Научная статья на тему 'Система управления перебазируемым комплексом телеметрических измерений с использованием системы Глонасс и волоконно-оптических гироскопов'

Система управления перебазируемым комплексом телеметрических измерений с использованием системы Глонасс и волоконно-оптических гироскопов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
312
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ / ПЕРЕБАЗИРУЕМЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ / ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИЙ ГИРОСКОП / СУПЕРЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЙ СВЕТОДИОД / КОСМИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НАВИГАЦИОННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ / НАВИГАЦИОННАЯ АППАРАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЯ / MOBILE MEASURING POINT / REBASED MEASURING POINT / GLOBAL NAVIGATING SATELLITE SYSTEM / CONTROL SYSTEMS / FIBER-OPTICAL GYROSCOPE / SUPERLUMINESCENT LIGHT-EMITTING DIODE / SPACE NAVIGATING SYSTEM / NAVIGATING SPACE VEHICLES / NAVIGATING EQUIPMENT OF THE CONSUMER

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бурков В. Д., Орлов А. Е., Шалаев В. С.

Рассмотрены основные задачи системы управления (СУ ПКТИ), вытекающие из условий размещения и применения комплексов. Представлена структурная схема системы управления ПКТИ. Дается обоснование необходимости применения в системе управления элементов системы ГЛОНАСС и применения волоконно-оптических гироскопов (ВОГ) и платформы Стюарта для реализации мер по преодолению воздействия морской качки на получение телеметрических измерений с помощью ПКТИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бурков В. Д., Орлов А. Е., Шалаев В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article purpose, structure and features of application mobile complexes of telemetering measurements (MTTS) are considered. The comparative analysis before complexes used and existing in the Russian Federation is lead. Problems of a control system (CS MTTS), accommodations following from conditions and applications of complexes are considered. The block diagram of control system MTTS is presented. The substantiation of necessity of application in a control system of elements of system GLONASS is given. The substantiation of application of fiber-optical gyroscopes (FOG), the brief analysis and a choice of variant FOG and platforms Stuart for realization of measures on overcoming influence of sea rolling on reception of telemetering measurements by means of MTTS is spent.

Текст научной работы на тему «Система управления перебазируемым комплексом телеметрических измерений с использованием системы Глонасс и волоконно-оптических гироскопов»

ф£стА

Рис. 5. Макет системы управления асинхронным реверсивным двигателем

и пользой могут работать студенты механических специальностей.

Библиографический список

1. Евстифеев, А.В. Микроконтроллеры AVR семейств Classic фирмы Atmel / А.В. Евстифеев. - М.: Издательский дом «Додэка XXI», 2004 - 288 с.

2. Троицкий, А.А. Применение технологии САПР/ АСУТП в учебном процессе / А.А. Троицкий //Автоматизация и компьютеризация информационной

техники и технологии: науч. тр. - Вып. 308. - М.: МГУЛ, 2000, - 220 с.

3. Троицкий, А.А. Технические средства автоматизации и управления: лабораторный практикум / А.А. Троицкий. - М.: МГУЛ, 2007. - 75 с.

4. Сайлер, Брайн, Споттс, Джеф. Использование Visual Basic 6. Специальное издание.: Пер. с англ / Сайлер, Брайн, Споттс, Джеф. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.- 832 с.

5. //www.atmel.ru

6. // www.hpinfotech.com

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕБАЗИРУЕМЫМ КОМПЛЕКСОМ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕрЕНИЙ С Использованием

системы глонасс и волоконно-оптических гироскопов

В.Д. БУРКОВ, проф. каф. информационно-измерительных систем и технологии приборостроения МГУЛ, д-р техн. наук,

A. Е. ОРЛОВ, асп. каф. информационно-измерительных систем и технологии приборостроения МГУЛ,

B. С. ШАЛАЕВ, проф. МГУЛ, д-р техн. наук

Анализ направлений модернизации и создания новых измерительных комплексов показывает, что полное решение задач ИТО невозможно без создания в их составе пере-

burkov@mgul.ac.ru

базируемой компоненты, позволяющей оперативно изменять конфигурацию комплекса применительно к особенностям конкретного пуска. При этом немаловажное значение име-

160

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

ет резкое сокращение экономических затрат за счет отказа от строительства и содержания стационарных зданий и сооружений и организации вахтового метода применения ПКТИ.

В 2005-07 гг., в рамках концепции по формированию единого государственного наземного комплекса управления и измерений (ЕГ НАКУ и И), были сформулированы современные принципы подхода к построению перебазируемых измерительных комплексов. Основными из них являются: 1) функциональная универсальность - способность выполнять целевые задачи в составе измерительных комплексов изделий РКТ при различных вариантах функционального включения; 2) функциональная автономность - способность самостоятельного решения всего комплекса задач обеспечения и целевого применения; 3) транспортабельность - возможность экономичной транспортировки в рабочую точку всеми видами транспорта с соблюдением установленных правил перевозок, в том числе международных; 4) оптимизация критерия «цена-качество» за счет конструктивной компоновки, выбора современных базовых элементов и систем, гибкой архитектуры аппаратно-программного комплекса; 5) модульность построения, высокая степень «заводской готовности», возможность изменения конфигурации и модернизации под конкретные задачи; 6) информационная совместимость с с мультисервисными системами связи и передачи данных ИКК космодромов, полигонов и НАКУ.

В 2010 г. ОАО «НПО ИТ» в рамках программы «Днепр» разработан и изготовлен перебазируемый комплекс телеметрических измерений (ПКТИ) 15Н2181. Комплекс с положительными результатами прошел весь цикл испытаний, принят на вооружение и в настоящее время находится в составе измерительных средств 4 ГЦМП.

Принципы построения, состав и характеристики аппаратурно-программных средств комплекса позволяют с полным правом отнести его к классу универсальных. Основные характеристики комплекса представлены в [3].

Внешний вид комплекса в развернутом в позиционном районе «Домбаровский» положении показан на рис.1.

---------------------------Л^ф&ст

Задачи системы управления (СУ) ПКТИ, вытекающие из задач и условий размещения и применения комплексов

В настоящее время основное применение перебазируемых комплексов - это получение с их помощью ТМИ на необорудованных приемными радиотелеметрическими системами и комплексами трассах полета ракет-носителей и разгонных блоков в различных районах территории Земли, в том числе и в акватории Мирового океана.

В таких проектах, как создание измерительного комплекса космодрома Восточный, вопрос приема телеметрической информации в акватории Японского моря при запусках пилотируемых КА стоит очень остро. Система управления ПКТИ должна обеспечивать:

1. Определение географического положения комплекса и координаты в пространстве для выполнения целеуказаний для наведения антенны и приема информации.

2. Определять условия эксплуатации комплекса: температурно-влажностный режим

Рис. 1. Общий вид перебазируемого комплекса телеизмерений на позиции в позиционном районе Домбаровский

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

161

в районе размещения ПКТИ, силу и направление ветра, атмосферное давление и т.п.

3. Обеспечивать при необходимости дистанционное управление комплексом с использованием внешних каналов связи.

4. Поддерживать антенну или весь комплекс в положении, обеспечивающим прием ТМИ - направление диаграммы направленности антенны на объект с учетом получения наибольшей мощности входного сигнала на входе в приемное устройство, при наличии существенных колебаний поверхности, на которой он установлен, т.е. в условиях морской качки.

Решение перечисленных задач может быть обеспечено путем использования в составе системы управления ПКТИ системы ГЛОНАСС и в условиях морской качки бесплатформенной навигационной системы на основе волоконно-оптических гироскопов. В качестве исполнительного механизма для преодоления морской качки может быть применена Платформа Стюарта.

Применение системы ГЛОНАСС

Глобальная навигационная спутниковая система Глонасс, как показано в [8] и [9], предназначена для глобального и оперативного определения положения и скорости неограниченного числа подвижных объектов, находящихся в любой точки поверхности Земли, воздушного и космического пространства.

Система обеспечивает возможность в любой точке Земного шара и околоземного космического пространства оперативно в течение одной-двух минут после включения навигационной аппаратуры пользователя и затем непрерывно проводить высокоточные навигационные определения с предельными погрешностями, не превышающими 50-70 м по положению и 15 см в секунду по скорости. Одновременно система позволяет осуществлять привязку шкалы времени пользователей к Государственной шкале единого времени с погрешностью не более одной микросекунды. При реализации в аппаратуре пользователей специальных методов обработки навигационной информации использовании дифференциальных режимов

работы, точность определения местоположения пользователей существенно повышается. Испытания показали, что предельные погрешности в этом случае не превышают единиц метров.

Принцип навигации пользователей системы, находящихся в непрерывном радионавигационном поле, создаваемом космической навигационной системой (КНС), основан на определении в любой момент времени своего положения и скорости относительно навигационных космических аппаратов (НКА). Радионавигационные сигналы непрерывно излучаются каждым навигационным космическим аппаратом, входящим в орбитальную группировку. Эти сигналы в беззапросном режиме принимаются аппаратурой пользователя и по ним определяется относительная псевдодальность и псевдоскорость (скорость изменения псевдодальности). Псевдодальность определяется по времени запаздывания сигнала на пути НКА

- пользователь (по сдвигу фазы принятого от НКА сигнала относительно опорного сигнала генератора хранителя частоты и времени аппаратуры пользователя), а псевдоскорость

- по доплеровскому сдвигу частоты принятого сигнала. С использованием измеренных значений псевдодальности и псевдоскорости решается навигационная задача и определяются местоположение пользователя и скорость его движения. Благодаря применению на борту каждого НКА атомных стандартов частоты в системе обеспечивается взаимная синхронизация радионавигационных сигналов, излучаемых НКА, относительно наземного высокостабильного атомного стандарта, выполняющего функцию системного эталона частоты и времени. С использованием наземного эталона частоты и времени и высокостабильных бортовых стандартов частоты поддерживается синхронизированное для каждого НКА системное время.

В результате сравнения измеренных и расчетных значений измеряемых параметров навигационная аппаратура определяет свое местоположение, скорость и смещение собственной шкалы времени относительно шкалы времени системы Глонасс.

162

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

ДфЭст

Рис. 2. Структурная схема системы управления ПКТИ

Точность определения пользователем местоположения и скорости обусловлена погрешностями, связанными с особенностями измеряемых приемниками пользователей параметров и способами их математической обработки - решения навигационной задачи.

Остановимся на возможной структурно-функциональной схеме системы управления ПКТИ и путях решения задачи управления комплексом. Вариант структурной схемы системы управления ПКТИ представлен на рис. 2.

При эксплуатации комплекса в нормальных условиях, когда объект установлен на относительно горизонтальной площадке и эта площадка не подвергается существенным колебаниям, работает навигационно-геодезический комплекс.

Навигационно-геодезический комплекс в составе ПКТИ обеспечивает:

- определение в реальном масштабе времени трехмерных координат местонахождения ПКТИ в геоцентрической системе координат с ошибкой, не превышающей 15,0 м,

определение высоты с ошибкой, не превышающей 20,0 м;

- определение направления на Север с точностью не превышающей 30 уг.мин;

- формирование импульса временной привязки с погрешностью, не превышающей 1 мс и выдачу меток времени в ЛВС;

- отображение в графическом и цифровом виде на экране АРМ оператора ПРА необходимой информации: результатов навигационных определений, состояния рабочих каналов и т.д.;

- навигационно-геодезическая аппаратура должна строиться на базе серийной отечественной аппаратуры и обеспечивать работу со структурами сигналов систем «Глонасс»/»GPS».

В случае применения ПКТИ с установкой на морском судне, для получения информации о полете ракеты в акватории моря с информации, получаемой навигационно-геодезическим комплексом, необходимо иметь высокоточные измерения перемещений поверхности антенны по отношению к геоцен-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

163

фйстД

трической системе координат (к поверхности палубы судна). Эта задача может быть решена путем установки антенного полотна на платформу, в виде так называемой платформы Стюарта [6] и управления ее положением с помощью информации об угловых скоростях изменения положении платформы, получаемой от волоконно-оптических гироскопов.

Положение и ориентация платформы Стюарта регулируется за счет целенаправленного изменения длины стержней, на которые она опирается, и соответствующего изменения углов их наклона к основанию.

Для управления работой платформы Стюарта, на которой укреплена антенна ПКТИ, необходима информация от датчика угловой скорости, в качестве которого предлагается использовать волоконно-оптические гироскопы.

Наиболее оптимальным решением при создании датчика угловой скорости является применение интерферометрических волоконно-оптических гироскопов. В связи с этим ниже коротко приводятся основные данные по ВОГ и принципах его работы, которые необходимо учитывать при разработке БИБ.

Принцип действия ВОГ основан на эффекте Саньяка. Как показано в [1], по замкнутому оптическому пути свет распространяется в двух противоположных направлениях. Если при этом система находится в покое относительно инерциального пространства, оба световых луча распространяются встречно по оптическому пути одинаковой длины. Поэтому при сложении лучей по завершении пути нет фазового сдвига. Однако, когда оптическая система вращается в инерциальном пространстве с угловой скоростью Q, между световыми волнами возникает разность фаз. Это явление называется эффектом Саньяка.

Величину разности фаз можно вычислить по следующему выражению

Ы,.

сХ

x,y,zy

где Дфсхуг - разность фаз Саньяка волоконнооптического контура;

S - площадь;

ю - угловая частота встречных волн;

X - длина световой волны;

С - скорость света;

N - число витков в волоконно-оптическом контуре;

Q - угловая скорость вращения объекта, на котором закреплен волоконнооптический контур.

В настоящее время в основном известны три типа волоконно-оптических гироскопов [1-5]:

- цельноволоконный гироскоп без обратной связи на основе одного пьезо-электрического фазового модулятора;

- волоконно-оптический гироскоп с обратной связью с применением интегрально-оптического модулятора;

- волоконно-оптический гироскоп с обратной связью на основе двух пьезо-электрических фазовых модуляторов.

Однако на практике реально нашли применение два первых типа гироскопов.

В целом стоимость разработки и технологической отработки волоконно-оптического гироскопа с обратной связью с применением интегрально-оптического модулятора существенно больше по сравнению с гироскопом без обратной связи. Основным преимуществом ВОГ с обратной связью является линейный выход информации и потенциальная возможность обеспечения точности масштабного коэффициента на уровне, соизмеримом с точностью лазерного гироскопа.

Другим принципиальным свойством ВОГ является технология его изготовления сварная или цельноволоконная.

Сварная технология предполагает наличие специального дорогостоящего оборудования для сварки предварительно ориентированных в пространстве отдельных оптических деталей, оканчивающихся волокном. При этом возникают дополнительные потери излучения на стыках, минимизация которых существенно усложняет оптическую часть ВОГ. В то же время данная технология позволяет использовать оптические детали различных производителей, что доставляет гибкость при конструировании ВОГ.

Цельноволоконная технология не имеет этих недостатков, при этом в мире ею владеет только фирма ОАО «Физоптика», т.е.

164

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

чисто российская технология, при этом изготовление оптической части ВОГ реализуется только для схемы ВОГ без обратной связи.

Опыт НПО ИТ по разработке малогабаритных БИБ и БИНС на основе ВОГ собственной разработки, использующих цельноволоконную технологию оптической части, показывает, что на этой основе возможно создание большого ряда приборов, удовлетворяющих практически всем современным требованиям.

Для повышения чувствительности в цельноволоконном ВОГ применяется метод фазовой модуляции. Пьезоэлектрический модулятор создает дополнительный фазовый сдвиг за счет периодического растяжения и сжатия участка волоконного контура.

Рассматривая альтернативные варианты ВОГ, которые могли быть использованы в нашем случае, следует прежде всего остановиться на ВОГ с эрбиевыми волоконными источниками. Как показано в [2], применение эрбиевых волоконных источников в ВОГ позволяет существенно улучшить точностные и эксплуатационные характеристики ВОГ различных классов точности и стоимости, реализованных в настоящее время с супер-люминисцентными диодами. Рабочая длина волны, для которой оптические волокна имеют повышенную радиационную стойкость, высокий ресурс и надежность, делают ВОГ с эрбиевыми источниками наиболее привлекательными для использования в системах длительного космического базирования. На основе эрбиевых источников разрабатываются ВОГ очень высокой точности до 10-5 град/час. Это связано с большей мощностью излучения в волокне, что обеспечивает более высокое отношение сигнала к шуму. Кроме того, высокая стабильность спектра эрбиево-го источника позволяет снизить погрешность масштабного коэффициента ВОГ в диапазоне температур среды.

Здесь приведены его основные характеристики.

- Пороговая чувствительность 2 град/ час-(Гц)1/2.

- Дрейф нуля 1,4 град/час в течение 8000 с (усреднение 300 с).

- Линейность выходной характеристики 3,2 % в диапазоне 0... ±5 град/с.

- Стабильность масштабного коэффициента 5 % на интервале времени 2 ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, проведено сравнение волоконно-оптического гироскопа, применяемого в настоящее время в системах ОАО «НПО ИТ» с ВОГ бесплатформенного инерциального блока на базе поплавковых интегрирующих гироскопов [7]. Сравнительные характеристики представлены в таблице.

Рассматривая приведенные в таблице характеристики, можно отметить, несмотря на более высокую стабильность поплавковых гироскопов, существенно более широкий диапазон измерений при значительно меньшей массе системы предполагает выбор в пользу ГИВУС.

Очевидно, достоинства ВОГ с эрби-евыми источниками в дальнейшем обратят на себя внимание разработчиков. Таким образом, в ОАО НПО ИТ был выбран представленный выше вариант с учетом относительной простоты построения схемы и достижения требуемых массово-габаритных характеристик.

Применение системы управления комплексом с использованием системы ГЛОНАСС и волоконно-оптических гироскопов позволит существенно расширить известные возможности ПКТИ по приему ТМИ на необорудованных трассах полета ракеты и решить задачу получения ТМИ в условиях размещения на морских судах при наличии морской качки.

Таблица

Сравнительные характеристики

Характеристики ГИВУС ГИВУС на базе поплавковых гироскопов КИНД34-064

Диапазон измерений входной угловой скорости, град/с 10 2

Стабильность нулевого сигнала в запуске 24 ч, град/час 0,2 0,007

Срок эксплуатации, лет 10 15

Масса, кг 0,65 10

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.