Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1116
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедийное приложение / младший школьник / преподавание английского языка / интерактивные упражнения / разговорный навык. / multimedia application / young learner / teaching English / interactive exercises / speaking skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огай Мукаддасхон Халваевна

Данная статья рассматривает понятие «мультимедийное приложение» с точки зрения научных исследователей из разных стран. Автор приводит основные принципы, использованные при создании учебно-методического комплекса (УМК) ‘Kids’ English’ для учащихся младших классов начальных школ Узбекистана. В статье показаны примеры практического использования мультимедийного приложения к данному УМК на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ACTIVITIES AND TASKS FOR THE YOUNG LEARNERS’ SPEAKING SKILLS FORMATION USING MULTIMEDIA APPLICATIONS IN ENGLISH CLASSES

There is considered in the article the concept of «multimedia application» from the different countries scientific researchers’ points of view. The author gives the basic principles to create the ‘Kids’ English’ teaching set for young learners in primary schools of Uzbekistan. The article shows examples of the practical use of the multimedia application for the given teaching materials in English classes.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Огай Мукаддасхон Халваевна,

руководитель группы разработки медийной образовательной продукции Республиканского научно-практического центра инновационных методов обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

УДК: 373.3.091.3:811.111:004

ОГАЙ М.Х. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данная статья рассматривает понятие «мультимедийное приложение» с точки зрения научных исследователей из разных стран. Автор приводит основные принципы, использованные при создании учебно-методического комплекса (УМК) 'Kids' English' для учащихся младших классов начальных школ Узбекистана. В статье показаны примеры практического использования мультимедийного приложения к данному УМК на уроках английского языка.

Ключевые слова и понятия: мультимедийное приложение, младший школьник, преподавание английского языка, интерактивные упражнения, разговорный навык.

ОГАЙ М.Х. ИНГЛИЗ ТИЛИ ДАРСЛАРИДА МУЛЬТИМЕДИА ДАСТУРЛАРИДАН ФОЙДАЛАНГАН ХОЛДА БОШЛАМИЧ МАКТАБ УЦУВЧИЛАРИНИНГ НУТК, ЦОБИЛИЯТИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ БУЙИЧА МАШК.ЛАР ВА ТОПШИРИ^ЛАР ТИЗИМИ

Ушбу мак,олада турли мамлакатларнинг илмий тадк,ик,отчилари нук,таий назаридан "мультимедиа иловаси" тушунчаси куриб чик,илди. Муаллиф Узбекистондаги бошланFич мак-таб укувчилар учун «Kids' English» укув-методик мажмуасини яратишда кулланиладиган асо-сий коидалар баён к,илинди. Мак,олада инглиз тили дарсларида ушбу ук,ув материаллари учун мультимедиа дастуридан амалий фойдаланиш мисоллари келтирилган.

Таянч суз ва тушунчалар: мультимедиа дастури, бошланFич мактаб укувчиси, инглиз тилини ургатиш, интерфаол машк,лар, нутк, к,обилияти.

ОGAY Pl.H THE SYSTEM OF ACTIVITIES AND TASKS FOR THE YOUNG LEARNERS' SPEAKING SKILLS FORMATION USING MULTIMEDIA APPLICATIONS IN ENGLISH CLASSES

There is considered in the article the concept of «multimedia application» from the different countries scientific researchers' points of view. The author gives the basic principles to create the 'Kids' English' teaching set for young learners in primary schools of Uzbekistan. The article shows examples of the practical use of the multimedia application for the given teaching materials in English classes.

Key words and concepts: multimedia application, young learner, teaching English, interactive exercises, speaking skills.

Введение.

Актуальность данной работы в системе образования, согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года №ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», а также глобальными процессами информатизации, которые можно наблюдать во всех сферах деятельности человека, в том числе, и в образовании. Использование ИКТ способствует интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразить формы презентации учебного материала, обеспечить доступность образования, использовать новые технологии и методы обучения и т.д. Актуальность применения информационно-коммуникационных технологий, а именно - мультимедийных приложений к учебно- методическому комплексу, продиктована педагогическими потребностями в повышении эффективности обучения иностранным языкам в начальной школе, необходимостью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, креативного подхода к обучению, формированию критического мышления у младших школьников.

Целью исследования является мониторинг применения мультимедийных приложений, анализ полученных результатов, практической значимости применения мультимедийных приложений к базовым учебникам английского языка для младших классов общеобразовательных школ Республики Узбекистан в процессе формирования разговорных навыков младших школьников.

Научная значимость статьи состоит в том, что проанализирована и доказана эффективность применения мультимедийных приложений для формирования разговорных навыков при обучении английскому языку младших школьников.

Методы исследования. Теоретический уровень изучен методами анализа, сравнения и синтеза; эмпирический уровень исследован статистическим анализом результатов опроса учителей, обобщением опыта преподавания.

Анализ научных источников.

Педагогические системы и образовательные технологии, в частности, мультимедийные приложения, привлекают большое внимание педагогов с целью улучшения обучения младших школьников.

В своих исследованиях ученые используют определение "мультимедиа", рассматривая как отдельные элементы мультимедиа, так и обобщая, тем самым, понятие "мультимедийное приложение", "мультимедийный учебный ресурс", "мультимедийные технологии", "мультимедийное электронное пособие к УМК" либо "компьютерная (мультимедийная) программа".

К.Н.Рахимова и Ф.А.Абдужаббарова1 считают, что обучающие мультимедийные программы на сегодняшний день являются доступным средством для обучения языку, как во время уроков, так и в свободное время.

1 Рахимова, К.Н., Абдужаббарова, Ф.А. Роль информационных компьютерных технологий в процессе изучения узбекского языка студентами русскоговорящих групп в ВУЗе. - Москва. Вестник науки и образования № 20(74). Часть 3. Педагогические науки. 2019. С. 33-36.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 5 (90)

г

12

По мнению Н.В.Клемешовой1, с применением мультимедиа в учебном процессе практическое освоение материала учащимися состоит из следующих этапов: "стимулирующего, целеполагающего, обучающего, аналитико-рефлексивного, саморегуляции и этапа самореализации".

"Система заданий на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ включает задания на развитие речевых умений учащихся (по видам речевой деятельности), а также упражнения на формирование языковых навыков: а) упражнения на выполнение действий по аналогии; б) дифференцировочные упражнения (упражнения на выбор); в) подстановочные упражнения; г) трансформационные упражнения; д) репродуктивные упражнения; е) упражнения на соответствие"2.

С.Т.Ахмед считает, что парная и групповая работа побуждает учащихся использовать язык на практике. Применение данных типов работ на уроках иностранного языка, по мнению автора, является эффективным инструментом для развития различных аспектов коммуникативной компетенции, поскольку использование языка в парной и групповой работах обеспечивает развитие языковых навыков и компетенций.

Также автор подчеркивает эффективную роль симуляций и ролевых игр для развития коммуникативной компетенции учащихся при условии создания условий на уроке, максимально приближенных к реальным. Тогда, по мнению автора, учащиеся чувствуют себя увереннее, урок становится интерактивным и интересным3.

1 Клемешова, Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Дис. ... канд. пед. наук. Калининград. РГБ ОД, 61:00-13/862-4. 1999. 210 с.

2 Кохендерфер Ю.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ: основная и старшая школа, немецкий язык: дисс... канд. пед. наук. - Москва. ил. РГБ ОД, 61 13-13/1732013. 193 с.

3 Ahmed S.T. Communicative Competence in English as a Foreign Language: Its Meaning and the Pedagogical Considerations for its Development. Academic Paper. The Creative Launcher.An International, Open Access, Peer Reviewed, Refereed, E- Journal in English. Vol. II & Issue V. 2018. р. 301-312.

Рассмотрим понятия "УМК" и "мультимедийное приложение к учебнику", принятые в образовательной системе Республики Узбекистан:

"Учебно-методический комплекс (УМК)", согласно современным требованиям к учебным изданиям, включает в себя учебник для учащихся, рабочую тетрадь, учебно-методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к данному учебнику. УМК разрабатывается "в соответствии с государственным стандартом образования, учебным планом и программой, отвечающими дидактическим, методическим, педагогическим, а также психологическим, эстетическим и гигиеническим требованиям"4.

"Мультимедийное приложение к учебнику - интерактивный электронный информационно-образовательный ресурс, который освещает содержание учебного предмета в соответствии с государственным стандартом образования и учебной программой с помощью информационно-коммуникационных технологий; включает в себе видео, звук, анимацию, графику, текст и словарь, помогающие учащимся эффективно усваивать материал. Данное приложение также направлено на закрепление и контроль полученных знаний и, помимо того, включает в себя дополнительный материал, который обогащает основное содержание учебного предмета"5.

Мультимедийные приложения к УМК Kids' English для 2-3-4 классов содержат в себе аудио файлы текстов и диалогов, видео задания, анимационные и интерактивные зада-ния6.

В них содержится материал, необходимый для выполнения упражнений на аудирование и говорение. Автор данной статьи является соавтором данных мультимедийных приложений, созданных специалистами Центра развития мультимедийных общеобразовательных программ при Министерстве народ-

4 Kids' English: o'quv nashri. Class 4. - Toshkent: O'zbekiston, 2016. С. 3.

5 Kids' English: o'quv nashri. Class 4. - Toshkent: O'zbekiston, 2016. С. 6.

6 Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 2 класса общеобразовательных школ Узбекистана. Ташкент. 2014.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 5 (90)

13

ного образования Республики Узбекистан1 с целью использования на уроке, а также в помощь родителям для повторения пройденного материала дома со своими детьми.

Рассмотрим принципы, которые лежат в основе создания мультимедийных приложений для УМК Kids' English2:

- в соответствии с требованиями государственных стандартов к изучению иностранных языков основное внимание уделяется аудированию и говорению на уроках английского языка в начальной школе, то есть по принципу устного опережения, младшие школьники должны сначала прослушать новый материал, а затем практиковать его в устной речи;

- коммуникативная направленность задач, максимально приближенных к реальным ситуациям, и понятны младшим школьникам;

- социокультурная направленность с целью изучения и сравнения культуры, традиций и обычаев народов Узбекистана и англоязычных стран;

- использование песен, мультфильмов и рифмовок для образовательных игр и TPR упражнений с целью повышения интереса младших школьников к изучению английского языка;

- использование видеоинструкций для демонстрации примера упражнения и сокращения времени на объяснение задачи;

- использование интерактивных упражнений для организации парной / групповой работы и соревнований;

- использование аудиоанимационных упражнений для развития навыков аудирования и разговорной речи;

- использование проектной работы на основе принципа изучения, сравнения, анализа и подготовки презентации командной

1 Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 2 класса общеобразовательных школ Узбекистана. -Ташкент. 2014.

Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 3 класса общеобразовательных школ Узбекистана. - Ташкент. 2015.

Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 4 класса общеобразовательных школ Узбекистана. - Ташкент. 2016.

2 Kids' English: o'quv nashri. Class 4. - Toshkent: O'zbekiston, 2016. с.10-12.

работы, где младшие школьники могут развивать свои исследовательские навыки;

- использование дополнительных

упражнений, данных в мультимедийном приложении, с целью выполнения их с более сильными группами.

В мультимедийном приложении анимационные упражнения чередуются с интерактивными, где младшие школьники не просто видят, слышат и повторяют слова либо словосочетания, а поочередно, либо малой группой подходят к компьютеру, либо к интерактивной доске и сами составляют предложения из слов, предложенных в данном упражнении.

В каждом уроке нового раздела интерактивное упражнение Naughty Words (Непослушные слова) предлагает составить новые предложения, согласно теме и активному словарю данного урока. Помимо интерактивных упражнений не менее значимыми в решении данного вопроса являются песни и видео, предлагающие упражнения на Общую Физическую Реакцию (Total Physical Response (TPR) activities).

В начальной школе необходим постоянный контакт учителя с родителями младших школьников для объединения усилий в вопросе обучения английскому языку, так как двух уроков английского языка в неделю недостаточно для освоения материала. Большая часть современных родителей понимает важную роль английского языка в развитии их детей. Поэтому они готовы сотрудничать со школой и учителями английского языка.

Учебник Kids' English содержит в себе специальный раздел для родителей, который так и называется "Уголок родителя". Мультимедийное приложение к учебнику является эффективным инструментом для родителей, с помощью которого они могут помочь своему ребенку выполнить домашнее задание, повторить пройденный материал, и даже самим начать изучать английский язык, если они изучали другой иностранный язык.

Содержание мультимедийных приложений к учебнику английского языка Kids' English для 2-3-4 классов:

• видео,

• аудио,

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 5 (90)

г

14

• анимационные задания (например, magic box),

• интерактивные задания (например, jump a word, naughty words),

• мультфильмы,

• песни.

Типы проектных работ для младших школьников на уроках английского языка, представленные в учебниках Kids' English для 2-3-4 классов общеобразовательных школ Узбекистана и показанных в мультимедийных приложениях к данным учебникам:

• создание альбома my family;

• создание пальчиковых фигур по темам my family, animals;

• создание открытки, буклета, газеты, мини-книжки, графика my favourite toy, my favourite pet, birds, fruit and veg, plants, my group;

• подготовка газеты либо презентации по темам my village/ town/ city/ Uzbekistan;

• подготовка презентации по темам my favourite sport/ season;

• подготовка театрализованой постановки my favourite fairy tale1.

Большое значение уделяется ролевым играм. Так, в Разделе 14 Fairy tales (Сказки), ребята знакомятся со сказками и рассказами, прослушивая аудио и работая с картинками. Затем, закрепив активную лексику урока, отрабатывают в ролевых играх новые слова и словосочетания.

И.Панч и соавторы уверены, что метод рассказывания историй/повествования рассказов (Storytelling) может способствовать развитию словесной беглости и выразительности, уверенности в себе перед классом и уверенности в процессе командной работы младших школьников. Авторы согласны с тем, что данный метод требует больших временных затрат на уроках, чем другие методы, но доказано существование влияния повествования на положительные эмоции младших

1 Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 2 класса общеобразовательных школ Узбекистана. -Ташкент. 2014.

Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 3 класса общеобразовательных школ Узбекистана. - Ташкент. 2015.

Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 4 класса общеобразовательных школ Узбекистана. - Ташкент. 2016.

школьников. По словам авторов, умение рассказывать истории — это возможность для младших школьников "развить навыки устного общения, укрепить уверенность перед аудиторией и развить командную работу2.

Основные результаты.

Для более эффективного применения мультимедийного приложения было решено помочь учителям всех регионов Узбекистана и ознакомить их с содержанием и методами использования данного приложения в преподавании языка. В 2014-2015 учебном году для 160 тренеров учителей английского языка на базе курсов Центрального института повышения квалификации работников народного образования имени А.Авлони (ЦИПКРНО) проведен 36 часовой тренинг по использованию УМК Kids' English-2; в 2015-2016 учебном году для 243 тренеров проведен аналогичный тренинг по использованию УМК Kids' English-3, в рамках которых были обсуждены также цели и задачи применения мультимедийного приложения. Во время сессий «Use of multimedia resources» («Использование мультимедийных ресурсов») и «Project work» («Проектная работа») тренеры обсудили следующие вопросы:

• What is multimedia?

• What types of multimedia do you know?

• What types of multimedia do you use?

Используя материалы данных курсов, тренеры обучили 15709 учителей английского языка, обучающих учеников 2-х классов, и 17729 учителей английского языка, обучающих учеников 3-х классов.

В ходе эмпирических исследований, проведенных в рамках диссертационной работы "Формирование навыков говорения путем использования мультимедийных приложений в начальной школе (на материале английского языка)", автором выявлены следующие характеристики младших школьников (с учетом возрастных особенностей младших школьников в быстром запоминании, но краткосрочной памяти):

2 Panc, I., Georgescu, A., & Zaharia, M. Why Children should Learn to Tell Stories in Primary School? Procedia-Social and Behavioral Sciences, Vol.187. Elsevier Ltd. 2015. р. 591-595

15

1. Во-первых, навыки говорения младшего школьника, поощрять его действия, повышать мотивацию и интерес к обучению языка путем использования разнообразных технологий на уроке. Необходимо помнить, что знакомство с лингвистическими особенностями языка должно происходить естественно для данного возраста - через песни, игры с использованием видео/аудио упражнений для создания ассоциативного ряда, для облегчения процесса понимания и запоминания информации;

2. Во-вторых, младшие школьники крайне энергичны и подвижны. В преподавании английского языка младшим школьникам необходимо чередование приемов: упражнения пассивного характера должны сменяться подвижными обучающими играми.

Замечено, что в начальной школе у детей все еще развиваются двигательные навыки (моторика), и на уроках английского языка необходимо использовать задания, где младшие школьники могут бегать, прыгать, подпрыгивать, а также работать с разнообразными по форме, виду, размеру и весу предметами;

3. В-третьих, наряду с физическими различиями, младшие школьники крайне эмоционально чувствительные.

Так как в первых классах общеобразовательных школ Узбекистана на данный момент ярко выражена ситуация, когда классы формируются из детей, обучавшихся в детских дошкольных учреждениях, и детей, не посещавших детские сады, то одной из важных задач учителя английского языка становится необходимость воспитания навыков сотрудничества, поддержки и совместной работы учащихся разных категорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2020 году в рамках диссертационного исследования автором проведено анкетирование учителей английского языка на предмет эффективности применения мультимедийных приложений в формировании навыков говорения младших школьников. В анкетировании приняли участие 192 учителя средних общеобразовательных школ Республики Узбекистан. Из общего числа респондентов 98,9% считают, что применение данных приложений способствует повышению мотива-

ции, интереса к языку и, как следствие, развитию навыков говорения учеников младших классов.

Выводы.

Согласно результатам опроса учителей, можно сделать следующий вывод - мультимедийные приложения, созданные в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по иностранным языкам системы непрерывного образования, отвечающие авторской концепции, учитывающие особенности развития лингвистической компетенции учащихся начальной школы, могут способствовать развитию говорения младших школьников.

Результаты ежегодных мониторингов уроков английского языка в начальной школе, проводимые Министерством народного образования Республики Узбекистан и Инновационным Центром при Узбекском государственном университете мировых языков, показывают, что при систематическом использовании мультимедийных приложений на уроках английского языка можно достичь следующих результатов:

- формировать навыки говорения младших школьников,

- повысить интерес к изучению английского языка;

- повысить качество урока и учебного процесса в целом;

- повысить познавательную активность;

- развивать творческий потенциал;

- диверсифицировать систему оценки знаний;

- активировать критическое мышление;

- развивать навыки общения, практиковать командную работу младших школьников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что значимость данного исследования обусловлена эффективным практическим применением мультимедийного приложения с разработанным комплексом анимационных и интерактивных упражнений к учебно-методическому комплексу Kids' English в общеобразовательных школах Узбекистана.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 5 (90)

Список литературы:

1. Ahmed S.T. Communicative Competence in English as a Foreign Language: Its Meaning and the Pedagogical Considerations for its Development. Academic Paper. The Creative Launcher. An International, Open Access, Peer Reviewed, Refereed, E- Journal in English. Vol. II & Issue V. 2018. р.301-312

2. Cambridge Dictionary, https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/point-of-view

3. Panc I., Georgescu A., & Zaharia M. Why Children should Learn to Tell Stories in Primary School? Procedia- Social and Behavioral Sciences, Vol.187. Elsevier Ltd. 2015. р. 591-595 https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.110

4. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Калининград. РГБ ОД, 61:00-13/862-4. 1999. 210 c.

5. Кохендерфер Ю.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ: основная и старшая школа, немецкий язык: диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва. ил. РГБ ОД, 61 13-13/173. 2013. 193 с.

6. Kids' English: o'quv nashri. Class 4. - Toshkent: O'zbekiston, 2016. с.3, с.6, с.10-12

7. Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 2 класса общеобразовательных школ Узбекистана. Ташкент. 2014

8. Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 3 класса общеобразовательных школ Узбекистана.Ташкент.2015

9. Мультимедийное приложение к УМК Kids' English для 4 класса общеобразовательных школ Узбекистана. Ташкент. 2016

10. Приложение № 5 к постановлению Кабинета Министров от 6 апреля 2017 года ПКМ № 187. https://lex.uz/docs/3153714

11. Рахимова К.Н., Абдужаббарова Ф.А. Роль информационных компьютерных технологий в процессе изучения узбекского языка студентами русскоговорящих групп в ВУЗе. - Москва: Вестник науки и образования № 20(74). Часть 3. Москва. Педагогические науки. 2019 С. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.