УДК 625.032.435.001.42:681.322-181.4
A. Д. Звягин, д. т. н., профессор, ВГАВТ.
603003, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.
B. Ю. Калабин, директор ООО «Транскомплект».
192019, Санкт-Петербург, ул. Мельничная, 4а. E-mail: transko2003@ mail.ru.
СИСТЕМА ВИБРОДИАГНОСТИКИ КОЛЕСНЫХ ПАР ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
В статье описывается система вибродиагностики колесных пар вагонов, имеющих навешенные приводы генератов. Особенностью системы является съем показаний с пяти точек одновременно, где точки измерения располагаются над буксовыми под-шипниками слева и справа, а также над подшипниками редуктора. Рассматривает-сясостав аппаратуры и некоторые результаты вибродиагностики в пассажирском депо Нижнего Новгорода.
Вопросы безопасности движения всегда находились и находятся в центре внимания на Горьковской железной дороге. Повышение скорости движения пассажирских поездов налагает особую ответственность на персонал, занимающийся ремонтом и подготовкой пассажирских вагонов к эксплуатации. Поэтому контролю качества ремонта колесных пар пассажирских вагонов придается большое значение. Пассажирские вагоны имеют колесные пары двух типов: обычная колесная пара и колесная пара с приводом электрогенератора, который навешен на ось колесной пары и приводится во вращение за счет движения вагона. Генераторы приводятся в действие от оси колесной пары с помощью специального редуктора.
На рис. 1 и 2 показаны схемы редукторов ВБА-32кВт и EUK-28 кВт.
Рис. 1. Схема приводного редуктора типа ВБА-32 кВт:
1,2- конические подшипники 32044 МР5 ГОСТ 333-71 ТГЛ 2993: 3 - подшипники роликовые 76-323314 М1; 4 - подшипник шариковый <3-314; 5 - колесо редуктора 82 зуба: 6 - шестерня редуктора 22 зуба
Передаточное число ¡=3,727 Подшипник 32044: О0=235, йт=28, п=22 ролика.
Подшипник 76-323314 (русский): Оо=110. с!т=20, п=13 роликов. Подшипник (немецкий): 00=111, с!т=22, п=12 роликов, диаметр вала 70. Подшипник <3-314:
О0=110, (1т=25,5, п=11 шариков, диаметр вала 70.
Ниже рассматривается система вибродиагностики колесной пары с редуктором и генератором в сборе на стенде после ремонта. Контролю подлежат подшипники буксы, подшипники вала редуктора, колеса редуктора и подшипники выходного вала. Опыт показал, что для получения информации об их состоянии необходимо установить 5 датчиков:
- по одному на каждую буксу;
- по одному над подшипниками редуктора;
- один в районе выходного вала.
Рис. 2. Схема приводного редуктора типа Е1Ж-28 кВт:
1 - роликоподшипник 32309ЛМ; 2 - конические подшипники 7314А; 3 - шестерня редуктора; 4 - колесо редуктора.
Подшипники приводного вала такие же, как и у ВБА-32. Подшипник 32309:
Оо=71,5, (іт=13, п=12 роликов. Подшипник 7314А: О0=114, <1т=20,7, п=16 роликов. Передаточное число редуктора і=2,96. Колесо имеет 77 зубьев, шестерня 26.
На рис. 3 показана установка датчиков на корпус редуктора над подшипниками редуктора. Одновременно датчики устанавливаются на левую и правую буксу и на выходе приводного вала генератора над опорными подшипниками этого вала.
Рис. 3. Стенд для проверки приводного редуктора генератора вагона
Вибродиагностика проводится по 19 параметрам:
- 10 параметров подшипников левой и правой букс;
- 8 параметров подшипников редуктора;
- 5 параметров подшипников выходного вала:
- один параметр состояние колес редуктора.
В параметры подшипников букс (левого и правого) входят следу ющие дефекты:
- повреждение сепаратора;
- повреждение ролика;
- повреждение наружного кольца;
- повреждение внутреннего кольца;
- повреждение группы роликов.
В параметры подшипников (левого и правого) редуктора:
- повреждение сепаратора;
- повреждение ролика;
- повреждение наружного кольца;
- повреждение внутреннего кольца.
В параметры подшипников выходного вала:
- повреждение сепаратора;
- повреждение ролика;
- повреждение наружного кольца;
- повреждение внутреннего кольца:
- повреждение группы роликов.
Параметром повреждения редуктора служит первая гармоника повреждения колеса.
Таблица
ПОДШИПНИК ЛЕВЫЙ 32044
№№ ДИАП. ЧАСТОТА, Гц УСКОРЕНИЕ, м/с! ДОП УСК, м/с2 ПРИМЕЧАНИЕ
! 6-10 0,134 2,209 В норме
о £, 122-138 0.787 2.793 В норме
3 143-162 0.746 1.949 В норме
4 181-204 0.825 2.966 В норме
ПОДШИПНИК ПРАВЫЙ 32044
1 6-10 0.084 2,209 В норме
2 122-138 0.732 2.793 В норме
3 143-162 0.465 1.949 В норме
4 181-204 0.888 2.966 В норме
ПОДШИПНИКИ ВЫХОДНОГО ВАЛА И РЕДУКТОР
1 21-38 0.888 2.979 В норме
2 224-262 0.340 1.266 В норме
3 373-420 1.112 1.489 В норме
4 292-329 0.428 2.296 В норме
5 423-476 0.407 1.340 В норме
6 1212-1363 0.578 2.209 В норме
ПОДШИПНИК ЛЕВОЙ БУКСЫ
1 6-10 0.134 2.209 В норме
2 78-85 0.763 2.793 В норме
3 86-95 0.389 1.949 В норме
4 120-138 0.787 2.966 В норме
5 92-112 0.802 2.800 В норме
1 6-10 0.084 2.209 В норме
ПОДШИПНИК ПРАВОЙ БУКСЫ
2 78-85 0.581 2.793 В норме
3 86-95 0.542 1.949 В норме
4 120-138 0.677 2.966 В норме
5 92-112 1.014 2.800 В норме
Система состоит из 5 гтьезодатчиков, 8-канального усилителя заряда, аналого-цифрового преобразователя, компьютера и принтера. Запись процесса колебаний производится одновременно с 5 датчиков, а затем полученные записи обрабатываются по специальной программе. Результаты вибродиагностики одной колесной пары с редуктором ВБА-32-101, как их выдает компьютер, приведены в таблице.
FEATURES of SYSTEM VIBRODIAGNOSTIC WHEEL PAIRS CARRIAGES
A. Zvyagin, V Kalabin
In clause llie system vibrodiagnostic of wheel pairs cars having hung drives generats is described. Feature of system is writs of the indications from five points simultaneously, where the points of measurement settle down above boocs by bearings at the left and on the right, and also above bearings of a reducer. The structure of the equipment and some results vibrodiagnostic in passenger depot of Nizhni Novgorod is considered (examined).
УДК 625.032.435.001.42:681.322-181.4
A. Д. Звягин, д. т. н., профессор, ВГАВТ.
603003, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.
B. Ю. Калабип, директор, ООО «Транскомплект».
192019, Санкт-Петербург, ул. Мельничная, 4а. E-mail: [email protected].
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВИБРОДИАГНОСТИКИ КОЛЕСНЫХ ПАР ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ С ПРИВОДОМ ГЕНЕРАТОРА
В статье рассматриваются некоторые результаты вибродиагностики колесных пар вагонов, имеющих навешенные приводы генератов. Приводятся спектры ускорений, полученные с различных точек генератора и опор колесной пары. Точки измерения располагаются над подшипниками опоры слева и справа, а также над подшипниками редуктора.
В пассажирском депо Горький Пассажирский производится ремонт колесных пар пассажирских вагонов, в том числе имеющих навесные приводы к генераторам. Контроль качества ремонта последних происходит на специальном стенде в сборе, т. е. с подсоединенным к выходному валу навешенного на колесную пару редуктора. На стенде проверяется качество сборки и механическое состояние подшипников букс колесной пары, шестерен и подшипников редуктора. Учитывая большую частоту вращения колесной пары и выходного вала редуктора, приводящих к большой динамической нагрузке, по инструкции, во время испытаний находиться рядом со стендом запрещается. За его работой наблюдают из соседнего помещения через окно. Вращение колесной пары на стенде производится в течении определенного времени. Если никаких сбоев или разрушений не происходит, то пара с генератором считаются исправными. Такой контроль нельзя считать объективным, так как повреждения подшипников и редуктора за время испытаний могут быть не выявлены. В таких случаях применение системы вибродиагностики совершенно необходимо. Для определения механического состояния подшипников и редуктора устанавливаются датчики на буксы колесной пары, над опорными подшипниками навешенного приводного редук-