Научная статья на тему 'Система ведения договоров с агентами как основа мониторинга продаж в авиакомпании'

Система ведения договоров с агентами как основа мониторинга продаж в авиакомпании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
327
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бачурин Е. В.

Бачурин Е.В. Система ведения договоров с агентами как основа мониторинга продаж в авиакомпании // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2006. № 3. С. 103-105. Приведено описание основных каналов продаж, в которых агентская продажа занимает первое место по объему выручки. Показано, что для контроля за выручкой агентов и за правильностью начисления комиссионных вознаграждений необходима автоматизированная система ведения договоров, которая позволила бы осуществить доступ к информации в любой точке мира и обеспечить разграничение этого доступа для различных групп пользователей. Для реализации такой системы выбрана трехзвенная архитектура, позволившая реализовать технологию «тонкого клиента». Ил. 2. Библиогр. 3.назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachurin E.V. The System of the Agreements Conduct with the Agents as the Base of the Monitoring of Selling in Airlines // Higher School News. The North-Caucasian Region. Technical Sciencеs. 2006. № 3. Рp. 103-105. The description of the main channel of selling is brought, in which the agent sale ranges the first in volume of the receipts. It is shown that for control over the incomes of the agents and for correctness of the adding the brokerage of the remunerations the automated system of conduct of the agreements is necessary, which allows to realize the access to information in any point of the world and provide the delimitation of this access for different groups of the users. For realization of such a system a three-section architecture is chosen, it allows to realize the "thin client" technology. 2 Figures. 3 References.

Текст научной работы на тему «Система ведения договоров с агентами как основа мониторинга продаж в авиакомпании»

УДК 658:629.7

СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ ДОГОВОРОВ С АГЕНТАМИ КАК ОСНОВА МОНИТОРИНГА ПРОДАЖ В АВИАКОМПАНИИ

© 2006 г. Е.В. Бачурин

Продажа перевозок является одним из наиболее важных этапов, определяющим коммерческий успех конкретной авиалинии и перевозок в целом. Необходимым условием успешной реализации авиаперевозок является наличие тесных связей между продуктом и клиентом. Эти связи обеспечиваются каналами продаж. Авиакомпании используют, как правило, различные каналы, отличающиеся друг от друга стоимостью, производительностью, а также возможностями их контроля (рис. 1).

Собственные

кассы авиакомпании

Представительства

Генеральные

агенты авиакомпании

Агентская сеть авиакомпании

Нейтральная сеть

агентов (ARS, BSP, ТКП)

Агентская сеть Interline-партнеров

Рис. 1. Каналы продаж авиакомпании

При наличии права свободной продажи билетов на территории иностранных государств авиакомпания организовывает продажу перевозок через свое представительство в стране - прямой канал (собственные продажи). При этом необходимо соизмерять экономию комиссионных, выплачиваемых агенту, с расходами на содержание представительства.

Кроме продажи авиаперевозок в офисе, представительство авиакомпании за рубежом выполняет целый ряд функций, в том числе важнейшую - изучение рынка, что дает возможность своевременно получать объективную информацию о ситуации на рынке в данной стране. Этот аспект деятельности представительства настолько важен, что может стать определяющим при обосновании открытия представительства. Новые возможности создания эффективных каналов прямых продаж появились с широким внедрением в авиабизнес новых информационных технологий. В настоящее время широко применяются Интернет-технологии продаж, включая Интернет-бронирование, платежи и взаиморасчеты. Сегодня использование

Интернет-технологий для прямых каналов продаж авиаперевозок значительно расширяет их функциональность, обеспечивая новые возможности:

- продажа через сайт авиакомпании;

- допродажа мест из блоков туроператоров;

- сегментация клиентской базы с созданием сайтов для отдельных категорий клиентов;

- выход прямых продаж на новые категории клиентов;

- использование дистанционных платежей;

- использование в программах имен часто летающих пассажиров.

Наряду с развитием Интернет-каналов продаж активно разрабатывается концепция безбилетных перевозок (Ticketless travel), имеющая хорошую перспективу развития, достигаемую совместно с Call-центрами.

Простой формой прямых продаж являются также продажи авиабилетов в аэропортах, подобно офисам продаж, размещаемым авиакомпаниями в центрах городов по всему миру. Растущая доля прямых продаж оказывает заметное дисциплинирующее влияние на другие каналы, а также работает на укрепление имиджа и развитие бренда компании. На долю собственных продаж приходится порядка 15 % объема пассажирской выручки.

Помимо прямой продажи авиакомпания организовывает агентскую сеть, обеспечивающую продажу продукта с широким охватом географического пространства, что чрезвычайно выгодно для авиакомпаний. Через агентскую сеть производится продажа билетов, обеспечивающих около 60 % пассажирской выручки авиакомпании. Генеральные агенты осуществляют продажу билетов в странах (регионах) при отсутствии представительства. По сравнению с прямыми каналами агентства предоставляют дополнительные услуги по оформлению виз, бронированию отелей, авто- и железнодорожного транспорта и т.п. Фирмы консолидаторы, объединяющие в своей структуре ряд агентств, специализируются на покупке у авиакомпаний крупных блоков мест и предоставляют наиболее полный спектр услуг. В сфере агентских отношений доминирующим типом каналов продаж являются туристические агентства (Travel agency). Будучи надежными партнерами, они обеспечивают авиакомпаниям важные преимущества:

- широкое географическое пространство;

- агентские отношения не представляют значительной нагрузки для авиакомпании, за исключением выплаты вознаграждения агенту в виде комиссионных;

- освобождение от большого объема административной работы (оформление билетов, багажа, виз, консультация пассажиров т.д.);

Собственные

продажи

Агентские продажи авиакомпании

Агентские продажи других агентов

- отсутствие расходов на содержание представительства.

Реализация продаж может осуществляться посредством использования арендуемых каналов IATA (BSP, ARC) за рубежом и агентов ТКП в России.

Цель этих каналов в создании единой агентской сети и организации взаиморасчетов между авиакомпаниями и агентами за проданные перевозки пассажиров. Продажа в этом случае производится не на бланках авиакомпании, а на нейтральных бланках BSP, ARC и ТКП соответственно.

На долю этих каналов приходится порядка 25 % пассажирской выручки.

Несмотря на очевидные преимущества, агентские отношения тревожат непрерывным ростом комиссионных, не отражающим действительной стоимости работ, выполняемых агентом. Агенты получают непропорционально высокое вознаграждение за бронирование в первом и бизнесклассах и часто несправедливо низкое - за бронирование сложного маршрута с применением скидок.

Правильный учет доходов от агентских продаж является необходимым условием функционирования авиакомпании. Данные о продажах позволяют осуществлять непрерывный мониторинг за поступлениями денежных средств, контроль и управление продажами. Желательно, чтобы такая информация предоставлялась в едином формате и структуре для всех подразделений компании. Единообразие является ключом к оперативности и достоверности анализа перевозок и продаж в авиакомпании. Требуется формализовать данные об агентах, агентских соглашениях и выплачиваемых агентам комиссионных вознаграждений.

Агентская сеть авиакомпании представляет собой совокупность различных категорий агентов:

- собственных агентов и субагентов авиакомпании, осуществляющих продажу на собственных бланках авиакомпании (в этом случае необходимо прямое агентское соглашение с авиакомпанией);

- генеральных агентов, производящих продажу другой стране в случае отсутствия права свободной продажи в этой стране;

- нейтральных агентов, осуществляющих продажу на бланках ARC и BSP за рубежом, и на бланках ТКП в России;

- агентской сети Interline партнеров, производящих продажу на бланках других авиакомпаний, на основании заключенных интерлайн соглашений между авиакомпаниями.

Каждый агент агентской сети имеет индивидуальный код, присвоенный ему в системе, ИНН (для агентов РФ), банковские реквизиты, юридический адрес, перечень офисов продаж, список валидаторов и т.д.

В каждый текущий момент времени отношения с агентом регламентируются не более чем одним агентским соглашением. Как правило, агентское соглашение заключается сроком на один год.

В систему поступает информация о каждом соглашении, содержащая:

- номер соглашения;

- регистрационный номер;

- период действия соглашения;

- период отчетности;

- период перечислений;

- величина выплачиваемого комиссионного вознаграждения;

- валюта, в которой производятся перечисления.

Правила расчета комиссионного вознаграждения

различны для большинства агентов и типов продаж.

Различаются несколько видов начисления комиссионных:

- процент от продажи на территории РФ;

- процент от продажи на территории стран СНГ;

- процент от продажи за рубежом;

- процент от продажи билетов на сегменты рейсов других авиакомпаний, включающие сегмент своей авиакомпании;

- процент от продажи билетов на сегменты рейсов других авиакомпаний, без сегмента своей авиакомпании;

- бонусные комиссионные и т.д.

Стоит задача оперативного поиска информации об агенте и контроле правильности расчета комиссии. Необходима единая система, обеспечивающая доступ к информации в любой точке мира и разграничение этого доступа для различных групп пользователей. Для успешной работы удаленных клиентов, клиент должен быть максимально «тонким».

Возможность взаимодействия с БД купонов позволяет на основе введенных данных о действующих уровнях комиссии проверять корректность ее начисления по отчетам агентов. Система ликвидирует необходимость ведения системы учета агентов в каждом подразделении отдельно. Принципиальная схема системы ведения договоров представлена на рис. 2.

1. Одним из методов реализации системы является технология Taxxi-Baikonur компании Epsylon Technologies. Данный сервер обладает сверхтонким универсальным клиентом-Taxxi-Communicator. Сервер Baikonur является и сервером приложений, и Web-сервером. Ориентирован сервер на работу в средах Delphi и C++ Builder. Однако, у данного метода есть и недостатки: невозможность запуска другого Web-сервера, невозможность использования нестандартных визуальных компонентов, сложность реализации разграничения доступа к Web-ресурсам.

2. Вторым методом является использование Enterprise JavaBens (EJB) и EZB-ориентированного сервера приложений (например, Borland Enterprise Server). Это удобное средство построения корпоративной информационной системы с доступом к приложениям сервера по протоколам IIOP, SOAP, HTTP. Проектирование и внедрение системы требуют высокой квалификации в области HTML и EJB технологий. Хотя данная система требует значительных серверных ресурсов, клиентская часть может быть очень «тонкой», а будучи реализованной на Java, быть независимой от платформы Wintel, что в настоящее время является довольно актуальным. Также преимуществом EJB являются стандартизированные подходы, позволяющие разработчикам сконцентрироваться на бизнес-логике, а не деталях реализации.

офисов, представительств

Рис. 2. Принципиальная схема системы ведения договоров

3. Трехзвенная архитектура с использованием технологии MIDAS (DataSnap) компании Borland

Технология MIDAS отлично подходит для построения трехзвенных систем с различным методом доступа к серверной части приложения. Клиент может подключаться к серверу посредством DCOM, TCP/IP пакетов или по HTTP. Эта технология проигрывает по возможностям EJB, но более проста в разработке и сопровождении приложений [1].

4. Использование Lotus Domino

Lotus Domino является отличным решением для организации системы корпоративного документооборота. Но данная система ориентирована именно на хранение документов, а не для хранения реляционной информации. В связи с тем что в данной системе затруднено обращение к данным с помощью стандартных средств работы с БД, эту систему весьма сложно использовать в качестве корпоративной системы ведения договоров, к которой необходим доступ из различных программ.

5. Трехзвенная архитектура с использованием SOAP

В последнее время все большее распространение

получают Web Services. Web Services - это модульные приложения, которые могут вызваться через Интернет. Компании Sun и Microsoft активно продвигают свои платформы для организации мощных серверных решений. В настоящее время можно быстро разрабатывать трехзвенные приложения с применением SOAP с помощью последних версий RAD средств Delphi и С++ Builder. При этом данные между сервером приложений и клиентом передаются в формате XML по протоколу HTTP. Хотя применение XML увеличивает

ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», г. Москва

объем передаваемой информации, XML сейчас является очень распространенным форматом передачи и хранения данных. Так как данные передаются по протоколу HTTP, то это позволяет работать удаленным клиентам с сервером даже будучи разделенными несколькими АггмгаП'ами. В дополнение к этому, клиентская часть (при использовании Delphi/C++ Builder) может быть легко перенесена в Linux.

После рассмотрения различных вариантов было решено разрабатывать трехзвенную систему в среде Borland C++ Builder с использованием SOAP для работы удаленных клиентов [2].

Внедрение единой корпоративной системы ведения агентских соглашений позволит обеспечить необходимой информацией все заинтересованные подразделения авиакомпании, позволит контролировать правильность и своевременность агентской отчетности, следить за доходами и строить более точные прогнозы на будущее. Применение трехзвенной архитектуры позволяет сократить затраты на сопровождение и развитие системы [3].

Литература

1. Бабушкин М., Иваненко С., Коростелев В. WEB-сервер в действии. СПб., 1997.

2. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ проектирование с примерами приложений на С++, М., 2001.

3. Дубинина В.Г., Бачурин Е.В. Трехзвенная технология-основа создания информационно-аналитических систем авиакомпаний: Сб. «Информационные технологии в проектировании и производстве», № 2, М., 2002. С. 9 - 12.

19 января 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.