И. Ю. Асабин
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МОРДОВИИ В СЕРЕДИНЕ 1960-х - 1970-е ГОДЫ
Работа представлена отделом истории Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Научный руководитель - доктор исторических наук, доцент Г. А. Куршева
В статье на примере Мордовии раскрываются проблемы реорганизации системы управления экономикой в середине 1960-х - первой половине 1970-х гг. Автор прослеживает зависимость экономической эффективности реформ от конкретно исторических особенностей и региональной специфики.
Ключевые слова: промышленность, экономика, экономическая реформа, экономическое стимулирование, планирование.
I. Asabin
SYSTEM OF MORDOVIAN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT MANAGEMENT IN THE MID-1960S - 1970S
Problems of the reorganisation of the economy management system in the mid-1960s - early 1970s are revealed in the article by the example of Mordovia. The author discovers the dependence of the economic effectiveness of reforms on historical and regional features of the economy development.
Key words: industry, economy, economic reform, economic incentive, planning.
Функционирование экономики Мордовии в середине 1960-х - 1970-е гг. проходило в условиях наиболее радикальной за все годы советской власти хозяйственной реформы. В сентябре 1965 г. пленум ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», положившее начало преобразованиям в экономике страны [3, с. 640]. Происходили серьезные изменения в управлении экономикой, менялся хозяйственный механизм.
Составной частью экономической реформы явилась реорганизация системы управления экономикой. Было решено ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления. Его реализация в МАССР привела к ликвидации Мордовского СНХ. В феврале 1966 г. в Саранске состоялась XIX Мордовская областная партийная конфе-
ренция, которая фактически подвела итоги деятельности Мордовского СНХ и определила пути проведения хозяйственной реформы в республике. Важнейшими итогами были признаны «обеспечение высоких темпов развития промышленности, коренных сдвигов в ее отраслевой структуре, повышение культуры производства, количественный и качественный рост рабочих и инженерно-технических работников» [8, л. 121].
Перевод управления промышленностью на отраслевой принцип, конечно, не означал отказа от территориального управления, его ликвидацию. В республике начался поиск оптимального сочетания отраслевого и территориального принципов в управлении региональным хозяйственным комплексом [12, с. 43]. В результате между органами государственной власти Мордовии и вышестоящими отраслевыми органами, предприятия которых располагались в республике, сложились отношения, существовавшие практически в
неизменном виде вплоть до второй половины 1980-х гг.
Особую роль в управлении экономикой в Мордовии играли партийные органы, в частности Мордовский областной комитет КПСС, на пленумах которого проблемы промышленного развития рассматривались неоднократно. Так, в октябре 1970 г. XII пленум Мордовского ОК КПСС обсудил вопрос о задачах партийных организаций республики по ускорению научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, на транспорте и связи [11, л. 20]. Достаточно часто вопросы промышленности поднимались на бюро Мордовского ОК КПСС. К примеру, в апреле 1968 г. на бюро был рассмотрен опыт работы партийной организации Саранского приборостроительного завода по повышению качества выпускаемой продукции [10, л. 3]. Было принято постановление, позволяющее представить стиль работы партийных органов: «Обязать партийное бюро, администрацию завода настойчиво продолжать работу по внедрению саратовской системы бездефектного изготовления продукции, постоянно повышать культуру производства, больше внимания уделять внедрению промышленной эстетики, укреплению трудовой и производственной дисциплины, сокращению текучести кадров...» [10, л. 5].
Центральное место в управлении экономикой в регионе занимали законодательный и исполнительный органы МАССР, которые в соответствии с Конституцией МАССР должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие региона. Они способствовали осуществлению в регионе полномочий СССР, проводили в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. Органы власти МАССР по вопросам, относящимся к ведению республики, координировали и контролировали деятельность предприятий союзного и республиканского (РСФСР) подчинения. Подобным образом они создавали условия для развития республики как части единого народнохозяйственного комплекса СССР, базирующегося на общесоюзном территориальном разделении труда на основе
государственных планов экономического и социального развития. Основные мероприятия по реализации этой задачи осуществлялись Советом министров МАССР, который занимался обеспечением оптимальных темпов развития общественного производства, роста национального дохода и его распределения на территории республики. Именно Совет министров МАССР разрабатывал и вносил на рассмотрение Верховного совета МАССР текущие и перспективные планы развития народного хозяйства и государственный бюджет республики, обеспечивал сочетание отраслевого и территориального принципов руководства, координировал и контролировал деятельность министерств, ведомств, промышленных предприятий на территории республики.
Принцип сочетания интересов центра и региона в деятельности Совета министров МАССР четко просматривается на конкретном примере. В апреле 1969 г. Совет министров МАССР направил в планово-бюджетную комиссию Совета национальностей Верховного Совета СССР справку о работе предприятий Министерства легкой промышленности РСФСР, расположенных на территории Мордовии. В ней отмечалось, что на территории республики размещались 18 промышленных предприятий, подчиненных Министерству легкой промышленности РСФСР, и указывалось, что «в истекшие три года пятилетки предприятия Министерства легкой промышленности РСФСР увеличили численность промышленно-производственного персонала, стоимость основных промышленно-производственных фондов и выпуск промышленной продукции. Наиболее высокими темпами развивалось производство лентоткацких изделий, верхнего и бельевого трикотажа и экстракта дубового» [7, л. 44, 45]. В ней констатировались и действия Совета министров МАССР, который ежегодно доводил «до промышленных предприятий Министерства легкой промышленности дополнительные задания по производству товаров народного потребления» [7, л. 49].
Одним из основных направлений экономической реформы было совершенствование
экономического стимулирования, включавшее в себя изменение системы ценообразования в пользу низкорентабельных производств. До реформы наряду с высокорентабельными заводами и фабриками существовало немало убыточных. Кроме того, на одном и том же предприятии помимо рентабельных видов продукции выпускались и убыточные. Поэтому предприятия стремились производить «выгодную» продукцию и «отбивались» от невыгодной, хотя она и пользовалась спросом. С помощью реформы предполагалось выравнять условия экономической деятельности.
Переход к системе экономического стимулирования привел к коренной перестройке работы предприятий Мордовии. Примером может служить Саранский завод автосамосвалов, на котором весной 1967 г. были проанализированы условия перехода на систему экономического стимулирования. Первоначально были выявлены серьезные недостатки в работе предприятия. Было отмечено, что значительны потери от брака. Указывалось, что наличие собственных оборотных средств превышает установленные нормы, недостаточно принимаются меры по сокращению сверхнормативных запасов материальных ценностей (на складах находится излишнего оборудования на сумму 82 тыс. руб.). Было подчеркнуто, что имеют место непроизводственные затраты, только штрафов за простои вагонов в первом квартале 1967 г. было выплачено 6600 руб. Серьезной критике был подвергнут отдел материально-технического снабжения, которым были допущены поставки на завод материалов, не соответствующих требованиям технологического процесса. Имелись недочеты в организации и нормировании труда. Крайне редко проводились анализы использования рабочего времени, которое высококвалифицированные рабочие затрачивали непроизводительно [7, л. 98]. На основе анализа были выявлены внутренние резервы и намечены конкретные шаги по реорганизации производства. Среди них особое место заняли шаги администрации завода по организации труда с учетом деятельности предприятия при пятидневной неделе. Было
предложено «повести решительную борьбу с расточительством», добиться экономического расходования материальных ресурсов и денежных средств. Большое внимание уделялось улучшению качества выпускаемой продукции [9, л. 2-5]. Аналогичные процессы проходили и на других промышленных предприятиях.
Существенной составляющей экономической реформы была коррекция системы планирования. Прежняя плановая система не заинтересовывала промышленные предприятия в эффективной, качественной работе, ограничивая хозяйственную самостоятельность и инициативу. Было заявлено, что заинтересовать предприятия можно на основе принципа «долевого участия в доходе» - чем больше ценностей создало предприятие для общества, тем большая сумма должна отчисляться в его поощрительный фонд, независимо от того, произведены эти ценности в рамках плана или сверх него. Реформа предполагала усилить и улучшить централизованное планирование путем доведения обязательных заданий до субъектов хозяйственной деятельности. Планы предприятий после согласования и утверждения объемнономенклатурной программы полностью составлялись самими предприятиями.
Переход на новую систему планирования породил на предприятиях Мордовии условия для развития текущего планирования, которое охватывало не только производство, но и социальную сферу. Одним из первых в республике по этому пути пошел завод «Электровыпрямитель», где в феврале 1968 г. было создано бюро планирования. Совместно с сотрудниками МГУ им. Н. П. Огарева оно провело ряд изысканий, которые послужили основой для разработки плана комплексного социальноэкономического развития завода [6, с. 57, 58]. Он наметил мероприятия по внедрению новой техники, пути технического перевооружения завода, внедрению научной организации труда и управления. План был достаточно детально проработан и увязан с непосредственной производственной практикой предприятия [5, с. 326].
Разработка планов развития охватила многие промышленные предприятия Мордовии. В октябре 1970 г. на XII пленуме Мордовского обкома партии А. Л. Чечкин отмечал: «За последнее время на многих предприятиях разработаны перспективные планы технического перевооружения производства» [11, л. 23].
Новые принципы планирования были положены в основу разработки пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 гг., принятого XXIII съездом КПСС. В соответствии с ним были определены основные направления дальнейшего развития промышленного производства Мордовской АССР. В обсуждениях проекта основных направлений, которые проходили на партийных собраниях промышленных предприятий, приняло участие почти 3,5 тыс. коммунистов из 50 тыс. присутствующих. Более 115 тыс. присутствовало на общезаводских собраниях, из них 4106 человек выступило [1, с. 467]. Контрольные задания по росту промышленности Мордовии были определены на собрании республиканского и Саранского партийного актива, состоявшегося 4 марта 1966 г. 19 апреля 1966 г. на новом собрании партхозактива был утвержден окончательный вариант плана, в котором основное внимание было обращено на отрасли, определяющие место Мордовии во всесоюзном разделении труда. Планировались высокие темпы развития машиностроения и металлообработки, химического производства, промышленности строительных материалов. Производство промышленной продукции должно возрасти в 2 раза, в том числе: электротехнической и приборостроительной - в
3 раза, станкостроительной и инструментальной в 4 раза, производство цемента -
в 1,9 раза. Были определены плановые показатели по конкретным промышленным предприятиям республики. Так, предполагалось, что выпуск продукции на рузаевском заводе «Химмаш» увеличится за пятилетку в
4 раза, приборостроительном заводе - в 3 раза, объединение «Светотехника» - в 2,2 раза, на предприятиях «Мордовэнерго» -в 2,3 раза, на Алексеевском цементном заводе - в 1,9 раза. Большое внимание в пятилетнем плане было уделено новому промышленному строительству. На основе технического прогресса, совершенствования организации и улучшения условий труда, усиления экономического стимулирования производительность труда в промышленности планировалось повысить на 38-40%. Объем капитальных вложений в экономику республики был установлен в размере 635 млн руб., что на 52,7% больше, чем за предыдущие 5 лет. В 1970 г. предусматривалось выработать промышленной продукции в Мордовии на 1 млрд руб. [4; 2, с. 131, 132]. Учитывая то, что Мордовия к середине 1960-х гг. стала индустриально-аграрным регионом, а ее экономика стала функционировать в принципиально новых условиях хозяйственной реформы, планы развития промышленности на 1966-1970 гг. были достаточно реалистичны.
Система управления региональной экономикой во второй половине 1960-х - 1970-х гг. претерпела ряд серьезных изменений. Их реализация должна была ускорить темпы динамики экономики, привести к качественным изменениям в социально-экономическом развитии республики. Однако результаты реформирования оказались весьма скромными, преодолеть недостатки хозяйственного механизма не удалось.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Очерки истории Мордовской организации КПСС / под ред. М. В. Дорожкина. Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1967. 508 с.
2. Под звездой Октября. Мордовская АССР за 50 лет Советской власти / под ред. М. В. Дорожкина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. 332 с.
3. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: в 16 т. М.: Политиздат, 1968. Т. 5: 1962-1965 гг. 750 с.
4. Советская Мордовия. 1966. 6 марта.
5. Социалистическая индустриализация и развитие рабочего класса Мордовии (1926-1970 гг.): Документы и материалы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 356 с.
6. Сухарев А. И. Закономерности развития и проблемы регулирования социальной структуры социалистического общества: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. М., 1973. 60 с.
7. ЦГА РМ. Ф. 228. Оп. 1. Д. 2443.
8. ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 5. Д. 162.
9. ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 5. Д. 218.
10. ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 5. Д. 277.
11. ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 7. Д. 7.
12. Шичкин П. В. Основы территориального управления производством. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1981. 104 с.
REFERENCES
1. Ocherki istorii Mordovskoy organizatsii KPSS / pod red. M. V. Dorozhkina. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1967. 508 s.
2. Pod zvezdoy Oktyabrya. Mordovskaya ASSR za 50 let Sovetskoy vlasti / pod red. M. V. Dorozhkina. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1967. 332 s.
3. Resheniya partii i pravitel'stva po khozyaystvennym voprosam: v 16 t. M.: Politizdat, 1968. T. 5: 1962-1965 gg. 750 s.
4. Sovetskaya Mordoviya. 1966. 6 marta.
5. Sotsialisticheskaya industrializatsiya i razvitiye rabochego klassa Mordovii (1926-1970 gg.): Do-kumenty i materialy. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1977. 356 s.
6. Sukharev A. I. Zakonomernosti razvitiya i problemy regulirovaniya sotsial'noy struktury sotsialis-ticheskogo obshchestva: avtoref. dis. ... d-ra filosof. nauk. M., 1973. 60 s.
7. TsGA RM. F. 228. Op. 1. D. 2443.
8. TsGA RM. F. 269-P. Op. 5. D. 162.
9. TsGA RM. F. 269-P. Op. 5. D. 218.
10. TsGA RM. F. 269-P. Op. 5. D. 277.
11. TsGA RM. F. 269-P. Op. 7. D. 7.
12. Shichkin P. V. Osnovy territorial'nogo upravleniya proizvodstvom. Saransk: Izd-vo Mord. un-ta, 1981. 104 s.