УДК 811.161.1
М.Н. Семенистая
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Т.Г. Аркадьева
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ЛЕКСИКЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ОДЕЖДА»
Статья посвящена проблеме обучения лексике тематической группы «Одежда» иностранных студентов-филологов 2-го сертификационного уровня владения русским языком как иностранным. В статье рассматриваются основные типы упражнений, применяемых в учебном процессе (языковые, условно-речевые, речевые), приводятся примеры упражнений.
Русский как иностранный, лексика тематической группы «Одежда», система упражнений.
The article is devoted to the problem of learning the vocabulary of a lexical set "Clothes" of students-philologists of the 2-nd certified level of mastering the Russian language as a foreign one. The article considers the basic types of the exercises used in educational process (language, conditional-speech, speech), the examples of exercises are given.
Russian as a foreign language, vocabulary of a lexical set "Clothes", system of exercises.
Обучение иностранных учащихся лексике, связанной с бытовой сферой жизни человека, является одним из важнейших компонентов обучения русскому языку как иностранному. Лексика бытовой сферы включает в себя названия предметов домашнего обихода, нравов и обычаев, еды, одежды, средств передвижения и т.д. Большую часть в составе данного пласта составляют названия одежды, головных уборов, обуви.
Наблюдение и опыт практической работы в иностранной аудитории показывает, что иностранные студенты-филологи не владеют в достаточной степени навыками употребления лексики тематической группы «Одежда», что затрудняет коммуникацию в различных ситуациях общения. Но для более точных сведений нами был проведен констатирующий эксперимент. Обработка материалов констатирующего эксперимента выявила ряд трудностей, типичных для иностранных студентов-филологов, изучающих русский язык, а именно:
1. Не владеют синтагматическими связями лексем, составляющих данную тематическую группу. Допускают ошибки различного характера на уровне глагольной сочетаемости (например, отрывать пальто, рубашку и др.).
2. Не всегда могут дифференцировать наименования предметов одежды по принципам: мужская -женская, детская - взрослая, летняя - зимняя, верхняя - нижняя и др.
3. Практически все студенты не знают слова, обозначающие детали одежды.
4. Испытывают большие затруднения при конструировании собственных высказываний на заданную тему.
Если проанализировать учебные пособия, ориентированные на 2-й сертификационный уровень владения русским языком как иностранным, то можно отметить, что только в некоторых из них встречается раздел «Человек. Портрет. Характер», включающий лексику тематической группы «Одежда». Среди них учебные пособия О.В. Головко «Вперед!» (М., 2009),
И.М. Вознесенской, И.А. Гончар и др. «Русское поле» (СПб., 2008), К.П. Алликметс, А.А. Метса «Поговорим ... Поспорим...» (СПб., 1991), И.А. Старовойтовой «Русская лексика в заданиях и кроссвордах. Вып. 2» (СПб., 2007) и др.
В качестве примера можно привести пособие И.М. Вознесенской, И. А. Гончар и др. «Русское поле». Учебный комплекс обеспечивает подготовку изучающих русский язык к сдаче теста 2-го сертификационного уровня общего владения русским языком как иностранным. Учебник состоит из 5 уроков, один из которых «Стиль - это человек», частично посвящен интересующему нас материалу. Достоинствами учебного комплекса являются: работа с аутентичными видеоматериалами «Для чего одеваются мужчины и для чего одеваются женщины», «Стиль - это свобода быть собой» (фрагмент передачи канала «Культура»), «Просто, стильно и изящно по-деловому»; задания дискуссионного характера: Обсудите, для чего одеваются люди. Что общего и различного во взглядах на одежду у мужчин и женщин? Обсудите сюжет и др.; богатый иллюстративный материал.
Анализ учебников и учебных пособий на предмет использования в них лексики тематической группы «Одежда» позволяет говорить о необходимости еще раз вернуться к данной теме, так как материала, представленного в пособиях, зачастую бывает недостаточно, чтобы удовлетворить потребности общения в стране изучаемого языка. Например, исходя из практики работы со студентами-филологами 2-го сертификационного уровня, можно отметить низкий уровень владения лексикой, входящей в группу «Детали одежды». Только в учебном пособии О.В. Головко «Вперед!» можно найти одно упражнение, направленное на семантизацию лексики, входящую в группу «Детали одежды». Необходимо знакомить учащихся с этим языковым материалом, так как они могут использовать его в ситуациях, с которыми могут столкнуться в реальной жизни (например, в мастерской по ремонту обуви или одежды).
В связи с этим возникает необходимость разработки системы упражнений, направленной на формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов-филологов на материале темы «Мода. Одежда». Особое внимание необходимо уделить системным особенностям лексики: усвоению родо-видовых, синтагматических и парадигматических отношений.
Вопросу создания системы упражнений, направленной на обучение конкретным видам речевой деятельности, посвящено большое количество работ и исследований. Разные исследователи по-разному трактовали понятие «система упражнений». Наиболее полным и четким, на наш взгляд, является определение, предложенное Н.И. Гез, характеризующее систему упражнений как «организацию взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков и характера реально существующих актов речи» [2].
При разработке системы упражнений необходимо учитывать, что «типы упражнений в системе упражнений соотносятся как части и целое, определение типов упражнений есть одновременно и установление состава системы упражнений и зависимостей внутри нее» [4].
Упражнения представляют собой «целенаправленные взаимосвязанные действия, выполняемые в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков и умений и характера реально существующих актов речи» [1]. В упражнениях всегда есть определенная учебная цель, им присуща специальная организация. Они предназначены для презентации, закрепления учебного материала, активизации этого материала и организации контроля над качеством его усвоения.
Существует большое количество типов классификации упражнений. Эта проблема часто становилась объектом исследований. Различные классифи-
кации можно найти в работах таких методистов, как: М.С. Ильин [3], Е.И. Пассов [5], Э.Ю. Сосенко [6], С.Ф. Шатилов [7] и др. Типы упражнений определялись нами в соответствии со стадиями формирования навыка в процессе научения, который, с точки зрения С.Ф. Шатилова, проходит несколько этапов: 1) ознакомительно-подготовительный (или ориентировочно-подготовительный), 2) стандартизирующий (или стереотипизирующий) и 3) варьирующий [7].
Исходя из вышеизложенного, примем за основу следующую классификацию упражнений, соответствующую трем этапам становления навыка: 1) языковые; 2) условно-речевые; 3) речевые.
Первым этапом в работе с лексикой является проработка различного рода языковых упражнений, которые позволяют зафиксировать в памяти лексические единицы, уяснить их системную и контрастив-ную ценность.
Студентам были предложены следующие виды языковых упражнений:
1. Дифференцировочные упражнения. Эти упражнения обеспечивают тренировку в различении языковых явлений. Например, упражнение на поиск в тексте лексики, относящейся к теме «Одежда»:
- распределите название одежды, обуви и аксессуаров по соответствующим колонкам:
Что мы надеваем
на голову? на руки? на тело? на ноги?
- познакомьтесь с тем, какую одежду предпочитают некоторые известные люди в России. Выпишите слова, называющие разные виды одежды, обуви и аксессуаров;
- прочитайте названия деталей одежды. Впишите слова в диаграммы: бретели, воротник, вырез, голенище, замок, застежка, каблук, карман, кнопка, крючок, молния, платформа, подошва, ремешок, рукава, шнурки, штанина.
Президент России Дмитрий Медведев - один из самых стильных политиков. Он одинаково уверенно носит и костюмы, и джинсы. Когда 2 марта Медведев прогуливался по Красной площади, он был одет в черную кожаную куртку, джинсы и вязаный свитер. Медведеву случалось бывать на публичных мероприятиях в джинсах, блейзере и простой голубой рубашке. На одном таком мероприятии он произносил речь в толстом шерстяном свитере с воротником-хомутом и светло-коричневой куртке. Конечно, Медведев носит и костюмы обычно темных тонов, с плотно завязанным галстуком. Покрой его одежды всегда безупречен, и в своей одежде он выглядит уверенно.
Певица Жанна Фриске. Во что бы ни была одета Жанна - в обычные джинсы, в строгий деловой костюм или в обтягивающее вечернее платье - она всегда выделяется из толпы своим безупречным видом. С началом сольной карьеры ее наряды стали еще более откровенными: босоножки на шнуровке, платья-туники со множеством лямочек и разрезов, диадемы и обязательно массивные серьги. Фриске любит брючные костюмы. Цвета выбирает яркие - лиловый, красный, желтый, голубой. А вот в выборе ювелирных украшений и бижутерии Жанна очень осторожна. На сцене ее часто можно увидеть в массивных браслетах и серьгах, в повседневной жизни - никогда! Самое большее, что она может себе позволить надеть, - это цепочка с маленькой изящной подвеской или, напротив, кольцо с крупным камнем.
Слова и выражения
- найдите соответствия:
2. Подстановочные упражнения:
- добавьте как можно больше наречий к следующим глаголам: выглядеть как? - великолепно, .; смотрится как? - красиво, .; сидит как? - идеально, .;
- заполните пропуски глаголами: одевать - одеть (кого? во что?), одеваться - одеться (как? во что?), надевать - надеть (что?);
- дополните диалог, используя соответствующие слова и выражения.
3. Трансформационные упражнения:
- образуйте сочетания по модели:
Образец : рукава - с рукавами - без рукавов;
- образуйте название материала по модели:
Образец : кожа - из кожи, кожаный;
- впишите в таблицу данные глаголы в форме 3-го лица мн. ч: иметь огромный гардероб, не знать, что надеть, выбирать одежду часами, не обращать внимания на одежду, любить покупать одежду, наряжаться, хвастаться новой одеждой, дополнять наряд аксессуарами, любоваться, обожать, украшать, не знать, что модно.
Мужчины Женщины
4. Перекрестный выбор:
- найдите антонимические пары:
а) завязывать укоротить гладить застегивать
б) узкий низкий закрытый изящный комфортный
удлинить
развязывать
расстегивать
мять
высокий
грубый
неудобный
широкий
открытый
На распродаже жмут фигуру
Одежда не по раз- подходить движения
меру греет в примероч-
Розовая рубашка защищать ной
Натуральный мех стеснять к серому кос-
Качественный накупить тюму
зонтик подчеркивать недостатки
Туфли на размер скрыть кучу одежды
меньше примерять от дождя
Джинсы облегать в в носке
Одежду халат фигуру
Юбка-карандаш зимой
Свободная одежда
5. Конструирование предложений с заданными словами:
- составьте предложения, используя следующую модель: глагол + сущ. + прил.;
- из предложенных слов составьте предложения.
Все перечисленные упражнения являются важнейшим звеном подготовки студентов к выполнению речевых упражнений.
Вторым этапом при работе с лексикой тематической группы «Одежда» является выполнение студентами условно-речевых упражнений, цель которых состоит в проверке понимания лексики, а также в формировании у иностранных студентов-филологов навыков незатруднительного и правильного включения лексических единиц в речевые произведения определенного типа. Могут быть использованы следующие вопросно-ответные упражнения:
1. Расскажите о вашей любимой вещи. Используйте вопросы: Что это? Какая эта вещь? Где вы купили эту вещь? Когда вы купили эту вещь? Сколько она стоила? Почему вы любите эту вещь?
2. Ответьте на вопросы: Вы предпочитаете покупать готовую одежду или шить на заказ? В каких случаях вы воспользуетесь услугами ателье? Вы часто пользуетесь услугами ателье?
3. Прочитайте прейскурант на услуги химчистки и ответьте на вопросы: В каких случаях вы воспользуетесь услугами химчистки? Вы часто пользуетесь услугами химчистки?
Студентам были предложены репликовые упражнения :
1. Сделайте как можно больше комплиментов своим товарищам по группе или тактично укажите на недостатки в одежде ваших товарищей, используя слова для справок;
2. Согласитесь или опровергните мнения, высказанные в статьях, используя выражения: Мне тоже нравится/ не нравится. Я также люблю / не люблю ... А я терпеть не могу... Я обожаю / ненавижу...
В работе используются диалоги-шаблоны, помогающие совершенствовать речь на основе заранее усвоенных образцов. Например: прочитайте диалоги и на их основе составьте аналогичные.
В ходе условной беседы студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Нравится ли вам «унисекс» (когда мужчины и женщины используют одинаковую одежду)? Долж-
на ли одежда мужчин и женщин сильно различаться? Как, на ваш взгляд, лучше одеваться мужчинам и женщинам? Составьте хит-парад любимой мужской и женской одежды. Обсудите результаты.
2. Как вы думаете, какая одежда и обувь подходит для всех возрастов?
3. Что имеют в виду, когда говорят о человеке, что он одет не по возрасту? Как вы думаете, почему иногда люди одеваются не по возрасту?
Последний этап, обеспечивающий практику учащихся в речевой деятельности на основе уже введенных и усвоенных лексических единиц, - выполнение речевых упражнений. Целью речевых упражнений является формирование умений использования лексики в собственных речевых высказываниях, а также контроль сформированности речевых навыков и умений, расширения и дополнения знаний учащихся об изучаемых понятиях.
В качестве примера ситуативных упражнений можно привести следующие:
1. Составьте диалоги на основе ситуаций; прочитайте и продолжите диалог, инсценируйте его.
2. Вы купили вещь в магазине, но она вам не подошла. Объясните продавцу причину ее возврата, используя слова для справок.
3. а) Прочитайте расписание дел различных людей. Скажите, кто эти люди? Чем они занимаются? б) В зависимости от ситуации и времени суток посоветуйте, какую одежду, обувь и аксессуары им лучше использовать.
4. Представьте, что вы стилист. Придумайте новый имидж своему соседу. Какую одежду, прическу и стиль одежды вы бы предложили ему?
На занятиях с иностранными студентами-филологами могут быть использованы и другие виды речевых упражнений, а именно:
1. Описательные упражнения:
- опишите одежду людей, изображенных на этих картинках, используя слова из предыдущего упражнения;
- опишите стили одежды людей на представленных фотографиях.
2. Инициативные упражнения: что значит мода для вас? Проведите опрос среди студентов. Обобщите его результат.
3. Устный рассказ: составьте сообщение на тему «Что значит мода для жителей моей страны», используя ресурсы Интернета.
4. Дискутивные упражнения:
- дискуссия. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда согласна с тем, что передачи о моде нужны и что они действительно помогают людям. Вторая команда не согласна с этим. Выскажите мнение, приведите интересные примеры;
- обсудите с товарищами вопрос: как можно воспитать чувство вкуса? Выберите в группе оппонента (человека, который придерживается противоположного мнения) и организуйте с ним спор. Ваша задача - привести как можно большее количество аргументов по любому из вопросов.
5. Ролевая игра: представьте, что герои дневников встретились. Какие диалоги могут произойти между ними? Распределите роли между собой и проведите дискуссию на тему «Мода».
С целью проверки эффективности предложенной системы упражнений был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали, что уровень знаний у иностранных студентов-филологов значительно повысился. Студенты овладели особенностями отношений, существующими между единицами, составляющими тематическую группу «Одежда», а именно: синтагматическими, парадигматическими, родо-видовыми. Они не испытывали затруднений при дифференциации наименований предметов одежды по принципам: мужская - женская, детская - взрослая, летняя - зимняя, верхняя - нижняя и др. При конструировании собственных высказываний на заданную тему давали достаточно полные и развернутые ответы.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная система упражнений позволяет в значительной мере повысить уровень знаний у иностранных студентов-филологов, а значит, может с успехом использоваться в иностранной аудитории.
Литература
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб., 1999.
2. Гез, Н.И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. - 1969. - № 6. - С. 31.
3. Ильин, М.С. О классификации упражнений в речевой деятельности / М. С. Ильин // Иностранные языки в школе. - 1961. - № 5. - С. 29-35.
4. Ильин, М.С. Основы теории управления по иностранным языкам / М.С. Ильин. - М., 1975.
5. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов. - М., 2010.
6. Сосенко, Э.Ю. Классификация упражнений и их система / Э.Ю. Сосенко // Русский язык за рубежом. - 1975. -№ 2. - С. 53-58.
7. Шатилов, С.Ф. Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и в вузе / Ф. Шатилов. - Л., 1978.