Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ ГАУЗ «МКДЦ»)'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ ГАУЗ «МКДЦ») Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система управления / принципы управления / благоприятная среда / архитектура здоровья. / management system / management principles / positive environment / health architecture.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Хайруллин Р. Н., Абсалямов Т. Б.

Статья посвящена проблеме поиска эффективных методов управления организацией сферы здравоохранения. В ней раскрыты основные принципы построения системы управления на примере ГАУЗ «МКДЦ», обоснованы подходы к роли и функциям объекта и субъекта управления, сформулированы задачи управленца, представлена структура информационно-алгоритмического процесса управления. Особое внимание уделено задаче создания комфортной среды как одного из основных инструментов управленческого процесса. Проведён анализ практических результатов реализации представленной в статье системы управления. Цель исследования: рассмотреть систему управления как конкурентное преимущество на примере деятельности ГАУЗ «МКДЦ», обосновать ее ключевые принципы, охарактеризовать составляющие элементы, обобщить результаты с целью передачи положительного управленческого опыта заинтересованным организациям. Материалы и методы. Теоретической основой проведенного исследования послужили труды зарубежных и российских ученых, содержащие классические и современные концепции и гипотезы по теории управления и научной организации труда, а также семнадцатилетний опыт управленческой деятельности ГАУЗ «МКДЦ». В качестве методологической основы был использован широкий спектр методов научного познания: сравнительный анализ, качественный систематический анализ, эргономический анализ и анализ среды, статистический анализ данных. Результаты. В статье пошагово раскрывается система управления ГАУЗ «МКДЦ» и принципы, на которых она построена. Обобщается многолетний опыт реализации рассмотренной в статье модели управления. Выводы. Статья подтверждает гипотезу о ключевой роли системы управления в успехе профессиональной деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Хайруллин Р. Н., Абсалямов Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT SYSTEM AS A COMPETITIVE ADVANTAGE (ON THE EXAMPLE OF «INTERREGIONAL CLINICAL AND DIAGNOSTIC CENTER»)

The article is devoted to the issue of effective management in a healthcare organization. It reveals the basic principles of a management system used at the State Autonomous Institution of Healthcare «Interregional Clinical and Diagnostic Center»: approaches to the role of the object and subject of management, manager’s tasks, structure of the information-algorithmic management process. Particular attention is paid to creation of a comfortable environment as one of the main tools of the management process. The outcomes of the management system’s implementation are presented in the paper. Purpose of the study. to consider the management system as a competitive advantage using the example of «Interregional Clinical and Diagnostic Center», to substantiate its key principles, to characterize its constituent elements, to summarize the results in order to transfer positive management experience to interested organizations. Materials and methods. The theoretical basis of the study relies on the works of foreign and Russian scientists, containing classical and modern concepts and hypotheses on the theory of management and scientific organization of labor, as well as on seventeen years of managerial experience at «Interregional Clinical and Diagnostic Center». A wide range of methods is used throughout the paper: comparative analysis, qualitative systematic analysis, ergonomic and environmental analysis, statistics. Results. The article explains the management system of «Interregional Clinical and Diagnostic Center» and its underlying principles. This management system has resulted from the application of the methods described above. Further, the article demonstrates practical results of the system’s application, which emphasize theses about the role of the management system and the importance of the environment. Conclusions. The article confirms the hypothesis about the key role of the management system in the success of the professional activities of the organization.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ ГАУЗ «МКДЦ»)»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-5-4-14 УДК 614.2

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ ГАУЗ «МКДЦ»)

Р.Н. ХайруллинаТ.Б. Абсалямов ь

ь ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр», г. Казань, Россия.

а https://orcid.org/0000-0002-2160-7720; ь https://orcid.org/0000-0002-0268-4886.

И Автор для корреспонденции: Хайруллин Р.Н.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме поиска эффективных методов управления организацией сферы здравоохранения. В ней раскрыты основные принципы построения системы управления на примере ГАУЗ «МКДЦ», обоснованы подходы к роли и функциям объекта и субъекта управления, сформулированы задачи управленца, представлена структура информационно-алгоритмического процесса управления. Особое внимание уделено задаче создания комфортной среды как одного из основных инструментов управленческого процесса. Проведён анализ практических результатов реализации представленной в статье системы управления.

Цель исследования: рассмотреть систему управления как конкурентное преимущество на примере деятельности ГАУЗ «МКДЦ», обосновать ее ключевые принципы, охарактеризовать составляющие элементы, обобщить результаты с целью передачи положительного управленческого опыта заинтересованным организациям.

Материалы и методы. Теоретической основой проведенного исследования послужили труды зарубежных и российских ученых, содержащие классические и современные концепции и гипотезы по теории управления и научной организации труда, а также семнадцатилетний опыт управленческой деятельности ГАУЗ «МКДЦ». В качестве методологической основы был использован широкий спектр методов научного познания: сравнительный анализ, качественный систематический анализ, эргономический анализ и анализ среды, статистический анализ данных.

Результаты. В статье пошагово раскрывается система управления ГАУЗ «МКДЦ» и принципы, на которых она построена. Обобщается многолетний опыт реализации рассмотренной в статье модели управления.

Выводы. Статья подтверждает гипотезу о ключевой роли системы управления в успехе профессиональной деятельности организации.

Ключевые слова: система управления, принципы управления, благоприятная среда, архитектура здоровья.

Для цитирования: Хайруллин Р.Н., Абсалямов Т.Б. Система управления как конкурентное преимущество (на примере ГАУЗ

«МКДЦ»). Менеджер здравоохранения. 2024; 5:4-14. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-4-14.

Введение

современном мире, где конкуренция на . всех уровнях становится все более острой, система управления выступает важным фактором, определяющим успех организации. Система управления, основанная на принципах научной организации труда, постоянно совершенствующаяся благодаря практическим наблюдениям в процессе управленческой деятельности и теоретическом осмыслении достигаемых результатов, является ключевым фактором для создания среды, в которой могут максимально раскрыться как потенциал самой организации, так и потенциал её работников. Это способствует не только повышению производительности и эффективности профессиональной деятельности организации, но и её долгосрочному успеху и устойчивому развитию.

Проводя аналогию, роль системы управления можно сравнить с ролью личности в истории.

© Хайруллин Р.Н., Абсалямов Т.Б., 2024 г.

Личность в истории часто выступает как ключевой фактор, определяющий ход событий, формирующий культуру и влияющий на развитие общества. Например, лидеры, политики, ученые, деятели культуры оставляют свой след в истории благодаря своим идеям, решениям, действиям, оказывающим влияние на окружающих.

Система управления в организации выполняет аналогичную роль. Она формирует структуру управления, направляет управленческий процесс, который и определяет деятельность организации. Подобно тому, как личность может вдохновить и мотивировать людей к действиям, система управления создает среду и условия, способствующие развитию работников и реализации их потенциала. Также как в истории, где великие личности могут изменить ход событий, но их успех зависит от контекста и поддержки со стороны общества, в организации система управления может определять успех или неудачу

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №5

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

ее производственной деятельности, обеспечивая или препятствуя самореализации сотрудников и создавая необходимые условия для комфортной работы.

Государственное автономное учреждение здравоохранения «Межрегиональный клинико-диагностический центр» (ГАУЗ «МКДЦ») является ярким примером организации, где система управления становится ключевым конкурентным преимуществом. Развитие данного учреждения тесно связано с его внутренней средой, культурой, ценностями и управленческой деятельностью.

Цель данной работы: рассмотреть систему управления как конкурентное преимущество на примере деятельности ГАУЗ «МКДЦ», проанализировать ключевые принципы, на которые опирается управленческая деятельность организации, рассмотреть механизм их реализации на практике и показать достигнутые результаты.

Материалы и методы

В основу теоретических принципов представляемой системы управления легли отечественные и зарубежные работы по научной организации труда, а также семнадцатилетний опыт управленческой деятельности ГАУЗ «МКДЦ» [1—8]. В качестве результатов управленческой деятельности представлены профессиональные достижения организации, которые подтверждаются официальными показателями её деятельности.

При проведении исследования были использованы следующие научные методы:

- сравнительный анализ (сравнение результатов деятельности ГАУЗ «МКДЦ» с результатами других организаций и профессиональными стандартами);

- качественный систематический анализ (анализ ценностей, принципов и методов работы Центра с целью конкретизации их сущности и определения влияния на результаты профессиональной деятельности);

- эргономический анализ и анализ среды (изучение особенностей дизайна и инфраструктуры

зданий Центра с целью оценки их соответствия концепции «архитектуры здоровья» и влияния на комфорт пациентов и сотрудников, оценка условий труда и удобства для сотрудников и пациентов с целью улучшения протекания рабочих процессов и комфорта пребывания);

- статистический обзор (результаты социологических опросов сотрудников и пациентов для выявления уровня удовлетворенности услугами Центра, анализ медицинских показателей).

Объектом исследования в данной работе является ГАУЗ «МКДЦ». Предметом исследования является управленческая деятельность организации и её результаты.

Результаты и обсуждение

1. Принципы, заложенные в систему управления ГАУЗ «МКДЦ»

Для начала, изложим основные принципы организации труда, на которые опирается управленческая деятельность ГАУЗ «МКДЦ».

Построение системы управления начинается с решения проблемы соотношения субъекта и объекта управления. Так, субъектом выступает непосредственно управленец, который активно вовлечен в управленческий процесс, осуществляет управленческое воздействие и обладает определенными полномочиями для решения комплекса задач и выполнения функций управления [2]. Рис. 1 иллюстрирует соотношение субъекта и объекта управления.

Перед управленцем стоят четыре основных блока задач, представленных в виде ромба: новаторство, администрирование, менеджмент и коммуникация. Задачи администрирования включают в себя обеспечение стабильности, соблюдение профессиональных стандартов и норм, организацию производственного процесса и координацию деятельности персонала [3]. В область задач, объединенных термином «коммуникация», входит привлечение внимания участников производственного процесса к решаемым задачам, обеспечение взаимопонимания,

с

«КС

Рис. 1. Субъект и объект управления. Составлено авторами на основе [2]

Рис. 2. Задачи управленца. Составлено авторами на основе [3, 4]

формирование отношений в коллективе и развитие каналов влияния. Наконец, менеджмент стремится к достижению роста производительности труда, повышению экономической эффективности и непрерывному стремлению к высоким результатам. Все вместе это позволяет решать задачи новаторства, под которыми понимается внедрение и реализация новых продуктов и услуг, разработка новых идей и приобретение новых знаний. Задачи управленца представлены на рис. 2.

Чтобы добиться успеха в достижении поставленных задач, управленцу необходимо одновременно выполнять разнообразные функции - организационные (формировать, структурировать, исполнять), руководящие (планировать, направлять, побуждать, ориентировать), управленческие (принимать и вырабатывать решения, контролировать, оценивать, регулировать производственный процесс) [5].

Реализацию управленческих функций в представляемой модели сопровождает информационно-алгоритмический процесс, который состоит из несколько циклов. Пример структуры информационно-алгоритмического процесса представлен на рис. 3 [6]. Достижение желаемых результатов невозможно без четкой организации контроля за исполнением заданий, поручений, принятых решений, а также делопроизводства, документооборота, тайм-менеджмента.

Все вышеперечисленное формирует продукт труда управленца - решения, смыслы, планы, договоренности, направленные на позитивные изменения объекта управления. Основой же труда управленца, можно сказать, являются три П: Плановость (принцип), Планирование (функция) и Плановое задание (метод) [5].

Рис. 3. Структура информационно-алгоритмического процесса [6]

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №5

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

Рис. 4. Схема обеспечения управления организацией. Составлено авторами

Объектом управления в нашей модели выступает предприятие сферы здравоохранения, состоящее из семи элементов: технологические процессы, оборудование, штатное расписание и управление персоналом, архитектура и дизайн, социальные требования, идеология, экономика. Непосредственным результатом взаимодействия субъекта и объекта управления является продукт, в нашем случае это - восстановление здоровья человека. Схема управления организацией, построенная на основе вышеизложенных фундаментальных положений, представлена на рис. 4.

Как было сказано во введении, ключевую роль в модели управления играет создаваемая среда и ее функции. По данным ВОЗ, здоровье человека на 80% определяется факторами внешней среды и только на 20% зависит от генетики [7]. Мы считаем, что функционирование предприятия также во многом зависит от качества среды, в которую помещен трудовой коллектив и сам пациент. Концепция среды, которой мы руководствуемся, базируется в первую очередь на человеке, технологии, культуре, архитектуре и языке. Среда воздействует на человека, ограничивает, связывает, разделяет, определяет и способствует взаимодействию [8]. Она определяется культурой, в основе которой лежат идеология, религия, традиции, образование; технологиями, являющимися результатом накопленных знаний, архитектурой и языком. Эти элементы

становятся связующим звеном между всеми работниками организации, между её основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями. Подробнее элементы среды можно представить следующим образом:

• Культура формирует мировоззрение человека, это система ценностных ориентаций, идеалов, верования и убеждений, по сути, его духовный стержень. Как для индивида, так и для общества, она ассоциируется с памятью, ориентируя нас на прошлое, влияя на выбор методов и формируя мировоззрение. Она является системой ценностных ориентаций, идеалов верования и убеждений, выступая духовным фундаментом личности. Через призму этого мировоззрения человек смотрит на окружающий его мир. Культура является своеобразным мостом, связывающим личность с окружающим миром, и определяет качество среды.

• Архитектура, в свою очередь, является неотъемлемой частью технологии и окружающей среды, предназначенной для существования и жизни человека. Характер и степень комфортности архитектурной среды определяется уровнем развития общества, культурной средой и достижениями научно-технического прогресса. Таким образом, она организует три аспекта в гармоничной композиции, решая частные или комбинированные задачи.

• Технология выступает как определенный набор действий, средств, способов, знаний и норм,

•КС

Рис. 5. Концепция среды организации. Составлено авторами

в основе которого лежат достижения науки и техники. Технологии оказывают определяющее воздействие как на качество производственной среды, так и на качество медицинских услуг, формируя здоровую среду для пациентов.

• Язык является не только инструментом коммуникации, но и средством передачи, сохранения и интерпретации информации о культуре, архитектуре и технологии. Он играет ключевую роль в формировании и передаче знаний и представлений о среде, которая окружает сотрудников и пациентов (рис. 5).

Таким образом, для создания комфортабельной среды необходимо выстроить гармоничное сочетание культуры и технологий, используя для этого пространство, планировку и дизайн. В результате комфортная среда будет способствовать восстановлению здоровья пациента, возврата его в гармоничное состояние, а также положительно влиять на деятельность трудового коллектива.

Реализация на практике охарактеризованных выше базовых элементов модели управления медицинской организацией способствовало достижению ГАУЗ «МКДЦ» высоких профессиональных результатов.

2. Результаты деятельности ГАУЗ «МКДЦ»

Краткая характеристика организации. ГАУЗ «МКДЦ» был создан в соответствии с Приказом Минздрава об образовании 76 диагностических центров на территории РФ. На решение о создании подобного центра в Казани большое влияние оказал авторитет Казанской медицинской школы

и ее научные достижения в области кардиологии, кардиохирургии, ангиологии, неврологии, нейрохирургии, гастроэнтерологии, абдоминальной хирургии и др. сферах.

За прошедшие годы не раз менялась структура Медицинского Центра, появлялись новые подразделения, росла материальная база, расширялась сфера профессиональной деятельности. Сегодня только общая площадь зданий превышает 46 тыс. кв. метров, включает 10 корпусов, 153 палаты на 400 коек, 11 операционных, три ангиографа, одну гамма-камеру, два компьютерных томографа, 29 аппаратов УЗИ. Более полно материально-техническая база представлена на рис. 6.

Организационная структура ГАУЗ «МКДЦ» включает в себя 111 структурных подразделений, в которых трудятся 1633 специалистов. Подразделения делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. Характеристика персонала показана на рис. 7.

Вся профессиональная деятельность регламентируется нормативными документами, профстан-дартами, выполнение которых регулярно проверяется соответствующими надзорными органами.

Внутрення среда ГАУЗ «МКДЦ». Опираясь на вышеизложенные принципы, ГАУЗ «МКДЦ» уделяет большое внимание выстраиванию благоприятной и продуктивной среды внутри организации, которая соответствует миссии и цели Центра и способствует реализации профессиональных ценностей. Ценностями Центра являются созидательность, решимость и увлеченность, величие страны (рис. 8).

Рис. 6. Материально-техническая база ГАУЗ «МКДЦ»

Рис. 7. Характеристика персонала ГАУЗ «МКДЦ»

с

#хс

Рис. 8. Ценности ГАУЗ «МКДЦ»

Миссию, цель и видение Центра можно выразить следующим образом:

Миссия ГАУЗ «МКДЦ» - сохранить здоровье и дать надежду.

Цель: удовлетворение общественной потребности граждан в высокотехнологичной медицинской помощи.

Видение - стать лучшим в России по оказанию медицинской помощи и лучшим местом для профессиональной деятельности.

Профессиональные принципы отражает и логотип ГАУЗ «МКДЦ», где вместо окон можно представить пчелиные соты, символизирующие трудолюбие; полусфера - солнце и успех; белый цвет - физическая и духовная чистота; голубой цвет - небо и гармония (рис. 9). Архитектурный облик ГАУЗ «МКДЦ» сформирован на основе концепции «Архитектуры здоровья», который учитывает четыре основные категории: позитивное пространство, эмпатичный дизайн, благоприятный климат и технологичное здание. На основе этих составляющих продуман ландшафт природной среды и общественных мест, арт-терапевтический дизайн, дизайн больничной палаты, операционный блок, диагностические подразделения оформлены в общей стилистике эмпатичного дизайна, реанимационные палаты сконструированы по типу «умного дома». Ландшафт и общественные пространства центра поддерживаются садовниками, обеспечивая единообразие и гармонию.

Кафе и магазин, функционирующие на территории, дополняют услуги центра и повышают комфорт пациентов. Показатели внутренней микроклиматики,

Рис. 9. Логотип ГАУЗ «МКДЦ»

такие как химическим состав воздуха, уровень излучения и биологическая обсемененность, находятся на уровнях лучше установленных норм и стандартов, что отражает стремление центра к постоянному совершенствованию и улучшению условий предоставления медицинских услуг.

Решения ГАУЗ «МКДЦ» часто носят характер опережающего развития: например, размещение операционных со смещением от наружных стен здания и введение палат, совмещенных с санузлами и душевой, произошло за 9 лет до утверждения соответствующего норматива в РФ. Повышенное внимание к факторам больничной среды находит своё отражение и в площади помещений: в ГАУЗ «МКДЦ» в одноместной палате на пациента приходится 21-24 м2 при действующем нормативе в 14 м2, в двухместных и более палатах - 7,3-7,9 м2 при нормативе в 7 м2, в палатах интенсивной терапии - 58,3 м2 при нормативе в 30 м2. То же можно сказать и о процедурных с операционными.

Все вышеперечисленное способствовало формированию уникального микроклимата, которым по праву гордится ГАУЗ «МКДЦ».

Профессиональные результаты деятельности ГАУЗ «МКДЦ». Следование изложенной в статье системе управления и непрерывное совершенствование внутренней среды позволило организации достичь высоких профессиональных результатов.

Использование психологического вербально-коммуникативного инструмента анализа по стандартизированной методике ЦНИИИОЗ Минздрава РФ показывает, что уровень удовлетворенности пациентов составляет 96,4%, что сравнимо в ведущими федеральными НМИЦ (ФГБУ «НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского» Минобороны России - 92,3% ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова - 100%).

В детализации работа медсестёр удовлетворяет 99% пациентов, работа врачей - 98,7%, уровень обслуживания - 96,5%, лечебный процесс в целом - 97,7%, условия пребывания - 95,5%, и время ожидания - 92,8% пациентов [9, 10].

Стоит отметить показатели по хирургическим исходам в ГАУЗ «МКДЦ», которые оказываются лучше средних отраслевых показателей: например, послеоперационная летальность опухолей ЦНС составляет 2% в среднем по России, 1% среди Федеральных Научных Центров, 3% по Приволжскому Федеральному Округу, 0,6% по Республике Татарстан и всего 0,3% в ГАУЗ «МКДЦ». Схожая динамика прослеживается и по церебральным аневризмам: 15-20% по России, 10% по Федеральным

200 клиник из 25 стран

Название операции МКДЦ Ведущие мировые клиники Место в рейтинге* Ncwswook*

Коронарное шунтирование 0,9% 0,8% Mayo 1

Удаление опухолей головного мозга 0,3% 0,3% Barrow Neurosurgical Institute 10

Каротидная эндартерэктомия 0,2% 0,6% Cleveland (США) 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Протезирование клапанов сердца 1,5% 1,8%

Рис. 10. Сравнение хирургической летальности в ГАУЗ «МКДЦ» и ведущих мировых клиниках, 2023 г.

Научным Центрам, 15,3% по ПФО, 8,9% по РТ и всего 6,2% в ГАУЗ «МКДЦ». Более того, ГАУЗ «МКДЦ» демонстрирует хорошие результаты и на фоне ведущих мировых клиник (рис. 10) [12-14].

За период 2006-2022 гг., ГАУЗ «МКДЦ» выполнил 21% от всех сосудистых операций, проводимых в Республике Татарстан, 16% эндоваскулярных, 24% нейрохирургических и 48% кардиохирурги-ческих. По количеству операций по коронарному шунтированию ГАУЗ «МКДЦ» занимает 5 место (из 111 центров) в Российской Федерации (2021 г.) и 2 место (из 16 центров) по операциям трансплантации сердца по результатам 2023 года. По количеству открытых операций на аорте и артериях ГАУЗ «МКДЦ» занимает 5 место в РФ, и по хирургии брахиоцефальных артерий - 3 место.

С 2006 г. в 1,5 раза возросло количество внедрённых лабораторных (с 210 в 2006 г. до 387 в 2022 г.) и инструментальных методов (с 185

Высокотехнологичная стационарная медицинская помощь ( с 2006г.)

90 000 операций | в 5 раз

80% - плановые

77 видов хирургических методов | в 2,4 раза

в 2006 г. до 252 в 2022 г.), в 2,4 раза - хирургических (с 42 в 2006 г. до 102 в 2022 г.).

Научная деятельность организации также непрерывно развивается. С момента основания в 2016 г. «Института системной медицины и архитектуры здоровья», количество научных исследовательских проектов выросло в 16 раз, а количество опубликованных научных статей в 9 раз. Сотрудниками ГАУЗ «МКДЦ» за это время была защищена 21 диссертация и зарегистрировано 56 патентов.

Основываясь на описанных выше профилях деятельности ГАУЗ «МКДЦ», достижения организации за 17 лет деятельности можно представить в следующем виде (рис. 11).

Работа ГАУЗ «МКДЦ» была оценена премиями на мировом, федеральном и региональных уровнях. На мировом уровне деятельность Центра была отмечена Европейским фондом менеджмента качества EFQM, Европейским Гран-При за качество «Лидер

387 видов лабораторных маркеров | в 1,5 раза

252 вида инструментальных методов Т в 1,5 раза

Оказание помощи

1,8 млн. пациентов | в 7,4 раз

1,6 млн. амб. посещений f в 8,5 раз

187 тыс. госпитализаций ■f в 3 раза

Производительная система Создание и трансляция знаний

разделения и организации труда и технологий ( с 2016г.)

11 структурных подразделений 388 обученных

34 образовательные программы

194 специальности | в 11 раз

1 633 сотрудника 160 проектов

■]■ в 16 раз

56 патентов

Эти ко-мировоззренческое

просвещение Больничная архитектура,

8 сайтов помогающая в лечении

519 824 пользователя Модернизация пространств

Аудитория-121 страна мира площадью 40 175,3 кв.м.

Ценности: Бытовое обслуживание

- Созидательность пациентов и сотрудников

- Решимость и увлеченность Питание

- Величие страны 1 318 тыс. порций (| в 2 раза)

Консьерж-сервис

11 тыс. оказанных услуг (| в 5 раз)

Химчистка

1,4 тыс. кг белья (*]■ в 1,5 раза)

С

#мс

Рис. 11. Достижения ГАУЗ «МКДЦ» за 17 лет деятельности

в сфере медицины», международным призом «За выдающиеся достижения в управлении организацией», премией «Лидер в сфере медицины» Французской Ассоциации содействия промышленности SEIN. На федеральном уровне ГАУЗ «МКДЦ» удостоился премии «Сердечный доктор», Поволжской премии в области качества, Всероссийской премии «Лучший руководитель года», попаданием в 100 лучших товаров России и 100 лучших предприятий России. На региональном уровне были получены Высшая награда конкурса «Лучшие товары РТ», Премия Правительства РТ за качество 2013 г. и 2019 г., Государственная премия РТ в области науки и техники, одержаны победы в конкурсах «Лучшая палата для ветеранов ВОВ» и «50 инновационных идей».

Таким образом, пример ГАУЗ «МКДЦ» демонстрирует, как система управления, направленная на создание благоприятной среды, приводит к высоким профессиональным результатам. В результате применения описанных в статье принципов, ГАУЗ «МКДЦ» на сегодняшний день выходит за рамки традиционного понимания медицинской организации, отвечая вызовам современного общества: помимо оказания высокотехнологичной медицинской помощи, организация создаёт и транслирует знания и технологии, ведёт этико-мировоззренче-скую просветительскую деятельность, осуществляет бытовое обслуживание пациентов и сотрудников, опираясь на производительную систему разделения труда и соответствующую больничную архитектуру. В обобщённом виде, ключевые элементы ГАУЗ «МКДЦ» могут быть представлены на рис. 12.

Выводы

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Система управления является ключевым фактором успеха организации, ее задачи, функции, принципы должны быть направлены на успешную реализацию миссии организации, ее профессиональных и общечеловеческих ценностей.

2. Особая роль в представленной модели управления отводится создаваемой среде и ее функциям. Именно создание комфортной среды позволит максимально раскрыть как потенциал ее сотрудников, так и потенциал организации, что в свою очередь будет способствовать восстановлению здоровья пациентов и их возврат в гармоничное состояние.

3. Система управления ГАУЗ «МКДЦ», основанная на рассмотренных в статье теоретических принципах и воплотившая в себе управленческий опыт семнадцати лет, продолжает непрерывно совершенствоваться и наглядно демонстрировать, как разработка эффективной модели управления позволяет достигать высоких профессиональных результатов.

4. Комплексный подход к реализации изложенных принципов приводит к тому, что помимо своей функции по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, медицинская организация приобретает более широкий функциональный спектр, состоящий из производительной системы разделения и организации труда; больничной архитектуры, помогающей в лечении; бытового обслуживания сотрудников и пациентов; создания и трансляции знаний и технологий; этико-мировоззренческого просвещения.

Рис. 12. Элементы ГАУЗ «МКДЦ»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Хайруллин Р.Н,, Шакирова А.Ф., Никифорова Э.Г. Семантический анализ развития тем «Управление» и «Управление больницами» с 1945 по 2021 годы. Менеджер здравоохранения. 2023(10):24-33.

2. Щедровицкий Г.П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления. Москва: Дело. 2003.

3. Карпухин Д.Н. Труд руководителя. Москва: Экономика. 1977.

4. Министерство труда и социальной защиты РФ. Приказ № 768н от 7 ноября 2017 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». 2017.

5. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Москва: Студия Артемия Лебедева. 2014.

6. Boyd J.R. A discourse on winning and losing. Maxwell Air Force Base, AL: Air University Press. 2018.

7. ВОЗ. Determinants of Health. 2017. URL: https://www.who.int/news-room/questions-and-answers/item/ determinants-of-health

8. Koppen G, Vollmer T.C. Architektur als zweiter Kurper. Eine Entwurfslehre fьг den evidenzbasierten Gesundheitsbau. Berlin. 2021.

9. ФГБУ «НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского» Минобороны России. 2022. URL: https://www.3hospital.ru/ media/documents/documents/Показатели_качества_МП_2020-2022.pdf

10. ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова. 2022. URL: https://pedklin.ru/about/dokumenty/dostupnost-i-kachestvo-meditsinskikh-uslug/

11. Newsweek. The World's Best Hospitals. 2023. URL: https://www.newsweek.com/best-hospitals-2023

12. Cleveland Clinic. 2023. URL: https://my.clevelandclinic.org

13. Mayo Clinic. 2023. URL: https://mayoclinic.org

14. Barrow Neurosurgical Institute. 2023. URL: https://barrowneuro.org

ORIGINAL PAPER

MANAGEMENT SYSTEM AS A COMPETITIVE ADVANTAGE (ON THE EXAMPLE OF «INTERREGIONAL CLINICAL AND DIAGNOSTIC CENTER»)

R.N. Khayrullina: , T.B. Absalyamov b

a b «Interregional Clinical and Diagnostic Center», Kazan, Russia. a https://orcid.org/0000-0002-2160-7720; b https://orcid.org/0000-0002-0268-4886.

H Corresponding author: Khayrullin R. N.

ABSTRACT

The article is devoted to the issue of effective management in a healthcare organization. It reveals the basic principles of a management system used at the State Autonomous Institution of Healthcare «Interregional Clinical and Diagnostic Center»: approaches to the role of the object and subject of management, manager's tasks, structure of the information-algorithmic management process. Particular attention is paid to creation of a comfortable environment as one of the main tools of the management process. The outcomes of the management system's implementation are presented in the paper.

Purpose of the study. to consider the management system as a competitive advantage using the example of «Interregional Clinical and Diagnostic Center», to substantiate its key principles, to characterize its constituent elements, to summarize the results in order to transfer positive management experience to interested organizations.

Materials and methods. The theoretical basis of the study relies on the works of foreign and Russian scientists, containing classical and modern concepts and hypotheses on the theory of management and scientific organization of labor, as well as on seventeen years of managerial experience at «Interregional Clinical and Diagnostic Center». A wide range of methods is used throughout the paper: comparative analysis, qualitative systematic analysis, ergonomic and environmental analysis, statistics.

Results. The article explains the management system of «Interregional Clinical and Diagnostic Center» and its underlying principles. This management system has resulted from the application of the methods described above. Further, the article demonstrates practical results of the system's application, which emphasize theses about the role of the management system and the importance of the environment. Conclusions. The article confirms the hypothesis about the key role of the management system in the success of the professional activities of the organization.

Keywords: management system, management principles, positive environment, health architecture.

For citation: Khayrullin R.N, Absalyamov T.B. Management System as a Competitive Advantage (on the example of «Interregional Clinical and Diagnostic Center»). Manager Zdravookhranenia. 2024; 5:4-14. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-4-14.

С

#xc

->

№ 5 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

REFERENCES

1. Khayrullin R.N, Shakirova A.F., Nikiforova E.G. Semantic analysis of the development of the topic of «Management» and «Management of Hospitals» from 1945 to 2021. Manager zdravoohraneniya. 2023(10):24-33.

2. Schedrovitskiy G.P. A guide on methodology of organisation, management and administration. Moscow: Delo. 2003.

3. Karpukhin D.N. Manager's work. Moscow: Ekonomika. 1977.

4. Ministry of labour and social protection of Russian Federation. Order No 768n from 7 November 2017. «On approval of the professional standard "Specialist in the field of healthcare organization and public health"». 2017.

5. Schedrovitskiy G.P. Organizational thinking: ideology, methodology, technology. Moscow: Artemiy Lebedev Studio. 2014.

6. Boyd J.R. A discourse on winning and losing. Maxwell Air Force Base, AL: Air University Press. 2018.

7. WHO. Determinants of Health. 2017. URL: https://www.who.int/news-room/questions-and-answers/item/ determinants-of-health

8. Koppen G, Vollmer T.C. Architektur als zweiter Körper. Eine Entwurfslehre für den evidenzbasierten Gesundheitsbau. Berlin. 2021.

9. FGBU «NMIC VMT im. A.A. Vishnevskogo» Minoborony Rossii. 2022. URL: https://www.3hospital.ru/media/ documents/documents/Pokazateli_kachestva_MP_2020-2022.pdf

10. FGBOU VO RNIMU im. N.I. Pirogova. 2022. URL: https://pedklin.ru/about/dokumenty/dostupnost-i-kachest-vo-meditsinskikh-uslug/

11. Newsweek. The World's Best Hospitals. 2023. URL: https://www.newsweek.com/best-hospitals-2023

12. Cleveland Clinic. 2023. URL: https://my.clevelandclinic.org

13. Mayo Clinic. 2023. URL: https://mayoclinic.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Barrow Neurosurgical Institute. 2023. URL: https://barrowneuro.org

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Хайруллин Рустем Наилевич - д-р мед. наук, действительный член (академик) АН РТ, заслуженный врач РТ и РФ, генеральный директор ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр», г. Казань, Россия.

Rustem N. Khayrullin - MD, Full member (academician) of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Honored Doctor of the Republic of Tatarstan and the Russian Federation, General Director of «Interregional Clinical and Diagnostic Center», Kazan, Russia. E-mail: dr.kharu@yandex.ru

Абсалямов Тимур Булатович - канд. экон. наук, магистр этики в спорте, аналитик, ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр», г. Казань, Россия.

Timur B. Absalyamov - PhD in Economics, MA in Sports Ethics and Integrity, Analyst, «Interregional Clinical and Diagnostic Center», Kazan, Russia.

E-mail: abstimur44@gmail.com

Здравоохранение-2024

ГОСДУМА ПОПРОСИТ СЧЕТНУЮ ПАЛАТУ ПРОВЕСТИ АУДИТ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА СКОРУЮ ПОМОЩЬ

Средняя зарплата на «скорой» не должна быть меньше средней по региону. Проверки организации финансирования службы скорой медицинской помощи в регионах выявили существенное недофинансирование в объеме приблизительно 9 млрд. руб. Субъектам поручено устранить перекосы, которые у них образовались. Минздрав России должен представить доклад в правительство по этому вопросу до 1 июня.

Источник: Медвестник.ру

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 5

ZdrevoochrBnenÍB 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.