Научная статья на тему 'Система управления персоналом, работающим дистанционно'

Система управления персоналом, работающим дистанционно Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2698
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / УДАЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ / REMOTE STAFF MANAGEMENT / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / REMOTE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаворонков Д.А.

Статья посвящена вопросу дистанционного менеджмента как новой формы управления персоналом. Описаны предпосылки, а также причины развития распространения дистанционной формы управления сотрудниками. Автором также приведены неоспоримые достоинства дистанционного вида занятости для сотрудников и весомые плюсы дистанционного управления для организации. В работе приведен определенный ряд условий для перехода компании на дистанционное управление в разнообразных его формах и даны рекомендации для эффективного удаленного управления сотрудниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on remote management as a new form of personnel management. Describes the background and causes of the spread of the remote form of management staff. The author also shows the undeniable advantages of remote type of employment for employees and a significant plus remote control for the organization. The paper presents a certain number of conditions for the transition of the company on the remote control in a variety of forms and recommendations for effective remote management employees.

Текст научной работы на тему «Система управления персоналом, работающим дистанционно»

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

Д.А. Жаворонков

Поволжский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, РАБОТАЮЩИМ ДИСТАНЦИОННО

Аннотация: Статья посвящена вопросу дистанционного менеджмента как новой формы управления персоналом. Описаны предпосылки, а также причины развития распространения дистанционной формы управления сотрудниками. Автором также приведены неоспоримые достоинства дистанционного вида занятости для сотрудников и весомые плюсы дистанционного управления для организации. В работе приведен определенный ряд условий для перехода компании на дистанционное управление в разнообразных его формах и даны рекомендации для эффективного удаленного управления сотрудниками.

Ключевые слова: дистанционное управление, менеджмент, удаленное управление сотрудниками, управление персоналом.

В настоящее время все чаще замечается такая тенденция: бизнес становится более виртуальным. Многие категории сотрудников и даже целые компании выполняют свою работу не в офисе, а дома или в полях. Но как без личного контакта поставить сотруднику задачу? Как мотивировать его к трудовой деятельности? Как контролировать выполнение работы? Как сделать так, чтобы удаленный сотрудник чувствовал себя членом коллектива и был привержен компании?

Современные информационные системы позволяют решать управленческие задачи практически любой сложности, в том числе и в такой области, как управление сотрудниками работающими удаленно. Однако, как и в любом стиле управления, данный вид менеджмента имеет свои преимущества и недостатки. Около 40% всех компаний мира в той или иной степени используют труд дистанционных работников. Проблемы и безусловные успехи технологии удаленного управления проявляются со временем, поэтому очень важно обратить свое внимание на некоторые детали этого процесса.

Выполнение определенного объема работы в домашних условиях нередко является необходимостью для людей интеллектуального труда. Бухгалтеры, инженеры, преподаватели и руководители, а также представители многих других профессий часто берут работу на дом. Но этот вид дистанционного труда несколько отличается от работы на дому

на постоянной основе, поэтому специалист, работающий удаленно, должен выполнять определенные условия.

Всем новым сотрудникам, управляемым удаленно, на первых порах потребуется пристальное внимание менеджера: Руководителю необходимо тщательно инструктировать новоиспеченных работников и подробно отвечать на все их вопросы. На этом этапе руководитель должен стать для сотрудника учителем, так как информация, поданная через средства связи, усваивается гораздо тяжелее, чем при личном контакте. Сотрудники должны правильно воспринять миссию компании и то, что требуется от них руководству. В этом кроется основной ключ всех дальнейших взаимоотношений работника и компании. Но не стоит слишком пристально контролировать то, каким именно образом работник организует свой труд. Управленцу необходимо сосредоточиться на результатах и способах улучшения производительности труда работника.

Хотелось бы отметить, что управленец должен личностно дозреть для дистанционного управления. Дозреть - значит начать доверять людям. И действительно, при удаленном управлении персоналом могут потеряться коммуникации, упускаться из виду некоторые важные детали. Важным моментом является набор на должности топ -менеджмента людей с высоким уровнем профессионализма, каждого в своей отрасли, чтобы не возникло проблем с тем, что в необходимый момент люди просто будут сидеть, не принимая никаких решений и бездействуя. В такой ситуации никуда без оценки и контроля деятельности подчиненных. [6]

Указывая на необходимость контроля и своевременной постановки задач, следует сказать, что необходимо в четко оговоренный период, например, раз в неделю, отправлять свои рекомендации к процессу и ставить задачи перед сотрудниками на определенный период. Также можно требовать не только отчет о проделанной работе, но и фотографии - и это должен быть регулярный процесс. [1]

На практике известны ситуации, когда без дистанционного менеджмента невозможно обойтись. В этом случае следует отметить некоторые рекомендации, которых стоит придерживаться, для построения эффективной системы дистанционного управления в организации (рисунок 1) [6].

Несмотря на некоторые «подводные камни», дистанционное управление продолжает развиваться. Важнейшими предпосылками дистанционной занятости является наличие компьютерной техники и

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

широкополосного доступа в Интернет (для передачи больших объемов информации) у работника, работающего вне офиса.

Рисунок 1 - Рекомендации по построению эффективной системы дистанционного менеджмента

Существует целый ряд причин для распространения дистанционного менеджмента:

- Максимально высокие затраты на постоянно присутствующего в офисе сотрудника;

- Определенный вид деятельности компании, которая подразумевает основное количество сотрудников, находящихся на удаленном типе занятости вне офиса (например, фирма, занимающаяся программным обеспечением);

- Наличие сильно разветвленной и региональной сети;

- Руководитель может просто временно отсутствовать в компании - быть в командировке, находиться в отпуске, ведь даже на отдыхе многие руководящие работники стремятся быть в курсе происходящего на фирме [5].

Важным отличием дистанционной занятости от других форм нестандартной занятости является то, что работники удалены от места, где необходимы результаты их работы, или от тех рабочих мест, где данные работы обычно выполняются. Неоспоримые достоинства такого вида занятости для работников и работодателей представлены в таблице 1 [4].

Таблица 1. Достоинства дистанционного менеджмента

Достоинства для работников

Достоинства работодателей

для

- Возможность распределять рабочее время по своему усмотрению;

- Возможность работы в домашних или иных комфортных условиях при наличии Интернета;

- Возможность выбора работы самостоятельно;

- Укрепление здоровья, т. к. это позволяет работнику организовать свое рабочее время с учетом собственного биологического ритма;

- Участие на рынке труда инвалидов, лиц, обремененных обязательствами, замужних женщин и женщин, имеющим детей, студентов и пенсионеров.

- Возможность ослабить напряжение в обществе, связанное со слабой мобильностью населения, существующей в России из -за недоступности дешевого и качественного жилья, высоких ставок по ипотеке;

- Повышение деловой активности и занятости населения, поскольку субъекты труда фактически могут находиться в разных регионах России;

- Устранение неэффективной и ненужной постоянной зависимости работника от бюрократии в организациях и жесткости менеджеров.

- Отсутствие аренды офисных помещений;

Гарантия качественного выполнения работы т.к. риск порчи результата работы до его передачи

работодателю лежит на работнике;

- Отсутствие затрат на оборудование рабочего места;

Оплата работы только после ее выполнения (получения результата);

Гибкость в установлении рабочего графика.

Существенные преимущества такого дистанционной занятости создают предпосылки перевода некоторых сотрудников на такой вид работы. Однако переход на дистанционное управление в разнообразных его формах предполагает выполнение определенного ряда условий, таких как:

1. Максимальное делегирование собственных полномочий и верное определение сотрудника, ответственного за контроль на участке в отсутствии основного руководителя.

2. Разработка конкретных, измеримых, реалистичных целей для каждого сотрудника на период отсутствия на рабочем месте руководителя.

3. В ходе дистанционного управления происходит увеличение количества каналов коммуникации.

4. Любой руководитель должен овладеть техникой проведения видеоконференций одновременно с несколькими сотрудниками.

5. Руководителю важно знать особенности письменного способа общения, который требует конкретного выражения мысли, уточнения формулировок.

6. Очень эффективно работает практика постановки ежедневных задач, когда руководитель в одно и то же время отправляет письмо с конкретными задачами на день.

7. Необходима оценка результативности. [3]

Следует отметить, что существуют факторы, тормозящие развитие дистанционного менеджмента, несмотря на неоспоримые преимущества его как новой формы занятости. Основной проблемой, сдерживающей развитие, считается отсутствие должной нормативной базы. Решения проблемы неформальности заключается в том, чтобы дистанционная занятость стала закрепленной нормой и была грамотно позиционирована с институциональной точки зрения, тем более что практика применения дистанционной занятости в России на микроуровне уже получила широкое распространение [4].

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что дистанционный менеджмент все больше развивается как популярная форма занятости. Как и в других ситуациях, при такой работе существуют некоторые недостатки и «подводные камни», однако растущая популярность говорит нам также и о неоспоримых достоинствах нового течения. Предпосылками развития дистанционного менеджмента, безусловно, можно считать развитие 1Т-технологий, компьютеров, доступность сетевых ресурсов и т.д. Однако в этом направлении на данный момент отсутствует нормативная база и существует некая неформальность дистанционной занятости из-за ее незакрепленности как нормы. Тем не менее, именно рост дистанционной занятости позволит безболезненно пройти путь трансформации стандартных форм занятости и социально-трудовых отношений.

Библиографический список

1. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации. - М.: Синергия, 2012. - 656 с.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2012. - 848 с.

3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: Академия, 2013. - 224 с.

4. Конобевцев Ф. Дистанционное управление персоналом: правила общения, коммуникации // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2012. - № 9.

5. Ольховская Ю., Литвинова Н., Гришина Н. Дистанционное управление персоналом: правила общения, коммуникации // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2013. - № 6.

6. Шиян, К. Восемь советов для лучшего управления дистанционно работающими сотрудниками // Управление сбытом. URL: http://ibusiness.ru

Научный руководитель - А.Л. Фурсов, к.э.н., доцент кафедры управления персоналом Поволжского института управления им. Столыпина П.А. - филиала РАНХиГС.

D.A. Gavoronkov

The control system of staff working remotely

Abstract. The article focuses on remote management as a new form of personnel management. Describes the background and causes of the spread of the remote form of management staff. The author also shows the undeniable advantages of remote type of employment for employees and a significant plus remote control for the organization. The paper presents a certain number of conditions for the transition of the company on the remote control in a variety of forms and recommendations for effective remote management employees. Keywords: remote management, remote staff management, personnel management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.