Научная статья на тему 'Система управления, ориентированная на достижение качества образования выпускников вузов'

Система управления, ориентированная на достижение качества образования выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ / CUSTOMER FOCUS / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / PARTIES CONCERNED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёв Виктор Петрович

Рассматривается основополагающая миссия вузов – подготовка выпускников вузов с требуемым уровнем качества, которая будет успешно выполняться при использовании современной системы управления, основанной на принципах менеджмента качества. Освещаются применение этих принципов в образовательном учреждении и пути достижения качества образования.The article investigated the problems of quality of training of graduates of higher schools. An important condition for achieving this goal is the use of modern management system, based on the principles of quality management. The article shows the application of these principles in educational organization and the achievement of quality education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления, ориентированная на достижение качества образования выпускников вузов»

УДК 378.14

В.П. Соловьёв,

Старооскольский технологический институт - филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Система управления, ориентированная на достижение качества образования выпускников вузов

Старооскольский технологический институт - филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

В предыдущей статье, опубликованной в № 1 журнала «Высшее образование сегодня» за 2013 год, мною были высказаны предложения по повышению качества образования выпускников вузов. Хотелось бы продолжить обсуждение этого вопроса с позиции управления в вузе, ориентированного на достижение поставленных целей.

На наш взгляд, именно управление должно стать ключевым фактором совершенствования об-

разовательного процесса. В международной терминологии это называется менеджментом качества. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» качество образования - это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и

(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Такое сложное определение вызвано тем, что в новом законе само понятие «образование» имеет двойственный смысл: с одной стороны, это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а с другой - сово-

© Соловьёв В.П., 2014

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ СОЛОВЬЁВ

кандидат технических наук, профессор Старооскольского технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», академик Академии проблем качества, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (2000). Сфера научных интересов: менеджмент качества, организация учебно-методической деятельности вуза. Автор более 200 публикаций

Рассматривается основополагающая миссия вузов - подготовка выпускников вузов с требуемым уровнем качества, которая будет успешно выполняться при использовании современной системы управления, основанной на принципах менеджмента качества. Освещаются применение этих принципов в образовательном учреждении и пути достижения качества образования.

Ключевые слова: образование, качество образования, менеджмент качества, процессный подход, лидерство, ориентация на потребителя, заинтересованные стороны.

The article investigated the problems of quality of training of graduates of higher schools. An important condition for achieving this goal is the use of modern management system, based on the principles of quality management. The article shows the application of these principles in educational organization and the achievement of quality education. Key words: education, quality of education, quality management, process approach, leadership, customer focus, the parties concerned.

купность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций».

Итак, чем же нужно управлять в вузе? Практика доказывает, что управлять нужно процессами, которые реализуются для достижения конечного результата - качества продукции (в нашем случае -выпускника).

Любая образовательная организация имеет ряд заинтересованных сторон, которые по-разному оценивают результаты ее деятельности. В качестве заинтересованных сторон в выпускниках вузов выступают:

- органы управления образо-ванием,учредители;

- поставщики «сырья» для образовательного процесса (школы, техникумы);

- потребители «продукции» образовательного процесса (работодатели);

- персонал (преподаватели, сотрудники);

- обучаемые;

- общество, в том числе родители обучаемых.

Если встать на позицию государства, то качество образования для него - это прежде всего «выход годного продукта», т.е. число студентов, успешно освоивших образовательные программы, а также эффективность

расходования предоставленных ресурсов.

Работодатели (потребители выпускников вузов) будут оценивать качество образования по тому, как бывшие студенты используют в практической деятельности знания, навыки и умения, приобретенные в период обучения, т.е. по их компетентности. С позиций студентов и их родителей качество образования связано с возможностью для выпускников занять соответствующее (им хочется самое лучшее) место в обществе. Поставщики абитуриентов (школы, техникумы) заинтересованы в успешном освоении образовательных программ своими выпускниками.

Преподаватель также участвует в оценке качества образования через оценку академической подготовленности студентов в предшествующий период, а также посредством реализации своих возможностей в обучающей среде вуза.

Образовательной организации желательно иметь от каждой заинтересованной стороны точно сформулированные требования к системе подготовки специалистов, чтобы преобразовать их в цели и задачи образовательной деятельности.

Следовательно, можно сказать, что целью образовательной деятельности является максимально возможное выполнение требований всех заинтересованных сторон. Это и есть достижение качества образования.

Проблеме качества подготовки специалистов и ранее в СССР уделяли большое внимание, но заинтересованной стороной в основном выступало государство. Именно оно формулировало требования к выпускникам в виде квалификационных характеристик, профилей специалистов. Система государственного распределения предопределяла подготовку специалистов под конкретное производство (часто с узкой специализацией). Это повышало ответственность вуза, техникума, профтехучилища за качество подготовки, так как учреждения образования имели постоянных партнеров, получающих их выпускников. Существовавшая система обеспечивала высокую моральную и материальную ответственность академической общественности за качество образования.

В изменившихся социально-экономических условиях развития страны, на наш взгляд, нужно выделить несколько факторов, которые должны оказать существенное воздействие на стратегию и тактику деятельности руководства образовательными организациями. Остановимся именно на этой проблеме - организации работы образовательного учреждения на основе принципов менеджмента качества как базе системы управления вузом для достижения качества образования выпускников.

1. Ориентация на потребителя. Для образовательной организации данный принцип в настоящее время несколько размыт, о чем шла речь ранее. Может создаться впечатление неприменимости этого принципа в системе образования.

Однако это заблуждение. Без ориентации на потребителя, в том

числе на студента как на основного внутреннего потребителя, высшие учебные заведения не смогут обеспечить страну «интеллектуальным потенциалом».

Как неоднократно подчеркивал В.А. Лапидус из сертификационного методического центра «Приоритет» в Нижнем Новгороде, потребителя нужно не выдумывать, а создавать, развивая «потребительскую» культуру, его запросы и ожидания. Вузы, которые стали проводить для возможных потребителей презентации образовательных программ, ярмарки вакансий, согласование образовательных программ и компетент-ностных моделей выпускников, привлекать работников предприятий, фирм и научных организаций к преподавательской деятельности, возвратились к системе долговременных связей с заказчиками на основе договоров, выбрали правильный путь с ориентацией на внешнего потребителя. А ориентация на студентов означает, что все в вузе делается для и ради них (совершенствуются содержание и ор-ганизацияучебного процесса, внедряются новые технологии, привлекаются лучшие преподаватели, создаются хорошие условия для воспитания и обучения).

2. Лидерство руководителя. Именно руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации.

Руководитель-начальник выполняет три основные функции: распределяет работу среди подчиненных, контролирует ход ее выполнения и учитывает выполненную работу. В отличие от начальника руководитель-лидер привлекает сотрудников к решению задач, стоящих перед этим коллективом, именно он выбирает направление движения и при этом берет на себя ответственность.

В высшем учебном заведении должна быть создана система лидеров. И не только из руководителей. Каждая учебная дисциплина должна иметь своего лидера -

преподавателя, который держит в поле зрения весь учебно-методический комплекс дисциплины и организует его совершенствование. Поэтому каждый преподаватель, работающий со студентами и являющийся для них наставником, должен ощущать себя лидером по отношению к ним. А лидеры в науке! В этом отношении образовательные учреждения давно уже демонстрируют этот принцип. Надотоль-ко суметь умело его распространять и эффективно использовать.

По нашему мнению, обязательным лидером в высшем учебном заведении должен быть заведующий кафедрой. Именно он определяет лицо образовательной организации. Многими специалистами признается, что внедрение только этого принципа обеспечит вузу конкурентные преимущества [2, с. 22-29].

Тон всему должен задать главный лидер - ректор. К сожалению, очень редко можно увидеть ректоров в качестве участников дискуссий по вопросам качества образования и управления вузами в современных условиях. В журнале «Высшее образование в России» было несколько интересных публикаций ректора Тверского государственного университета А.В. Бе-лоцерковского по вопросам качества образования [2, с. 22-29], но активного обсуждения этой темы ректорами пока нет.

3. Вовлечение работников. Реализация этого принципа дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

На первый взгляд, кажется, что данный принцип в любом вузе достаточно эффективно реализуется в силу высокоинтеллектуального уровня основного персонала (преподавателей и научных сотрудников). Немаловажную роль играет и тот факт, что преподаватели и сотрудники, занимаясь творческой деятельностью, обладают большей свободой, чем другие категории работников. Кроме этого, сотрудники вуза тради-

ционно несут высокую моральную ответственность за результаты своего труда.

Однако это не означает, что внедрением этого принципа в жизнь вуза заниматься не следует. В силу особенностей образовательной деятельности, связанной с тем, что обучаемый является не только объектом образовательного процесса, но и его активным участником - субъектом, в процесс достижения заявленных целей необходимо вовлечь весь контингент обучаемых. В менеджменте вовлеченность достигается путем разъяснения как сотрудникам, так и обучаемым миссии, целей и задач в образовательной и научной деятельности. Важную роль играет делегирование им полномочий, с тем чтобы взятая ответственность превращалась в конкретные результаты. Это первый шаг к созданию единой команды, в которой индивидуальные цели сотрудников будут совпадать с целями организации [1].

Для учебных заведений сейчас громадное значение имеет создание системы мотивации как преподавателей, сотрудников, так и обучаемых к достижению высоких результатов в образовательной и научной деятельности. Немаловажную роль играет в данном случае создание хороших, комфортных условий для работы, учебы и творчества.

4. Процессный подход. Это центральный принцип менеджмента, который вбирает в себя все предыдущие принципы.

Смыслом процессного подхода принято считать то, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами. Э.У. Де-минг, считающийся основателем идеологии менеджмента качества, сформулировал следующие три постулата:

- любую деятельность нужно рассматривать как технологический процесс;

- производство должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии;

- высшее руководство обязано во всех случаях принимать на себя ответственность за качество продукции (услуг) [3].

Эти постулаты относится к любой организации - промышленной, финансовой,торговой и другим, в полной мере - к образовательным организациям. Понятие «процесс» получило сейчас новое определение: процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы. Процессы в организации планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности продукции или услуги.

Считаем необходимым более подробно остановиться на реализации в вузе этого принципа, причем будем исходить из того, что учебное заведение:

- осуществляет в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательную деятельность, а не занимается оказанием услуги;

- выпускает «продукцию», которую можно считать той ценностью, ради которой работает весь коллектив. К внешним ценностям вуза можно отнести выпускников, а также научную, производственную и учебно-методическую продукцию;

- занимается образовательной деятельностью, которая имеет не только много общего с любым технологическим процессом, но и существенные отличия, заключающиеся в необычности «объекта обработки» (студенте) и длительности технологического процесса (четыре - шесть лет).

Систему управления качеством в учебном заведении рассмотрим на примере процессной модели (рис. 1).

Выделим в модели основные процессы: процессы управле-

ния и процессы обеспечения. Все они взаимосвязаны, что показано объединяющим их кругом с тремя элементами (ответственность руководства, мониторинг, постоянное улучшение), обеспечивающими непрерывность процессов.

В модели в качестве примера указаны четыре основных процесса вуза, обеспечивающих выпуск продукции, которая выходит из стен вуза и поступает потребителю.

Процессы управления направлены прежде всего на анализ рынка для основных процессов, анализ требований, разработку всех технологий, управление ресурсами, которые формируются в процессах обеспечения.

К процессам управления отнесено внутреннее информирование, которое обеспечивает единое понимание целей и задач организации.

Результативность основного процесса зависит от рационального использования ресурсов, т.е. от организации взаимосвязи процессов обеспечения путем управления ими с основными процессами. В общей модели приведены такие процессы обеспечения, которые нужны всем основным процессам. При детализации каждого основного процесса может быть включено и дополнительное обеспечение.

Мы уже указывали, что в соответствии с идеологией современного менеджмента качества поставщики и потребители рассматриваются организацией как заинтересованные стороны. Поэтому в предлагаемой модели одни заинтересованные стороны определяют входы процессов (требования, цели, задачи), а другие заинтересованные стороны (потребители) получают произведенную продукцию (учебную литературу, научную продукцию, приборы и др.).

Здесь есть одна особенность, заключающаяся в том, что эти функции может выполнять одна

и та же организация. Например, предприятие может направить на обучение абитуриентов, которые вернутся к нему после окончания вуза, при этом сформулировав дополнительные требования к уровню подготовки этих специалистов.

А теперь проведем декомпозицию общей модели процессов вуза и представим в общем виде образовательную деятельность (рис. 2).

Последовательность действий определяется расположением элементов системы и их связями.

Служба маркетинга - это, по сути, приемная комиссия, но с дополнительными функциями и полномочиями.

В качестве «входов» в системе на первом этапе можно рассматривать абитуриентов или своего рода «сырье», затем студентов 1-го курса, а также требования и цели, на достижение которых ориентируется образовательный процесс.

Для обеспечения качества подготовки специалистов вуз прежде всего устанавливает свои требования к абитуриентам и критерии оценки их соответствия этим требованиям. Следовательно, вуз предъявляет требования к своим поставщикам - школам, лицеям, колледжам, техникумам. Важное значение для создания системы имеют «входные» требования к уровню подготовки выпускника, т.е. к уровню образования, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте. Но вуз может заявить дополнительные цели своей образовательной деятельности, превышающие требования федеральных государственных образовательных стандартов. Это можно рассматривать как заявленные цели вуза (например, знание второго иностранного языка, овладение несколькими специализациями, рабочей профессией).

Теперь о проектировании самого учебного процесса - цен-

З

а

и

н

т

е

р Т

е р

с е

о б

в о

а в

н а

н н

ы и

е я

с

т

о

р

о

н

ы

Ответственность руководства

Процессы управления

Маркетинг Планирование Разработка, проектирование Менеджмент ресурсов Внутренее информирование

Основные процессы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательная деятельность

Научная деятельность

Дополнительные образовательные услуги

Производственная деятельность

> > > >

Процессы обеспечения

Материально- Финан- Кадровое Инфоорма- Методи- Между- Социальное Хозяйст- Субподрядные

техническое совое ционное ческое народное венное процессы

Измерение, Постоянное

мониторинг ----- улучшение

Рис. 1. Процессная модель системы управления качеством в вузе

Рис. 2. Процессная модель системы управления качеством образовательной деятельности вуза

трального звена системы управления. В каждом вузе выработано свое построение образовательного процесса. Это определяется спецификой направлений научно-методической работы, квалификацией преподавательского состава, наличием научных и методических школ вуза, связью с предприятиями и научными учреждениями, организацией и обеспечением самостоятельной работы студентов, материально-техническим обеспечением и многими другими факторами.

При проектировании учебного процесса учитываются все изменения, которые были внесены в результате мониторинга и анализа. Этот управленческий процесс обеспечивает организацию и проведение учебного процесса основополагающими документами:

- рабочими учебными планами;

- программами учебных дисциплин;

- расписанием учебных занятий;

- программами практик;

- графиком учебного процесса;

- программами государственных экзаменов, а также перечнями лабораторных работ, компьютерных учебных программ, экзаменов, зачетов, тем домашних заданий, проектов, работ.

Кроме этого, по результатам проектирования учебного процесса формируются нормативы и заявки для процессов обеспечения. Как уже указывалось, это, по сути, ресурсы образовательной деятельности. Таким образом, формируется штатное расписание преподавателей и сотрудников, материальное и хозяйственное обеспечение учебного процесса, информационное и финансовое обеспечение.

В качестве обеспечения образовательной деятельности можно использовать в модели следующие его направления: материально-техническое, финансовое, кадровое, информационное, научное, учебно-методическое,

социальное, хозяйственное, международное, субподрядное (см. рис. 2).

Итак, учебный процесс имеет входы в виде студентов («сырье»), нормативной и методической документации, а также обеспечения в виде ресурсов. Задача вуза - так организовать учебный процесс, чтобы затраченные ресурсы дали наибольший результат в виде выполнения выходных требований и целей с точки зрения удовлетворения ожиданий потребителей.

На одном элементе образовательного процесса следует остановиться особо. Речь пойдет о системе внутреннего контроля, который подразделяется на контроль обучаемых и контроль самой системы обеспечения качества образования выпускников.

Контроль обучаемых ведется с целью установления уровня их подготовки по отдельным предметам и циклам дисциплин, степени овладения различными умениями - компетенциями (например, проведение расчетов, эксперимента, написание отчета или обзора, пользование приборами, информационными технологиями и др.). Здесь важно определить, ради чего проводится контроль обучаемых.

Если результаты контроля нужны для установления рейтинга и последующих отчетов, то можно ограничиться оценкой обучаемых по итогам курса. Но если в вузе действительно заинтересованы в достижении качества подготовки студентов, то каждый преподаватель разрабатывает по своей дисциплине систему контроля, направленную на самого обучаемого. В этом случае результаты контроля будут помогать студенту корректировать свой стиль изучения учебного материала и преодолевать возникающие трудности.

Такая система контроля носит не карательный характер, а диагностический, позволяющий самому обучаемому определять уровень своих достижений

в учебном процессе, а преподавателю увидеть свои недоработки. При этом преподаватель становится помощником студента в овладении знаниями, а отношения «преподаватель - студент» являются, на наш взгляд, ключевыми для достижения успеха в образовательном процессе. Это реальное воплощение принципа «студентоцентрированности» -основополагающего принципа, принятого в рамках Болонского процесса.

При принятии этой идеологии желательно исключить понятие контроля в отношении студентов в процессе обучения и заменить его на диагностику знаний, умений и компетенций.

После окончания изучения учебной дисциплины студент сдает зачет или экзамен. По нашему мнению, в этот период устанавливается уровень освоения данной дисциплины конкретным студентом. Если уровень достаточный, то студент подтверждает свой статус и переходит на следующий этап обучения. Если уровень недостаточный, то в этом случае необходимо предусмотреть процедуру управления «несоответствующей продукцией».

Студенты, выполнившие полностью учебный план, допускаются к государственной аттестации, где устанавливается уровень их подготовки по данному направлению (специальности). Здесь также может сложиться аналогичная ситуация с «несоответствующей требованиям продукцией».

Что касается контроля самой системы обеспечения подготовки специалистов, т.е. образовательного процесса, то его целью являются выявление слабых сторон этого процесса и определение областей улучшения. Для этого организуется система мониторинга, которая, основываясь на записях о качестве и анализе удовлетворенности внутренних и внешних потребителей, готовит предложения для его улучшения.

Система мониторинга охватывает все записи о качестве, которые ведутся в различных службах и структурных подразделениях. Кроме этого, в системе мониторинга анализируется динамика изменения основных показателей обеспечения учебного процесса, которые могут быть одновременно и аккредитационными показателями.

Так, например, повышение квалификации преподавателей непосредственно сказывается на уровне проведения учебных занятий, их содержании, т.е. влияет на качество подготовки студентов. А число преподавателей, прошедших повышение квалификации, сроки, соответствие планам - это те показатели данного элемента обеспечения образовательного процесса, которые анализируются в системе мониторинга, затем результаты анализа служат основанием для принятия решения.

Цель этой модели - постоянное улучшение процессов и производимых ценностей. Поэтому показатели процессов, не способствующие выполнению этой цели, должны быть исключены из системы мониторинга.

На наш взгляд, в первую очередь это необходимо сделать с показателями успеваемости (да и само понятие «успеваемость», может быть, пора исключить из лексикона высшей школы?).

Как уже отмечалось, результат экзамена или зачета - это уровень студента по конкретной дисциплине в данный период времени. Хотел бы подчеркнуть, что это личный уровень студентов по конкретной дисциплине, поэтому усреднять его с показателями других студентов или других дисциплин, на наш взгляд, представляется неразумным.

А что нужно делать?

Нам представляется, что качество подготовки по конкретной дисциплине лежит в области взаимоотношений «преподаватель - студент». Вот они и долж-

ны провести мониторинг. Студент должен оценить со своих позиций работу преподавателя (анкетирование «Преподаватель глазами студента»), а преподаватель должен сравнить результаты этого года с предыдущими результатами с учетом состава студентов, их «входной» подготовки, мотивации. Совместный анализ позволит определить области улучшений для преподавателя на следующий учебный год. Таким образом, мы достигнем поставленной цели по улучшению этого процесса.

А оценка деятельности кафедр или факультетов по среднему баллу успеваемости студентов в сессии неэффективна с точки зрения управления процессами.

В настоящей статье нет возможности более детально рассматривать модель управления образовательной деятельностью. Отметим только, что детализация должна обеспечить описание каждого процесса (всех элементов управления и обеспечения), причем должны быть установлены взаимосвязи всех элементов (подпроцессов).

Так, например, учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса неразрывно связано с повышением квалификации преподавателей (кадровое обеспечение), т.е. здесь прослеживается внутренняя

связь нескольких процессов обеспечения.

Как можно видеть из рассмотренных подходов к созданию модели управления вузовской деятельностью, в основу их положен процессный подход как наиболее эффективный для достижения поставленных целей.

5. Системный подход к менеджменту. Этот принцип подразумевает управление взаимосвязанными процессами как системой.

При внедрении данного принципа предстоят серьезные преобразования в учебном заведении, прежде всего относящиеся к становлению культуры организации.

Покажем лишь некоторые направления тех изменений, которые должны быть реализованы.

Во-первых, необходимо отказаться от системы управления, в основе которой лежит неотвратимость наказания. Это имеет отношение не только к преподавателям и сотрудникам, но и обучаемым (они ведь тоже заинтересованная сторона).

Во-вторых, главное свойство системы управления - это готовность реагировать на возникающие проблемы и ошибки, а также способность к саморазвитию и улучшению.

Улучшать себя могут только люди, собранные в систему, в которой поддерживается уважение к личности, достоинству и талан-

ту, а также инициатива сотрудников, равно как и умение работать в команде.

Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, применения «проектного стиля» организации работ, вовлечения всех преподавателей, сотрудников и обучаемых в управление для достижения качества и оказания им доверия.

Это процессный, гуманистический подход к менеджменту, разрушающий барьеры между подразделениями.

6. Постоянное улучшение деятельности организации. Данный принцип следует рассматривать как ее неизменную цель.

Принятие мировоззрения постоянного улучшения организации предполагает переосмысление годами сложившихся стереотипов, например в образовательной деятельности, и осуществление ее реинжиниринга (внедрение новых подходов). Для этого необходим тщательный анализ существующих методов на предмет эффективности достижения целей в области качества. О комплексе мероприятий по обеспечению качества образования как раз и шла речь в предыдущей статье [4, с. 11-14].

Необходимо научить руководителей различного уровня использовать апробированные способы анализа процессов (цикл Шухар-та - Деминга, факторные диаграммы Исикавы, SWOT-анализ, внутренний аудит и др.).

Этот принцип также предполагает, что появление любого дефекта рассматривается как чрезвычайное происшествие и вызывает незамедлительные корректирующие и предупреждающие действия. Дефекты продукции рассматриваются как дефекты системы.

7. Принятие решений на основе фактов. Принцип этот предполагает, что эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Речь идет прежде всего о создании в каждом образовательном учреждении информационного базиса аналитической системы и проведении регулярного мониторинга собираемых данных. Данные становятся фактами, когда проведен их анализ (сопоставление, сравнение, осмысление). Необходимо также обратить внимание на воспроизводимость получаемых данных.

Руководство организации обязательно должно демонстрировать, что решения принимаются на основе фактов и подтверждаются фактами, а не голословными утверждениями.

Известно много примеров из различных областей управления, что наибольшие потери организация несет от непродуманных решений, которые не были обоснованы фактами.

И конечно, важное значение имеет создание такой атмосферы в коллективе, когда никто не будет скрывать факты и не будет боязни наказания за ошибки.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип повышает способность обеих сторон создавать ценности.

В высших учебных заведениях он должен быть всесторонне осмыслен, особенно в области образовательной деятельности.

Мы уже неоднократно подчеркивали сложную структуру взаимоотношений внутренних потребителей в вузе. Преподаватели, работающие на младших курсах, являются поставщиками для своих коллег, которые будут использовать знания и умения, сформированные ими у обучаемых. Но студенты, переходящие с курса на курс, - не детали, передаваемые по конвейеру из одного цеха в другой. И цена ошибок и недоработок в образовании значительно выше. Поэтому в этом вопросе должна быть создана система.

Еще на одну проблему взаимоотношений с поставщиками нужно обратить внимание. Сей-

час все ругают среднюю школу за слабую подготовку школьников. И к чему это ведет? Есть улучшения? На наш взгляд, не будет никаких улучшений до тех пор, пока учреждения профессионального образования и школы не воспримут для себя в качестве основополагающего принципа взаимоотношений принцип «менеджмента качества» - взаимовыгодность отношений. Только тогда можно будет создавать ценности как на этапе среднего, так и высшего образования.

Представленный для обсуждения материал не является окончательным и всеобъемлющим, но на этой основе можно действительно строить процессную модель управления в образовательном учреждении для достижения качества образования выпускников. И хотелось бы еще раз подчеркнуть, что система управления организацией для достижения целей в сфере качества не способна реализовать себя без лидерства. Поэтому должна произойти перестройка сознания руководителей, а вслед за ними и всех преподавателей и сотрудников. Этому нужно учиться.

Внедрение принципов менеджмента качества не потребует больших финансовых затрат. Ведь основные затраты интеллектуальные - вовлечение всех в увлекательный мир качества.

Литература

1. Адлер Ю.П. Повторение неповторимого. М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. 239 с.

2. Белоцерковский А.В. К вопросу о «количестве качества» и «качестве количества» в системе образования // Высшее образование в России. 2013. № 7.

3. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. М.: ЭКСМО, 2006. 540 с.

4. Соловьёв В.П. О качестве профессионального образования выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2013. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.