Научная статья на тему 'Система управления потребительской кооперацией Краснодарского края (когнитивный аспект)'

Система управления потребительской кооперацией Краснодарского края (когнитивный аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / SYSTEM OF MANAGEMENT / CONSUMER COOPERATION / KRASNODAR REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барановская Татьяна Петровна, Вострокнутов Александр Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы когнитивного моделирования параметров и факторов, полученных в результате анализа дерева целей и функций системы управления региональной потребительской кооперацией. Определены цепи целевых факторов модели, проведен анализ связанности и изучен процесс распространения возмущений на графе, что позволило определить резервы повышения эффективности деятельности системы управления региональной потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

system of management of consumer cooperation of krasnodar region (cognitive aspect)

The problems of cognitive modeling of parameters and factors, received in the result of the analysis of purposes and functions tree of the management system of the regional consumer cooperation are considered in the article. The chains of purpose model factors were determined, the analysis of coherence was conducted and there was studied the process of disturbance spreading on the graph which allows to determine the reserves of efficiency increase of management activity system of regional consumer cooperation

Текст научной работы на тему «Система управления потребительской кооперацией Краснодарского края (когнитивный аспект)»

УДК 004.94

UDC 004.94

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(когнитивный аспект)

Барановская Татьяна Петровна профессор

Вострокнутов Александр Евгеньевич соискатель

Кубанский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются вопросы когнитивного моделирования параметров и факторов, полученных в результате анализа дерева целей и функций системы управления региональной потребительской кооперацией. Определены цепи целевых факторов модели, проведен анализ связанности и изучен процесс распространения возмущений на графе, что позволило определить резервы повышения эффективности деятельности системы управления региональной потребительской кооперации.

Ключевые слова: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ.

SYSTEM OF MANAGEMENT OF CONSUMER COOPERATION OF KRASNODAR REGION (cognitive aspect)

Baranovskaya Tatyana Petrovna professor

Vostroknutov Alexander Eugenievich degree candidate

Kuban state Agrarian University, Krasnoda, Russia

The problems of cognitive modeling of parameters and factors, received in the result of the analysis of purposes and functions tree of the management system of the regional consumer cooperation are considered in the article. The chains of purpose model factors were determined, the analysis of coherence was conducted and there was studied the process of disturbance spreading on the graph which allows to determine the reserves of efficiency increase of management activity system of regional consumer cooperation.

Key words: SYSTEM OF MANAGEMENT, CONSUMER COOPERATION, KRASNODAR REGION.

Решение социально-экономических задач, стоящих перед системой Краснодарского крайпотребсоюза требует повышения эффективности управления. Реинжиниринг региональной системы управления - один из эффективных методов ее совершенствования.

Ранее авторами была разработана методика проведения реструктуризации системы управления, базирующаяся на системном подходе и обобщающая методологический материал и опыт В.Н. Волковой, В.С. Анфилатова, А.А. Емельянова, А.А. Кукушкина, А.В. Антонова и др.

Когнитивное моделирование функций управления является вторым этапом проведения реинжиниринга системы управления. Входящей информацией этого этапа являются результаты системного исследования (декомпозиция системы управления). Составление и анализ когнитивной модели позволяет проследить взаимосвязи функций управления, их

влияние на выполнение глобальной цели, выявление резервов повышения эффективности деятельности системы управления, что является актуальной проблемой для системы потребительской кооперации [1], [2], [3].

В результате проведения декомпозиции системы управления региональной потребительской кооперацией было составлено семиуровненове дерево целей и функций (рис. 1). Анализ рис. 1 позволил выявить ряд параметров и факторов, необходимых для построения когнитивной модели, и описывающих функции системы управления региональной потребительской кооперации:

- (Х1) - потребности пайщиков;

- (Х2) - разработка и ведение социально-экономического развития потребительской кооперации края;

- (Х3) - координирование деятельности, представление интересов в органах государственной власти;

- (Х4) - обслуживание населения дальних и малых населенных пунктов;

- (Х5) - создание новых рабочих мест, развитие малых производств, оказание новых видов услуг;

- (Х6) - выпуск конкурентоспособной продукции, ее реализация;

- (Х7) - закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственно-технического сырья;

- (Х8) - ведение торговой деятельности, расширение функций магазина;

- (Х9) - создание кооперативных подсобных хозяйств;

- (Х10) - социальная миссия потребительской кооперации.

В процессе изучения параметров и факторов была составлена когнитивная карта, отражающая топологию и направление взаимосвязей. В полученной когнитивной карте параметров и факторов знак «+» означает

однонаправленное изменение двух связанных параметров, а знак «-», соответственно, разнонаправленное изменение двух связанных параметров.

Разработка и реализация программы социальноэкономического развития потребительской кооперации края

Обслуживание и удовлетворение потребностей пайщиков и населения

, 1

і і і і

5 п а Функции Выполнение рекомендаций Собраний пайщиков, постановлений Центросоюза РФ и союзов других уровней, научнопрактических конференций Расширение видов и форм деятельности потребительской кооперации Эффективное ведение хозяйственной деятельности Совершенствование системы управления, технологий

Координирование деятельности членов союзов, представлени их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления

Обслуживание населения в отдаленных и малых населенных пунктах

Создание новых рабочих мест, развитие малых производств, оказание новых видов услуг

Выпуск конкурентоспособной продукции, ее реализация

Закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственнотехнического сырья

Ведение

торговой

деятельности,

расширение

функций

магазина

Создание

кооперативных

подсобных

хозяйств

Совет краевого Совет районного Совет Правление Правление Правление

союза союза потребительского краевого союза районного союза потребительского

потребительских потребительских общества потребительских потребительских общества

обществ обществ обществ обществ

Разработка и утверждение программы социальноэкономического развития потребительской кооперации края

£

Контроль за ходом выполнения программы социальноэкономического развития потребительской кооперации края

Анализ деятельности по достижению глобальной цели

Разработка плана мероприятий по реализации программы социальноэкономического развития и контроль за его выполнением

Руководство Хозяйственной деятельностью кооперативных организаций

Хозяйствующие субъекты потребительской кооперации

Рис. 1. Дерево целей и функций региональной системы управления потребительской кооперацией http://ej.kubagro.ru/2007/05/pdf/01.pdf

Когнитивная карта взаимосвязей параметров и факторов, полученных в результате анализа дерева целей и функций системы управления региональной потребительской кооперацией Краснодарского края представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Когнитивная карта параметров и факторов системы управления региональной потребительской кооперацией Краснодарского края

Хі Х2 Хз Х4 Х5 Хб Х7 Х8 Х9 Хі0

Хі +

Х2 + + + + +

Хз +

Х4 +

Х5 +

Х + +

Х7 +

Х ОО + +

Х9 + +

Хі0 + +

На основе данных таблицы 1 была составлена когнитивная модель функций системы управления региональной потребительской кооперации и рассмотрена их взаимосвязь с глобальной целью системы. Когнитивная модель системы управления региональной потребительской кооперацией представлена на рис. 2.

Из приведенной когнитивной модели видно, что координирование деятельности, представление интересов потребительских обществ и их союзов в органах государственной власти - (х3) осуществляется на основе потребностей пайщиков - (х^) и сельского населения, обслуживаемого потребительской кооперацией - (х4). На основе собранной и обработанной информации составляется программа социально-экономического развития потребительских обществ и их союзов - (х2), влияющая на такие функции управления региональной потребительской кооперации как создание новых рабочих мест, развитие малых производств, оказание новых видов

услуг - (Х5), выпуск конкурентоспособной продукции, ее реализация - (х6), закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственнотехнического сырья - (Х7), ведение торговой деятельности - (х8), создание кооперативных подсобных хозяйств - (х9). Выполнение программы социально-экономического развития определит качество выполнения социальной миссии - (х10), а от этого соответственно будут зависеть х1 и х4 следующего цикла.

Рис. 2. Когнитивная модель системы управления региональной потребительской кооперацией

Помимо этого, в каждом цикле фактор х6 - выпуск

конкурентоспособной продукции, ее реализация увеличивает

эффективность х8 - ведение торговой деятельности. В свою очередь на фактор х7 - закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственно-технического сырья влияют такие факторы модели как х8 -ведение торговой деятельности и хд - создание кооперативных подсобных хозяйств.

Для уточнения целевого фактора в модели была составлена «Карта звездного неба». Все параметры и факторы были проструктурированы на три группы [1]:

1. х1, х4, хю;

2. х2, хз;

3. х5, х6, х7, х$, хд.

На рис. 3 представлена «Карта звездного неба» когнитивной модели системы управления региональной потребительской кооперацией. Черными точками на «карте» изображены факторы модели, серыми -

хз

II

Рис. 3. Определение целевых факторов по методике «Карта звездного неба»

Из рис. 3 видно, что в модели отсутствуют целевые факторы, поэтому необходимо было продолжить исследование и определить цепи целевых факторов. Для этого пустой точкой были отмечены внешние связи не только на окружностях каждой группы, но и на пересечении проекции вершины с окружностью группы, к которой относится связующий фактор. На рис. 4 представлена «Карта звездного неба», на которой определены цепи целевых факторов.

III

Х6

Рис. 4. Определение цепи целевых факторов

При составлении «Карты звездного неба» когнитивной модели системы управления региональной потребительской кооперацией были получены цепи целевых факторов: Х5 —® Х10, Хб —® Х10, Х7 —® Х10, Х8 —® Х10, Хд -— х10, они связывают все группы факторов, входящих в модель и при этом связаны между собой.

Таким образом, был сделан вывод, что совместное изменение факторов х5 - создание новых рабочих мест, развитие малых производств,

оказание новых видов услуг, х6 - выпуск конкурентоспособной продукции, ее реализация, х7 - закупка всех видов сельхозпродуктов,

животноводческого, лекарственно-технического сырья, х8 - ведение торговой деятельности, расширение функций магазина, хд - создание кооперативных подсобных хозяйств, х10 - социальная миссия

потребительской кооперации может повлечь изменения во всех остальных группах модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе приведенных данных был выполнен анализ когнитивной модели функций управления региональной потребительской кооперацией, который заключался в следующем [1]:

- исследование связности системы;

- исследование причинно-следственных путей в модели;

- распространение возмущений в модели.

Формализованное решение этих задач требует применения теории графов и методов топологии. Поэтому когнитивная модель была представлена в виде графа (рис. 5) О = (х, е), х = {х1, х2, х3, х4, х5, х6, х7, х8, хд, Х10}; е = {е1 = <*5, хю>; е2 = <х6, хю>; ез = <х6, х8>; е4 = <х/, х^>; е5 = <х8, х10>; еб = <х8, х/>; е/ = <хд, х10>; е8 = <хд, х/>; ед = <х10, х1>; ею= <хш х4>; еп = <х1, хз>; е12 = <х4, хз>; еи = <хз, х2>; еы = <х2, х5>; е15 = <х2, хб>; ем = <х2, х/>; еп = <х2, х8>; е18 = <х2, хд>}.

Представленный граф является неразделимым или максимальным -связанный граф, не содержащий шарниров.

Для дальнейшего исследования была построена матрица взаимосвязей параметров, в которой наличие связи между параметрами и факторами обозначено «1», а отсутствие связи «0». В полученной матрице смежности Яф (таблица 2), совершенно очевидно, что все функции системы управления связаны между собой.

На основе таблицы 2 и рис. 5 были определены причинноследственные пути в когнитивной модели системы управления http://ej.kubagro.ru/2007/05/pdf/01.pdf

региональной потребительской кооперацией. Входом для сигнала в представленном графе (рис. 5) являются концепты х5, х6, х7, х8, х9 т.к. изменяя именно эти факторы можно пронаблюдать изменение остальных параметров в модели.

Рис. 5 Абстрактный граф когнитивной модели системы управления региональной потребительской кооперацией

Таблица 2 - Матрица смежности

Кф—

Х1 Х2 Хз Х4 Х5 Хб Х7 Х8 Х9 Х10

XI 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0

Х2 0 0 0 0 1 1 1 1 1 0

Хз 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0

Х4 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0

Х5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1

Хб 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1

Х7 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1

Х8 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1

Х9 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1

Х10 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0

Итак, маршрут прохождения сигнала в модели при одновременных изменениях в вершинах х5, х6, х7, х8 и х9:

М = (в!, Є2, Єз, Є5, Єв, Є7, Є8, Є4, Є9, Єю, Єц, Є12, Єц, Є14, Є15, Єіб, Є17, Єі8)

Представленный маршрут является циклом (контуром), т.к. начальные вершины совпадают с конечными и нет повторяющихся дуг. Необходимо заметить, что цикл является контуром положительной обратной связи - он не содержит дуг со знаком «-». Таким образом, сделан вывод, что граф О характеризуется тенденцией к отклонению от данного состояния.

В представленном графе О также были выделены маршруты при отдельных изменениях в концептах х5, хв, х7, х8 и х9.

М1 = (є1, є9, є10, є11, є12, є13, є14, є15, Є1в, Є17, Є18, Є2, Є3, Є5, Єв, Є8, Є7, Є4).

М2 = (Є2, Є3, Є5, Єв, Є4, Є9, Єю, Єц, Є12, Є13, Є14, Є15, Є1в, Є17, Є18, Є1, Є8, Є7).

М3 = (є4, є9, є10, є11, є12, є13, є14, є15, Є1в, Є17, Є18, Є1, Є2, Є3, є5, Єв, Є7, Є8)-

М4 = (є5, Єв, Є4, Є9, є10, є11, є12, є13, є14, є15, Є1в, Є17, Є18, Є1, Є2, Є3, Є7, Є8)-

М5 = (Є7, Є8, Є4, Є9, Єю, Єц, Є12, Є13, Є14, Є15, Є1в, Є17, Є18, Є1, Є2, Є3, Є5, Єв).

В данных маршрутах при прохождении сигнала происходят изменения во всех вершинах, а точкой выхода сигнала является вершина х10.

В ходе дальнейших исследований были изучены процессы распространения возмущений на графе О по маршруту М.

Определено, что Ці, і=1,2,...,п - численное значение вершин равно 1, а рі (1) - изменение в вершине Xj в момент времени 1, тогда влияние этого

изменения на хі в момент 1+1 описывается функцией + Р} (1) в зависимости

от знака дуги, соединяющего хі и Xj и равно +1. Далее, воспользовавшись правилом распространения возмущений на графе (1) были определены численные значения возмущений [1].

Щ1+1)=Щ1)+¿/(V .V/) Р1 (I) (1)

1=1

Соответственно, численные значения вершин в момент времени t+1 составили:

10

и10 Х + 1 = и10 Х) + X / Х Х10 )Р5 Х) = 3

5 10

и10 Х +1) = и10 Х) + X / Х Х10 )Рб Х) = 3

6

и8 (| + 1) = и8 (|) + X / (Хб . Х8 )Рб Х ) = 3

б

10

и10 Х + 1) = и10 Х) + X f Х . Х10 )Р8 Х) = 5

8

и7 (| + 1)= и7 (| )+Х / (х8. Х7 К Х )= 5

8

10

и10 Х + 1) = и10 Х) + X Х Х10 )Р9 Х ) = 3

9

и7 (| + 1) = и7 (|) + X/(х9. Х7 )Р9 Х) = 3

9

10

и10 Х + 1) = и10 Х)+ X Х Х10 )Р7 Х) = 10

Таким образом, совместное изменение вершин х5, х6, ху, х$, х9 в момент времени t привело к увеличению ию в момент времени t+1 и совокупное численное значение и10^+1) = 24.

Тогда как в момент времени t+2 и t+3 численные значение вершин составили:

1

и1Х + 2) = и1Х) + X f Х. Х1 )Р10 Х) = 2б

10

4

и4 Х + 2) = и4 Х )+X / (Х10. Х4 )Рю Х )= 2б

7

и3Х + 3) = и3(|) + X/(Х1. Х3 )Р1Х) = 28

1

и3 (| + 3)= и3 (| )+X / (Х4, Х3 К (| ) = 28

Определено, что совокупное численное значение и3 в момент времени t+3 равно 5б. Тогда как в момент времени t+4 численное значение и2 равно 58.

и2 Х + 4)= и2 Х )+X / Х Х2 )Р3 (| )= 58

3

Соответственно, численные значения вершин в момент времени t+5 составили:

и5 Х + 5) = и5 Х )+ X / Х5 )Р2 (|) = б0

2

иб (| + 5) = иб (|)+ X1 Хб )Р2 (|) = б0

2

7

и7 Х + 5) = и7 (|) + X 1 (Х2 > Х7 )Р2 (|) = б0

2

8

и8 Х + 5)= и8 Х )+X / (Х2’ Х8 )Р2 (| )= б0

2

9

и9 (| + 5)= и9 (| )+X / (Х2, Х9 )Р2 (| )= б0

Анализ процесса возмущений на графе О показал, что усиление сигнала проходило на протяжении всего маршрута М. Как видно из рис. б сигнал усилился от t к t+5 в б0 раз, а процесс усиления проходил скачкообразно. Наиболее интенсивно сигнал усиливался в промежутки времени от t к t+1 и от t+2 к t+3.

За данные промежутки времени были активизированы практически все вершины графа: х5 - создание новых рабочих мест, развитие малых производств, оказание новых видов услуг, х6 - выпуск

конкурентоспособной продукции, ее реализация, х7 - закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственно-технического сырья, х8 - ведение торговой деятельности, расширение функций магазина, х9 -

4

2

создание кооперативных подсобных хозяйств, хю - социальная миссия потребительской кооперации, XI - потребности пайщиков, х4 -

обслуживание населения отдаленных и малых населенных пунктов.

Рис. 6. Процесс распространения возмущений на графе О (маршрут М)

На рис. 6 второй скачок на кривой распространения возмущений приходится на временной интервал 1+3. Он актуализирует концепт графа О х3 - координирование деятельности, представление интересов в органах государственной власти. Для усиления сигнала в момент времени 1+3, рекомендуется ввести новую функцию - изучение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

Аналогичным образом были изучены процессы возмущения на графе О для маршрутов М1} М2, М3, М4, М5. Итоговые данные анализа представлены в таблице 3 и рис.7.

Таблица 3 - Процесс распространения возмущений на графе (маршруты Мі, М2, М3, М4, М5)

и> 1 1+1 1+2 1+3 1+4 1+5 1+6

М1 1 3 5 14 16 18 156

М2 1 13 15 34 36 38 80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мз 1 3 5 14 16 18 99

М4 1 8 10 24 26 28 90

М5 1 8 10 24 26 28 119

Как видно из таблицы 3 и рис. 7 при процессах распространения возмущений на графе О при маршрутах М1, М2, М3, М4, М5 добавился один временной интервал 1+6, что замедляет выполнение глобальной цели системы управления, хотя и наблюдается увеличение значений Щ1+6). Однако процессы возмущений в маршруте М распространяются наиболее динамично и эффективно по сравнению с М1, М2, М3, М4, М5.

180 160 140 120 100

5

80 60 40 20 0

Рис. 7 Процесс распространения возмущений на графе О (маршруты М1, М2, М3, М4, М5)

і 1+1 1+2 1+3 1+4 1+5 1+6

Анализ распространения возмущений при выделенных маршрутах показал, что наибольшие значения сигналов были получены при актуализации концептов Х5 - создание новых рабочих мест, развитие малых производств, оказание новых видов услуг, х6 - выпуск

конкурентоспособной продукции, ее реализация, х7 - закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственно-технического сырья, х8 - ведение торговой деятельности, расширение функций магазина, х9 -создание кооперативных подсобных хозяйств. Соответственно, наибольших значений сигнала можно добиться за счет связанности и взаимовлияния выделенных концептов (межотраслевая интеграция).

На основе проведенных исследований распространения возмущений на графе была разработана схема межотраслевой интеграции потребительской кооперации. Приведенная на рис. 8 схема межотраслевой интеграции увеличит численное значение сигнала на временном интервале 1+1 и соответственно позволит более эффективно выполнить глобальную цель системы - социальную миссию потребительской кооперации.

Центральным звеном схемы межотраслевой интеграции является розничный магазин, на базе которого функционируют

приемозаготовительный пункт, пункт общественного питания, малые производства, предоставление широкого перечня платных услуг и др.

Таким образом, магазин становится центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: торговой, заготовительной, информационной,

консультационной, организационно-массовой, сервисной.

Помимо торговли, «магазин-приемозаготовительный пункт» должен выполнять следующие функции:

- закупку всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья;

- услуги, включая придорожный сервис;

Рис. 8 Схема межотраслевой интеграции - работу с надомниками (выпечка хлеба, изготовление изделий народных промыслов и т.д.);

- выявление трудовых ресурсов и занятий для населения; прием сельхозпродукции;

- прием заказов на бытовые услуги (ремонт сложной бытовой техники, часов, ритуальные и. т. д.);

- привлечение заемных средств обслуживаемого населения;

- информирование пайщиков.

Все это позволит при небольших затратах существенно повысить эффективность использования торговых площадей магазинов, предприятий общественного питания, складских и других помещений, производительность и оплату труда работников прилавка, расширить их самостоятельность; привлечет в магазины население, особенно молодежь, создаст условия для их культурного досуга, а также максимального удовлетворения покупательского спроса, улучшения качества вырабатываемых и реализуемых продовольственных товаров, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках; обеспечит наиболее рациональное использование сельскохозяйственного сырья за счет глубокой и полной его переработки [4].

Проведение межотраслевой интеграции также будет способствовать углублению экономического участия пайщиков в результатах деятельности потребительского общества, служить формированию положительного имиджа системы и коренному улучшению важнейших показателей ее деятельности: затраты, качество, услуги и скорость. Литература

1. Горелова Г. В., Джаримов Н. Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. - Майкоп: МГПУ, 2002.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник -СПб.: Изд. СПГГТУ, 1998.-510 с.

3. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник/ Под ред. С.А. Валуева, В.Н. Волковой. - Л.: Политехника, 1991.

4. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года, - М.: Центросоюз РФ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.