Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
современная Россия / система / управление / сельское хозяйство / синтез / анализ. / modern Russia / system / management / agriculture / synthesis / analysis.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунов Александр Александрович, Чиркова Лариса Лонгиновна

В статье рассматривается система управления сельским хозяйством в современной России. Цель исследования рассмотреть систему управления сельским хозяйством в современной России. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коршунов Александр Александрович, Чиркова Лариса Лонгиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN RUSSIA

The article discusses the system of agricultural management in modern Russia. The purpose of the study is to consider the system of agricultural management in modern Russia. Research methods: analysis, synthesis, generalization.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Научная статья Original article УДК 351.85

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ AGRICULTURAL MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN RUSSIA

Коршунов Александр Александрович, студент 4 курса, факультета Управления недвижимостью и права, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), sashakorshynov3@gmail.com.

Чиркова Лариса Лонгиновна, научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управленческих технологий ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), larisa.chirkova.guz@yandex.ru.

Korshunov Aleksandr Aleksandrovich, 4rd year student, Faculty of Real Estate Management and Law, State University of Land Management (15 Kazakova str., Moscow, 105064 Russia), sashakorshynov3@gmail.com.

Chirkova Larisa Longinovna, scientific supervisor, Candidate of Economic Sciences, docent of the Department of Management and Management Technologies of the State University of Land Management (15 Kazakova str., Moscow, 105064 Russia), larisa.chirkova.guz@yandex.ru.

Аннотация: В статье рассматривается система управления сельским хозяйством в современной России. Цель исследования - рассмотреть систему управления

сельским хозяйством в современной России. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Abstract: The article discusses the system of agricultural management in modern Russia. The purpose of the study is to consider the system of agricultural management in modern Russia. Research methods: analysis, synthesis, generalization.

Ключевые слова: современная Россия, система, управление, сельское хозяйство, синтез, анализ.

Keywords: modern Russia, system, management, agriculture, synthesis, analysis.

Прежде чем говорить о системе управления сельское хозяйство, необходимо принять решение о понятии «система». Большой словарь рассматривает систему как группировку, классификацию.

В соответствии с сельскохозяйственным и гражданским законодательством РФ система управления сельским хозяйством включает в себя:

1. Государственное управление (на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации)

2. Муниципальное управление (в органах местного самоуправления)

3. Корпоративное (хозяйственное) управление

4. Внутрихозяйственное управление

Постановлением Правительства Российской Федерации № 215 15 мая 2018 утверждено Положение «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации». В соответствии с настоящим Положением Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

1) о разработке государственной политики и правового регулирования в сфере агропромышленного комплекса, в том числе животноводства (в том числе разведения одомашненных видов и пород рыб, внесенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство,

карантинные растения, мелиорация земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания, пищевая и перерабатывающая промышленность, поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции, производство и оборот табачных изделий , производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда сельхозпроизводителями, устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами.

2) о разработке и реализации государственной политики и правового регулирования в сфере рыболовства, в том числе рыболовства, сохранения водных биоресурсов, добычи, переработки и реализации рыбы и иной продукции из водных биоресурсов, производственной деятельности на судах рыболовства флота, а также в области охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, за исключением водных биоресурсов, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации. , обеспечение безопасности плавания судов рыболовного флота и аварийно-спасательных работ в районах рыболовства при рыболовстве, а также контроль и надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации.

3) о разработке государственной политики и правового регулирования в сфере аквакультуры (рыбоводства)

4) о разработке и реализации государственной политики и правового регулирования в сфере земельных отношений (в части

земли сельскохозяйственного назначения), о государственном мониторинге таких земель

5) за предоставление государственных услуг в сфере сельского хозяйства, в том числе устойчивого развития сельских территорий, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Федеральной службы по ветеринарному и

фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству, подведомственных Министерству. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Для практической реализации функций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, организации реализации планов, программ, проектов и других нормативных документов в структуре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации функционируют следующие подразделения:

— Департамент животноводства и племенного дела

— Департамент цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК

— Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности

— Департамент развития сельских территорий

— Административный департамент

— Департамент бюджетной политики

— Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности

— Департамент правового обеспечения

— Департамент мелиорации

— Департамент аппарата министра

— Департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства)

— Департамент информационной политики и специальных проектов

— Департамент международного сотрудничества

— Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений

— Департамент ветеринарии

— Департамент научно-технологической политики и образования

— Департамент регулирования рынков АПК

— Департамент экономики и государственной поддержки АПК

Органы государственной исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению сельским хозяйством, существуют также в субъектах Российской Федерации. В некоторых субъектах РФ это Министерство сельского хозяйства и продовольствия, например, в Свердловской области, в других субъектах РФ -Департамент сельского хозяйства и продовольствия, в-третьих - Главное управление и т.д. Вопросы взаимодействия органа управления сельского хозяйства субъекта Российской Федерации с управлениями и отделами в муниципальных образованиях решаются по-разному.

Следует отметить, что в агропромышленном комплексе во многих субъектах РФ успешно функционируют крупные агропромышленные организации холдингового типа, например, в Свердловской области агрохолдинг «Урал-Агро», а также сельскохозяйственные предприятия. кластеры как экономические интеграторы сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, крупных торговых организаций и продовольственных рынков. В совокупности все вышеперечисленные формы экономической деятельности в аграрном секторе относятся к категории корпоративного (хозяйственного) управления. Права, обязанности, полномочия структурных подразделений определяются локальными нормативными актами организаций (Уставом, Положением, Учредительным договором и другими специфичными для каждой организации нормативными документами).

Например, в Свердловской области, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы Свердловской области, некоммерческая организация «Союз Предпринимателей» мукомольная и хлебопекарная промышленность «Свердловская область». Некоммерческое партнерство «Союз производителей и переработчиков картофеля, овощей, фруктов и ягод Свердловской области», «Союз овощеводов», некоммерческая организация 'Союз предприятий молочной промышленности, региональный союз потребительских обществ, некоммерческое партнерство «Союз животноводы Урала», объединение «Уральский агропромышленный университетский комплекс». В совокупности все

вышеперечисленные формы хозяйственной деятельности в аграрном секторе относятся к категории корпоративных (хозяйственных) управлений - отраслевые союзы и ассоциации агропромышленного комплекса.

Информация, обсуждаемая в этой статье о системе управления сельским хозяйством в современной России, указывает на то, что при создании этой системы органами государственной власти учтены принципы организации управления, такие виды деятельности, как:

- принцип сочетания централизации и децентрализации

- принцип коллегиальности

- принцип плановости

- принцип компетентности

- принцип мотивации

- принцип научно-технологического прогресса

- принцип законности

В целом следует отметить, что, несмотря на определенные позитивные результаты производственно-хозяйственной деятельности в аграрной сфере,

по-прежнему существуют проблемы совершенствования организационно-экономических и правовых механизмов управления отраслью сельского хозяйства. Это особенно актуально в условиях ускоренного научно-технологического развития и цифровизации сельского хозяйства, а также решения задач по импортозамещению, экспорту сельскохозяйственной продукции, организации производства продукции под брендом «органик-продукт» и других важных направлений сельскохозяйственной деятельности.

Литература

1. Князев С. Н. Управление: искусство, наука, практика: учебное пособие. -Минск : Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2002. - 512 с.

2. Митин А. Н. Психология управления: учебник. - Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, Волтерс Клувер, 2011. - 389 с

3. Кожевников А. Ю. Большой энциклопедический словарь русского языка. // Речевые эквиваленты: практический справочник в двух томах. Т. 1. - Санкт-Петербург : ИД «Нева», 2003. - 448 с

4. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск : Харвест, Москва : АСТ, 2001. - 975 с

5. Указ Президента Российской Федерации № 215 от 15 мая 2018 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. Федеральный выпуск № 7567. 17 мая 2018 г.

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 450 от 12 июня 2008 г. Утв. Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации

7. Конституция Российской Федерации

8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06.10.2003 г.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 10 ноября 1994 г.

10. Официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области

11. Столыпинские реформы: историческая роль и влияние на формирование землеустройства в России. Фомин А.А. // Столыпинский вестник. 2020. Т. 2. № 1. С. 1.

12. ESG-трансформация в сельском хозяйстве и устойчивое развитие территорий. Фомин А.А., Сямина Е.И. // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 7.

13. Экономические методы регулирования земельных отношений в России. Мамонтова И.Ю., Фомин А.А. // International Agricultural Journal. 2023. Т. 66. № 3.

14. Состояние земельных и водных ресурсов планеты и методы устойчивого ведения сельского хозяйства. Фомин А.А., Мамонтова И.Ю. Международный сельскохозяйственный журнал. 2022. № 4 (388). С. 420-422.

15. Развитие инновационных процессов в растениеводстве и животноводстве. Сямина Е.И. // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 4.

16. Роль инвестиционного потенциала региона для его устойчивого развития. Иванов Н.И., Германович А.Г., Сямина Е.И. // В книге: Вызовы и инновационные решения в аграрной науке. Материалы XXVII Международной научно-производственной конференции. 2023. С. 296-297.

17. Изменение агроклиматических условий в пределах степных ландшафтов краснодарского края по данным наземных наблюдений. Фомин А.А., Братков В.В., Савинова С.В., Астанин Д.С. // International Agricultural Journal. 2021. Т. 64. № 6.

18. The peculiarities of the landed property complex management in today circumstances at different administrative levels. Astafieva O.S., Fomin A.A., Shevchenko T.V. // International Agricultural Journal. 2021. Т. 64. № 1. С. 16.

19. Практикум по оценке рыночной стоимости пакета акций предприятия. Цыпкин Ю.А., Шарипов С.А., Косорукова И.В., Камаев Р.А., Бугаев А.В., Орлов С.В., Пакулин С.Л., Рагулина Ю.В., Боговиз А.В., Емельянова Т.А., Фомин А.А., Феклистова И.С., Козлова Н.В., Губарев Е.В., Кокорев А.С., Новиков А.В., Пекуровский Д.А., Титов Н.Л., Близнюкова Т.В., Ильичев К.С. и др. // Сер. Управление проектами устойчивого пространственного развития Том 6 Оценка стоимости бизнеса. Москва, 2020.

20. Оценка влияния вступления России в ВТО на состояние аграрного комплекса. Фомин А.А. // Хлебопродукты. 2018. № 6. С. 4.

References

1. Knyazev S. N. Management: art, science, practice: textbook. - Minsk : ArmitaMarketing, Management, 2002. - 512 p.

2. Mitin A. N. Psychology of management: textbook. - Yekaterinburg : Ural State Law Academy, Volters Kluver, 2011. - 389 p

3. Kozhevnikov A. Yu. The Great encyclopedic dictionary of the Russian language. // Speech equivalents: a practical handbook in two volumes. Vol. 1. - St. Petersburg : Neva Publishing House, 2003. - 448 p

4. The latest dictionary of foreign words and expressions. - Minsk : Harvest, Moscow : AST, 2001. - 975 p

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 215 of May 15, 2018 "On the structure of federal executive authorities" // Rossiyskaya Gazeta. Federal Issue No. 7567. May 17, 2018

6. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 450 of June 12, 2008 Approved. Regulations on the Ministry of Agriculture of the Russian Federation

7. The Constitution of the Russian Federation

8. Federal Law "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" No. 131 of 06.10.2003

9. Civil Code of the Russian Federation (Part One) No. 51-FZ of November 10, 1994

10. Official website of the Ministry of Agriculture and Food of the Sverdlovsk region

11. Sovremennoe razvitie Dal'nego Vostoka skvoz' prizmu Stoly'pinskix reform. Fomin A.A., Vilkova P. // Mezhdunarodny'j zhurnal prikladny'x nauk i texnologij Integral. 2019. № 1. S. 16.

12. ESG-transformaciya v sel'skom xozyajstve i ustojchivoe razvitie territorij. Fomin A.A., Syamina E.I. // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2023. T. 8. № 7.

13. E'konomicheskie metody' regulirovaniya zemel'ny'x otnoshenij v Rossii. Mamontova I.Yu., Fomin A.A. // International Agricultural Journal. 2023. T. 66. № 3.

14. Sostoyanie zemel'ny'x i vodny'x resursov planety' i metody' ustojchivogo vedeniya sel'skogo xozyajstva. Fomin A.A., Mamontova I.Yu. Mezhdunarodny'j sel'skoxozyajstvenny'j zhurnal. 2022. № 4 (388). S. 420-422.

15. Razvitie innovacionny'x processov v rastenievodstve i zhivotnovodstve. Syamina E.I. // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2023. T. 8. № 4.

16. Rol' investicionnogo potenciala regiona dlya ego ustojchivogo razvitiya. Ivanov N.I., Germanovich A.G., Syamina E.I. // V knige: Vy'zovy' i innovacionny'e resheniya v agrarnoj nauke. Materialy' XXVII Mezhdunarodnoj nauchno-proizvodstvennoj konferencii. 2023. S. 296-297.

17. Izmenenie agroklimaticheskix uslovij v predelax stepny'x landshaftov krasnodarskogo kraya po danny'm nazemny'x nablyudenij. Fomin A.A., Bratkov V.V., Savinova S.V., Astanin D.S. // International Agricultural Journal. 2021. T. 64. № 6.

18. The peculiarities of the landed property complex management in today circumstances at different administrative levels. Astafieva O.S., Fomin A.A., Shevchenko T.V. // International Agricultural Journal. 2021. T. 64. № 1. S. 16.

19. Praktikum po ocenke ry'nochnoj stoimosti paketa akcij predpriyatiya. Cypkin Yu.A., Sharipov S.A., Kosorukova I.V., Kamaev R.A., Bugaev A.V., Orlov S.V., Pakulin S.L., Ragulina Yu.V., Bogoviz A.V., EmeFyanova T.A., Fomin A.A., Feklistova I.S., Kozlova N.V., Gubarev E.V., Kokorev A.S., Novikov A.V., Pekurovskij D.A., Titov N.L., Bliznyukova T.V., IFichev K.S. i dr. // Ser. Upravlenie proektami ustojchivogo prostranstvennogo razvitiya Tom 6 Ocenka stoimosti biznesa. Moskva, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ocenka vliyaniya vstupleniya Rossii v VTO na sostoyanie agrarnogo kompleksa. Fomin A.A. // Xleboprodukty\ 2018. № 6. S. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.