Научная статья на тему 'Система управления рисками в работе таможенных органов'

Система управления рисками в работе таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3667
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайденко Н.С., Полухин И.В.

В настоящее время наблюдаются постоянная тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и вместе с тем ограниченные возможности содержания таможенной службы. Возросла нагрузка на таможенные органы, которые должны способствовать созданию условий для эффективной защиты экономической безопасности страны и оказывать максимальное содействие развитию внешнеторговой деятельности. Облегчить данные задачи призвана система управления рисками, распространенная во многих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления рисками в работе таможенных органов»

Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»

УДК 339.543

Н. С. Крайденко Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В настоящее время наблюдаются постоянная тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и вместе с тем ограниченные возможности содержания таможенной службы. Возросла нагрузка на таможенные органы, которые должны способствовать созданию условий для эффективной защиты экономической безопасности страны и оказывать максимальное содействие развитию внешнеторговой деятельности. Облегчить данные задачи призвана система управления рисками, распространенная во многих странах.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками (СУР), закреплены в Киотской Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», разработанные эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации) [1].

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а так же степени проведения таможенного контроля [2].

СУР призвана сосредоточить основные ресурсы таможенных органов на наиболее проблемных направлениях таможенного контроля, к числу которых относятся направления, нацеленные на предотвращение: нарушений законодательства, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, налогов; нарушений, подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза; других нарушений.

Основными элементами СУР являются: сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах (подразумевается сбор и обработка всей имеющейся информации о товарах, перемещаемых через таможенную границу), выявление и анализ рисков (определение факторов, влияющих на риски, критерии и параметры риска, индикаторы риска и др.); разработка и реализация мер по управлению рискам.

Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Цель анализа риска состоит в том, чтобы создать условия для беспрепятственного товаропотока, обеспечить уплату всех таможенных платежей, обеспечивать интересы участников внешнеэкономической деятельности.

Выявляют следующие этапы проведения анализа риска: выявление области риска (например, группа участников ВЭД, область деятельности, репутация); исследование рисков (предусматривается конечная цель, может быть контрабанда, нарушение запретов и ограничений, неуплата таможенных пошлин, налогов); установление индикаторов риска (относящиеся к товарам, участникам ВЭД); оценка риска (вероятность

совершения правонарушения, преступления); составление профиля риска.

Конечным результатом является разработка соответствующей процедуры контроля. Изучение проблем управления и анализа рисками говорит о необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. Таким нововведением может явиться эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно и оперативно принимать решения.

Федеральная таможенная служба с целью организации таможенного контроля разрабатывает и направляет для применения в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля.

На сегодняшний день существуют следующие индикаторы профиля риска: товары, наиболее подверженные контрафакции и пиратству (класса люкс, дизайнерские, известные торговые марки); недостоверное декларирование, страна происхождения или отправления товара (Китай, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Пакистан, Чехия, и др.); качество исполнения документов; страна изготовления товаров (если указанная в декларации страна происхождения является одной из тех, где не организовано производство товаров правообладателя, например, подлинные часы «Ролекс» производятся только в Швейцарии; марка модной одежды, аксессуаров и парфюмерии Боке&ОаЪЬат (Э&О) изготавливаются только в Италии и т. д.); перемещение товаров и средства транспортировки (отправляются вне обычных каналов распространения продукции правообладателя); стоимость товаров (продекларирована слишком высокая или низкая стоимость товаров или они застрахованы по ненормально низкой стоимости); размер партии (товары транспортируются в ненормально высоких или низких количествах в зависимости от типа товаров); внешний вид упаковки (испорчен внешний вид, например, порванная упаковка); этикетки товара и маркировка товара (например, таковое отсутствие).

Применение подхода к таможенному контролю, основанного на методах управления рисками, позволит таможенным службам: сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы; повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства; предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия; ускорить торговлю и передвижения.

Задачи системы управления рисками: создание единого информационного пространства, для применения СУР на всей территории таможенного союза; разработка программ для выявления рисков; определение потенциальных рисков; выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений; оценка возможного ущерба в случае выявления риска; определение предотвращения и минимизации риска; разработка методик оценки эффективности применяемых мер; контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков.

Для таможенной службы система управления рисками является достаточно новым инструментом та-

моженного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенно-торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами Всемирной торговой организации (ВТО). Система управления рисками объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли.

Библиографические ссылки

1. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г.

2. Таможенный Кодекс таможенного союза. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2010.

© Крайденко Н. С., Полухин И. В., 2011

УДК 339.543

Е. И. Минаев Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается механизм защиты прав интеллектуальной собственности (далее - ИС) таможенными органами России, анализируются способы выявления незаконного использования товарного знака, выявляются особенности нарушений в этой сфере.

Одной из приоритетных функций таможенных органов РФ, является обеспечение защиты прав ИС.

Остановимся более конкретно на механизме защиты прав ИС при перемещении товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ.

Специфика мер по защите ИС обусловлена природой объектов ИС. В соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) ИС включает результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Согласно ст. 1477 ГК РФ товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Для того чтобы обозначение было признано товарным знаком, должны выполняться следующие условия:

1. Символизация. Обозначение должно являться своего рода символом, который помещается па выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации.

2. Новизна товарного знака. Российский закон, как и законы многих других стран, закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков.

3. Приоритет товарного знака. Он определяется датой, которая, в свою очередь, устанавливается по

общему правилу - по дню поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака.

4. Регистрация. Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано [1].

Товарный знак является наиболее распространенным объектом ИС в практике таможенного дела. Признаки незаконного использования товарного знака или другого средства индивидуализации выявляются таможенными органами:

1. В процессе таможенного оформления товаров и (или) транспортных средств (должностными лицами таможенных постов);

2. На этапе декларирования либо в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, т. е. «постаудита» (должностными лицами отделов торговых ограничений и экспортного контроля или отделов товарной номенклатуры и торговых ограничений);

3. В ходе проведения проверки участника внешнеэкономической деятельности (должностными лицами отделов таможенной инспекции);

4. В результате оперативно-розыскных мероприятий (сотрудниками правоохранительного блока таможни).

Таможенный реестр объектов ИС ФТС России (далее - ТРОИС) является основой механизма защиты ИС таможенными органами. ТРОИС сегодня насчи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.