны парашютирования и обработки площадки приземления.

Ориентирами называются все объекты, находящиеся на земной поверхности, или отдельные характерные участки, резко отличающиеся от окружающей местности, видимые парашютистом при наборе высоты и дальнейшем парашютировании.

Естественные ориентиры принято подразделять на линейные, площадные и точечные.

Линейными называют ориентиры, которые при относительно незначительной ширине имеют большую протяженность. Такими ориентирами являются дороги, взлетные полосы, реки, каналы, береговая черта морей и т.д.

Площадными называются такие ориентиры, которые занимают относительно большую площадь и выделяются на местности своими контурами. К таким ориентирам относятся: города, населенные пункты, пруды, озера, лесные массивы, железнодорожные узлы.

Точечными ориентирами являются перекрестки дорог, мосты, отдельные строения, прожекторы, вершины гор и др.

Отличительные признаки ориентиров. Каждый ориентир имеет основные и дополнительные признаки, отличающие данный ориентир от ему подобных.

Основными признаками ориентиров является их размер, конфигурация, окраска.

Дополнительными признаками будут те, которые отличают один ориентир от ему подобного.

Так, например, один аэродром от другого можно отличить по таким признакам:

- характер построек (производственного или жилищного назначения, кирпичные, деревянные);

- наличие отдельных заметно выделяющихся построек и их местоположение на аэродроме;

- характер, количество и направление взлетных полос;

- характер количество и направление дорог подходящих к аэродрому;

- наличие и взаимное местоположение других ориентиров вблизи аэродрома.

При ведении визуальной ориентировки не все ориентиры равноценны. Качество ориентиров определяется возможностью быстрого их опознания с воздуха, дальностью видимости и степенью опознаваемости на местности. Степень сложности опознавания ориентиров на местности зависит от формы, характера, размеров и окраски ориентиров, фона местности, времени года, прозрачности атмосферы, высоты и скорости парашютирования. Некоторые ориентиры изменяют свое качество в зависимости от условий полета, поэтому распознаются по-разному.

При ведении визуальной ориентировки парашютист должен соблюдать следующие правила:

1) ввиду ограниченного времени на распознание необходимо постоянно ожидать появление ориентира в пределах видимости, заранее определяя, какой ориентир и с какого направления должен появиться;

2) опознавать сначала крупные, наиболее характерные ориентиры, а затем более мелкие;

3) опознавать ориентиры следует не по одному, а по нескольким признакам, чтобы не спутать ориентиры, похожие друг на друга.

Отдельным, наиболее достоверным и постоянным ориентиром при проведении прыжков с парашютом, служит солнце. Суточный ход солнца во все времена года относительно аэродрома или площадки приземления известен.

Ориентация по солнцу достаточно достоверна при отделении от самолета, свободном падении, на высоте раскрытия парашюта и дальнейшем парашютировании. Зная точку начала выброски, курс самолета, направление ветра и положение солнца легко определить направление, на котором будет находиться аэродром или площадка приземления. Особенно это актуально при прыжках в сложных метеоусловиях, когда земной поверхности не видно и различить ориентиры не возможно из-за плотной облачности. В данном случае выход в предполагаемый район осуществляется по достоверному ориентиру -солнцу. При выполнении прыжков в вечернее и ночное время астрономическим ориентиром может служить луна (месяц).

С развитием электронной техники на помощь парашютисту, прыгающему в сложных метеоусловиях, приходят разного рода GPS устройства. С их помощью прокладывают маршрут и, в дальнейшем, его отрабатывают, или устанавливают базовую точку и выходят в нее. Однако не нужно забывать, что электронные устройства являются вспомогательными приборами и только сам парашютист,

используя ориентиры, полагаясь на свои прыжковый опыт, может точно и грамотно прийти в площадку приземления и безопасно там приземлиться.

Парашютист должен постоянно контролировать свое местоположение в воздухе, свои скорость и направление перемещения. Это осуществляется при помощи правильного определения истинной точки приземления (рис. 1).

Из рисунка 1 видно, что правильной линией визирования является линия АС, совпадающая с направлением суммарной скорости снижения. По этой линии парашютист при постоянной скорости снижения приближается к земле и должен приземлиться в точке С.

Рис. 1 Определение истиной точки приземления

Если точка «С» удаляется (уходит от тебя), т. е. приземление будет с недоходом, в точку <Ю».

Если точка «С» приближается (уходит под тебя), то будет перелет в точку «В».

Если точка «С» остается на месте, то она является точкой истинного приземления.

Одним из способов определения расстояния до точки приземления, или до каких-либо ориентиров на земной поверхности, является способ, в основу которого положены принципы подобия и пропорциональности (рис. 2). Чтобы определить на каком расстоянии по горизонту находится парашютист до точки В, необходимо найти проекцию своего положения на земной поверхности, опустив вертикально вниз взгляд - точка А. Под углом 45° к вертикали проводим визуальную линию и находим точку В. Расстояние АВ равно АС, т.к. образованный треугольник является прямоугольным и равносторонним. Отрезок АС представляет собой высоту, на которой находится парашютист. Она легко определяется по высотомеру.

Рис. 2 Определение расстояния до требуемой точки

Далее рассчитываем, сколько отрезков АВ необходимо отложить от точки В до точки Е. В данном случае необходимо отложить еще полтора отрезка: полный отрезок ВD и половина DЕ.

В итоге расстояние по горизонту, на котором находится парашютист до точки Е будет равно двум с половиной высотам, на которой находится парашютист.

Например: высота, на которой находится парашютист, равна 1000 м, значит, отрезок АВ равен также 1000 м, а расстояние АЕ равно 2500 м.

Рис. 3 Определение своей проекции относительно земли

Важным умением определения своего местоположения является умение определения своей вертикальной проекции на поверхности земли. Для того, чтобы приблизительно определить проекцию своего положения на земной поверхности, необходимо провести линию визирования вертикально вниз (рис. 3). Это достигается проведением линии визирования через точки на колене и носке обуви спортсмена.

Не всегда при снижении под куполом и приземлении есть возможность наблюдать стрелку и конус. В этом случае для определения направления ветра могут служить: ленточки, флаги, полотнища, дымы, поднявшаяся в воздух пыль, ветки деревьев и кустов, движение травяного покрова, направление ряби или волн на водной поверхности.

Таким образом, на основании представленного материала и выполненных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Применение системы визуальной ориентировки в воздухе позволяет увеличить безопасность выполнения прыжков с парашютом.

2. Освоение системы визуальной ориентировки парашютиста в воздухе требует отработанного методического подхода, как в теории, так и на практике.

3. Особое внимание необходимо уделить практическому выполнению визуальной ориентировки при прыжках с парашютом.

4. Отдельным вопросом стоит обучение, подготовка инструкторского состава с точки зрения методологии и практики преподносимых знаний и умений для начинающих спортсменов-парашютистов.

Литература

1. Анализ парашютных происшествий за 1998-2005г. ДОСААФ России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skysport.ru/analiz-parashyutnyx-proisshestvij-za-1998-2005. (дата обращения: 12.09.2017).

2. Анализ парашютных происшествий за 2006г. ДОСААФ России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kbrsky.com/incidents/analiz_ parashyutnyh_proisshestvij_za_2006-2012. (дата обращения: 12.09.2017).

3. Анализ парашютных происшествий за 2014г. ДОСААФ России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kbrsky.com/incidents/analiz_ parashyutnyh_proisshestvij_za_2014-2016. (дата обращения: 12.09.2017).

4. Серебренников, Г. Г. Парашютный спор т: учебное пособие/ Г. Г. Серебреников. - М: Патриот, 1990. - 226 с.

5. Горин, А. В. Основы работы парашютиста под куполом : монография / А. В. Горин, В. Е. Ткаченко. - Орёл : ООО ПФ «Картуш», 2014. - 94 с.

6. Горин, А. В. Начальная подготовка парашютиста : монография/ А. В. Горин, М. А. Горина. - Орёл : Госуниверситет УНПК, 2015. - 130 c.

7. Горин А. В. Теоретические основы прыжка с планирующей оболочкой: монография / А. В. Горин, М. А. Горина, Д. Л. Козырев - Орёл : ОГУ имени И. С. Тургенева, 2016. - 52 с.

References

1. Analiz parashyutnykh proisshestviy za 1998-2005 g. DOSAAF Rossii [Analysis of parachute incidents for 1998-2005. DOSAAF of Russia]. Available at: http://skysport.ru/analiz-parashyutnyx-proisshestvij-za-1998-2005. (Accessed 04 april 2017). (In Russian).

2. Analiz parashyutnykh proisshestviy za 2006 g. DOSAAF Rossii [Analysis of the parachute incidents in 2006. DOSAAF of Russia]. Available at: http://kbrsky.com/incidents/analiz_parashyutnyh_proisshestvij_za_2006-2012.

(Accessed 16 april 2017). (In Russian).

3. Analiz parashyutnykh proisshestviy za 2014 g. DOSAAF Rossii [Analysis of parachute incidents for 2014 DOSAAF of Russia]. Available at: http://kbrsky.com/incidents/analiz_parashyutnyh_proisshestvij_za_2014-2016. (Accessed 18 april 2017). (In Russian).

4. Serebrennikov G. G. Parashyutnyy sport [Parachuting]. Moscow, Patriot Publ., 1990, 226 p.

5. Gorin A. V., Tkachenko V. E. Osnovy raboty parashyutista pod kupolom [Basics of parachutist work under the dome]. Orel, Kartush Publ., 2014, 94 p.

6. Gorin A. V., Gorina M. A. Nachal'naya podgotovka parashyutista [Initial training of parachutist]. Orel, State University - UNPK Publ., 2015, 130 p.

7. Gorin A. V., Gorina M. A., Kozyrev D. L. Teoreticheskie osnovy pryzhka s planiruyushchey obolochkoy [Theoretical bases of the jump with a planning shell]. Orel, OGU name of I. S. Turgenev, 2016, 52 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.