Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЕМ ТОПЛИВА'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЕМ ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жидкостный реактивный двигатель / система управления расходованием топлива / терминальное управление / ракета-носитель

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Акиньшин Евгений Сергеевич, Золотов Алексей Александрович, Любителев Александр Сергеевич, Алтухов Алексей Олегович, Аллай Вячеслав Анатольевич

в статье рассмотрен принцип построения системы управления расходованием топлива, её основные функции, приведены основные задачи терминального управления расходованием топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Акиньшин Евгений Сергеевич, Золотов Алексей Александрович, Любителев Александр Сергеевич, Алтухов Алексей Олегович, Аллай Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЕМ ТОПЛИВА»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЕМ ТОПЛИВА Акиньшин Е.С.1, Золотов А.А.2, Любителев А.С.3, Алтухов А.О.4, Аллай В.А.5, Гурин А.А.6, Поджигайло Р.Ю.7

'Акиньшин Евгений Сергеевич - студент; 2Золотов Алексей Александрович - студент; 3Любителев Александр Сергеевич - студент; 4Алтухов Алексей Олегович - студент; 5Аллай Вячеслав Анатольевич - студент; 6Гурин Алексей Анатольевич - студент; 7Поджигайло Роман Юрьевич - студент, кафедра эксплуатации подвижности средств вооружения, факультет стартовых и технических комплексов ракет, филиал

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Серпухов, Московская область

Аннотация: в статье рассмотрен принцип построения системы управления расходованием топлива, её основные функции, приведены основные задачи терминального управления расходованием топлива.

Ключевые слова: жидкостный реактивный двигатель, система управления расходованием топлива, терминальное управление, ракета-носитель.

В начале 50-х годов прошлого века при создании первой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 были поставлены две новые задачи: управление кажущейся скоростью ракеты и управление двигательной установкой с целью повышения энергетических характеристик ракеты. В связи с этим по поручению С. П. Королева в Институте проблем управления им. В. А. Трапезникова были начаты работы по созданию теории и систем управления жидкостных реактивных двигателей (ЖРД).

СУРТ может объединить в себе ряд подсистем для решения следующих задач: внутриблочного и межблочного регулирования опорожнения баков окислителя и горючего, прогнозирования момента времени окончания топлива и др. [4, 5].

1) Система регулирования соотношения расходов компонентов топлива (РСК) поддерживает с помощью расходомерных датчиков окислителя и горючего заданное значение соотношения расходов компонентов топлива.

2) Система регулирования опорожнения баков (СОБ) решает задачу синхронизации опорожнения баков окислителя и горючего на основе использования информации от датчиков уровней окислителя и горючего.

3) Система управления межблочной синхронизацией (МБС) опорожнения баков осуществляет синхронизацию по информации об отклонении суммарного количества топлива в каждом блоке от среднеблочного его значения. Это позволяет повысить эффективность применения системы в условиях, когда существенно ограничивается диапазон изменения давления в камере сгорания.

4) Система поддержания давления в камере сгорания двигателей формирует по информации от датчика давления газа в камере сгорания управляющий сигнал на привод винта газового редуктора для стабилизации давления в камере сгорания относительно заданного значения.

5) Система прогнозирования момента времени окончания топлива применяется для выключения двигателей II ступени — при организации полной выработки топлива центрального бака и двигателя III ступени для обеспечения безопасности выключения в некоторых аварийных ситуациях.

Список литературы

1. Игдалов И.М. Ракета как объект управления/ И.М. Игдалов, Л.Д. Кучма, Н.В. Поляков, Ю.Д. Шептун. Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2004. 544 с.

2. Челомей В.Н. и др. Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями / В.Н. Челомей и др. Москва: Машиностроение, 1978. 296 с.

3. Петров Б.Н. и др. Бортовые терминальные системы управления. Москва: Машиностроение, 1983. 200 с.

4. Андриенко А.Я., Иванов В.П. Вопросы теории и практики создания бортовых терминальных систем жидкостных ракет-носителей. Автоматика и телемеханика. № 3, 2013. С. 103-119.

5. Андриенко А.Я., Иванов В.П. Совершенствование энергетических характеристик жидкостных ракет средствами автоматического управления. Ч. 1. Физико-технические основы управления расходованием жидкого топлива ракет // Проблемы управления, 2009. № 1. С. 66-71.

6. Шориков А.Ф. Формирование линейной дискретной динамической модели для решения задач оптимального терминального управления расходованием топлива ракеты-носителя / А.Ф. Шориков, В.И. Калёв // Информационные технологии и системы: труды Пятой Международной научной конференции, 2016. С. 61-67.

НАЗЕМНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

СТАЦИОНАРНЫХ СТАРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Любителев А.С.1, Акиньшин Е.С.2, Золотов А.А.3, Аллай В.А.4, Гурин А.А.5, Поджигайло Р.Ю.6, Алтухов А.О.7

'Любителев Александр Сергеевич — студент;

2Акиньшин Евгений Сергеевич - студент;

3Золотов Алексей Александрович - студент;

4Аллай Вячеслав Анатольевич - студент;

5Гурин Алексей Анатольевич - студент;

6Поджигайло Роман Юрьевич - студент;

7Алтухов Алексей Олегович - студент, кафедра эксплуатации подвижности средств вооружения, факультет стартовых и технических комплексов ракет, филиал

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Серпухов, Московская область

Аннотация: статья раскрывает сущность наземного транспортно-технологического оборудования стационарных стартовых комплексов баллистических ракет. Ключевые слова: стартовые комплексы.

Стационарные стартовые комплексы принято делить на два типа: наземные и шахтные. Это деление обусловлено местом размещения основного оборудования и непосредственно самой ракеты по отношению к поверхности земли. Любая стационарная СК имеет стартовую и техническую позицию. Первая представляет собой участок местности с расположенными на нем пусковыми установками, различными инженерными сооружениями и системами, предназначенные для подготовки к пуску и запуска ракет. Помимо этого, там размещаются командный пункт, оборудование для хранения топлива и сжатых газов, дизель-электростанция, спасательно-пожарные средства. Техническая позиция включает в себя комплекс сооружений с общетехническим оборудованием и земельный участок с подъездными путями.

На рис. 1 показан простейший пусковой стол, который состоит из поворотного кольца 3 и неподвижного кольца 4, которое опирается на четыре домкрата 1. Под пусковым столом размещен отражательный конус, рассеивающий набегающий поток газов.

Оборудование для монтажа и транспортировки включает в себя контейнеры (для защиты ракеты от механических повреждений, климатических воздействий, а также от попадания паров компонентов ракетного топлива в атмосферу), краны, установщики ракет (для установки ракет на пусковые устройства и для снятия их в случае несостоявшегося пуска), транспортеры и тележки. Обычно контейнеры применяются для ракет шахтного базирования или передвижных ракетных комплексов [3]. Это оборудование имеет самые разнообразные варианты конструкции и компоновок в зависимости от вида ракет-носителей и типа стартового стола и могут в некоторых случаях объединяться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.