Научная статья на тему 'Система управления кластером практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вуза на базе краудсорсинговой онлайн-платформы'

Система управления кластером практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вуза на базе краудсорсинговой онлайн-платформы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КЛУБЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / КРАУДСОРСИНГ / ENGINEERING EDUCATION / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CLUBS / MANAGEMENT SYSTEM / ONLINE PLATFORM / CROWD SOURCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселов Игорь Николаевич, Мальцева Анна Андреевна, Лельчицкий Игорь Давыдович

Разработана и реализована краудсорсинговая онлайн-платформа для системы командного менеджмента в рамках кластера практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников. Платформа представляет собой интернет-сайт, включающий общую информацию о таких клубах, принципах его работы, возможностях, а также представляющий площадку для обсуждения ключевых задач, стоящих перед кластером, сетевого взаимодействия между участниками кластера, проведения онлайн-совещаний и др. Предложенная краудсорсинговая онлайн платформа предназначена для вовлечения в работу кластера практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вузов и в процесс управления им широкого круга заинтересованных лиц. Платформа может быть тиражирована университетами и модифицирована под конкретные структуры, что позволит ввести более эффективное управление и коммуникации, тем самым повышая эффективность инженерного образования и вовлечение молодежи в научно-техническое творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселов Игорь Николаевич, Мальцева Анна Андреевна, Лельчицкий Игорь Давыдович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowd sourcing online platform for the implementation of the command management system as part of a cluster of practice-oriented scientific and technical clubs of creative development of students and pupils was developed and implemented. The platform is a web site that includes general information about such clubs, about functioning principles, opportunities and it gives a platform to discuss key challenges facing the cluster, networking between the cluster’s participants, for online meetings and others. The proposed online crowd sourcing platform is designed to engage in the work of the cluster and in the process of its management a wide range of stakeholders. The platform can be replicated by universities and can be modified for specific clusters of practice-oriented scientific and technical clubs of creative development of students and pupils that will introduce more effective management and communication, thereby increasing the effectiveness of engineering education and the youth’s involvement in scientific and technical creativity.

Текст научной работы на тему «Система управления кластером практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вуза на базе краудсорсинговой онлайн-платформы»

Система управления кластером практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вуза на базе краудсорсинговой онлайн-платформы

Веселов Игорь Николаевич канд. хим. наук, старший научный сотрудник УНИ,

Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 35-54-43 igor.veselov@mail.ru

Мальцева Анна Андреевна канд. экон. наук, директор, Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы им.

Е.А. Лурье, Тверского государственного университета, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 34-83-42 80179@list.ru

Лельчицкий Игорь Давыдович доктор пед. наук, профессор, директор, заведующий кафедрой социальной работы и

педагогики Институт педагогического образования, Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 35-76-12 Lelchitskiy.ID@tversu.ru

Аннотация

Разработана и реализована краудсорсинговая онлайн-платформа для системы командного менеджмента в рамках кластера практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников. Платформа представляет собой интернет-сайт, включающий общую информацию о таких клубах, принципах его работы, возможностях, а также представляющий площадку для обсуждения ключевых задач, стоящих перед кластером, сетевого взаимодействия между участниками кластера, проведения онлайн-совещаний и др. Предложенная краудсорсинговая онлайн платформа предназначена для вовлечения в работу кластера практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вузов и в процесс управления им широкого круга заинтересованных лиц. Платформа может быть тиражирована университетами и модифицирована под конкретные структуры, что позволит ввести более эффективное управление и коммуникации, тем самым повышая эффективность инженерного образования и вовлечение молодежи в научно-техническое творчество. Crowd sourcing online platform for the implementation of the command management system as part of a cluster of practice-oriented scientific and technical clubs of creative development of students and pupils was developed and implemented. The platform is a web site that includes general information about such clubs, about functioning principles, opportunities and it gives a platform to discuss key challenges facing the cluster, networking between the cluster's participants, for online meetings and others.

The proposed online crowd sourcing platform is designed to engage in the work of the cluster and in the process of its management a wide range of stakeholders. The platform can be replicated by universities and can be modified for specific clusters of practice-oriented scientific and technical clubs of creative development of students and pupils that will introduce more effective management and communication, thereby increasing the effectiveness of engineering education and the youth's involvement in scientific and technical creativity.

Ключевые слова

инженерное образование, научно-технические клубы, система управления, онлайн-платформа, краудсорсинг

Engineering education, scientific and technical clubs, management system, online platform, crowd sourcing

Введение

Развитие инженерного образования признано одним из приоритетов научно-образовательной политики в нашей стране. Научно-техническое творчество является одним из действенных инструментов роста заинтересованности молодежи научно-техническим направлением.

Практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников (ПОНТК) на платформе образовательных организаций высшего образования могут стать инструментом для развития инженерного образования в целом, инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

В рамках проекта ФЦПРО «Разработка и внедрение методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников» был проведен анализ подобных структур, под которыми понимаются структурные подразделения вуза или сообщества энтузиастов, объединяющие талантливых старшеклассников и (или) студентов 1-2 курсов, деятельность которых направлена на популяризацию творчества в научно-технической сфере, инженерных специальностей и направлений подготовки, повышение качества, эффективности и междисциплинарности инженерного образования и реализацию концепции «социального лифта» для талантливой молодежи в области инженерных наук.

Как показало исследование, наличие в большинстве вузов разрозненных структур, деятельность которых направлена на развитие или содействие развитию научно-технического творчества, создает определенные сложности в их управлении, кроме того, отмечается недостаточность коммуникаций между ними.

В качестве новой методологии организационного развития ПОНТК на платформе университетов было предложено использование кластерного подхода, получившего широкое распространение в теории и практике пространственной и региональной экономики на современном этапе.

В самом общем случае кластер ПОНТК представляет собой совокупность клубов научно-технического творчества и структур, содействующих их функционированию:

• материально-технический блок (центры коллективного пользования научным оборудованием, центры молодежного инновационного творчества, Fablab, исследовательские лаборатории, инжиниринговые центры и пр.);

• организационный блок (центры довузовской подготовки, студенческие научные общества, управления по работе с абитуриентами, по организационно-воспитательной работе, инновационного развития, центры трудоустройства выпускников и др.);

• финансовый блок (эндаумент-фонды, региональные отделения фонда развития инноваций, региональные органы власти, спонсоры и др.);

• мотивационный блок (научные музеи, зоны занимательной науки, индустриальные партнеры как площадки для организации экскурсий и пр.).

Очевидно, что для кластерного формата организации деятельности характерными являются «мягкие», опосредованные методы управления, основанные на прямых выгодах участников кластера от совместной деятельности, в связи с чем многие управленческие задачи, которые при линейной или функциональной структуре управления решаются административными методами, выполняются в режиме фасилитации, т.е. активизации деятельности самих субъектов кластера.

В рамках исследования была обоснована целесообразность формирования в рамках кластера специализированной структуры — Центра поддержки ПОНТК, функционирование которого должно быть направлено на координацию деятельности клубов, содействие развитию единой информационной среды ПОНТК, развитие единой ресурсной базы ПОНТК и поддерживающей инфраструктуры.

Для целей реализации системы командного менеджмента в рамках кластера ПОНТК было предложено использовать краудсорсинговую онлайн-платформу — интернет-сайт, включающий общую информацию о ПОНТК, принципах его работы, возможностях, а также представляющий площадку для обсуждения ключевых задач, стоящих перед кластером, сетевого взаимодействия между участниками кластера, проведения онлайн-совещаний и др. Модератором интернет-платформы должен стать Центр поддержки ПОНТК.

Реализация системы опосредованного управления на основе интернет-сервисов позволит обеспечить дистанционное взаимодействие со всеми участниками кластера ПОНТК, привлечение к его работе максимального числа заинтересованных лиц, тем самым повысить качество менеджмента и устойчивых связей в кластере.

Теоретические основы создания краудсорсинговой онлайн-платформы поддержки кластера ПОНТК

Информационные технологии активно внедряются в управление на различных уровнях, в том числе и в университетах. Они способны обеспечить повышение эффективности обучения и исследований, создать основы для развития коммуникаций во внутренней и с внешней средой.

Интернет-технологии обеспечили существенное расширение возможностей управленческих информационных систем, поскольку обеспечивают удаленный доступ к ресурсам широкого круга пользователей и обмен информацией в режиме реального времени.

Вопросы внедрения интернет-платформ в образовательный и управленческий процесс нашли свое отражение в публикациях Адлер-Кламмер Б. [1], Кузнецова А.А. [2], Плоцкой Т.А. [3], Померанцевой Н.Г., Сыриной Т.Г. [4], Чаговец Л.А., Невежина В.П. [5].

В большинстве случае представленные в открытом доступе материалы представляют собой описание практической реализации интернет-платформ как элемента образовательных технологий.

В отличие от них для целей функционирования кластера ПОНТК конструируется краудсорсинговая онлайн-платформа, которая содержит опции для вовлечения широкого круга пользователей в принятие решений и разработку предложений по развитию кластера.

Вопросы использования краудсорсинга в управленческой деятельности нашли свое отражение в работах Хау Дж. [6], Санинского С.А., Лобановой А.С., Аверьяновой Л.Л. [7], Пономарева С.В. [8], Перелыгиной Е.В., Баклыской Л.Е. [9].

Авторы использовали ключевые преимущества краудсорсинга в принятии управленческих решений, которые заключаются в возможности учесть мнение большинства заинтересованных сторон, что имеет особую актуальность в условиях креативной среды кластера ПОНТК.

Практическая реализация краудсорсинговой онлайн-платформы

Авторским коллективом был разработан и реализован проект краудсорсинговой онлайн-платформы поддержки кластера ПОНТК вуза, упрощенная схема которого представлена на рис. 1.

Главная

Логин

Кластер вуза

Новости

ПОНТК

И нфраструктурная поддержка

Центр поддержки

Возможности кластера

Образовательные треки

Конкурсы

Доступ к оборудованию

Обсуждение

Инициативы по развитию

Предложен ил сотруднич.

Запросы партмерстта

Проекты ГЮИТК

Профиль

Настройки

Сообщения

Уведомления

Рис. 1. Схема краудсорсинговой онлайн-платформы с указанием основных элементов

На сайте предусмотрено два режима работы с представленными материалами:

неавторизованный — пользователь имеет доступ к большинству общих разделов, может просматривать структуру и информацию о вузовском кластере, новости, конкурсы, имеющиеся образовательные программы, оборудование, ему доступны контактные данные структур;

авторизованный — пользователю предоставляется доступ к личному кабинету, он может получать сообщения от других участников, вступать в ПОНТК, участвовать в обсуждениях, подавать заявки.

Для авторизованного входа на сайт пользователь может использовать учетные данные, полученные после регистрации, либо воспользоваться кнопками входа через социальные сети (при первом входе учетная запись будет создана автоматически).

Права пользователей разграничены, имеются: координатор центра поддержки (доступ на редактирование ко всем общим страницам кластера), руководитель и координатор ПОНТК (могут изменять страницы только своего ПОНТК), преподаватели (относятся к конкретным ПОНТК, участвуют, например, в обсуждениях по развитию кластера), участники ПОНТК (студенты/школьники), сотрудники вуза, представители внешних организаций, гости.

Личный кабинет пользователя позволяет настроить личные данные и контактную информацию, «привязать» или «отвязать» профили в социальных сетях, изменять регистрационные данные. Также через личный кабинет обеспечивается коммуникация пользователей - отправка и получение сообщений, информирование об ответах на запросы пользователя на страницах портала.

В правой части всех страниц расположено основное меню вуза, состоящее из нескольких разделов.

Страница «Новости» предназначена для публикации как новостей отдельных ПОНТК, так и кластера в целом.

Страница «Инфраструктурная поддержка» содержит список со ссылками на элементы вузовской инфраструктуры, оказывающие поддержку кластера. Инфраструктура включает в себя материально-технический блок (центры коллективного пользования научным оборудованием, центры молодежного инновационного творчества, Fablab, исследовательские лаборатории, инжиниринговые центры и пр.), организационный блок (центры довузовской подготовки, студенческие научные общества, управления по работе с абитуриентами, по организационно-воспитательной работе, инновационного развития, центры трудоустройства выпускников и др.), финансовый блок (эндаумент-фонды, региональные отделения фонда развития инноваций, региональные органы власти, спонсоры и др.), мотивационный блок (научные музеи, зоны занимательной науки, индустриальные партнеры как площадки для организации экскурсий и пр.).

Страница со списком входящих в кластер вуза ПОНТК и информацией о руководителях. Список представляет из себя активные ссылки на страницы и подразделы самих ПОНТК. Каждая страница ПОНТК (рис. 2) содержит дополнительное меню, в правой части страниц, которое является настраиваемым и содержит ссылки на внутренние страницы ПОНТК (права на добавление/изменение/удаление страниц имеются у руководителя и координатора ПОНТК). Возможно размещение произвольной информации (расписание занятий, учебные материалы, страницы со ссылками и т.д.).

Главная ТестГУ > ПО НТК ПОНТК2

ПОНТК2 О

Данному ПОНТК официально не назначен координатор. Руководитель: ФИО

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ouis volulpat rhoncus lorem vitae vehicula. Sed ut risus eget nulla dictum lacinia quis id eral. Doñee ultrices odio felis, tincidunt condimentum sapien feugiat sed. Phasellus dictuin пупс vel nunc ultricies, ut mollis nisi semper. Doñee non tortor ipsum. Praesent venenatis eleifend metus eget volutpat. Sed ac iaculis lacus. Güisque dignissim diam vel velit venenatis mattis. Vestibulum ante ipsum primis in faucibus orci luctus et ultrices posuere cubilia Curae; Curabitur mauris ipsurti, maxirtius sit amet quam non, tristique molestie nibh. Nunc sit amet mi odio. Quisque bibendum porta leo, vel iaculis tellus posuere vitae. Aenean pharetra rutrum dapibus.

Ut ac nisiturpis

Миссия: Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Цель: Duis volutpat rhoncus lorem vitae vehicula.

Задачи:

• Sed ut risusl « Sed ut risus2

• Sedutrisus3 . Sed ut risus4

Рис. 2. Пример страницы с описанием ПОНТК

Пользователи могут подать заявку на присоединение к ПОНТК, которая видна руководителю и координатору.

Раздел «Возможности кластера» включает в себя список с оборудованием ПОНТК (рис. 3), к которому возможен доступ (индивидуальный или в составе организованных групп). Зарегистрированные пользователи здесь могут подать заявку на его использование, которая доступна координатору кластера (в меню кластера при наличии новых заявок появляется оранжевый кружок с числом активных заявок) на дополнительной странице.

Также в раздел «Возможности кластера» входят страницы «Образовательные треки» и «Конкурсы». Образовательные треки содержат образовательные программы дополнительного образования и методические разработки в сфере технического творчества студентов и школьников. Имеется возможность оставить заявку на участие в образовательных мероприятиях и программах дополнительного образования.

Страница с конкурсами содержит информацию о конкурсах кластера. Ссылки ведут на страницы с детальным описанием по каждому конкурсу. Имеется возможность оставить заявку на участие в конкурсе или получить детализированную информацию.

Краудсорсинговый подход к управлению кластером реализуется в разделе «Обсуждения».

Кластер ПОНТК

Стру кту ра кластера -

Главная ТестГУ Доступ к оборудован: ив

Добавить оборудование

Показаны записи 1-3 из 3. # Название Размещение Условия доступа

1 30-принтер Инжиниринговый центр По будням с 10 до 17 3

2 30-принтер Сапоп Инжиниринговый центр №1 По будням с 10 до 17 /ш 3

Кластер вуза

Новости

Рис. 3. Оборудование ПОНТК

Доступ к оборудование Обсуждение

Проекты участников: описание проектов, разрабатываемых в ПОНТК кластера. Описание доступно всем, комментарии - только зарегистрированным пользователям. Имеется возможность обсудить проект с другими участниками кластера, дать его оценку и предложить рекомендации для доработки.

Инициативы по развитию кластера: список инициатив, которые формируются Центром поддержки ПОНТК или участниками кластера. Страница доступна только участникам кластера и реализована в формате интернет-форума. Страница предназначена для реализации управления кластером ПОНТК с использованием методических приемов командного менеджмента. Инициативы, не получившие поддержки большинством участников кластера, не реализуются.

На странице «Предложения сотрудничества» кластера размещают приглашения к сотрудничеству, которые видны всем посетителям сайта.

Индустриальные партнеры могут оставить заявки на сотрудничество по наиболее актуальным для них тематикам (выполнение НИР, вакансии для талантливой молодежи, предложения по организации совместных мероприятий, стажировок, экскурсий и т.д.) на странице «Запросы индустриальных партнеров». Участники кластера могут вступать во взаимодействие с индустриальными партнерами в соответствии с предложенным им направлением.

В целом сайт имеет простой интерфейс, упрощающий работу по его наполнению и предоставляющий посетителям информацию в структурированной форме. Для редактирования страниц используется встроенный визуальный редактор с возможностью вставки картинок, таблиц, ссылок, различных вариантов оформления текста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ и оценка разработки

Предложенная краудсорсинговая онлайн платформа предназначена для вовлечения в работу кластера и в процесс управления им широкого круга заинтересованных лиц, к которым относятся:

• руководители ПОНТК;

• члены клубов;

• молодые люди, заинтересованные инженерно-техническим творчеством;

• руководство профильных факультетов, кафедр, профессорско-преподавательский состав;

• руководители подразделений инфраструктуры кластера - лабораторий, ЦКП, служб по работе с абитуриентами и др.;

• индустриальные партнеры;

• другие заинтересованные лица.

Краусорсинговая онлайн-платформа поддержки кластера ПОНТК выполняет ключевые функции управления:

• информационно-аналитическая - платформа содержит необходимую информацию о деятельности кластера, основных показателях развития, которая предназначена для внешних пользователей и потенциальных партнеров;

• мотивационно-целевая - создает условия для развития отдельных структур, входящих в кластер, на основе обмена информацией и рейтинга ПОНТК;

• планово-прогностическая - обеспечивает систематизацию предложений, направленных на развитие кластера ПОНТК, и коллективное обсуждение направлений его развития;

• организационно-исполнительская - онлайн платформа позволяет распределить конкретные функции по развитию среды научно-технического творчества между отдельными структурами, входящими в кластер, а также регулировать их перераспределение и контролировать выполнение;

• регулятивно-коррекционная - сбор и систематизация предложений по развитию кластера позволяет скоординировать его стратегию в соответствии с пожеланиями участников по наиболее целесообразной для большинства из них траекторий.

Таким образом, разработанный продукт полностью удовлетворяет целям и задачам кластера, а также создает основу для использования в качестве базовой технологии управления командного менеджмента.

Заключение

Разработанная система была апробирована на платформе пилотных вузов, в число которых вошли:

1. Алтайский государственный университет

2. Вятский государственный университет

3. Ивановский государственный химико-технологический университет

4. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

5. Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»

6. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

7. Тольяттинский государственный университет

Интернет-платформа получила высокую оценку в рамках проходившего 10 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге семинара по обсуждению опыта внедрения методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на базе образовательных организаций высшего образования.

Предложенная платформа может быть тиражирована университетами и модифицирована под конкретные кластеры ПОНТК, что позволит ввести более эффективное управление и коммуникации, тем самым повышая эффективность инженерного образования и вовлечение молодежи в научно-техническое творчество.

Литература

1. Адлер-Кламмер Б. Использование интернет-платформы "Moodle" (Мудл) в образовательном процессе в высшей школе в рамках программы европейской комиссии Эрасмус+ // Инновационные технологии в современном образовании: сборник тр. по матер. II междунар. научно-практ. интернет-конфер. (Королев, 19 декабря 2014 г.). — Королев, 2015. — С. 1-4.

2. Кузнецов А.А. Моделирование и реализация мультиплатформенных онлайн курсов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2016.

— № 3 — Т. 12. — С. 75-81.

3. Плоцкая Т.А. Сопровождение проектной деятельности учащихся на основе образовательной интернет-платформы ГлобалЛаб // Научно-методический журнал «Поиск». — 2016. — № 1. — С. 32-35.

4. Померанцева Н.Г., Сырина Т.Г. Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 12-3 (66). — С. 207-209.

5. Чаговец Л.А., Невежин В.П. Применение интернет-платформ в системе организации студенческой научной работы // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник тр. ХУШ междунар. научно-практ. конф. ( Санкт-Петербург, 01-03 июля 2014 г.). — Санкт-Петербург, 2014. — С. 99-101.

6. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Джефф Хау; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 288 с.

7. Санинский С.А., Лобанова А.С., Аверьянова Л.Л. Краудсорсинг и краудфандинг

— современные механизмы интеграции рыночных субъектов // Экономика, управление, финансы: матер. VI междунар. науч. конф. (Краснодар, 20-23 февраля 2016 г.) — Краснодар, 2016. — С. 76-79.

8. Пономарев С.В. Краудсорсинг — технология создания виртуальных сообществ // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. — 2011. — № 3. — С. 107-121.

9. Перелыгина Е.В., Баклыская Л.Е. Применение краудсорсинга для поиска и решения проблем городской среды // Новые идеи нового века: матер. междунар. научн. конф. ФАД ТОГУ. — 2014. — № 2. — С. 218-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.