Научная статья на тему 'Система управления учебными заведениями Чувашского края в условиях реализации образовательной реформы 1864 года'

Система управления учебными заведениями Чувашского края в условиях реализации образовательной реформы 1864 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ШКОЛ ЧУВАШСКОГО КРАЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1864 Г. / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ / SCHOOL EDUCATION / THE HISTORY OF THE SCHOOLS OF THE CHUVASH EDGE / THE EDUCATIONAL REFORMS OF 1864 / MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрянкина Алевтина Петровна

Статья посвящена малоизученному аспекту истории отечественного школьного образования. Показаны изменения, произошедшие в системе управления начальной и средней школой согласно реформе 1864 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATION SYSTEM BY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CHUVASH REGION UNDER THE CONDITIONS OF THE REALIZATION EDUCATIONAL REFORM OF 18641

Article it is dedicated to the insufficiently studied aspect the history of the domestic school formation. The changes are shown, occurred in the system management of initial and secondary school according to reform of 1864.

Текст научной работы на тему «Система управления учебными заведениями Чувашского края в условиях реализации образовательной реформы 1864 года»

2. Арапов Д. Законная государственная цель - полное объединение, слияние разных племен (Д.А. Милютин и его статья «О разноплеменности в населении государств») // Источник. 2003. № 1.

3. Бахлов И.В., Напалкова И.Г. Территориальная организация имперских систем и политические механизмы управления национальной периферией. Саранск: Изд. центр Историко-социологического ин-та МГУ им. Н.П. Огарева, 2009. 218 с.

4. Высочайший Манифест от 3 (15) Февраля 1899 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tuad.nsk.ru/~history/Russia/Imperia/Nicolai_II/1895-l904/man3-2-1899.html.

5. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1983.

6. Каппелер А. Россия - многонациональная империя: Возникновение. История. Распад. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

7. Климов Л.В. Правоохранительные аспекты деятельности московских генерал-губернаторов во второй половине XIX века // Вестник МГОУ. 2008. № 3.

8. Кэмпбелл Е.И. «Единая и неделимая Россия» и «инородческий вопрос» в имперской идеологии самодержавия // Пространство власти: исторический опыт России и вызовы современности. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001.

9. Польский вопрос во внутренней политике при Николае I и Александре II [Электронный ресурс] // Формирование российского многонационального государства: сб. ст. Режим доступа: http://frg.ulver.eom/8.html.

10. Присоединение Финляндии к России. Особый статус Финляндии в Российском государстве [Электронный ресурс] // Формирование российского многонационального государства: сб. ст. Режим доступа: http://frg.ulver.com/47.html. Загл. с экрана.

11. Река времен: Книга истории и культуры: в 5 кн. Кн. 1. Государь. Государство. Государственная служба. М.: Эллис Лак; Товарищество «Река времен», 1995. 386 с.

12. Тиллабаев С. Особенности местных форм управления в колониальном Туркестане // Центр-Азия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Www.centrasia.ш/newsA.php?st=1222324560.

НАПАЛКОВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (zamisi@yandex.ru).

NAPALKOVA IRINA GENNADYEVNA - candidate of historical sciences, associate professor of Universal History and Global Political Process Chair, Mordovian State University, Russia, Saransk.

УДК 9(470.334)

А.П. ПЕТРЯНКИНА

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ЧУВАШСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА*

Ключевые слова: школьное образование, история школ Чувашского края, образовательные реформы 1864 г., управление учебными заведениями.

Статья посвящена малоизученному аспекту истории отечественного школьного образования. Показаны изменения, произошедшие в системе управления начальной и средней школой согласно реформе 1864 г.

A.P. PETRYANKINA

ADMINISTRATION SYSTEM BY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CHUVASH REGION UNDER THE CONDITIONS OF THE REALIZATION EDUCATIONAL REFORM OF 1864

Key words: school education, the history of the schools of the Chuvash edge, the educational reforms of 1864, management of the educational institutions.

Article it is dedicated to the insufficiently studied aspect the history of the domestic school formation. The changes are shown, occurred in the system management of initial and secondary school according to reform of 1864.

До середины XIX в. система административного управления учебными заведениями в Российской империи была основана на документах, разработан-

* Исследование выполнено по госконтракту № 16.740.11.0408 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

ных и утвержденных во второй четверти столетия при императоре Николае I. Это: «Устав гимназий и училищ уездных и приходских» от 8 декабря 1828 г., «Положение об учебных округах» от 25 июня 1828 г. и «Общий устав императорских российских университетов» от 26 июня 1835 г. [9, 5, 3]. В соответствии с общим характером эпохи ее отличительной чертой было жесткое административное подчинение нижестоящих ступеней образования вышестоящим на основе принципа единоначалия.

На территории современной Чувашии к середине XIX в. существовали два типа начальной школы, которые находились в ведении Министерства народного просвещения. Это были приходские и уездные училища. Во главе первых стоял смотритель, вторых - штатный смотритель. Приходские училища находились в подчинении штатного смотрителя уездного училища, который был подотчетным по отношению к директору губернской гимназии. Средней школы (т.е. гимназии) в регионе не было.

Таким образом, до реформы 1864 г. высшей инстанцией в управлении учебными заведениями на территории современной Чувашии являлся штатный смотритель. В его полномочия входило решение хозяйственных и финансовых вопросов развития училища, контроль над работой учителей и учебой учеников, также он выполнял функцию надзора за всеми остальными учебными заведениями уезда. Для решения учебно-воспитательных вопросов по уставу 1828 г. в уездных училищах продолжали практиковаться ежемесячные собрания учителей (аналог современных педагогических советов в школах). Другой фигурой, которая присутствовала в управлении школой, был почетный смотритель. Это был представитель местного дворянства, который должен был оказывать материальную помощь учебному заведению, а также принимать участие в решении важнейших вопросов училища. Поскольку большинство почетных смотрителей не имели педагогического образования и плохо разбирались в особенностях школьного дела, их присутствие в обсуждении и решении учебно-воспитательных проблем было номинальным.

Содержание школьной реформы раскрывают два нормативных документа. Это утвержденные 18 июня 1863 г. «Общий устав императорских российских университетов» [7], 14 июля 1864 г. «Положение о начальных народных училищах» и 19 ноября 1864 г. «Устав гимназий и прогимназий» [7, 4, 8]. Их разработка шла достаточно долго, по мере обсуждения проектов реформы вносились изменения, иногда очень существенные.

Некоторые изменения, имеющие отношение к вопросам управления учебными заведениями, стали появляться еще во время подготовки реформы. Одним из таких примеров является организация съезда педагогов, которые могли объединять как учителей отдельных предметов, так и преподавателей разных учебных дисциплин, также директоров и инспекторов. На первый взгляд может показаться, что съезды не имеют отношения к управлению школой. Однако, как было отмечено министерством народного просвещения, «... на них, благодаря свободному обмену мнений, выясняются и устанавливаются правильные взгляды на способы преподавания, дисциплинарные и административные меры и другие вопросы школьной администрации, педагогики и дидактики. Окружное начальство, пользуясь съездом, имеет возможность оказать свое непосредственное влияние на преподавателей и директоров и разъяснить им необходимость тех или других мер и улучшений гораздо удобнее, чем с помощью циркуляров и предписаний» [6. С. 431]. Только таким назначением ценность съездов не ограничивается. Прежде всего, они были важны для учителей с точки зрения обмена опытом, помогали быть в курсе новых методик преподавания, знакомиться с учебной и научной литературой и т.д. Первый съезд состоялся в 1861 г. в Киеве, который собрал естествоиспытателей и учителей естественных наук [6. С. 431].

В соответствии с реформой в области школьного дела 60-х гг. XIX в. в Российской империи существовали три типа общеобразовательных учебных заведений: народные училища без указания срока обучения в них (на практике, как правило, училища имели трехгодичный срок обучения); прогимназии, имевшие курс первых четырех классов гимназии; гимназии с семилетним сроком обучения.

«Положение о начальных народных училищах» 1864 г. установило новую систему руководства начальным образованием, окончательно ликвидировав ту, которая была введена предыдущим уставом 1828 г. Теперь народная школа изымалась из ведения директоров гимназий и штатных смотрителей уездных училищ и передавалась под управление уездных и губернских училищных советов: «Для заведования начальными народными училищами учреждается в каждом уезде уездный и в каждой губернии губернский Училищные Советы» [4. Ст. 1230]. Об их деятельности речь пойдет ниже.

Новый школьный устав регламентировал деятельность учебных заведений различных типов, относящихся к ведомству Министерства народного просвещения, ведомства министерств государственных имуществ, внутренних дел, также удельного, горного и духовного ведомств. Народные училища по «Положению» 1864 г. могли открываться различными правительственными учреждениями, а также обществами и частными лицами. Принимая такое решение, правительство прежде всего учитывало вопросы их материального обеспечения. На развитие системы образования у государства денег не хватало, поэтому, официально признавая данное положение, министерство заявило: «Не располагая однако материальными способами к их учреждению и содержанию, Министерство просвещения имеет ныне в своем ближайшем и непосредственном ведении только городские приходские училища и весьма немногие школы, учрежденные в местечках и селениях. Все прочие элементарные школы учреждаются теми местами и лицами, которые находят к тому какие-либо денежные способы» [4. Ст. 1234]. Соответственно в полномочиях учредителей было решение вопросов о платности или бесплатности обучения; изменения программ и устройства этих училищ в зависимости от местных условий; также они входили в состав училищных советов.

Дадим краткую характеристику начальной и средней школе. «Положение», утвержденное 14 июля 1864 г., главную цель начальных народных училищ определило следующим образом: «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [4. Ст. 1226]. Исходя из поставленной цели, учебный план включал в себя следующие предметы: «а) Закон Божий (краткий катехизис и священная история), б) чтение по книгам гражданской и церковной печати, в) письмо, г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно» [4; Ст. 1227]. Анализ цели и перечня учебных предметов народных училищ позволяет утверждать, что назначением школы являлось прежде всего религиозно-нравственное воспитание молодежи, а обучение в ней ограничивалось элементарной грамотностью.

Вопрос о платности или бесплатности обучения в той или иной школе устав поручал решать тем ведомствам, которым они были непосредственно подчинены, или лицам и обществам, которые их учреждали. Право принимать решение об открытии начальных школ принадлежало уездному училищному совету. Функцию управления ими выполняли попечители, которые назначались учредителями школ.

По поводу языка, на котором должен осуществляться процесс обучения, документ говорит следующее: «... во всех тех областях, где употребляются местные Русские наречия, резко отличающиеся от Великороссийского языка, объяснение предметов в народных училищах начиналось на местном наречии, а затем уже делался постепенно переход к Русскому, т.е. Великороссийскому языку, на котором следует и продолжать ученье» [4. Ст. 1266], т.е. допускалось начи-

нать обучение на одном языке, и в то же время признавалась важность русского языка в начальном обучении.

В управлении и деятельности начальной школы особую роль должны были играть представители духовенства. Помимо основной функции - преподавания Закона Божьего - священники могли вести также и другие предметы, правда для этого они должны были иметь разрешения на этот счет от училищного совета. Его можно было получить, успешно сдав специальный экзамен на звание учителя начальной школы. Также лицам духовного звания было поручено «наблюдение за религиозно-нравственным направлением во всех начальных народных и воскресных училищах» [4. Ст. 1229], т.е. церковнослужителям поручалось следить над организацией и состоянием воспитательного процесса в школах.

Правительство стремилось не допускать проникновения в начальные училища неблагонадежных в политическом отношении учителей. В третьем разделе «Положения» рассматриваются требования, которым должен отвечать учитель. Здесь указывается, что преподавать в начальных училищах могли лица, которые получили разрешение «уездными училищными советами, лицам обоего пола, представившим надлежащее ручательство за добрую нравственность и благонамеренность». К лицам духовного звания это требование не предъявлялось, как было указано выше, при наличии разрешения они могли преподавать все предметы.

Определяя назначение средней школы, «Устав гимназий и прогимназий» 1864 г. устанавливал, что «гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование, и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в Университет и другие высшие специальные училища» [8. Ст. 1301]. Таким образом, подчеркивалось, что главная цель гимназии -дать юношеству среднее общее образование. Устав учреждал два типа гимназий: классические и реальные. «В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса». Наряду с гимназиями данный документ оговаривал возможность открытия прогимназий, состоящих только из 4 низших классов гимназии и разделяющихся также на классические и реальные [8. Ст. 1302].

В штатной структуре гимназий «Устав гимназий и прогимназий» определяет следующие должности: директора, инспектора, преподавателей, воспитателей, врача и письмоводителя. «В прогимназии находятся те же должностные лица, кроме Директора, обязанности которого возлагаются на Инспектора». Все важные вопросы, касающиеся учебного, воспитательного процесса и хозяйственной части средней школы, решались педагогическим советом - коллегиальным органом учебного заведения. В отдельных случаях в гимназиях вводилась должность почетного попечителя: «При тех гимназиях и прогимназиях, которые получают содержание сами для себя, или для пансионов при них, от обществ, сословий или частных лиц, и которые управляются назначенными от правительства лицами, состоит сверх того особое лицо со званием Почетного Попечителя, избираемого обществом, сословием или частными лицами, дающими помянутое содержание» [8. Ст. 1303]. В его функции в основном входил контроль над финансами гимназии, поступающими в учебное заведение, и за расходами этих поступлений.

Главной обязанностью директора гимназии было осуществлять контроль над преподаванием и воспитанием юношества в стенах учебного заведения, он же возглавлял педагогический совет. Директор принимал на работу и увольнял, также представлял к наградам учителей и других служащих гимназии. Заместителем или помощником директора являлся инспектор.

В зависимости от типа гимназии (классическая или реальная) определялся учебный план. В курс изучаемых предметов классической гимназии входили Закон Божий, русский язык и словесность, латинский и греческий языки, немецкий и французский языки, история, география, математика, физика, естественная исто-

рия, чистописание, рисование и черчение. С преподаванием греческого языка имелись трудности вследствие того, что не хватало учителей, поэтому он должен был вводиться постепенно, по мере их подготовки. С учетом этого обстоятельства в первое время должны были существовать три типа гимназий: классическая гимназия с обоими древними языками, гимназия с латинским языком, реальная гимназия. В учебном плане реальной гимназии были: Закон Божий, русский язык и словесность, история, география, чистописание, математика, естественная история, химия, физика, немецкий и французский языки, рисование и черчение. Устав предусматривал в учебном плане классической и реальной гимназий одинаковое число уроков по Закону Божьему, русскому языку и словесности, истории, географии, чистописанию. В реальных гимназиях древние языки не преподавались совсем, но по сравнению с классическими гимназиями в них было увеличено число уроков по математике, физике, новым языкам, рисованию и черчению; в курсе естествознания преподавалась химия. Во всех гимназиях желающие могли обучаться пению и гимнастике. Кроме того, ученики старшего класса до выпуска изучали «понятие о нашем государственном устройстве, об основных законах Империи, касающихся верховной власти, о значении разных присутственных мест и о главных законах гражданских и уголовных» [8. Ст. 1309].

Каждая гимназия должна была иметь библиотеку, в фонде которой содержались книги для учителей и учащихся, физический кабинет, пособия по естественной истории, географические карты, гимнастические снаряды и музыкальные ноты.

Устав разрешал обучаться в гимназиях и прогимназиях детям всех сословий, без различия звания и вероисповедания. Учеба в средней школе была платной, причем по этому поводу говорилось, что ученики «обязаны вносить плату за обучение». Правда, за хорошую успеваемость и поведение дети со сложным материальным положением по решению педагогического совета могли освобождаться от платы за учебу. По завершении курса обучения, выдержав испытание, ученики гимназии получали аттестат, за отличную учебу им вручалась золотая или серебряная медаль.

В уставе было предусмотрено значительное расширение прав педагогических советов, которые организуются в гимназиях и прогимназиях «для более верного и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части». Педагогическим советам было предоставлено право утверждать программы преподавания по каждому предмету, решать вопросы перевода учащихся из одного класса в другой по результатам испытаний в конце учебного года, освобождать от платы за учебу детей из неимущих семей и т.д.

Документ вводил унификацию одежды учеников гимназии, которую составляли: «а) однобортный полукафтан темнозеленого сукна с черными пуговицами и отложным воротником, с петличками на нем из синего сукна; б) брюки темносерого сукна; в) жилет темнозеленого сукна, однобортный, с черными пуговицами; г) галстух черный, суконный или шелковый; д) пальто темнозеленое суконное, по существующим образцам, с суконными петлицами синего цвета и с черными пуговицами; е) фуражка темнозеленого сукна, с суконным околышем синего цвета» [8. Ст. 1313].

В школьных уставах большое место уделялось методам обучения и воспитания. В объяснительной записке указывалось на необходимость учета возрастных особенностей учащихся при выборе методов обучения. В начальных школах и прогимназиях рекомендовалось применять «способ катехизический, заключающийся в беседе учителя с учеником», а в гимназиях - способ акроамати-ческий, состоящий в «изложении предмета самим учителем; только изложение это должно заключать в себе условия, необходимые для возбуждения любви к

предмету и самодеятельности в учащихся» [8. Ст. 1313]. В начальных школах большое значение придавалось наглядности в обучении. В документе даже было сказано, что учение в народных училищах начинается с наглядного обучения, которое «должно служить переходом от естественного способа образования, которое начинается для ребенка с самого его рождения, к искусственному учению, начинающемуся в школе». Особое место было уделено методике преподавания русского языка, арифметики и других предметов.

Нормативные документы подчеркивают актуальность вопросов нравственного воспитания. Особо говорится о значении хорошего примера учителя, необходимости с его стороны гуманного обращения с воспитанниками, особо говорилось о вреде телесных наказаний: «наказание розгами составляет самое дурное и самое ненадежное средство для воспитания человека», применение которых согласно уставу запрещалось.

Между начальной и средней школой не существовало никакой связи и преемственности. Исключение составляли уездные училища, после окончания которых можно было поступить в первый класс гимназии или прогимназии. Однако и эта связь была чисто номинальной, так как уездное училище оканчивали в 14-летнем возрасте, а в первый класс гимназии принимали детей 10-11 лет.

Как было указано выше, для общего руководства школьным образованием в масштабе уезда и губернии было решено создать уездный и губернский училищные советы.

В уездные и губернские училищные советы кроме представителей разных правительственных ведомств (Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел и др.), а также духовенства, занимавших в советах господствующее положение, были допущены представители органов местного самоуправления: земств и городских дум. Согласно «Положению о начальных народных училищах» 14 июля 1864 г. в состав уездного училищного совета входили представители «. от Министерств: Народного Просвещения и Внутренних Дел, духовного ведомства православного исповедания, двух членов от уездного земского собрания и по одному от тех ведомств, которые содержат у себя начальные народные училища. В тех городах, где есть начальные народные училища, содержимые на счет городских сумм, в Училищном Совете находится член от городского общества. Попечители народных училищ, городских и сельских, могут быть также членами Уездных Советов, по назначению губернского Совета» [4. Ст. 1230].

Согласно предписанному положению в состав Цивильского уездного училищного совета в 1869 г. входили представители духовного ведомства протоирей Иоанн Романовский, Цивильского земства степенный гражданин Петр Курбатов и министерства народного просвещения штатный смотритель Цивильского уездного училища Всеволод Мельников [2. Л. 1]. В документах училищного совета за 1868 г. председателем называется Романовский [1. Л. 18].

Состав губернского училищного совета определял «Устав гимназий и прогимназий» от 19 ноября 1864 г. Здесь также были представлены лица, состоящие как на гражданской, так и на духовной службе. Однако их статус по сравнению со статусом представителей уездного училищного совета должен был быть выше. Это должны были быть «епархиальный Архиерей, как первенствующий член, Начальник губернии, Директор училищ и два члена от губернского земского собрания. Попечитель Учебного Округа имеет право, в бытности своей в губернском городе, присутствовать в губернском училищном совете» [4. Ст. 1230]. Как видно из цитаты, при перечислении лиц, входящих в состав училищных советов, устав акцентировал внимание на том, что в губернском совете главным лицом являлся архиерей, т.е. главную роль в решении вопросов управления образованием документ отводил церковным служащим.

Училищные советы принимали решения об организации и закрытии народных училищ: «Для учреждения начальных народных училищ городскими и сельскими обществами и частными лицами требуется разрешение Уездного Училищного Совета. Училища сии могут быть закрываемы по распоряжению губернского Училищного Совета, в случае беспорядка и вредного направления учения» [4. Ст. 1228]. Как видим, данная функция советов распространялась только на те начальные школы, которые открывались городскими и сельскими обществами или частными лицами. Правительственные ведомства и духовное начальство могли учреждать и закрывать школы собственными распоряжениями. Правда, они также должны были об этих решениях сообщать уездным училищным советам.

Об открытии двух новых школ в начале 1868 г. Цивильским уездным училищным советом (в деревне Высоковка и селе Ковали) свидетельствуют материалы дела «Указания Казанского губернского училищного совета о своевременном представлении сведений о состоянии училищ. Рапорта учителей об освобождении их от работы, представление отпусков по состоянию здоровья и высылке книг для училищ» из фондов ГИА ЧР [1. Л. 18-19 об.].

В том случае, если местные общества иногда не выполняли свои финансовые обязательства по содержанию училищ, то учителя и наставники с жалобой на них обращались к училищным советам. О подобной ситуации говорит обращение священника А. Лебедева на имя Цивильского училищного совета: в 1867 г. Акзегитовское волостное правление не исполнило свои функции по выплате жалованья наставнику и сторожу, оплате за наем помещения, его отопления, за приобретение учебных принадлежностей. Таким образом, жалуясь на тяжелое финансовое положение, А. Лебедев у совета спрашивает, как дальше училищу существовать. С подобным обращением выступает и священник села Хормалы Цивильского уезда С. Фортунатов [1. Л. 5, 17].

Училищные советы также занимались назначением и увольнением учителей, контролировали деятельность школ и т.п. Например, 27 января 1868 г. наставник приходского училища в селе Именево Цивильского уезда Арсений Вишневский обращался к местному училищному совету. Он пишет рапорт, в котором просит «Вследствие расстроенного моего здоровья. уволить меня, для лечения в городе Казани, назначив вместо меня, до лечения кого-либо» [1. Л. 2]. Далее прилагается свидетельство, выписанное земским врачом учителю Вишневскому, согласно которому указывается, какой болезнью он страдает, и дается рекомендация лечиться в Казани. На это освободившееся место претендовал священник Архангельской церкви села Именева Иоанн Журавлев [1. Л. 3]. Также в 1868 г. в связи с переводом на новое место службы священник И. Добро-мыслов просит освободить его от должности наставника Можаровского сельского приходского училища [1. Л. 9].

За хорошую и добросовестную работу учителям училищные советы объявляли благодарность. Признания своих заслуг на уровне губернского совета (по представлению Цивильского училищного совета) в 1868 г. добился учитель начального класса Цивильска В. Корсаков [1. Л. 10].

Членами уездного училищного совета избирался председатель, постоянную организацию делопроизводства осуществлял штатный смотритель училищ.

Уездный училищный совет составлял список учебников и учебных пособий, необходимых для училищ своего уезда, и представлял его для утверждения в губернский совет. Следует отметить, что в реестрах наряду с традиционными учебниками (например, «Евангелие», «Букварь», «Молитвослов», «Начатки христианского учения», «Учение Господа нашего Иисуса Христа» и др.) встречается и художественная литература («Народная сказка о рыбаке и рыбке», «Труд человека кормит, а лень портит» и др.) [1. Л. 12-12 об., 13].

Хотя в «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. не говорится о необходимости училищным советам заниматься анализом содержания учебников и учебных пособий, к решению подобных вопросов советы иногда обращались. В связи с реализацией системы Н.И. Ильминского в школах Чувашского края Н.И. Золотницким была издана «Чуваш-кнеге» на чувашском языке. В конце 1867 - начале 1868 гг. сначала на уровне Цивильского уездного училищного совета, затем по представлении документов в Казань губернским училищным советом обсуждались технические ошибки, которые были допущены в учебнике. С целью их исправления было принято решение издать отдельным приложением исправленный текст [1. Л. 1-1 об., 27-27 об.].

Рассуждая по поводу учреждения училищных советов, один из крупных дореволюционных специалистов по истории школьного образования С.В. Рождественский пишет: «Прежде всего он [закон о начальной школе] должен был прекратить существовавший доселе антагонизм по делам учебным, как между отдельными правительственными ведомствами, так и между училищами правительственными и частными, и соединить разрозненную деятельность, в отношении народных училищ, разных ведомств, православного духовенства и земских учреждений. Для достижения этой цели учреждаются училищные советы из представителей от разных ведомств» [6. С. 447-448]. Как видим, правительство пытается деятельность разных типов начальной школы подвести под единую основу, подчинив их одному центру в масштабах уезда или губернии.

Итак, в соответствии с реформой 1864 г. на территории Чувашского края для управления школами региона были созданы Алатырский, Цивильский, Чебоксарский и Ядринский училищные советы. Они были учреждены в 1866 г. Об их деятельности свидетельствую материалы фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР). Судя по содержанию хранящихся в них документов, уездные училищные советы края решали весь круг вопросов и задач, который был определен уставом. Это материалы, свидетельствующие об открытии и закрытии училищ. Чаще всего вопрос об учреждении новой школы решался в ходе продолжительной переписки. В документах уездных училищных советов содержится переписка с учителями, земской управой, волостными правлениями по учебно-методическим вопросам. Советы ведали назначением, перемещением и увольнением учителей, также утверждали каталоги книг, имеющихся в библиотеках училищ; списки учащихся школ и их выпускников. Наиболее часто встречающимся вопросом в деятельности советов была переписка с волостными правлениями о содержании школ, т.е. решение материальных и хозяйственных проблем.

Таким образом, в результате реформы школьного образования, проведенной в 1864 г. правительством Александра II, в стране утвердилась новая система административного управления учебными заведениями. Она соответствовала духу либеральных преобразований эпохи. Если до изменений, введенных в 60-е гг. XIX в., в образовательной сфере преобладало жесткое административное подчинение школ директорам и штатным смотрителям, то теперь управление школой переходило в руки коллегиального органа - училищных советов. Их состав был достаточно разнообразным, в него входили как представители министерств и ведомств, имеющих прямое отношение к открытию и дальнейшей работы школ, так и представители органов местного самоуправления. От позиции вторых очень часто зависело материальное благополучие конкретных школ, тем более, что они были заинтересованы в дальнейшем расширении школьного дела в регионе. Как свидетельствуют сохранившиеся документы ГИА ЧР, местные уездные училищные советы в полной мере получили те функции и полномочия, которые теоретически им были предопределены. Благодаря усилиям Алатырского, Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездных училищных

советов на территории современной Чувашии во второй половине XIX в. сложилась система начального образования. Однако данная система административного управления просуществовала недолго. Под влиянием тех преобразований, которые происходили во внутриполитическом курсе страны в 70-е гг. XIX в., изменения произойдут и в управлении учебными заведениями.

Литература и источники

1. ГИА ЧР. Ф. 503. Оп. 1. Д. 6. Указания Казанского губернского училищного совета о своевременном представлении сведений о состоянии училищ. Рапорта учителей об освобождении их от работы, представление отпусков по состоянию здоровья и высылке книг для училищ.

2. ГИА ЧР. Ф. 503. Оп. 1. Д. 5. Циркуляры директора училищ Казанской губернии. Протоколы заседаний училищного совета. Рапорт Кошелеевского волостного правления о закрытии школы в селе Кошелеи.

3. Общий устав императорских российских университетов от 26 июня 1835 г. [Электронный ресурс]. URL: http://museum.guru.ru/ustavy/ustav1835/glava_ii.phtml (дата обращения: 20.07.2010).

4. Положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864 г. // Сборник постановлений по МНП. Т. III. 1855-1864. СПб., 1865. Ст. 1226-1281.

5. Положение об учебных округах от 25 июня 1828 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://museum.guru.ru/ustavy/ustav1835/glava_ii.phtml (дата обращения: 20.07.2010).

6. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб.: Издание Министерства народного просвещения, 1902. С. 431.

7. Университетский устав 1863 г. СПб.: Тип. Иосафата Огризко, 1863. 128 с.

8. Устав гимназий и прогимназий от 19 ноября 1864 г. // Сборник постановлений по МНП. Т. III. 1855-1864. СПб., 1865. Ст. 1301-1351.

9. Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 8 декабря 1828 г. // ПСЗ. Собрание второе. Т. 3. СПб., 1830. С. 1099-1127.

ПЕТРЯНКИНА АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alevtina-pet@mail.ru).

PETRYANKINA ALEVTINA PETROVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of History Russia Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 339.1б:94.47(470.343)

В.И. РЫБАЛКА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И КООПЕРАТИВНАЯ ТОРГОВЛЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ МАРИЙСКОЙ АССР В 40-70-е ГОДЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: торговая сеть, спрос, товарооборот, строительство, структура и ассортимент товаров.

Рассмотрены вопросы расширения торговой сети в сельской местности республики, соотношения ассортимента приобретаемых продовольственных и непродовольственных товаров, увеличения сети предприятий розничной торговли. Особое внимание уделено государственным закупкам сельскохозяйственных продуктов, возрастанию покупательной способности колхозников, укреплению финансового положения организаций потребкооперации.

V.I. RYBALKA

STATE AND CO-OPERATIVE TRADE IN THE MARI ASSR RURAL AREA IN THE 1940-1970s Key words: trading network, demand, turnover, building, structure and variety of goods. Expansion of trading network in the rural area of the Republic, correlation of the bought foodstuffs and industrial goods assortment, extension of network of retail trade enterprises are considered. Particular attention is given to state purchase of agricultural products, collective farmers’ purchasing power growth, strengthening of the consumers’ cooperatives’ financial state.

Основной торгующей организацией в деревне являлась потребительская кооперация, призванная удовлетворять не только личные запросы колхозников, механизаторов МТС и сельской интеллигенции, но и потребности колхозов в товарах производственного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.