Научная статья на тему 'Система управления качеством в проектах реструктуризации и развития предприятий'

Система управления качеством в проектах реструктуризации и развития предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. С. Бушуева

Рассматриваются вопросы формирования эффективной системы управления качеством в проектах реструктуризации и развития предприятий на основе концепций общего управления качеством (TQM). Исследованы ~ стратегии управления проектами реструктуризации предприятий на основе внедрения TQM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления качеством в проектах реструктуризации и развития предприятий»

Предлагаемый автором подход к созданию инфраструктуры по подготовке и реализации проектов реструктуризации и развития предприятий обеспечивает возможность гибкого использования профессионализма консультантов и их специализацию, организуя потоки проектов.

Это позволяет упростить описание процессов и проектов реструктуризации предприятий на основе отработанного единого внутрифирменного стандарта.

Кроме того, данный подход позволяет представителям органов государственной власти, прежде всего на местах, четко осознать, что стабилизация положения на микроуровне является основным и определяющим фактором стабилизации макроситсемы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кершництво з питань проектного менеджменту. К.:УКРНЕТ, 1999

2. Шепель В.И. Управление проектами реструктуризации и развития предприятий. В сб. Управлшня проектами та развиток виробництва. № 1, 2000.

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Высшая школа.- 2000.

УДК 65.050

Н.С. Бушуева

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТАХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассматриваются вопросы формирования эффективной системы управления качеством в проектах реструктуризации и развития предприятий на основе концепций общего управления качеством (TQM). Исследованы ~ стратегии управления проектами реструктуризации предприятий на основе внедрения TQM. Рис.2, ист.З.

Одной из ключевых задач проектов реструктуризации и развития предприятий является создание и внедрение систем управления качеством как стратегического компонента.

Система управления качеством, обеспечивает стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и продвигаемой на рынке продукции в течение всего времени действия предприятия (контракта). Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы системы качества, соответствующей признанным международным требованиям.

Управление качеством является, по существу, стратегическим процессом, обеспечивающим развитие компании — в рамках технологических, огранизационных и бизнесс-процессов.

Современная концепция общего управления качеством - TQM предприятия (проекта) имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:

> качество — неотъемлемый элемент проекта реструктуризации и развития в целом (а не самостоятельная функция управления);

> качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

> ответственность за качество должна быть адресной;

> для реального повышения качества нужны новые технологии;

> повысить качество можно только усилиями всех работников предпри-

ттля;

> контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продук-

цао):

> политика в области качества должна быть частью общей политики «юедприятия.

Современные подходы к разработке проектов реструктуризации и ввзвития предприятий предполагают использование процессной модели «юедприятия (рис.1.).

Рис. 1. Модель развития предприятия в рамках процессов

- Проекты улучшений качества или реинжениринга

Участники системы качества (рис. 2).

Поставщики

Рис. 2. Схема взаимодействия участников проекта Клиенты

□ Определение поставщиков

□ Определение потребностей (нужд) к поставщикам

L Обеспечение и получение обратной связи Производители

L Планирование обеспечения нужд клиентов L Контроль процесса обеспечения нужд клиентов L Улучшение, основанное на обратной связи Поставщики

L Определение клиентов L Понимание нужд и потребностей клиентов L Избегать создания проблем для клиентов

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КАЧЕСТВА В ПРОЕКТАХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ. Планирование качества

L Определение внутренних и внешних клиентов и их нужд. L Развитие продукта, отвечающее нуждам клиента. L Определение целей качества и развитие процессов. Контроль качества L Выбор объекта контроля.

L Выбор единиц измерения контролируемых параметров. L Измерение и контроль параметров. Непрерывные улучшения L Доказательства необходимости улучшений. L Определить проекты и выполнить их. L Обеспечить контроль достижения цели.

L Планирование качества продукции предприятия/проекта и его отдельных элементов.

L Создание команды проекта, включая подготовку кадров и организацию трудовой деятельности.

Рассмотрим предлагаемый автором подход по формированию методологии разработки и управления проектами реструктуризации и развития предприятий.

Под методологией управления проектами М будем понимать обобщенную модель формирования и мониторинга проектов в конкретной проблемной области А в виде информационной модели проекта / данной предметной области, правил, методов и средств ее формирования и проведения мониторинга проектов.

Отметим, что методология управления проектами реструктуризации и развития предприятий представляется в виде базовой (base) методологии Мь, предназначенной для формирования основной системы терминов и правил в данной предметной области, рамочной (plug-iri) методологии Мр, описывающей типовые решения в рамках предметной области, примерной (sample) методологии Ms, содержащей решения конкретных проектов и библиотеки работ данной предметной области М,. В процессе формирования методологии реструктуризации и реформирования конкретного предприятия Nf эти методологии используются для максимально быстрого формирования рабочей модели проекта на основе использования системы терминов V(A), правил данной предметной области R(A), накопленного опыта подготовки и реализации предыдущих проектов.

Таким образом, модёль методологии формируется на основе следующего выражения:

Nf = F(V(A), R(A), <МЬ, Мр, Ms, М, >), (1) где F - функция, отображающая технологию формирования модели методологии, характерной уровню компетенции команды менеджеров,

осуществляющих процесс инициализации проекта (диагностику предприятия в терминах проектов реструктуризации).

В процессе формирования методологии Ы( разрабатываются структуры, определяющие основу информационной модели проекта реструктуризации. Такими структурами являются:

• Эуу типовые структуры работ проектов данной предметной области

АЛВв);

Эр типовые структуры продуктов проектов; Бг типовые структуры ресурсов, используемых в проектах; Эс типовые структуры затрат по проектам; вЬ структуры бизнес-процессов организации;

Эо организационные структуры предприятий, осуществляющих реформирование и реструктуризацию;

• структура портфеля проектов организации.

Тогда структурная составляющая методологии представляется

следующей пятеркой:

Л = <51Л/, Эр, Эг, Эс, ЭЬ, Эо, >. (2)

Конфигурация методологии включает следующие составляющие:

• Рг ресурсный пул;

• /?/ роли участников проектов;

• Р продукты проектов;

• О системы документов, участвующих в процессе реформирования и реструктуризации предприятий;

• Ес система кодов элементов проектов и их окружения;

• Шэ атрибуты работ для проектов данной предметной области и эсужения;

• Рс факторы реализации и контроля (зоны параметров контроля);

• Ф жизненный цикл и фазы проектов;

• Рг портфель проектов организации и методы управления им.

Модель конфигурации методологии управления проектами

■ юеаставляется следующим образом:

Км = < Рь и Ф, Рс, И/а, Ес, О, Р, Я/, Рг > (3)

Таким образом, сформированная на основе 1 методология управления ■юоектами представляется следующим образом:

М=<Км, л>(4)

Предлагаемая модель методологии обладает следующими свойствами:

• полнота представления рабочих моделей проектов реструктуризации предприятий;

■ гибкость в формировании моделей при их привязке к предметной шбгасти, а также к окружению проектов;

■ реализуемость в рамках существующих информационных тиоологий управления проектами.

На основе рассмотренной методологии разработан укрупненный алгоритм формирования качества в проектах реструктуризации предприятий, «гсрый состоит из следующих бизнес-процессов (шагов):

1. Подготовка производства, то есть обеспечение необходимой •оормации 4 для заданного уровня качества квалификации исполнителей и их тонического оснащения.

2. Разработка системы материально-технического обеспечения на эоове 3.

3. Контроль и текущая оценка достигнутого уровня качества, включая: входной, операционный и приемочный контроль технологических процессов и производственных операций, а также проведение инспекционного контроля;

4. Информационное обеспечение, включая систему сбора, обработки и передачи информации между бизнес-процессами и процессами управления производством, технологиями с использованием модели 4.

5. Лабораторное, метрологическое и геодезическое обеспечение технологических процессов.

6. Правовое обеспечение системы управления качеством на предприятии.

Предлагаемый автором подход к разработке проектов реструктуризации предприятий с учетом системы всеобщего управления качеством обеспечивает возможность формировать проекты улучшений и реинжениринга в точках их зарождения, организуя потоки проектов. Это позволяет провысить эффективность процессов и проектов реструктуризации предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кершництво з питань проектного менеджменту. К.:УКРНЕТ, 1999.

2. Бушуева Н.С. Стратегические процессы и процедуры проектов реструктуризации предприятий. В сб. Управлшня проектами та развиток виробництва. № 1, 2000.

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Высшая школа.- 2000.

УДК 519.68:681.3:658.512

В. В. Морозов, Е. В. Кальниченко

УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ПРОЕКТАХ КАК МЕХАНИЗМ ОРИЕНТАЦИИ НА РЕЗУЛЬТАТ

Исследованы проблемы дефицита денежных средств в проектах и предложен механизм их решения посредством развития методов управления стоимостью через управление денежными потоками проекта. Рис. 7, табл. 2, ист.6.

Основные особенности управления проектами в Украине сегодня связаны с реализацией крайне важных программ развития с одной стороны и становлением культуры профессионального управления проектами - с другой. В этой среде существует ряд проблем, которые в значительной степени влияют на успешное завершение практически всех проектов и инвестиционных программ. Среди этого круга проблем можно отметить одну из основных - дефицит денежных средств [1]. Как правильно спланировать денежные потоки проекта, как избежать остановки проектов из-за отсутствия денежных средств, как эффективно управлять денежными потоками - эти вопросы являются предметом данной статьи.

Проблема дефицита денежных средств не нова. Ее пытаются решить как для жизнедеятельности отдельных предприятий, так и для их развития через проекты. Тем более важным является рассмотрение данных вопросов еще и потому, что проекты и программы реализуются не в изолированной среде, а на конкретных предприятиях и в организациях со всеми их проблемами, в том числе и финансовыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.