СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЕМ ТОПЛИВА Акиньшин Е.С.1, Золотов А.А.2, Любителев А.С.3, Алтухов А.О.4, Аллай В.А.5, Гурин А.А.6, Поджигайло Р.Ю.7
'Акиньшин Евгений Сергеевич - студент; 2Золотов Алексей Александрович - студент; 3Любителев Александр Сергеевич - студент; 4Алтухов Алексей Олегович - студент; 5Аллай Вячеслав Анатольевич - студент; 6Гурин Алексей Анатольевич - студент; 7Поджигайло Роман Юрьевич - студент, кафедра эксплуатации подвижности средств вооружения, факультет стартовых и технических комплексов ракет, филиал
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Серпухов, Московская область
Аннотация: в статье рассмотрен принцип построения системы управления расходованием топлива, её основные функции, приведены основные задачи терминального управления расходованием топлива.
Ключевые слова: жидкостный реактивный двигатель, система управления расходованием топлива, терминальное управление, ракета-носитель.
В начале 50-х годов прошлого века при создании первой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 были поставлены две новые задачи: управление кажущейся скоростью ракеты и управление двигательной установкой с целью повышения энергетических характеристик ракеты. В связи с этим по поручению С. П. Королева в Институте проблем управления им. В. А. Трапезникова были начаты работы по созданию теории и систем управления жидкостных реактивных двигателей (ЖРД).
СУРТ может объединить в себе ряд подсистем для решения следующих задач: внутриблочного и межблочного регулирования опорожнения баков окислителя и горючего, прогнозирования момента времени окончания топлива и др. [4, 5].
1) Система регулирования соотношения расходов компонентов топлива (РСК) поддерживает с помощью расходомерных датчиков окислителя и горючего заданное значение соотношения расходов компонентов топлива.
2) Система регулирования опорожнения баков (СОБ) решает задачу синхронизации опорожнения баков окислителя и горючего на основе использования информации от датчиков уровней окислителя и горючего.
3) Система управления межблочной синхронизацией (МБС) опорожнения баков осуществляет синхронизацию по информации об отклонении суммарного количества топлива в каждом блоке от среднеблочного его значения. Это позволяет повысить эффективность применения системы в условиях, когда существенно ограничивается диапазон изменения давления в камере сгорания.
4) Система поддержания давления в камере сгорания двигателей формирует по информации от датчика давления газа в камере сгорания управляющий сигнал на привод винта газового редуктора для стабилизации давления в камере сгорания относительно заданного значения.
5) Система прогнозирования момента времени окончания топлива применяется для выключения двигателей II ступени — при организации полной выработки топлива центрального бака и двигателя III ступени для обеспечения безопасности выключения в некоторых аварийных ситуациях.
Список литературы
1. Игдалов И.М. Ракета как объект управления/ И.М. Игдалов, Л.Д. Кучма, Н.В. Поляков, Ю.Д. Шептун. Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2004. 544 с.
2. Челомей В.Н. и др. Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями / В.Н. Челомей и др. Москва: Машиностроение, 1978. 296 с.
3. Петров Б.Н. и др. Бортовые терминальные системы управления. Москва: Машиностроение, 1983. 200 с.
4. Андриенко А.Я., Иванов В.П. Вопросы теории и практики создания бортовых терминальных систем жидкостных ракет-носителей. Автоматика и телемеханика. № 3, 2013. С. 103-119.
5. Андриенко А.Я., Иванов В.П. Совершенствование энергетических характеристик жидкостных ракет средствами автоматического управления. Ч. 1. Физико-технические основы управления расходованием жидкого топлива ракет // Проблемы управления, 2009. № 1. С. 66-71.
6. Шориков А.Ф. Формирование линейной дискретной динамической модели для решения задач оптимального терминального управления расходованием топлива ракеты-носителя / А.Ф. Шориков, В.И. Калёв // Информационные технологии и системы: труды Пятой Международной научной конференции, 2016. С. 61-67.
НАЗЕМНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
СТАЦИОНАРНЫХ СТАРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Любителев А.С.1, Акиньшин Е.С.2, Золотов А.А.3, Аллай В.А.4, Гурин А.А.5, Поджигайло Р.Ю.6, Алтухов А.О.7
'Любителев Александр Сергеевич — студент;
2Акиньшин Евгений Сергеевич - студент;
3Золотов Алексей Александрович - студент;
4Аллай Вячеслав Анатольевич - студент;
5Гурин Алексей Анатольевич - студент;
6Поджигайло Роман Юрьевич - студент;
7Алтухов Алексей Олегович - студент, кафедра эксплуатации подвижности средств вооружения, факультет стартовых и технических комплексов ракет, филиал
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Серпухов, Московская область
Аннотация: статья раскрывает сущность наземного транспортно-технологического оборудования стационарных стартовых комплексов баллистических ракет. Ключевые слова: стартовые комплексы.
Стационарные стартовые комплексы принято делить на два типа: наземные и шахтные. Это деление обусловлено местом размещения основного оборудования и непосредственно самой ракеты по отношению к поверхности земли. Любая стационарная СК имеет стартовую и техническую позицию. Первая представляет собой участок местности с расположенными на нем пусковыми установками, различными инженерными сооружениями и системами, предназначенные для подготовки к пуску и запуска ракет. Помимо этого, там размещаются командный пункт, оборудование для хранения топлива и сжатых газов, дизель-электростанция, спасательно-пожарные средства. Техническая позиция включает в себя комплекс сооружений с общетехническим оборудованием и земельный участок с подъездными путями.
На рис. 1 показан простейший пусковой стол, который состоит из поворотного кольца 3 и неподвижного кольца 4, которое опирается на четыре домкрата 1. Под пусковым столом размещен отражательный конус, рассеивающий набегающий поток газов.
Оборудование для монтажа и транспортировки включает в себя контейнеры (для защиты ракеты от механических повреждений, климатических воздействий, а также от попадания паров компонентов ракетного топлива в атмосферу), краны, установщики ракет (для установки ракет на пусковые устройства и для снятия их в случае несостоявшегося пуска), транспортеры и тележки. Обычно контейнеры применяются для ракет шахтного базирования или передвижных ракетных комплексов [3]. Это оборудование имеет самые разнообразные варианты конструкции и компоновок в зависимости от вида ракет-носителей и типа стартового стола и могут в некоторых случаях объединяться.