УДК 316
DOI 10.23672/SAE.2019.10.39005
Ван Бин
аспирантка,
Российский университет дружбы народов [email protected]
Bing Wang
Graduate student, Russian University Friendship of Peoples [email protected]
Система управления
в государственных вузах кнр
Management system in state universities of china
Аннотация. В статье рассматривается система внутреннего руководства в государственных вузах КНР как важнейшая составная часть управления высшим образованием. В ней дается анализ новой системы управления, внедрявшейся после 1978 г., так называемой системы ответственности ректора под руководством партийного комитета и попечительского совета. Согласно решениям партийных органов КНР такая система способствует созданию современной университетской системы, эффективному механизму внутреннего управления вузами, ускорению их модернизации и резкому поднятию качества образования.
Ключевые слова: государственный вуз КНР, управление университетом, система ответственности ректора под руководством партийного комитета; устав университета, попечительский совет.
Annotation. The article considers the system of internal leadership in state universities of the PRC as the most important component of higher education management; it provides an analysis of the new management system that was introduced after 1978, the so-called headmaster's responsibility system under the leadership of the party committee and board of directors. According to the decisions of the party organs of the PRC, the system promotes the creation of a modern university system, an effective mechanism for the internal management of universities, acceleration of their modernization and a sharp increase in the quality of education.
Keywords: state university of the PRC, university management, the headmaster's responsibility system under the leadership of the party committee; charter of university, board of directors.
I Создание современной университетской ■ системы управления
На пленуме ЦК КПК КНР в 1978 г. Генеральный секретарь ЦК Дэн Сяопин провозгласил начало политики «реформ и открытости»:
- во внутренней политике в Китае наметились глубокие изменения во всех сферах жизни, прежде всего в аграрной политике, которое выразились в учреждении системы семейных подрядов в сельском хозяйстве;
- во внешней политике была внедрена «политика открытых дверей», согласно которой КНР резко расширила экспорт и стала широко привле-катьпрямые иностранные инвестиции.
Это позволило приступить к построению социалистической рыночной экономической системы в КНР, которая сочетала централизованное планирование с рыночной экономикой. Изменения не могли не коснуться и высшего образования, реформа которого, в основном, была сосредоточена на модернизации системы образования и оптимизации ее структуры.
За годы реформ в Китае постепенно сложилась система образования, соответствующая социа-
листической рыночной экономике, благодаря принятию и реализации, прежде всего, таких важнейших документов, как Постановление ЦК КПК о реформе системы образования (1985 г.) [1], «План реформы и развития образования Китая» (1993 г.) [2], Постановление ЦК КПК по углублению реформы образования и всестороннему повышению качества образования (1999 г.) [3], «Национальная долгосрочная исреднесроч-ная программы реформы и развития образования (2010-2020 гг.)» [8], в последней, в частно-сти,была поставлена стратегическая задача -создание современной университетской системы управления. Ее основное содержание заключалось в том, что в государственных вузах необходимо поддерживать и совершенствовать систему ответственности ректора под руководством партийного комитета, решить вопрос о создании попечительских советов в вузах и совершенствовать долгосрочный механизм социальной поддержки высших учебных заведений и усилить контроль за их деятельностью.
Суть современной университетской системы управления с китайской спецификой состоит в партийное руководство университетами, которое воплощено в систему ответственности ректора под руководством партийного комитета. Партий-
ное руководство вузами является отражением политической системы Китая, что является существенным отличием современной университетской системы Китая от университетских систем в других странах.
II. Специфика системы «ответственности ректора под руководством партийного комитета»
Со времени основания КНР в 1949 г. система внутреннего управления и руководства в университетах непрерывно изменялась. В исторической последовательности можно выделить такие периоды, как «система совета по учебной работе университета» (10.1949 - 04.1950), «система ответственности ректора (08.1950 - 09.1956), «система ответственности совета по учебной работе вуза под руководством партийного комитета» (09.1958 - 09.1961), «система ответственности совета по учебной работе вуза во главе с ректором под руководством партийного комитета» (09.1961 - 05.1966), «система ответственности революционного комитета во главе с «группой рабочей пропаганды» в период т.н. Культурой революции (05.1966 - 10.1976), «система разделений полномочий ректора под руководством партийного комитета» (10.1978 -05.1985), «система ответственности ректора (05.1985 - 08.1989)», «система ответственности ректора под руководством партийного комитета (1990-), которая продолжает действовать до настоящего времени.
В 1990 г. ЦК КПК выпустил Постановление «Об усилении партийного руководства в вузах», с этого момента система ответственности ректора под руководством партийного комитета была официально введена в действие. В 1996 г. ЦК КПК издал «Положение о работе первичных организаций КПК в вузах», в котором четко указывалось, что «в вузах реализуется система ответственности ректора под руководством партийного комитета».В принятом Постоянной комиссией Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) в 1998 г. «Законе КНР о высшем образовании» [5] дополнительно предусматривалось, что «в государственных вузах внедряют систему ответственности ректора под руководством первичного комитета КПК»; таким образом, данная система была подтверждена юридически.
В соответствии с этими документами суть данной системы можно определить следующим образом: «партийный комитет руководит вузом, ректор является администратором и отвечает за текущую работу вуза, ученый совет, состоящий из профессоров, с привлечением преподавателей и студентов управляет академической деятельностью [5, с. 74]. Например, устав Пекинского университета предусматривает, что студенты могут быть избраны в качестве членов ученого
1 «Группа рабочей пропаганды» состоит из рабочих и продвигает мысль Мао Цзэдуна.
совета, участвуют в рассмотрении кандидатур преподавателей, а также имеют возможность участвовать в обсуждении развития университета и планировании реформ.
Исполнительная власть ректораи академическая власть ученого совета курируется партийным комитетом. Вся текущая работа в университете выполняется административным персоналом во главе с ректором, который является юридическим представителем университета. Партийный комитет принимает решения по внутреннему управлению и несет ответственность за принятие решений по стратегическим вопросам развития университета, разработку устава, утверждение годового бюджета и отбор кандидатов на должность ректора и т.д. Ректор несет персональную ответственность за выполнение решений партийного комитета.
В 2014 г. ЦК КПК выпустил «Нормативный документ по выполнению требований о соблюдении и совершенствовании системы ответственности ректора под руководством партийного комитета в вузах» [6]. В нем были четко указаны масштабы и границы полномочий секретаря парткома и ректора и было отмечено, что секретарь парткома и ректор университета должны повышать свой политический уровень и тесно сотрудничать, укреплять единство и поддерживать друг друга. Партийные комитеты вышестоящего уровня и соответствующие органы должны усилить инспекционную работу руководство, анализировать и решать возникающие проблемы.
Система ответственности ректора под руководством партийного комитета является историческим выбором на протяжении длительного времени и развития системы внутреннего управления в вузах. Это одна из важных характеристик социалистических университетов Китая. Практика доказала, что данная система «соответствует национальным условиям развития Китая», доказавшая на практике свою эффективность [9, с. 123].
III. Создание попечительского совета во внутреннем управлении вузов
В процессе реализации изменений системы внутреннего управления китайскими вузами возникает идея создания попечительского совета. История создания данных советов началась с 1985 г., когда был создан первый попечительский совет в Шаогуаньском университете в провинции Гуандун. Впоследствии был последовательно сформирован совет в Шаньтоуском университете (1987 г.), Лоянском университете (1987 г.), Уханьском технологическом институте (1988 г.) и т.д. К 1992 г. примерно в 100 вузах были созданы попечительские советы или аналогичные им структуры [4, с. 15].
В «Национальной долгосрочной и среднесрочной программах реформы и развития образования на 2010-2020 гг.» было указано, что «надо изучить вопрос о создании попечительского со-
вета в вузах и совершенствовать долгосрочный механизм социальной поддержки и надзора за развитием вузов», что является одним из важных моментов в реформировании системы управления высшим образованием. Так, например, в американских вузах, попечительский совет является высшим органом управления, принимающим стратегические решения. Тем не менее, в китайских вузах принимает решения партийный комитет, а попечительский совет является важным консультативным органом, который привлекает средства на развитие образования и ведет работу по расширению сотрудничества между вузами.
В декабре 2010 г. Госсовет КНР выпустил постановление «Об апробации реформы системы образования», которая была внедрена в 26 вузах страны, в том числе ведущих, таких как Пекинский университет, Китайский народный университет, Китайский университет политики и права. В этих вузах была поставлена и решалась задача «создания эффективного операционного механизма академической и административной власти, создании попечительских советов, изучении модели тесного сотрудничества между вузами и предприятиями, содействия распределению ресурсов между вузами, научно-исследовательскими институтами, формирования эффективного механизма координации и сотрудничества между ними, а также повышения потенциала строительства экономики и социального развития».
На примере Китайского университета политики и права в Пекине, в качестве пилотного университета реформы, рассмотрим роль и функции попечительского совета. В 2010 г. в университете был создан попечительский совет [7], председателем которого был избран ЧжанФусэнь, директор Комитета по социально-правовой работе Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК)1. В уставе Университета было указано, что «попечительский совет - это организация, состоящая из всех слоев общества, которые поддерживают высшее образование, заботятся о развитии университета и поддерживают его».
В уставе попечительского совета Университета было указано, что совет имеет консультативные функции:
- поважнейшим вопросам его деятельности: их оценке, стратегическому планированию развития университета; по поддержанию дисциплины, подготовки кадров; проведению научных исследований и оказание социальных услуг;
- содействует широким связям и сотрудничеству между университетом и обществом, привлекает
1
НПКСК - совещательный орган при руководстве КНР, в который входят как представители КПК, так и беспартийные, представители общественных организаций, деловых кругов, видные общественные деятели.
средства на развитие образования в университете.
Таким образом, несомненно, что совет играет активную роль в содействии реформам системы высшего образования, способствуя взаимодействию университета и общества.
Следует отметить, что режим распределения полномочий для принятия решений между университетом и другими заинтересованными сторонами - это структура внешнего управления университетом.
Внешние заинтересованные стороны - это правительство, министерства, общественные организации.
Режим распределения полномочий по принятию решений между университетом и внутренними заинтересованными сторонами - это структура внутреннего управления.
Внутренние заинтересованные стороны включают партийные комитеты и их отделы, ректорат, ученый совет, преподавателей, администраторов и студентов. В состав попечительского совета в китайских государственных университетах в основном входят представители предприятий, учреждений, общественных организаций, правительственных департаментов, бизнес структур, а также представители руководства и преподаватели университета, которые являются основными внешними и внутренними заинтересованными сторонами, что обеспечивает доступ для получения ресурсов внутри и за пределами университета.
Поэтому создание попечительского совета в вузах КНР может разрешить вопрос баланса заинтересованных сторон в управлении, а также, несомненно,будет способствовать успешному развитию университета.
Совершенствование системы внутреннего управления в университете после обнародования документов КПК и правительства КНР, в которых было четко указано, что система ответственности ректора под руководством партийного комитета и попечительского совета, заняли важнейшее место в решении стоящих перед университетами задач, получило свое дальнейшее раз-витиеи успешно служит повышению качества высшего образования в КНР.
Литература:
Literature:
1. Постановление ЦК КПК о реформе системы образования. URL : // http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/ htm lfiles/moe/moe_177/200407/2482.html (дата обращения 14.09.2019).
2. Боревская Н.Е. Национальная специфика образования в эпоху глобализации: по-может ли нам опыт КНР? // Отечественные записки. 2008. -№ 1(40). С. 165-178.
3. ФИ^^ВЙ^П^Ш^ЙМ План реформы и развития образования Китая. URL:// http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/moe_177/tnull_2484 html (дата обращения 14.09.2019)
4.
Постановление ЦК КПК по углублению реформы образования и всестороннему повышению качества образования. URL : // http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/m oe/moe_177/200407/2478.html (дата обращения 14.09.2019).
5. tt^f (Ду Чжичунь), ШШ (Дай Ин).
ТЙК^ЙЙЯ^ЗДЙ О системе партийного руководства и построении операционного механизма в вузах - с точки зрения внедрения системы ответственности ректора под руководством
партийного комитета // Идеологи-
ческое и теоретическое образование. 2015. № 8. С. 72-76.
6.
Й^ЙЙ^Й^ЙЙЖ Нормативный документ по выполнению требований о соблюдении и совершенствовании системы ответственности ректора под руководством партийного комитета в вузах. URL : http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/ htmlfiles/moe/s5148/201410/176071.html (дата обращения 14.09.2019).
7. ФФАЕ&ШЙ^*^ Закон КНР о высшем образовании] URL : //http://www.moe.gov.cn/
s 7 8/A02/zfs_l eft/s5911/moe_619/201512/t2015122
8_226196.html (дата обращения 14.09.2019).
8. (Лю Сяо), (Чэн Цзюньли).
[Создание Совета директоров с китайскими характеристиками для улучшения структуры внутреннего управления вузами] // ШШШШ Исследование высшего образования. 2011. № 3. С. 14-18.
9. тм.фшш'штжт.мшм (2010-2020
Щ) Национальная долгосрочная и среднесроч-
1. CPC Central Committee resolution on education reform. URL : // http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/ moe/moe_177/200407/2482. html (accessed 14.09. 2019).
2. Borevskaya N.E. National specificity of education in the era of globalization: can experience China help us? // Domestic notes. 2008. № 1(40). P. 165-178.
3. China education reform and development plan. URL : // http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/moe_177/tnull_2484 html (accessed 14.09.2019).
4. ■
Resolution of the CPC Central Committee on deepening education reform and comprehensive improvement of the quality of education]. URL : // http://old.moe.gov.cn/publicfiles/ business/htmlfiles/moe/moe_177/200407/2478.html (accessed 14.09.2019).
5.
Du Zhichun, Dai Ying. On the system of party leadership and building an operational mechanism in universities - in terms of implementing the headmaster's responsibility system under the leadership of the party committee // Ideological and theoretical education. 2015. № 8. P. 72-76. (In Chinese)
6.
^^Sffl^Sm Normative document on the implementation of requirements for compliance and improvement of the system of responsibility of the rector under the leadership of the party Committee in universities. URL : http://old.moe.gov.cn/publi cfiles/business/htmlfiles/moe/s5148/201410/176071. html (accessed 14.09.2019.
7. ^AK^flBK^Wft Law of the People's Republic of China on Higher Education. URL :
http://www.moe.gov.cn/s78/A02/zfs_left/s5911/mo
e_619/201512/t20151228_226196.html (date of the address 14.09.2019).
8. Liu Xiao. Cheng Junli. Creating a Board of Directors with Chinese characteristics to improve the structure of the internal management of universities // Study of higher education. 2011. № 3. P. 14-18. (In Chinese)
9. National Long-Term and Medium-Term Education Reform and Development Program (2010-2020) URL : http://old.moe.gov.cn/publicfiles/
ная программы реформы и развития образования (2010-2020 гг.). URL : // http://old.moe.gov.cn/ publicfiles/business/htmlfiles/moe/info_list/201407/x xgk_171904.html (дата обращения 14.09.2019).
10. (Сюй Дэнвэнь). Ш^ТШ^ЙЙ
Системой ответственности ректора под руководством партийного комитета является система руководства вузов, соответствующая национальным условиям развития Китая // MSW^^K^ffi Вестник Хэнаньского университета финансов и экономики. 1990. № 3. С. 123-125.
11. Устав Китайского университета политики и права. URL : // http://gnhzc.cupl.edu.cn/info/1021/1048.htm (дата обращения 14.09.2019).
business/htmlfiles/moe/info_list/201407/xxgk_17190 4.html(date of the address 14.09.2019).
10. Xu Dengwen. The rector's responsibility system under the leadership of the party committee is a university leadership system that meets the national development conditions of China // Journal of Henan University of Finance and Economics. 1990. № 3. P. 123—125.(In Chinese)
11. The charter of China University of Political Science and Law. URL : http://gnhzc.cupl.edu.cn/ info/1021/1048.htm (date of the address 14.09. 2019).