Научная статья на тему 'Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля'

Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3793
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Н.П.

В статье рассматриваются вопросы управления рисками при осуществлении таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

© Лазарева Н.П.*

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

В статье рассматриваются вопросы управления рисками при осуществлении таможенного контроля.

Ключевые слова система управления рисками, таможенное администрирование, информационные технологии, эффективность таможенного контроля.

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню [5].

Четырехуровневая система таможенного администрирования, созданная в российской таможенной службе (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, позволяет создать весьма эффективную систему управления рисками.

Основным назначением системы управления рисками является обеспечение эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выбороч-ности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы России на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, а также с проведением финансовых операций с резидентами, зарегистрированными на территории офшорной зоны;

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- связанных с неисполнением резидентами обязанностей по возвращению (репатриации) иностранной валюты или валюты РФ, установленных валютным законодательством РФ, в значительном размере;

* Доцент кафедры Г осударственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент.

202 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- затрагивающих другие важные интересы Таможенного союза и РФ, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Задачами системы управления рисками являются:

- контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

- оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

- накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля [4].

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов системы управления рисками подтверждает опыт работы таможенных органов многих зарубежных стран.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотской конвенции) 1973 года в редакции 1999 года:

- таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

- при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

- таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

Системе управления рисками посвящены нормы главы 18 ТК ТС, оперирующей следующими специальными терминами:

1) анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

2) выявленный риск - факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;

Технологии принятия решений в условиях риска и неопределенности

203

3) индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

4) потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;

5) профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

6) область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;

7) оценка риска - систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

8) риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств -членов таможенного союза;

9) товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

10) товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;

11) управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;

12) уровень риска - определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска [1].

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Целями применения системы управления рисками являются:

- обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

204 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

- выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

• имеющих устойчивый характер;

• связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

• подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;

• затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

- ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств -членов таможенного союза.

Комиссия таможенного союза может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации.

К объектам анализа риска относятся:

1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) транспортные средства международной перевозки;

3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

6) результаты применения форм таможенного контроля.

Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками

заключается в выполнении следующих задач:

- формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

- анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение:

Технологии принятия решений в условиях риска и неопределенности

205

• объектов анализа рисков;

• индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;

• оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

- разработка и реализация практических мер по управлению рисками

с учетом:

• вероятности возникновения рисков и возможных последствий;

• анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.

Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.

Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза [1].

Вопросы системы управления рисками содержатся в статье 162 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в которой указывается:

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и противодействия нарушениям при осуществлении других видов контроля, возложенных на таможенные органы: имеющим устойчивый характер; связанным с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, а также с проведением финансовых операций с резидентами, зарегистрированными на территории офшорной зоны; подрывающим конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; связанным с неисполнением резидентами обязанностей по возвращению (репатриации) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, установленных валютным законодательством Российской Федерации, в значительном размере; затрагивающим другие важные интересы Таможенного союза и Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет феде-

206 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

Порядок использования таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска, регламентируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, порядок передачи такой информации определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

Сферы компетенции по принятию решений в рамках системы управления рисками различаются в зависимости от уровня управления, что отражено в содержании функций таможенных органов при применении системы управления рисками.

На уровне центрального аппарата ФТС России Управление рисков и оперативного контроля (координирующее подразделение) осуществляет разработку методологии управления рисками, разработку общероссийских, региональных и зональных профилей рисков, в том числе срочных профилей рисков, ориентировок и доведение их до таможенных органов. Центральный аппарат ФТС России проводит постоянный мониторинг и анализ результатов их применения и актуальности. На данном уровне также ведется работа по исключению отдельных лиц из области действия профилей рисков (в отношении которых таможенный контроль при совершении таможенных операций проводится не в полном объеме); работа по формированию перечня лиц, в отношении которых не применяются отдельные меры по минимизации рисков, в целях чего осуществляется постоянный мониторинг соответствия деятельности лиц критериям, установленным ФТС России.

На уровне ФТС подразделениями, по направлению деятельности которых разрабатываются проекты профилей рисков и ориентировок, являются следующие структурные подразделения:

- Управление рисков и оперативного контроля (УРиОК);

- Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВиЭК);

- Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР) (по направлению контроля за применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы);

- Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ);

Технологии принятия решений в условиях риска и неопределенности

207

- Главное управление информационных технологий (ГУИТ);

- Управление таможенной статистики и анализа (УТСА);

- Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК);

- Центральное экспертно-криминалистическое управление (ЦЭКТУ).

Должностные лица структурных подразделений таможенных органов,

выявившие риски по направлениям деятельности структурных подразделений ФТС России, не включенных в вышеприведенный перечень, вместо проектов профилей рисков разрабатывают предложения о необходимости подготовки соответствующих профилей рисков и доводят их до координирующего подразделения.

Региональные таможенные управления в рамках принятия решений наделены полномочиями разрабатывать (по итогам оценки уровня риска) проекты общероссийских, региональных, зональных и срочных профилей рисков, по итогам анализа их действия направлять в ФТС России предложения по актуализации и / или отмене. Региональные таможенные управления готовят предложения по управлению рисками с учетом особенностей региона их деятельности и направляют их в ФТС России. Сегодня они наделены полномочиями не только разрабатывать, но и утверждать (при наличии ряда ограничений) срочные профили рисков, зональные и региональные профили рисков. РТУ также проводят работу по выявлению и анализу лиц, деятельность которых соответствует критериям, установленным ФТС России, с целью направления предложений в ФТС России об исключении отдельных лиц из области действия профилей рисков. Кроме того, РТУ проводят аналогичную работу по доведению до ФТС России предложений о включении отдельных участников ВЭД в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при совершении таможенных операций проводится не в полном объеме.

Таможни при принятии решений в сфере применения системы управления рисками наделены компетенцией в сфере разработки проектов общероссийских, региональных, зональных и срочных профилей рисков и их доведения параллельно и одновременно до координирующих и структурных подразделений РТУ и ФТС России. Таможни имеют право принимать решения по отдельным видам документального контроля (в соответствии с порядком применения меры «Принятие решений структурным подразделением при проверке таможенной декларации»). В том числе таможни наделены компетенцией принимать решения по контролю таможенной стоимости в случаях выявления при таможенном контроле профилей рисков, содержащих указание подразделению, осуществляющему контроль таможенной стоимости; по разработке предложений по актуализации и / или отмене профилей рисков. Наряду с этим таможни правомочны разрабатывать предложения по управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможни, об исключении лиц из области действия профилей рисков в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

208 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

случае, если их деятельность соответствует критериям, установленным ФТС России, о включении отдельных участников ВЭД в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при совершении таможенных операций проводится не в полном объеме.

Таможенные посты непосредственно применяют меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков; наделены полномочием применять меры по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным постом по собственному решению (меры, которые могут быть применены без профиля риска). Кроме того, таможенные посты формируют предложения о необходимости формирования проекта зонального профиля риска, срочного профиля риска; по управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможенного поста [4].

Деятельность таможенных органов направлена на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Российской Федерации. Федеральная таможенная служба принимает необходимые меры по сокращению сроков совершения таможенных операций, а также по их упрощению.

Приказом ФТС России от 04.02.2013 № 202 был утвержден Порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность (далее - Порядок) [3].

Порядок предусматривает осуществление должностными лицами таможенных органов выборочного контроля в отношении товаров, перемещаемых крупными производственными предприятиями, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска возможного нарушения таможенного законодательства. Предприятия и организации, осуществляющие производственную деятельность и соответствующие всем критериям, указанным в Порядке, могут обратиться в ФТС России с заявлением о принятии решения об определении степени выборочности таможенного контроля в отношении перемещаемых ими товаров.

В отношении товаров предприятий и организаций, по которым ФТС России принято Решение об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков, не применяются меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, - принятие решений по применению форм таможенного контроля осуществляется структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации по отдельным направлениям.

Решение о выборочности таможенного контроля в отношении крупных производственных компаний принимается в случае выполнения ими установленных критериев. Кроме предусмотренных критериев выборочности участников ВЭД, такие меры по минимизации рисков, как отбор проб и образцов, таможенная экспертиза товаров, таможенная экспертиза документов, таможенная экспертиза средств идентификации товаров, запрос допол-

Технологии принятия решений в условиях риска и неопределенности

209

нительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах, выставление требования декларанту о предоставлении оригиналов документов, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме), будут применяться в соответствии с профилями рисков только на основании генератора случайных чисел.

При этом действие Порядка не распространяется на применение таможенными органами в следующих случаях минимизации рисков: на основании срочных профилей рисков, а также профилей рисков, применяемых на основании информации правоохранительных подразделений таможенных органов, либо при наличии информации или обоснованных сомнений, что заявленные сведения о ввозимых товарах являются недостоверными [3].

Порядок действий должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками закреплен в приказе ФТС России от 26.06.2013 № 1186 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками». Он регулирует порядок передачи, согласования профилей рисков, а также устанавливает лиц, ответственных за реализацию положений, установленных приказом.

Повышение эффективности системы управления рисками предполагает наличие таких этапов, как использование предварительной информации, внедрение технологии автоматического принятия решения о выпуске товаров, применение отраслевого и субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками.

Основным направлением развития системы управления рисками на современном этапе является дальнейшая автоматизация. Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. для полномасштабного внедрения технологий автоматического выпуска товаров определен срок - январь 2018 г. Данная технология невозможна без решения задач в части оптимизации форм таможенного контроля и модернизации существующих программных средств путем внедрения модулей автоматической оценки уровня риска и принятия решения о применении форм таможенного контроля или о выпуске товаров [6].

Дальнейшее развитие системы управления рисками закреплено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации как неотъемлемый элемент таможенного контроля, позволяющий вывести его на новый уровень.

Список литературы:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза: принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств 27.11.2009 г. № 17. -М.: Проспект, 2015. - 192 с.

210 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 29 дек.

3. Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выбо-рочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность: приказ ФТС России от 04.02.2013 г. № 202 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/.

4. Ершов А.Д. Система управления рисками в таможенном деле: учеб. / А.Д. Ершов, О.В. Завьялова. - СПб.: ГИОРД, 2014. - 320 с.

5. Тимошенко И.В. Таможенное право для бакалавров: учеб. / И.В. Тимошенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 316 с.

6. Якушевская Е.А. Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования / Е.А. Якушевская, К.С. Брух // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. -2014. - № 1. - С. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.