Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338
К. О. Калачева
студент
кафедра «Менеджмент организации», Институт финансов экономики и управления, ФГБОУВПО «Тольяттинский государственный
университет»
Е.А. Боргардт
канд. экон. наук, доцент, кафедра «Менеджмент организации», Институт финансов экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный
университет»
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ
Аннотация. В статье определена сущность логистических затрат и их основные черты. Уточнено определение логистических затрат. Автором предложена модель системы управления логистическими затратами. Определены целевые ориентиры функционирования системы. Описаны основные элементы системы, методы и принципы.
Ключевые слова: логистические затраты, управление, субъект и объект управления, методы управления, модель системы управления затратами.
K.O. Kalacheva, Togliatti State University E.A. Borgardt, Togliatti State University MANAGEMENT OF LOGISTICS COSTS
Abstract. The article defines the essence of logistics costs and their main features. The revised definition of logistics costs. The author proposes a model management system logistics costs. Defined targets functioning of the system. Describes the basic elements of the system, methods and principles.
Keywords: logistic expenses, management, subject and object management, management methods, model management system logistics costs.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики основной задачей любого промышленного предприятия является повышение конкурентоспособности продукции, уровень которой определяется ее качеством, затратами на его обеспечение, организацией производства, включающей такие экономические показатели как сокращение времени поставок сырья и комплектующих, определение оптимального объема их запаса и др. [5]. Острая конкурентная борьба заставляет организации проявлять пристальный интерес и к управлению затратами. Первостепенной целью стоящей перед логистикой является снижение издержек, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. На предприятии логистические процессы, охватывают движение как материальных, так и информационных ресурсов, что приводит к возникновению определенных затрат - логистических издержек [1]. Они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели [2, 3].
Рассмотрим долю логистических затрат в себестоимости готовой продукции по отраслям (рис. 1).
№ 4 (44) - 2015
25
Проблемы экономики и менеджмента
Рисунок 1 - Доля логистических затрат в себестоимости готовой продукции
Анализ данных позволил выделить три группы отраслей промышленности в зависимости от доли логистических затрат. К первой группе с затратами ниже 10% следует отнести машиностроение. Средний уровень логистических затрат характерен для таких отраслей как электроэнергетика легкая и лесная промышленности. Химическая, металлургическая и пищевая промышленности входят в группу с высокой долей логистических затрат более 20%.
Существуют различные трактовки понятия «логистические затраты». Исследование работ отечественных и зарубежных авторов позволило определить сущность логистических затрат и их основные черты:
- затраты возникают в связи с выполнением логистических операций;
- затраты представляют собой стоимостную оценку трудовых, финансовых, материальных и информационных ресурсов;
- затраты на обеспечение продвижения объектов на предприятии, между предприятиями, а так же на поддержание запасов;
- затраты делятся по функциональным областям и центрам ответственности (И.А. Мищерский), на текущие и ранее капитализированные (В.И. Степанов) или единовременные (В.И. Сергеев);
- издержки, связанные с процессом товародвижения в логистических цепочках (В.И. Степанов);
- логистические затраты связаны с реализацией функций логистического менеджмента и логистическим администрированием (Н.К. Моисеева, Е.А. Ляманова и
В.И. Сергеев).
Однако подходы некоторых авторов не в полной мере раскрывают сущность логистических издержек. Так, М. Куфель в своей трактовке термина «логистические затраты» ограничивается только перемещением материалов, исключая технологические процессы. Такое определение является не точным, потому что затраты, возникающие в технологических процессах, следует отнести к логистическим трансформационным издержкам. Н.К. Моисеева в своих работах предлагает состав логистических затрат включить затраты, связанные с различными форс-мажорными событиями. Однако с точки зрения классиче-
26
№ 4 (44) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
ского подхода к делению понятий на затраты и расходы, форс-мажорные ситуации не относятся к затратам предприятия. О.Л. Ленская определяет данные затраты как потери от связывания средств в запасах, это экономический подход, относящий логистические затраты только к категории альтернативных издержек (упущенной выгоды).
Сравнительный анализ подходов к определению логистических затрат позволил автору уточнить определение логистических затрат как затрат трудовых, материальных, информационных ресурсов, связанных с выполнением логистических операций, обеспечивающих выполнение заказов потребителей.
Рисунок 2 - Модель системы управления затратами
В ходе исследования автором разработана модель системы управления логистическими затратами (рис. 2). Её целевая подсистема определяет основное назначение. Главной целью всей системы управления логистическими затратами является определение оптимального уровня затрат на осуществление логистических операций. Исходя из поставленной цели выделяются задачи, заключающиеся в оперативном контроле динамики затрат, а так же в максимизации прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Объектом управления являются затраты на выполнение логистических операций, а субъектами выступают руководители и специалисты объектов логистической системы и логистические подразделения выполняющие функции материально-технического обеспечения, сбыта, транспортировки, связи, производства, АСУ и пр. Процесс управления осуществляется на основе применения интегрированной электронной информации, что вносит новое качество в результаты функционирования системы управления логистическими затратами и должно рассматриваться как ее ключевой стратегический ресурс [4]. Систему управления логистическими затратами автор представляет в виде взаимосвязи трёх основных блоков: опера-
№ 4 (44) - 2015
27
Проблемы экономики и менеджмента
тивного, тактического и стратегического управления. Реализация каждого направления возможна на основе применения общих специфических методов. Так в оперативном управлении затратами предполагается использовать методы факторного анализа и анализа отклонений. Тактическое управление базируется на методах ABC-анализа, ФСА, маржинального анализа, выбора поставщика, определения потребности в материалах, определения оптимального размера партии. Стратегическое управление осуществляется на основе таких методов как стратегический анализ затрат, анализ цепочки ценностей, LCC-анализ. Методы управления логистическими затратами основаны на принципах:
- системности, функции управления логистическими затратами должны быть объединены в общую систему управления;
- целенаправленности, интеграция целей управления логистическими затратами с общими целями предприятия;
- оперативности, наличие в системе управления логистическими затратами информационного и методического обеспечения управленческих решений;
- экономичности, соответствие системы управления логистическими затратами определенным целям логистической деятельности;
- превентивности, применение стратегического прогнозирования в управлении логистическими издержками [6].
Система управления логистическими затратами создаёт условия эффективного функционирования предприятия на основе обеспечения конкурентоустойчивого уровня логистических затрат.
Список литературы:
1. Данилова С.Ю. Теоретические подходы в логистике // Наука - промышленности и сервису. 2010. Т. 1, № 5. С. 298-303.
2. Данилова С.Ю., Пуденков Е.В. Оптимизация уровня запасов производства с целью повышения конкурентоспособности предприятия с непрерывным циклом производства // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. 2013. № 2 (28). С. 53-62.
3. Карпенко Е.Ю., Руденко А.А., Искосков М.О., Антипов Д.В., Данилова С.Ю. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности интегрированных структур энергетического машиностроения в условиях цикличности экономики: монография. Тольятти, 2014.
4. Сярдова О.М. Формирование программы и оценка повышения результативности логистической системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 139-143.
5. Сярдова О.М. Управление запасами на предприятиях автомобилестроения // Вестн. Саратов. гос. техн. ун-та. 2008. Т. 2, № 1. С. 233-238.
6. Сярдова О.М., Гуренков И.С. Логистические затраты в цепи поставок промышленных предприятий // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 18 ч. 2013. С. 68-70.
28
№ 4 (44) - 2015