Шегельман И.Р., Кулагин О.И.
Система управления как фактор технологических трансформаций на лесозаготовках СССР в 1970-1980 гг.: опыт исторической ретроспекции
Одним из актуальнейших современных направлений исследований в отечественной исторической науке является изучение эффективности управления различными экономическими системами в исторической ретроспективе. Данное направление предполагает комплексное исследование различных аспектов эффективности менеджмента в различных отраслях экономики в различные периоды отечественной истории, с использованием инструментария различных научных дисциплин: экономической истории, статистики, социологии, экономики. Такого рода междисциплинарный подход к исследованию различных исторических аспектов государственного менеджмента позволяет, опираясь на исторический опыт, создавать необходимый научный базис для изучения современных национальных особенностей российского менеджмента и формирования оптимальных направлений его развития.
Приблизительно вначале 1970-х гг. в зарубежной литературе по менеджменту возникло понятие «национальные особенности менеджмента», с помощью которого стали обозначать то самобытное, своеобразное и неповторимое, что свойственно системе и процессу управления, работе управляющих в данной стране. Государственный менеджмент обусловлен историей развития страны, её культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями1. Одним из наиболее перспективных объектов исследования в контексте данного подхода является процесс развития российской лесной промышленности на протяжении противоречивого во всех отношениях советского периода истории. Особенно противоречивым и неоднозначным в этом отношении был период 1970-1980-х годов, когда наряду с политическими декларациями о следовании промышленного развития советского государства основным направлениям развития научно-технической революции, по сути, начался процесс технологического отставания от лесопромышленных лидеров Запада, где в этот период была создана научно обоснованная система менеджмента, которая доказала свою большую эффективность по отношению к советской системе и традиции управления. Несмотря на то, что в рассматриваемый период понятия «менеджмент» в советской системе понятий не было, авторы намеренно использовали данный термин применительно к системе управления советской экономикой с учетом активного использования научного инструментария экономических теорий и практик.
Система управления экономикой в СССР в 1970-1980-х гг. отличалась крайней степенью директивности и плановости. Лесная отрасль в данном отношении не была исключением и влияла такая ситуация главным образом на управление процессами создания и внедрения в предприятиях отрасли лесопромышленной техники, которая должна была стать главным фактором повышения эффективности работы на лесозаготовках. Особенности технологии лесозаготовок в 1970-е годы были определены широким внедрением тросово-чокерных тракторов ТДТ-55, используемых малыми комплексными бригадами на трелевке леса с погрузкой. Валка велась, как правило, вальщиком без помощника, деревья трелевали с кроной, сучья обрубали топорами на верхнем лесоскладе. Основная технология лесозаготовок в тот период была хлыстовая с использованием на лесосеках тракторов ТДТ-55 взамен КТ-12 и ТДТ-40, ТТ-4 взамен ТДТ-75, Т-100. Началось применение бесчокерных трелевочных тракторов ТБ-1 и ЛП-18 (ЛП-11), а также челюстных погрузчиков.
1 История менеджмента: Учебное пособие для вузов. М., 2000. С. 22.
В 1970-е годы менеджмент предприятий активизировал переход к машинной валке леса2. Были внедрены валочно-пакетирующие машины ЛП-2, затем машины ЛП-17, ВТМ-4, ЛП-30, ЛП-31, ВПМ ЛП-19 и др. На верхних складах внедряли сучкорезные установки ЛО-25 для пачковой очистки деревьев, сучкорезные машины СМ-2 и ЛО-72 и челюстные погрузчики П-2, П-19, ПЛ-1. Лес вывозили автомобилями ЗИЛ 151, позднее ЗИЛ-157, МАЗ-501, КрАЗ-255Л со всеми ведущими осями и двухосными роспусками высокой грузоподъемности. Это позволило в районах с устойчивыми грунтами строить недорогие упрощенные дороги. Повсеместное применение челюстных лесопогрузчиков завершило механизацию погрузки леса на верхних складах, устранило ручной труд на этой операции, в несколько раз повысило производительность по сравнению с крупнопакетной погрузкой3.
Отделение трелевки от погрузки позволило менеджменту предприятий трансформировать технологию лесосечных работ и, с одной стороны, повысить производительность трелевочных тракторов минимум на 20 %, а с другой стороны, улучшить работу лесовозного транспорта, ускорив загрузку и сократив простои подвижного состава в ожидании трактора для осуществления крупнопакетной погрузки с помощью стреловых установок. Трелевочные тракторы освободили от погрузки на лесовозные автомобили, их заменили челюстные погрузчики, в 1970 г. в леспромхозах их было более 2 тыс., годовой объем погрузки ими превышал 60 млн. м3 4. В 1975 г. на предприятиях Минлеспрома СССР уже было около 9 тыс. погрузчиков П-19 и П-2, обслуживающих обычно 3-4 трелевочных трактора.
Постановление ЦК КПСС «Об опыте работы Томского, Тюменского и Вологодского обкомов КПСС по мобилизации коллективов предприятий на повышение эффективности лесозаготовительного производства», принятое в марте 1974 г., рекомендовало организацию на концентрированных лесосеках укрупненных комплексных бригад, разработку лесосек вахтовым методом с использованием зимнего сезона и создание запасов леса на погрузочных площадках у зимних лесовозных дорог и на нижних лесоскладах. Особое внимание акцентировалось на положительном методе вахтового метода, заимствованного Тюменьлеспромом у нефтяников, где рабочих расселяли в благоустроенных квартирах в городах и крупных поселках.
При вахтовом способе укрупненные лесозаготовительные бригады жили и работали в лесу - «на вахте» - 10 дней, а затем выезжали на 3-4 дня в центральный поселок на отдых. Вахтовые поселки создавали обычно для работы в весенне-летний сезон, а там, где расстояние вывозки зимой достигало 80-100 км, они функционировали круглый год. Летом 1972 г. укрупненные бригады, работающие вахтовым методом по 2-3-сменному режиму, заготовили 2250 тыс. м древесины, в т. ч. для вывозки в зимний период 1150 тыс. м 5.
Вахтовый метод в отрасли в широких масштабах не прижился, возможно, из-за высказанного рядом специалистов мнения о его опасности из-за длительного отрыва членов семей друг от друга. Но уже в начале XXI века о вахтовом методе стали не только говорить, но и внедрять его в условиях Европейского Севера. Таким образом, современные социально-экономические реалии в определенной степени способствуют возвращению к прежнему управленческому опыту.
Силы управленческого персонала предприятий отрасли были направлены на реализацию директивно управляемого процесса перевода организации работ на
2 Ступнев Г.К. Международный смотр лесной техники // Лесная промышленность. 1973. № 12. С. 3-7.
3 Берзегов А. По принципу челнока: [Электронный ресурс]. - http:/www.moshud.info/moshud-
айс1е/а1Ис1е/ро-ргтари-Ле1пока^Ы:т1 (02.04.2011).
4Алябьев В., Скиба И. Перспективы повышения эффективности лесопогрузчиков // Лесная промышленность. 1970. № 10. С. 7.
5 Шугар С.С. Вахтовый метод заготовки древесины // Лесная промышленность. 1974. № 9. С. 4-5.
укрупненные бригады, которые в этот период создавали на базе нескольких трелевочных тракторов, в т. ч. одного резервного, с организацией на лесосеках без подроста двух - и трехсменного режима работы.
Одним из важнейших показателей эффективности управления экономическими процессами является рост производительности труда. Согласно данным, приведенным в работе В.П. Татаринова6, во второй половине 1950-х годов среднегодовой темп прироста комплексной выработки на списочного работника в год составлял более 10 %, 1960-х гг. он не превышал 3 %, а в 1971-1975 гг. составил всего 2,4 %. Другими словами ранее достигнутые темпы роста качественных показателей лесозаготовительная промышленность закрепить не смогла и объяснить это можно во многом очевидным снижением практически во всех сферах экономической жизни эффективности советской модели менеджмента.
На нижних лесоскладах для разгрузки леса были внедрены бревносвалы, кабель-краны и краны, разгрузочно-растаскивающие установки типа РРУ-10М. На очистке стволов применяли ручные электросучкорезки типа РЭС-2, бензосучкорезки БС-1 и сучкорезные установки ПСЛ-1 М и ПСЛ-2. На раскряжевке хлыстов применяли электропилы типа ЭПЧ-3, получили распространение и полуавтоматические линии ПЛХ-3 и ПЛХ-3АС, а затем и линии ЛО-15С (ПЛХ-4)7.
Широко применяли башенные краны БКСМ-14П и КБ-572. Краны БКСМ-14П с 1973 г. выпускали в комплекте с грейферами ВМГ-5 и поворотным механизмом П-5. Их использовали на приречных складах, сброске леса в сплав, прирельсовых складах с небольшим грузооборотом, складах сырья лесозаводов, линиях, питающих цеха переработки, и т.д. Башенные краны КБ-572 применяли на прирельсовых складах (штабелевка и погрузка), приречных складах с большим навигационным периодом и лесоперевалочных базах8.
Повышению комплексности использования древесины способствовала реализация Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1969 г. «Об улучшении организации работы лесной и деревообрабатывающей промышленности», потребовавшее от предприятий отрасли комплексной переработки дров, лиственной и низкокачественной хвойной древесины, отходов лесозаготовок, лесопиления и деревообработки на плиты, технологическую щепу, колотые и короткомерные балансы, тарные комплекты и др.
С 1971 г. на заводах Минхиммаша СССР был организован выпуск установок по производству технологической щепы УПЩ-ЗА и УПЩ-6А из топливных дров всех пород, отходов от раскряжевки, от лесопиления, деревообработки и лесозаготовок. Установки УПЩ-ЗА, УПЩ-6А выполняли утилизационные функции и улучшали тем самым санитарное состояние нижних складов9.
В 1975 г. из объема экономически доступных ресурсов дровяной древесины и отходов лесозаготовок, составляющих 75,3 млн. м3, на технологические цели было
33
израсходовано 42,5 млн. м , или 56,5 %, а из 14 млн. м кусковых отходов лесопиления
- 10 млн. м , или 70,5 %. В 1975 г. предприятия Минлеспрома СССР поставили целлюлозно-бумажной промышленности 7,56 млн. м3 щепы, в т. ч. из дров и отходов лесозаготовок 3,31 млн. м3, из отходов лесопиления - 4,23 млн. м3. Для строительства новых цехов по выпуску щепы в качестве основного базового оборудования выпускали установки УПЩ-6А и их модификацию - линию ЛТ-8, оснащенную гидравлическими
6 Татаринов В.П. Лесозаготовки: Состояние и проблемы повышения эффективности. М., 1979. С. 154.
7 Ягодников Ю.А., Бурдин Н.А., Нахманович М.Б. Снижать затраты на содержание техники // Лесная промышленность. 1975. № 4. С. 9-11.
8 Таубер Б.А. Совершенствовать подъемно-транспортные машины для лесозаготовок // Лесная промышленность. 1973. № 10. С. 5-6.
9 Брик М.И. Новые установки для выработки щепы // Лесная промышленность. 1971. № 8. С. 11.
колунами и питателями автоматического действия. Для ускорения строительства была предусмотрена сборность конструкций и применялись деревянные клееные балки и колонны полной заводской готовности10.
На 01.01.1976 г. в леспромхозах эксплуатировалось около 500 установок по производству щепы, из них 243 УПЩ-ЗА, 110 УПЩ-6А, 12 УШЦ-12 и свыше 80 на базе барабанов БОМП-3 и импортного оборудования. В 1975 г. из дров и отходов лесозаготовок было выработано 3 млн. 327 тыс. м3 11.
Для производства щепы на лесозаготовительных и лесопильных предприятиях (помимо указанных выше комплектных и агрегатных установок) широкое применение нашли окорочные станки ОК-66М, ОК-63, ОК-80, рубильные машины МРН-10, МРГ-
20, МРН-30, МРГ-40, сортировки щепы СЩ-120, СГЦ-1М, заменившие на этих операциях импортную технику и позволивших интенсифицировать рост объемов производства технологической щепы.
Согласно централизованно реализуемой государственной политике в 1975 г. по сравнению с 1970 г. выработка древесностружечных плит поднялась в 2,2, а древесноволокнистых - в 2,1 раза. Это подтверждается данными в статьях В. Д. Соломонова12 и Н. В. Тимофеева13. В конце 1980-х гг. на лесопильных рамах производили около 90 % пиломатериалов, выпускаемых в СССР, 10 % приходилось на ленточнопильное, круглопильное и фрезернопильное оборудование14.
В этот период централизованно также было активизировано создание технологий для заготовки отходов лесозаготовок. Было закуплено несколько импортных рубильных установок: «Кархула 312В», «Брукс» и др., НИИЦМмашем на базе трактора ТДТ-55 была разработана рубильная установка МРГС-5, ЦНИИМЭ - ЛО-63 на базе трактора ТБ-1. КарНИИЛПом был разработан подборщик-погрузчик лесосечных отходов ЛП-23, ЦНИИМЭ - подборщик-погрузчик ПЛО-1 и автощеповоз ЛТ-7А, Иркутским филиалом ЦНИИМЭ - контейнерный автопоезд ТМ-1215.
Заготовкой пневого осмола и живицы в этот период занимались химлесхозы, входившие в состав всесоюзного объединения «Союзхимлес», позднее осмолозаготовками начали заниматься и леспромхозы. КарНИИЛПом была разработана и внедрена не имеющая аналогов в те годы система манипуляторных машин (АКП-1, ЛП-23, Р-402 и др.) для заготовки пневого осмола.
Все больше внимания уделялось увеличению мощности лесовозных автомобилей, так как автопоезда большой грузоподъемности с высокими скоростями повышали эффективность вывозки леса, уже работали тягачи МАЗ-509, КрАЗ-255Л мощностью 180-240 л. с., вывозившие пакет хлыстов весом до 25-35 т.16.
В этот период специалистами неоднократно отмечались недостатки строящихся дорог, преимущественно упрощенного типа, 18-19 % заготовленной древесины вывозили по грунтовым дорогам, 11-12 % - по дорогам, требующим реконструкции. Содержание и ремонт лесовозных дорог были некачественными. Без развитой сети
10 Соломонов В.Д. Лучше использовать древесное сырье // Лесная промышленность. 1976. № 7. С. 1-3.
11 Коробов В.В., Матюнин В.Я. Пути повышения эффективности производства щепы // Лесная промышленность. 1976. № 7. С. 11.
12 Соломонов В.Д. Лучше использовать древесное сырье // Лесная промышленность. 1976. № 7. С. 1-3.
13 Тимофеев Н.В. Год, открывающий пятилетку // Лесная промышленность. 1976. № 1. С. 3.
14 Швец В. Л. Современное производство пиломатериалов в России: [Электронный ресурс]. - http://www.yandex.m/yandsearch?stype=www&n1=0&text=%E8%F1%.
15 Матюнин В.Я., Суханов В.С., Потапова Л.А., Савостина Т.И., Степин А.В. Передовой опыт
организации труда малыми звеньями на лесосечных работах // Лесоэксплуатация и лесоплав: Экспресс-информация. Вып. 23. М., 1980. С. 4-5.
16 Хлуд В.Я. Совершенствуется лесовозный подвижной состав // Лесная промышленность. 1973. № 8. С. 21.
транспортных коммуникаций говорить об эффектной организации производства на лесозаготовках не приходилось.
Затраты на транспортировку древесины в леспромхозах с годовым объемом более 300 тыс. м3 достигали 48 % от себестоимости лесопродукции, а капитальные вложения в дороги и подвижной состав за весь период освоения лесосырьевой базы составляли 3/4 общих затрат на промышленное строительство. Росло расстояние вывозки древесины, например, в Тюменской области оно увеличивалось на 3-5 км в год и в 1980 г. составило 45-100 км. В этот период были внедрены двухкомплектные лесовозные автопоезда на базе тягачей КрАЗ-255Л, на которые челюстными погрузчиками грузили по два пакета хлыстов17.
Среднее расстояние вывозки в объединении «Кареллеспром» в 1967 г. составило 18,5 км, в 1970 г. - 27,6, в 1975 г. - 36,0, в 1977 г. - 35,6 км, в Архангельсклеспроме за этот период возросло с 20,9 до 29,0 км, в Вологдалеспроме - с 23,1 до 35,8 км. Увеличилось строительство снежно-ледяных дорог, срок службы которых был на 10-12 дней больше, чем у снежных. Стали выбывать мощности УЖД, по которым в 1966 г. было вывезено 22,5 %, а в 1977 г. - 13,4 % от общего объема вывозки леса. По Минлеспрому СССР в 1967-1977 гг. выбыло 156 УЖД18.
В 1972 г. 35 % лесовозных дорог имели усовершенствованные покрытия и были пригодны для круглогодовой эксплуатации. Годовая выработка автомобилей на таких дорогах была на 50-60 % выше, чем у работающих на грунтовых дорогах. При этом на 35-40 % уменьшались эксплуатационные затраты на вывозку и почти вдвое увеличивался срок службы автомобилей до капитального ремонта19.
Именно в данный период времени системные недостатки в государственном менеджменте советского типа привели к серьезной недооценке необходимости создания сети постоянных лесовозных дорог и произошла ориентация на создание зимних снежно-ледяных и ледяных лесовозных дорог с использованием бесплатных мороза и снега. Конечно же, во многом это было результатом недальновидных управленческих решений. Все это привело к отсутствию в будущем развитой системы дорог и привело к сезонности лесозаготовительных работ, ресурсным потерям и снижению экономической доступности лесных ресурсов. Все это было учтено в Финляндии, Швеции и других лесопромышленных странах, где система менеджемнта в условиях рыночной экономики развивалась с учетом долгосрочной перспективы развития отрасли. В результате в этих странах в рассматриваемый период уделялось серьезное внимание в развитию сети лесовозных дорог.
К управленчески правильным решениям можно отнести постепенное сокращение молевого сплава (в первую очередь на малых реках) и рост перевозок в судах20 и в плотах береговой сплотки21. Полностью был прекращен сплав леса молем в Горьковской, Челябинской, Омской, Читинской областях, в Бурятской АССР, Иркутской области (в бассейне озера Байкал). Значительно были сокращены объемы молевого сплава в Архангельской, Вологодской, Кировской, Ленинградской, Новгородской, Пермской, Свердловской, Тюменской областях, Карельской, Коми и Удмуртской АССР.
Сокращение молевого сплава леса происходило при одновременном росте объемов круглогодовой береговой сплотки. Расширение масштабов береговой сплотки
17 Дорофеев А.Г., Дорофеев С.А. Вывозка леса двухкомлектными автопоездами // Лесоэксплуатация и лесоплав: Экспресс-информация. Вып. 15. М., 1980. С. 12.
18 Татаринов В.П. Лесозаготовки: Состояние и проблемы повышения эффективности. М., 1979.
19 Тимофеев Н. Пятилетка, год второй // Лесная промышленность. 1972. № 1. С. 1-4.
20 Борисовец Ю.П., Шавров А.М. Лесосплав 1975-го // Лесная промышленность. 1975. № 3. С. 5.
21 Куколевский Г.А. Перевозка леса в плотах береговой сплотки // Лесная промышленность. 1973. № 7. С. 19.
осуществлялось путем развития ее на затопляемых плотбищах и незатопляемых берегах судоходных и временно судоходных рек, с последующей сброской готовых пучков в воду и формированием из них плотов или погрузкой непосредственно с берега на суда. а 1974 г. Министерством было установлено задание - поднять затонувшую древесину прошлых лет: объединениям и комбинатам - 1100 тыс. м3, а фабричнозаводским предприятиям - 250 тыс. м . К началу навигации промышленность имела 167 топлякоподъемных агрегатов22. В 1980 г. были очищены от затонувшей древесины и сданы органам государственного надзора 70 водоемов протяженностью 2219 км, по которым молевой сплав прекращен. Всего с 1966 г. был очищен и сдан 641 водоем протяженностью 24,4 тыс. км23.
За X пятилетку Минлесбумпром СССР поставил водным транспортом 412 млн. м3 древесины. Основными направлениями развития лесосплава того периода были: наращивание объемов береговой сплотки, увеличение сплава в плотах и на судах, сокращение молевого сплава, механизация рейдовых работ, техническое перевооружение лесосплавного флота, совершенствование такелажа, внедрение прогрессивных конструкций плотов. Однако уровень использования лесосплавной техники был низок: тракторов - 58 %, лебедок - 45, агрегатов береговой сплотки - 56, земснарядов - 47 %. За пятилетку коэффициент использования агрегатов береговой сплотки снизился на 7,7 %, плавучих кранов - на 4,7, топлякоподъемных агрегатов - на 5,6, буксирных катеров - на 5,1 %.
Одной из причин такого технологического отставания лесной промышленности СССР являлась централизованная схема распределения техники, когда руководители предприятий при отсутствии конкурентной среды и наличии социалистического соревнования «за количество кубов» стремились «пробить» побольше техники. Сроки освоения новых видов машин и оборудования, реализация предложений по совершенствованию продукции машиностроения затягивались, не удавалось наладить выпускзапасных частей в нужных количествах и заданной номенклатуры. Начали возникать и проблемы с подготовкой кадров для работы с техникой.
В этот период уже начали сказываться несовершенства директивного менеджмента. План становился зачастую догмой, а «красивая» отчетность мешала производству и приводила к авралам. Отсутствие реальной конкуренции (ее заменяли социалистические соревнования) приводила предприятия к стремлению всеми силами «выбивать» и увеличивать количество техники и запасных частей. Большинство руководителей леспромхозов того времени были прекрасными специалистами, хорошо знавшими проблемы отрасли, умеющими организовать производство, «заставить» коллектив предприятия выполнить план, но и хорошо знавшими, что в рамках директивной системы управления результаты их работы будут оцениваться обкомами и райкомами партии и «некрасивая» отчетность может сказаться на их карьере.
Таким образом, анализ использования директивного менеджмента на примере лесной промышленности СССР в рамках советской политической системы служит доказательством того, что такой вариант управления экономическими системами имел весьма низкую эффективность на всех уровнях. В рамках такого консервативного подхода к управлению затруднительно было реализовать как потенциал современных технологий, так и раскрыть истинные возможности «человеческого фактора». Ряд развитых лесопромышленных стран Запада именно в период 1970-1980-х гг. продолжали совершенствовать систему менеджмента в лесной отрасли, добиваясь в результате значительно более высоких показателей в производительности труда и технологическом развитии лесопромышленного комплекса.
22 Борисовец Ю.П., ШавровА.М. Перед большим лесосплавом // Лесная промышленность. 1974. № 3. С. 2-3.
23 Шварц Д. М. Переспективы развития комплексной механизации лесосплавных работ // Лесоэксплуатация и лесоплав: Экспресс-информация. Вып. 12. М., 1980. С. 10.
Список литературы:
1. Алябьев В., Скиба И. Перспективы повышения эффективности
лесопогрузчиков // Лесная промышленность. 1970. № 10. С. 7.
2. Берзегов А. По принципу челнока: [Электронный ресурс].
- http:/www.moshud.info/moshud-artic1e/artic1e/po-principu-che1noka.shtm1 (02.04.2011).
3. Борисовец Ю.П., Шавров А.М. Лесосплав 1975-го // Лесная
промышленность. 1975. № 3. С. 5.
4. Борисовец Ю.П., Шавров А.М. Перед большим лесосплавом // Лесная промышленность. 1974. № 3. С. 2-3.
5. Брик М.И. Новые установки для выработки щепы // Лесная
промышленность. 1971. № 8. С. 11.
6. Дорофеев А.Г., Дорофеев С.А. Вывозка леса двухкомлектными автопоездами // Лесоэксплуатация и лесоплав: Экспресс-информация. Вып. 15. М., 1980. С. 12.
7. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. М., 2000. С. 22.
8. Коробов В.В., Матюнин В.Я. Пути повышения эффективности производства щепы // Лесная промышленность. 1976. № 7. С. 11.
9. Куколевский Г.А. Перевозка леса в плотах береговой сплотки // Лесная промышленность. 1973. № 7. С. 19.
10. Матюнин В.Я., Суханов В.С., Потапова Л.А., Савостина Т.И., Степин А.В. Передовой опыт организации труда малыми звеньями на лесосечных работах // Лесоэксплуатация и лесоплав: Экспресс-информация. Вып. 23. М., 1980. С. 4-5.
11. Соломонов В.Д. Лучше использовать древесное сырье // Лесная
промышленность. 1976. № 7. С. 1-3.
12. Соломонов В.Д. Лучше использовать древесное сырье // Лесная
промышленность. 1976. № 7. С. 1-3.
13. Ступнев Г.К. Международный смотр лесной техники // Лесная промышленность. 1973. № 12. С. 3-7.
14. Татаринов В.П. Лесозаготовки: Состояние и проблемы повышения
эффективности. М., 1979. С. 154.
15. Татаринов В.П. Лесозаготовки: Состояние и проблемы повышения
эффективности. М., 1979.
16. Таубер Б.А. Совершенствовать подъемно-транспортные машины для лесозаготовок // Лесная промышленность. 1973. № 10. С. 5-6.
17. Тимофеев Н.В. Год, открывающий пятилетку // Лесная промышленность. 1976. № 1. С. 3.
18. Тимофеев Н. Пятилетка, год второй // Лесная промышленность. 1972. № 1. С. 1-4.
19. Хлуд В.Я. Совершенствуется лесовозный подвижной состав // Лесная промышленность. 1973. № 8. С. 21.
20. Шварц Д.М. Переспективы развития комплексной механизации лесосплавных работ // Лесоэксплуатация и лесоплав: Экспресс-информация. Вып. 12. М., 1980. С. 10.
21. Швец В.Л. Современное производство пиломатериалов в России: [Электронный ресурс]. - http://www.yandex.ru/yandsearch?stype=www&n1=0&text=%E8%F1%.
22. Шугар С.С. Вахтовый метод заготовки древесины // Лесная промышленность. 1974. № 9. С. 4-5.
23. Ягодников Ю.А., Бурдин Н.А., Нахманович М.Б. Снижать затраты на содержание техники // Лесная промышленность. 1975. № 4. С. 9-11.