Научная статья на тему 'Система управления намоточным устройствомфлексографской печатной машины'

Система управления намоточным устройствомфлексографской печатной машины Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления намоточным устройствомфлексографской печатной машины»

Система

управления

намоточным

устройством

флексографской

печатной машины

Ю.В. Щербина,

д.т.н., профессор кафедры АПП

Флексографское печатное оборудование [1] оснащается лен-топитающими и намоточными устройствами, которые обеспечивают стабилизацию натяжения запечатываемого материала как перед его подачей в первую печатную секцию, так и при намотке в приемном устройстве после окончания процесса печати. Системы управления натяжением лентопитающих устройств, как правило, оборудуются пассивными электромеханическими или пневматическими осевыми тормозами, а также тензометрическими датчиками усилия натяжения ленты [2]. Намоточные устройства содержат исполнительный элемент на основе двигателя постоянного тока (ДПТ), который создает активный момент натяжения ленты, прикладываемый к наматываемому рулону. Особенности динамики рулона с ДПТ, применительно к лентопитающим устройствам описаны в статье [3]. В настоящей работе рассматриваются вопросы функционирования систем управления натяжением с ДТП применительно к наматывающим устройствам флексографских печатных машин.

На рис. 1 представлена функциональная схема наматывающего устройства флексографской печатной машины.

Она содержит механические компоненты: рулон, участок бумажной ленты между точкой проводки ленты через первую бумаго-ведущую пару А и точкой Б намотки рулона. В механическую часть системы входят также пружинно-масляный амортизатор, редукторы Р0 и Р1. Двигатель постоянного тока Д0 формирует тяговый момент намотки рулона М0, а двигатель Д1 обеспечивает движение запечатанной ленты с заданной скоростью Датчик натяжения (ДН), тахогенератор (ТГ1),

Рис. 1. Функциональная схема наматывающего устройства флексографской печатной машины

масштабный усилитель (МУ), силовые тиристорные преобразователи, (ТП0) и (ТП1), а также регулятор натяжения (РН) и регулятор угловой скорости БВП1 формируют информационно-управляющую и силовую части намоточного устройства.

Примем, что исполнительная часть системы, формирующая движение запечатанного материала через БВП1 обеспечивает формирование заданной скорости У'Ш за достаточное время Д^, достаточно малое по сравнению с установлением переходных процессов Д1:0 в контуре управления натяжением ленты, т. е. Д^ << Д10. Тогда мы можем принять, что V(¿).

В этом случае уравнения динамики [4] элементов намоточного устройства принимают вид:

I Л

■ ^ + Зб-Ьу-Р, V = ^0^о-Ьб£оВо (1)

, г-+#,

— 4

2яр'

4

/2 '0 р

00

— 2п р

+ ц80 - V -V - 2/а—

0 л 10 0 1 а —

(2) (3)

Т2

2 —2а

+ 2С 2Та—а + а-кае0.

е0,п -е0 (пТс1)

(4)

(5)

и0,п+1 - и0,п + ки7Сскму (80,п+1 -80 ) +кпкму (80,п+1 -80,п) (6)

и (О-ЕТ1 [(1 -в-г*р)/р}иол (7)

/Си

Гтп/ + и - Тп■ио (?) (8)

ГЯС!М- + М-—и0 ^ (9)

я С Rя ° Rя-р 0 0' (9)

Уравнения (1) и (2) характеризуют динамические свойства рулона с двумя входными параметрами: М0(?) - тяговым моментом

ДПТ и относительным удлинением ленты е0 (?). Этот элемент имеет две выходные переменные: V - линейную скорость намотки ленты в точке Б и р - текущее значение радиуса. Рулон имеет следующие параметры: Ь - ширина; 5 - толщина ленты; у - объемная плотность и Е0 - модуль

упругости запечатываемого материала. Постоянный параметр Рр зависит от моментов инерции ДПТ (Р0), крепления рулона (р ), передаточного отношения редуктора (/0) и начального радиуса наматываемого рулона (р0), т. е.

р -У0/0 + ^0-Ь4/2. (10)

Динамика участка ленты описывается уравнением (3), которое устанавливает связь ее упругого состояния е0 и входных параметров: линейной скорости намотки рулона V, скорости движения ленты в выводной бумаговедущей паре V и угла поворота штанги амортизатора а. Здесь Т0 - длина пути ленты между точками А и Б.

Пружинно-масляный амортизатор (4) имеет следующие параметры настройки: Га-дрТ(сЛ) - постоянную времени,

Са-кд!2д/(2а^аспр) - степень демпфирования, ка -2Ь5Е)/(ера). Здесь Р - момент инерции, с - жесткость пружины, I и I - соответственно

а ' пр ' а д

длина штанги амортизатора и плечо демпфера, кд - коэффициент демпфирования.

Управляющая часть системы включает аналого-цифровой преобразователь (5), цифровой ПИ-регулятор (6) и цифроаналоговый преобразователь (7). Данные уравнения содержат следующие параметры: 7д - период дискретизации сигналов; кму - коэффициент передачи масштабного усилителя; к и к - коэффициенты передачи каналов ин-

тегрального и пропорционального управления; е0_ номинальное значение относительного удлинения натянутой ленты.

Силовая часть системы содержит тиристорный преобразователь (8) и двигатель постоянного тока (9), которые имеют динамические свойства инерционных звеньев первого порядка. Здесь ТТП, ктп — постоянная времени и коэффициент передачи тиристорного преобразователя; С0 — электрическая постоянная; Т, — постоянная времени и сопротивление якоря ДПТ.

На рис. 2 изображена структурная схема системы управления намоткой рулона.

Мп

Рулон

I

РДо

МО

V (')

Участок ленты

а

Амортизатор

1

МУ

Д111 4- "Ч ТП и 0 С) ■ ЦАП Ц>,Я РН е0,п АЦП

Рис. 2. Структурная схема системы управления намоткой рулона

Видно, что рассматриваемая система имеет четырехконтур-ную структуру. Она включает внутренний контур «Участок ленты — Амортизатор», который вместе с рулоном охвачен обратной связью по относительному удлинению ленты е0. Двигатель постоянного тока также образует совместно с рулоном контур дополнительной отрицательной обратной связи. Внешним, по отношению к этим вложенным друг в друга элементам является канал обратной связи, осуществляющий регулирование натяжения ленты, который включает масштабный усилитель, АЦП, регулятор натяжения, ЦАП и тиристорный преобразователь.

Динамические свойства такой системы могут быть исследованы с помощью математической модели, которую следует разработать на основе разработанной структурной схемы и уравнений динамики (1)-(9). При этом данные уравнения необходимо линеаризовать в малых отклонениях от номинального режима. По результатам анализа параметрических переходных и частотных характеристик можно разработать методику настройки исследуемой системы.

е

о

р

е

о

Библиографический список

1. Техника флексографской печати : учеб. пособие / пер. с нем. ; под ред. В.П. Митрофанова. - М. : МГУП «Мир книги», 1997. - 202 с.

2. Щербина Ю.В. Методика настройки системы автоматического управления с тензометрическим датчиком натяжения ленты / Ю.В. Щербина // Вестник МГУП. - 2009. - № 11. - С. 238-245.

3. Щербина Ю.В. Исследование динамики лентопитающего устройства с рулонным тормозом на основе ДПТ / Ю.В. Щербина // Изв. вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2011. - № 4. -С. 65-74.

4. Щербина Ю.В. Теоретические основы автоматизированного управления рулонным печатным оборудованием : учеб. пособие / Ю.В. Щербина. - М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2011. - 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.